Российский авианосец был спроектирован так, чтобы быть хорошо вооруженным даже без авиакрыла
Во время холодной войны ВМФ России уделял первостепенное внимание перемещению огромного количества крылатых ракет по всему миру, что угрожало потенциалу американских авианосных боевых групп. В 1950-х и 1960-х годах советская военная элита рассматривала авианосцы как империалистические инструменты агрессии, и любая инициатива СССР по созданию собственного авианосца отвергалась властями. Со временем это начало меняться, но только постепенно.
Класс «Киев », выпущенный в 1970-х годах, представлял собой загадочный гибрид тяжелого ракетного крейсера, вертолета и тактического реактивного авианосца вертикального взлета и посадки (Як-38). В конце концов, российским кораблестроителям разрешили разработать первый в Советском Союзе специализированный авианосец с неподвижным крылом на основе проекта «Киев» класса , но он не мог слишком далеко отойти от философии ракетоносцев своего предшественника.
Корабль, который получился в результате, был чем-то непохожим ни на что, придуманное на Западе — авианосец с неподвижным крылом, который также наносил огромный удар, независимо от того, было ли его авиакрыло развернуто на его палубе или нет. Этот корабль в конечном итоге будет известен как Кузнецов класса , первый экземпляр которого был спущен на воду в начале 1980-х годов.
Людей всегда немного смущает уникальное обозначение «Адмирала Кузнецова» как «тяжелый авианесущий ракетный крейсер», а не как обычный авианосец. На первый взгляд кажется, что корабль обладает гораздо большей ракетной мощью, чем американский суперавианосец, и намного больше, чем американский Midway 9.Авианосец класса 0006 1980-х годов аналогичного размера и водоизмещения.
«Адмирал Кузнецов». , ВМФ России Адмирал Кузнецов оснащен не менее чем 24 поворотными установками вертикального пуска по восемь ракетных ячеек в каждой.
Они стреляют точечными зенитными ракетами SA-N-9 «Gauntlet», и всего на борту находится 192 таких ракеты. Кроме того, корабль изобилует виртуальной стеной от систем ближнего боя (CIWS), включая шесть пушек AK-630 и не менее восьми (печально известных грозных) ракетно-пушечных систем CIWS «Каштан». Корабль даже имеет собственную противолодочную оборону с парой противолодочных/противоторпедных ракетных комплексов УДАВ-1. Хотя система UDAV-1 представляет собой менее сложную концепцию, сегодня американские авианосцы только начинают создавать надежную защиту от торпед.
Все это вооружение впечатляет, но носит оборонительный характер. Настоящий наступательный удар «Адмирала Кузнецова» исходит от 12 мощных сверхзвуковых противокорабельных ракет СС-Н-19 «Кораблекрушение»/П-700 «Гранит». Каждый из этих зверей весит 15 500 фунтов — примерно столько же, сколько боевой истребитель F-5E Tiger II.
Они могут быть вооружены обычной боеголовкой массой 1600 фунтов, боеголовкой с топливным взрывчатым веществом или ядерной боеголовкой.
Эти ракеты были разработаны в конце 1970-х годов и предназначались для того, чтобы позволить будущим крупным кораблям России иметь возможность надежно поражать боевые группы американских авианосцев из-за пределов досягаемости их систем надводного базирования. В бою ракеты будут запускаться большими залпами, а затем лететь к своим целям со скоростью 2,5 Маха на высоте или около 1,5 Маха на малой высоте.
Ракеты были очень продвинутыми для своего времени, объединяя сеть и автоматизированную совместную тактику «роя». Они запускались по цели (или целям), как правило, на основе данных третьих лиц, таких как координаты, полученные с корабля-разведчика, морского патрульного самолета или даже с подводной лодки.
Они будут лететь к своим целям с расстояния более 350 миль по инерциальной навигации, а затем, когда они будут приближаться к предполагаемой целевой области, одна ракета из роя «выскакивает» на большую высоту, чтобы использовать свой собственный активный радар и противорадиационные датчики. получать обновленную информацию о таргетинге. Затем он классифицировал эти цели и назначал их ракетам в рое внизу.
