Конспект урока с презентацией на тему «М.В.Ломоносов» Два астронома побывали вместе на застолье «в качестве юмористического нравоучения». Анализ стихотворения Ломоносова «Случились два астронома на пиру» Анализ стихотворения «Случились два астронома на пиру»
Стихотворение Михаила Васильевича Ломоносова «Случились два астронома вместе на пиру» надо прочесть как притчу — такую форму придал своему творчеству великий поэт. Два спорщика — Птолемей и Коперник, предмет их спора — вращение планет. Изучая это стихотворение в классе литературы, вы также можете узнать взгляды двух ученых на солнце и землю. Поэт использует необычный прием, сводя воедино личности двух эпох, чтобы узнать правду.
Текст стихотворения Ломоносова «Случились два астронома на пиру» интересен тем, что обыкновенный повар ставит точку в научном споре с помощью простой аналогии с жарким и шампуром. Прочитав онлайн это познавательное и остроумное произведение, легко заметить отход от канонов классицизма. Стоит изучить его полностью, чтобы понять, что здравый смысл — это то, что используется для окончательной победы в словесной дуэли.
Два астронома оказались вместе на пиру
И совсем погорячились между собой.
Во-вторых, Солнце забирает с собой все планеты.
Один был Коперник, другой был известен как Птолемей.
Тут повар своей ухмылкой разрешил спор.
Хозяин спросил: «Ты знаешь ход звезд?
Скажите, как вы говорите об этом сомнении?
Он дал следующий ответ: «Что Коперник прав в этом,
Я докажу правду, я не был на Солнце.
Кто видел простака поваров — это
Кто бы крутил очаг вокруг Жаркова?
Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 года близ села Холмогоры Архангельской губернии. Первые книги, по которым М.В. Ломоносов научился читать и писать, появились «Рифмованная псалтирь» Симеона Полоцкого (рис. 2), словенская грамматика Малетия Смотрицкого (рис. 3), «Арифметика» Леонтия Магнитского (рис. 4).
Рис. 2. «Рифованная Псалтирь» Симеона Полоцкого ()
Рис. 3. «Словенская грамматика» Мелетий Смотрицкий ()
Рис. 4. «Арифметика» Леонтия Магнитского ()
В 19 лет Ломоносов покинул родной дом и уехал учиться в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию (рис. 5), окончил ее в числе лучших учеников. После этого он поступил в университет при Петербургской Академии наук (рис. 6) и окончил его.
Рис. 5. Славяно-греко-латинская академия ()
Рис. 6. Петербургская академия наук ()
Он продолжил обучение в университетах Европы (рис. 7) и в 34 года стал профессором химии.
Рис. 7. Марбургский университет ()
Круг интересов М.В. Ломоносова включает в себя множество наук, в него вошли математика, химия, физика, астрономия, геология и география.
В 1754 году разработал проект создания Московского университета. А еще через год, в 1755 г., в Москве был открыт этот университет, который теперь носит имя своего основателя (рис. 8).
Рис. 8. Московский университет ()
Всю жизнь ученый интересовался астрономией, наверное, потому, что был из Холмогор. Именно там в 1692 году была открыта первая русская обсерватория.
Две тысячи лет назад в Древней Греции жил Клавдий Птолемей (рис. 9).).
Рис. 9. Клавдий Птолемей ()
Он утверждал, что Земля находится в центре Вселенной. Луна, Солнце и остальные планеты движутся вокруг него, его учение называлось «геоцентрической системой». Геоцентрическая система — от слова «гео», что означает Земля.
В 16 веке польский ученый Николай Коперник (рис. 10) разработал другую систему мироздания — Земля и планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Гелиоцентрическая система — от слова «гелиос», что означает Солнце. Но его идеи не были приняты, а его сочинения были запрещены на долгие годы.
Рис. 10. Николай Коперник ()
Долгое время теория Коперника была заброшена, даже в 18 веке ее сторонников было немного.
В 1761 году М.В. Ломоносов пишет шуточную поэму «Случились два астронома на пиру…» (рис. 11).
Рис. 11. Поэма ()
Проанализируем устаревшие в наше время слова и выражения, чтобы сделать смысл стихотворения более ясным (рис. 12):
Рис. 12. Разбор устаревших выражений ()
Жаркое — жареное блюдо, обычно мясное, или сковорода, в которой это блюдо готовится.
