«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Практическая работа номер 1 по географии – «Практические работы по географии».

Практические работы по географии

Практические работы по географии

Практические работы 9 класс

Практическая работа № 1.

Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.

План сравнения

  1. Географическое положение относительно потребителей.

  2. Условия добычи.

  3. Мощность пласта.

  4. Калорийность угля.

  5. Экологические проблемы.

  6. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.

***

На выбор сравнение двух нефтяных баз.

План сравнительной характеристики нефтяных баз

  1. Географическое положение относительно потребителей.

  2. Как разведаны бассейны.

  3. Степень разработки бассейна.

  4. Способ добычи.

  5. Качество нефти.

  6. Условия транспортировки.

  7. Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.

Практическая работа №2.

Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

***

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.

План сравнения

  1. Географическое положение относительно потребителей.

  2. Условия добычи.

  3. Мощность пласта.

  4. Качество руды

  5. Экологические проблемы.

  6. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.

Практическая работа № 3.

Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

***

Задание учащимся.

  1. Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.

  2. Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей
    наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Группа отраслей машиностроения

Название отраслей

Крупные промышленные центры

Принципы размещения

Трудоемкое и наукоемкое

Металлоемкое

  1. Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.

Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.

Практическая работа №4

Тема. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя разные источники информации.

***

Задание учащимся.

  1. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы на выбранной для характеристики транспортной магистрали.

  2. 2. Дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по типовому плану:

1) протяженность магистрали;

2) направление магистрали;

3) природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы;

4) крупнейшие транспортные узлы магистрали;

5) состав и направление основных грузопотоков;

6) перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

Практическая работа №5.

Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.

***

План экономико-географической характеристики

  1. ЭГП.

  2. Природные ресурсы.

  3. Население и трудовые ресурсы.

  4. Характеристика межотраслевых комплексов.

  5. Крупнейшие города.

  6. Перспективы развития.

Для характеристики ЭГП используется план его описания.

Типовой план характеристики ЭГП (района) территории

  1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).

  2. Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).

  3. Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.

  4. Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)

  5. Изменение ЭГП района в течение времени.

  6. Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.

Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.

Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.

Практическая работа №6.

Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных
связей Центральной России.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.

Вариант 1

Задание учащимся.

  1. Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.

  2. Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?

  3. Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.

Груз, ввозимый в Центральную Россию

Груз, вывозимый за пределы Центральной России

Общий вывод:

Вариант 2

  1. Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.

  2. Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.

  3. Сделать краткие записи в тетради.

  4. На контурной карте указать внешние экономические связи района:

  1. синие стрелки – ввоз;

  2. красные стрелки – вывоз.

  1. Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.

Практическая работа №7.

Тема. Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и быта человека в Западно- Сибирском районе.

***

Задание учащимся.

Вариант 1

Заполнение таблицы.

Географическое положение

Климат

Почва

Растительность

Животный мир

Внешний облик

Деятельность населения

Вывод:

Вариант 2

Составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.

Оценка природных условий для работы и быта человека

  1. Особенности климата.

  2. Особенности воды.

  3. Особенности почв.

  4. Особенности рельефа.

  5. Особенности природных зон.

  6. Реки и озера.

  7. Вывод:

Практические работы по Ростовской области

Практическая работа №1.

Тема. Экономико-географическое положение Ростовской области.

Цель работы: установить особенности экономико-географического положения Ростовской области.

***

Задание учащимся.

  1. Определить положение территории своей области по отношению к другим республикам, областям.

  2. Определить географические координаты крайних точек, площадь и протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, сравнить с другими районами (административными единицами).

  3. Сделать вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт географического положения.

Работа выполняется на контурной карте: подписывают названия пограничных районов, координаты крайних точек, обозначают протяженность территории.

Практическая работа № 2.

Тема. Административно-территориальное деление.

Цель работы: формирование представления об административно-территориальном делении Ростовской области, знакомство с городами районами.

***

Задание учащимся.

  1. На контурную карту Ростовской области нанести границы районов и подписать их названия.

  2. Нанести на контурную карту города Ростовской области.

Проверяется правильность и аккуратность выполнения работы.

Практическая работа №3.

Тема. Отраслевая структура экономики Ростовской области.

Цель работы: формирование знаний учащихся об отраслевой структуре Белгородской области на основе текста учебника.

***

Задание учащимся.

  1. На основе текста учебника заполните таблицу «Отрасли специализации области».

Название отрасли

Основные предприятия

Основная выпускаемая продукция

  1. Составьте список пищевой продукции, которую вы можете приобрести в магазинах области, укажите, где она производится. Каковы причины импорта отдельных видов продовольствия в Ростовскую область?

Вид продукции пищевой промышленности

Регион России, страна мира – поставщик

Вывод:

Практическая работа №4.

Тема. Достопримечательности Ростовской области.

Цель: формирование знаний учащихся об исторических, культурных, природных объектах Ростовской области, их значении для страны.

***

Задание учащимся.

  1. Составить описание одного, двух объектов, которые относятся к достопримечательностям области.

  2. Нанести на контурную карту 10 объектов, которые относятся к достопримечательностям области.

Практическая работа №5.

Тема. Внешнеэкономические связи.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между странами СНГ и дальнего зарубежья.

***

Задание учащимся.

Используя данные параграфа в «Географии Ростовской области», выполните следующие задания:

  1. Нанесите на контурную карту разными цветами внешнеэкономических партнеров Ростовской области среди стран СНГ и дальнего зарубежья.

  2. Основными странами дальнего зарубежья, имеющими торговые отношения с Ростовской областью являются:

1 ________________________

2________________________

3________________________

4________________________

5________________________

  1. С этими странами СНГ Ростовская область не имеет внешнеэкономических связей_______________________________

  2. Какие импортные товары чаще всего вы и ваши родители покупаете? Какая страна их производит.

Вывод:

Практические работы 10 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.

***

Задание учащимся.

  1. Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.

  2. На контурную карту нанести разными цветами страны «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Практическая работа №2

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.

