Дети так устали от домашней работы, что хотят только есть и спать. Почему такое образование неэффективно?
Российские подростки учатся 48 часов в неделю. Это больше, чем продолжительность рабочей недели для взрослых: 40 часов. Из-за такого режима у детей нет времени и сил, чтобы гулять на улице, заниматься своими хобби или общаться с друзьями и семьей. Они хотят только есть и спать. В то же время дети, перегруженные домашним заданием, не всегда успешно учатся. Денис Собур, отец четырех дочерей, объясняет, почему так происходит и сколько времени дети должны уделять домашнему заданию.
Профсоюзы давно боролись за восьмичасовой рабочий день. Правило, которое они изобрели, звучало так: «Восемь часов — для труда. Остальные восемь часов предназначены для отдыха. А последние восемь часов — на сон».
Развитые страны постепенно закрепили это правило в своем законодательстве. И не только потому, что боялись мировой революции (хотя и в этом была причина). Просто длительная работа снижает эффективность. Чем дольше человек работает, тем он бесполезнее. В результате выгоднее работать меньше.
Да, вы можете работать по выходным и в отпуске и брать работу домой. Но это не принесет много пользы. Вспомните историю об Эрнесте Резерфорде, отце ядерной физики. Когда Резерфорд поздно ночью увидел своего аспиранта в лаборатории, он сделал ему выговор. «Как вы думаете, когда?» — спросил Резерфорд. Если человек постоянно работает, он просто не успевает перерабатывать происходящее вокруг.
К сожалению, достижения профсоюзов не распространяются на российское образование. Даже формальный запрет домашних заданий для первоклассников не останавливает родителей и учителей.
Многие считают, что чем больше ребенок учится, тем больше он будет знать к концу школы. Однако, это не так.
Они больше учатся, но не знают лучше
Помогают ли детям лучше учиться объемные домашние задания?
Ученые много лет занимаются этим вопросом. Одно из таких исследований было проведено в рамках Программы международной оценки учащихся (PISA). Он был направлен на проверку знаний 15-летних школьников по всему миру. В 2012 году школьников спросили, сколько времени в неделю они посвящают выполнению домашних заданий. В этом конкурсе российские школьники выиграли у школьников из других стран.
Наши дети тратят на домашнее задание в среднем 9,7 часа в неделю, за ними следуют итальянцы (8,7 часа). В других странах учащиеся делают значительно меньше домашних заданий. Например, юные англичане уделяют выполнению домашних заданий 4,9 часа в неделю, немецкие дети — 4,7, а финские дети — 2,8.
Впрочем, шанхайские подростки бьют даже наших русских детей. Они делают свою домашнюю работу в среднем 14 часов в неделю. Однако исследование проводилось не во всем Китае, поэтому Шанхай не попал в рейтинг.
Можно предположить, что российские школьники в два раза лучше применяют знания, полученные в школе, чем европейские. Но это не правда.
Наш уровень образования оказался довольно средним. Мы попали в первую десятку по умению применять математику в жизни, где-то между Испанией и Словакией. При этом финские школьники стабильно входят в первую десятку рейтинга PISA, хотя домашних заданий им практически не задают.
Среднее количество часов, которое учащиеся тратят на выполнение домашних заданий, практически не связано с эффективностью образования, заключили авторы исследования. Гораздо большее влияние оказывает общая организация школьной системы и качество преподавания. Его низкий уровень не может быть уравновешен увеличением объема домашних заданий.
Общая продолжительность обучения была проанализирована на следующем тесте PISA в 2015 году. Всего у школьников 80 часов в неделю: пять будних дней, в каждом минус восемь часов на сон. Сколько времени школьники тратят на учебу?
Лидерами здесь стали школьники из ОАЭ, Туниса, Таиланда и крупных городов Китая (весь Китай снова не участвовал). Они тратят на учебу 70% доступного времени или около 55 часов в неделю. Российские дети не отстают от них и посвящают учебе почти 50 часов в неделю.
В конце списка мы видим детей из Финляндии, Германии и Швейцарии. Они учатся менее 40 часов в неделю. Учеба занимает чуть меньше половины свободного времени, и им удается балансировать между учебой и жизнью. Дети из этих стран стабильно показывают высокие результаты. В то же время школьникам из Сингапура или Китая нужно больше учиться, чтобы добиться таких же результатов.
Исследуемые страны были разделены на несколько групп. Есть те, кто много учится и добивается высоких результатов. В основном это школьники из азиатских стран.
Есть страны, где результаты такие же хорошие, но подростки учатся значительно меньше. Финляндия, Германия и другие европейские страны являются лидерами по эффективному использованию школьного времени.
Самое печальное, что есть группа, в которой студенты много учатся, но их результаты ниже среднего. Безусловным лидером здесь являются Объединенные Арабские Эмираты, где дети учатся даже больше, чем в Китае, а результаты хуже, чем в Чили. Россия также находится в этой группе в окружении Испании, Греции и США.
Наши подростки учатся 48 часов в неделю. Кстати, это больше, чем продолжительность рабочей недели для взрослых.
Трудовой кодекс ограничивает его до 40 часов.
Многие дети во всем мире тратят слишком много времени на учебу после школы. Это не улучшает их результаты. Тем не менее, это делает невозможным вести сбалансированный образ жизни. У них нет времени на прогулки, хобби и общение с друзьями.
Правило 10 минут для домашней работы
Ученые десятилетиями обсуждают вопрос домашних заданий. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Поэтому разные авторы могут прийти к противоречивым выводам.
Тем не менее среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американская учительница Кэти Ваттеротт (Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018):
1. Домашняя работа полезна. Студенты, получившие домашнее задание, показали лучшие результаты, чем те, кто не получил его вообще. Необязательно отказываться от домашних заданий.
2. Домашняя работа не влияет на успеваемость в начальной школе. Даже в средней школе он слабо влияет на успеваемость (коэффициент корреляции составил 0,07 при максимальном значении 1,00). Домашнее задание дает значимый эффект только для старшеклассников (коэффициент корреляции равен 0,25).
3. Если учесть другие факторы (мотивацию учащихся, качество объяснения преподавателя, проработанность курса), домашнее задание практически перестает влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и лучше выполняют домашнее задание. Их лучшая производительность связана с мотивацией, а не с домашним заданием.
4. В каждом классе есть оптимальный объем домашних заданий. В средней школе один час домашнего задания в день немного улучшает успеваемость учащегося. Второй час может даже немного улучшить ситуацию. Но бесполезно делать домашнюю работу более двух часов в день. Это не улучшит академическую успеваемость. Даже старшеклассникам нет смысла заниматься дома более двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая деятельность становится непродуктивной и результаты не улучшаются, а иногда даже ухудшаются.
Кэти Ваттеротт объединяет все эти выводы в «10-минутных правилах». За ними следуют Национальная ассоциация образования США и другие педагогические ассоциации мира.
Правило 10 минут очень простое: продолжительность домашнего задания в день не должна превышать 10 минут, умноженных на классную оценку.
Первокласснику будет достаточно 10 минут, а шестикласснику — часа. Это объем работы, которую ученик может выполнить самостоятельно и при этом запомнить ее. Большие объемы домашних заданий не приводят к повышению производительности. Об этом свидетельствуют как данные научных работ, так и результаты международного исследования PISA.
К сожалению, системы образования во всем мире работают вяло и медленно реагируют на данные исследований. Россия не исключение. Санитарные правила ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам разрешено учиться 2,5 часа вместо эффективного часа. А наши школы не соблюдают даже эти завышенные стандарты.
Борьба с домашним заданием
У меня четыре дочери. И я не знаю, что делать с домашним заданием, данным в школе.
Первый класс сдать легко: домашние задания и оценки запрещены законом. Даже если учителя задают домашнее задание, дети вправе его не выполнять. Но когда начинается второй класс, мы сталкиваемся с бесконечными заданиями.
Мы со старшей дочерью не были готовы к такой учебной нагрузке. Мы думали, что дети ходят в школу учиться, как в старые времена. Оказалось, что школа просто проверяет, как детей учат дома.
