«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Практическая работа 3 по географии – Методическая разработка по географии (10 класс) на тему: Практические работы по географии для 10 класса | скачать бесплатно

Практические работы по географии

Практические по географии

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………………………….3

Перечень практических работ ……………………………………………………………………….5

Практическая работа №1 «Ознакомление с географическими картами различной тематики»……………………………………………………………………………………………..6

Практическая работа 2«Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы»……………………………………………………………………………………………..6

Практическая работа №3 «Использование статистических материалов и геоинформационных систем»………………………………………………………………………..6

П

рактическая работа №4 «Ознакомление с политической картой мира»…………………7

Практическая работа №5 «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития»………………………………………………………………………………………………..7

Практическая работа №6 «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов»………………………………………………..7

Практическая работа №7 «Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов»…………………………………………………………………………………8

Практическая работа №8 «Оценка демографической ситуации в Различных странах»……………………………………………………………………………………………….8

Практическая работа №9 «Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира»…………………………………………………………………………………………9

Практическая работа 10 «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства»…………………………………………………………………………..……..10

Практическая

работа 11 «Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующихмеждународнуюхозяйственную специализациюстран и регионов мира»……………………………………………………………………………………………………….10

Практическая работа №12 «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом и размещением населения и хозяйства»……………….…………………………….10

Практическая работа 13 «Определение роли России в международном географическом разделении труда»……………………………………………………………………………………11

Практическая ра

бота 14 «Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией»…………………………………………………….11

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по учебной дисциплине. Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в данной области как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы позволяют

формировать, развивать, закреплять умения и навыки, получать новые знания. Практическая деятельность на уроке является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. В процессе практических занятий вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Практические работы проводятся согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по дисциплине.

Преподаватель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

Оценка за практическую работу выставляется каждому студенту, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

Практические работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы студентов.

Правила выполнения пр

актических работ

1. Обучающийся должен выполнить практическую работу в соответствии с полученным заданием.

2. Каждый обучающийся после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетрадях для практических работ.

4. Содержание отчета указано в описании практической работы.

5. Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом.

6. Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.

7. Если обучающийся не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Все работы оформляются в специальных тетрадях для практических занятий. Необходимо указывать:

1. тему;

2. цель занятия;

3. оборудование;

4. содержание работы и последовательность ее выполнения;

5. выводы

Критерии оценивания практической работы.

В практическом задании учитываются умения: сформулировать цель, отобрать оборудование, выполнить практические действия в определенной последовательности, сделать вывод, соблюдать правила техники безопасности.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

Отметка «4» ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2. Или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Перечень практических работ.

Практическая работа

№1 «Ознакомление с географическими картами различной тематики»

Практическая работа№2«Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы»

Практическая работа №3 «Использование статистических материалов и геоинформационных систем»

Практическая работа №4 «Ознакомление с политической картой мира»

Практическая работа №5 «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития»

Практическая работа №6 «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов»

Практическая работа №7 «Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов»

Практическая работа №8 «Оценка демографической ситуации в Различных странах»

Практическая работа №9 «Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира»

Практическая работа 10 «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства»

Практическая работа 11 «Определение осно

infourok.ru

Практическая работа № 3 по географии (8 класс)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

Практическая работа № 3

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа

Цель работы:

закрепить знания о формах рельефа Донецкого края, понятии «относительная высота»; совершенствовать умения и навыки определения относительной высоты точки, работы с картами атласа и контурной картой.

Источники знаний: физическая карта Донецкой области, контурная карта (шаблон) Донецкой области.

Примерное время проведения работы: 15 минут.

Ход работы

  1. Заполнить пропуски:

  1. Совокупность неровностей земной поверхности называется _________ (рельефом).

  2. Равнины по высоте делят на _________ (низменности: до 200 м), _________ (возвышенности: 200-500 м),__________ (плоскогорья, нагорья: 500-800 м).

  3. Донецкий кряж – это __________ равнина (слегка волнистая).

  4. На юге Донецкий кряж опоясан __________ возвышенностью (Приазовской).

  5. Особенность побережья Азовского моря – это ________ (песчаные косы).

  1. На контурной карте Донецкой области отметить:

  • основные формы рельефа: Донецкий кряж, Приазовскую возвышенность, Приазовскую низменность;

  • максимальные отметки Донецкого кряжа и Приазовской возвышенности: Саур-Могилу, курган Могилу Острую, Могилу Гончариху;

  • песчаные косы Донецкого Приазовья: Белосарайскую и Кривую.

  1. Приведите примеры влияния на развитие форм рельефа внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов Земли.

Внутренние (эндогенные) процессы

Внешние (экзогенные) процессы

Движения земной коры

Деятельность текучих вод, деятельность ветра, особенности климатических условий

  1. Задача. Определить относительную высоту кургана Могилы Острой над Саур-Могилой.

Решение.

Относительная высота – это превышение одной точки над другой.

Высота кургана Могила Острая – 331 м.

Высота Саур-Могилы – 247,8 м.

Относительная высота кургана = 331 – 247,8 = 83,2 м.

Вывод. Каковы особенности рельефа Донецкой области?

