Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Окружающий мир (1-4) – издательство Дрофа – Вентана-граф
Основным принципом построения курса окружающего мира является интеграция знаний о человеке, обществе и природе, при которой учитываются психологические особенности младшеклассников. В учебниках для 1 и 2 класса происходит первичная дифференциация понятия «окружающий мир» и определение места человека в мире природы и в общественной среде. В дальнейшем расширяются знания о человеке, устройстве его организма, биологической и социальной составляющих, основах здорового образа жизни, даются сведения по истории России. Рабочие тетради развивают самостоятельность школьником, способствуют развитию исследовательских и творческих навыков.
Программа отражает планируемые результаты обучения, представленные в федеральном государственном стандарте начального общего образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)».
Издание содержит пояснительную записку, планируемые результаты обучения, тематическое и поурочно-тематическое планирование, контрольную работу по проверке метапредметных результатов обучения, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники по курсу «Окружающий мир» построены на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учётом психологических особенностей младших школьников. В учебниках представлены такие содержательные линии, как «Человек как биологическое существо», «Я и другие люди», «Человек и мир природы», «Человек и общество», «История родной страны» и др.
В учебниках 1–2 класса особое внимание уделяется раскрытию понятия «окружающий мир» и его дифференциации: выделению двух сфер мира — природы и общества, в каждой из которых есть место для человека. Учебники 3–4 класса формируют знания школьников о месте человека в системе «природа — общество», расширяют представления о биологической и социальной сущности человека, его организме, правилах здорового образа жизни, обогащают знания учащихся по истории России.
Познавательные и обучающие задания курса направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей учащихся.
Учебники по курсу «Окружающий мир» представлены в 2-х частях, таким образом, материалы, необходимые для усвоения учащимися, распределены по полугодиям.
Рабочие тетради для 1–4 классов предназначены для индивидуальной работы учащихся в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в классе и дома. В тетрадях представлены задания разной степени сложности, что позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, способствует развитию их восприятия, мышления, воображения, связной речи и обеспечивает дифференцированный подход в обучении.
Рабочие тетради «Наблюдаем и трудимся» предназначены для организации самостоятельной трудовой деятельности учащихся в рамках предмета «Окружающий мир». Предлагаемые задания посвящены изучению явлений живой и неживой природы. Работа с тетрадями развивает у школьников наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности, творческую активность, инициативность и самостоятельность.
УМК линии включает методические пособия, структура и содержание которых соответствуют структуре и содержанию учебников 1–4 классов.
В методических пособиях раскрыты особенности организации процесса обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе; содержатся тематические планы уроков и методические комментарии по всем разделам курса. В приложениях к пособиям содержатся диагностические материалы для тематической проверки.
Электронный образовательный ресурс «Окружающий мир в произведениях живописи» содержит репродукции картин выдающихся мастеров живописи, может быть использован на уроках в качестве иллюстративного материала, расширяющего представления младших школьников о природных и социальных явлениях, об истории материальной культуры, быта, обычаях россиян. Включает в себя методические рекомендации.
Электронные образовательные ресурсы содержат интерактивные варианты заданий к каждой теме, а также дополнительные материалы: цифровые фотографии, аудио- и видеофайлы, иллюстрирующие текст учебника. Могут быть использованы в классе для организации фронтальной работы с использованием интерактивной доски, а также дома для выполнения заданий вместе с родителями на персональном компьютере.
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс «Бывают ли чудеса?» | Методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему:
Урок с использованием технологии развития критического мышления
Класс: 2
УМК «Начальная школа XXI века»
Предмет: Окружающий мир
Учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс
Тема урока: «Бывают ли чудеса?»
Технологии: сотрудничество, поисково-исследовательская деятельность, развитие критического мышления
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы: групповая, фронтальная, исследование.
Место урока в образовательном процессе: урок по учебному плану
Дидактическая цель урока: Сформировать у учащихся представление об окружающем мире, как о великом чуде; организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Развивающая цель: Создать условия для развития любознательности (средствами исследовательской деятельности), мышления (с использованием технологии развития критического мышления), воображения (через проблемные вопросы, неполные картины), коммуникативных умений (через работу в группах), монологической речи учащихся.
