шпаргалка для родителей. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой
Что можно делать дома в первый месяц учёбы, чтобы помочь третьекласснику войти в ритм, повторить что-то по русскому языку, потренироваться в чтении? Что делать дальше?
1. Читать вместе вслух хорошие книжки за пределами учебника по чтению.
Например, те, что вам самим особенно нравились в детстве (и поговорить о том, почему нравились), те, что нравятся ребёнку (и тоже поговорите почему, чтобы лучше узнать своего ребёнка). Очень полезно перечитывать любимые книжки и вместе открывать в них что-то новое. Семейная традиция совместного чтения объединяет несколько поколений одной семьи.
Вот ссылки на списки рекомендованных книг для 3-го класса, мы их составляли коллективно: дети и родители:
1) Рекомендации детей: https://buneeva.vsepravilno.com/blog/chto-pochitat-s-rebenkom/knigi-ot-kotoryh-deti-prihodili-v-vostorg-1
2) Рекомендации взрослых: https://buneeva. vsepravilno.com/blog/chto-pochitat-s-rebenkom/spisok-knig-dlya-letnego-i-ne-tolko-chteniya-2
Учить вместе стихи наизусть, но только те, которые ребёнку понравились, то есть без принуждения, с удовольствием. Рекомендую для семейного чтения учебник для 3-го класса «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»), авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Там, кстати, и стихов хороших много. https://balass.su/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-3-%D0%BA%D0%BB-%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%92-2-%D1%85-%D1%87-p408617534
2. Если видите, что ребёнок читает не очень хорошо и нужно бы потренироваться, не заставляйте его читать больше, это не поможет. Очень рекомендую вместе пройти онлайн-курс из 10 занятий «Учусь понимать текст». Занятия ведёт Екатерина Валерьевна Бунеева. https://buneeva.vsepravilno.
Пробный урок бесплатный, обязательно посмотрите: https://buneeva.vsepravilno.com/study/view?id=192
В этом курсе домашние задания делаем по тетрадке «Учусь понимать текст. Технология продуктивного чтения в заданиях, вопросах и ответах», 3–4 классы, автор Е. В. Бунеева (можно скачать и распечатать). Тетрадка входит в стоимость курса, она поможет и читать с удовольствием, и подтянуть технику чтения, и научиться понимать текст, взрослым тоже будет интересно. Если нужен не весь курс, а только тетрадка, её можно купить по ссылке: https://buneeva.vsepravilno.com/book/uchus-ponimat-tekst-tehnologiya-produktivnogo-chteniya-v-zadaniyah-voprosah-i-otvetah-34-klassy
3. Вместе пересказывать прочитанное.
Можно делать это ненавязчиво, например, когда нужно вспомнить, что читали вчера, чтобы продолжить. Удобно также пересказывать короткие тексты из пособия «Учусь понимать текст», про которое я уже написала выше.
Если пересказ задали на дом, предлагаю воспользоваться удобным алгоритмом «Как научить ребёнка пересказывать текст»: https://buneeva.vsepravilno.com/blog/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-tekst
4. Посмотреть, что у ребёнка с почерком после лета, и если не очень (например, искажает написание букв, заменяет щ на ш, путает е/э и т.д.), хорошо бы писать понемногу в прописях
, но так, чтобы ребёнку было интересно, то есть не просто списывать, а делать попутно что-то ещё. Например, в 3-м классе очень рекомендую в качестве тренировки выборочное списывание с печатного образца письменными буквами. Таких заданий очень много в последних трёх тетрадях прописей О. В. Прониной «Мои волшебные пальчики». https://balass.
А это ссылка на алгоритм «Как списывать с печатного образца письменными буквами», из него понятно, сколько всего полезного можно делать попутно (см. алгоритм в середине статьи): https://buneeva.vsepravilno.com/blog/orfografiya/gramotnost-nachinaetsya-s-propisey
5. Кроме того, в процессе написания хорошо бы прокомментировать, что эти слова обозначают, устно составить с ними словосочетания или предложения: так мы попутно будем обогащать словарь и развивать речь ребёнка.
Какого-то единого списка таких слов нет, нужно ориентироваться на ваш учебник. Выглядеть такие короткие словарные диктанты могут, например, так: Аккуратный, аккуратность, аккуратист; багаж, багажник, багажный
. Комментируем значение первого слова: аккуратный человек, ученик – это тот, кто соблюдает во всём порядок, точность, а ещё опрятный, чистоплотный; аккуратная тетрадь – чистая, в порядке; аккуратный рисунок – выполненный тщательно. Аккуратность – это качество человека, аккуратист – человек, который всегда аккуратный, всё делает тщательно. Обращаем внимание: в корне аккуратн- везде пишется а и две буквы кк. Так же комментируем и вторую группу однокоренных слов, каждое слово – в контексте, обращаем внимание: корень везде пишется одинаково – с буквой а.
