ГДЗ решебник Окружающий мир 1 класс
ГДЗ решебник Окружающий мир 1 классОкружающий мир 1 классУчебникШкола 2100Вахрушев, Бурский, Раутиан«БАЛАСС»
Окружающий мир 1 классРабочая тетрадьШкола 2100Вахрушев, Бурский, Раутиан«БАЛАСС»
Окружающий мир 1 классУчебникАлгоритм успеха1, 2Виноградова«Вентана-Граф»
Окружающий мир 1 классРабочая тетрадьАлгоритм успехаВиноградова«Вентана-Граф»
Окружающий мир 1 классКонтрольно-измерительные материалыШкола РоссииГлаголева, Архипова«Просвещение»
Окружающий мир 1 классУчебник1, 2Дмитриева, Казаков«Фёдоров»
Окружающий мир 1 классРабочая тетрадьДмитриева, Казаков«Фёдоров»
Окружающий мир 1 классУчебникПланета знанийИвченкова, Потапов«Аст/Астрель»
Окружающий мир 1 классРабочая тетрадьПланета знаний1, 2Ивченкова, Потапов«Дрофа»
Окружающий мир 1 классПроверочные и диагностические работыПланета знанийИвченкова, Потапов«Дрофа»
Окружающий мир 1 классУчебникШкола России1, 2Плешаков«Просвещение»
Окружающий мир 1 классРабочая тетрадьШкола России1, 2Плешаков«Просвещение»
Окружающий мир 1 классТестыШкола РоссииПлешаков, Гара, Назарова«Просвещение»
Окружающий мир 1 классУчебникПерспектива1, 2Плешаков, Новицкая«Просвещение»
Окружающий мир 1 классРабочая тетрадьПерспектива1, 2Плешаков, Новицкая«Просвещение»
Окружающий мир 1 классТестыПерспективаПлешаков, Новицкая, Назарова«Просвещение»
Окружающий мир 1 классУчебникГармония2Поглазова, Шилин«Ассоциация 21 век»
Окружающий мир 1 классРабочая тетрадьГармония1, 2Поглазова, Шилин«Ассоциация 21 век»
Окружающий мир 1 классУчебникРитмСаплина, Саплин, Сивоглазов«Дрофа»
Окружающий мир 1 классРабочая тетрадьРитмСаплина, Саплин, Сивоглазов«Дрофа»
Окружающий мир 1 классТетрадь для самостоятельной работыПерспективная начальная школаФедотова, Трафимов, Трафимова«Академкнига»
Окружающий мир 1 классУчебникПерспективная начальная школаФедотова, Трафимова, Трафимов«Академкнига»
Окружающий мир 1 классКонтрольно-измерительные материалыЯценко«ВАКО»
ГДЗ решебник Окружающий мир 1 класс
На нашем сайте GDZBOT. COM представлен большой выбор ГДЗ класс, которые применяются повсеместно во всех школах страны. Так как учащимся порой нелегко преодолеть все трудности, встающие у них на пути, то периодически они нуждаются в сторонней помощи. Все большее число школьников и родителей предпочитают использовать для этой цели решебники, вместо того, чтобы обращаться к услугам репетиторов. ГДЗ и решебники от ГДЗБОТ позволяют:
- быстро проверить д/з;
- провести качественную работу над ошибками;
- досконально разобраться в изучаемой тематике;
- дополнительно повторить нужный материал в любое время.
ГДЗ класс станет незаменимым помощником для ребенка на протяжении всего учебного года и даст возможность обрести уверенность в своих силах.
ГДЗ и решебники
ГДЗ «Окружающий мир 1 класс». Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник
На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>
На первый взгляд задания в рабочей тетради «Окружающий мир» за 1 класс должны быть предельно легкими и доступными для понимания, но зачастую это не так и в ответах есть какая-либо изюминка, которая и в голову то сразу не придет. В этом решебнике мы рассмотрим самые сложные задания тетради Плешакова и Новицкой и разберем ответы на них. Готовые домашние задания по программе Перспектива, но тот же автор — Плешаков — у школы России, поэтому задания пересекаются и детям и родителям, учащимся по школе России решебник тоже может оказаться полезен.
ГДЗ проверены и одобрены учителем начальных классов.
В некоторых заданиях требуется что-то нарисовать или наклеить. Если нет подходящей своей фотографии, не возбраняется воспользоваться интернетом и наклеить подходящее по смыслу фото. Пустые окошки не допускаются. К примеру, нужно изобразить школьный живой уголок, а его в школе нет. Тогда клеим фото или рисуем любой живой уголок. То же самое с домашним животным, фотографиями родственников и знакомых.
ГДЗ окружающий мир рабочая тетрадь №1 за 1 класс по страницам
Выберите страницу тетради:список страниц ↓↓↓34-56-78-910-1112-1314-1516-1718-1920-2122-2324-2526-2728-2930-3132-3334-3536-3738-3940-4142-4344-4546-4748-4950-5152-5354-5556-5758-5960-6162-6364-6566Подробный разбор ГДЗ к 1 части рабочей тетради
Страница 3-5. Мы и наш мир.
Если с записью домашнего адреса и адреса школы все понятно, то задание «Экскурсия дорога в школу» уже заставляет задуматься. Покажи, как мальчик и девочка должны дойти до школы. Нарисуй ниточку от клубочка.
Задания с клубочком часто будут у Плешакова, выполняем их следующим образом: находим на картинке клубочек и продолжаем его нитку, ведем, в частности, направо через пешеходный переход, а затем через подземный переход по диагонали.
Стр. 6-7. Природа
1. Найди на рисунках то, что относится к природе. Обведи зеленым карандашом.
Природа — это то, что НЕ создано руками человека. Обводим луну, ель, ветку, одуванчик, жирафа.
2. Раскрась только то, что относится к природе.
Листик, гриб, белка.