Если всплывающая ракета будет уничтожена, ее место автоматически займет другая. Ракеты также могли получать обновления из сторонних источников и предположительно имели подключение к ныне несуществующей спутниковой сети EORSAT советских времен. Оказавшись в завершающей фазе атаки, каждая уцелевшая ракета найдет свою цель и будет преследовать ее, проносясь над горизонтом на сверхзвуковой скорости и оставляя (предположительно) американским системам ближнего боя мало времени для реакции.
Вне всякого сомнения, P-700 был рожден, чтобы стать высококлассным убийцей авианосцев. Их скорость и численность сокрушат оборону авианосной боевой группы, а их отдельные боеголовки будут достаточно большими, чтобы уничтожить даже самые крупные надводные корабли Америки. Устремления советского флота были ясны: десятки ракет имелись на линейных крейсерах проекта «Киров» , атомных подводных лодках класса «Оскар» и на авианосцах, которые впоследствии стали известны как .0005 Кузнецов класса советские надводные боевые группы могли бы наполнить воздух этими смертоносными ракетами.
Загрузка противокорабельной ракеты «Гранит» на обреченную атомную ракетную подводную лодку проекта «Оскар» проекта «Курск» . , … Даже сегодня, имея на вооружении только один линейный крейсер проекта «Киров» (скоро будет два), пять подводных лодок класса «Оскар» и один авианосец «Кузнецов» класса , в паре или даже в одиночку они представляют страшную угрозу.
К счастью, возможности американского CIWS, боевая система AEGIS, развернутая на борту крейсеров и эсминцев ВМС США, и средства радиоэлектронной борьбы на всех этих кораблях, а также течение времени, вероятно, в некоторой степени уменьшили опасность, исходящую от этих ракет.
Что больше всего сбивает с толку в мощном арсенале противокорабельных ракет Кузнецова, так это то, что при осмотре корабля кажется, будто его не существует. Это большие ракеты — их пусковые установки занимают большую часть носовой части массивного атомного линейного крейсера проекта «Киров» . На «Кузнецов» таких конструкций нет, выглядит, ну, как авианосец.
12 ракетных установок, заложенных в палубу «Кузнецова». , … Но присмотритесь, и вы увидите признаки того, что 12 Р-700 корабля находятся прямо под поверхностью передней полетной палубы. Два параллельных ряда из восьми вертикальных пусковых труб установлены заподлицо и покрыты такими же нескользящими поверхностями, как и остальная часть полетной палубы корабля.
Пусковые ячейки «исчезают», как только их люки закрываются.
Кажется «интересным» конструктивным решением иметь 30-тонные истребители, вооруженные и заправленные горючим, проносящиеся сквозь одни из самых мощных когда-либо созданных противокорабельных ракет, но у советских конструкторов были свои цели, и они заставил это работать. Трудно не представить бурные «дебаты» по поводу впихивания этих ракет в единственную в СССР конструкцию авианосца с неподвижным крылом, поскольку это пространство можно было использовать для нужд авиации. Но так или иначе Кузнецов получил эту причудливую особенность, которую он таскал с собой еще долго после того, как Советского Союза больше не было.
Еще один редкий вид открытых ракетных люков авианосца П-700., … В последнее десятилетие ходят разговоры о лишении ракетоносца П-700 «Гранит» «Адмирал Кузнецов» . Область под палубой, где расположена ракетная ферма, будет открыта для большего ангарного пространства, чего всегда не хватало кораблю.
Предполагалось, что это произойдет во время капитального ремонта, в ходе которого корабль будет передислоцирован где-то в 2017–2018 годах. Похоже, капитального ремонта так и не произошло, а вместо этого был выполнен легкий ремонт, так как в конце 2016 года корабль снова готовился к отплытию к сирийскому побережью. воюющая страна.