(Особенностью рельефа Донецкой области является преобладание холмисто-равнинного рельефа. Здесь простираются Донецкий кряж, Приазовскую возвышенность, Приазовскую низменность. Максимальная высота Донецкой области – курган Могила Острая, 331 м).

infourok.ru

Практические по географии — geoschool1-география в школе

АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2015 ГОД).

1. «Имена на карте» (работа с картой).  Просмотр.  Скачать.

2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. Просмотр. Скачать.

3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. Просмотр. Скачать.

4. Определение координат географических объектов по карте. Просмотр. Скачать.

5. Определение положения объектов относительно друг друга.

6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. Просмотр.  Скачать.

7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

8. Определение азимута. Просмотр.   Скачать.

9. Ориентирование на местности.

10. Составление плана местности. Просмотр.  Скачать.

11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Просмотр.  Скачать.

13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии. Обозначьте  на контурной карте следующие объекты гидросферы: моря, заливы, проливы, острова и полуострова; реки и озера. Используйте рекомендации по оформлению контурных карт.

15. Описание объектов гидрографии. Используя  карты  атласа  и  предложенные  типовые  планы  описания  океана, моря и реки дайте  комплексную  характеристику объекта.

16. Ведение дневника погоды. Скачать дневник погоды: осень (pdf.)  (doc.), зима (pdf.)

17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Просмотр.  Скачать.

18. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков. Просмотр.  Скачать.

19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных. Просмотр.  Скачать.

20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности. Просмотр/скачать

21. Изучение природных комплексов своей местности.

22. Описание основных компонентов природы океанов Земли. Типовые планы (dok.)

23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации. Просмотр.  Скачать.

24. Описание основных компонентов природы материков Земли. Типовые планы (dok.)

25. Описание природных зон Земли. Типовые планы (dok.)

26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.   Просмотр.   Скачать.

27. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

28. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. Скачать

29. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России. Скачать перечень географической номенклатуры (8 класс). Как работать с географической номенклатурой.

30. Оценивание динамики изменения границ России и их значения. Просмотр. Скачать.

31. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России. Просмотр.  Скачать.

32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.  Просмотр. Скачать 

33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Скачать

34. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России. (см.правила работы в контурных картах,  географическая номенклатура)

35. Описание элементов рельефа России. Скачать

36. Построение профиля своей местности. Скачать

37. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.

38. Описание объектов гидрографии России. Посмотреть/скачать

39. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.

40. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

41. Описание характеристики климата своего региона.

42. Составление прогноза погоды на основе различных        источников информации.

43. Описание основных компонентов природы России.

44. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.

45. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

46. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

47. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.

48. Определение особенностей размещения крупных народов России.

49. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

50. Чтение и анализ половозрастных пирамид.

51. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.

52. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

53. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.

54. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

55. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.

56. Описание основных компонентов природы своей местности.

57. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.

58. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.

59. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.

60. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам. Скачать

61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации. Варианты работы: а) создание различных видов презентации на основе типового плана; б) «визитная карточка» города (постер-презентация)  ШАБЛОН   ПРИМЕР 1    ПРИМЕР 2  

62. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами. Скачать

www.geoschool1.ru

Практические работы по географии для 9 класса

Практические работы по географии.

9 класс.

Практическая работа 1:

Сравнение географического положения России и других стран.

Цель: Научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на развитие страны.

Ход  работы: На контурной карте России:

— Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;

— Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;

— Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;

— Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;

— Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым — 50о северной широты;

— Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов СНГ;

— Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов НАТО;

— Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

— Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны?

 Практическая работа 2:

 Анализ карт населения.

Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и размещения населения.

Ход  работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:

— Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны, относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской языковым семьям (по три примера).

— Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России. В чем заключаются основные особенности размещения населения России?

— Назовите города-миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются особенности их размещения?

— Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины различий показателя  плотности населения для разных регионов России.

Практическая работа 3:

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в  целом и ее отдельных территорий.

Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.

Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.

— Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.

— Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время. Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей области за последний период.

— Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.

— Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в Мурманской области.

— Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.

— Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.

Практическая работа 4:

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.

Языковая семья

Народы

Ареал расселения

Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения

1.Индоевропейцы

Русские

Украинцы

Белорусы

Немцы

1

2

3

4

1

2

3

4

2. Алтайская

Татары

Чуваши

Башкиры

1

2

3

1

2

3

3.Урало  –

   юкагирская

Мордва    

1

1

4. Северо- кавказская

Чеченцы

Кабардино-балкарцы

Ингуши

1

2

3

1

2

3

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу

— Определите области с преобладанием русского населения.

— Назовите регионы с многонациональным составом населения.

— Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.

— Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.

— Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.

Практическая работа 5:

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.

Ход работы:

— Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.

— Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.

— Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.

— Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?

— В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.

— Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?

— Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).

— Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.

Практическая работа 6:

Группировка отраслей по различным показателям.

Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.

Ход работы:

— Заполните таблицу:

Межотраслевые комплексы

Хозяйственные функции

Отрасли, входящие в комплекс

Научный

Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний

Образование и наука

Военно-промышленный

Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами

Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т.д.

Машиностроительный

Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами

Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др.

