«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Диктанты по белорусскому языку: Диктант по белорусскому языку 2022 онлайн

Содержание

Телеграм канал Экзамен по белорусскому языку 9 класс(РБ)

  1. Каталог телеграм каналов
Телеграм канал ‘Экзамен по белорусскому языку 9 класс(РБ)’

Экзамен по белорусскому языку 9 класс(РБ)

2’707 подписчиков
0 просмотров на пост


•Экзаменационные тексты по русскому языку 9 классы РБ

•основной канал: @k9lassrb
•русский язык: @rusexam9rb
•математика: @matemexam9rb


Детальная рекламная статистика будет доступна после прохождения простой процедуры регистрации


  • Детальная аналитика 821’638 каналов
  • Доступ к 382’947’151 рекламных постов
  • Поиск по 1’476’263’097 постам
  • Отдача с каждой купленной рекламы
  • Графики динамики изменения показателей канала
  • Где и как размещался канал
  • Детальная статистика по подпискам и отпискам

Telemetr.
me Подписаться Аналитика телеграм-каналов — обновления инструмента, новости рынка.


Найдено 44 поста

Изображение

Изображение

Изображение

💥Жидкости и Поды в Минске, доставка по всей Беларуси💥

💵 Лучшие цены 💵

🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽

https://t.me/+3Iqkivi24XdjYmJi

https://t.me/+3Iqkivi24XdjYmJi

https://t.me/+3Iqkivi24XdjYmJi

Изображение

Канал на следующий учебный год — t.me/k10lassrb

30, 31 мая и 1, 2 июня будет организована курьерская экспресс-доставка шпаргалок по Минску (стоимость такой доставки — 10 руб).

Выбирайте удобную дату и пишите @superresheba_by для заказа шпаргалок с доставкой до вашего подъезда.

Изображение

‼️ Популярная шпора по белорусскому языку на экзамен 2022 от СуперРешебы😎

Шпаргалка содержит все тексты диктантов, которые могут быть на экзамене (331 диктант).

Тексты в шпоре расположены в алфавитном порядке, пронумерованы и, самое главное, в ней есть специальное оглавление с номерами диктантов, с помощью которого можно быстро найти нужный текст.

На одном листике расположено сразу четыре диктанта (два с одной стороны и два с обратной стороны). Поэтому, найдя нужный текст, лист можно сложить пополам, как книжку, таким образом листик станет в 2 раза меньше и в 2 раза менее заметным.

Покупай сейчас, пока есть в наличии ➡️ ЗАКАЗАТЬ ⬅️

Отзывы:
💙 VK
💖 Insta

Изображение

‼️ Популярная шпора по белорусскому языку на экзамен 2022 от СуперРешебы😎

Шпаргалка содержит все тексты диктантов, которые могут быть на экзамене (331 диктант).

Тексты в шпоре расположены в алфавитном порядке, пронумерованы и, самое главное, в ней есть специальное оглавление с номерами диктантов, с помощью которого можно быстро найти нужный текст.

На одном листике расположено сразу четыре диктанта (два с одной стороны и два с обратной стороны). Поэтому, найдя нужный текст, лист можно сложить пополам, как книжку, таким образом листик станет в 2 раза меньше и в 2 раза менее заметным.

Покупай сейчас, пока есть в наличии ➡️ ЗАКАЗАТЬ ⬅️

Отзывы:
💙 VK
💖 Insta

Изображение

‼️ Популярная шпора по белорусскому языку на экзамен 2022 от СуперРешебы😎

Шпаргалка содержит все тексты диктантов, которые могут быть на экзамене (331 диктант).

Тексты в шпоре расположены в алфавитном порядке, пронумерованы и, самое главное, в ней есть специальное оглавление с номерами диктантов, с помощью которого можно быстро найти нужный текст.

На одном листике расположено сразу четыре диктанта (два с одной стороны и два с обратной стороны). Поэтому, найдя нужный текст, лист можно сложить пополам, как книжку, таким образом листик станет в 2 раза меньше и в 2 раза менее заметным.

Покупай сейчас, пока есть в наличии ➡️ ЗАКАЗАТЬ ⬅️

Отзывы:
💙 VK
💖 Insta

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

💥Жидкости и Поды в Минске, доставка по всей Беларуси💥

💵 Лучшие цены 💵

🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽🔽

https://t.

me/+3Iqkivi24XdjYmJi

https://t.me/+3Iqkivi24XdjYmJi

https://t.me/+3Iqkivi24XdjYmJi

Изображение

‼️ Популярная шпора по белорусскому языку на экзамен 2022 от СуперРешебы😎

Шпаргалка содержит все тексты диктантов, которые могут быть на экзамене (331 диктант).

