Образование

Основным видом деятельности Школы является образовательная деятельность в области дополнительного образования по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства и дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы (далее ПП) оформлены в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства и сроку обучения по этим программам» (далее ФГТ), утверждёнными Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 163 и реализуется в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Мошенская школа искусств» (далее Школа).

Педагогическая целесообразность ПП обусловлена тем, что музыкальное образование призвано решать ответственные задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства обучающихся. Готовить активных участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры, а наиболее способных – к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

ПП составлены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлены на:

• выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
• создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся;
• приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
• приобретение обучающимися умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира;
• подготовку одарённых обучающихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

ПП разработаны с учётом:

обеспечения преемственности ранее действующих программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Цели ПП:

• воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
• формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
• формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
• воспитание обучающихся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
• формирование у одаренных обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
• выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

• выявить интересы и склонности каждого обучающегося к определенному виду учебно-музыкальной деятельности;
• приобщить обучающихся к музыкально-исполнительской культуре;
• сформировать у обучающихся прочные навыки владения музыкальным инструментом;
• всесторонне развивать музыкальные задатки и способности обучающихся;
• обеспечить условия для профессиональной ориентации одаренных обучающихся;
• активизировать концертную деятельность обучающихся и обеспечить их творческую активность;
• всесторонне развивать эстетический вкус обучающихся, мотивацию их творческой деятельности, воспитывать и формировать высокие нравственные качества личности.

Отличительной особенностью ПП является то, что они модифицированы – т.е. адаптированы к условиям образовательного процесса данной Школы. Главная особенность ПП в комплексном подходе к образованию обучающихся.

Срок освоения ПП для обучающихся, поступивших в школу в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет; для обучающихся поступивших в 1 класс в возрасте с десяти до двенадцати лет - 5 лет.

Срок освоения ПП для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (9-й и 6-ой год обучения соответственно).

Возможна реализация ПП в сокращенные сроки по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ в пределах осваиваемой ПП.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ПП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение ОП по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
При приеме на обучение по ПП школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной памяти.

Целью введения в образовательный процесс учебных планов нового поколения является создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом особенностей группы обучающихся, а также решение задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого обучающегося и, тем самым, дает возможность большому количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Учебные планы предусматривают следующие предметные области:

- музыкальное исполнительство;
- теория и история музыки
и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация

Формы и режим занятий:

При реализации программ со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программ с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

При реализации программ со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года, с первого по четвертый классы составляет 39 недель, в пятом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программ с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.

С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные школой.

Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется в следующих формах:

- индивидуальная (специальность и чтение с листа, музицирование), занятия проводятся по расписанию, разработанному индивидуально для каждого обучающегося. Дифференцированный подход к составлению индивидуальных планов поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту обучающихся.
- мелкогрупповая (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, ансамбль, концертмейстерский класс) - численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек.
- групповая (хоровой класс) - численностью от 8 человек.

Реализация ПП обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Оценка качества реализации ПП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся (в виде выпускных экзаменов). По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Между выпускными экзаменами устанавливается временной интервал не менее трех календарных дней.

Условия реализации ПП:

Для успешной реализации ПП необходима система требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации ПП.

Реализация ПП обеспечивается преподавателями, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование составляет - 15% в общем числе преподавателей школы, обеспечивающих образовательный процесс по ПП.

При реализации ПП каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.

ПЕРЕЧЕНЬ
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства,
реализуемых МБ УДО «Мошенская школа искусств»

Название

Срок реализации

Возраст обучающихся

Учебные предметы (подпрограммы)

ПП «Музыкальный фольклор»

 

8 лет

от 6,6 (9) – 15(16)  лет

1. Фольклорный ансамбль 
2. Музыкальный инструмент 
3. Народное творчество 
4. Сольфеджио 
5. Музыкальная лит-ра  

Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные комплексные программы в области музыкального искусства

Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные комплексные программы вобласти музыкального искусства (далее ОП) составлены на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2018 г. Министерства культуры Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программы реализуются в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Мошенская школа искусств» ( далее – Школа).

Педагогическая целесообразность ОП обусловлена тем, что музыкальное образование призвано решить ответственные задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовить активных участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры, а наиболее способных – к дальнейшей учёбе в средних специальных учебных заведениях.

ОП составленыс учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлены на:

•привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию;
•эстетическое воспитание подрастающего поколения;
•формирование у обучающихся общих историко - ¬теоретических знаний об искусстве и технологиях;
•приобретение обучающимися начальных, базовых художественно¬ - творческих умений и навыков.

ОП разработаны с учётом:

обеспечения преемственности ранее действующих программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

ОП реализуютсяпосредством: ¬ личностно - ¬ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно - нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; ¬ вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; ¬ обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы по той или иной специальности музыкального искусства, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе.

