«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Общество решебник: ГДЗ по обществознанию для 10 класса Боголюбов – решебник от РешУтки

Что такое общество. Взаимосвязь общества и природы



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.

Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.

Общество в узком смысле слова — совокупность людей, устойчиво связанных между собой теми или иными видами взаимодействия. Это может быть определенная группа людей, объединенных общими целями, интересами, мировоззрением, происхождением (дворянское общество, общество охотников и рыболовов и т. п.).

2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?

Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?

Человек не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель. Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.

5. Какие отношения можно считать общественными?

К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

Культура — это достижение человеческой мысли во всех сферах деятельности.

Она подразделяется на материальную и духовную.

Духовная культура — это достижения в живописи, литературе, поэзии. музыки и т. д.

Материальная культура — это достижения во всех сферах материального производства начиная от земледелия и кузнечного дела, заканчивая высокими технологиями. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

8. Какие науки изучают общество?

К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.

ЗАДАНИЯ

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом — общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем — человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

На сегодняшний день понятие общества таково: общество — это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Но в современном обществе, где пропагандируется индивидуализм эти связи и отношения носят формальный характер, а ранее, действительно, каждый человек был связан с другим более сильными связями. В этом и заключается отличие.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т. к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» — 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».

Решебник превратит двоечника в отличника?

Комсомольская правда

ОбществоОбразованиеОбщество: ПЕДСОВЕТ

Светлана ДАНИЛОВА

18 ноября 2005 1:00

Папы, мамы и учителя спорят, нужны ли школьникам книжки с готовыми домашними заданиями

В Доме книги на Новом Арбате решебники занимают один из самых длинных стендов. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Начало второй четверти. Вечер. В Доме книги на Новом Арбате у громадного стеллажа, где выложены книжки-шпаргалки, не протолкнуться: родители с детьми охапками сгребают «Все решения и ответы», «Готовые домашние задания», «Сочинения и изложения школьной программы».

Это только учителя уверены, что такая литература — находка для оболтусов. А вот старшеклассник, до двух ночи колдующий над бесконечными задачами по алгебре, думает по-другому. Классно! Придумал же кто-то такую полезную штуку! Изобретение покруче мобильника!

Еще пару лет назад решебники сиротливо прятались на дальних полках отделов учебной литературы. Сейчас под них отдают все больше места, а издательства соревнуются — кто быстрее выпустит ответы на новый задачник. Бизнес — дело простое: есть спрос — будет и предложение. Но давайте разберемся — от решебников только вред?

— Мы сначала запрещали сыну слизывать «домашки» с книжек-подсказок, — вздыхает Алексей, папа девятиклассника, перебирая узаконенные шпаргалки. — А в этом году пришла новая химичка — стала грузить, как будто собралась из всего класса менделеевых сделать. Тогда мы решили пожалеть ребенка: он все равно готовится на филологический поступать. Сочинения сам пишет — и хорошо!

— Решебники лучше, чем Лермонтов с Пушкиным продаются! В конце августа за полчаса весь ассортимент стенда с подсказками улетал — не успевали подвозить, — рассуждает сотрудник Дома книги Елена Мошкина.

— А по каким предметам шпаргалки пользуются самым большим спросом?

— Математика, физика, химия. В общем, по всем точным наукам. Хотя готовые сочинения и изложения тоже разбирают.

— Что, получается, никто сам не учится, все только списывают?

— Ну… иногда и взрослые приходят, интересуются. Покупают, чтобы проверять детей: сами-то уже плохо помнят школьную программу. Да и времени нет!

ПРОТИВ

Завуч, учитель математики московской гимназии № 1518 Ольга АЛЕКСЕЕВА: В этих книгах много ошибок и опечаток!

— Я считаю, что решебник — вещь ненужная. Естественно, есть и свои плюсы (например, если ребенок отстает от программы из-за болезни), но больше все-таки недостатков.

Не раз сталкивалась с тем, что издательства гонятся за прибылью, стараются выпустить пособия как можно быстрее, поэтому плохо проверяют и редактируют такую литературу. В итоге ошибки там находятся чуть ли не на каждой странице.

Конечно, многие родители не согласятся со мной и скажут, что решебник — это единственный выход, если ребенок ничего не понимает и не может решить домашнюю работу. Но ведь для этого есть тетрадь с упражнениями, которые решали в классе! Пусть заглянет в записи, сделанные во время урока, — и сразу станет все понятно. По всем правилам и методикам они должны быть аналогичными.

А ребятам из младших классов вообще надо давать решебники в руки только в присутствии взрослых. А иначе «волшебная» книжка превратится в наркотик: быстро, легко и к тому же всегда «прокатит».