Топливно-энергетический

Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах

Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика

Металлургический, химико-лесной

Производство конструкционных материалов и химических веществ

Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др.

Агропромышленный

Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции

Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность

Инфраструктурный

Оказание разнообразных услуг

Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др.

Межотраслевые комплексы России.

Практическая работа 7:

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей

Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:

— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.

— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.

— Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.

— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.

Практическая работа 8.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.

Ход работы: Заполните таблицу:

Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.

План

                Характеристика

1. Географическое положение

2. Оценка уровня  развития

3. Основные центры

          а) добычи нефти

           

           б) переработки нефти

А)

Б)

4.Направления    

транспортировки

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти

Вывод.    Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.

Практическая работа 9.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику угольного бассейна.

Ход работы: Заполните таблицу:

Характеристика Кузнецкого угольного бассейна

План

Кузнецкий бассейн

1. Географическое положение

2. Балансовые

     запасы угля

3. Глубина

    залегания углей

4. Теплотворная              

     способность

5. Качество

     угля

6. Способы добычи

7. Мощность пластов

8. Условия работы

9. Себестоимость

10. Экологические проблемы, связанные с разработкой бассейна

Вывод. Значение Кузбасса для экономики страны. Перспективы  развития  бассейна в ближайшем будущем.

Практическая работа 10.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.

Ход работы: Заполните таблицу:

Группа отраслей

Основной фактор размещения

Районы

Трудоемкое

машиностроение

1

1

2

3

4

Металлоемкое машиностроение

1

1

2

3

4

Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

Практическая работа 11:

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства. 

Ход работы: Заполните таблицы:

    Растениеводство

Фактор      размещения

 Природная  зона

Экономические районы

1.Пшеница

      а) озимая

      б) яровая

Теплый климат, увлажнение

Лесостепная и степная зоны

1

2

1

2

3. Кукуруза

Теплый климат, увлажнение

степная зона, предгорные районы

1

2

3. Картофель

Умеренный климат

увлажнение

Густонаселенные районы

Лесная зона, лесостепная зона

1

2

3

4. Лен

Умеренный климат

Лесная зона

1

2

5. Подсолнечник

Теплый климат, увлажнение

Степная зона

1

2

3

    Животноводство

Фактор      размещения

 Природная  зона

Экономические районы

1. Овцеводство

Сухой, горный климат

Степная зона и

предгорные районы

1

2

3

2.КРС

а) мясное

б) молочное

Сухой климат

увлажнение

Лесостепь и степь.

Лесная зона

1

2

1

2

3. Свиноводство

Густонаселенные

Районы, пригородные районы

Лесная зона, лесостепь, степь

1

2

3

4

4. Оленеводство

Не требовательны  к влажным кормам (нужен корм ягель)

Тундра

1

2

3

Вывод:  От каких факторов зависит специализация сельского хозяйства разных районов России?

multiurok.ru

Практические работы по географии 8 класс

Введение

Тема 1.1. Наша Родина на карте мира

Практическая работа №1.

Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

Цель: дать характеристику ГП России, сравнить ГП России с географическим положением других стран.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Дать характеристику ГП страны по плану.

  3. Сравнить ГП России с другими странами. Заполнить таблицу.

  4. Сделать вывод.

  1. Характеристика географического положения страны:

Какими морями, океанами омывается

Крайние точки

Сухопутные границы

Морские границы

Климатические пояса

2.Сравнение географического положения России с другими странами.

  1. Какие страны мира могут быть сопоставимы с нашей страной по площади?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение

Тема 1.2. Границы и административно-территориальное устройство России

Практическая работа №2.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

Цель: Научиться определять поясное время.

Поясное время — это время в границах одного часового пояса.

Местное время — это время на одном меридиане.

Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

Летнее время — перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и

декретным временем.

Линия перемены дат — 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы

попадаем из одних суток в другие.

Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.

Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.

В России 11 часовых поясов.

Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.

3.Определить в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.

4.Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч. вечера.

5.Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

6.В Чите 18 часов, определите поясное время в Москве.

7.Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 часов.

8.Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №3.

Анализ карт «Физическая карта», «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геологическая карта».

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной коры.

Плиты – это молодая платформа.

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Найдите на тектонической карте платформы, плиты. Обозначьте наиболее крупные на контурной карте.

3. Найдите на тектонической карте щиты. Обозначьте.

4. Определите области складчатости. Выделите в к/к цветом.

5. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре. Нанесите обозначения полезных ископаемых на карту.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №4.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры.

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Заполните таблицу.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Балтийский щит

Алданский щит

3.Выводы об установленной зависимости.

Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.

Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №5.

Составление характеристики рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Западной Сибирской равнины.

Цель: научиться составлять характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Западной Сибирской равнины.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответить на вопросы согласно плану.

План: 
1) где расположена территория; 
2) к какой тектонической структуре приурочена; 
3) породы какого возраста слагают территорию; 
4) средние, минимальные и максимальные высоты территории; 
5) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа; 
6) какие стихийные явления связаны с тектоническим и геологическим строением, с особенностями рельефа, возможные меры борьбы с ними.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.2. Климат и климатические ресурсы

Практическая работа №6.