Стр. 8-9. Неживая и живая природа.
1. Что из нарисованного относится к неживой природе, а что — к живой? Закрась кружки таким цветом: неживая природа — синим; живая природа — зеленым.
Синие: водопад, звезды, солнце. Зеленые — кот, береза, лисички.
В рамках: синий — камень, зеленый — тюльпаны.
2. Найди лишний рисунок в каждом ряду и обведи его.
В первом — снежинки, потому что они относятся к неживой природе, а остальное к живой. Второй ряд — лишние грибы, они — живая природа, остальное — неживая.
Страница 10-11. Культура.
3. Назови все предметы культуры, изображенные на с. 3, 4-5, 6-7, 10-11.
Храм, школа, парк, памятник архитектуры (древний кремль), книга, церковь, терем.
Стр.12-13. Природа в творчестве человека
1. Соедини стрелками игрушки и названия материалов, из которых они сделаны. На каких животных похожи эти игрушки?
Птица из соломы, Медведь из дерева, свистулька-лошадка из глины, лошадь из бересты (это кора березы).
Cтр. 14-15. Мы — люди
1. Вместе со взрослыми подбери фотографии своих родных и знакомых разных возрастов. Наклей эти фотографии в окошки.
2. Выбери 2-3 фотографии. Расскажи, кем тебе приходятся эти люди. Как ты к ним относишься? Для ответа используй слова: родные, знакомые, соседи; отношусь с любовью, по-дружески, с симпатией.
Это мой родной брат. Его зовут Миша. Мы с ним лучшие друзья. Я очень люблю своего брата.
Это мой тренер по футболу. Он очень строгий, но справедливый. Я отношусь к нему с большим уважением.
Страница 16-17. Как мы общаемся с миром.
Дополни рассказ мальчика. Используй рисунки. Раскрась их.
1. Мне интересно рассматривать (рисуем бабочку). Мне нравится аромат (рисуем цветок). Я люблю пробовать на вкус (ягоды). Я с радостью слышу пение (рисуем птицу). Мне приятно гладить (собаку).
Как ты думаешь, где гуляет мальчик? Запиши.
В парке.
2. Рассмотри рисунки. Зеленым цветом закрась кружки у тех предметов, которые помогают нам лучше видеть. Предметы, которые помогают нам лучше слышать, отметь галочкой в кружке.
Зеленый круг: микроскоп, очки, бинокль, телескоп. Галочка: микрофон, наушники.
Как ты думаешь, для чего служит термометр? Запиши:
Для измерения температуры.
С.18-19. Люди — творцы культуры.
1. Прочитай и прослушай сказку. Рассмотри рисунки к ней. Как мужик придумал паровоз? Соедини рисунки ниточкой от клубочка.
Нумерация рисунков по порядку слева направо: 3-1-4-6-5-2-7
2. Запиши в клеточках название еще одного вида транспорта, который использует силу пара. Найди его на рисунках и обведи.
Пароход.
С. 20. Наш класс.
1. Отметь галочкой в кружках старинные школьные принадлежности.
Отмечаем галочкой: перьевую ручку, чернильницу, гусиное перо, промокашка и некий медный предмет, похожий то ли на подсвечник, то ли на сургучную печать.
Гусиное перо.
3. Рассмотри рисунок и найди на нем отгадку к каждой строчке загадки. Соедини стрелками строчки и отгадки.
Земля бела, — лист бумаги
Трое ходят, — пальцы
Одного водят, — ручка
Два глядят, — глаза
Один повелевает. — рука
4. Обведи на рисунке все, чего не должно быть в старинном классе. Раскрась предмет, на котором пишут мелом (доска).
Обводим: робота, клавиатуру, компьютер, мышку,телефон, поезд, машинку, настенный светильник.
С. 22-23. Мы — дружный класс.
2. Попроси любого из старших написать рассказ о своем учителе. Подпиши имя автора рассказа.
Моего первого учителя я всегда вспоминаю с теплом и любовью. Она была самой доброй в глазах учеников. Она учила нас не только писать и считать, но и быть дружными, честными и самостоятельными.
Страница 24-25. Природа в классе.
1. Вырежи картинки из приложения и помести каждое растение в свое окошко.
Фиалка — синие цветочки, кактус — колючий толстый ствол с 2 розовыми цветками, бегония — растение с широкими зелеными листьями, фиолетовыми с внутренней стороны, молочай — колючий стебелек и красные цветы, драцена — длинный стебель с тонкими свисающими листьями, сансевьера — зеленые «хвосты», ползущие вверх.
2. Эти растения похожи друг на друга. Сможешь ли ты их различить? Соедини ниточками от клубочков рисунки и названия.
Слева — папоротник, справа пальма.
В этой теме могут задать на дом доклад или презентацию о растениях в классе.
С. 26-27. Что растет у школы.
У дерева есть ствол и крона, у кустарника несколько стволов и крона, у травянистого растения — тонкий стебелек и листья.
2. Найди лишний рисунок в каждом ряду и обведи его. Объясни свое решение.
В первом ряду лишний рисунок — 4й. Это кустарник, а остальные деревья.
Во втором ряду лишний 2й рисунок, это росток клена (дерево), а остальные — травянистые растения.
3. Знаешь ли ты эти растения? Соедини ниточками от клубочков рисунки и названия.
Слева желтые цветы — лютики, под ними голубой цикорий. Справа желтая пижма, под ней розовый вьюнок.
Возможно, скажут дома приготовить презентацию о растениях в школьном дворе.
С. 28-29. Мир за стеклянным берегом
2. Вырежи картинки из приложения и помести каждую рыбку в ее акваиум.
Гурами — рыбка с оранжевым плавничком, сомик — серенький, меченосец — с красным боком и «мечем» на хвосте.
3. С помощью атласа-определителя узнай названия этих рыбок. Соедини ниточками от клубочков рисунки и названия.