ЗА

Анна ГАМАЛОВА, мама школьницы: Лучше готовые ответы, чем десять страниц иксов и игреков

— Решебники — изобретение не только для лентяев. Мы, например, держим дома комплект по всем предметам. Только мы договорились с дочерью, что она не будет с них нагло списывать. При таком условии решебники могут сослужить очень добрую службу. И вот какую.

Во-первых, ребенок сам себя проконтролирует: сделав уроки, сверяет ход действия и ответы с решебником или, если запутается, смотрит, в каком месте допустил ошибку. Умение искать ошибки самостоятельно вообще очень полезно.

Во-вторых, когда ребенок приходит к родителю с просьбой помочь решить задачку, папы и мамы не всегда отвечают правильно, даже если они были лучшими математиками в классе. Вот и получается: сначала дочь целый час бьется над примером, потом я часа два вожусь, а потом на помощь приходит папа. И еще два часа и десять страниц иксов и игреков. А ответ все равно не сходится. Вот тут бы и посмотреть, в каком месте мы сворачиваем не туда! Это и для самообразования полезно.

В-третьих, решебник позволяет изредка совершать чудовищно непедагогические, а на самом деле важные и милосердные поступки. Правда, только в порядке исключения. Когда ребенок очень устал после кружка, зубного врача или уборки в классе и с отчаянием смотрит на предстоящую ему кучу дел, которую не сделать и до двух часов ночи, раз в году можно объявить ему амнистию и позволить списать. И помочь раскрасить контурную карту. И прочитать ему вслух параграф по истории. И вообще морально поддержать.

Но если ребенок воспринимает амнистию как должное, ноет и шныряет в решебник по поводу и без повода, придется безжалостно изъять крамольную книжку.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Cписал диплом? На защите жди облом

Новая украинская компьютерная программа вычисляет плагиат

Пока преподаватели вузов борются со студентами, которые списывают курсовые и дипломы из Интернета, по старинке — сверяют работы сами. А декан факультета компьютерных систем украинского авиационного университета Александр Литвиненко разработал специальную компьютерную программу. Она сама студенческую работу «прочитает», выйдет в Интернет и сравнит с курсовиками и дипломами, которые есть там.

— Мы можем даже определить, кто автор первоисточника и когда эта работа была опубликована, — говорит Александр Евгеньевич.

После «рассекречивания» компьютер выдает процент совпадения. Меньше 20 процентов? Значит, все в порядке: работа написана самостоятельно, а не содрана. Если эксперимент пройдет успешно, то программу внедрят и в других вузах Украины. А там того и гляди и российские профессора ее на вооружение возьмут.

Евгения СУПРЫЧЕВА («КП» — Киев»)

А как вы считаете, нужны ли решебники современным школьникам? Звоните нам в «КП» сегодня, 18 ноября, с 12 до 14 часов по тел. 257-51-41.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Trojden | Русское общество в XI в. — Решебник — шпаргалка. Готовые домашние задания по истории России

1. В VII—IX вв. в процессе разложения родоплеменных отношений власть сконцентрировалась в руках старейшин и военных вождей, которые впоследствии стали князьями и боярами. Менее знатные, рядовые воины входили в младшую дружину. При этом все они являлись слугами великого князя, исполняли его поручения. С конца X—XI в. младшая и старшая дружины превращаются в рычаг государственной власти. В услужении князя были личные слуги, личная дружина. Опорой князя в городах были бояре-посадники, в армии — воеводы, тысяцкие, которые, как правило, являлись представителями видных боярских родов. Великий князь руководил всей системой управления страной, судопроизводством, войском, организовывал оборону страны и завоевательные походы. Наряду с этим сохранилось и немало остатков старых отношений. В городах важнейшие вопросы решало, как и прежде, вече, сохраняющее свои народные черты. Судебные разбирательства на селе происходили лишь в присутствии представителей крестьянских общин. В самой великокняжеской власти, в процедуре ее передачи не было четкого порядка. Бывало, что княжескую власть захватывали, удерживая ее надолго силой. Изменения, произошедшие в государственном управлении, свидетельствуют об укреплении центральной власти, о зарождении нового типа феодальных отношений.

2. Появление княжеских доменов (комплекса земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии) знаменует собой зарождение на Руси феодальных отношений. К этому же времени относится появление собственных земельных владений, личных больших хозяйств княжеских бояр и дружинников. Местные князья и бояре получили право сбора дани с тех или иных земель. Эти земли с правом сбора дани давались князьям и боярам как бы в «кормление», служили средством их содержания.