Анализ климатической карты.

Цель работы: развитие знаний о взаимосвязях элементов климата; формирование умений считывать информацию с климатической карты и представлять информацию в виде суждений; формирование умения комплексного использования различных карт.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответьте на вопросы:

1.По карте определите, на каких материках среднегодовая температура воздуха опускается ниже 0°С?

2.По карте определите, какой материк можно назвать самым жарким на Земле? А какой материк – самый холодный? Ответ поясните.

3.Какие среднегодовые температуры воздуха в тропическом, умеренных и полярных поясах освещенности?

4.Определите абсолютные минимумы и максимумы температуры воздуха зафиксированные:

  1. на северо-востоке Евразии;

  2. на севере Африки:

5.Определите средние температуры самого теплого и холодного месяца и вычислите годовую амплитуду. Запишите вычисления и полученные результаты:

    1. в пустыне Сахара;

    2. на острове Гренландия.

6.Определите, какое количество осадков выпадает:

  1. в Антарктиде;

  2. на полуострове Камчатка;

7.Выделите территории на Земле с наиболее благоприятными климатическими условиями для жизни людей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Практическая работа №7.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Цель: Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.

Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.

Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответьте на вопросы.

Определите состояние погоды по синоптической карте на территории Урала и Центральной части Восточно – Европейской равнины по плану:

1. Температура воздуха.

2. Направление и сила ветра.

3. Облачность, осадки.

4. Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.

5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.

Сделайте вывод:

Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.2. Климат и климатические ресурсы

Практическая №8.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения температур января и июля, годового количества осадков.

Цель: определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Пункты

Суммарная радиация, ккал/см2

Мурманск

Санкт-Петербург

Якутск

Екатеринбург

Хабаровск

  1. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №9.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Цель: установить связь между водами суши, рельефом и климатом территории; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны. Заполните таблицу.

Опасные природные явления:
  • Наводнения

  • Засухи

  • Ливни

  • Снегопады

  • Сели

  • Лавины

  • Наледи

  • Гололед

  • Оползни

Районы распространения:

  • Районы Кавказа

  • Реки Северного стока

  • Горы Южной Сибири

  • Реки Дальнего Востока

  • Западно-Сибирская равнина

  • Северо-запад Русской равнины

  • Бассейн Амура

  • Васюганье

  • Алтай

  • Восточная Сибирь

  • Камчатка

  • Северный Урал

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

Реки

Озера

Болота

Ледники

Многолетняя мерзлота

Подземные воды

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №10.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогнозов и их использование.

Цель: закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

Формирование умений определять причинно-следственные связи, давать характеристику по плану.

Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную речь.

Формирование умений работать с различными источниками информации.

Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Дайте характеристику водным ресурсам по плану:

а) значение;

б) категория по степени исчерпаемости;

в) составные части;

г) распространение по территории;

д) пути и способы рационального использования.

3.Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №11.

Нанесение на контурную карту географических объектов по теме.

Цель: закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

Формирование умений определять причинно-следственные связи.

Формирование умений работать с различными источниками информации.

Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Нанести на контурную карту географических объектов.

Болота

  • Байкал

  • Ладожское

  • Онежское

  • Таймыр

  • Ханка

  • Чудское

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.4. Почвы и почвенные ресурсы

Практическая работа №12.

Выявление условий почвообразования основных типов почв.

Цель: познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны; определить условия их образования; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Заполните таблицу.

Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

Тундрово-глеевые

Подзолистые

Дерново-подзолистые

Серые лесные

Черноземы

Бурые полупустыни

Серо-бурые пустыни

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Практическая работа№13.

Анализ карт «Растительность», «Животный мир».

Цель: показать взаимосвязь между компонентами природной зоны.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Заполнить таблицу.

  3. Сделать вывод.

Природные

зоны

Почвы

Осадки

Растительный мир

Животный мир

Арктические пустыни

Тундра

Лесотундра

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Степь

Лесостепь

Пустыни и полупустыни

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.1. Природное районирование

Практическая работа № 14.

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

Цель: показать взаимосвязь между компонентами природной зоны.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Выбрать две природные зоны и составить их характеристику по плану.

  3. Заполнить таблицу.

  4. Сделать вывод.

Особенности

Географического положения

Особенности климата

Особенности рельефа

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.2. Природа регионов России

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Практическая работа№15.

Оценка природных условий и ресурсов. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

Цель: — Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

— Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного хозяйства, для строительства дорог и др.

— Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры, формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Ответьте на вопросы.

3.Сделать вывод.

1) Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и деятельность человека?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какие природные ресурсы вам известны?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) По картам определите, какие территории нашей страны обладают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) По картам атласа и учебника определите, какие крупные месторождения России (нефть, газ, медь, золото, серебро, алмазы)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) С какими материками и странами схож растительный и животный мир нашей страны? Как вы думаете почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Как проявляется влияние человека на состав и численность живых организмов?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.3. Природа Республики Татарстан

Практическая работа №16.

Характеристика географического положения РТ.

Цель: изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения, дать знания о границах Татарстана и пограничных государствах.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Ответьте на вопросы согласно плану.

3.Сделать вывод.