Коперник и Птолемей не могли встретиться, так как жили в разное время, с разницей в 1300 лет. М.В. Ломоносов соединяет их на пиру, в месте, где не могут быть разрешены важные споры о мироздании и Вселенной, этим приемом он создает комическую ситуацию.
Споры вокруг теорий Птолемея и Коперника продолжались и в XVIII веке. Михаил Васильевич изображает в своем стихотворении двух ученых, горячо спорящих друг с другом. Рядом с ними повар, ученые спрашивают его мнение, чтобы разрешить спор. Повар, сравнивая очаг с Солнцем, на бытовом уровне объясняет, что очаг не может вращаться вокруг сковороды, на которой жарится пища. Этот метод сравнения важен в литературных произведениях.
Библиография
- Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 части. — Русское слово, 2013.
- Албеткова Р.И. Русская литература. От слова к литературе, 5 класс — 13 изд., ст. — М.: 2013 — 208 с.
- Коровина В.Я. др. Литература. Учебник для 5 класса в 2-х частях — 2-е изд. — М.: 2013. Ч. 1 — 303 с.; Часть 2 — 303 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 5 класс («Шаг за горизонт») В 2-х книгах — 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2008. — 224 с.
- Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс Учебник-хрестоматия в 2-х частях — 13-е изд., стер. — М.: 2011. Часть 1 — 256 с.; Часть 2 — 256 с.
- Ломоносов300.ру ().
- Рас.ру().
- Физхим.химфак.рсу.ру ().
Домашнее задание
- В каких учебных заведениях М.В. Ломоносов учился?
- Назовите первые книги, по которым М.В. Ломоносов научился читать и писать.
- В каком году М.В. Ломоносов пишет стихотворение «Случились два Астронома вместе на пиру…»?
ЛИТЕРАТУРА ЛОМОНОСОВ
«2 астронома случились вместе на пиру..»
- Оргмомент
- Повторение
Что обсуждалось на прошлом уроке?
Какая лит-ра называется ДР?
Какое событие связано с появлением ДХО?
Какие жанры выделяют в ДХО?
Какой жанр самый популярный?
Что означает жанр хроники? (запись по годам)
Назовите 2 самых известных летописцев 10-12 веков ( Никон и Нестор)
3) Проверка домашнего задания
Текст для 1-го раза непонятен, поэтому давайте его еще раз послушаем и потом поговорим о его содержании. (видео)
Итак, кто может вкратце сказать, о чем этот текст? (как печенеги напали на русскую землю и люди не могли выйти из города.
В этом тексте много непонятных слов. Давайте посмотрим в презентации, что они означают. (посмотреть презентацию)
Скажите, поучительна ли эта история Сказки? ( Да )
Чему он нас учит? (будь патриотом своей страны, умей защитить себя и свой народ)
4)Физическая минутка
5)Новая тема
Сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями, у которых автор в лице одного человека. А первым представителем среди писателей является Михаил Васильевич Ломоносов (171101765). Напишем тему урока…..
Что вы знаете об этом человеке? Кто он? (ответы детей)
Гай, М. В. Ломоносов не только писатель, но и ученый в области химии, физики, иностранных языков, математики, геометрии и многих других наук. Вниманию слайд-презентация о жизни Ломоносова)
6) Знакомство с произведением
Сегодня мы познакомимся с его произведением «Случились 2 астронома вместе на пиру…» (учитель читает)
Что значит «случилось два астронома»? (встретил)
«спорить в запале»? (был жаркий спор, громко, серьезно)
«Ходит круг Солнца» (обходит солнце)
«Как вы говорите об этом сомнении»? (Как вы рассуждаете, что вы думаете об этом спорном вопросе?)
«Такой» (прил.) (такой)
«Жаркова» (сущ.) — горячий (жаркое — жареная пища, обычно мясо).
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они на самом деле встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Мы не знаем точных дат жизни астронома Птолемея. Он родился около 90 г., умер около 160 г. н.э. Птолемей жил в Древней Греции. Разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился более чем через тысячу триста лет после смерти Птолемея, поэтому они не могли толком встретиться на пиру. Польский астроном объяснил, как планеты (включая Землю) вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Как вы думаете, почему в поэме Ломоносова встречаются Коперник и Птолемей? Где они встречаются?
Можно предположить, что таким образом Ломоносов мог изобразить нам беседу между последователями Коперника и Птолемея.
Что противоречит взглядам ученых?
К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, для разрешения спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили об устройстве мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все другие планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к ухмыляющейся кухарке. Повар разрешает спор, говоря, что Коперник прав. Сравнивая Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое нужно пожарить, повар усмехнулся: всякий жаркое вокруг очага будет вращать, а не наоборот.
В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы давно была отвергнута учеными: все уже понимали, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему Ломоносов снова поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
7) Краткое содержание урока
О чем вы сегодня узнали?
Что вам понравилось на уроке?
Кто такие Коперник и Птолемей?
О чем говорил Коперник? А Птолемей?
Чья теория в настоящее время верна?
8) Инструктаж с домашним заданием
Стр. 53 — выразительное чтение
1. Почему в стихотворении, посвященном астрономии, Ломоносов обращается к ситуации пира?
2. Кто такие Птолемей и Коперник?
3. Могут ли они встретиться за одним столом?
4. О чем спорят два астронома?
5. Почему повар ставит точку в этом споре?
6. Как повар объясняет правоту одного из ученых?
Это стихотворение представляет собой научный анекдот на астрономическую тему. Научная истина утверждается с помощью житейского примера. Абстрактная гипотеза проецируется на вполне конкретные объекты: солнце — очаг, земля — горячая.
Центральной темой раннего Просвещения, вызвавшей множество бурных дискуссий, является теория мироздания, предложенная Коперником. Речь идет о самой концепции множественности миров, которая стала предметом научных и религиозных споров в России. Русская история этой идеи начинается с перевода А. Кантемира трактата Фонтенеля «Разговор о множестве миров» (1686), сделанного в 1730 году. Фонтенель способствовал популяризации теории Коперника. В изящной и легкой форме разговоров, якобы имевших место по вечерам на открытом воздухе между автором и маркизой, ничего ранее не слышавшей о предмете, он излагает собеседнику важнейшие сведения о земле, луна, планеты, неподвижные звезды и т. д.
Уже в первой половине XVIII века гелиоцентрическая теория Коперника раздражала католическую церковь; официальный протестантизм не был более терпим в этом отношении. В России эта теория столкнулась с противодействием со стороны церкви, которой было не менее трудно смириться с пересмотром традиционной геоцентрической концепции, чем западным церквам. Эта идея приобрела скандальную историю в доносах и запретах Святейшего Синода на печать книг, содержащих упоминания или намеки на идею неединственности мира Божия.
Из-за противодействия церковных кругов сочинение Фонтенеля было опубликовано в России только в 1740 г. Ломоносов продолжал отстаивать точку зрения, предложенную Коперником, в своих научных и литературных трудах.
«Письмо о преимуществах стекла» (1752)
1. Что послужило поводом для написания этого стихотворения?
2. Как в стихотворении обозначена поэзия?
3. Что противостоит стеклу и почему?
5. Какое место в этой истории отведено Прометею? Как переосмыслил Ломоносов образ Прометея по сравнению с традиционным мифом о Прометее?
6. Какие свойства стекла описывает Ломоносов?
7. Как эти свойства используются на благо человека?
8. Как связаны у Ломоносова стекло и наука?
9. Где физико-богословское учение находит свое выражение в этом стихотворении?
10. Как связаны стекло и наука в Ломоносове?
«Письмо о пользе стекла» (1752 г.) является знаковым произведением как для русской культуры XVIII века, так и для творчества Ломоносова, так как именно здесь четко устанавливаются приоритеты его деятельности:
Слово, которое помогает его популяризировать
Информационная насыщенность текста, в котором нашли отражение ключевые идеи и понятия — политические, религиозные, научные — эпохи Просвещения, реалии быта и культуры того времени, позволяет считать это произведение учебной энциклопедией.
Заглавие относится к эпистолярной форме, по содержанию представляет собой изложение научных идей в стихотворной форме, а также научно-практическое руководство по использованию стекла, по пафосу — апология просветительских идей, по термины топосы — высокая поэзия.
