«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Математика 6 сферы: ГДЗ Математика 6 класс Бунимович, Кузнецова, Минаева на Решалка

4 сферы общественной жизни — определение и примеры

​ ​

Покажем, как применять обществознание во всех сферах жизни

Начать учиться

310.6K

Каждый из нас реализуется в разных сферах жизни: учеба, работа, семья. Это значит, что общественная жизнь состоит из определенных сфер деятельности. Расскажем про основные четыре.

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для элементов сложноорганизованных систем есть специальное понятие — «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

  • экономические системы;

  • формы собственности;

  • рынки;

  • деньги;

  • бюджет;

  • банки;

  • налоги;

  • безработица;

  • предпринимательская деятельность.

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица элементы сфер общественной жизни + примеры

Название сферы

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Основные элементы

Учреждения (организации)

Экономическая

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Экономические системы;

производство;

обмен;

распределение;

формы собственности;

рынки;

деньги;

бюджет;

банки;

налоги;

безработица;

предпринимательская деятельность.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Политическая

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

Политика;

власть;

государство;

разделение властей;

формы государственной власти;

политические партии;

выборы;

гражданское общество.

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Социальная

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

Структура общества;

социальные группы;

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Духовная

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Культура;

искусство;

образование;

наука;

религия;

вера;

мировоззрение;

мораль;

нравственность;

этика;

эстетика.

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

  • материальные потребности;

  • потребности в общении с другими людьми;

  • потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

  • потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Виды социальных конфликтов

К следующей статье

204.9K

Социальный статус

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

Премиум

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Определим уровень и подберём курс

  3. Расскажем, как 
    проходят занятия

Урок по теме «Сфера и шар». 6-й класс

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, применения знаний и умений.

Класс: 6.

Предметная область: математика.

Цели урока:

  • формирование представлений о геометрических фигурах в пространстве;
  • формирование умений применять свойства плоскостных фигур при решении простых геометрических и практических задач к пространственным фигурам;
  • формирование образовательных компетенций (информационной, креативной, коммуникативной, рефлексивной) учащихся шестого класса в предметной области фундаментальной науки по теме «Отношения и пропорции».

Задачи урока: направлены на достижение личностных результатов обучения; метапредметных результатов обучения; предметных результатов обучения: изучить элементы сферы и шара, применять знания в жизни; продолжить развивать положительное отношение к здоровому образу жизни; интерес к математике.

План

  1. Организационный момент
  2. АОЗ
  3. Выход на тему, постановка учебных задач с детьми
  4. Беседа по новой теме
  5. Игра
  6. Работа в парах
  7. Физминутка
  8. Закрепление
  9. Это интересно
  10. Работа в группах
  11. Самостоятельная работа
  12. Рефлексия деятельности (итог урока)
  13. Домашнее задание
  14. Интересные сведения

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Всем хорошего настроения и удачного дня! Я рада вас видеть.

Хочу начать урок с эпиграфа, это слова Николая Егоровича Жуковского, русского механика и физика.

«В математике есть своя красота,
Как в живописи и поэзии.»
Н.Е.Жуковский

2. АОЗ

Слайд 2

  1. Какие геометрические фигуры изображены?
  2. Что такое окружность?
  3. Что такое круг?

Давайте вспомним элементы окружности и круга

  1. Чем является точка О? (центром)
  2. Чем является ОА? (радиусом)
  3. Что такое радиус?
  4. Чем является АВ? (диаметр)
  5. Что такое диаметр?
  6. Каким равенством связаны диаметр и радиус? Что вы о них знаете?
  7. Что такое С? (длина окружности)
  8. По каким формулам вычисляется длина окружности?
  9. Как вычислить площадь круга?
  10. Чем отличаются окружности и круг? (окружность это оболочка внутри пусто, а круг это то что внутри)

3. Выход на тему, постановка учебных задач с детьми

Мы вспомнили что такое окружность и круг и все что связано с этими фигурами. Окружность и круг это фигуры на плоскости, а какие фигуры в пространстве соответствуют окружности и кругу? Поставьте им соответствие (шар и сфера). Верно, это и будет темой нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока.

