Как выполнять упражнения по русскому языку. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой
Вы спросите, зачем этому учить? Скажете, что в каждом упражнении есть задание, его надо прочитать и сделать, как написано. Но не тут-то было!
Если ребёнку с самого начала не объяснить, что такое упражнения по русскому языку и зачем они нужны, как читать задание, как его выполнять и как себя проверить, ничего само не получится. Учителя и родители хорошо знают, что дети часто или совсем не читают задание, а сразу начинают просто списывать упражнение, или выполняют задание неверно, или только частично и т.д.
Поделюсь опытом, как учить ребенка-первоклассника (или старше, если есть эта проблема) читать задание и выполнять упражнение по заданию.
Предположим, ребенку нужно выполнить такое упражнение:
Прочитай. Объясни, почему одни и те же слова написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы?
Составь и запиши сочетания слов.
белый Пушок
кот пушок
зелёная петрушка
попугай Петрушка
грибок Рыжик
собака рыжик
КАК ПРОЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ
1. Читай по предложениям. В каждом предложении найди и подчеркни глаголы (слова, которые называют действия). Сколько всего действий? Их _________.
2. Расскажи устно так: мне нужно сначала прочитать, затем объяснить… и т.д.
3. Что именно нужно объяснить? Подчеркни в тексте задания.
4. Что нужно составить? Подчеркни.
5. А что записать? Обведи.
Прокомментирую этот алгоритм.
1. Читая по предложениям и выделяя глаголы, ребенок по сути выделяет ключевые слова-действия и определяет, сколько действий он должен совершить, в данном случае их 4: прочитать, объяснить, составить и записать.
2. Далее он вслух рассказывает о своих будущих действиях: мне нужно сначала прочитать слова, потом объяснить и т.д.
3. Далее уточняет, что именно надо объяснить, составить и пр., подчёркивая ключевые слова в тексте задания.
Далее нужно показать ребенку, как выполнять задание, в какой последовательности и как проверить себя.
КАК ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ
1. Прочитаем слова первой группы. Обрати внимание: во втором столбике одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы.
2. Посмотри на слова первой группы. В 1-м столбике есть слово кот. Какое слово из 2-го столбика — это кличка кота? Пушок. Как написана кличка? С большой буквы. А какое слово обозначает кусочек пуха? Это пушок.
3. Запиши эти сочетания слов: белый пушок, кот Пушок, …
Продолжай самостоятельно.
4. Проверь, всё ли задание выполнено. Ещё раз перечитай глаголы, которые ты подчеркнул. Спроси себя и подчеркни ответы.
Прочитал(а)? Да. Нет.
Объяснил(а)? Да. Нет.
Закончи предложение:
Слова, которые обозначают клички животных, написаны с _________________ буквы.
Составил(а) сочетания слов? Да. Нет. Нужно было составить 6 сочетаний слов. А сколько у тебя? Посчитай.
Записал(а) их? Да. Нет. Проверь, все ли клички животных ты написал с большой буквы.
Опыт показывает, что если первокласснику или второкласснику (чем раньше, тем лучше!) предложить такой алгоритм, приучить к нему, то ребёнок довольно быстро понимает суть и логику своих действий и выполняет упражнения правильно.
Умение читать задание и точно его выполнять очень важно как в процессе учебы, так и при выполнении любых контрольных работ и тестов.
P.S. Упражнение и алгоритмы из моего нового пособия «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ТЕКСТ. Русский язык» для 1–2 класса, которое выходит в издательстве «Баласс» летом 2018 г.
© Е. В. Бунеева, 2018
Как делать упражнения по русскому языку. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой
Как делать упражнения по русскому языку. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой- Главная
- Блог
- Орфография
- Как делать упражнения по русскому языку
Хочу рассказать, как научить детей делать упражнения. Вы скажете, что в каждом упражнении есть задание, его надо прочитать и выполнить, как написано. Но не всё так просто.
Если с самого начала не объяснить, что такое упражнения по русскому языку и зачем они нужны, как читать задание, как его выполнять и как себя проверить, ничего само не получится. Учителя и родители хорошо знают, что дети часто или совсем не читают задание и сразу начинают просто списывать упражнение, или выполняют задание неверно, или только частично и т.д.
Поделюсь опытом, как учить ребёнка читать задание и выполнять упражнение по заданию. Пример взят из нашего учебного пособия «Учимся читать и понимать текст. Русский язык», 2 класс (авторы Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, И.В. Кузнецова, издательство «Баласс, 2018).
Упражнение 27. Самодиктант
Прочитай название упражнения. В чём его смысл, догадался? В том, что человек сам себе диктует слова и записывает их.
Прочитай слова. Ты заметил, что каждое слово называет один предмет? Составь пары: напиши слова, которые называют много таких предметов. Обозначь орфограмму-букву ь разделительный.
Образец: кол – колья.
Ручей, звено, перо, лист, воробей, соловей, муравей, ружьё.
КАК ПРОЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ
- Читай по предложениям, подчёркивай глаголы. Сколько всего действий? Их _________.