Тексты в шпоре расположены в алфавитном порядке, пронумерованы и, самое главное, в ней есть специальное оглавление с номерами диктантов, с помощью которого можно быстро найти нужный текст.

На одном листике расположено сразу четыре диктанта (два с одной стороны и два с обратной стороны). Поэтому, найдя нужный текст, лист можно сложить пополам, как книжку, таким образом листик станет в 2 раза меньше и в 2 раза менее заметным.

Покупай сейчас, пока есть в наличии ➡️ ЗАКАЗАТЬ ⬅️

Отзывы:
💙 VK

💖 Insta

Изображение

Найдено 44 поста

Читать онлайн «Сборник диктантов по русскому языку для 5-11 классов», М.

П. Филипченко – ЛитРес

От составителя

Основные задачи обучения русскому языку – дать школьникам глубокие знания, привить им прочные навыки и умения, развить их творческие способности. Комплексному решению этих задач способствует работа учителя, и в частности, работа по закреплению знаний, умений и навыков, с использованием проверочных и контрольных работ различных видов, упражнений. Таким образом решается основная задача современной школы – переход от человека образованного к человеку культурному.

Отбор материалов для текстов диктантов – одна из серьезных проблем методики преподавания русского языка. Учителя вынуждены тратить довольно много времени на то, чтобы подыскать для своих уроков необходимый материал, поскольку многие тексты, издававшиеся ранее, либо морально устарели, либо выглядят в современных условиях не совсем корректно.

При отборе текстов составитель опирался на следующие принципы:

– культуроведческий принцип: в состав сборника включены тексты, ориентированные на национальную культуру народа и приобщающие учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка;

– принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать и с серьезными текстами, и с текстами-шутками; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода;

– принцип стилистического и жанрового разнообразия: в сборнике собраны тексты различных жанров и стилей;

– принцип разнообразия видов диктантов, что стимулирует интерес в обучении, заинтересованность учащихся на уроке, меньшую утомляемость и большую активность при выполнении заданий.

При подготовке сборника составитель решил следующие задачи:

1) подобрать примеры, иллюстрирующие основные теоретические темы курса изучения русского языка и литературы;

2) в соответствии с программами отразить на примерах основные трудные случаи правописания;

3) обновить наполнение сборника, избежав, по возможности, повтора ранее использовавшихся текстов;

4) пополнить новыми именами состав авторов текстов, используемых в качестве дидактического материала.

При составлении настоящего сборника использовались тексты произведений русской художественной литературы – классической (XIX век) и современной (ХХ век).

Сборник состоит из трех разделов:

1. I раздел. «5–7 классы. Орфография. Лексика. Словообразование. Морфология» – содержит тексты, нацеленные на проверку знания орфографических правил, правил словообразования, лексики и морфологии.

2. II раздел. «8–11 классы. Синтаксис и пунктуация» – включает тексты диктантов, подобранные по наиболее важным темам синтаксиса и пунктуации.

3. III раздел. «Комплексные диктанты» – содержит наиболее трудные в орфографическом и пунктуационном отношении тексты, имеющие обобщающий характер. Тексты подбирались с учетом наличия в них орфограмм и пунктограмм на многие правила.

Некоторые диктанты имеют оттенок занимательности, нацеливают на самостоятельную работу со словарями и справочными пособиями.

Сборник диктантов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба; подобранные тексты служат для закрепления навыков правописания, проверки степени их сформированности и усвоения.

Сборник может быть использован преподавателем на занятиях, для самостоятельной работы, на всех уровнях изучения русского языка – в средней школе, колледже, лицее, слушателями подготовительных отделений вузов и т. д.

I раздел. 5–7 классы


Орфография. Лексика. Словообразование. Морфология

1


Зайчата

Зайцы-беляки живут в теплом климате; приносят они от двух до пяти зайчат четыре-пять раз в год. В марте у зайчихи рождаются «настовички» (в это время еще лежит снег, покрытый твердой коркой – настом).

Есть разные мнения о родительской заботливости зайчихи. Одни ученые считают, что зайчиха – хорошая мамаша, она остается рядом с детишками, далеко от себя не отпускает их, обучает, а в случае опасности притворяется больной или раненой и отводит от зайчат хищника.