Неизвестно, активны ли ракетные шахты P-700 и заполнены ли они боевыми снарядами. Это возможно, так как корабль должен пройти гораздо более глубокую переоборудование, когда он вернется из Сирии. По возвращении домой эта возможность, скорее всего, будет удалена раз и навсегда, а новое ангарное пространство освободит место для модернизированного авиакрыла Кузнецова , которое все больше будет состоять из МиГ-29.Ударные истребители КР и ударные вертолеты КА-52К.
Су-33 в ангарном отсеке Кузнецова . , … Другие улучшения, запланированные для корабля во время его глубокого ремонта, по слухам, включают новые газовые турбины, заменяющие устаревшую котельную систему, которая годами мешала надежности корабля.
Будут добавлены новые системы противоракетной обороны, в том числе ракеты класса «земля-воздух» средней дальности и морская версия системы точечной обороны «Панцирь». Новые системы связи и датчики также заменят давно устаревшие.
У единственного российского авиаперевозчика было, мягко говоря, яркое прошлое. У него было три названия: Рига, Леонид Брежнев и Тбилиси , прежде чем он стал Адмирал Кузнецов . Родственный корабль «Кузнецова», «Варяг», теперь является первым китайским авианосцем, «Ляонин ». Как он попал в Китай, это целая сага.
Китайский Ляонин родился из ржавого корпуса родственного корабля Кузнецова., Китайский ИнтернетАдмирал Кузнецов простоял несколько лет, прежде чем был реактивирован, и то, как русские якобы переместили его из Черного моря в Североморск после распада Советского Союза, по меньшей мере интересно. Один российский веб-сайт рассказывает легенду, которая может быть скорее выдумкой, чем фактом, но, тем не менее, занимательной:
После распада СССР «Адмирал Кузнецов» мог быть унаследован Украиной, которая претендовала на его право собственности.
В 1991 корабль, приписанный тогда к Северному флоту, прошел испытания с Черноморским флотом в Феодосии, оставив его на территории Украины. Однако первый заместитель командующего Северным флотом тут же вылетел на Украину и вмешался. Вице-адмирал отдал приказ немедленно поднять якорь и взять курс на Северодвинск. С выключенными навигационными огнями корабль вышел из гавани и провел более трех недель в плавании к своей постоянной базе без самолетов и без двух третей экипажа, которые в то время были не на службе. Спася авианосец, вице-адмирал справедливо рассудил, что моряки «догонят нас поездом», а оставшиеся на береговой авиабазе самолеты «доберутся сами».
К сожалению, в последние годы корабль больше ассоциируется с трагедией, чем с триумфом, особенно в западной прессе. Он тянется за густым черным дымным шлейфом, из-за чего корабль больше похож на старинный инструмент пропаганды, чем на боевой корабль. В предыдущих развертываниях авианосец страдал от хронических механических поломок и несчастных случаев со смертельным исходом.
Океанский буксир следует за кораблем в качестве меры предосторожности — не совсем признак первоклассного военного корабля. Его истребитель с неподвижным крылом Су-33 визуально впечатляет, но не является передовым, даже когда он поступил на вооружение несколько десятилетий назад. Вплоть до недавнего легкого обновления его боевые возможности в значительной степени обесценивались.
Но, кажется, у одинокого российского авиаперевозчика дела идут хорошо. Новые самолеты и инвестиции в корабль, похоже, материализуются, хотя и медленно. Россия планирует оставить «Адмирал Кузнецов» на вооружении как минимум еще десять лет, но, скорее всего, он прослужит гораздо дольше. Тем временем мир будет следить за кораблем и его модернизированным авиационным контингентом, а также за тем, что они будут делать у берегов Сирии.
youtube.com/embed/vnPDhnJy2JY?feature=oembed&rel=0&enablejsapi=1″ allowfullscreen=»»>В настоящее время многонациональная авианосная группа с французским атомным авианосцем Шарль де Голль в центре, также рыскает по восточному Средиземноморью. Как только «Кузнецов » и крупнейшая российская надводная боевая группа, собранная со времен окончания «холодной войны», прибудет на станцию, восточное Средиземноморье превратится в многолюдный участок моря и неба. Такой большой трафик может сделать вещи, по меньшей мере, «интересными».