***

Задание учащимся.

Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

Практическая работа №3

Тема. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Цель работы: формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:

  1. На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.

  2. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).

Вывод:

Практическая работа 4

Тема. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

Цель работы: формирование умений определять страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, определить страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:

Страны-экспортеры основных видов сырья

Страны-экспортеры промышленной продукции

Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции

Вывод:

Практические работы 11 класс

Практическая работа 1

Тема. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

Цель работы: формирование умений выделять на контурной карте границы субрегионов Европы.

***

Задание учащимся.

На контурной карте Европы выделить границы ее субрегионов, заштриховать соответствующие территории и подписать их.

Практическая работа 2

Тема. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.

Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и черты различия.

***

Задание учащимся.

  1. Дать краткое описание двух стран Азии, используя типовой план характеристики государств.

  2. Найти черты сходства и различия в географическом положении, ресурсах населении и хозяйстве.

  3. Сформулировать краткие выводы о причинах различия и сходства между рассматриваемыми странами.

Практическая работа №3

Тема. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Цель работы: развивать умения учащихся, используя карты атласа, статистическую информацию, оценивать природно-ресурсный потенциал страны и составлять его характеристику.

***

Задание учащимся.

Используя карты атласа, статистическую информацию, оценить природно-ресурсный потенциал страны и составить его характеристику по типовому плану.

План характеристики природно-ресурсного потенциала страны

  1. Природные ресурсы и их использование.

  2. Экологические проблемы, связанные с использованием природных ресурсов.

  3. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

  4. Перспективы развития природно-ресурсной базы страны.

Практические работы 6 класс

Тема 1. Земля как планета

Практическая работа №1.

Тема. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Цель работы: формирование умений определять географические координаты по глобусу и карте.; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

***

Задание учащимся.

Определить географические координаты заданных объектов и нанести их на контурную карту.

Название географического объекта

Географические координаты

Гора Джомолунгма

Вулкан Везувий

Город Сантьяго

Гора Мак-Кинли

Город Москва

Город Ростов-на-Дону

Тема 2. Географическая карта

Практическая работа №1

Тема. Определение направлений и расстояний по карте

Цель работы: формирование умений определять направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

***

Задание учащимся.

  1. Определить по карте направление от города Ростова-не-Дону до Москвы и до ближайшего моря.

  2. Определить по карте примерное расстояние от города Ростова-на-Дону до Москвы и ближайшего моря.

  3. Нанести на карту направление стрелок и расстояние от Ростова-на-Дону до Москвы и ближайшего моря.

Практическая работа №2

Тема. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

  2. Сделать записи в тетради.

Практическая работа №3

Тема. Составление простейшего плана местности.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности и обучение учащихся умению составлять простейший план местности.

Оборудование: компас, планшет, линейка, карандаш.

***

Задание учащимся.

С помощью условных знаков, в масштабе составить простейший план школьного двора.

Тема 3. Литосфера

Практическая работа №1

Тема. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Цель работы: формирование знаний учащихся об изменении земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

***

Задание учащимся.

  1. На примере обнажения (оврага) определить и объяснить причину изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

  2. Зарисовать обнажение по горизонтам.

Практическая работа №2

Тема. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых географических объектов: островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

***

Задание учащимся.

  1. Составить описание географического положения по одному географическому объекту: остров, полуостров, равнина, низменность, используя план:

  1. название;

  2. где расположен;

  3. между какими объектами расположен;

  4. каковы размеры.

  1. Нанести объекты на контурную карту.

Тема 4. Атмосфера

Практическая работа №1

Тема. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, выявлять причины изменения погоды.

Оборудование. Дневники наблюдений учащихся.

***

Задание учащимся.

  1. Составить график изменения температур (за месяц).

  2. Составить диаграмму осадков за осенние месяцы.

  3. Построить «розу ветров» и диаграмму облачности (за месяц).

  4. Описание погоды за день и выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера

Практическая работа №1

Тема. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Цель работы: формирование умений комплексной работы с картами атласа и контурными картами.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту гидрографические объекты, упоминаемые в тексте учебника параграфа.

Практическая работа№2

Тема. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Цель работы: формирование умений составлять характеристику реки, используя карту атласа, учебник, дополнительную литературу.

***

Задание учащимся.

Составить описание одной из крупнейших рек Земли по плану.

  1. Географическое положение реки:

а) в какой части материка находится

б) исток, направление течения, устье, длина реки

в) к бассейну какого океана относится.

2. Зависимость течения от рельефа.

3. Хозяйственное использование реки.

Тема 6. Биосфера

Практическая работа№1

Тема. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Цель работы: формирование знаний о наиболее распространенных растениях и животных своей местности.

***

Задание учащимся.

Используя литературу по Ростовской области, выписать в таблицу наиболее распространенных представителей растений и животных своей местности:

Растения

Животные

Вывод:

Практические работы 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

***

Задание учащимся.

  1. Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.

  2. Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.

Практическая работа №2

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.

  2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ

Дни

недели

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние

облачности

О

Виды

облаков

Осадки

Направление ветра

Сила

ветра

Фенологические наблюдения

Практическая работа №3

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

  2. Сделать записи в тетради.

Практическая работа №4

Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

***

Задание учащимся.

  1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.

  2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.

Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства

Отличия

Практическая работа №5

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

***

  1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.

  2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.

Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.

Практическая работа №6

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

***

Задание учащимся.

  1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».

  2. Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника

Практическая работа №7

Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №8

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №9

Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы

infourok.ru

Методическая разработка по географии на тему: Практические работы по географии.

Всего — 23: устных —     17 письменных: — 6

 Практические работы по географии

7 класс.

                Учитель географии МКОУ                  «Гимназия» № 13

              Лукьянова А. А.

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «Определение  по  картам  и глобусу расстояния между    точками    в    градусах    и    километрах, прокладка по карте маршрута путешествий».

(письменно)

Цель работы: формирование умений определять расстояние между двумя точками в градусах и километрах.