Со временем в «кормление» перешли и города. Появляются первые вотчинные земли бояр, воевод, посадников, старших дружинников и церковные земельные угодья, владельцы которых со временем получили право не только владения землей как физические лица, но и юридические и административные права с последующим перенесением этих прав на подвластное им население как города, так и деревни. Таким образом выстраивалась пирамида власти и феодальной иерархии.

3. Первую группу населения Руси XI в. составляли те, кто обязывался выполнять сельские работы на своего господина на определенных условиях: рядовичи, которые заключали с хозяином договор, и закупы, берущие у хозяина что-либо» в долг. Они не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора или возвратят долг. Вторая группа населения — слой людей, которые выполняли сельские работы, отрабатывая за что-либо: пленники, отрабатывающие свой выкуп, «наймиты», нанимавшиеся на работу за плату, «прощенники» — прощенные за содеянные ими преступления или долги. К третьей группе населения можно отнести слой людей, которых заставляли работать на своего господина. К ним относились холопы.

4. Вотчина — родовое наследственное земельное владение. В феодальную вотчину входили деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга, огороды крестьян и хозяйственные земли, принадлежавшие владельцу всей этой округи, в том числе: поля, луга, рыбные ловли, бортные леса, сады, огороды, охотничьи угодья. Все это н составляло хозяйственный комплекс вотчины. В него также входили поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады, двор, гумно, ток. В центре располагался господский двор, хоромы боярина, окруженные каменной или деревянной оградой. Здесь же находились жилища управителя и обслуживающего персонала (ключника, кладовщика, конюхов, сельских и военных старост и других работных людей вотчины). Неподалеку находились кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба.

5. План к теме «Войско Древней Руси»:

1. Организация русского войска.

2. Система вооружения войска.

3. Порядок боевого действия русского войска в сражении.

6. Города сочетали в себе целый комплекс наиболее важных черт, решая задачи развития государства. Они были политическими и административными центрами. Одновременно города росли и расширялись как торговые и ремесленные центры, обеспечивая связь между различными частями страны. В них сосредотачивалась религиозная и культурная жизнь.

7. Купцы Руси торговали с Кавказом, Передней Азией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, Константинополем, Краковом, Регенсбургом, Будапештом, Скандинавией, Прибалтикой, с ближними и отдаленными частями Европы. В них везли воск, пушнину, льняное полотно, поделки из серебра, кольчуги, пряслица, замки, бронзовые зеркальца, изделия из кости. Нередко купцы продавали челядь.

Купеческие караваны развозили по всем городам Руси соль из Волыни, ремесленные изделия из Новгорода, Киева и других городов, везли в Новгород зерно, с севера на юг — рыбу.

8. Общественные потрясения на Руси в XI в. были вызваны рядом причин. Дальнейшее развитие и углубление феодальных отношений привело к социальному и имущественному расслоению общества. На фоне этого возникали противоречия между отдельными людьми, между социальными группами и сословиями. Усиление христианства как господствующей религии феодального общества, стоящего на стороне княжеской власти, способствовало возникновению противоречий между приверженцами языческой веры и носителями идей христианства.

9. Русская Правда Ярослава Мудрого касалась прежде всего вопросов общественного порядка, защиты людей от насилия, бесчинств. В ней лишь частично просматривались черты социального неравенства, сохранялись элементы родоплеменных отношений (кровная месть), подвергшиеся законодательному ограничению, что говорило об их распаде и усилении власти князя. Русская Правда Ярославичей была принята в связи с углублением процесса феодализации общества, социальным и имущественным неравенством и на фоне этого крупными социальными потрясениями общества во второй половине XI в. Она отразила развитие новых социально-экономических отношений, возросший уровень русской государственности, защищала права на жизнь и собственность ‘не только имущих людей, но и любого жителя Руси, вводила новый порядок судопроизводства, устанавливала институт свидетелей и свидетельских показаний. В Русской Правде Ярославичей окончательно была закреплена сложившаяся система феодальных отношений Древнерусского государства.

Документ

1. К Русской Правде Ярослава Мудрого относятся положения 1, 8, 9.

К Русской Правде Ярославичей относятся положения 1, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

2. Данное нарушение установленного порядка (вырванный ус или клок бороды) считалось оскорблением государя — блюстителя общей безопасности.

3. Данная статья наказывала за совершение безнравственного поступка (доставание оружия), определенного гражданским правом охраны общественного порядка.

4. Социальное неравенство нашло свое отражение в установлении суммы штрафов. За убийство представителя господствующего класса устанавливался повышенный тариф в 80 гривен, простого свободного человека (людина) — в 40 гривен, несвободного смерда или холопа — в 5 гривен.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница