Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы ОНЛАЙН
Химия / Химия для абитуриентов
Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы.— 4-е изд., испр. и доп,— М., 2002,— 480 с.: ил.
В пособии освещены все вопросы приемных экзамене по химии. Для лучшего усвоения курса химии приведены некоторые дополнительные сведения. После каждой главы даются типовые задачи с решениями и задачи для самостоятельной работы.
Книга предназначена поступающим в вузы. Оиа также может быть рекомендована преподавателям химии при подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов за курс средней школы.
Содержание
Предисловие
Введение
§ 1. Предмет химии
§ 2. Роль химии в промышленности и сельском хозяйстве.
§ 3. Химия и экология
ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХИМИЯ.
Глава 1. Основные понятия и законы химии
§ 1. 1. Атомно-молекулярное учение в химии
§ 1.2. Химические элементы
§ 1.3. Простые и сложные вещества. Аллотропия
§ 1.4. Относительная атомная масса
§ 1.5. Относительная молекулярная масса
§ 1.6. Моль. Молярная масса
§ 1.7. Химические знаки, формулы и уравнения
§ 1.8. Химические реакции. Классификация реакций
§ 1.9. Закон сохранения массы веществ
§ 1.10. Закон постоянства состава вещества
§1.11. Газовые законы. Закон Авогадро. Молярный объем газа
§ 1.12. Решение типовых задач
Глава 2. Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атомов
§ 2.1. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона
§ 2.2. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
§ 2.3. Ядерная модель строения атомов
§ 2.4. Состав атомных ядер. Ядерные реакции
§ 2.5. Современная модель состояния электрона в атоме
§ 2.6. Строение электронных оболочек атомов
§ 2.7. Электронные формулы Д. И. Менделеева
§ 2.9. Периодический закон и периодическая система элементов в свете учения о строении атомов
§2. 10. Периодические свойства атомов
§ 2.11. Значение периодического закона и теории строения атомов
§2.12. Решение типовых задач
Глава 3. Химическая связь
§ 3.1. Ковалентная связь
§ 3,2. Свойства ковалентной связи
§ 3.3. Ионная связь
§ 3.4. Полярные и неполярные молекулы
§ 3.6. Водородная связь
§ 3.7. Типы кристаллических решеток
§ 3.8. Структурные формулы
§ 3.9. Степень окисления
§3.10. Химическая связь и валентность
§3.11. Решение типовых задач
Глава 4. Скорость химических реакций. Химическое равновесие
§4.1. Скорость химических реакций
§4.2. Факторы, влияющие на скорость реакции
§ 4.3. Энергия активации
§ 4.4. Понятие о катализе и катализаторах
§ 4.5. Необратимые и обратимые реакции
§4.6. Химическое равновесие
§ 4.7. Принцип Ле Шателье
§ 4.8. Решение типовых задач
Глава 5. Растворы. Теория электролитической диссоциации
§ 5.1. Численное выражение состава растворов
§ 5.2. Растворимость веществ в воде
§ 5. 3. Тепловые явления при растворении
§ 5.4. Электролиты и неэлектролиты
§ 5.5. Теория электролитической диссоциации
§ 5.6. Механизм диссоциации
§ 5.7. Гидратация ионов
§ 5.8. Диссоциации кислот, оснований и солей в водных растворах
§ 5.9. Степень диссоциации
§5.10. Сильные и слабые электролиты
§5.11. Реакции ионного обмена
§5.12. Диссоциация воды. рН
§5.13. Протолитическая теория кислот и оснований
§5.14. Решение типовых задач
Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений
§6.1. Оксиды
§6.2. Кислоты
§6.3. Основания
§6.4. Соли
§ 6.5. Гидролиз солей
§ 6.6. Связь между классами неорганических соединений
§ 6.7. Решение типовых задач
Глава 7. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
§7.1. Теория окислительно-восстановительных реакций
§ 7.2. Важнейшие восстановители и окислители
.§7.4. Влияние среды на характер протекания реакций
§ 7.5. Классификация окислительно-восстановительных реакций
§ 7. 6. Сущность электролиза
§ 7.7. Электролиз водных растворов электролитов
§ 7.8. Применение электролиза
§ 7.9. Решение типовых задач
ЧАСТЬ 2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Глава 8. Водород. Галогены
§8.1. Общие свойства неметаллов
§8.2. Водород
§ 8.3. Вода
§8,4, Тяжелая вода
§ 8,5. Общая характеристика подгруппы галогенов
§8.6. Хлор
§ 8.7. Хлороводород и соляная кислота
§ 8.8. Соли соляной кислоты
§ 8.9. Краткие сведения о фторе, броме и иоде
Глава 9. Подгруппа кислорода
§9.1. Общая характеристика подгруппы кислорода
§ 9.2. Кислород и его свойства
§ 9.3. Сера и ее свойства
§ 9.4. Сероводород и сульфиды
§ 9.5. Оксид серы (IV). Сернистая кислота
§9.6. Оксид серы (VI). Серная кислота
§ 9.7. Свойства серной кислоты и ее практическое значение
§ 9.8. Соли серной кислоты
Глава 10. Подгруппа азота
§ 10.1. Общая характеристика подгруппы азота
§ 10.2. Азот. Сигма- и пи-связи
§ 10.3. Аммиак
§ 10,4. Химические основы производства аммиака