Воспитывающая цель: Воспитывать потребность в бережном отношении к природе.
Создать условия для формирования УУД:
Предметные
— Расширять представления учащихся об окружающем мире
— Формировать у учащихся целостную картину мира
— Формировать навыки ведения исследовательской деятельности
— Работать с лупой, микроскопом, препаратами для исследований
Метапредметные
-Работать с различными источниками информации (собственный жизненный опыт, мнение сверстников, учебник, сеть Интернет), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы.
— Высказывать предположения, в ходе дискуссии находить ответы на проблемные вопросы
— Организовать дифференцированную работу с целью обучения учащихся эффективному продуктивному взаимодействию в больших группах (работа по рядам) и микрогруппах (исследовательская деятельность)
Регулятивные
— Формирование «чувства времени» — умения выполнять задание в строго отведенное время;
— Анализировать ответы сверстников, сравнивать с собственной точкой зрения;
— Анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
— Кооперировать свои действия по решению поставленной задачи;
Личностные
— Выслушивать и уважать мнение сверстников, вести диалог, строить понятные для собеседника монологические высказывания;
— Расширять общий интеллектуальный кругозор учащихся (просмотр фильма, сообщение ранее неизвестных фактов, работа с сетью Интернет, результаты опытов и исследований)
— Видеть необычное в обычных вещах, подмечать красоту и уникальность окружающего мира.
Ресурсы: компьютер с выходом в сеть Интернет (на уроке использовался дополнительный ноутбук), проектор, ЦОР — презентация к уроку, магниты, доска и мел, микроскоп, лупа, планшет, фонарики, раздаточный материал (карты исследователя, бланки, стикеры).
Ожидаемые результаты: достижение поставленных целей.
Сценарий урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, правила работы на уроке – слайд 2 | Учащиеся проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места |
Разминка | Использование ЦОР — Посмотрите на слайд (3). Сделайте предположение, что это может быть? (На слайде фрагмент изображения — крыло бабочки Грета Ото) — А теперь сравните свои высказывания с информацией от Мудрой Совы! Справка о бабочке по щелчку мыши -В нашем мире все взаимосвязано – так эта прекрасная бабочка своим существованием сигнализирует нам о состоянии окружающей среды. | Учащиеся высказывают различные версии: — паутина паука — осколок стекла -часть металлической ограды — дороги, вид сверху и т.п. Учащиеся приходят к выводу, что следует тщательнее наблюдать за живыми существами, чтобы не навредить природе. |
Формулирование темы урока | -Можете ли вы сразу сформулировать тему урока? — Затрудняетесь? — Ребята, совсем недавно мы с вами смотрели мультфильм «Сказка о Царе Салтане», где слышали такие слова: Ой, вы гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно, ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? — О каких же чудесах говорилось в сказке? — Как вы считаете, чудеса встречаются только в сказках? — У каждого из вас есть смайлик. Прикрепите свой смайлик под ответом, который вы считаете правильным. -Произнесите это слово с заданной информацией. -Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: «Бывают ли на свете чудеса?» | Учащиеся выдвигают разные версии: — Да, мы будем изучать бабочек — Не знаю — Нет, мы будем говорить о чем-то другом. ДАНЕТ |
Постановка учебной задачи | Проблемный вопрос: -Что можно считать чудом? — Пообщайтесь друг с другом вполголоса, посоветуйтесь, наберите «корзину идей» и запишите лучшие идеи в бланки. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты. Обращается внимание учащихся на часы. На доске составляется кластер | Организуется работа по рядам: учащиеся совещаются, применяя прием «корзина идей» и составляют список того, что, по их мнению, можно назвать чудом. Как только работа закончена, учащиеся поднимают вверх соединенные руки. Один из учащихся громко зачитывает ответы своего ряда и прикрепляет заполненный бланк на доску. |
Работа над темой урока | — А можно ли считать чудом природу? — Мудрая сова предлагает Вам посмотреть фильм, а потом мы обсудим, изменилось ли ваше мнение. Слайд 4 — просмотр фильма «Чудеса природы» Прием «Мудрая сова» — сравнение своей точки зрения с информацией из научного источника. | Учащиеся дают разные ответы, не все учащиеся отвечают утвердительно. После просмотра фильма многие сомневающиеся учащиеся меняют свое мнение. |
Физкультминутка | Игра «Живая и не живая природа» для закрепления знаний о живой и неживой природе и тренировки учащихся в быстрой классификации. | По указанию учителя учащиеся быстро объединяются в две группы по признаку: относится ли данный объект в живой или неживой природе. «Живая группа»: Рыбы, собака, человек «Неживая группа»: Камень, стекло, горы |
Организация исследовательской работы в паре | — Откройте учебники на с. — Некоторые из этих чудесных изобретений мы применим сегодня на уроке, проведя исследование. На столах вы видите приборы и задания для исследовательской деятельности.