Слайд 3

Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать про шар и окружность? (что такое шар, что такое сфера, что общего, чем отличаются, элементы шара и сферы).

4. Беседа по новой теме

(У меня в руках модели шара и сферы)

Ребята, у меня в руках две модели: шар и сфера.

Как в думаете, какая из них является шаром, а какая сферой. Почему вы так решили? Приведите примеры из повседневной жизни шара и сферы. Так что же такое шар, а что такое сфера? Что общего? Чем отличаются? Давайте сделаем вывод. (Шар геометрическое тело, которое внутри заполнено, а сфера внутри пустая. Сфера оболочка шара).

Давайте теперь научимся рисовать шар и сферу в тетради. Берем циркуль или какой-нибудь круглый предмет и проводим в тетради окружность (сказать про технику безопасности пользования циркулем). Далее рисуем два овала. Почему задние части овалов я нарисовала пунктиром? (это невидимая часть на чертежах обозначается пунктиром). Чем будет являться точка О? (цент шара), чем будет являться отрезок ОА? (радиус). Отрезок АВ? (диаметр шара). Дайте определение радиуса и диаметра. Сфера на чертежах рисуется аналогично.

Мы с вами выяснили, что такое шар и что такое сфера, что у них общего и чем отличаются. Еще раз скажите что общего и в чем отличие (ответы).

5. Игра

Слайды 4-18

А сейчас я проверю, как вы поняли тему, для этого поиграем в игру, которая называется «Шар или сфера». Я показываю картинку вы говорите что изображено шар или сфера и объясняете почему.

6. Работа в парах

Слайд 19

Задачи – исследования.

Я вам предлагаю поработать в парах и решить четыре задачи, а потом мы проверим, как вы с ними справились. И обязательно объяснить почему.

Ответы: да, нет, нет, да

(В презентации чтобы посмотреть ответы перейти по гиперссылкам. )

Какой вывод можно сделать?

7. Физминутка

Слайд 20

Давайте немного отдохнем и снимем напряжение с глаз, для этого выполним зрительную гимнастику, вам нужно глазками следить за движением круга (гимнастика Базарного В.Ф. ученый, врач, педагог-новатор).

8. Закрепление

Слайд 21

Задача. Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус и длина экватора Земли? (Число тысяч округлите до десятых)

Решаем все вместе, я у доски, ребята на местах.

Что значит найти длину экватора Земли? По какой формуле будем вычислять?

(Надо найти длину окружности, по формуле C=πd)

r ≈ 6,35 тыс.км

C ≈ 39,9 тыс.км

9. Это интересно

Слайд 22

Мы с вами выяснили, что Земля имеет форму шара, так удобно считать для многих практических и учебных целей. Но с геометрической точки зрения это не так. На самом деле Земля немного сплющена вдоль одного из диаметров оси Земли. Полярный радиус на 22 км меньше экваториального и длина экватора на 67 км больше длины меридиана Земли. Говорят, что Земля имеет форму геоида.

10. Работа в группах

Слайд 23

Ребята мы с вами нашли радиус и длину экватора Земли, теперь я вам предлагаю поработать в группах по 4 человека и найти радиус и длину экватора остальных восьми планет нашей солнечной системы и мы потом посмотрим какая планета самая большая, а какая самая маленькая. Только для расчетов мы возьмем число π округленное до десятых, т .е.

Делятся на группы по 4 человек (две парты). Каждая группа вытягивает карточку с заданием. На карточке название планеты дан диаметр, надо найти радиус планеты и длину экватора, т.е. длину окружности. (Приложение 1)

Если групп будет меньше, остальные планеты просто открыть. Слайд с использованием триггеров, т.е. открывать можно в любой последовательности.

— Какая планета самая большая? (Юпитер)

— Какая планета самая маленькая? (Плутон)

11. Самостоятельная работа

Слайд 24-25

Решают самостоятельно, затем по следующему Слайду делают взаимопроверку с соседом. (Приложение 2).