Слева плоская рыба с серыми полосками — скалярия, под ней барбус. Справа длинная рыбка с синими полосками — данио рерио, под ней вуалехвост с красивыми длинными как вуаль плавниками.
Аквариум для вклейки:
Страница 30-31. Кто еще у нас живет?
2. Нарисуй корм для каждого обитателя живого уголка.
Попугайчику — просо, овес, семечки, яблоки. Канарейке — просо, овес, семечки, ягоды. Морской свинке — яблоки, морковь, свеклу, семечки. Хомяку — просо, орешки, семечки, траву, картошку, морковку, горох, яблоко. В принципе, всем мелким грызунам можно нарисовать одно и то же, крысе для разнообразия в рацион добавить сало. Зайчик ест траву, морковку, капусту, сено.
Можно распечатать и наклеить в 1 задании фото живого уголка:
С. 32-33. Какие бывают животные.
1. Как называются эти животные? Расставь на рисунках номера.
а) Насекомые: 4,5,3,2,1
б) Рыбы: 1,4,3,2
в) Птицы: 3,4,1,2
г) Звери: 4,2,3,1
2. Укажи стрелками признаки этих групп животных.
У насекомых 6 и более ног. У птиц есть перья. Рыбы покрыты чешуей. У зверей есть шерсть.
Делу — время пропустим, там легко.
С. 36-37. Потехе — час.
1. Отгадай загадки. Нарисуй отгадки. За стеклянной дверцей бьется чье-то сердце. (Часы) Паутинка-паутинка, да греет спинку. (шаль) Какой малыш рождается с усами? (котенок)
2. Подчеркни ответ: Что находится между полом и потолком?
3. Как в четырех клетках написать «сухая трава»? (СЕНО)
4. Нарисуй ответ к загадке: «По узкой дороге шли две машины: одна в гору, другая на гору. Как они разъехались?» Ответ: машинки двигались в одном направлении, им не нужно разъезжаться.
Рисуем 2 машинки друг за другом, поднимающиеся на гору.
5. Что здесь нарисовано?
Это старые детские загадки из разряда приколов, как они попали во ФГОС, уму не постижимо. Но раз есть, будем решать. 1 — медведь лезет на дерево, 2 — жираф.
6. Вспомни и придумай самостоятельно рисованные загадки. Нарисуй их. Загадай соседу.
Про рисованные загадки у нас на 7гуру есть целая статья, переходите по ссылке и выбирайте себе загадки >>
С. 38-39. Наш дом и семья
C. 40-41. Моя семья — часть моего народа.
1. Рассмотри старинные предметы домашнего обихода. Подпиши их названия, используя слова для справок. Если сможешь, напиши названия этих предметов на языке твоего народа.
Ответы: прялка, ложка, туесок.
2. Нарисуй вместе со старшими картинку к любимой народной сказке твоей семьи. Обсудите смысл сказки.
К примеру, репка — очень семейная сказка. Смысл: чтобы трудное дело спорилось, нужно объединить усилия всей семьи, всем ее членам постараться на благо семьи.
С.42-43. Природа в доме.
Вспомни растения и животных, о которых мы узнали, изучая тему «Наш класс». Расставь на рисунках их номера.
Ответы слева направо: 2-4-11 10-8-6 7-9-1-3 12-5
С. 44-45. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.
1. Найди и отметь правильные ответы.
Вода: 3я картинка.
Газ: 3я картинка.
Электричество: 1я картинка.
2. Найди на рисунке эти электроприборы. Расставь номера.
Ответы слева направо: 6-5-2 1-3-4
Подумай и расскажи, какие меры безопасности нужно соблюдать при обращении с этими электроприборами.
Электроприборы нужно использовать на сухой поверхности. Прежде чем включить в розетку, нужно проверить целостность провода. Включать, держа рукой за пластмассовую часть вилки, в розетку заводить до конца. Использовать прибор по инструкции. Не совать руки в работающий электроприбор. После использования отключить питание, выдернуть вилку из розетки.
Красивые камни в нашем доме
1. Вырежи картинки из приложения и помести каждый камень на его полочку.
Гранит — пестрый красно-черный камень, малахит — зеленый с темными волнами, селенит — полупрозрачный с легкой рыжинкой, бирюза — голубая с черным, янтарь оранжевый, лазурит синий со светлыми вкраплениями.
2. С помощью атласа-определителя узнай, что это. Впиши названия в клеточки.
Презентация про камни в нашем доме >>
КОРАЛЛ ЯНТАРЬ
С. 48-49. Комнатные растения у нас дома.
1. Узнай комнатные растения по листьям. Укажи стрелками названия растений. Проверь себя по учебнику.
Сверху вниз: монстера, кротон, диффенбахия, хлорофитум.
2. Как называются эти растения? Расставь номера.
Слева направо: 1-2-3 4-5
С. 50-51. Выйдем в сад и огород.
1. Где созревают эти фрукты и ягоды: на деревьях, кустарниках или травянистых растениях? Соедини ниточками от клубочков рисунки и схемы.
Дерево: яблоко, слива, груша, вишня.
Куст: вишня, крыжовник, смородина, малина.
Травянистые растения: клубника.
С. 52-53. Овощи и фрукты на нашем столе.
1. Раскрась только овощи.
Раскрашиваем капусту, свёклу, морковь.
2. Раскрась только фрукты.
Раскрашиваем грушу, апельсин, лимон.
3. Приготовь овощной салат. Заправь его растительным маслом. Запиши рецепт своего салата.
Ингредиенты: огурец, помидор, лук, растительное масло. Овощи нарезать, посолить, заправить маслом.
4. Приготовь фруктовый салат. Заправь его йогуртом. Запиши рецепт своего салата.
Ингредиенты: банан, апельсин, яблоко, йогурт. Фрукты нарезать, заправить йогуртом.