Для рассмотрения микрочастиц ученные изобрели микроскоп, который появился в начале XVII века. (Слайд №6) Историки выдвигают на роль изобретателя ЗахарияЯнсена из Миддельбурга в Голландии. Он родился в семье «очковых» дел мастера и с детства знал о выпуклых и вогнутых линзах от отца. Как-то раз Янсен взял трубу и установил на ее концах выпуклые линзы. В поле зрения попал какой-то близлежащий предмет и предстал в сильно увеличенном виде. Это навело Янсена на мысль создать новый прибор. Он стал работать в этом направлении, и, наконец, около 1590 года появился микроскоп. (Слайд №8)Практическая работа: через микроскоп дети рассматривают листик. Учитель: Ребята, если повнимательнее посмотреть на предметы вокруг нас, можно увидеть что-то интересное и без лупы и микроскопа. Я предлагаю вам сегодня присмотреться и увидеть необычное в привычном для нас окружении. Прочитайте девиз нашего урока: (хором) (Слайд №9)
А сколько чудесных картин, музыкальных произведений, стихов появилось благодаря мерцающему огоньку. -Какие источники света вы знаете? Источники света бывают естественные и искусственные. Дети выполняют задания в приготовленных таблицах с последующей взаимопроверкой. Вывод.
-У каждого на столе фонарик (изменение цвета,тень,увеличение луча…) Вывод. | Учащиеся работают с иллюстрацией учебника и в ходе дискуссии с применением приема «мудрая сова» делают вывод, что все эти изобретения в какой-то мере можно считать чудом, потому что они помогают человеку исследовать мир и открывать новое знание. Чудеса найду повсюду, Лишь внимательным я буду. Чудеса найду везде, И на суше, и в воде. Горящая свеча, спичка, светящаяся лампа, солнце, звезды, молнии, полярное сияние, радуга, светящиеся живые организмы. Дети выполняют задания с фонариками. |
Итог урока | — Изменилось ли ваше мнение о том, что чудеса бывают только в сказках? Что делали? Что увидели? Какой вывод сделали? — Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока: «Бывают ли на свете чудеса?»? — Я согласна с вами, ребята! Мир – это великое чудо, которое нам с вами нужно беречь, чтобы оно продолжало удивлять и восхищать нас всегда. 2)Рефлексия Оцените свою деятельность на уроке стикером: Зеленый цвет – своей деятельностью на уроке доволен, у меня все получилось. Розовый цвет – считаю урок познавательным, но кое-что осталось для меня неясным Синий цвет – я не вполне доволен своей деятельностью на уроке, но в следующий раз у меня получится лучше! | Учащиеся приходят к выводу, что сам мир и есть чудо. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке, выбирают стикер определенного цвета и наклеивают на доску. |
Домашнее задание | Подготовьте препараты для исследований по памятке. -Урок окончен. Спасибо за интересную и плодотворную работу | Учащиеся получают памятки с инструкцией к заданию. |
Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами искусства
Открытый доступ
| Проблема | Веб-конференция E3S. Том 311, 2021 Международная конференция «Экологические парадигмы устойчивого развития: политическое, экономическое и технологическое измерение проблем биосферы» (EPSD 2021) | |
|---|---|---|
| Номер статьи | 02007 | |
| Количество страниц) | 8 | |
| Секция | «Зеленые университеты» и формирование экологической культуры | |
| ДОИ | https://doi.org/10.1051/e3sconf/202131102007 | |
| Опубликовано онлайн | 19 октября 2021 г. | |
- Б. Т. Лихачев, Педагогика, 2, 19–23 1993. [Google Scholar]
- Н.