Цели ОП:

•формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
•воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;
•формирование общей культуры обучающихся;
•удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Для достижения целей формируются следующие задачи:
•сформировать у обучающихся навыки владения инструментом;
•всесторонне развивать музыкальные задатки и способности детей;
•активизировать концертную деятельность обучающихся и обеспечивать их творческую активность;
•всесторонне развивать эстетический вкус обучающихся, мотивацию их к творческой деятельности, воспитывать и формировать высокие нравственные качества личности через общение с музыкальным искусством.

Отличительной особенностью ОП является то, что они модифицированы – адаптированы к условиям образовательного процесса данного учреждения.

Содержание ОП и сроки обучения по ним разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно.

Школа имеет право реализовывать ОП в сокращённые сроки по индивидуальным учебным планам.

ОП являются комплекснымии предполагают изучение предметов согласно учебным планам.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Минимум содержания ОП должен обеспечивать целостное художественно – эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально – исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения ОП является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

•навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
•умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;
•умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
•навыков публичных выступлений;
в области историко – теоретической подготовки:
•первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
•знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчества великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
•знаний основ музыкальной грамоты;
•знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
•знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Способами определения результативности реализации ОП являются системы текущей, промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценок, разработанные в Школе и установленные соответствующими локальными актами.

По окончании освоения ОП выпускникам выдается документ установленного Школой образца.

Условия реализации.

Условия реализации ОП представляют собой систему требований к учебно¬ - методическим, кадровым, финансовым, материально - ¬техническим и иным условиям реализации программ с целью достижения планируемых результатов освоения ОП.

При реализации ОП со сроком обучения 7 лет продолжительность учебного года составляет 39 недель, продолжительность учебных занятий 34 - ¬35 недель.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель.

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает график образовательного процесса.

Формы и режим занятий. При реализации ОП предусматриваются аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам и индивидуально в зависимости от специфики учебной дисциплины. Индивидуальные занятия проводятся по расписанию, разработанному индивидуально для каждого обучющегося.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности. Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Наполняемость групп, продолжительность и периодичность занятий осуществляется в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами для определённого возраста обучающихся.

Предметы учебного плана осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2¬х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

ОП обеспечиваются учебно - методической документацией по всем учебным предметам.

Реализация ОП обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио¬ и видеозаписей, формируемым по перечню учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно¬ - методической литературы по всем учебным предметам.

Реализация ОП обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34 - 35 недель реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

Материально - технические условия Школы должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных ОП. Материально - техническая база Школы должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа должна соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта. Минимально необходимый для реализации программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально технического обеспечения должен соответствовать профилю программы. Школе необходимо наличие:

● концертного зала с концертным роялем,
● библиотеки,
● учебных аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6кв.м. В Школе должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Школа создаёт условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий.

ПЕРЕЧЕНЬ
дополнительных общеразвивающих общеобразовательных комплексных программ в области музыкального искусства,
реализуемых МБ УДО «Мошенская школа искусств».

Название

Срок реализации

Возраст учащихся

Учебные предметы (подпрограммы)

ОП «Фортепиано»

7 лет

6,6 (8) лет – 13(14) лет

1.  Музыкальный инструмент.
2.  Ансамбль фортепиано
3.  Сольфеджио
4.  Музыкальная литература
6.  Хор

ОП «Фортепиано»

4 года

6,6 (8) лет – 11(12) лет

1.  Музыкальный инструмент.
2.  Ансамбль фортепиано
3.  Сольфеджио
4.  Музыкальная литература
6.  Хор

ОП «Народные
инструменты (аккордеон)»

5 лет

7(12) – 13(14-16) лет

1. Музыкальный инструмент
2. Сольфеджио
4. Музыкальная литература
6. Хор

ОП «Живопись»

4 года

12(13) – 15(16) лет

1. Рисунок

2.Живопись

3.Композиция

4. История искусств

ОП «Хореография»

5 лет

6,6(8) - 11(13) лет

1.Классический танец

2.Народный танец

3.Эстрадный танец

ПЕРЕЧЕНЬ  дополнительных общеразвивающих
 общеобразовательных программ, реализуемых на платной основе

Название

Срок реализации

Возраст учащихся

Учебные предметы (подпрограммы)

ОП «Я рисую»

4 года

6,6 (8) – 10(12) лет

1. Основы рисования

ОП «Подготовка детей к поступлению в 1 класс МШИ»

1 год

5-6 лет

1. «Путешествие с палитрой»

2. «Родничок – музыкальный фольклор»

3. Ритмика

4. Информатика для малышей

 

4 года

6,6-11

Курс компьютерной грамотности для младших школьников

2 года

10-18

Искусство программировать

 

Комплексная программа фортепиано

Комплексная программа аккордеон

Комплексная программа живопись

Комплексная программа хореография

Комплексная программа "Подготовка детей к поступлению в 1 класс школы искусств

 

Курс компьютерной граммотности для младших школьников

 

 Искусство программировать
Предпрпофессиональная программа "Музыкальный фольклор"


Дата создания материала: 07-06-2018. История изменений