План характеристики ГП страны.

  1. Площадь ____________________________________________________________

  2. Сухопутные границы. Соседи:

На востоке и юго-востоке

На юге

  1. Положение в природных зонах. Климат.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Влияние ГП на природу и хозяйственную деятельность населения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.3. Природа Республики Татарстан

Практическая работа №17.

Оценка природных условий и ресурсов зоны лесов и лесостепей.

Цель: формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий.

— Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах Республики Татарстан, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры, формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Заполните таблицу.

3.Сделать вывод.

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Использование в хозяйстве страны

infourok.ru

Практические работы по географии РО

Практическая работа № 1.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ,

ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Задание.

1. На контурной карте Ростовской области обозначьте границы Ростовской области и надпишите названия соседних территорий.

2. Надпишите на карте части света, в которых расположена область.

3. Обозначьте естественные и искусственные моря.

4. Отметьте на контурной карте крайние точки и географический центр. Укажите их координаты.

5. Определите протяженность Ростовской области в градусах и километрах между северной и южной, западной и восточной точками (длина 1º меридиана =111км; длина 1º по параллели 45º = 78 км).

6. Определите в градусах и километрах расстояние от Ростова-на-Дону до Москвы, пользуясь атласом России.

7. Обозначьте на контурной карте областной центр и ваш населенный пункт. Определите, как они расположены относительно друг друга.

8.         Найдите на топографической карте Белокалитвинского района свой населенный пункт и определите как он расположен относительно городов Ростова-на-Дону и Таганрога.

Практическая работа № 2.

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ                 Задание

1)    На контурной карте нанесите рельеф области. Светло-коричневым цветом раскрасьте возвышенности, а зеленым – низменности, подпишите их названия.

2)    Красной штриховкой обозначьте Русскую платформу, а зеленой Скифскую плиту.

3)   Обозначьте высшую точку Ростовской области, определите ее координаты, используя физическую карту Ростовской области.

4)  Соотнесите тектоническую структуру и формы рельефа:

 

1.  Русская платформа                     а)  Калачская возвышенность                   

2.  Герцинская складчатость          б)  Азово-Егорлыкская равнина              

 3.  Скифская плита                          в)  Донская гряда                                       

                                                               г)  Донецкий кряж

                                                               д)  Доно-Донецкая равнина                               

                                                               е)  Ергени         

                                                              ж) Северо-Приазовская равнина

                                                               з)  Сальско-Манычская гряда

 5) Найдите ближайшее к школе геологическое обнажение и опишите его по плану:

а)      Географическое положение объекта

б)      Характер обнажения

в)      Размер

г)       Описание обнаженных пород

д)      Характер залегания пород

е)      Зарисовка обнажения

6)   Среди рельефообразующих процессов выберите современные экзогенные процессы формирующие рельеф нашей области:

а)      Аккумулятивные

б)      Водно-эрозионные

в)      Гляциальные

г)       Карстовые

д)      Мерзлотные

е)      Метаморфизм

ж)    Оползень

7)   Выберите примеры современных изменений рельефа, характерных для нашей области:

а)      Оврагообразование

а)      Оседание земной поверхности

а)      Оползни

а)      Терриконы

а)      Эрозия почв

а)      Заболачивание

а)      Опустынивание

Практическая работа № 3.

КЛИМАТ

 Задание.

1. На контурной карте обозначьте, синим цветом изотермы января, а красным цветом – июля.

2. Отметьте пункты, где зафиксирован абсолютный максимум и минимум, температуры.

3. Нанесите цветную окраску на контурную карту годового количества осадков.

4. Город Таганрог и село Заветное расположено почти на одной широте, однако средняя температура января в Таганроге на два градуса выше, чем в Заветном. Почему?

5. Укажите, какие неблагоприятные климатические явления наиболее характерны для Ростовской области:

а)      засуха;

б)      снегопад;

в)      смерч;

г)       гололед;

д)      ливневый дождь;

е)      градобой;

ж)     заморозки;

з)       пыльная буря;

и)      туман.

8. Как вы считаете, характерно ли описание жаркого летнего дня и холодной зимы М.А. Шолоховым для вашей местности? Объясните, с чем связаны такие типы погоды?

9. Средняя температура июля на юге Ростовской области на два градуса выше, чем на севере. Почему?

10. Пользуясь таблицей 1, постройте график годового хода температуры для станций, расположенных на севере области, средней части и на юге (по выбору ученика). Объясните, чем вызваны различия графиков в разных населенных пунктах.

11. Пользуясь таблицей 2, постройте розу ветров для станций: Казанская, Шахты, Ростов-на-Дону, Сальск, Таганрог в январе и июле. Сделайте вывод, ветры каких направлений преобладают зимой и летом в разных частях ростовской области.

12. Пользуясь таблицами 1 и 2, постройте график ходового хода температуры воздуха и розу ветров для Матвеев Кургана. С каким из построенных ранее графиков сходны графики вашей местности?

Практическая работа № 4.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

    Задание.

1.      Подпишите на контурной карте реки, озера, водохранилища.

2.      Дон дважды пересекает территорию Ростовской области. Определите протяженность Дона на севере и в нижнем течении, пользуясь масштабом карты.