А. Чикильдина, Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комплекса, 190 (2004)
[Google Scholar] - Федеральные государственные стандарты дошкольного образования, 3 (2014) [Google Scholar]
- А. В. Запорожец, Эмоциональное развитие дошкольника, 8–29 1985 г. [Google Scholar]
- Н.
А. Рыжова, Наш дом — природа: программа экологического воспитания дошкольников, 20 (19).98)
[Google Scholar] - Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Реализация требований стандарта при изучении предмета «Окружающий мир»: от предметных действий к универсальным (Педагогический университет «Первое сентября», 2014) [Google Scholar]
- И. Д. Зверев, Экология в школе, 96 (Знание, 1980). [Google Scholar]
- Мельников Т.
Н., Москвина А.С., Комарова И.И., Третьяков А.Л. Экологическое воспитание дошкольников, 80 (МГОУ, 2018)
[Google Scholar] - Н. Н. Кондратьева, Экологическая образовательная программа для детей «Мы»: Азбука экологии, 140 (1997) [Google Scholar]
- П. Г. Саморукова, Как знакомить дошкольников с природой, 207 («Воспитание», 1983) [Google Scholar]
- С.
Н. Николаева, Методика экологического воспитания дошкольников, 184 (Академия, 2001)
[Google Scholar] - Н. А. Рыжова, Ирландский журнал исследований раннего детства OMEP, 10, 51–69 (2016). [Google Scholar]
- А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, Экологическое воспитание: до школы, в школе, вне школы, 3, 3–8 2007 [Google Scholar]
- Ермаков Д.
С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. 112. М.: Школьная пресса, 2006.
[Google Scholar] - Куприна Н. Г., Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей, 361 (2008). [Google Scholar]
- В. Г. Кезин, Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства, 252 (1998) [Google Scholar]
- Л.
С. Выготский, Психология искусства, 313-314 (Азбука, 2016)
[Google Scholar] - Л. С. Выготский, Воображение и творчество в детстве, 15 (Союз, 1997) [Google Scholar]
- Б. М. Теплов, Психология музыкальных способностей, 6 (Наука, 2003). [Google Scholar]
- Б.
М. Теплов, Психология музыкальных способностей, 216-217 (Наука, 2003).
[Google Scholar] - Л. С. Выготский, Психология искусства, 61 (Азбука, 2016) [Google Scholar]
- О. П. Радынова, Программа «Музыкальные шедевры» (серия книг): «Настроения, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка о зверях и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в Музыка», «Музыкальные инструменты», М., ТЦ «Сфера» (2019) [Google Scholar]
- О.
П. Радынова, «Ребенок в мире прекрасного», Программа художественно-эстетического развития дошкольников (2021)
[Google Scholar] - О.П. Радынова, Н.В. Барышева, Ю.В. В. Панова, Слушаем и рисуем музыку (Русское слово, 2020) [Google Scholar]
- Л. С. Выготский, Воображение и творчество в детстве, 13 (СПб.: Союз, 1997) [Google Scholar]
- Л.
С. Выготский, Психология искусства, 313 (Азбука, 2016)
[Google Scholar] - М. С. Каган, Избранные произведения в семи томах, 3, 672 (2010). [Google Scholar]
Текущие показатели использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.
Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.