Страница 54-55. Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
1. Что из чего сделано? Соедини стрелками.
Из пшеницы — пшеничная мука — белый хлеб, из ржи — ржаная мука — чёрный хлеб.
3. Что пропущено? Впиши в клеточки названия растений.
Сверху вниз: РИС ПРОСО ГРЕЧИХА ОВЁС
Презентация о злаках >>
4. Укажи стрелкой ту часть растения, которая используется для получения чая или кофе.
Чай — чайные листья, кофе — кофейные зерна.
С. 56-57. Дикорастущие и культурные растения.
1. Закончи каждый ряд, наклеив картинку из приложения.
1 — шиповник, 2 — роза.
2. Найди лишнее растение в каждом ряду и обведи его. Объясни свое решение.
1 — одуванчик. Это дикорастущее растение, а остальные культурные. 2 — груша. Это культурное растение, остальные дикорастущие.
3. Знаешь ли ты фрукты, которые выращивают в жарких странах?
Слева направо: манго, папайя, финики.
С. 58-59. Собака в нашем доме.
2. Если у тебя есть собака, придумай рассказ о ней. Попроси взрослого записать его.
Даже если у ребенка нет собаки, в этом задании нужно будет придумать рассказ, пусть даже про бабушкину собаку или про соседскую, или про дворовую.
У моей бабушки в деревне есть собака Жучка. Она ест кашу, мясо, хлеб, грызет кости. Когда мы едим шашлыки, она просит кусочек и я ее угощаю. Мы любим Жучку!
3. Вырежи картинки из приложения и помести каждую собаку на ее коврик.
Пекинес — маленький, пушистый, с плоской мордочкой, кокер-спаниель — черно-белый, с длинными ушами и коротким хвостом, сенбернар — одна из самых крупных собак, белая с рыжими пятнами, лайка — бело-черная, хвост каралькой, колли — бело-рыжая, длинношерстная, такса — маленькая, рыжая, с короткими лапками.
Презентация про породы собак >>
С. 60-61. Кошка в нашем доме.
2. Вырежи картинки из приложения и помести каждую кошку в ее домик.
Сибирская — самая пушистая, персидская — пушистая, с плоской мордой, сиамская — белая с черными лапками, мордочкой и хвостом, британская — серая короткошерстная.
3. Если у тебя есть кошка, придумай рассказ о ней. Попроси взрослого записать его.
Даже если своей кошки нет, придумываем про любую кошку.
У моей бабушки есть кот Филя. Он британской породы. Филя любит молоко и мясо. Летом он гуляет по саду, а зимой живет в доме. Филя ловит мышей и радует нас своими проделками.
Проект фоторассказ о домашнем животном:
Фотографии для проекта:
С. 64-65. Дикие и домашние животные.
1. Закончи каждый ряд, наклеив картинку из приложения.
1 — лиса, это тоже дикое животное. 2 — конь, это домашнее животное.
2. Найди лишнее животное в каждом ряду и обведи его. Объясни свое решение.
1 — белка. Это дикое животное, а остальные домашние.
2 — пчела. Это домашнее животное, а остальные дикие.
3. Какие животные изображены на рисунках — дикие или домашние? Отметь верный ответ (закрась кружок).
Это домашние животные, человек их приручили эти животные помогают ему в работе.
С. 66. С утра до вечера.
ПЕРЕЙТИ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ >>
Университет Окленда
Найдите свое сообщество
Вы принадлежите к OU. Найдите академическую и социальную поддержку сообщества OU, живя в кампусе. Отправьте договор на жилье сегодня.
Сделайте первый шаг
Сделайте первый шаг к тому, чтобы стать Золотым гризли, и подайте заявку на поступление. Наши консультанты готовы помочь вам с любыми вопросами.
Регистрация на летние занятия
Занятия начинаются 8 мая. Продолжайте в том же духе и зарегистрируйтесь на лето
занятия сегодня.
События
ЗАПИСАТЬСЯ НА ЛЕТНИЕ ЗАНЯТИЯ
Начало занятий • 8 мая
Сохраняйте импульс и зарегистрируйтесь на летние занятия уже сегодня. Доступна финансовая помощь.
OU чествует трех выдающихся студенческих лидеров
OU представляет «Così fan tutte», комический шедевр Моцарта, 5 и 7 мая
OU бесплатно предоставляет спасательное лекарство Наркан в новом торговом автомате
Оклендский университет легкой атлетики и Оклендский университетский кредитный союз договорились о 10-летнем партнерстве в области прав на имя на сумму 5 миллионов долларов
ИсследованиеOU показывает, что новый протокол BTrackS Target Training улучшает баланс почти на 30%
Захватывающий опыт: OU открывает лабораторию Центра дополненной реальности
Анна Спаньоло из Оклендского университета получает награду Мичиганского заслуженного профессора года
Студентка факультета графического дизайна OU получила стипендию Детройтского общества женщин-художников и скульпторов
Золотая гордость
youtube.com/embed/ixdReu9BgpU» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»Golden Research: Lizz»>
Исследовать Золотое исследование: Лизз
Учись и развивайся в эпицентре Большого Детройта. Подключайтесь и вносите свой вклад там, где это важнее всего.
Иммерсивное обучение Иммерсивное обучение
В Оклендском университете быть золотым означает тяжело работать. Это поиск ответов там, где другие не ищут. Это инновации — они в вас. #будь золотым Стенограмма
0:00: В Оклендском университете
0:02: быть золотым значит тяжело работать.
0:05: Поднять планку и никогда не соглашаться на меньшее.
0:09: Это неустанные часы, потраченные на то, чтобы пачкать руки
0:13: Это поиск ответов там, где другие не ищут.
0:17: Вставать до восхода солнца и бодрствовать еще долго после его захода.
0:22: Это шаг в новый мир.
0:25: Это в тебе.