1.        Определите протяженность Африки в километрах с севера на юг по
20″в. д. и с запада на восток по экватору.

Решение:

1) 32° +35″ =67°,в l° ~ 111 км,

2) 111 *  67° = 7437(км)

1)43° -9″ =34°, в 1º~111 км

2)111*34 =3774 км

Ответ: протяженность Африки с севера на юг по 20° в. д. 7437 км; с запада на восток по экватору 3774 км.

2.        Определите протяженность Южной Америки по экватору и с севера
на юг по 70° з. д.

Решение

1).81 ° — 53 ° = 28″,в 1”~111 км

2)111 * 28 = 3108 км

1)13 ° + 56″ = 69 °, в 1”~111 км

2)111 * 69 » = 7659  км

Ответ: Протяженность Южной Америки по экватору 3108 км и с севера на юг по 70″ з. д. 7659 км

Самостоятельно:

Определить протяженность Южной Америки с запада на восток по 10° с. ш.

и с севера на юг по 60° з. д.

Решение:

I) 77 » — 61″ = 16”, в 1”~111 км

2 ). 11 1   • 16″ =1776  км

I). 8е + 38 » = 46 °, в 1” ~111 км

2)111 * 46  =5106   км

Ответ: Протяженность Южной Америки с запада на восток по 10° с. ш. 1776 км и с севера на юг по 60″ з. д. 5106 км.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 «Определение      координат      крайних      точек, протяженность,    определение    географического положения».

(письменно)

Цель работы: выявление особенностей географического положения материка: развитие умений комплексного использования физической и контурной карт.

1. Африка относительно экватора расположена в Северном и Южном полушариях.   Относительно   меридиана   большая   часть   материка находится в восточном полушарии. Северные и южные тропики пересекают Африку.

2..Крайние точки.

а). Северная   — м .Рас — Энгела  — 37 » с.ш.,10 ° в.д

б) .Южная   — м .Игольный   — 35 » ю.ш.,20° в.д

в). Западная   — м .Альмади   — 15″ ели ,18 ° в.д

г) .Восточная    -м. Рас — Хафун  — 10′ с.ш.,51   в.д

(д). Определить протяженность Африки с севера на юг по 20° в.д и с

запада на восток по 10° с ш.

1.

1). 33 ° + 34 ° = 67 °, в 1 ° * 111 км . 2)111*67 (),= 7437 км

2.

1) 51 ° + 14 » = 65 °,в 1~ 111 км

2 ). 111 * 65  = 7215  км Ответ: 7437 км протяженность Африки с севера на юг по 20° в.д и 7215 км с запада на восток по 10° с.ш.

  1. Африка     расположена     в     Субтропическом,     субэкваториальном, экваториальном, тропическом поясах.
  2. Африку   омывает   Атлантический,   Индийский   океаны,   а   так   же Средиземное и Красное моря.
  3. Африка соединяется Суэтским перешейком с Европой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12 «Описание     природных     условий     населения, хозяйственной   деятельности   одной   из   стран Африки».

(письменно)                                      Цель   работы:   формирование умений,  используя различные карты    атласа,    составить    краткую    характеристику    природы, населения и его хозяйственной деятельности.

План описания:

  1. Определить ареал распространения.
  2. Рельеф и полезные ископаемые.
  3. Климат и внутренние волы (температура января, июля, осадки).
  4. Почвы, растительный и животный мир
  5. Численность населения.
  6. Хозяйственная деятельность и особенности быта.
  7. Влияние хозяйственной деятельности  населения на окружающую природную среду.

1    вариант — арабы.

  1. Арабские народы проживают в Африке на севере материка, вдоль Красного, Средиземного морей до берегов Атлантического океана.
  2. Арабы проживают в Ливийской пустыне, на низменных участках береговой линии материка, в горах Атлас, в нагорьях Ахаггар, Тибести, на большей территории Сахары. Территория богата полезными ископаемыми: нефть, газ, железные руды, фосфориты, полиметаллические руды, марганцевые руды.
  3. Арабы проживают в тропическом климатическом поясе: температура июля +32 С, температура января +16 С, количество осадков от 250 до 100 и менее мм. Территория проживания арабов не богата внутренними водами, только в восточной части протекает река Нил, озер нет.
  4. Почвы: пусгынные, тропических и субтропических поясов; каштановые сухих степей;  коричневые и серо-коричневые ксерофитных лесов и кустарниковых степей, встречаются солончаки и солонцы. Животные:   антилопа   каина,   газель,   вараны,   верблюды,   фламинго, лисица-фенек, леопарды.

Растительность скудная, а местами её нет совеем.

5.        Плотность населения: на побережье Средиземного моря от 100 человек
до 10 человек на 1 кв. км, далее менее 1 чел. на 1 кв. км, имеются
территории незаселённые людьми.


  1. Вдоль побережья население занимается рыболовством, имеются крупные морские порты, обрабатываются земли, выращивают цитрусовые, вдоль устья реки Нил — хлопчатник, крупные районы распространения финиковых пальм, имеются пастбища ( овцы, козы), очаги обрабатываемых земель, а также земли малоиспользуемые и неиспользуемые.
  2. Природа сильно пострадала от хозяйственной деятельности человека. Одна из трудностей борьба с движущимися песками. Разработан проект создания «Зелёного пояса»

2   вариант — Банту.

  1. Народы байту проживают на юге материка, преимущественно в ЮАР, Мозамбике, Заире. Анголе.
  2. Большая часть территории равнинное плато, которое постепенно ступенями повышается к югу и востоку, сменяясь горами: Капские, Драконовы.

Полезные ископаемые: одно из первых мест в мире по запасам и добыче алмазов, золота, платины, урановых, медных, железных руд; имеются также кобальтовые руды, асбест, хромовые руды, оловянные руды.