Развивающиеся приливы усугубляют неприятные наводнения вдоль береговой линии США
1. Мофтахари Х. Р., АгаКучак А., Сандерс Б. Ф., Аллер М., Мэтью Р. А., Что такое неприятное наводнение? Определение и мониторинг возникающей проблемы. Водный ресурс. Рез. 54, 4218–4227 (2018). [Google Scholar]
2. В. В. Свит, Г. Дусек, Дж. Обейсекера, Дж. Дж. Марра, «Модели и прогнозы наводнений приливов вдоль побережья США с использованием общего порога воздействия» (Технический отчет, NOAA NOS CO-OPS 086 , 2018).
3. Витоусек С., Барнард П.Л., Флетчер С.Х., Фрейзер Н., Эриксон Л., Сторлацци С.Д., Удвоение частоты прибрежных затоплений в течение десятилетий из-за повышения уровня моря. науч. Респ. 7, 1399 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Wahl T., Haigh I.D., Nicholls R.J., Arns A., Dangendorf S., Hinkel J., Slangen A.B.A.,
Понимание экстремальных уровней моря для широкомасштабного анализа воздействия на побережье и адаптации. Нац. коммун.
8,
16075 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Аэртс Дж. К. Дж. Х., Ботцен В. Дж. В., Эмануэль К., Лин Н., де Моэль Х., Мишель-Керьян Э. О., Оценка стратегий устойчивости к наводнениям для прибрежных мегаполисов. Наука 344, 473–475 (2014). [PubMed] [Google Scholar]
6. Вудрафф Дж. Д., Айриш Дж. Л., Камарго С. Дж., Затопление прибрежных районов тропическими циклонами и повышение уровня моря. Природа 504, 44–52 (2013). [PubMed] [Google Scholar]
7. Jongman B., Ward P.J., Aerts JCJH, Глобальное воздействие речных и прибрежных наводнений: долгосрочные тенденции и изменения. Глоб. Окружающая среда. Изменять 22, 823–835 (2012). [Академия Google]
8. Нойманн Б., Вафейдис А. Т., Циммерманн Дж., Николлс Р. Дж., Будущий рост прибрежного населения и воздействие повышения уровня моря и затопления прибрежных районов — глобальная оценка. ПЛОС ОДИН 10, e0118571 (2015). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Мур Ф. К., Обрадович Н.
,
Использование примечательности для определения порогов затопления прибрежных районов. Нац. коммун.
11,
530 (2020). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Рэй Р. Д., Фостер Г., Будущие неприятные наводнения в Бостоне, вызванные только астрономическими приливами. Земля Будущее 4, 578–587 (2016). [Академия Google]
11. Эзер Т., Аткинсон Л. П., Ускоренное наводнение вдоль восточного побережья США: о влиянии повышения уровня моря, приливов, штормов, Гольфстрима и колебаний в Северной Атлантике. Земля Будущее 2, 362–382 (2014). [Google Scholar]
12. Sweet W. V., Park J., От крайности к среднему: ускорение и переломные моменты прибрежного затопления из-за повышения уровня моря. Земля Будущее 2, 579–600 (2014). [Google Scholar]
13. Валь Т., Плант Н. Г., Изменения риска эрозии и затопления из-за долгосрочных и циклических океанографических трендов. Геофиз. Рез. лат. 42, 2943–2950 (2015). [Google Scholar]
14. Руджеро П.,
Увеличивает ли усиливающийся волновой климат на северо-западе Тихого океана США риск наводнений и эрозии быстрее, чем повышение уровня моря?
Дж.
Уотерв. Портовое побережье. океан инж.
139,
88–97 (2013). [Google Scholar]
15. Мофтахари Х. Р., АгаКоучак А., Сандерс Б. Ф., Фельдман Д. Л., Суит В., Мэтью Р. А., Люк А., Увеличение неприятных наводнений вдоль побережья Соединенных Штатов из-за повышения уровня моря: прошлое и будущее. Геофиз. Рез. лат. 42, 9846–9852 (2015). [Google Scholar]
16. Мофтахари Х. Р., АгаКоучак А., Сандерс Б. Ф., Мэтью Р. А., Совокупная опасность: Случай неприятных наводнений. Земля Будущее 5, 214–223 (2017). [Google Scholar]
17. Тахерхани М., Витоусек С., Барнард П. Л., Фрейзер Н., Андерсон Т. Р., Флетчер С. Х., Повышение уровня моря экспоненциально увеличивает частоту прибрежных наводнений. науч. Респ. 10, 6466 (2020). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. В. Свит, Г. Дусек, Г. Карбин, Дж. Марра, Д. Марси, С. Саймон, «2019состояние наводнений во время приливов в США с прогнозом на 2020 год» (Технический отчет, NOAA NOS CO-OPS 092, 2020).