- Расскажи устно так: мне нужно сначала прочитать, затем обратить внимание на… и т.д.
- Упражнение называется самодиктант. Что ты себе продиктуешь? (Нужно подобрать и записать пару к каждому слову, как в образце.)
- Какое слово нужно подобрать? Подчеркни ответ в тексте задания другим цветом.
- Какую орфограмму нужно обозначить? Как именно? (Смотрим на образец: разделительный ь пишется в корне слова перед буквами е, ё, ю, я, и, поэтому обозначен корень, буква я подчеркнута двумя чертами, а буква ь – одной.)
Прокомментирую этот алгоритм.
- Читая по предложениям и выделяя глаголы, ребёнок по сути выделяет ключевые слова-действия и определяет, сколько действий он должен совершить.
В данном случае их 5: прочитать, обратить внимание (заметить), составить, написать, обозначить.)
- Далее он вслух рассказывает о своих будущих действиях: мне нужно сначала прочитать слова, потом обратить внимание и т.д.)
- Уточняет, что именно надо сделать, подчёркивая ключевые слова в тексте задания.)
Дальше нужно показать, как выполнять задание, в какой последовательности и как проверить себя. В учебном пособии, из которого взят пример, все эти действия педагога и ученика подробно описаны.
КАК ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ И ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ
- Прочитаем второе слово: ручей. Знаешь, что это? Если нет, посмотри в словаре или спроси у взрослых. Много: ручьи.
- В корне слова после звука [ч’] слышится звук [й’], затем звук [и]. Значит, нужно писать букву ь: она помогает разделить (раздельно произнести) согласные звуки [ч’] и [й’]. Если не написать ь, мы прочитаем «ручи», а такого слова нет.
- Напиши слово, обозначь орфограмму-букву ь разделительный, как в образце.
Продолжай самостоятельно.
- Проверь, всё ли задание выполнено. Ещё раз перечитай глаголы, которые ты подчеркнул. Спроси себя и подчеркни ответы.
Прочитал? (Да. Нет.)
Заметил? (Да. Нет.)
Составил пары слов? (Да. Нет.) Нужно было составить 8 пар слов. А сколько у тебя? Посчитай.
Записал их? (Да. Нет.) Проверь, везде ли во втором слове пары написан ь.
Обозначил орфограмму? Сравни с образцом.
Опыт показывает, что если с самого начала предложить такой алгоритм, приучить к нему, то ребёнок довольно быстро понимает суть и логику своих действий и выполняет упражнения правильно. Ввести такой алгоритм можно на любом этапе обучения.
Умение читать задание и точно его выполнять очень важно и в процессе обучения, и на контрольных и тестах.
© Екатерина Бунеева, 2020
08. 01.2021 Екатерина Валерьевна Бунеева
Разделы
- Орфография
- Пунктуация
- Развитие речи
- Обучение чтению
- Научные статьи Е. В. Бунеевой
- Популярная методика
- Шпаргалки для родителей
- Опыт коллег
- Что почитать с ребёнком
- Что посмотреть с ребёнком
- Дети-авторы
- Дошкольникам
Видео: Смотрите момент, когда российские корабли приближаются к оперативной группе НАТО, пока CNN на борту
Смотрите момент, когда российские корабли приближаются к оперативной группе НАТО, когда CNN на борту
03:09
Сейчас играет
— Источник: CNN
Смотрите, как истребитель Путина совершает огненное пикирование на территорию России
00:41
Сейчас играет
— Источник: CNN
Генерал в отставке объясняет, что «математика поля боя» раскрывает о российских войсках
02:32
Сейчас играет
— Источник: CNN
Украинский солдат останавливается, чтобы полюбоваться закатом посреди перестрелки
01:52
Сейчас играет
— Источник: CNN
Смотрите момент, когда московский суд заставил замолчать критика Путина
02:22
Сейчас играет
— Источник: CNN
Видео наблюдения показывает предполагаемый удар России по украинским позициям
02:53
Сейчас играет
— Источник: CNN
Репортаж: Бывший партнер замминистра обороны России ведет роскошный образ жизни в Европе
04:57
Сейчас играет
— Источник: CNN
Россия намеренно напала на свой город? Военный аналитик весит
02:37
Сейчас играет
— Источник: CNN
Видео показывает момент, когда Россия случайно бомбит собственный город
01:54
Сейчас играет
— Источник: CNN
Российские танки проезжают мимо репортера CNN, направляясь в сторону Украины (февраль 2022 г. )
03:00
Сейчас играет
— Источник: CNN
См. новое объявление о наборе в армию в России, вызвавшее споры
02:19
Сейчас играет
— Источник: CNN
Эксклюзив: Как российская группа Вагнера влияет на конфликт в Судане
03:05
Сейчас играет
— Источник: CNN
Бывший сотрудник ЦРУ определил, что российские шпионские корабли могли искать в северных водах
02:26
Сейчас играет
— Источник: CNN
Смотрите момент, когда ракета едва не задела команду CNN в Украине
02:34
Сейчас играет
— Источник: CNN
Смотрите, как Путин и Зеленский побывали в зоне боевых действий в Украине
02:26
Сейчас играет
— Источник: CNN
Журналист WSJ предстал перед судом впервые после задержания в России
02:28
Сейчас играет
— Источник: CNN
World Aquatics создает рабочую группу для изучения участия России в качестве нейтральной
- Поделиться World Aquatics создает рабочую группу для изучения участия России в качестве нейтральной в Facebook
- Tweet World Aquatics создает рабочую группу для изучения участия России в качестве нейтральной
- Отправить World Aquatics создает целевую группу для изучения участия России в качестве нейтралов в Reddit
- Поделиться World Aquatics создает рабочую группу для изучения российского участия в качестве нейтрального лица на Pinterest
- Share World Aquatics создает рабочую группу для изучения участия России в качестве нейтрального лица в LinkedIn
World Aquatics изучает возможность возвращения российских и белорусских спортсменов к водным соревнованиям в качестве нейтральных спортсменов.