Бытует и другое мнение: зайчиха оставляет новорожденных где-нибудь под кустиком или в траве и убегает. Зайчата пока обеспечены едой: мать накормила их, и в желудке у каждого зайчонка есть запас очень жирного молока. Через какое-то время мамаша вернется и снова покормит зайчат, или покормит их другая зайчиха, пробегая мимо.

Зайчата рождаются вполне развитыми, оформившимися, зрячими, они хорошо растут и через несколько дней начинают питаться самостоятельно.

2


Барсуки

Весной, перед выходом из норы, барсук долго прислушивается и принюхивается – нет ли опасности? Но, выйдя из норы, скоро забывает об осторожности – шумит, сопит и топает.

Вскоре размеренная жизнь барсучихи нарушается появлением барсучат. Их бывает от двух до шести. Весят они граммов пятнадцать, а длина каждого чуть больше десяти сантиметров. Малыши требовательны и капризны: мать три-четыре дня вообще не может выйти из норы. Затем покидает ее, но очень ненадолго.

В ясные дни барсучиха выносит ежедневно слепых барсучат (глаза у них раскрываются лишь через пять недель после рождения) на солнышко. Примерно в двухмесячном возрасте барсучата сами уже выходят из норы и вскоре начинают совершать вместе с мамашей небольшие экскурсии. Постепенно прогулки становятся все продолжительнее, и в конце лета молодые барсуки уходят так же далеко от норы, как и взрослые.

Барсуки – очень полезные животные. Они уничтожают в большом количестве слизней, гусениц, личинок, вредных насекомых, мышевидных грызунов.

Охота на барсуков запрещена. Но, к сожалению, их много гибнет от рук браконьеров. И барсуков становится все меньше и меньше.

3

Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал девятибалльный шторм, напоминали лишь плавучие водоросли, брошенные на прибрежные кристаллические скалы. Их так много, что кажется, как будто океан нарочно постлал здесь этот зеленый ковер. У самой земли еще влажно мерцает мелкая холодная изморозь, но вверху небо уже кристально чистое. Вдруг брызнули первые лучи солнца, и миллионы бриллиантов заблистали везде: на кустах можжевельника, в зарослях камыша, растущего у ближайшей речонки, и на вспыхнувшей огнем брошенной перламутровой раковине. Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот виден свежий след трехтонки, проехавшей по песчаному берегу, да вон чей-то полуразрушенный дощаник. Однако посмотрите: уж не след ли это медвежонка?

Нам надо поторапливаться, и поэтому мы, наскоро подкрепившись свиной тушенкой и шоколадом, отправляемся в путь. Обувь наша не высохла-таки и, вопреки заверениям, очень промокает. Все сияет после недавнего ливня: и голубые цветы цикория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой приятель забирается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кусты колются и жалятся. Посмотрите: вот птенцы широко разевают клювы. Как низко расположены гнезда! Здесь, наверное, их некому разорять.

Так мы продолжаем продвигаться вперед, взимая эту неожиданную для нас дань с природы. Но так как наш арьергард слишком растягивается, начальник экспедиции дает приказ подравняться. И мы продолжаем идти, забыв о всех горестях и изъянах нашей экспедиции.

Не нужно чересчур преуменьшать трудность таких походов, но я не хочу и приуменьшить то удовольствие, которое они доставляют. Мы идем через лес, окропленный мириадами капель, которые висят даже на безыглых ветвях старых елок. Как ни тяжелы наши рюкзаки, мы все впоследствии с удовольствием вспоминали наше путешествие.

4


Северные гости

С наступлением холодов жди северных гостей – снегирей, чечеток, свиристелей. В прошлом году свиристели заявились поздно, в январе, ягоды рябины за это время успели несколько раз замерзнуть, стать ледяными и снова оттаять. Многие уже чернели. А они все не прилетали: рябины было на их пути к нам полным-полно. И в наших краях они гостили долго, пока не кончилась вся рябина.

А в прошлом году пожаловали в ноябре. Полетали, полетали красавцы по нашим заснеженным улицам, посмотрели на голые рябинки – пусто: рябина не уродилась. И не только в наших краях. А то бы и не заявились они так рано.

Я увидел свиристелей на улице утром, а под вечер, в метель, нечаянно спугнул их уже в поле. Они приютились с подветренной стороны у копешки овсяной соломы, упавшей у кого-то с санок. А на другой день их уже и след простыл, улетели дальше.