  1. Народы банту проживают на территории тропического и субэкваториального климатического поясов: средняя температура июля от +8 до + 16 С, средняя температура, января от +24 С до + 16 С, осадков от 1000 до 500 мм в год, местами до 2000 мм. Территория богата внутренними водами: реки Лимпопо, Замбези, водопад Виктория, озёра Ньяса, Танганьика.
  2. Почвы: коричнево-красные ферраллигизированные ксерофитных лесов и кустарников, коричневые и серо-коричневые ксерофитных лесов и кустарниковых степей, красно-бурых саванн.

Растительность саванн.

Животный мир: антилопы гну, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги,

львы, леопарды.

  1. Очагами плотность населения от 10 до 100 человек на 1 кв. км до менее 1 человека на 1 кв. км.
  2. Народы банту заняты фермерским хозяйством, выращивают кукурузу, пшеницу, бобовые, сахарный тростник, цитрусовые, хлопчатник, разводят овец и крупный рогатый скот, много фабрик и заводов, быстро развивается промышленность, народ занимается охотой и рыболовством.
  3. Число диких животных заметно сократилось и многие виды почти исчезли, особенно сократилось количество травоядных. Созданы заповедники и национальные парки. (Крупный национальный парк -Кригер).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13 «Сравнение        географического        положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различий основных компонентов природы».

(письменно)

Цель работы: выявление особенностей географического положения Австралии и сделать вывод о влиянии географического положения материка на климат и характер растительности.

План сравнения

Африка

Австралия

Находится экватора, находится полушарии

1.

Географическое

положение

2. Рельеф

3.Климатические пояса

4.Реки, озёра

5.Природные зоны

                 6. Почвы

 Экватор пересекает Африку почти посередине. Большая часть   находится   в   восточном

полушарии                

Горы:        Атлас,        Капские,

Драконовы. Вулкан Камерун,
Килиманджаро,        Эфиопское

нагорье. Восточно -Африканское
плоскогорье.        Ливийская

тропический,

пустыня,__Сахара,  Калахари .

          Экваториальный,

субэкваториальныи, субтропический

Нил, Нигер. Сенегал, Конго, Замбези. Лимпопо. Оранжевая, озеро Чад. Виктория, Танганьика,

Ньяса                

                                            Влажных экваториальных лесов, переменно влажных лесов, саванн и редколесий (большая часть), пустынь и полупустынь

Пустынные        тропических        и
субтропических        поясов,

красновато-бурые   опустыненных саванн.      красно-бурые     саванн, коричнево-красные ферраллигизированных ксерофитных лесов и кустарников

 на     юге     от

Австралия

в      восточном

 

Центральная низменность, Большой Водораздельный хребет, Большая песчаная пустыня, большая пустыня Виктория,   гора   Костюшка,

гора Брус                

                  Субэкваториальный,

тропический,

субтропический

Мурей, Дармина, озеро Эйр

                                Саванн и редколесий (большая часть), полупустынь и пустынь

Пустынные тропических и
субтропических поясов,
чёрные и серые слитые
тропических и
субтропических поясов,
красно-бурые саванн,
красные ферраллитные
сезонно-влажных лесов и
высокотравных саванн,
желтозёмы и краснозёмы
влажных лесов, коричневые
и серо-коричневые
ксерофитных лесов и
кустар никовых степей        


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16

«Описание крупных речных систем Южной    

Америки и Африки,       оценка       возможностей      

и    трудностей хозяйственного освоения

бассейнов рек».(письменно)

Цель работы: формирование умений, используя карты атласа, составлять описание крупных речных систем. План описания реки:

  1. В какой части материка течёт?
  2. Где   берёт   начало?   Куда   впадает?   К   бассейну   какого   океана относится?

3.        В каком направлении течёт? Длина реки.

  1. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
  2. Определите источники питания реки.
  3. Каков режим реки и как он зависит от климата.
  4. Хозяйственной использование реки. Река Амазонка.
  1. Течёт в северной части материка.
  2. Начало реки — это слияние рек Мараньон и Укаяли, впадает в Атлантический океан. Относится к бассейну Атлантического океана.
  3. Амазонка течёт с запада на восток
  4. Река течёт по низменности, длина амазонки 6400 км.
  5. Источники питания: ледниковое, дождевое.
  6. Подъём воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года. Это несколько сглаживает колебания уровня Амазонки, поэтому она полноводна весь год.
  7. В пойме реки Амазонки выращиваются каучуконосы. В хозяйственных целях используют для судоходства. В водах реки водятся хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба тирука, живут кайманы, пресноводные дельфины.

Река Нил

  1. Течёт в восточной части Африки
  2. Берёт начало в Восточно-Африканском плоскогорье, впадает в Средиземное море. Относится к бассейну Атлантического океана
  3. Река Нил течёт на север материка, длина 6671 км.
  4. В верхнем течении река устремляется вниз по ущельям, образует пороги и водопады. Выйдя на равнину, она течёт медленно и спокойно.
  5. Источники питания: подземные воды, осадки.
  6. В субэкваториальном климатическом поясе, влажное лето. С приходом зенитального положения солнца наступает дождливое время. Полноводна река летом.
  7. Река Нил используется в судоходстве, воды для орошения плодородных полей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23 «Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и северной Америки, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного воздействия, изменения».

(письменно)

Цель     работы:     выявление     причин,     обуславливающих чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка

План.

  1. выписать все природные зоны Евразии и Северной Америки с запада на восток по 40-й параллели
  2. Определить  черты  сходства   и   отличия   в   природных  компонентах природных зон и их расположение по территории материков.
  3. записать в тетради вывод о причинах, обуславливающих разнообразие

природных зон и характер их расположения.

Природная зона

Северная Америка

Евразия

Черты сходства и различий

Жестколистные вечно-зелёные леса

+

+

Сходства в том, что и в Северной Америке и в Евразии жестколистные вечно зелёные леса, полупустыни и пустыни, области высотной поясности, лесостепи и степи, а различия в том, что в Евразии есть переменно-влажные леса, а в Северной Америке нет. В Северной Америке есть смешанные и широколиственные леса, а в Евразии нет.