§ 10.5. Соли аммония
§ 10.7. Азотная киелота
§ 10.9. Соли азотной кислоты
§ 10.10. Фосфор
§ 10.11. Оксиды фосфора и фосфорные кислоты
§ 10.12. Минеральные удобрения
Глава 11. Подгруппа углерода
§ 11.1. Общая характеристика подгруппы углерода
§ 11.2. Углерод и его свойства
§ 11.3. Оксиды углерода. Угольная кислота
§ 11.4. Соли угольной кислоты
§ 11.5. Кремний и его свойства
§ 11.6. Оксид кремния (IV) и кремниевая кислота
§ 11.7. Понятие о коллоидных растворах
§ 11.8. Соли кремниевой кислоты
§ 11.9. Получение стекла и цемента
§ 11.10. Решение типовых задач
Глава 12, Общие свойства металлов
§ 12.1. Положение металлов в периодической системе элементов Д. И. Менделеева
§ 12.2. Физические свойства металлов
§ 12.3. Химические свойства металлов
§ 12.4. Металлы и сплавы в технике
§ 12.5. Ряд стандартных электродных потенцчалов
§ 12.6. Основные способы получения металлов
§ 12. 7. Коррозия металлов
§ 12.8. Защита от коррозии
Глава 13. Металлы главных подгрупп
§ 13.1. Общая характеристика подгруппы лития
§ 13.2. Натрий и калий
§ 13.3. Едкие щелочи
§ 13.4. Соли натрия и калия
§ 13.5. Общая характеристика подгруппы бериллия
§ 13.6. Кальций
§ 13,7. Оксид и гидроксид кальция
§ 13.8. Соли кальция
§ 13.9. Жесткость воды и способы ее устранения
§ 13.10. Общая характеристика подгруппы бора
§ 13.11. Алюминий
§ 13.12. Оксид и гидроксид алюминия
§ 13.13. Применение алюминия и его сплавов
Глава 14. Металлы побочных подгрупп
§ 14.1. Общая характеристика подгруппы хрома
§ 14.2. Хром
§ 14.3. Оксиды и гидроксиды хрома
§ 14.4. Хроматы и дихроматы
§ 14.5. Общая характеристика семейства железа
§ 14.6. Железо
§ 14.7. Соединения железа
§ 14.8. Доменный процесс
§ 14.9. Чугун и стали
§ 14.10. Решение типовых задач
ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Глава 15. Основные положения органической химии
§ 15. 1. Предмет органической химии
§ 15.2. Особенности органических соединений
§ 15.3. Изомерия
§ 15.4. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова
§ 15.5. Гомологические ряды органических соединений
§ 15.6. Классификация органических соединений
§ 15.7. Типы органических реакций
Глава 16. Углеводороды
§ 16.1. Предельные углеводороды (алканы)
§ 16.2. Номенклатура алканов и их производных
§ 16.3. Химические свойства метана и его гомологов
§ 16.4. Циклоалканы
§ 16.5. Непредельные углеводороды
§ 16.6. Этилен и его гомологи
§ 16.7. Реакции полимеризации. Полиэтилен
§ 16.8. Ацетилен и его гомологи
§ 16.9. Диеновые углеводороды
§ 16.10. Природный и синтетический каучуки
§16.11. Ароматические углеводороды (арены
§ 16.12. Бензол и его гомологи
§ 16.13. Нефть и ее переработка
§ 16.14. Природные газы и их использование
§ 16.15. Решение типовых задач
Глава 17. Кислородсодержащие органические соединения
§ 17. 1. Предельные спирты
§ 17.2. Метанол и этанол
§ 17.3. Этиленгликоль и глицерин
§ 17.4. Фенолы
§ 17.5. Альдегиды
§ 17.6. Формальдегид
§ 17.7. Ацетальдегид
§ 17.8. Реакции поликонденсации
§ 17.9. Кетоны
§ 17.10. Карбоновые кислоты
§ 17.11. Муравьиная кислота
§ 17.12. Уксусная кислота
§ 17.13. Сложные эфиры. Реакции этерификации и омыления
§ 17.14. Жиры
§ 17.15. Мыла и другие моющие средства
§ 17.16. Углеводы
§ 17.17. Моносахариды и дисахариды
§ 17.18. Полисахариды
§ 17.19. Непредельные, двухосновные и гетерофункциональные кислоты
§ 17.20. Решение типовых задач
Глава 18. Азотсодержащие органические соединения
§ 18.1. Нитросоединения
§ 18.2. Амины
§ 18.3. Анилин
§ 18.4. Аминокислоты
§ 18.5. Амиды кислот
§ 18.6. Белки
§ 18.7. Гетероциклические соединения
§ 18.8. Нуклеиновые кислоты
§ 18.9. Решение типовых задач
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предметный указатель
Рабочая тетрадь по химии Хомченко СОШ.
Сборник задач и упражнений по химии для средней школыВы начинаете знакомиться с новым предметом под названием химия. С древних времен люди пытались понять, из чего состоит окружающий мир, как одно вещество превращается в другое. Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в школьном учебнике по всему курсу химии с 8 по 11 класс. А чтобы школьникам было легче воспринимать новую информацию, известный специалист Хомченко И.Г. Я разобрал учебник и выложил готовые ответы в книгу решений.
Сборник ГДЗ по химии для 8-11 классов сборник заданий Хомченко раскрывает суть всех заданий и упражнений из учебника. Материал пособия полностью соответствует требованиям школьной программы и одобрен Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений. Готовые ответы помогут учащимся разобраться с непонятными заданиями и проверить себя. Кроме того, такое издание пригодится и родителям, которым будет проще и быстрее проверять домашнее задание ребенка и объяснять ему непонятные темы.