0:27: Будь золотым.
Стремление. Продвигать. Достигать.
Кампания Оклендского университета
Заявление о миссии
Оклендский университет использует весь потенциал разнообразного и инклюзивного сообщества. Как государственное докторское учреждение мы влияем на Мичиган и мир через образование, исследования, стипендии и творческую деятельность.
Заявление о концепции
Оклендский университет раскроет потенциал людей и окажет долгосрочное влияние на мир благодаря преобразующей силе образования и исследований.
Краткая история глобальных условий жизни и почему важно, чтобы мы это знали
Последний раз текст, данные и визуализации обновлялись в 2020 году.
Мы работаем над «Нашим миром в данных», чтобы предоставить добиться прогресса в решении крупнейших мировых проблем .
Наша миссия имеет смысл только в том случае, если действительно возможно добиться прогресса в решении серьезных проблем, с которыми сталкивается мир. Очень немногие думают, что мир движется вперед. В опросе 2015 года задавался вопрос: «Учитывая все обстоятельства, как вы думаете, мир становится лучше или хуже, или не становится ни лучше, ни хуже?». В Швеции 10% считают, что дела идут лучше, в США — только 6%, а в Германии — только 4%.
Какие доказательства нам необходимо учитывать при ответе на этот вопрос?
Вопрос в том, как изменился мир, и поэтому мы должны смотреть в историческую перспективу. И вопрос касается мира в целом, и поэтому ответ должен касаться всех. Ответ должен учитывать историю глобальных условий жизни — историю каждого.
Крайняя бедность
Всемирный банк обновил свои данные по бедности и неравенству
Данные в этой статье основаны на предыдущем выпуске данных Всемирного банка по бедности и неравенству, в которых доходы выражены в международных долларах за 2011 год.
С тех пор Всемирный банк обновил свои методы и теперь измеряет доходы в 2017 году в международных долларах. В рамках этого изменения также была обновлена международная черта бедности, используемая для измерения крайней бедности: с 1,90 доллара США (в ценах 2011 года) до 2,15 доллара США (в ценах 2017 года).
Это мало повлияло на наше общее понимание бедности и неравенства во всем мире. Но из-за изменения единиц измерения многие цифры, упомянутые в этой статье, будут отличаться от последних данных Всемирного банка.
Глобальная бедность — одна из самых больших проблем в современном мире. Можно ли добиться прогресса в решении этой проблемы? Чтобы увидеть, откуда мы пришли, мы должны отправиться далеко назад во времени. 30 или даже 50 лет мало. Когда вы рассматриваете только то, как мир выглядел во время нашей жизни, легко представить себе мир как статичный – более богатые части мира здесь и более бедные регионы там – и сделать ложный вывод, что он всегда был таким и всегда был таким. будет так.
Взгляните на более длинную перспективу, и станет ясно, что мир вовсе не статичен. Мы можем изменить мир. Страны, которые сегодня богаты, всего несколько поколений назад были очень бедны.
Чтобы не изображать мир в статике — Север всегда намного богаче Юга — мы должны начать на 200 лет назад, до того момента, когда условия жизни действительно резко изменились.
Организация Объединенных Наций измеряет «крайнюю бедность» как жизнь менее чем на 1,90 доллара в день. Это чрезвычайно низкая черта бедности, которая привлекает внимание к самым бедным людям в мире.
Эти показатели бедности учитывают неденежные формы дохода – для бедных семей сегодня и в прошлом это важно, особенно потому, что многие из них ведут натуральное хозяйство и живут в основном за счет собственного производства продуктов питания. Показатель крайней бедности также корректируется с учетом различных уровней цен в разных странах и корректируется с учетом изменения цен с течением времени (инфляции) – бедность измеряется в так называемом «международном долларе». В результате этих корректировок покупательная способность одного международного доллара в 2011 году равна покупательной способности одного доллара США9.0006
На первой диаграмме показаны оценки доли населения мира, живущего в условиях крайней нищеты. В 1820 году лишь крошечная элита имела более высокий уровень жизни, в то время как подавляющее большинство людей жили в условиях, которые сегодня мы назвали бы крайней нищетой. С тех пор доля крайне бедных постоянно снижалась. Все больше и больше регионов мира индустриализировались и, таким образом, повышалась производительность, что позволяло вырваться из бедности большему количеству людей: в 1950 году две трети мира жили в условиях крайней нищеты; в 1981 все еще было 42%. В 2015 году — последнем году, за который у нас есть данные, — доля населения мира, живущего в условиях крайней нищеты, упала ниже 10%.
Черта бедности в $1,90 очень низка и касается самых бедных в мире. Мир также добивается прогресса в борьбе с бедностью по сравнению с более высокими чертами бедности. Фактически, независимо от того, какую черту бедности вы выберете, доля людей, живущих за этой чертой бедности, во всем мире сократилась (см. здесь).
Это огромное достижение, для меня как для исследователя, занимающегося вопросами экономического роста и неравенства, пожалуй, самое большое достижение за последние два столетия. Это особенно примечательно, если учесть, что население мира увеличилось в 7 раз за последние два столетия — выключите переключатель «Относительно» в этой визуализации, чтобы увидеть номер людей, живущих в бедности и вышедших из нее. В мире без экономического роста 7-кратный рост населения привел бы к все меньшему и меньшему доходу для всех, этого было бы достаточно, чтобы загнать всех в крайнюю нищету. Однако произошло прямо противоположное. Во времена беспрецедентного роста населения наш мир смог обеспечить процветание большему количеству людей и постоянно вытаскивать больше людей из крайней нищеты.
Повышение производительности было важно, потому что оно сделало жизненно важные товары и услуги менее дефицитными: больше еды, лучшую одежду и менее тесные жилища. Производительность — это соотношение между результатом нашей работы и вкладом, который мы в нее вкладываем; по мере роста производительности мы выигрывали от увеличения производительности, но также и от уменьшения затрат — количество рабочих часов в неделю сократилось очень существенно.