3.      На какой возвышенности берет начало река Дон? Определите уклон реки по формуле У=П/Д= падение/длина.

4.      Объясните:

а)      Почему вода Манычских озер сильно минерализированна?

б)      Какова роль Цимлянского водохранилища в хозяйстве и жизни людей?

5.      Опишите реку Северский Донец по плану:

а)      Название реки.

б)      Где берет начало?

в)      Куда впадает?

г)       Ширина реки в районном центре.

д)      Глубина (средняя, наибольшая).

е)      Скорость течения.

ж)    Режим реки.

з)       Притоки.

Практическая работа № 5.

ПОЧВЫ

  Задание.

1.      Используя карту почв, проанализируйте размещение основных типов почв на территории области. Какой тип почв преобладает в Ростовской области?

2.      Почти все степные участки Ростовской области распаханы. Почему?

3.      Что такое мелиорация?

4.      Почему почвы Донского края являются самыми плодородными, ведь по сравнению с другими районами растительный опад незначителен?

5.      Назовите самые лучшие почвы нашей области, укажите мощность их перегнойного слоя и запасы гумуса. Именно об этих почвах на Кубани бытует пословица: «Посади оглоблю, вырастет телега».

Практическая работа № 6.

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

Задание.

1.  Какой тип степи сформировался в окрестностях вашей местности?

2.  Назовите основные растения вашей местности:

а)      травы;

б)      деревья;

в)      кустарники. 

3.  Какие леса находятся в нашем районе – байрачные, пойменные, аренные?

4.  *Какое растение на Дону называют «шелковой травой».

Практическая работа № 7.

ЖИВОТНЫЙ МИР

    Задание

1.  Назовите типичных обитателей степей, заполнив таблицу:

Млекопи-

тающие

Птицы

Пресмыкаю-щиеся

Земноводные

Рыбы

Насекомые

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 2.  Какие редкие и исчезающие растения и животные встречаются в вашей местности? Как Вы участвуете в их охране?

3.  *О каких животных и птицах идет речь?

а)      Это единственное, совершенно слепое животное нашей фауны, «подземный обитатель». Он роет с изумительной быстротой, проводя под землей бесконечные ходы…»

б)      Эти степные зверьки имеют чрезвычайно развитые ног, благодаря которым они прекрасно прыгают; в этом им помогает также их длинный, довольно упругий хвост.

в)      Это наиболее известная птица наших южнорусских степей. Она оживляет степь с утра до вечера своим пением.

г)       Это ставшая редкой птица похожая на курицу, но имеет сильно развитые ноги, во время опасности может сильно бегать. Размах крыльев достигает 2,5 м, весит от 5 до 20 кг.

д)      Это травоядное животное – современник мамонта. От врагов спасают быстрые ноги. Вкусное мясо, дорогие рога привели почти к полному исчезновению этого животного.

Практическая работа № 8.

НАСЕЛЕНИЕ 

      Задание

1.  Какие племена и народы населяли донскую землю до появления здесь казаков?

2.  Как изменялось соотношение городского и сельского населения в 20 веке?

3.  Определите плотность населения в отдельных районах Ростовской области. Сделайте вывод о размещении населения, заполнив таблицу 

Районы

Райцентр?

Площадь, км²

Население,тыс. чел.

Плотность, чел./км²

Аксайский

 

1171

73,9

 

Верхнедонской

 

2675

26,3

 

Заветинский

 

4656

19,1

 

Зерноградский

 

2663

62,9

 

Неклиновский

 

2148

77,7

 

4.  Объясните причины неравномерного размещения населения на территории Ростовской области.

5.  Дайте характеристику населенного пункта, в котором вы живете, по плану:

а)      географическое положение;

б)      дата возникновения;

в)      численность населения;

г)       занятия населения;

д)      крупные предприятия.

6. Назовите имена известных и передовых людей вашего населенного пункта, вашего района.

7. Укажите представителей национальностей, проживающих в вашем населенном пункте.

 

Практическая работа № 9.

Задание

1.      На контурной карте Ростовской области условными общепринятыми знаками нанесите промышленные центры, указав их отраслевой состав, обозначив электростанции.

2.      Соотнесите выпускаемую продукцию центрам ее производства.

 

Центр

Продукция

Ответ

1.      Ростов-на-Дону

2.      Новочеркасск

3.      Волгодонск

4.      Каменск-Шахтинский

5.      Таганрог

6.      Красный Сулин

7.      Шахты

8.      Цимлянск

9.      Азов

10.    Донецк

а)      Электровозы

б)      Комбайны

в)      Паровые котлы

г)      Оборудование для АЭС

д)      Теплоходы

е)       Экскаваторы

ж)      Гидронасосы

з)       Трубопрокат

и)      Стиральные порошки

к)      Лакокрасочные материалы

л)      Керамическая плитка

м)     Обувь

н)     Ткани

о)      Ковры

п)     Детское питание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

infourok.ru

Практические работы по географии 5,6,8,9,10,11 классы

Практические работы 9 класс

Практическая работа № 1.

Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.

План сравнения

Географическое положение относительно потребителей.