12.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Слайд 26

  • Легко ли вам было на уроке?
  • В чем были трудности?
  • Что нового узнали?
  • Что повторили?
  • Приведите примеры тел, имеющих форму шара или сферы

13. Домашнее задание

Слайд 27

Придумать и решить задачи по темам «Длина окружности. Площадь круга», «Сфера и шар»

14. Интересные сведения

Слайды 28-31

Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, к словам Николая Егоровича Жуковского и посмотрим как прекрасна математика в жизни (Слайды – применение шара и сферы в архитектуре и живописи. В географии – пролив Югорский Шар между о.Вайгач и Евразией, пролив Маточкин Шар отделяет Северный и Южный острова Новой Земли).

Шесть сфер влияния на преподавание и изучение математики: Часть 6

Доктор Джули К. Диксон профессор математического образования; Начальное, среднее, среднее и высшее математическое образование

  • Твитнуть Твитнуть
  • Поделиться

    Делиться
  • Приколоть Сохранять
  • Соединять Соединять

Будучи администратором и руководителем обучения в школе или округе, вы имеете хорошие возможности для того, чтобы положительно влиять на преподавание и изучение математики. Способы, с помощью которых вы даете учителям возможность использовать передовой опыт преподавания математики, отражены в ваших Шесть сфер влияния .

Ваши шесть сфер влияния:

  • Линза, через которую вы наблюдаете за учителями
  • Ваши ожидания относительно публикации целей урока
  • Ваши требования, связанные со структурой урока
  • Способы привлечения учителей к ответственности за предоставление обратной связи учащимся
  • Структуры, которые у вас есть для вмешательства
  • Как вы поддерживаете  планирование учителей

В этом шестом и последнем посте, посвященном раскрытию сфер, я поделюсь своими взглядами на планирование учителей.

Как поддержать планирование учителей

За последние несколько лет я заметил, что учителя работают усерднее, чем когда-либо прежде, но меньше планируют. Возможные причины этого явления выходят далеко за рамки этого блога, но что делать, чтобы поддержать учителей — нет. Ваша сфера влияния может стать более эффективной, если вы поддержите учителей в планировании с использованием процесса TQE. Процесс TQE относится к использованию задач, вопросов и доказательств, чтобы помочь учащимся достичь определенной цели обучения.

                                                                  Источник: Dixon, Nolan, & Adams, 2016, Дерево решений

Здесь важно то, что планирование начинается с цели обучения. Задачи выбираются на основе этой цели. Я вижу, что слишком много учителей сосредотачиваются на задаче, а не на математическом мышлении, которое они хотят, чтобы их ученики испытали. Учителя поддерживают выполнение своих задач с помощью вопросов, которые они используют. Эти вопросы помогают учителям вовлечь учащихся в математические практики, такие как «моделирование с помощью математики» или «искать и использовать структуру». Они также помогают учителям выявлять распространенные ошибки и неправильные представления учащихся, чтобы эти ошибки можно было исправить и устранить во время обучения. Все, что учащиеся говорят и делают во время обучения, дает учителям доказательства, которые они могут использовать в процессе формирующего оценивания, чтобы направлять обучение на протяжении всего урока.

Этот процесс TQE обеспечивает превосходную структуру для планирования; однако для разработки уроков с его использованием требуется немало времени. Вот почему я предлагаю, чтобы учителя использовали процесс TQE только для планирования двух-трех уроков в течение учебного блока (под блоком я подразумеваю примерно три недели обучения). Ключевым моментом является то, что учителя должны понимать общую цель обучения, чтобы модуль мог выбрать три наиболее важных урока. Практика выбора уроков и внедрения процесса TQE для планирования оказывает положительное влияние на обучение всего подразделения. Я настоятельно рекомендую вам использовать свое влияние, чтобы помочь учителям планировать таким образом в своих совместных командах.

Закрывая этот последний блог из серии о Шесть сфер влияния , я хочу поделиться тем, как здорово было «видеть», как многие из вас в Твиттере откликаются на идеи, которые я представил. Я надеюсь, что вы свяжетесь со мной (@thestrokeofluck), чтобы продолжить диалог и разговоры.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения HMH.

***

Узнайте больше о программе HMH Into Math для школьников K-12.