На момент публикации этого материала Адмирал Кузнецов и его эскорт проплывают мимо Португалии и приближаются к Гибралтарскому проливу. Мы будем держать вас в курсе по мере развертывания.
Связаться с автором [email protected]
Крайне редкое фото «Кузнецов «, стреляющего противокорабельной ракетой «Гранит». , …Российский авианосец «Кузнецов» покидает сухой док.
.. Наконец-тоАвианосец «Кузнецов» в доке 35-го СРЗ. (СеверПост/Фото Александра Логинова)
21 февраля Алексей Рахманов, генеральный директор государственной компании «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), сообщил, что единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» покинул сухой док, и его техническое обслуживание продолжится до следующего года.
Томаш Гротник 24 фев 2023
Операция проводилась ночью и стала возможной благодаря завершению ремонта подводной части корпуса авианосца. Корабль «Кузнецов » находится в ремонте с 2018 года, но неудачи, преследовавшие его ранее, до сих пор не покинули судно. Согласно текущим планам, авианосец вернется в строй в 2024 году.
«Кузнецов », официально обозначенный ВМФ как «Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 11435», является единственным судном такого типа в Москве. Это нечто среднее между авианосцем и ударным кораблем, оснащенное не только бортовой авиацией, но и мощным противокорабельным ракетным комплексом большой дальности П-700 «Гранит».
Недавний круиз продолжительностью менее трех месяцев в сирийский регион в конце 2016 и начале 2017 года оказался контрпродуктивным, с двумя позорными авиакатастрофами на борту. После возвращения в Североморск корабль отправили на капитальный ремонт, совмещенный с модернизацией.
Бесконечная история
Адмирал Кузнецов в сухом доке в Мурманске (Фото предоставлено О. Филонком) Сделка между ОСК и Минобороны России была подписана в апреле 2018 года. В план не входил капитальный ремонт Гранита ракетной системы, а это означало, что авианосец больше не будет оснащен этой возможностью. Кузнецов приписан к 82-му Рослаковскому судоремонтному заводу.
Работы должны были продлиться до 2020 года, а через год установка вернется в строй, продлив срок службы корабля на десять лет. Авианосец был пристыкован к одному из крупнейших в мире плавучих доков ПД-50. Он имел длину 330 метров и мог перевозить 80 000 тонн.
С тех пор все шло гладко. ПД-50 затонул 30 октября 2018 года в результате неисправности, вызванной отключением электроэнергии насосов дока. Один рабочий погиб, а авианосец получил повреждения после выхода из дока в последнюю минуту. Кран упал с дока, повредив кабину экипажа. Инцидент повлиял на дату завершения капитального ремонта. Корабль отбуксировали на Североморский 35-й ремонтный завод, входящий в состав Северодвинского ремонтного центра «Звездочка». После этого работы уже велись вовремя, согласно пересмотренному графику. Об этом Рахманов сообщил ТАСС 9 декабря., 2019, что авианосец вернется в состав флота в 2022 году. Его слова длились три дня…
12 декабря в первом отсеке машинного отделения вспыхнул пожар, который был потушен на следующий день.
Два моряка погибли, 14 получили ранения. На это ушло около 500 м 2 площади корабля. 3 апреля 2020 года Рахманов заявил, что пожар причинил ущерб в размере около 500 млн рублей. При этом он вновь назвал дату передачи Кузнецова в 2022 году, что сразу показалось неоправданно оптимистичным.
Потеря дока ПД-50, единственного в этой части мира, способного принять Кузнецов , потребовала замены. Было принято решение о перестройке и расширении двух параллельных сухих доков, расположенных на 35-м ремонтном заводе, объединение, удлинение и модернизация которых должны были обеспечить ремонтные площади для единственного в России авианосца. Только в мае 2022 года авианосец отправился в новый док, из которого его только что вытащили.
🇷🇺Российский авианосец РФС «Адмирал Кузнецов» выведен из сухого дока в Мурманске.
Предполагается, что он должен вернуться в строй в 2024 году после 6 лет ремонта.