Экономический рост был важен еще и потому, что он изменил отношения между людьми. В течение долгого времени, когда мир жил в мире, где не происходило роста, единственный способ стать лучше, чтобы кто-то другой стал хуже. Это была экономика с нулевой суммой. Твоя собственная удача была неудачей твоих соседей. Экономический рост изменил это, рост сделал возможным то, что вы стали лучше, когда другие стали лучше. Изобретательность тех, кто создал технологию, повышающую производительность, — современный транспорт, производственное оборудование и коммуникационные технологии — сделала некоторых из них очень богатыми и в то же время повысила производительность и доходы других. Трудно переоценить, насколько различна жизнь в экономике с нулевой суммой и в экономике с положительной суммой.
К сожалению, средства массовой информации чрезмерно одержимы сообщениями об отдельных событиях и вещах, которые идут не так, и почти не уделяют достаточного внимания медленным событиям, которые меняют наш мир. Имея эти эмпирические данные о сокращении бедности, мы можем конкретизировать, как будут выглядеть СМИ, сообщающие о глобальном развитии. Заголовок может быть «Число людей, живущих в условиях крайней нищеты, со вчерашнего дня сократилось на 130 000 человек», и такой заголовок будет появляться не один раз, а каждый божий день с 19 года.90, поскольку в среднем каждый день в условиях крайней нищеты становилось на 130 000 человек меньше. Если вы предпочитаете полагаться на более высокую черту бедности, цифры будут еще более впечатляющими. Ежедневный заголовок указывал бы, что число людей, живущих более чем на 10 долларов в день, увеличилось на четверть миллиона в любой средний день за последнее десятилетие.
Важно знать, что можно добиться прогресса в борьбе с бедностью, потому что даже после двух столетий прогресса бедность остается одной из самых больших проблем в мире. Большинство населения мира все еще живет в бедности: каждый десятый человек живет менее чем на 1,90 доллара в день, а две трети живут менее чем на 10 долларов в день. В богатых странах человек считается бедным, если он или она живет менее чем на 30 долларов в день; если мы полагаемся на это определение бедности, то мы обнаружим, что 85% населения мира живет в бедности. 1 Требуется гораздо больше прогресса.
Грамотность
Как изменилось за этот период образование населения мира? На этой диаграмме показана растущая доля населения мира, умеющего читать и писать. Сегодняшнее образование, в том числе в сегодняшних богатейших странах, опять-таки совсем недавнее достижение. Лишь в последние два века грамотность стала нормой для всего населения.
В 1820 г. только каждый 10-й человек старше 15 лет был грамотным; в 1930 году это был каждый третий, а сейчас мы находимся на уровне 86% в мире. Иными словами, если вы жили в 1800 году, вероятность того, что вы не умеете читать, составляла 9 из 10; сегодня более 8 из 10 человек умеют читать. А среди сегодняшней молодежи шансы намного выше, поскольку многие из сегодняшних неграмотных людей пожилые.
Если вы считаете, что наука, технология, политическая свобода важны для решения крупных мировых проблем, и вы думаете, что чтение и письмо помогают решать проблемы, то рассмотрите цифры в абсолютных числах. Сегодня насчитывается около 4,6 миллиарда человек, умеющих читать и писать. 2 В 1800 году насчитывалось менее 100 миллионов человек с таким же навыком.
Здоровье
Одна из причин, по которой мы не видим прогресса, заключается в том, что мы не осознаем, насколько плохим было прошлое.
В досовременные времена около 90 101 половина 90 102 всех детей умерли (см. здесь). Приведенная здесь диаграмма показывает, что в 1800 году состояние здоровья было таким, что около 43% новорожденных в мире умерли, не дожив до своего 5-летия. Исторические оценки предполагают, что весь мир жил в плохих условиях; так что между разными регионами было относительно мало различий, во всех странах мира более чем каждый третий ребенок умер, не дожив до 5 лет.
Было бы неправильно полагать, что современная медицина была единственной причиной улучшения здоровья. Первоначально рост благосостояния, меры общественного здравоохранения и изменение характера социальной жизни имели большее значение, чем медицина. Улучшение жилищных условий и санитарии увеличило наши шансы в вековой войне с инфекционными заболеваниями. Более здоровое питание, ставшее возможным благодаря более высокой производительности в сельскохозяйственном секторе и внешней торговле, сделало нас более устойчивыми к болезням. Улучшение питания и здоровья также сделало нас выше.
Но ведь наука и медицина тоже имели значение. Более образованное население добилось ряда научных открытий, позволивших еще больше снизить смертность и заболеваемость. Особое значение имело открытие микробной теории болезней во 2-й половине 19 в. Оглядываясь назад, трудно понять, почему новая теория может быть настолько важной. Но во времена, когда врачи не мыли руки при переходе от патологоанатомического к акушерскому делу, теория окончательно убедила наших предков в том, что гигиена и общественная санитария имеют решающее значение для здоровья.
Микробная теория болезней заложила основу для разработки антибиотиков и вакцин и позволила человечеству, наконец, продвинуться вперед в вековой борьбе с микробами. Общественное здравоохранение имело огромное значение: все получают пользу от вакцинации всех остальных, и все получают выгоду от того, что все остальные соблюдают правила гигиены.
Благодаря этим изменениям глобальное здоровье улучшилось таким образом, что наши предки и представить себе не могли. В 2017 году детская смертность снизилась до 3,9.% – в 10 раз ниже, чем 2 века назад. Вы должны смотреть в эту долгосрочную перспективу, чтобы увидеть прогресс, которого мы достигли.
Те же данные о детской смертности также показывают нам, насколько серьезной остается проблема детской смертности. В среднем каждый день умирает 15 000 детей.