19. Чен С.
, Чжан С., Черч Дж. А., Уотсон С. С., Кинг М. А., Монселесан Д., Легреси Б., Хариг С.,
Возрастающие темпы глобального повышения среднего уровня моря в 1993–2014 гг. Нац. Клим. Чанг.
7,
492–495 (2017). [Google Scholar]
20. Нерем Р. С., Бекли Б. Д., Фасулло Дж. Т., Хэмлингтон Б. Д., Мастерс Д., Митчем Г. Т., Обнаружен ускоренный подъем уровня моря, вызванный изменением климата, в эпоху альтиметров. проц. Натл. акад. науч. США. 115, 2022–2025 (2018). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Хино М., Белэнджер С. Т., Филд С. Б., Дэвис А. Р., Мах К. Дж., Наводнение во время прилива нарушает местную экономическую деятельность. науч. Доп. 5, eaau2736 (2019). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Hamlington B.D., Gardner A.S., Ivins E., Lenaerts J.T.M., Reager J.T., Trossman D.S., Zaron E.D., Adhikari S., Arendt A., Aschwanden A., Бекли Б.Д., Бекарт Д.П.С., Блюитт Г., Карон Л., Чемберс Д.П., Чанданпуркар Х.А., Кристиансон К., Чато Б., Каллатер Р.
И., ДеКонто Р.М., Фасулло Дж.Т., Фредериксе Т., Фреймюллер Дж.Т., Гилфорд Д.М., Джиротто М. , Hammond W. C., Hock R., Holschuh N., Kopp R. E., Landerer F., Larour E., Menemenlis D., Merrifield M., Mitrovica J. X., Nerem R. S., Nias I. J., Nieves V., Nowicki S., Pangaluru K. ., Piecuch C.G., Ray R.D., Rounce D.R., Schlegel N.J., Seroussi H., Shirzaei M., Sweet W.V., Velicogna I., Vinogradova N., Wahl T., Wiese D.N., Willis M.J.,
Понимание современного регионального изменения уровня моря и последствий для будущего. Преподобный Геофиз.
58,
е2019RG000672 (2020). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Ширзаи М., Бургманн Р., Глобальное изменение климата и локальное оседание земель усугубляют риск затопления района залива Сан-Франциско. науч. Доп. 4, eaap9234 (2018). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Bekaert D. P. S., Hamlington B. D., Buzzanga B., Jones C. E.,
Космический радиолокатор с синтезированной апертурой оседания грунта в Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния (США).
науч. Респ.
7,
14752 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Даль К. А., Фитцпатрик М. Ф., Шпангер-Зигфрид Э., Повышение уровня моря приводит к увеличению частоты приливных наводнений на мареографах вдоль восточного побережья США и побережья Мексиканского залива: прогнозы на 2030 и 2045 годы. PLOS ONE 12, e0170949 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Джей Д. А., Эволюция приливных амплитуд в восточной части Тихого океана. Геофиз. Рез. лат. 36, L04603 (2009 г.). [Google Scholar]
27. Вудворт П. Л., Обзор последних изменений основных компонентов океанского прилива. продолжение Полка Рез. 30, 1680–169 гг.1 (2010). [Google Scholar]
28. Mawdsley R.J., Haigh I.D., Wells N.C., Глобальные вековые изменения различных приливно-отливных паводков, маловодий и уровней ареалов. Земля Будущее 3, 66–81 (2015). [Google Scholar]
29. Рэй Р. Д.,
Вековые изменения солнечного полусуточного прилива в западной части Северной Атлантики.