Математика

Будьте первым, кто прочитает последние новости из Shaped .

Похожие сообщения

Шесть сфер влияния на преподавание и изучение математики: часть 5

Доктор Джули К. Диксон профессор математического образования; Начальное, среднее, среднее и высшее математическое образование

  • Твитнуть Твитнуть
  • Поделиться

    Делиться
  • Приколоть Сохранять
  • Соединять Соединять

В качестве администратора и преподавателя в своей школе или округе вы имеете хорошие возможности для того, чтобы положительно влиять на преподавание и изучение математики. Способы, с помощью которых вы даете преподавателям возможность использовать передовой опыт преподавания математики, отражены в вашем документе «Шесть сфер влияния» .

Шесть сфер вашего влияния: • Через призму, через которую вы наблюдаете за учителями • Ваши ожидания относительно размещения целей урока • Ваши требования, связанные со структурой урока • Способы привлечения учителей к ответственности за обеспечение обратная связь учащимся • Структуры, которые у вас есть для вмешательства • Как вы поддерживаете планирование учителей В этом пятом посте, посвященном раскрытию сфер, я поделюсь своими взглядами на вмешательство. В частности, я буду обсуждать вмешательство в форме обучения математике в малых группах.

Структуры, которые у вас есть для вмешательства

Когда вы думаете об обучении в малых группах, которое вы наблюдали в прошлом, что приходит на ум? Как правило, это видение учителя, сидящего за столом в форме почки, с четырьмя учениками, обращенными к нему или к ней. Студенты обычно группируются по способностям; на самом деле, они часто представляют собой группу учеников, которые не поняли всего группового урока. Учитель может смоделировать решение задачи или попросить учащихся что-то вычислить. Затем учитель начинает задавать учащимся по одному вопросы низкого уровня. Взаимодействия между учениками очень мало.

Теперь подумайте о лучших методах преподавания математики. Являются ли они очевидными в том, что я только что описал? Они не. Итак, если вы требуете от учителей регулярно использовать обучение в малых группах, и это похоже на то, что я описал, ваша сфера влияния, связанная с вмешательством, скорее всего, не приведет к повышению успеваемости учащихся. Хуже того, эта структура может способствовать решению проблемы доступа и справедливости.

Вот несколько советов, которыми вы можете поделиться с учителями, чтобы сделать обучение в малых группах более продуктивным и справедливым. Когда цель обучения для обучения в малых группах является концептуальной, учащиеся должны быть сгруппированы умеренно неоднородно — не с выбросами в одной группе, а с некоторыми различиями между учащимися для улучшения дискурса. Когда в качестве формы вмешательства используется обучение в малых группах, между учащимися все же должны быть умеренные различия. Если группа однородна, дискурс в этой группе может быть ограничен. Мы знаем, что беседа помогает учащимся понять друг друга, особенно когда они разговаривают вместе в своей группе. Если дискурс ограничен, учащиеся могут быть не в состоянии развить концептуальное понимание математики. Это не так важно, когда цель обучения является процедурной.

Задания должны быть полезными, а поддерживающие их вопросы должны вовлекать учащихся в рассуждения. Учителя должны использовать время обучения в малых группах, чтобы собрать доказательства того, что учащиеся знают, а также их пробелы в понимании. Здесь я описываю применение процесса TQE в малой группе. Процесс TQE — тема моего следующего блога, поэтому я не буду вдаваться в подробности здесь, за исключением того, что скажу, что TQE относится к задачам, вопросам и доказательствам.

А пока давайте завершим наше внимание к вмешательству. В вашу сферу влияния как администратора входит влияние на то, как осуществляется вмешательство. Если вмешательство проводится во время обучения в малых группах, внимательно посмотрите, как это выглядит в ваших классах, школах и округе. Если вы хотите более глубоко изучить тему обучения математике в малых группах в соответствии с тем, что я обсуждал здесь, вы можете найти книгу 9.0021 Осмысление математики для обучения в малых группах , которую мои коллеги Лиза Брукс, Мелисса Карли и я только что написали.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения HMH.

Добавить комментарий