А вот чечетки остались. Между сосновыми рощами березки вразбежку. А ниже, до самого ручья, по всему косогору только снег да сухие кустики полыни, пижмы, цикория. Ветер обжигающе колюч. Я хотел побыстрее переехать это место. А тут вдруг невдалеке опускается большая стая чечеток, сотни две, не меньше. Видно, только что с дороги, даже не успели еще разбиться на стайки. Я остановился, наблюдаю, что будет дальше. А они то сядут с одной стороны, то легко вспорхнут, чтобы опуститься с другой. И до чего же они малы: меньше даже пеночек и зарянок. А еще чутки. Стоит мне прошуршать листком блокнота, переворачивая его, как они поднимаются. А вскоре опять опускаются на кустики цикория то грудно, то кучками по всему косогору, хоть иди и собирай. А то сядут на березки, что рядом, махонькие северные воробушки, разукрасят их и заголосят суетливо и громко: че-чет, че-чет. Но не засидишься на заиндевелых ветках, и они вспархивают и снова садятся на былинки, оставляя на снегу сухую шелуху. Только мелькают темно-красные пятнышки на темечке да малиновые грудки у самцов. Смотрю на них и гадаю, откуда они заявились: из холодной тундры, с Новой Земли или от Белого моря? Кто их знает, не говорят. Но ясно одно: путь их далек, ведь постоянное жительство у них – северное редколесье, тундра, побережье Ледовитого океана.

 

А они и забыли свою дальнюю дорогу, знай, перепархивают по кусточкам цикория да громко сплетничают. Когда они улетели, поинтересовался, чем они кормятся. Сорвал три кустика цикория, растер на ладони колоски-мочки. Почти все пустые, только и нашел два тощеньких желтых семечка.

Тяжелая им покажется зима. Как далеко до мартовских дней, когда они перед отлетом в родные края будут весело раскачиваться на длинных березовых косах, подкрепляясь молодыми почками.

А сейчас очень трудно чечеткам. Потому их, голодных, легко обмануть, заманить в клетку, чтобы поймать, а потом продать. А они-то летели к нам в такую даль не за тем, чтобы стать невольницами. Не будем же забывать об этом, пожалеем этих махоньких северных красавиц.

5

Над землей стоял туман. На проводах высокого напряжения, тянувшихся вдоль шоссе, отсвечивали отблески автомобильных фар.

Дождя не было, но земля на рассвете стала влажной и, когда вспыхнул запретительный светофор, на мокром асфальте появилось красноватое расплывчатое пятно. Дыхание лагеря чувствовалось за много километров, к нему тянулись, все сгущаясь, провода, шоссейные и железные дороги. Это было пространство, заполненное прямыми линиями, пространство прямоугольников и параллелограммов, рассекавших землю, осеннее небо, туман.

Протяжно и негромко завыли далекие сирены.

Шоссе прижалось к железной дороге, и колонна автомашин, груженных бумажными пакетами с цементом, шла некоторое время почти на одной скорости с бесконечно длинным товарным эшелоном. Шоферы в военных шинелях не оглядывались на идущие рядом вагоны, на бледные пятна человеческих лиц.

Из тумана вышла лагерная ограда – ряды проволоки, натянутые между железобетонными столбами. Бараки тянулись, образуя широкие, прямые улицы. В их однообразии выражалась бесчеловечность огромного лагеря.

В большом миллионе русских деревенских изб нет и не может быть двух неразличимо схожих. Все живое неповторимо. Немыслимо тождество двух людей, двух кустов шиповника… Жизнь грохочет там, где насилие стремится стереть ее своеобразие и особенности.

Внимательный и небрежный глаз седого машиниста следил за мельканием бетонных столбиков, высоких мачт с вращающимися прожекторами, бетонированных башен, где в стеклянном фонаре виднелся охранник у пулемета. Машинист мигнул помощнику, паровоз дал предупредительный сигнал. Мелькнула освещенная электричеством будка, очередь машин у опущенного полосатого шлагбаума, бычий красный глаз светофора.

(По В. Гроссману)

6


Рябиновый дол

Затерялся в перелесках рябиновый дол. Рассказывают, что давным-давно здесь, в этом долу, молнией убило убогого странника. А богдановский пастух возьми и посади на том месте две рябинки на память. А теперь вон их сколько, не сосчитаешь: весь дол в них, по обоим склонам. Рябинки одна на другую не похожие, и ягоды тоже: то они розовые, то алые, то темно-красные.

Я люблю заходить сюда в августе, когда наливается рябина, исподволь краснеют ее ягоды и свешиваются тяжелыми кистями. В сентябре залюбуешься резными листьями, багряными и красными от алых зорь и рябинового огня. А в октябре, когда кругом стоят голые деревья, этот дол еще долго радует глаз. Издали кажется, что алые кисти висят не на тонких ветвях, а прямо в воздухе.