Мы не понимали, что к началу второго класса необходимо знать английский язык. Я приходил домой с работы и в 9вечера избавь свою уставшую жену от борьбы с домашним заданием. Ведь так «просто» выучить за неделю восемь букв, их произношение и слова, которые начинаются на эти буквы.
Во втором классе мы два раза в неделю по часу учились писать слова для проверки правописания. С тем количеством времени, которое мы потратили на это, можно было бы научить ребенка бегло говорить по-английски к концу школы. Тем не менее, мы потратили время и силы на навык, который устарел после введения автоматических проверок орфографии. Кроме того, мы тратили их напрасно, потому что студенты быстро забывают выученные слова после викторины.
Но если я еще занимаюсь с ребенком по часу два раза в неделю, то зачем ему посещать уроки английского языка? Чтобы у них развивался страх получить двойку вместо интереса к языку?
Готовиться ко второму классу и учить английские слова мы начали со второй дочкой заранее. Однако даже этих знаний оказалось недостаточно, чтобы выдержать академическую нагрузку.
Моя третья дочь сейчас во втором классе. Опять же, она знает большую часть школьной программы. Однако этого недостаточно для того, чтобы студент справился с учебной нагрузкой. Весь день семьи сосредоточен на учебе и выполнении домашних заданий. И опять же это происходит с хорошо подготовленными и знающими школьную программу девочками.
Мы тратили 1,5-2 часа в день на выполнение домашних заданий. И я говорю о нас, родителях, а не о детях. Тем не менее, простая арифметика показывает, что дети учатся примерно одинаковое количество времени в школе. В лучшем случае они занимаются всего 15-20 минут во время урока. В общей сложности это составляет до часа изучения русского языка, математики и английского языка. Мы делаем это в 2 или 3 раза больше дома.
Я не придумал как решить эту проблему для обычной школы. Ведь я не могу прийти в школу и потребовать от меня отчета об объеме домашнего задания в соответствии с научными данными. С другой стороны, если вся учеба делается дома, то почему ребенок должен полдня сидеть в школе? Это требует времени и усилий, но не сильно влияет на получаемый уровень образования.
Почему мы перевели наших детей на домашнее обучение?
Дочерей мы перевели на домашнее обучение в середине второго класса. Они уже ходили в школу, так что испытали это в своей жизни. У них есть свой класс, первый учитель и одноклассники. Они могут общаться с другими детьми в клубах. Им не нужен живой учитель для проверки контрольных, орфографии и арифметики. Это могут делать и роботы.
Сегодня можно даже попросить удаленные специализированные школы проверить домашнее задание. Школьные учителя будут проверять домашние задания и ставить оценки: как в обычной школе. Вам просто не нужно никуда идти и срочно доделывать домашнее задание на завтра. Все задания на семестр уже расписаны и вы можете выполнять их в удобное для родителей и детей время.
Когда мы переводили детей на домашнее обучение, все спрашивали, где мы находим столько времени для занятий с детьми. Однако на учебу мы тратим даже меньше времени, чем в обычной школе. Нам не нужно каждую ночь вбивать знания в головы уставших детей. Вы можете учиться в своем собственном темпе. Инфографика легко объясняет большинство правил. Для остальных есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.
Главная проблема домашнего обучения не в том, что нужно много учиться. Школьную программу на класс можно освоить за два-три месяца. Проблема в другом: у детей много свободного времени, которое раньше они ничем не занимались. Когда ребенок не занят от рассвета до заката каждый день, у него больше энергии, и нужно направлять ее на интеллектуальное, физическое и социальное развитие.
Когда дети перегружены учебой, у них возникают только простые человеческие желания: поесть и поспать. У них нет сил делать что-то еще.
Я не призываю всех переводить своих детей на домашнее обучение. Этот подход работает не для всех. Тем не менее, мне грустно видеть наших подростков в воскресной школе. Они постоянно устают, и им нужно делать домашнее задание каждый день.
Я бы согласился, если бы в таком образовании был смысл. Если большая учебная нагрузка приносит свои плоды. Если дети тратят силы, нервы и здоровье, но получают отличное образование. Но даже этого не происходит.