Всего ГДЗ по химии для 8-11 классов включает тридцать глав. И сначала студенты познакомятся с основами предмета. Во второй главе они узнают о кислороде и его радикалах. Учащиеся из следующей главы поймут, как водород участвует в образовании кислоты и соли. Далее восьмиклассники обсудят тему растворов, воды и оснований. Пятая глава принесет знания о классах неорганических соединений. Из шестой главы девятиклассники наконец узнают о Д.И. Менделеева и разобраться со строением атома.
Девятый класс предполагает изучение химических связей и особенностей строения веществ. Восьмая глава целиком посвящена закону Авогадро. Девятиклассники из следующей главы научатся решать все упражнения и задачи по галогенам. Не менее важная тема электролитической диссоциации будет рассмотрена далее. В одиннадцатой главе школьникам предстоит познакомиться с р-элементами VI группы таблицы Менделеева, являющимися подгруппой кислорода.
Двенадцатая глава расскажет о закономерностях протекания химических реакций.Об элементах V группы периодической системы, являющихся подгруппой азота, учащиеся узнают из тринадцатой главы. Не останутся в разобранном виде и n-элементы группы IV периодической таблицы Менделеева из углеродной подгруппы. Об общих свойствах металла учащиеся узнают из пятнадцатой главы. А шестнадцатая глава расскажет о металлах, как об элементах основных подгрупп периодической системы. А вот о металлах, как об элементах побочных подгрупп, станет известно из следующей главы.
Десятиклассникам также предстоит освоить теорию химического строения органических соединений. В девятнадцатой главе речь пойдет о предельных углеводородах. А вот двадцатая глава расскажет обо всех ненасыщенных углеводородах. В десятом классе тема ароматических углеводородов. О природных источниках углеводородов вы можете узнать из двадцать второй главы. О спиртах и фенолах станет известно из двадцать третьей главы. А теперь одиннадцатиклассники начнут знакомиться с альдегидами и карбоновыми кислотами.
Выпускники научатся решать задачи и составлять лабораторные работы по сложным эфирам и жирам. Реакции с углеводами обсуждаются в двадцать седьмой главе. В двадцать восьмой главе приведены сведения обо всех азотсодержащих органических соединениях. А в конце курса химии высокомолекулярные соединения будут рассматривать школьники. А тридцатая глава полностью посвящена повторению и углублению знаний в курсе химии. Авторы не забыли дать ответы на все расчетные задачи.
Сборник включает задачи и упражнения по химии, полностью соответствует школьной программе, утвержденной Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений.
Примеры.
Среди перечисленных явлений выберите химические: а) испарение воды; б) сжигание дров; в) потемнение серебряных изделий; г) выброс попутного газа при бурении нефтяных скважин; д) ржавление железа.
При добавлении серной кислоты в воду смесь становится очень горячей. Какое явление имеет место в этом случае: физическое или химическое? Объясните ответ.
Приведите примеры известных вам физических и химических явлений. Как эти явления используются в практической деятельности человека? Приведите пример, когда физическому явлению сопутствует химическое.
Какие из перечисленных признаков характеризуют химические явления: а) изменение окраски; б) изменение агрегатного состояния; в) изменение формы; г) образование осадка?
Происходят ли химические явления при следующих процессах: а) таяние льда; б) дистилляция воды; в) ржавление железа; г) разделение смеси фильтрованием; д) гниение пищи?
Какие из перечисленных веществ являются простыми, а какие сложными: а) двуокись углерода; б) соль; в) медь; г) водород; д) алюминий; д) мрамор? Чем отличаются эти группы веществ?
Содержание
Предисловие
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ
химические явления. Вещества
Относительные атомные и молекулярные массы. Постоянство состава вещества
Химические формулы и их расчеты
Валентность
Химические уравнения. Типы реакции
Количество вещества. мотылек Молярная масса Расчеты по химическим уравнениям
2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ
Получение и свойства кислорода
Воздух. Горение
Тепловой эффект химических реакций
3. ВОДОРОД, КИСЛОТЫ, СОЛЬ
Получение и свойства водорода
Кислоты и соли
4. РАСТВОРЫ. ВОДА. Основа
Растворы
Вода
Фонды
5. Обобщение информации о классах неорганических соединений
Оксиды
Основы
кислот
Соль
Связь между классами неорганических соединений
6. Периодический закон D.I. МЕНДЕЛЕЕВ. СТРУКТУРА АТОМА
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева
Строение атома. Изотопы. Ядерные реакции
Структурные Электронные оболочки Атомы
7. Химическая связь и структура вещества
8. Закон Avogadro
9. Галогены
Хлор
Хлорид гидрохлора и его соли
. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
электролиты
Ионообменные реакции
Окислительно-восстановительные реакции в растворах Гидролиз солей
11. р-ЭЛЕМЕНТЫ VI ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ (подгруппа кислорода)
Общая характеристика элементов подгруппы
Сера
Кислота серная и ее соли
12. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Скорость химических реакций
Химическое равновесие
Производство серной кислоты
-ЭЛЕМЕНТЫ V ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ (подгруппа азота)
Азот
Аммиак и соли аммония
Кислота азотная и ее соли
Фосфор
Кислота фосфорная и ее соли
Удобрения минеральные
14. Р-ЭЛЕМЕНТЫ IV ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ D.I. МЕНДЕЛЕЕВ (подгруппа углерода)
Углерод
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его соединения
Силикаты и силикатная промышленность
15. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ
Строение атомов металлических элементов и их положение в периодической системе
Получение металлов
Электролиз
Физико-химические свойства металлов
Сплавы. Коррозия металлов
16. ЭЛЕМЕНТЫ-МЕТАЛЛЫ ОСНОВНЫХ ПОДГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ
щелочные металлы
Магний. Кальций
Алюминий
Олово. Свинец
17. ЭЛЕМЕНТЫ-МЕТАЛЛЫ БОКОВЫХ ПОДГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ
Железо и его соединения
Металлургия. Чугун и сталь
титан и ванадий
Chromium
Manganese
18. THEORY OF THE CHEMICAL STRUCTURE OF ORGANIC COMPOUNDS
19. LIMITED HYDROCARBONS
Alkanes
Cycloalkanes
20. UNSATURATED HYDROCARBONS
Alkenes
Alkadienes
Alkynes
21. AROMATIC HYDROCARBONS
22. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ
23. СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ
Одноатомные спирты предельные
Многоатомные спирты
Фенолы
24.
25. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
26. СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. Жиры
27. углеводы
28. Азотирующие органические соединения
амины
Аминокислоты
азотистых, содержащих гетероцикирующие состав
. В КУРСЕ ХИМИИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Рекомендуемые обозначения физических величин
2. Растворимость оснований и солей в воде
3. Округленные относительные значения атомных масс некоторых химических элементов
4. Относительные молекулярные массы некоторых неорганических веществ
5. Относительные молекулярные массы некоторых органических веществ
6. Относительная электроотрицательность некоторых химических элементов
7. Электрохимический ряд напряжений (ряд стандартных электродных потенциалов металлов)
8. Элементы периодической системы Д.И. Менделеев.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Сборник задач и упражнений по химии для средней школы, Хомченко И. Г., 2011 — fileskachat.com, скачать быстро и бесплатно.
2-е изд., ред. и доп. — М.: 2011 — 214 с.
Сборник включает задачи и упражнения по химии, полностью соответствует школьной программе, утвержденной Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений. Книга предназначена учителям химии в качестве учебного пособия.
Формат: pdf
Размер: 23 МБ
Смотреть, скачать: 1 .10.2018, ссылки удалены по просьбе издательства «Новая Волна»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ 5
химические явления. Вещества 5
Относительные атомные и молекулярные массы. Постоянство состава вещества 6
Валентность 8
Химические уравнения. Типы реакции 9
Количество вещества. мотылек Молярная масса 10
Расчет химических уравнений 11
2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ 14
Получение и свойства кислорода 14
Воздух. Горение 15
Тепловой эффект химических реакций 16
3. ВОДОРОД. КИСЛОТА. СОЛЬ 18
Получение и свойства водорода 18
Кислоты и соли 19
4. РАСТВОРЫ. ВОДА. ОСНОВАНИЯ 21
Растворы 21
Вода 23
Основа 24
5. Обобщение информации о классах неорганических соединений 27
Оксиды 27
Приземления 28
кислот 29
Соли 30
Связь между классами неорганических соединений 31
6. Периодический закон D. I. I. Mendeleev. . СТРОЕНИЕ АТОМА 35
Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева 35
Строение атома. Изотопы. Ядерные реакции 36
Строение электронных оболочек атомов 37
7. Химическая связь и структура вещества 39
.
Электролиты 50
Реакции ионного обмена 52
Окислительно-восстановительные реакции в растворах 54
Гидролиз солей 57
11
Общая характеристика элементов подгруппы 59
Сера 60
Кислота серная и ее соли 62
-элементы V ГРУППЫ ТАБЛИЦЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (подгруппа азота) 69
Азот 69
Аммиак и соли аммония 70
Азотная кислота и ее соли 72
Фосфор 74
Фосфорная кислота и ее соли 75
Минеральные удобрения 76
14. n-ЭЛЕМЕНТЫ IV ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (подгруппа углерода) 78
Углерод 78
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли 79
Кремний и его соединения 82
Силикаты и силикатная промышленность 84
15. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ 86
Строение атомов металлических элементов и их положение в периодической системе 86
Получение металлов 87
Электролиз 89
Физические и химические свойства металлов 91
Сплавы. Коррозия металлов 94
16. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОСНОВНЫХ ПОДГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА 96
Щелочные металлы 96
Магний. Кальций 99
Алюминий 102
Олово. Свинец 105
17. ЭЛЕМЕНТЫ-МЕТАЛЛЫ БОКОВЫХ ПОДГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА 107
Железо и его соединения 107
Металлургия. Чугун и сталь 110
Титан и ванадий 112
Chrome 113
Manganese 115
18. THEORY OF THE CHEMICAL STRUCTURE OF ORGANIC COMPOUNDS 117
19. LIMITED HYDROCARBONS 122
Alkanes 122
Cycloalkanes 126
20. UNSATURATED HYDROCARBONS 127
Alkenes 127
Alkadienes 132
Alkynes 134
21. АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ 138
22. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ 142
23. СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ 145
Одноатомные спирты предельные 145
Многоатомные спирты 149
Фенолы 150
24. АЛЬДЕГИДЫ 153
25. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ 157
26. СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. Жиры 164
27. Углеводы 167
28. Азотосодержащие органические соединения 171
амины 171
Аминокислоты 173
, содержащие азотсодержащие гетероцикируемые. ЗНАНИЙ В КУРСЕ ХИМИИ 180
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Рекомендуемые обозначения физических величин 193
2. Растворимость оснований и солей в воде 194
3. Округленные значения относительных атомных масс некоторых химических элементов 195
4. Относительные молекулярные массы некоторых неорганических веществ 196
5. Относительные молекулярные массы некоторых органических веществ 197
6. Относительная электроотрицательность некоторых химических элементов 198
7. Электрохимический ряд напряжений (ряд стандартных электродных потенциалов металлов) 199
8. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева 200
ОТВЕТЫ НА СЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ 201
Предисловие
Освоение важного и очень интересного предмета химии практически невозможно без решения различных задач и выполнения упражнений.