Области    высотной поясности

+

+

Полупустыни, пустыни

+

+

Лесостепи, степи

+

+

Смешанные            и

широколиственные

леса

+

Переменно-влажные леса

+

Вывод:

На материке Евразия такое расположение объясняется уменьшением количества осадков от окраин материка к внутренним частям

Такая особенность расположения природных зон в Северной Америке определяется главным образом рельефом и господствующими ветрами.

nsportal.ru

Практические работы по географии

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ГЕОГРАФИИ

по линии «Полярная звезда», под редакцией А.И.Алексеева

5 класс

Оборудование

в наличии

Т.1Развитие географических знаний о Земле – 5 часов

3

Выдающиеся географические открытия

№1 Работа с картой. «Имена на карте»

Глобусы

Карта «Имена на карте»

Учебник

Портреты путешественников

1

1

1

25

6

4

Современный этап географических открытий

№ 2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников

Атласы

Контурные карты

Карта путешествий

Учебник

25

25

1

25

Т. Земля – планета Солнечной системы – 5 часов

9

Неравномерное распределение Солнечного тепла и света

№ 3. Определение зенитального положения солнца в разные периоды года

Теллурий

Атласы

Учебник

1

25

25

Т. План и карта – 10 часов

11

Ориентирование и способы ориентирования на плане иместности

№ 4. Определение азимута на местности

Компасы

Планшеты для полевой практики

Тетрадь

Карандаш

Линейка

16

5

25

25

25

13

Изображение земной поверхности на плоскости

№ 5. Определение масштаба

Тетрадь

Линейка

Карандаш

25

25

25

15

Глазомерная съемка

№ 6. Составление плана местности

Планшеты для практической работы

Рулетка

Компасы

Тетрадь

Линейка

Карандаш

5

5

16

25

25

25

20

Решение практических задач по плану и карте

.№ 7. Определение географических координат

Географических объектов на карте

Атласы

Контурные карты

25

25

Т. Человек на Земле – 3 часа

23

Многообразие стран мира

№ 8. Сравнение стран мира по политической карте

Политическая карта мира

Атласы

1

25

25

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

№ 9 Описание горных пород и описание их свойств

Коллекция «Горные

породы и минералы»

5

infourok.ru

Лабораторно-практические работы по географии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАБАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

Учебная дисциплина: ОДБ.11 ГЕОГРАФИЯ

Профессии: 19.01.17 Повар, кондитер

42.01.01 Агент рекламный

г.Хабаровск,

2016.

Методические рекомендации по выполнению практических работ.

Учебная дисциплина: ОДБ.11 География. Профессии: 19.01.17 Повар, кондитер; 42.01.01 Агент рекламный

Разработчик: Кравец Н.А., преподаватель КГБ ПОУ ХКОТСО.

Пособие рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии общеобразовательной полготовки краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания» (КГБ ПОУ ХКОТСО).

Протокол № 5 от 19 января 2016г.

Председатель МК

_________________ /Л.И.Бойчук/

«____»___________________ 2016.

680007. г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 1

КГБ ПОУ ХКОТСО

Пояснительная записка

Пособие предназначено для студентов и преподавателей учебной дисциплины ОДБ.11 ГЕОГРАФИЯ. В пособии представлены рекомендации по выполнению практических работ для студентов, осваивающих профессии 19.01.17 Повар, кондитер; 42.01.01 Агент рекламный.

Практические занятия являются одной из форм учебного обучения, целью которого является формирование у студентов практических навыков и умений, закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение, формирование общих и предметных компетенций студентов на основе знаний по учебной дисциплине, развитие навыков работы в микрогруппе, формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях, развитие креативных умений студентов, формирование у студентов коммуникативной компетентности. Выполнение практических работ позволяет студентам закрепить знания, полученные на уроках географии, получить навыки и умения работы с географическими картами, статистическим и справочным материалом, приобрести опыт практической деятельности, опыт познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира. Практические занятия обобщают, систематизируют, углубляют, закрепляют полученные теоретические знания. В ходе проведения практических занятий студенты не только выполняют определённые задания, но и защищают собственные работы, учатся выступать публично.

Практические занятия предусмотрены учебными планами КГБ ПОУ ХКОТСО в соответствии с программами подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 19.01.17 Повар, кондитер; 42.1.01 Агент рекламный по учебной дисциплине ОДБ.11 География в объёме 6 часов и направлены на развитие интеллектуальных, аналитических умений студентов, выработку решений при реализации проблемных задач.

После выполнения задания студенты защищают свой вариант выполненной работы.

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

Учебная дисциплина: ОДБ.11 География

Профессии: 19.01.17 Повар, кондитер; 42.01.01 Агент рекламный

Перечень практических работ

«Установление взаимосвязей между геополитическим положением, природно-ресурсным потенциалом различных территорий, размещением населения и хозяйства и индексом качества жизни»

1

5.

Определение роли России в международном географическом разделении труда.

1

6.

Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и другими глобальными проблемами человечества.

1

ИТОГО:

6

Практическая работа № 1

Тема программы: «Политическое устройство мира»

Тема практической работы: «Ознакомление с политической картой мира»

Цель: Научиться определять геополитическое положение ведущих стран мира, исходя из особенностей географического местоположения стран и их климатических особенностей.

Оснащение:

— географические атласы;

— карточки-задания с 2 вариантами заданий.

Задание:

1. Определить геополитическое положение ведущих стран мира, исходя из особенностей географического положения, климата, окружающих данную страну государств.

2. Составить письменный ответ, используя соответствующие страницы атласа (8-19 стр.)

Форма отчёта: письменный ответ.

Рекомендации:

  1. Внимательно изучить нанесённые на карту географические данные, условные обозначения.

  2. Определить климатические особенности ведущих стран мира.

  3. Помните, что все условные знаки расшифрованы в нижней части географической карты.

  4. Обратить внимание на окружающие страны и сделать вывод об их влиянии на экономику конкретной страны.