Как уже следует из названия, значение науки Ломоносов определяет по-петровски — через пользу. Все уровни русской культуры XVIII века пронизаны принципом иерархии. В «Письме…» Ломоносов строит иерархию вещей, и главным критерием иерархии для него является полезность — одно из основных понятий культурной парадигмы 18 века. Польза есть всеобщий критерий оценки жизненных явлений (ср.: 6 сентября 1751 г. в публичном заседании Императорской Академии наук Ломоносов произносит «Слово о пользе химии»; в 1757 г. он пишет «Предисловие о пользе химии». церковных книг на русском языке»). В Письме о пользе стекла Ломоносов пытается балансировать между полезностью и красотой, но красоты без полезности у него нет: эти две категории в послании удачно синтезированы в образе полезная красота — самая желанная для той эпохи и утопическая по своей сути.
Первое двустишие имеет полемическую направленность и отражает научную стратегию Ломоносова, направленную на развенчание застывших мнений. В сентябре 1736 года Ломоносов отплыл в Германию для изучения химии и горного дела, а по возвращении был определен в Минеральный кабинет. Он написал несколько работ по минералогии и сделал много открытий в этой области. Ученый-поэт много знал о минералах, но ко времени написания Письма его научное внимание привлекли цветные смальты.
Изучение поэзии в «Письме…» обозначено риторической формулой — восхождение на Парнас. Метафора движения между двумя мирами — земным и небесным — иллюстрирует специфику взаимодействия научного и поэтического творчества Ломоносова. Открыть и познать законы природы, а потом с парнасским вдохновением рассказать о найденном, открытом и понятом. В конце письма фигурируют и горы Парнас, с которых поэт спускается на землю. Восторг — основная категория нормативной поэтики классицизма — в данном случае нужно воспеть Бокал. Перед нами ода, посвященная стеклу.
Предмет поэтического наслаждения — Стекло — Ломоносов противопоставляет «ложному счастью», точнее, «хрупкости счастья». Внешний вид пары Стекло — Счастье кажется странным: предмет материального мира включен по сравнению с понятием идеального мира. Основными смыслами, составлявшими понятие Счастье-Удача в XVIII веке, были переменчивость и всемогущество, неожиданность действий Фортуны. Мотивы преодоления непостоянства счастья и стремление удержать счастье неподвижным становятся общими одическими пассажами. Счастье достижимо, хотя и изменчиво и зависит от воли богов. Стекло дарит истинное, полезное счастье. Стекло, как счастье, сияет манящим лучом. Предпочтение Гласса «хрупкости ложного счастья» обозначает идею превосходства материального мира над миром идеальным, прагматики над абстракцией, постоянства над изменчивостью, правды над ложью. Слово «хрупкость» (синоним непостоянства) относится к научной лексике и обозначает физическое свойство. И в этом своеобразие ломоносовского образа счастья.
В дидактической поэме, направленной на пропаганду научных знаний, поэт-ученый Ломоносов создает научный (просветительский) миф о создании природного стекла — Первое Стекло. В основе этого мифа лежат научные представления Ломоносова о природных процессах (в частности, об извержениях вулканов и химическом составе магмы), которые облекаются в форму архаического мифа о строении первых природных объектов. Поэт не только оживляет природные стихии, он конструирует особую мифологическую реальность со своим набором персонажей и хронотопом. В эпоху Ломоносова сам потенциал архаического мифа оказался востребованным как древнейший способ осмысления мира, содержащий адаптационный механизм объяснения окружающей действительности, позволяющий транслировать научные представления в мифологической форме. Поэтическая форма мифа отвечала задаче популяризации научного знания, введения его в культурный обиход в наивно-художественной форме, доступной обыденному сознанию. Миф Ломоносова о сотворении Стекла — своего рода пролог к истории о его полезности — повествует о появлении первого стекла в результате совместных усилий Огня и Природы.
Гласс обретает биографию — историю своего рождения. Причиной рождения Гласса является появившееся у Огня желание «родить ребенка». Огонь находит свободу в извержении вулкана. Мать стекла — Природа. Достойный ребенок – полезный ребенок.
В ломоносовском мифе о стекле Огонь занимает господствующее положение. Такое предпочтение связано со сферой деятельности Ломоносова, с его сознательной установкой на трансляцию в общество новых знаний о силе подземного огня в мифопоэтической форме. Если солнце, земля, вода были доступны современникам Ломоносова для непосредственного наблюдения, то подземный огонь, скрытый от взора, представляет собой явление, требующее описания и объяснения.