Срочно необходим дальнейший прогресс, и, как показывает наша история, он возможен.
Свобода
Политическая свобода и гражданские свободы лежат в основе развития, поскольку они являются одновременно средством и целью развития.
Журналистика и публичный дискурс являются столпами, на которых держится эта свобода, но качественные оценки этих аспектов несут риск того, что мы ошибочно воспринимаем упадок свобод с течением времени, тогда как на самом деле мы поднимаем планку, по которой мы судим о своей свободе. Таким образом, количественные оценки могут быть полезны, когда они помогают нам измерять свободу по одному и тому же критерию в разных странах и во времени.
Существуют различные попытки измерить типы политических режимов, которые управляют странами мира, и зафиксировать что-то столь сложное, как политическая система, неизбежно вызывает споры. Нет никакого способа обойти это. В этом анализе я полагаюсь на индекс Polity IV, поскольку он является наименее проблематичным из показателей, которые представляют долгосрочную перспективу. Индекс измеряет политические режимы в диапазоне от +10 для полных демократий до -10 для полных автократий; режимы, находящиеся где-то посередине этого спектра, называются анократиями. К этому я добавил информацию о странах мира, которыми управляли другие страны как часть колониальной империи.
Опять же, я хочу дать долгосрочную перспективу, чтобы получить представление о том, как изменилась политическая свобода за последние 200 лет.
На диаграмме показана доля людей, живущих при различных типах политических режимов в этот период. На протяжении 19 века более трети населения жило при колониальных режимах, а почти все остальные жили в странах с автократическим управлением. Первое расширение политической свободы с конца 19 века и далее было подавлено подъемом авторитарных режимов, которые во многих странах заняли свое место в период, предшествовавший Второй мировой войне.
Во второй половине 20-го века мир значительно изменился: Колониальные империи прекратили свое существование, и все больше и больше стран становились демократическими: Доля населения мира, живущего в демократиях, постоянно увеличивалась – особенно важным был распад Советского Союза, который позволил большему количеству стран демократизироваться. Сейчас более чем каждый второй человек в мире живет в условиях демократии.
Подавляющее большинство живущих в автократии — 4 из 5 — живут в одной автократической стране: Китае.
Население
Если вы нажмете переключатель «Относительно» на любой из предыдущих диаграмм, вы увидите увеличение населения мира за последние 2 века. Население мира составляло около 1 миллиарда человек в 1800 году и с тех пор увеличилось в 7 раз.
Однако увеличение населения Земли должно вызывать больше, чем гибель и мрак. Прежде всего, это увеличение свидетельствует об огромном достижении. Это показывает, что люди перестали умирать со скоростью, с которой умирали наши предки в течение многих тысячелетий до этого.
В досовременные времена рождаемость была высокой – нормой было 5-6 детей на одну женщину. Что удерживало низкий прирост населения, так это очень высокий уровень смертности и это означало, что многие дети умерли до того, как достигли репродуктивного возраста. Увеличение населения мира последовало, когда человечество начало побеждать в борьбе со смертью. Ожидаемая продолжительность жизни удвоилась во всех регионах мира.
Рост населения — временное явление, это следствие того, что рождаемость и смертность не снижаются одновременно. Быстрый рост населения произошел, когда рождаемость была еще такой же высокой, как в нездоровой окружающей среде прошлого, но смертность уже снизилась до низкого уровня нашего времени.
То, что мы видели в стране за страной за последние 200 лет, это то, что когда женщины обретают больше независимости, образования и процветания и понимают, что шансы их детей умереть уменьшаются, они решают иметь меньше детей. Быстрый рост населения подходит к концу. Этот переход от высокой смертности и высокой рождаемости к низкой смертности и низкой рождаемости называется демографическим переходом. В тех странах, которые первыми осуществили индустриализацию, она длилась по крайней мере с середины 19 века до середины 20 века – на это ушло 95 лет для снижения рождаемости с более 6 детей до менее 3 детей на женщину в Великобритании. Страны, которые последовали позже, иногда достигали этого перехода намного быстрее: Южная Корея перешла от более чем 6 детей на женщину к менее чем 3 всего за 18 лет, Иран даже прошел через это всего за 10 лет.
Так же, как страны прошли через этот переход, мир переживает этот переход. Рождаемость в мире за последние 50 лет сократилась более чем вдвое, по сравнению с более чем 5 детьми на одну женщину в начале 19 века.60-х до менее 2,5 сегодня (см. здесь). Это означает, что мир находится на пороге демографического перехода, а темпы глобального прироста населения фактически достигли своего пика полвека назад.
Теперь, когда мы наблюдаем снижение рождаемости во всем мире, мы приближаемся к концу роста населения: население мира увеличилось в четыре раза в течение 20-го века, в течение этого века оно не удвоится. А в конце века ООН ожидает медленный ежегодный прирост населения на уровне 0,1%, в то время как демографы из IIASA ожидают окончания глобального прироста населения уже в 2075 году9. 0006
Образование
Ни одно из достижений за последние 2 века не могло быть достигнуто без расширения знаний и образования. Революция в том, как мы живем, была вызвана не только образованием, но и сделала образование более важным, чем когда-либо.
В отличие от многих других социальных аспектов, где прогнозы имеют ограниченное применение, я думаю, что образование — это аспект, в котором мы можем делать некоторые полезные прогнозы. По той простой причине, что образовательная композиция сегодня говорит нам кое-что об образовании завтра — грамотная молодая женщина сегодня будет грамотной старухой в 2070 году9.0006
Как мы уже видели, образование, измеряемое базовым навыком грамотности, уже улучшилось. И мы знаем, что это будет продолжаться, поскольку современная когорта младших намного лучше образована, чем люди из более старших когорт.