  5. Определить, как политический режим конкретной страны влияет на экономику и культуру данной страны и соседних государств.

  6. Сформулировать вывод о геополитическом положении страны на основе проделанной работы.

Критерии оценки:

1. Умение дать оценку климатических особенностей ведущих стран мира – 2 балла;

2. Умение определить возможные экономические характеристики выбранных стран – 2 балла;

3. Умение сформулировать вывод о геополитическом положении страны -2 балла

4. Умение составить связный текст – 1 балл;

7 баллов – отметка «5»;

6 баллов – отметка – «4»;

4-5 баллов – отметка «3»;

менее 4 баллов – отметка «2».

Практическая работа № 2

Тема программы: «География населения мира»

Тема практической работы: «Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира»

Цель: Научиться определять перспективы развития стран на основе учёта демографической политики, индекса качества жизни, уровня урбанизации и миграционной политики данных стран.

Оснащение: учебник, географический атлас, бланки таблицы.

Задание:

Название страны

Тип воспроизводства

ИКЖ

Уровень урбанизации

Особенности миграции

Вывод: перспективы дальнейшего развития страны

1. США

2. Нигерия

3. Саудовская Аравия

4. Афганистан

5. Россия

6. Венгрия

1. Записать, какой тип воспроизводства населения характерен для стран, предложенных в таблице.

2.Заполнить данные об ИКЖ, используя таблицу № 5 на стр. 41 учебника.

3. Заполнить графу «Уровень урбанизации», используя статистический материал учебника, стр. 52.

4. Заполнить графу «Особенности миграции», используя статистический материал учебника, стр. 49-50

5.Отметиь собственную точку зрения по поводу перспектив развития данных стран.

Форма отчёта: публичное выступление.

Рекомендации:

1. Используйте географический атлас, стр. 4-5, 10-11.

2. Выясните значение понятий, употребляющихся в тексте учебного пособия и на соответствующих страницах географического атласа.

3. Вспомните:

-типы воспроизводства населения;

-формы размещения населения мира, плотность населения мира;

-основные направления демографической политики;

— понятие качества жизни;

— урбанизация, субурбанизация, рурбанизация;

— эмиграция, иммиграция.

4. Заполните графы таблицы, пользуясь текстом учебника (стр. 35-41) , географическим атласом (стр. 4-5 и 10-11).

5. При формулировании выводов по вопросу перспективы развития стран на основе учёта демографической политики, индекса качества жизни, уровня урбанизации и миграционной политики данных стран используйте краткий конспект по теме.

Критерии оценки:

1. Выявление теоретических знаний – 2 балла;

2 Владение фактическим материалом– 2 балла

3. Логическая последовательность выступления – 2 балла;

4. Умение аргументировать свою позицию -2 балла

8 баллов – отметка «5»;

6-7 баллов – отметка – «4»;

5 баллов – отметка «3»;

4 и менее баллов – отметка «2».

Практическая работа № 3

Тема программы: «Мировое хозяйство»

Тема практической работы: «Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира»

Цель: Научиться отображать на контурной карте крупнейших поставщиков нефти, газа, продукции машиностроения, сельскохозяйственной продукции и определять основные направления международной торговли товарами и факторы, формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

Оснащение:

учебные пособия Е.В. Баранчиков ГЕОГРАФИЯ, атласы, контурные карты, материалы Интернета.

Задание:

  1. На контурной карте, стр.2-3 начертить границы государств – крупнейших поставщиков нефти, газа, продукции машиностроения, сельскохозяйственной продукции.

  2. Отметить на контурной карте, используя принятые в географии обозначения, страны, в которых добывается больше всего каменного угля, цветных и редкоземельных металлов.

  3. Отметить на контурной карте стрелками разного цвета основные направления международной торговли нефтью, газом, продукцией машиностроения, сельскохозяйственной продукцией.

  4. Сделать вывод об основных факторах, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

Форма отчёта: письменный отчёт.

Рекомендации:

  1. Внимательно изучи предложенное задание, материалы учебного пособия.

  2. Рассматривай фактический материал с точки зрения его экономической важности.

  3. Будь предельно внимателен при заполнении контурной карты.

  4. Используй фломастеры (маркеры) разных цветов при работе с контурной картой.

  5. Найдите убедительные аргументы при высказывании собственной точки зрения.

  6. Максимально коротко запиши своё высказывание.

Критерии оценки:

1. задание выполнено правильно и в полном объеме – 2 балла;

2. студент может пояснить выполнение любого этапа работы – 2 балла;

3. работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы – 2 балла.

6 баллов – отметка «5»;

4 -5 баллов – отметка – «4»;

3 балла – отметка «3»

Практическая работа № 4

Тема программы: «Регионы мира»

Тема практической работы: «Установление взаимосвязей между геополитическим положением, природно-ресурсным потенциалом различных территорий, размещением населения и хозяйства и индексом качества жизни»

Цель: Научиться определять взаимосвязь между геополитическим положением, социально-экономическим развитием регионов мира и природными условиями разных территорий.

Оснащение: учебные пособия Е.В. Баранчиков ГЕОГРАФИЯ, атласы по географии стр.40-43, материалы Интернета.

Задание:

1.Выберите регион для исследования:

  • Зарубежная Европа

  • Зарубежная Азия

  • Северная Америка

  • Латинская Америка

  • Африка

  • Австралия

2. Заполните таблицу по предложенному образцу.

Взаимосвязь основных показателей развития региона

Основные показатели развития региона

Информация из различных источников

Количество стран в регионе

численность населения

природно-ресурсный потенциал

форма правления

главные виды хозяйственной деятельности

средний ВВП на душу населения

с какими регионами мира больше всего сотрудничают страны

уровень экономического развития

уровень урбанизации

особенности религиозных верований

наличие межэтнических конфликтов

3. Напишите вывод о влиянии геополитического положения, социально-экономического развития регионов мира и природных условий разных территорий на уровень индекса качества жизни.

Форма отчёта: письменный отчёт.