В данном сборнике собраны задачи и упражнения по всем темам, которые изучаются в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, техникумах и т.д.). Содержит задания разного уровня. В основном — это задания самой простой и средней сложности. Также есть небольшое количество заданий повышенной сложности. Наиболее сложные задания, которые, например, предлагаются на олимпиадах по химии и при поступлении в вузы с повышенными требованиями по химии, в этот сборник не входят, их можно найти в специальных изданиях (см. , например, Хомченко Г. Г. Хомченко «Сборник задач по химии для абитуриентов в вузы», М.: РИА «Новая волна», 2010). Расположение материала в задачнике соответствует наиболее традиционной последовательности изучения химии в средней школе.
Решение расчетных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, так как позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания учащихся сильно формализуются, поэтому обучению данному элементу следует уделять особое внимание. При этом важно регулярно решать задачи и выполнять упражнения по всем изучаемым темам.
Большинство расчетных задач, включенных в сборник, снабжены ответами, которые приведены в конце книги. Решения в задачнике не приводятся, так как выбор способа решения и формы записи определяет учитель.
При решении задач используйте единицы международной системы СИ. Допускается использование в расчетах некоторых общепринятых несистемных единиц, например, литр (л), миллилитр (мл), тонна (т).
В конце задачника даны приложения, в которых приведены справочные данные, необходимые для решения задач. Рекомендуем при решении расчетных задач использовать округленные значения атомных масс химических элементов и их соединений (см. Приложения 3, 4 и 5). При этом полученные ответы следует округлить до 3-4 значащих цифр.
Пособие Хомченко. Пособие по химии для абитуриентов
14 октября 2013 года в возрасте 61 года после непродолжительной тяжелой болезни скончался генеральный директор и учредитель научно-производственного предприятия «ЭКОМЕТ» Хомченко Иван Гавриилович.
Иван Гавриилович окончил химический факультет МГУ в 1975 году. Ломоносова на кафедру электрохимии и сразу поступил в аспирантуру. В апреле 1979 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук, посвященную электрохимическому исследованию платиновых и палладиевых электродов в водно-органических и органических средах.
С 1979 года И.Г. Хомченко работал в Московском государственном вечернем металлургическом институте сначала на кафедре общей и неорганической химии, а с 1986 года — доцент кафедры коррозии и защиты металлов. За время преподавательской деятельности Иван Гавриилович читал лекции по курсам общей и органической химии, теории коррозионных процессов, методам защиты металлов от коррозии, а также по экологическим вопросам современного производства. Под его руководством выполнено более 100 диссертаций. Он написал ряд учебников по химии и защите металлов от коррозии. Учебник для ВУЗов «Общая химия», сборники задач по химии для общеобразовательных школ и колледжей, учебное пособие «Решение задач по химии для общеобразовательных школ», а также «Сборник задач по химии для абитуриентов в вузы». Эти книги пользуются спросом у абитуриентов и учащихся школ, колледжей, вузов и регулярно переиздаются.
Иван Гавриилович постоянно занимался научной работой и научно-техническими разработками. Сначала сферой интересов была теоретическая электрохимия (вопросы теории двойного электрического слоя, кинетика электрохимических реакций в водно-органических растворах), позже переключился на работу в области гальваностегии, электроосаждения металлов и коррозии. защита. Является автором более 150 публикаций в области электрохимии, гальваники и методики обучения химии, авторских свидетельств и патентов.
В 1993 году Иван Гавриилович стал учредителем и генеральным директором ЗАО «ЭКОМЕТ», которое впоследствии было преобразовано в ООО «ЭКОМЕТ» и ООО «НПП «ЭКОМЕТ». Начав с разработки и производства малых партий отбеливателя для щелочного электролита цинкования, предприятие превратилось в многопрофильное предприятие, занимающееся практически всеми процессами гальванической и химической обработки металлов, а также гальваническим оборудованием.
Под руководством И.Г. Хомченко и при его непосредственном участии в компании ЭКОМЕТ разработано более 100 новых технологических процессов нанесения покрытий, все технологии неоднократно внедрялись на действующих предприятиях в различных городах России. При участии Ивана Гаврииловича было организовано производство химических компонентов для гальванического производства. Компания «ЭКОМЕТ» — один из лидеров российского рынка в области гальваники, услугами которой пользуются более 1000 российских и зарубежных организаций.
Иван Гавриилович любил жизнь во всех ее проявлениях и реализовывал свои таланты не только в работе, но и в увлечениях, в которых также был практически профессионалом. Он был большим любителем и знатоком театра, одним из основателей и активным членом Общества любителей большого балета, увлеченным аквариумистом, заядлым рыбаком и туристом, профессиональным фотографом. Он был автором ряда статей по аквариумистическим вопросам и книги «Современный аквариум и химия».
С Иваном Гаврииловичем было очень приятно общаться, его любили друзья, сотрудники, студенты, партнеры по бизнесу. Память об Иване Гаврииловиче навсегда останется в наших сердцах.
Коллеги, сотрудники, друзья
2-е изд., ред. и доп. — М.: 2011 — 214 с.
Сборник включает задачи и упражнения по химии, полностью соответствует школьной программе, утвержденной Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений. Книга предназначена учителям химии в качестве учебного пособия.