Этот дол хорош и зимой, даже еще лучше на белом поле. Потому и склоны его такие нарядные и праздничные, что рябит в глазах от красного и белого, рябинового и снежного. И не поймешь, чего тут больше. Дол в конце делает полукруг, делают полукруг и рябинки. Вот и кажется, что эту снежную долину украсил щедрый волшебник рубиновым ожерельем. А это ожерелье то покроется снегом, то опять останется голым, озябшим, постукивая на ветру замороженными ягодами.

Когда же падает сырой снег, он покрывает сверху рябиновые кисти. Снег затвердеет, зачерствеет, так что и в ветер не опадает, а качается вместе с кистями: ни дать ни взять маленькие перевернутые парашютики зацепились за ветки. Если же оттепель, гроздья плачут, умываясь слезами. В мороз – обледенеют, покроются тонкой ледяной кожицей. Срываю, кладу в рот маленькие красные ледяшки. Они тают, становятся вкусными, прохладными ягодами. Никакой горьковатости: ее отняли первые морозы.

Хороши они и в бахроме инея: каждая ягодка в крохотном серебряном венце. А однажды я видел чудо: с утра падал сухой снежок, его кристаллики обсыпали все кисти рябины, и они заиграли на солнце волшебными огоньками.

Затерялся в перелесках рябиновый дол. А все равно его отыскали свиристели. Они прилетели в субботу и все воскресенье тешились здесь шумно, суетливо, радостно. Даже сороки наведались сюда из садов, уселись в сторонке, завидуя чужому пиршеству. А свиристелей так много, что, когда поднялись, все небо было в этих северных красивых птицах, что звали на Руси красавами.

Дождался-таки своего часа рябиновый дол. Не зря хранил свою красоту и богатство.

7

В конце апреля, в еще голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. На нежных, опушенных стеблях, как бы еще не окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. Об эту пору растеньице еще без единого листочка: просто стебель и на нем – цветок. Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с уже готовым бутоном, с тем чтобы, пока вокруг еще нет ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока еще не прибранном, буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда еще издали, за много шагов, увидишь это диво весны.

Рвать цветок нельзя. Он и сам по себе трепетно-нежный, неприкасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда… Оттого и назван так: сон-трава.

Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! Рвут и вскоре бросают. Бросают из-за этой нежной неприкасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и ненужности. Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.

(По Е. Носову)

8


Орешниковые сони

Мы с другом очищали скворечники у нас в саду от старой подстилки, которую натаскали в гнезда скворцы. И вдруг из одного из них выскочила рыжая мышка.

Она хотела спрятаться в густой траве, но мы ее поймали. Хорошо рассмотрели и обнаружили, что это не мышь, а соня. Мы поняли, это – кормящая мать и, значит, там, в скворечнике, ее малыши. Так и оказалось. Их было шестеро маленьких, голых, слепых.

Решили перенести домой все семейство. А чтобы зверьки чувствовали запах родного дома, взяли из скворечника и старую подстилку. Всех поместили в террариум. Мама-соня сначала зарылась в сухую траву, но вскоре вылезла, обнаружила своих малышей и начала облизывать их, устраивать поудобнее. Мы положили соне кусочки яблока, сухарики. Утром обнаружили, что яблоко съедено, а сухарики не тронуты.

Через две недели маленькие сони стали выходить из гнезда. Они обнюхивали все вокруг, обживались. А вскоре стали брать корм прямо из рук.

9

Как ни боялись засухи, она все-таки пришла. Небо было донельзя раскалено, и с него почти отвесно падали колющие лучи солнца, а в воздухе уже начинал веять дышащий гарью ветерок. Овес, не поднявшийся еще и на пол-аршина от земли, уже поблек. Просяные поля, едва колеблемые жарким дыханием ветра, настоянного на увядших полевых травах, без устали отливали своими унылыми бледно-зелеными кистями. Почти не заросшие в этом году травою паровые поля печально разнообразили картину. Песчаная земля, которая, по-видимому, некогда особенно избалована дождями, окончательно задыхалась от зноя.