Рекомендации:

1. Внимательно прочитайте основные показатели развития региона, написанные в таблице.

2. Выберите из различных источников необходимую информацию по выбранному региону: текст учебника, географический атлас, материалы Интернета.

3. Чётко, кратко формулируй необходимую информацию в черновике.

4. Прежде, чем начать заполнение таблицы, проверь все формулировки, чтобы не вносить исправления в чистовой вариант.

Критерии оценки:

1. Достоверность географических данных– 2 балла;

2. Конкретность – 2 балла;

3. Грамотность формулировок – 1 балл.

5 баллов – отметка «5»;

4 балла – отметка – «4»;

3 балла – отметка «3»;

менее 3 баллов – отметка «2».

Практическая работа № 5

Тема программы: «Россия в современном мире»

Тема практической работы: «Определение роли России в международном географическом разделении труда»

Цель: Научиться оценивать место и роль России в постсоветском пространстве на основе её геополитического и геоэкономического положения.

Оснащение: учебные пособия Е.В. Баранчиков ГЕОГРАФИЯ, атласы по географии, материалы Интернета.

Задание:

1. Определить место и роль России в постсоветском пространстве на основе её геополитического и геоэкономического положения.

Форма отчёта: письменная работа.

Рекомендации:

  1. Выполняйте задания пошагово, чтобы не усложнять работу.

  1. Выпишите наименования товаров и регионов страны, являющихся экспортёрами российских товаров.

  2. Выпишите страны, в которые поставляются товары российского экспорта, рассмотрев цветные вкладки в учебнике (стр. 271).

  3. Выпишите наименования товаров, импортируемых в Россию и названия стран, из которых идёт импорт.

  4. Составьте список стран – экономических партнёров России.

  5. Запишите названия стран, которые принадлежат политическим и экономическим группировкам и блокам, враждебным России.

  6. Отметьте экономические риски России, которые возможны из-за недружественного отношения к России.

  7. Отметьте страны и регионы мира, которые являются или в перспективе могут стать экономическими партнерами России.

  8. Сделайте письменно вывод о перспективах развития страны, исходя из её географического положения.

  9. Используйте текст учебного пособия (стр. 271-283) и географический атлас (стр. 40-41) для выполнения работы.

  10. Соблюдайте правила литературного русского языка при написании отчёта.

Критерии оценки:

1. Достоверность – 2 балла;

2. Конкретность – 2 балла;

3. Грамотность письменной работы – 1 балл:

5 баллов – отметка «5»;

4 балла – отметка – «4»;

3 балла – отметка «3»;

менее 3 баллов – отметка «2».

Практическая работа № 6

Тема программы: «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества»

Тема практической работы: «Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и другими глобальными проблемами человечества»

Цель: научиться давать оценку глобальным проблемам человечества, предлагать способы их решения.

Оснащение: учебные пособия Е.В. Баранчиков ГЕОГРАФИЯ, атласы по географии, материалы Интернета.

Задание:

  1. Предложить решение одной из глобальных проблем человечества в выбранном регионе.

Форма отчёта: письменная работа или публичное выступление.

Рекомендации:

  1. Вспомните глобальные проблемы человечества.

  2. Выберите одну из глобальных проблем, по которой вы будете выполнять работу.

  3. Определите, для каких регионов эта проблема является наиболее важной.

  4. Выберите регион для выполнения работы.

  5. Приведите аргументы, подтверждающие факт угрозы человечеству от данной проблемы.

  6. Сформулируйте свои предложения по решению данной проблемы.

  7. Подготовьтесь к публичной защите своей работы.

  8. Соблюдайте правила литературного русского языка при составлении текста выступления.

  9. Помните, что вы должны в ходе своего выступления хорошо ориентироваться в географической карте.

Критерии оценки:

  1. фактическая достоверность информации– 4 балла;

  2. обоснованность предложенных решений по выбранной проблеме – 4 балла;

  3. краткость, чёткость, доступность изложения – 2 балла.

10 баллов – отметка «5»;

8-9 баллов – отметка – «4»;

6-7 баллов – отметка «3»;

менее 6 баллов – отметка «2».

infourok.ru

Практические работы по географии

Практические работы по географии

за 6 класс

Учитель географии Сидорова Татьяна Николаевна

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Практические работы — это один видов активной самостоятельной работы учащихся, который проводится с применением различных методов, материалов, инструментов, приборов и других средств.

Тема: «Гидросфера – водная оболочка Земли»

Практическая работа

Нанесение на контурную карту океанов, морей, заливов, проливов,

островов, полуостровов

Цель: нанести на контурную карту объекты гидросферы

Ход работы:

Задание

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте океанов следующие объекты

гидросферы.

1.Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

2.Моря: Средиземное, Черное, Азовское, Белое, Балтийское, Красное, Желтое,

Охотское, Японское, Баренцево, Карское, Чукотское, Красное.

3.Заливы: Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Персидский.

4.Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский, Магелланов, Берингов.

5.Острова: Мадагаскар, Сахалин, Новая Гвинея, Великобритания, Калимантан,

Гренландия, Гавайские.

6.Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор,

Таймыр, Камчатка, Сомали.

Практическая работа

Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира

Цель: нанести на контурную карту объекты гидросферы

Ход работы:

Задание 1.

Найти в атласе и подписать на контурной карте полушарий следующие объекты.

1.Реки: Амазонка, Нил, Миссисипи, Конго, Янцзы, Хуанхэ, Ганг

2.Озера: Чад, Виктория, Танганьика, Ньяса, Верхнее, Чад, Эйр

Задание 2.

Нанести на контурную карту России следующие объекты.

1.Реки: Лена, Енисей, Обь, Волга, Амур

2.Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское

Практическая работа

Описание реки по плану

Цель: научиться характеризовать реку по плану; устанавливать зависимость между рельефом, направлением, характером течения.

Ход работы:

Задание

Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, составить описание реки по плану (реки указываются учителем).

Работа выполняется по вариантам (вариант 1 – Нил, вариант 2 – Амазонка, вариант 3 – Волга).