Условия добычи.

Мощность пласта.

Калорийность угля.

Экологические проблемы.

Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.

***

На выбор сравнение двух нефтяных баз.

План сравнительной характеристики нефтяных баз

Географическое положение относительно потребителей.

Как разведаны бассейны.

Степень разработки бассейна.

Способ добычи.

Качество нефти.

Условия транспортировки.

Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.

Практическая работа №2.

Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.

План сравнения

Географическое положение относительно потребителей.

Условия добычи.

Мощность пласта.

Качество руды

Экологические проблемы.

Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.

Практическая работа № 3.

Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.

Используя карту атласа, определить центры размещения отраслейнаукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Группа отраслей машиностроения

Название отраслей

Крупные промышленные центры

Принципы размещения

Трудоемкое и наукоемкое

Металлоемкое

Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.

Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.

Практическая работа №4

Тема. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя разные источники информации.

***

Задание учащимся.

На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы на выбранной для характеристики транспортной магистрали.

2. Дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по типовому плану:

1) протяженность магистрали;

2) направление магистрали;

3) природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы;

4) крупнейшие транспортные узлы магистрали;

5) состав и направление основных грузопотоков;

6) перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

Практическая работа №5.

Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.

***

План экономико-географической характеристики

ЭГП.

Природные ресурсы.

Население и трудовые ресурсы.

Характеристика межотраслевых комплексов.

Крупнейшие города.

Перспективы развития.

Для характеристики ЭГП используется план его описания.

Типовой план характеристики ЭГП (района) территории

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).

Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).

Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.

Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)

Изменение ЭГП района в течение времени.

Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.

Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.

Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.

Практическая работа №6.

Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных связей Центральной России.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.

***

Вариант 1

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.

Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?

Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.

Груз, ввозимый в Центральную Россию

Груз, вывозимый за пределы Центральной России

Общий вывод:

Вариант 2

Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.

Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.

Сделать краткие записи в тетради.

На контурной карте указать внешние экономические связи района:

синие стрелки – ввоз;

красные стрелки – вывоз.

Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.

Практическая работа №7.

Тема. Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и быта человека в Западно- Сибирском районе.

***

Задание учащимся.

Вариант 1

Заполнение таблицы.

Географическое положение

Климат

Почва

Растительность

Животный мир

Внешний облик

Деятельность населения

Вывод:

Вариант 2

Составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.

Оценка природных условий для работы и быта человека

Особенности климата.

Особенности воды.

Особенности почв.

Особенности рельефа.

Особенности природных зон.

Реки и озера.

Вывод:

Практические работы по Курской области

Практическая работа №1.

Тема. Экономико-географическое положение Курской области.

Цель работы: установить особенности экономико-географического положения Курской области.

***

Задание учащимся.

Определить положение территории своей области по отношению к другим республикам, областям.

Определить географические координаты крайних точек, площадь и протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, сравнить с другими районами (административными единицами).

Сделать вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт географического положения.

Работа выполняется на контурной карте: подписывают названия пограничных районов, координаты крайних точек, обозначают протяженность территории.

Практическая работа № 2.

Тема. Административно-территориальное деление.

Цель работы: формирование представления об административно-территориальном делении Курской области, знакомство с городами.

***

Задание учащимся.

На контурную карту Курской области нанести границы районов и подписать их названия.

Нанести на контурную карту города Курской области.

Проверяется правильность и аккуратность выполнения работы.

Практическая работа №3.

Тема. Отраслевая структура экономики Курской области.

Цель работы: формирование знаний учащихся об отраслевой структуре Курской области на основе текста учебника.

***

Задание учащимся.

На основе текста учебника заполните таблицу «Отрасли специализации области».

Название отрасли

Основные предприятия

Основная выпускаемая продукция

Составьте список пищевой продукции, которую вы можете приобрести в магазинах области, укажите, где она производится. Каковы причины импорта отдельных видов продовольствия в Курскую область?

Вид продукции пищевой промышленности

Регион России, страна мира – поставщик

Вывод:

Практическая работа №4.

Тема. Достопримечательности Курской области.

Цель: формирование знаний учащихся об исторических, культурных, природных объектах Курской области, их значении для страны.

***

Задание учащимся.

Составить описание одного, двух объектов, которые относятся к достопримечательностям области.

2. Нанести на контурную карту 10 объектов, которые относятся к достопримечательностям области.

Практическая работа №5.

Тема. Внешнеэкономические связи.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между странами СНГ и дальнего зарубежья.

***

Задание учащимся.

Используя данные в учебнике «Географии Курской области», выполните следующие задания:

Нанесите на контурную карту разными цветами внешнеэкономических партнеров Курской области среди стран СНГ и дальнего зарубежья.

Основными странами дальнего зарубежья, имеющими торговые отношения с Курской областью являются:

1 ________________________

2________________________

3________________________

4________________________

5________________________

С этими странами СНГ Курская область не имеет внешнеэкономических связей_______________________________

Какие импортные товары чаще всего вы и ваши родители покупаете? Какая страна их производит.

Вывод:

Практические работы 10 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.

***

Задание учащимся.

Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.

На контурную карту нанести разными цветами страны «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Практическая работа №2

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.