Кое-где попадавшиеся нам навстречу стада еще более усиливали тоскливую неприглядность полей. И только один раз мы заметили возле них пастуха, не спеша идущего за стадом и с видимым усилием тащащего свою палку. Он безучастно посмотрел на нас и путано объяснил, куда нам следует ехать, чтобы попасть на мельницу. Несмотря на раннее время, деревня, через которую мы проезжали, поражала своей пустынностью. Только кое-где на завалинке сидела какая-нибудь старуха да копошились ребятишки, почти не интересовавшиеся нами. Даже собаки и те лаяли как-то нехотя и как будто по привычке. Но вот в отдалении мы увидели небольшой домишко с штукатуренными стенами. Это и было не что иное, как мельница, где мы рассчитывали остановиться на ночевку. Весело выглядывают из ярко-зеленой листвы черепитчатые и камышовые крыши построек, без устали вращается обвешанное маслянистыми каплями замшелое колесо, бешено стучит в амбаре жернов, с приглушенным шепотом плещется речонка, убегающая куда-то в глубь степей. Уж не примерещилось ли все это нам?

10


Мой питомец

Как-то весной принес я домой икру, которую нашел в луже, и поместил ее в банку с водой. Уже через несколько дней икринки заметно изменились – в каждой стремительно развивался зародыш. Условия для выклева личинок были благоприятные, и я стал свидетелем этого таинства. Темные существа были похожи на мальков рыб. Первое время они почти не шевелились, сидя на водорослях.

Спокойствие, однако, было обманчиво – чуть позже в сосудах закипела бурная жизнь.

Примерно на пятой-шестой неделе после выклева у головастиков начали расти задние лапки. Передние же развивались незаметно, под жабрами. На последней личиночной стадии развития головастики как бы вытянули свои маленькие передние лапки. Хвосты у них постепенно укорачивались, и отталкивались они все чаще задними лапками. В это время они стали похожи на лягушат, а вернее, на жабят, как позже оказалось.

Со времени выклева прошло около шестидесяти дней. Я поместил их в бассейн акватеррариума, где обитали тритоны, и ждал момента выхода на сушу своих «малышей». И дождался – существа выбрались на влажный песчаный бережок. Передвигались они маленькими прыжками, не забывая навещать родную стихию – воду.

Мои питомцы очень долгое время отказывались от предлагаемой пищи. Двое из них погибли от голода, хотя вокруг было много шевелящихся червячков. Я уже отчаялся, когда последний оставшийся в живых вдруг стал обращать внимание на трубочника, а затем и есть его. Вскоре мой любимец начал хватать с пинцета кусочки мяса. Он стал заметно расти, что очень радовало меня. Я переживал, опасаясь, что его проглотят тритоны: мой питомец был так мал. Однако вскоре он стал очень шустрым и даже отбирал у соседей корм.

Через несколько месяцев жабенок хватал уже все без разбору, будь то червяк или тритон. Он стал опасен для жителей акватеррариума. Пришлось оборудовать ему отдельное помещение. К этому времени он уже стал довольно большим и красивым – на серо-салатовом фоне спинки темно-зеленые пятна различных размеров, окаймленные черными полосами. Брюшко более светлое – на серо-белом фоне салатовые пятна. А какие великолепные изумрудные глаза! Конечно же, это – зеленая жаба.

диктант в новостях / Мой BY — Информационный портал Беларуси. Новости Беларуси

В Минске прошел массовый диктант по белорусскому языку

03.06.2019

Впервые в истории проекта заявки на участие поступили из Америки, России, Украины и Польши. В Минске провели массовый диктант по белорусскому языку. Заявки на участие в «Агульнай дыктоўке» подали около тысячи человек. Массовый диктант в поддержку белорусского языка провела компания «Лидское пиво». Впервые в истории проекта заявки на участие поступили из Америки, России, Украины и Польши, передает belmir.by.«Агульная дыктоўка» стартовала 1 июня в 12 часов по минскому времени в Национальной библиотеке Беларуси. подробнее

Жители Белостока в День родного языка писали белорусский диктант

21.02.2019

Белорусы Подляшья встретились, чтобы совместно проверить знания родного языка. Сегодня в Белостоке – в День родного языка – белорусы Подляшья встретились, чтобы совместно проверить знания белорусского языка.Организатором мероприятия, которое с каждым годом становится все более популярным, является организация частных школ святых Кирилла и Мефодия в Белостоке. Белорусский и украинский языки преподаются в них как языки национальных меньшинств. В диктанте приняли участие около 60 человек Фото: belsat. подробнее