Всемирное бюро водных видов спорта провело заседание в среду и подтвердило свою поддержку заявления, сделанного Международным олимпийским комитетом (МОК) на прошлой неделе, в котором Исполнительный совет организации опубликовал ряд рекомендаций относительно возвращения российских и белорусских спортсменов в международный спорт. Это произошло после того, как большинство заинтересованных сторон МОК потребовали, чтобы комитет начал изучать возможность участия России и Беларуси.
World Aquatics создала целевую группу для «изучения потенциальных возможностей для спортсменов с российским или белорусским паспортом участвовать в будущих международных соревнованиях по водным видам спорта в качестве индивидуальных нейтральных спортсменов».
Хотя это не относится конкретно к Олимпийским играм 2024 года в Париже — МОК непреклонен в том, что решение по этому поводу не будет приниматься в спешке, — это откроет двери для участия России и Беларуси в Играх, поскольку им нужно будет соревноваться в санкционированные квалификационные соревнования, если они должны это сделать.
World Aquatics возглавит Морин Крус , президент PanAm Aquatics, и она будет состоять из спортсменов и представителей водного сообщества.
«Всемирное бюро водных видов спорта отмечает, что целевой группе потребуется время, чтобы прийти к своим выводам, и она представит отчет на следующем заседании Бюро в июле 2023 года», — заявил в среду глобальный руководящий орган.
WORLD AQUATICS ПРЕДЫДУЩИЕ РЕШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЙНЫ В УКРАИНЕ
- 8 марта 2022 г. — World Aquatics (тогда FINA) приняла устав, который позволит ей проверять участие спортсменов и официальных лиц в своих мероприятиях в каждом конкретном случае в чрезвычайных ситуациях.
- 23 марта 2022 г. – World Aquatics отстраняет российских и белорусских спортсменов от участия в чемпионате мира по водным видам спорта 2022 года в Будапеште.
- 21 апреля 2022 г. – World Aquatics вручает российскому олимпийскому чемпиону Евгению Рылову отстранение на девять месяцев после того, как он появился на провоенном митинге в Москве.
Организация также подтвердила, что российские и белорусские спортсмены не будут иметь права участвовать в каких-либо соревнованиях World Aquatics до конца 2022 года.
- 29 декабря 2022 г. — World Aquatics сообщает SwimSwam, что «нет обновлений» о статусе российских и белорусских спортсменов, которые собираются в 2023 году, что означает, что спортсмены по-прежнему отстранены от соревнований на неопределенный срок.
- 20 января 2023 г. 901:54 — подходит к концу раздельное отстранение Рылова.
В своем пресс-релизе в среду World Aquatics подтвердила, что запрет на участие российских и белорусских спортсменов остается в силе.
«Решение Всемирного бюро по водным видам спорта не приглашать спортсменов и официальных лиц из России и Беларуси на соревнования по водным видам спорта остается в силе на сегодняшний день».
Две из рекомендаций, выданных МОК для возвращения к соревнованиям, были следующими:
- «Спортсмены, которые активно поддерживают войну, не могут соревноваться.
Вспомогательный персонал, который активно поддерживает войну, не может быть введен».
- «Спортсмены, работающие по контракту с российскими или белорусскими военными или органами национальной безопасности, не могут участвовать в соревнованиях. Вспомогательный персонал, работающий по контракту с российскими или белорусскими военными или органами национальной безопасности, не может быть введен».
Учитывая участие Рылова в провоенном митинге в прошлом году и тот факт, что он работал старшим сержантом в Московской областной милиции в Лобне, казалось бы, он не соответствует правилам, как и многие российские спортсмены, претендующие на медали. . Inside The Games ранее сообщал, что почти половина из 71 медали России на Олимпиаде-2020 в Токио была завоевана представителями военных и правоохранительных органов.
World Aquatics подтвердила свою приверженность украинским спортсменам и заявила, что «продолжит уделять приоритетное внимание мерам, направленным на поддержку украинского водного сообщества, наряду с национальными федерациями плавания, национальными олимпийскими комитетами, Международным олимпийским комитетом и ЛЕН».