***

Задание учащимся.

Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

Практическая работа №3

Тема. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Цель работы: формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:

На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.

Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).

Вывод:

Практическая работа №4

Тема. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

Цель работы: формирование умений определять страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, определить страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:

Страны-экспортеры основных видов сырья

Страны-экспортеры промышленной продукции

Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции

Вывод:

Практические работы 11 класс

Практическая работа №1

Тема. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

Цель работы: формирование умений выделять на контурной карте границы субрегионов Европы.

***

Задание учащимся.

На контурной карте Европы выделить границы ее субрегионов, заштриховать соответствующие территории и подписать их.

Практическая работа №2

Тема. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.

Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и черты различия.

***

Задание учащимся.

Дать краткое описание двух стран Азии, используя типовой план характеристики государств.

Найти черты сходства и различия в географическом положении, ресурсах населении и хозяйстве.

Сформулировать краткие выводы о причинах различия и сходства между рассматриваемыми странами.

Практическая работа №3

Тема. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Цель работы: развивать умения учащихся, используя карты атласа, статистическую информацию, оценивать природно-ресурсный потенциал страны и составлять его характеристику.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, статистическую информацию, оценить природно-ресурсный потенциал страны и составить его характеристику по типовому плану.

План характеристики природно-ресурсного потенциала страны

Природные ресурсы и их использование.

Экологические проблемы, связанные с использованием природных ресурсов.

Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Перспективы развития природно-ресурсной базы страны.

Практические работы 6 класс

Тема 1. Земля как планета

Практическая работа №1.

Тема. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Цель работы: формирование умений определять географические координаты по глобусу и карте.; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

***

Задание учащимся.

Определить географические координаты заданных объектов и нанести их на контурную карту.

Название географического объекта

Географические координаты

Гора Джомолунгма

Вулкан Везувий

Город Сантьяго

Гора Мак-Кинли

Город Москва

Город Белгород

Тема 2. Географическая карта

Практическая работа №1

Тема. Определение направлений и расстояний по карте

Цель работы: формирование умений определять направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

***

Задание учащимся.

Определить по карте направление от города Курска до Москвы и до ближайшего моря.

Определить по карте примерное расстояние от города Курска до Москвы и ближайшего моря.

Нанести на карту направление стрелок и расстояние от Курска до Москвы и ближайшего моря.

Практическая работа №2

Тема. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

Сделать записи в тетради.

Практическая работа №3

Тема. Составление простейшего плана местности.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности и обучение учащихся умению составлять простейший план местности.

Оборудование: компас, планшет, линейка, карандаш.

***

Задание учащимся.

С помощью условных знаков, в масштабе составить простейший план школьного двора.

Тема 3. Литосфера

Практическая работа №1

Тема. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Цель работы: формирование знаний учащихся об изменении земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

***

Задание учащимся.

На примере обнажения (оврага) определить и объяснить причину изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Зарисовать обнажение по горизонтам.

Практическая работа №2

Тема. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых географических объектов: островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

***

Задание учащимся.

Составить описание географического положения по одному географическому объекту: остров, полуостров, равнина, низменность, используя план:

название;

где расположен;

между какими объектами расположен;

каковы размеры.

Нанести объекты на контурную карту.

Тема 4. Атмосфера

Практическая работа №1

Тема. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, выявлять причины изменения погоды.

Оборудование. Дневники наблюдений учащихся.

***

Задание учащимся.

Составить график изменения температур (за месяц).

Составить диаграмму осадков за осенние месяцы.

Построить «розу ветров» и диаграмму облачности (за месяц).

Описание погоды за день и выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера

Практическая работа №1

Тема. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Цель работы: формирование умений комплексной работы с картами атласа и контурными картами.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту гидрографические объекты, упоминаемые в тексте учебника параграфа 23.

Практическая работа№2

Тема. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Цель работы: формирование умений составлять характеристику реки, используя карту атласа, учебник, дополнительную литературу.

***

Задание учащимся.

Составить описание одной из крупнейших рек Земли по плану.

Географическое положение реки:

а) в какой части материка находится

б) исток, направление течения, устье, длина реки

в) к бассейну какого океана относится.

2. Зависимость течения от рельефа.

3. Хозяйственное использование реки.

Тема 6. Биосфера

Практическая работа№1

Тема. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Цель работы: формирование знаний о наиболее распространенных растениях и животных своей местности.

***

Задание учащимся.

Используя литературу по Курской области, выписать в таблицу наиболее распространенных представителей растений и животных своей местности:

Растения

Животные

Вывод:

Практические работы 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

***

Задание учащимся.

Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.

Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.

Практическая работа №2

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.

Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ

Дни

недели

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние

облачности

О

Виды

облаков

Осадки

Направление ветра

Сила

ветра

Фенологические наблюдения

Практическая работа №3

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

Сделать записи в тетради.

Практическая работа №4

Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

***

Задание учащимся.

Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.

Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.

Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства

Отличия

Практическая работа №5

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

***

С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.

На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.

Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.

Практическая работа №6

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

***

Задание учащимся.

На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».

Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника

Практическая работа №7

Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №8

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №9

Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о