Они тратят на это свою энергию, но это не дает хороших результатов. «Можно заниматься отсутствующим делом», как пел Вячеслав Бутусов.
Перевод Юлии Фроловой
Суббота и понедельник Школы — Школа Метафора
Вернуться к списку академиков
Добро пожаловать на академические программы субботы и понедельника Метафора!
Мы предоставляем:
- Академические и внеклассные развивающие занятия;
- Стимулирующая среда для двуязычного совершенствования и роста;
- Позитивное общение с профессиональными и любящими учителями;
- Академическая поддержка и обогащение для выполнения домашних заданий и развития творчества;
- Дружелюбная среда, которая повысит у вашего ребенка положительную самооценку и уверенность в себе;
- Возможности для развития новых увлечений и навыков;
- Развлекательные мероприятия для улучшения концентрации внимания, координации движений и физического благополучия вашего ребенка;
- Веселое и безопасное место во внеурочное время.
СУББОТА В ШКОЛЕ
- Возраст от 4 до 17 лет
- Утренняя сессия – три языковых курса с 9:30 до 12:00
- Послеобеденное занятие – три языковых занятия с 13:15 до 15:40
- Творческие студии с 12:15 до 13:50 (по желанию): искусство, керамика, драма, хор, шахматы, математика
- Чтение, письмо и грамматика
- NEWL/Prototype AP Курс подготовки к экзамену по русскому языку
- Курс подготовки к экзамену по иностранным языкам
- Русская литература
- Математика и логика для всех
- Конкурсы и конкурсы, культурные мероприятия
Программа предлагает разнообразные развивающие и развлекательные мероприятия. Пожалуйста, выберите до 4 занятий в семестр.
Инструкция на русском языке . Ваши дети научатся лучше выражаться как в разговорном, так и в письменном русском языке. Обучение будет адаптировано к возрасту учащихся, а также к текущему уровню владения языком. Учебный план будет включать такие предметы, как разговорный русский язык и искусство речи, русская грамматика, самовыражение на письменном русском языке и русская литература. Наши методы обучения также ориентированы на студентов, для которых русский язык является вторым языком.
Программа AP Russian/World Languages Program – специальная субботняя программа, которая не только обучает русскому языку, литературе и культуре, но и готовит старшеклассников к экзамену NEWL/Prototype AP по русскому языку и зачету по международным языкам. Подробнее>>
Уроки истории и мировой географии проводятся, начиная с третьего класса, и будут выбраны для закрепления и дополнения базовых языковых навыков. В последующих классах материал по истории и географии будет расширен, чтобы дополнить улучшенные навыки владения русским языком.
Классы русской литературы . В курс входит чтение и изучение литературных произведений на русском языке. Студенты знакомятся с фактами из жизни русских писателей и учатся анализировать и обсуждать литературу. Дополнительная программа – посещение российских культурных (литературных и поэтических) мероприятий.
Творческие мастерские:
- Искусство
- Танец
- Гимнастика
- Театр
- Шахматы
- Керамическая мастерская
Время отдыха:
- Помощь с домашним заданием
- Игры на обучение и запоминание
- Библиотека
Еда
Закуски предоставляются НЕ всем участникам субботней программы.
Транспорт
Вам необходимо отвезти ребенка в школу.
ПОНЕДЕЛЬНИК ШКОЛА
- Уровень начальной школы
- С 16:00 до 18:00
- Транспорт (по запросу)
- Чтение, письмо и грамматика
- Развитие речи
- Конкурсы и соревнования
- Полдник предоставляется
Академическая деятельность:
- Чтение и письмо на русском языке
- Базовая грамматика русского языка
- Русские обучающие игры
- Творческая математика
- Мир вокруг нас
- Искусство речи
Творческие мастерские:
- Искусство
- Танец
- Гимнастика
- Театр
- Шахматы
- Керамическая мастерская
Время отдыха:
- Помощь с домашним заданием
- Игры на обучение и запоминание
- Библиотека
Еда
Всем участникам послешкольной программы предоставляется перекус.