В Минске пройдет «Общий диктант» по белорусскому языку

15.05.2018

Написать диктант и проверить свою грамотность смогут все желающие. 2 июня в Национальной библиотеке в Минске пройдет Общий диктант по белорусскому языку. Написать диктант и проверить свою грамотность смогут все желающие.Для тех, кто захочет проверить свои знания по белорусскому языку, кроме интернет-трансляции будет организована трансляция на Первом канале Национального радио, передает euroradio. fm.В прошлом году в таком проекте приняли участие более 170 человек.Для участия в диктанте необходимо зарегистрироваться по этой ссылке. подробнее

В Варшавском университете лучше всех диктант о БНР написал уроженец России

08.03.2018

В Варшавском университете подвели итоги белорусского диктанта. В Варшавском университете на торжественном награждении победителей первого диктанта руководство кафедры белорусистики заверило, что приложит все усилия, чтобы диктант стал университетской традицией. Как рассказала «Радыё Рацыі» руководитель кафедры Нина Борщевская:- Среди участников были белорусы, которые родом из Беларуси, для которых белорусский — это родной язык, а также были те, которые изучают белорусский язык и благодаря этому, можно сказать, являются своего рода послами белорусской культуры в Польше. подробнее

В Варшавском университете писали диктант о БНР

22.02. 2018

Среди участников диктанта были не только белорусы, но также поляки, украинцы, чехи и россияне. В Варшаве день родного языка отметили диктантом про 100-летие Белорусской Народной Республики. Мероприятие организовала кафедра белорусистики Варшавского университета, передает «Радыё Рацыя».Текст читала сотрудник учебного заведения Ольга Третьяк:- В этом году празднуется 100 лет со дня провозглашения БНР. Впервые кафедра белорусистики именно по случаю Международного дня родного языка организовала белорусский диктант. подробнее

Бойцы тактической группы «Беларусь» провели фронтовой диктант

23.02.2017

Мероприятие было посвящено Международному дню родного языка. Белорусские добровольцы для написания диктанта выбрали отрывок из романа Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха», передает «Белсат».Это первый диктант на фронте. Бойцы тактической группы «Беларусь» говорят, что следят за модными трендами мирной жизни и поддерживают все национальные инициативы.«Благодарим всех кто передает нам книги! На фронте это важно. Мы, борясь теперь за Украину, защищаем Беларусь!» — Говорят добровольцы. подробнее

Фотофакт: Чиновники выбрали для экзамена диктант с ошибкой

04.06.2016

У белорусского министерства образования большие проблемы с русским языком. Девятиклассники писали итоговый диктант по Ивану Бунину, отрывок из его рассказа «На даче», пишет antijournalist.by.Вот предложение из «Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык», откуда в школах читают итоговые диктанты: «Неподвижная вода блестела кругом как зеркало». Без запятой: А вот оригинал Бунина: «Теплая, неподвижная вода блестела кругом, как зеркало». Здесь запятая есть!На сайте БГУ находим учебное пособие университета «Современный русский язык. подробнее

Белорусы в День родного языка писали общенациональный диктант

21. 02.2015

«Таварыства беларускай мовы имя Францішка Скарыны» провело VIII Всебелорусский диктант. Он прошел в память Рыгора Бородулина, Геннадия Буравкина и в связи с юбилеем Франтишка Богушевича, пишет БелаПАН.В этом году много предложений от разных организаций достойно отметить Международный день родного языка, рассказала Елена Анисим, первый заместитель председателя ТБМ. — У нас не так многолюдно по той простой причине, что проходят такие праздники, недели даже родного языка в школах, в разных учебных учреждениях, например в лицее БГУ, Академии управления. подробнее

Белорусский диктант пройдет в Стамбуле

20.02.2015

21 февраля международное сообщество ежегодно отмечает День родного языка. Общенациональный диктант пройдет 21 февраля в офисе Общества белорусского языка (ТБМ) и повторится 22 февраля на Празднике родного языка. Кроме того, диктанты пройдут в Варшаве и Стамбуле, пишет «Наша Нiва». 21 февраля международное сообщество ежегодно отмечает День родного языка. Общество белорусского языка (ТБМ) призывает принять участие в VІІІ Всебелорусском диктанте в рамках кампании «Будзьма», которую предлагается писать по произведениям Франтишка Богушевича, Рыгора Бородулина и Геннадия Буравкина. подробнее