Геофиз. Рез. лат.
36,
L19601 (2009 г.). [Google Scholar]
30. Рашид А. С., Чуа В. П., Вековые тренды приливных параметров вдоль побережья Японии. Атмос. Океан 52, 155–168 (2014). [Академия Google]
31. Девлин А. Т., Джей Д. А., Талке С. А., Зарон Э. Д., Пан Дж., Лин Х., Связь изменений уровня моря и диапазона приливов и отливов с последствиями для будущих уровней воды. науч. Респ. 7, 17021 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Зарон Э. Д., Джей Д. А., Анализ вековых изменений приливов на участках открытого океана в Тихом океане. Дж. Физ. океаногр. 44, 1704–1726 (2014). [Google Scholar]
33. Haigh I. D., Pickering M. D., Green J. A. M., Arbic B. K., Arns A., Dangendorf S., Hill D. F., Horsburgh K., Howard T., Idier D., Jay D. A., Jänicke L., Ли С. Б., Мюллер М., Шинделеггер М., Талке С. А., Уилмес С.-Б., Вудворт П. Л.,
Приливы, которые они меняют: всесторонний обзор прошлых и будущих неастрономических изменений приливов, их движущих механизмов и будущих последствий.
Преподобный Геофиз.
58,
e2018RG000636 (2020). [Академия Google]
34. Талке С. А., Джей Д. А., Изменение приливов и отливов: Роль природных и антропогенных факторов. Анну. Преподобный Мар. 12, 121–151 (2020). [PubMed] [Google Scholar]
35. Рэй Р. Д., Talke S. A., Приливы девятнадцатого века в заливе Мэн и последствия для светских тенденций. Дж. Геофиз. Рез. океаны 124, 7046–7067 (2019). [Google Scholar]
36. Фамилхалили Р., Талке С. А., Влияние углубления канала на приливы и штормовые нагоны: тематическое исследование Уилмингтона, Северная Каролина. Геофиз. Рез. лат. 43, 9138–9147 (2016). [Google Scholar]
37. Helaire L. T., Talke S. A., Jay D. A., Mahedy D., Исторические изменения в наводнениях нижнего течения реки Колумбия и устья: численное исследование. Дж. Геофиз. Рез. океаны 124, 7926–7946 (2019). [Google Scholar]
38. Ralston D.K., Talke S., Geyer W.R., Al-Zubaidi H.A.M., Sommerfield C.K.,
Больше приливов, меньше наводнений: влияние дноуглубительных работ на баротропную динамику в сильно измененном эстуарии.
Дж. Геофиз. Рез. океаны
124,
196–211 (2019). [Академия Google]
39. Талке С. А., Ортон П., Джей Д. А., Усиление штормовых приливов в гавани Нью-Йорка, 1844–2013 гг. Геофиз. Рез. лат. 41, 3149–3155 (2014). [Google Scholar]
40. Chant R.J., Sommerfield C.K., Talke S.A., Влияние углубления русла на приливную и гравитационную циркуляцию в высокотехнологичном эстуарном бассейне. Эстуарии Побережья 41, 1587–1600 (2018). [Google Scholar]
41. С. А. Талке, Д. А. Джей, «Архивные измерения уровня воды: восстановление исторических данных для помощи в проектировании на будущее» (Технический отчет, Инженерный корпус армии США: Серия технических работ по строительным работам, отчет CWTS-02 , 2017).
42. Д. Л. Кодига, «Унифицированный приливный анализ и прогнозирование с использованием функций UTide Matlab» (Технический отчет, URI/GSO 2011-2001, 2011).
43. Флик Р. Э., Мюррей Дж. Ф., Юинг Л. С.,
Тенденции в статистике приливов и отливов в США. Дж. Уотерв. Портовое побережье.
океан инж.
129,
155–164 (2003). [Google Scholar]
44. Суит В., Копп Р., Уивер К., Обейсекера Дж., Хортон Р., Тилер Э., Зервас К. Сценарии глобального и регионального повышения уровня моря для США. Технический отчет, NOAA NOS CO-OPS 083, 2017 г.).