6.
7. Вместе смотреть и обсуждать мультфильмы, пересказывать сюжеты. Играть в настольные игры, но чтобы предварительно ребёнок чётко объяснял правила игры. Всё это развивает устную речь, стимулирует свободные высказывания.
А в конце ещё раз перечислю дополнительные учебные пособия по чтению и русскому языку для 3 класса:
1) Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Литературное чтение», 3 класс («В одном счастливом детстве»), в 2-х частях, издательство «Баласс». https://balass. su/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-3-%D0%BA%D0%BB-%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%92-2-%D1%85-%D1%87-p408617534
2) Е. В. Бунеева «Учусь понимать текст. Технология продуктивного чтения в заданиях, вопросах и ответах», 3–4 классы. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой, 2021 (электронный ресурс). https://buneeva.vsepravilno.com/book/uchus-ponimat-tekst-tehnologiya-produktivnogo-chteniya-v-zadaniyah-voprosah-i-otvetah-34-klassy
3) О. В. Пронина «Мои волшебные пальчики», прописи в 5 тетрадях, издательство «Баласс». https://balass.su/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA-1-%D0%BA%D0%BB-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8-%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8C-%D0%92-5-%D1%87-p408619287
© Екатерина Бунеева, 2022
Конспект урока по русскому языку по теме «Части слова.

МОБУ СОШ № 20 г. Белорецк Республика Башкортостан
Конспект урока по русскому языку
3 класс
«Понятие об окончании слова»
(Учебник «Русский язык», Р. Н. Бунеев, «Школа 2100»)
Составил: учитель начальных классов
Семавина Л. В.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели: усвоение новых языковых понятий – окончание слова, первичное формирование умений находить окончание в словах, графически его обозначать.
Ход урока.
1 Организационный момент.
— Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай, не…( перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем …(понятно).
Если хочешь отвечать –
Надо руку …(поднимать).
В стране родного языка
Не все известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
2 Актуализация знаний.
Запись слов под диктовку учителя, объяснение орфограмм в словах.
Пошел, рассказ, пылесос, волосок, хрустнула.
— Где мы проверяли орфограммы?
— Что вы можете сказать о корне?
— Что вы можете сказать о приставке?
— Что общего в формулировке ответов? (Часть слова)
(Появляется запись: Часть слова: приставка, корень). — Еще какие части слова знаем? (Суффикс)
— Как вы думаете, мы все части слова назвали? (Нет, есть еще окончание)
— О какой части слова мы еще не говорили?
3 Постановка проблемы.
Мам. слушает дочк. .
— Допишите слова так, чтобы получилось предложение.
(Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.)
— Одинаковый ли смысл у предложений?
— Почему?
— Мама, маму- это одно и тоже слово или нет?
— Дочка, дочку?
— Слова одни и те же, что же изменилось?
— Как вы думаете, каким из перечисленных частей речи ,мы назовем изменяемую часть слова?
4 Планирование деятельности.
— Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить?
— Что мы уже точно можем сказать об окончании? (Часть слова).
— Какие возникают вопросы?
Где находится окончание?
Для чего служит эта часть слова?
Как найти окончание в слове?
Каким символом обозначить?
— Может кто-то ответит на вопросы?
5 Проверка предположений учащихся.
— Обратимся к учебнику, с. 144. Работа с правилом (1 и 2 абзац)
— На какие вопросы вы можете дать ответы?
— Что значит «изменяемая» часть?
— Для чего изменяется окончание?(для связи слов)
6 Физкультминутка.(Презентация)
7 Применение полученных знаний.
Слайд.
Звучать, нежный, мелодия, вальс.
Она, пробуждать, душа, светлый, чувства.
1-ая строка:
— Это предложение?
— Почему?
— Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
Запись первого предложения. ( Звучит нежная мелодия вальса.)
2-ая строка:
— Достаточно ли только изменить окончание слов? (Нет, нужен предлог. )
Запись второго предложения. (Она пробуждает в душе светлые чувства.)
(Проверка по слайду.)
— Для чего же нужно окончание?
С. 145, устная работа в ходе которой дети приходят к выводу, что окончание не может образовывать новые слова, а изменяет только само слово.
8 Проблема.
Осина, осины, осину.
— Как найти окончание? (Предположения детей.)
С. 146, проверка предположений, работа с правилом.
— Что значит «нулевое» окончание?
9 Практическая работа.
С. 146, упр. 179, «пошаговое» выполнение заданий. Проверка.
10 Подводим итог.
Обращаемся к вопросам, которые мы сформулировали в начале урока.
Где находится окончание?
Для чего служит эта часть слова?
Как найти окончание в слове?
Каким символом обозначить?
11 Домашнее задание.
Использованная литература:
Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
Интернет-ресурсы:
biblioteka.