В мифопоэтической картине мира Ломоносова нет Бога-творца, творца мира. Автор связывает процесс творения с природными стихиями, которые подчиняются своим законам. Такую интерпретацию следует оценивать не как антирелигиозную, а как научно-мифологическую. Обращение поэта-ученого к мифопоэтическому осмыслению творения, в котором сливаются образное и научное осмысление мира, связано с функциональной направленностью его творчества. Письмо утверждает полезность любого естественного процесса, даже такого, который порождает страх. Представленный в мифе эсхатологический ужас компенсируется приобретением необходимого для жизни материала. Два дискурса, мифопоэтический и научно-популярный, неожиданно совпадают в единой функции — популяризации знаний.
Далее следует совокупный перечень утилит Glass. Выбор такого скромного предмета, как стекло, приобретает программное значение: в отличие от презренного золота, причинившего человечеству много зла, стекло полезно во многих отношениях. Ломоносов называет и описывает множество предметов, в которых используются различные свойства стекла: сосуды, в которых хранятся напитки и лекарства, окна, зеркала, бусы, оранжереи, зажигательные стаканы, микроскопы, телескопы, барометры, стеклянный шар электростатической машины. Все эти достижения человеческой изобретательности являются для него воплощением идеи прогресса.
В частности, Ломоносов не только указывает на одну из областей применения стекла (микроскоп), но и представляет один из методов научного исследования — микроскопический метод, для русской науки новый и нуждающийся в обосновании и популяризации.
В своих научных и литературных произведениях Ломоносов пытается примирить материалистические и идеалистические взгляды на нас, порождая тем самым «академическую религиозность» (по определению Л. В. Пумпянского). Он разрабатывает способ философствования, который на некоторое время станет приоритетным методом в русской культуре XVIII века. Традиционно этот метод познания мира называют научно-религиозным: научные идеи не противоречат идее божественного сотворения мира, более того, они представляют доказательства существования Бога, тем самым предоставляя доказательства существования Бога. , тем самым прославив гений «зодчего мира».
Литература
1. Абрамзон Т. Е. «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Опыт комментирования учебной энциклопедии. М., 2010.
2. Клейн И. Пути культурного импорта: Сочинения по русской литературе XVIII века. М., 2005. — С. 287-300.
3. Осповат К. А. Ломоносов и «Письмо о пользе стекла»: Поэзия и наука при дворе Елизаветы Петровны // Новое литературное обозрение. 2007. № 87. С. 148-183.
4. Трилесник В. И. Проблемы науки и религии, разума и веры в мировоззрении Ломоносова // Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т.9. СПб., 1991. — С. 15-27.
Потомок простых рыбаков, сумевший пробиться к «звездам», Михаил Ломоносов известен не только как великий ученый и первооткрыватель, но и как поэт. Трудно поверить, но в одном человеке гармонично и блестяще сочетаются ум и лиризм. Ломоносов писал поэтические произведения разных жанров: оды, притчи, поэмы. Он говорил и о возвышенном, и об обычном. И нередко в стихах что-то великое сталкивалось с чем-то совсем обыденным. Таким образом, сочинения автора стали более реалистичными и понятными простому народу.
Стихотворение «Два астронома Случились вместе на пиру…» было написано известным ученым в виде рифмы. В ней рассказывается о героях, которые спорят.
Земля и Солнце — что вокруг чего вращается? Эта сложная научная проблема всегда вызывала многочисленные дискуссии. Однако у стихотворения другой тон: возвышенное постепенно сменяется ироническим.
Главные герои Коперник и Птолемей. Первым был великий польский астроном, живший в конце Средневековья, но идейно восходящий к другому, более просвещенному Ренессансу. Ему удалось научно обосновать гелиоцентрическую теорию, то есть доказать, что наша планета вращается вокруг большого Солнца, а не наоборот.
Вторым был древний ученый, который считал, что вокруг Земли движется яркое Светило. Именно его взглядов придерживалась наука очень долгое время.
Как видите, в реальности разговора между этими историческими личностями могло и не быть, так как жили они в разное время. Автор использует персонажей из разных эпох, чтобы столкнуть две противоположные идеи.
На пиру происходит жаркий спор между астрономами. Во время всеобщего веселья ученые устраивают научную перепалку, что уже выглядит немного неуместно. Поэтому в их спор хорошо вписывается третий герой, обычный повар. И как ни странно, именно третий герой своим простым мышлением дает простой ответ на вопрос двух известных ученых.