45. Томпсон П.Р., Видлански М.Дж., Меррифилд М.А., Беккер Дж.М., Марра Дж.Дж., Статистическая модель частоты прибрежных наводнений в Гонолулу, Гавайи, в 21 веке. Дж. Геофиз. Рез. океаны 124, 2787–2802 (2019). [Google Scholar]
46. Пареха-Роман Л. Ф., Чант Р. Дж., Соммерфилд С. К., Влияние исторического углубления русла на приливную гидравлику в устье Делавэра. Дж. Геофиз. Рез. океаны 125, e2020JC016256 (2021 г.). [Google Scholar]
47. Кемп А. С., Хилл Т. Д., Вейн С. Х., Кэхилл Н., Ортон П. М., Талке С. А., Парнелл А. С., Санборн К., Хартиг Э. К., Тенденции относительного уровня моря в Нью-Йорке за последние 1500 лет. голоцен 27, 1169–1186 (2017). [Google Scholar]
48. Родригес-Падилья И., Ортис М.,
О вековых изменениях приливных составляющих залива Сан-Франциско.
Дж. Геофиз. Рез. океаны
122,
7395–7406 (2017). [Google Scholar]
49. Хойтинк А. Дж. Ф., Джей Д. А., Приливно-отливная динамика рек: последствия для дельт. Преподобный Геофиз. 54, 240–272 (2016). [Google Scholar]
50. Talke S.A., Mahedy A., Jay D.A., Lau P., Hilley C., Hudson A., Тенденции уровня моря, приливов и отливов и речного стока в нижнем эстуарии реки Колумбия с 1853 г. по настоящее время. Дж. Геофиз. Рез. океаны 125, е2019JC015656 (2020). [Google Scholar]
51. Сивицки Дж. П. М., Вёрёсмарти С. Дж., Кеттнер А. Дж., Грин П., Влияние человека на поток наземных отложений в прибрежные воды глобального океана. Наука 308, 376–380 (2005). [PubMed] [Google Scholar]
52. Темплтон В. Дж., Джей Д. А., Подача и удаление песка в низовьях реки Колумбия: оценки двух компонентов баланса песка. Дж. Уотерв. Портовое побережье. океан инж. 139, 383–392 (2013). [Google Scholar]
53. Aretxabaleta A.L., Ganju N.K., Butman B., Signell R.P.,
Наблюдения и линейная модель уровня воды во взаимосвязанной водозаборной системе.

Какой вывод можно сделать?
Чудо?
13 и рассмотрите иллюстрацию. Можно ли считать чудом изображенные здесь изобретения человечества? Свой ответ объясните. (Ракета, телевизор, компьютер, батискаф, радиоприемник, очки, лупа, микроскоп, телескоп)
(Слайд №7) Галилео Галилей, итальянский ученый, один из великих философов ,уже на следующий день понял общую идею конструкции и сделал микроскоп в своей лаборатории, а в 1612 году он уже наладил изготовление микроскопов.


А. Чикильдина, Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комплекса, 190 (2004)
[Google Scholar]
А. Рыжова, Наш дом — природа: программа экологического воспитания дошкольников, 20 (19).98)
[Google Scholar]
Н., Москвина А.С., Комарова И.И., Третьяков А.Л. Экологическое воспитание дошкольников, 80 (МГОУ, 2018)
[Google Scholar]
Н. Николаева, Методика экологического воспитания дошкольников, 184 (Академия, 2001)
[Google Scholar]
С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. 112. М.: Школьная пресса, 2006.
[Google Scholar]
С. Выготский, Психология искусства, 313-314 (Азбука, 2016)
[Google Scholar]
М. Теплов, Психология музыкальных способностей, 216-217 (Наука, 2003).
[Google Scholar]
П. Радынова, «Ребенок в мире прекрасного», Программа художественно-эстетического развития дошкольников (2021)
[Google Scholar]
С. Выготский, Психология искусства, 313 (Азбука, 2016)
[Google Scholar]