Формат: pdf
Размер: 23 МБ
Смотреть, скачать: 1 .10.2018, ссылки удалены по просьбе издательства «Новая Волна»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ 5
химические явления. Вещества 5
Относительные атомные и молекулярные массы. Постоянство состава вещества 6
Химические формулы и расчеты по ним 7
Валентность 8
Химические уравнения. Типы реакции 9
Количество вещества. мотылек Молярная масса 10
Расчет химических уравнений 11
2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ 14
Получение и свойства кислорода 14
Воздух. Горение 15
Тепловой эффект химических реакций 16
3. ВОДОРОД. КИСЛОТА. СОЛЬ 18
Получение и свойства водорода 18
Кислоты и соли 19
4. РАСТВОРЫ. ВОДА. УЧАСТОК 21
растворы 21
Вода 23
Основа 24
5. Обобщение информации о классах неорганических соединений 27
Оксиды 27
Основа 28
кислот 29
Соли 30
Связь между классами неорганических соединений 31
6. Периодный закон Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА 35
Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева 35
Строение атома. Изотопы. Ядерные реакции 36
Строение электронных оболочек атомов 37
7. Химическая связь и структура вещества 39
.
Электролиты 50
Реакции ионного обмена 52
Окислительно-восстановительные реакции в растворах 54
Гидролиз солей 57
11
Общая характеристика элементов подгруппы 59
Сера 60
Кислота серная и ее соли 62
-элементы V ГРУППЫ ТАБЛИЦЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (подгруппа азота) 69
Азот 69
Аммиак и соли аммония 70
Азотная кислота и ее соли 72
Фосфор 74
Фосфорная кислота и ее соли 75
Минеральные удобрения 76
14. n-ЭЛЕМЕНТЫ IV ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (подгруппа углерода) 78
Углерод 78
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли 79
Кремний и его соединения 82
Силикаты и силикатная промышленность 84
15. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ 86
Строение атомов металлических элементов и их положение в периодической системе 86
Получение металлов 87
Электролиз 89
Физические и химические свойства металлов 91
Сплавы. Коррозия металлов 94
16. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОСНОВНЫХ ПОДГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА 96
Щелочные металлы 96
Магний. Кальций 99
Алюминий 102
Олово. Свинец 105
17. ЭЛЕМЕНТЫ-МЕТАЛЛЫ БОКОВЫХ ПОДГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА 107
Железо и его соединения 107
Металлургия. Чугун и сталь 110
Титан и ванадий 112
Chrome 113
Manganese 115
18. THEORY OF THE CHEMICAL STRUCTURE OF ORGANIC COMPOUNDS 117
19. LIMITED HYDROCARBONS 122
Alkanes 122
Cycloalkanes 126
20. UNSATURATED HYDROCARBONS 127
Alkenes 127
Alkadienes 132
Alkynes 134
21. АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ 138
22. ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ 142
23. СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ 145
Одноатомные спирты предельные 145
Многоатомные спирты 149
Фенолы 150
24. АЛЬДЕГИДЫ 153
25. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ 157
26. СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. Жиры 164
27. Углеводы 167
28. Азотосодержащие органические соединения 171
амины 171
Аминокислоты 173
, содержащие азотсодержащие гетероцикируемые. ЗНАНИЙ В КУРСЕ ХИМИИ 180
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Рекомендуемые обозначения физических величин 193
2. Растворимость оснований и солей в воде 194
3. Округленные значения относительных атомных масс некоторых химических элементов 195
4. Относительные молекулярные массы некоторых неорганических веществ 196
5. Относительные молекулярные массы некоторых органических веществ 197
6. Относительная электроотрицательность некоторых химических элементов 198
7. Электрохимический ряд напряжений (ряд стандартных электродных потенциалов металлов) 199
8. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева 200
ОТВЕТЫ НА СЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ 201
Предисловие
Освоение важного и очень интересного предмета химии практически невозможно без решения различных задач и выполнения упражнений.
В данном сборнике собраны задачи и упражнения по всем темам, которые изучаются в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, техникумах и т.д.). Содержит задания разного уровня. В основном — это задания самой простой и средней сложности. Также есть небольшое количество заданий повышенной сложности. Наиболее сложные задания, которые, например, предлагаются на олимпиадах по химии и при поступлении в вузы с повышенными требованиями по химии, в этот сборник не входят, их можно найти в специальных изданиях (см., например, Хомченко Г. Г. Хомченко «Сборник задач по химии для абитуриентов в вузы», М.: РИА «Новая волна», 2010). Расположение материала в задачнике соответствует наиболее традиционной последовательности изучения химии в средней школе.
Решение вычислительных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, так как позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания учащихся сильно формализуются, поэтому этому элементу обучения следует уделять особое внимание. При этом важно регулярно решать задачи и выполнять упражнения по всем изучаемым темам.
Большинство расчетных задач, включенных в сборник, снабжены ответами, которые приведены в конце книги. Решения в задачнике не приводятся, так как выбор способа решения и формы записи определяет учитель.
При решении задач следует использовать международную систему единиц СИ. Допускается использование в расчетах некоторых общепринятых несистемных единиц, например, литр (л), миллилитр (мл), тонна (т).
В конце задачника даны приложения, в которых приведены справочные данные, необходимые для решения задач. Мы рекомендуем при решении вычислительных задач использовать округленные значения атомных масс химических элементов и их соединений (см. Приложения 3, 4 и 5). При этом полученные ответы следует округлить до 3-4 значащих цифр.
2018 год. Крышка. 480 страниц. Формат 20 х 13 см.