План описания реки

(можно использовать план на стр. 114 учебника)

1.Назвать и показать реку.

2.На каком материке и по территории, какой страны она протекает.

3.Определим, где исток и устье реки.

4.Бассейн реки.

5.В каком направлении протекает?

6.Характер течения реки.

7.Хозяйственное использование реки.

Можно практическую работу выполнить в виде таблицы и описать две реки (одну российскую другую мировую).

река Нил

Река Волга

1.Назвать и показать

реку

2. На каком материке и по территории, какой страны

она протекает

3. Исток и устье реки

4. Бассейн реки

5.Направление течения

6. Характер течения реки

7. Хозяйственное использование реки

Практическая работа

Описание озера по плану

Цель: научиться характеризовать озеро по плану

Ход работы:

Задание

Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, составить описание озера по плану (озера указываются учителем).

Работа выполняется по вариантам (вариант 1 – Байкал, вариант 2 – Танганьика, вариант 3 – Чад).

План описания озера

(можно использовать план на стр. 118 учебника)

1.Назвать и показать озеро.

2.На каком материке, и в какой его части оно находиться протекает.

3.Географические координаты озера.

4.Какое озеро по происхождению озерной котловины.

5.Сточное(назвать впадающие и вытекающие реки) или бессточное озеро.

6.Использование озера.

Можно практическую работу выполнить в виде таблицы и описать два озера(одно российское другое мировое).

Озеро Байкал

Озеро Чад

1.Назвать и показать озеро

2.На каком материке, и в

какой его части оно

находиться протекает

3. Географические

координаты озера

4. Какое озеро по происхождению озерной

котловины

5. Сточное(назвать впадающие и вытекающие реки) или бессточное озеро

6. Использование озера

Тема: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Практическая работа

Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды

Цель: оценить свое умение наблюдать погоду; пользоваться метеорологическими приборами; оценить умение фиксировать результаты наблюдений за погодой

Ход работы:

Задание

Сначала изучения темы «Атмосфера» учащиеся ежедневно ведут наблюдения за погодой и фиксируют результаты в таблицу

Температура воздуха

Ветер

Осадки

После заполнения таблицы (в выводе) указывают место наблюдения, географическую широту и долготу места наблюдения и делают анализ погоды.

Практическая работа

Вычерчивание графиков суточного изменения температуры

Цель: научиться строить графики температуры

Ход работы:

Задание

Используя данные температуры воздуха, постройте графики суточного изменения температуры воздуха(показатели, характеризующие отрицательные температуры, можно отметить синим цветом, а положительные – красным)

Данные для Данные для

1 варианта 2 варианта

Температура

воздуха

Температура

воздуха

1.00

9°С

10°С

3.00

7°С

8°С

6.00

-7°С

-8°С

9.00

9°С

10°С

12.00

12°С

13° С

15.00

7°С

18°С

18.00

14° С

16°С

21.00

10°С

13°С

24.00

4° С

6°С

Порядок построения графика температур воздуха

1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха. Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время, в которое были сделаны измерения (например: 1 см – 2 часа).

2) от этих точек(время) в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.

4) полученные точки соединяем плавной линий — получили график хода температуры в течение суток.

Вывод: ( анализируют изменения температуры воздуха в течение суток – определите: когда температура воздуха была самой низкой; самой высоткой; чему равна суточная амплитуда температур)

Практическая работа

Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показателей термометра

Цель: установить особенности среднесуточного хода температуры воздуха

Ход работы:

Задание

По данным рассчитайте среднесуточную температуру воздуха (можно взять показания календаря погоды и рассчитать среднюю температуру за месяц)

Данные для Данные для

1 варианта 2 варианта

Температура

воздуха

Температура

воздуха

9°С

10°С

7°С

8°С

-7°С

-8°С

9°С

10°С

12°С

13°С

7°С

-18°С

-14°С

16°С

10°С

13°С

4°С

6°С

Порядок определения среднесуточной температуры воздуха

1.Найдем сумму положительных температур воздуха.

2.Найдем сумму отрицательных температур воздуха.

3.Из большего числа вычитается меньшее, и делиться на число измерений.

Практическая работа

Построение и анализ розы ветров

Цель: научиться строить «розу ветров»; обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой (ветром), делать выводы о ветрах своей местности

Ход работы:

Задание

По данным(можно взять из календаря погоды) постройте розу ветров. Для этого:

1.начертите график, где линии указывают основные и промежуточные стороны

горизонта;

2.от центра отложите одинаковые отрезки по 5 мм;

3.отметим столько отрезков, сколько дней дул ветер в том направлении, которое

указывает линия;

4.соединим концы всех отрезков и получим розу ветров.

Данные для Данные для

1 варианта 2 варианта

Направление

ветра

Количество дней

Количество дней

северный

5

6

С — В

3

3

восточный

4

2

Ю — В

2

4

южный

4

3

Ю — З

6

5

западный

7

6

С — З

4

6

Вывод (указывают преобладающие ветра за данный месяц)

Тема: «Биосфера – живая оболочка Земли»

Практическая работа

Описание одного растения или животного своей местности

Цель: познакомиться с наиболее распространенными растениями и животными своей местности; составить описание одного растения или животного

Ход работы:

Задание

1.Перичислите растения и животных своей местности.

2.Используя дополнительную литератур, составьте описание одного растения и

животного своей местности.

3.Перечислите растения и животных Ардатовского района, которые внесены в

Красную книгу Нижегородской области.

Тема: «Географическая оболочка»

Практическая работа

Описание природных зон Земли по географическим картам

Цель: познакомиться с особенностями природных зон мира; составить описание природных зон

Ход работы:

Задание

Используя материал параграфа 52, гербарии, карты атласа заполните таблицу.

Природная

зона

Климатические

особенности

Почвы

Растительность

Животный мир

Вывод: (указать как растения(1 вариант) и животные(2 вариант) приспособились к различным климатическим условиям в природных зонах)

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о