Эта визуализация показывает прогноз демографов IIASA относительно размера и образовательного состава населения мира до 2100 года. Это интересный взгляд в будущее: исследователи ожидают, что при сегодняшнем более низком глобальном уровне рождаемости число детей снизится с сейчас – на планете никогда не будет больше детей, чем сегодня. И, как упоминалось ранее, исследователи IIASA ожидают, что население мира достигнет пика в 2070 году, а затем уменьшится.
Ориентируясь на образовательную разбивку, прогноз предполагает, что к 2100 году не будет почти никого без формального образования и будет более 7 миллиардов умов, получивших по крайней мере среднее образование.
Учитывая огромное значение образования для улучшения здоровья, повышения политической свободы и искоренения бедности, эта перспектива очень обнадеживает.
Почему мы не знаем, как меняется наш мир?
Мотивацией для этой истории глобальных условий жизни послужили результаты опроса, задокументировавшие очень негативный взгляд на глобальное развитие, который есть у большинства из нас. Более 9из 10 человек не считают, что мир становится лучше. Как это согласуется с эмпирическими данными?
Я не думаю, что виноваты только СМИ, но я думаю, что они виноваты в какой-то части этого. Это потому, что СМИ не рассказывают нам, как меняется мир, они сообщают нам, что в мире идет не так.
Одна из причин, по которой средства массовой информации сосредотачиваются на вещах, которые идут не так, заключается в том, что средства массовой информации сосредотачиваются на отдельных событиях, а отдельные события часто бывают плохими — посмотрите на новости: авиакатастрофы, террористические атаки, стихийные бедствия. С другой стороны, позитивные события часто происходят очень медленно и никогда не попадают в заголовки.
Результатом работы средств массовой информации и системы образования, которые не могут предоставить количественную информацию о долгосрочных изменениях, является то, что подавляющее большинство людей совершенно ничего не знают о глобальном развитии и имеют мало надежды на то, что прогресс в решении серьезных проблем вообще возможен.
Даже сокращение масштабов крайней бедности во всем мире — по любым меркам одно из самых важных событий в нашей жизни — известно лишь небольшой части населения Великобритании (10%) или США (5%). В обеих странах большинство людей считает, что доля людей, живущих в условиях крайней нищеты, увеличилась. Две трети жителей США даже считают, что доля крайней бедности «почти удвоилась». Когда мы не знаем основных фактов о глобальном развитии, неудивительно, что у немногих есть надежда на то, что мир может стать лучше.
Единственный способ рассказать историю каждого — использовать статистику, только тогда мы можем надеяться получить обзор жизни 22 миллиардов человек, живших за последние 200 лет. Изменения, о которых свидетельствуют эти статистические данные, меняют наши глобальные условия жизни — медленно, но неуклонно. О них сообщается в этой онлайн-публикации – Наш мир в данных, – которую мы с моей командой создавали в течение последних лет. Мы рассматриваем его как ресурс, чтобы показать эти долгосрочные события и тем самым дополнить информацию в новостях, посвященных событиям.
Сложность рассказа о том, как изменилась жизнь каждого человека за последние 200 лет, заключается в том, что вы не можете выбрать отдельные истории. Истории об отдельных людях гораздо более увлекательны — нашему уму нравятся такие истории, — но они не могут отражать то, как изменился мир. Чтобы получить представление о том, как изменился мир в целом, вам нужно рассказать много-много историй одновременно; и это статистика.
Чтобы мне и вам было легче понять преобразование условий жизни, которого мы достигли, я сделал обобщающую визуализацию, в которой я представляю эту 200-летнюю историю как историю группы из 100 человек, чтобы увидеть, как жизнь они изменились бы, если бы пережили этот трансформационный период современного мира. Он сразу показывает некоторые из самых серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся, и прогресс, достигнутый последними поколениями.
Мир как 100 человек за последние два века
Почему важно, что мы не знаем, как меняется наш мир
Один человек не может изменить мир. Преобразование наших условий жизни стало возможным только благодаря сотрудничеству. Для такой революции необходимы наши коллективные мозги и наши совместные усилия.
Остаются большие проблемы. Ничто из вышеперечисленного не должно давать нам повода для самоуспокоенности. Наоборот, это показывает нам, что еще предстоит проделать большую работу: достижение скорейшего сокращения крайней бедности является важным достижением, но тот факт, что 85% людей в мире живут менее чем на 30 долларов в день, неприемлем. Мы также не должны принимать ограничения нашей свободы, которые остаются и которые вводятся в действие. И также ясно, что воздействие человечества на окружающую среду находится на уровне, который не является устойчивым и ставит под угрозу биосферу и климат, от которых мы зависим. Нам срочно необходимо уменьшить наше воздействие, и в разделе «Наш мир в данных» вы найдете подробную информацию об экологических проблемах, с которыми сталкивается мир.
Далеко не факт, что мы добьемся прогресса в решении этих проблем — нет железного закона, который гарантировал бы, что мир продолжит эту тенденцию к улучшению условий жизни. Но что ясно в долгосрочной перспективе, так это то, что прогресс возможен и что последние 200 лет привели нас к лучшему, чем когда-либо прежде, положению для решения проблем. Решение проблем – больших проблем – это всегда совместная работа. И группа людей, которая сегодня способна работать вместе, намного сильнее, чем когда-либо на этой планете. Здоровее, богаче и образованнее.
Чтобы наша история была источником вдохновения, мы должны знать свою историю. История, которую мы рассказываем себе о нашей истории и нашем времени, имеет значение. Поскольку наши надежды и усилия по построению лучшего будущего неразрывно связаны с нашим восприятием прошлого, важно понимать и сообщать о глобальном развитии до сих пор. Понимание усилий самих себя и наших ближних является жизненно важным условием плодотворности наших усилий. Знание того, что мы прошли долгий путь в улучшении условий жизни, и представление о том, что наша работа стоит того, для всех нас является тем же, чем самоуважение для отдельных людей.