В данном пособии на современной теоретической основе изложен материал по химии, соответствующий курсу средней школы, необходимый для поступления в вузы. В первой части изложены общетеоретические основы химии, ее основные понятия и законы. На их основе рассматривается неорганическая (вторая часть) и органическая (третья часть) химия. Пособие также содержит материал, который не всегда входит в программу для абитуриентов вузов, но, по мнению автора, способствует более глубокому изучению и пониманию курса.
Важную роль в процессе подготовки к ЕГЭ по химии играют задания, решение которых способствует неформальному усвоению теоретического курса. В данном руководстве рассмотрены лишь некоторые наиболее типичные проблемы с решениями. Для более детального изучения данного вопроса рекомендуется использовать книгу Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко «Сборник задач по химии для абитуриентов», которая обеспечивает наиболее эффективную подготовку к ЕГЭ при использовании параллельно с пособием.
Наименование : Пособие по химии для абитуриентов в вузы. 2002.
Пособие охватывает все вопросы вступительных экзаменов по химии. Для лучшего усвоения курса химии дана дополнительная информация. В конце каждой главы даны типовые задачи с решениями и задания для самостоятельной работы.
Книга предназначена для студентов вузов. Его также можно рекомендовать учителям химии при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по курсу средней школы.
Содержание
Предисловие
Введение
§ 1. Предмет химии
§ 2. Роль химии в промышленности и сельском хозяйстве.
§ 3. Химия и экология
ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХИМИЯ.
Глава 1. Основные понятия и законы химии
§ 1.1. Атомно-молекулярное учение в химии
§ 1.2. Химические элементы
§ 1.3. Простые и сложные вещества. Аллотропия
§ 1.4. Относительная атомная масса
§ 1.5. Относительная молекулярная масса
§ 1.6. мотылек Молярная масса
§ 1.7. Химические знаки, формулы и уравнения
§ 1.8. Химические реакции. Классификация реакций
§ 1.9. Закон сохранения массы вещества
§ 1.10. Закон постоянства состава вещества
§ 1.11. газовые законы. Закон Авогадро. Молярный объем газа
§ 1.12. Решение типовых задач
Глава 2. Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атомов
§ 2.1. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона
§ 2.2. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
§ 2.3. Ядерная модель строения атомов
§ 2.4. Состав атомных ядер. Ядерные реакции
§ 2.5. Современная модель состояния электрона в атоме
§ 2.6. Строение электронных оболочек атомов
§ 2.7. Электронные формулы Д. И. Менделеева
§ 2.9. Периодический закон и периодическая система элементов в свете учения о строении атомов
§ 2. 10. Периодические свойства атомов
§ 2.11. Значение периодического закона и теория строения атомов
§ 2.12. Решение типовых задач
Глава 3
§ 3.1. ковалентная связь
§ 3.2. Свойства ковалентной связи
§ 3.3. Ионная связь
§ 3.4. Полярные и неполярные молекулы
§ 3.6. водородная связь
§ 3.7. Типы кристаллических решеток
§ 3.8. Структурные формулы
§ 3.9. Степень окисления
§ 3.10. Химическая связь и валентность
§ 3.11. Решение типовых задач
Глава 4 Химическое равновесие
§ 4.1. Скорость химических реакций
§ 4.2. Факторы, влияющие на скорость реакции
§ 4.3. Энергия активации
§ 4.4. Понятие о катализе и катализаторах
§ 4.5. Необратимые и обратимые реакции
§ 4.6. Химическое равновесие
§ 4.7. Принцип Ле Шателье
§ 4.8. Решение типовых задач
Глава 5. Решения. Теория электролитической диссоциации
§ 5.1. Численное выражение композиции растворов
§ 5. 2. Растворимость веществ в воде
§ 5.3. Тепловые явления при растворении
§ 5.4. Электролиты и неэлектролиты
§ 5.5. Теория электролитической диссоциации
§ 5.6. Механизм диссоциации
§ 5.7. Ионная гидратация
§ 5.8. Диссоциации кислот, оснований и солей в водных растворах
§ 5.9. Степень диссоциации
§5.10. Сильные и слабые электролиты
§5.11. Ионообменные реакции
§ 5.12. диссоциация воды. рН
§ 5.13. Протолитическая теория кислот и оснований
§ 5.14. Решение типовых задач
Глава 6
§ 6.1. оксиды
§ 6.2. кислоты
§ 6.3. Фундаменты
§ 6.4. соль
§ 6.5. Гидролиз соли
§ 6.6. Связь между классами неорганических соединений
§ 6.7. Решение типовых задач
Глава 7 Электролиз
§ 7.1. Теория окислительно-восстановительных реакций
§ 7.2. Важнейшие восстановители и окислители
§ 7.4. Влияние окружающей среды на характер реакций
§ 7.5. Классификация окислительно-восстановительных реакций
§ 7.6. Сущность электролиза
§ 7.7. Электролиз водных растворов электролитов
§ 7.8. Применение электролиза
§ 7.9. Решение типовых задач
ЧАСТЬ 2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Глава 8 Галогены
§ 8.1. Общие свойства неметаллов
§ 8.2. Водород
§ 8.3. Вода
§ 8.4. Тяжелая вода
§ 8.5. Общая характеристика галогеновой подгруппы
§ 8.6. Хлор
§ 8.7. Хлористый водород и соляная кислота
§ 8.8. Соли соляной кислоты
§ 8.9. Краткая информация о фторе, броме и йоде
Глава 9
§ 9.1. Общая характеристика кислородной подгруппы
§ 9.2. Кислород и его свойства
§ 9.3. Сера и ее свойства
§ 9.4. Сероводород и сульфиды
§ 9.5. Оксид серы (IV). сернистая кислота
§ 9.6. Оксид серы(VI). Серная кислота
§ 9.7. Свойства серной кислоты и ее практическое значение
§ 9.8. Соли серной кислоты
Группа 10
§ 10. 1. Общая характеристика подгруппы азота
§ 10.2. Азот. Сигма- и пи-связи
§ 10.3. Аммиак
§ 10.4. Химические основы производства аммиака
§ 10.5. соли аммония
§ 10.7. азотная кислота
§ 10.9. Соли азотной кислоты
§ 10.10. Фосфор
§ 10.11. Оксиды фосфора и фосфорные кислоты
§ 10.12. Минеральные удобрения
Глава 11
§ 11.1. Общая характеристика углеродной подгруппы
§ 11.2. Углерод и его свойства
§ 11.3. Оксиды углерода. Угольная кислота
§ 11.4. Соли угольной кислоты
§ 11.5. Кремний и его свойства
§ 11.6. Оксид кремния(IV) и кремниевая кислота
§ 11.7. Понятие о коллоидных растворах
§ 11.8. Соли кремниевой кислоты
§ 11.9. Получение стекла и цемента
§ 11.10. Решение типовых задач
Глава 12
§ 12.1. Положение металлов в периодической системе элементов Д. И. Менделеева
§ 12.2. Физические свойства металлов
§ 12.3. Химические свойства металлов
§ 12. 4. Металлы и сплавы в машиностроении
§ 12.5. Диапазон стандартных электродных потенциалов
§ 12.6. Основные способы получения металлов
§ 12.7. Коррозия металлов
§ 12.8. Защита от коррозии
Глава 13
§ 13.1. Общая характеристика подгруппы лития
§ 13.2. натрий и калий
§ 13.3. Едкие щелочи
§ 13.4. Соли натрия и калия
§ 13.5. Общая характеристика бериллия подгруппы
§ 13.6. Кальций
§ 13.7. Оксид и гидроксид кальция
§ 13.8. Соли кальция
§ 13.9. Жесткость воды и способы ее устранения
§ 13.10. Общая характеристика подгруппы бора
§ 13.11. Алюминий
§ 13.12. оксид и гидроксид алюминия
§ 13.13. Использование алюминия и его сплавов
Группа 14
§ 14.1. Общая характеристика подгруппы хрома
§ 14.2. Хром
§ 14.3. Оксиды и гидроксиды хрома
§ 14.4. Хроматы и дихроматы
§ 14.5. Общая характеристика железа семейства
§ 14.6. Железо
§ 14. 7. Соединения железа
§ 14.8. доменный процесс
§ 14.9. Чугун и сталь
§ 14.10. Решение типовых задач
ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Глава 15
§ 15.1. Предмет органической химии
§ 15.2. Особенности органических соединений
§ 15.3. изомерия
§ 15.4. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова
§ 15.5. Гомологический ряд органических соединений
§ 15.6. Классификация органических соединений
§ 15.7. Типы органических реакций
Группа 16
§ 16.1. Предельные углеводороды (алканы)
§ 16.2. Номенклатура алканов и их производных
§ 16.3. Химические свойства метана и его гомологов
§ 16.4. Циклоалканы
§ 16.5. Ненасыщенные углеводороды
§ 16.6. Этилен и его гомологи
§ 16.7. реакции полимеризации. Полиэтилен
§ 16.8. Ацетилен и его гомологи
§ 16.9. диеновые углеводороды
§ 16.10. Каучуки натуральные и синтетические
§16. 11. ароматические углеводороды (арен
§ 16.12. Бензол и его гомологи
§ 16.13. Нефть и ее переработка
§ 16.14. Природные газы и их использование
§ 16.15. Решение типовых задач
Глава 17
§ 17.1. Лимит спиртов
§ 17.2. Метанол и этанол
§ 17.3. Этиленгликоль и глицерин
§ 17.4. Фенолы
§ 17.5. Альдегиды
§ 17.6. Формальдегид
§ 17.7. Ацетальдегид
§ 17.8. Реакции поликонденсации
§ 17.9. Кетоны
§ 17.10. карбоновые кислоты
§ 17.11. Муравьиная кислота
§ 17.12. Уксусная кислота
§ 17.13. Сложные эфиры. Реакции этерификации и омыления
§ 17.14. Жиры
§ 17.15. Мыло и другие моющие средства
§ 17.16. Углеводы
§ 17.17. Моносахариды и дисахариды
§ 17.18. Полисахариды
§ 17.19. Ненасыщенные, двухосновные и гетерофункциональные кислоты
§ 17.20. Решение типовых задач
Глава 18
§ 18.1. Нитросоединения
§ 18.2. Амины
§ 18. 3. Анилин
§ 18.4. Аминокислоты
§ 18.5. Амиды кислот
§ 18.6. Белки
§ 18.7. Гетероциклические соединения
§ 18.8. Нуклеиновые кислоты
§ 18.9. Решение типовых задач
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематический указатель.
Открытие Д.И. Периодический закон Менделеева .
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и построение периодической системы элементов явились результатом его длительной и напряженной научной работы. Периодический закон и периодическая система элементов — величайшее достижение химической науки, основа современной химии.
В качестве основной характеристики атома при построении периодической системы была взята его атомная масса. В своей книге «Основы химии» Д. И. Менделеев писал: «Масса вещества есть именно такое его свойство, от которого должны зависеть все остальные свойства… Поэтому ближе всего или наиболее естественно искать связь между свойства и сходства элементов, с одной стороны, и их атомные веса (массы) с другой.