Солидарность пишут под диктант

09.01.2013

Философ Владимир Подгол обратился с открытым письмом к белорусам, руководителям партий и общественных объединений, членам творческих союзов и движений с инициативой провести общенациональный диктант 2 февраля, в день рождения Константина Калиновского. По его мнению, написание диктанта в 150-ю годовщину восстания под руководством Калиновского станет одним из шагов протеста против медленной сдачи суверенитета и подготовки будущего сопротивления поглощению Беларуси Россией.Философ также призывает деятелей культуры, науки, общественных и политических деятелей выступить с видеообращением с призывом написать совместно общенациональный диктант по письмам из-под виселицы Калиновского и начитать его текст. подробнее

Написание Общенационального белорусского диктанта – преступление? (Фото)

25.03.2010

25 марта в Витебске возле памятника Владимиру Короткевичу был задержан оппозиционный активист и распространитель независимой прессы Борис Хамайда. Борис Хамайда писал Общенациональный диктант по произведению Короткевича, сообщает «Еврорадио». Буквально через несколько минут рядом появились сотрудники милиции и спецслужб. Вскоре подъехал и заместитель начальника Октябрьского РУВД Александр Калиновский, который потребовал от Бориса Хамайды остановить диктант, мотивируя это тем, что оппозиционер нарушает закон о проведении массовых мероприятий. подробнее

В День родного языка белорусский диктант писали послы (Фото)

21.02.2010

В Международный день родного языка в Красном костеле Минска прошел ІІІ Общенациональный белорусский диктант. Акция также была приурочена к 20-летию принятия в Беларуси закона «О языках». Текст по произведению Владимира Короткевича «Зямля пад белымі крыламі» писали более 50 человек, в том числе послы Украины и Швеции Игорь Лиховой и Стефан Эрикссон. Открывая акцию, председатель «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны» (ТБМ) Олег Трусов отметил, что белорусский диктант проводился во многих населенных пунктах разных стран. подробнее

В Минске стартовал общенациональный диктант-2010 (Фото)

13.02.2010

Участие в написании III Общенационального диктанта, организованного 12 февраля в Минском костеле святых Симеона и Елены, приняли более 50 человек. Текст диктанта по произведению писателя, доктора филологических наук, профессора Адама Мальдиса о выдающемся белорусе, национальном герое Чили Игнате Домейко прочитала народная артистка Беларуси Зинаида Бондаренко. Организатором диктанта выступил руководитель клуба, деятель белорусской культуры Анатолий Белый, передает БелаПАН. подробнее

1

Тотальный диктант: популярное русскоязычное мероприятие сопротивляется захвату государством

НИНА РОЖАНОВСКАЯ

Среди всех летних новостей и опасений один небольшой инцидент остался практически незамеченным всеми, кроме русскоязычных энтузиастов. Однако этот инцидент многое говорит о сложных отношениях между гражданским обществом и российским государством.

В конце июля по жалобе частного лица Управление Минюста России по Новосибирску инициировало внеплановую проверку деятельности некоммерческой организации «Тотальный диктант», которая ежегодно проводит орфографическую и пунктуационную проверку всех желающих свое владение русским языком. Фонду дали неделю на то, чтобы представить все свои документы за весь год, со 2 августа 2020 года по 1 августа 2021 года, и, по-видимому, аудиторам потребовалось всего десять дней, чтобы просмотреть 5000 страниц и выявить некоторые незначительные нарушения, которые Фонд планирует исправить.

Эта внеплановая проверка привлекла больше внимания, чем обычная проверка деятельности НПО. Тотальный диктант — широко разрекламированное мероприятие, которое уже стало любимой традицией для многих в России и за ее пределами. Несмотря на глобальную пандемию, в апреле 2021 года в нем приняли участие более 675 000 человек, офлайн-диктанты были организованы в 732 городах и 39 странах, а к онлайн-сессиям присоединились полмиллиона человек. Эта явно популярная инициатива долгое время пользовалась государственной поддержкой, и некоторые комментаторы рассматривают августовский аудит как признак того, что она «впала в немилость» и что ее будущее теперь неопределенно по политическим причинам. Но как такая безобидная вещь, как проверка правописания, становится политической?

Проект Тотальный диктант был задуман в 2004 году в сибирском городе Новосибирске, где студенты Новосибирского государственного университета провели самое первое мероприятие такого рода, из которого оно выросло до международного уровня. Несмотря на эволюцию проекта, он сохраняет большую часть своего первоначального юмора. Для участников это ежегодное мероприятие стало забавным способом продемонстрировать свое мастерство владения запятыми и немыми буквами, а для организаторов — лингвистов и волонтеров — служит благородной цели — напомнить русскоязычным о красоте и сложности их языка. Формат имеет смысл, потому что диктант является стандартным упражнением в программе русской средней школы, когда учитель диктует текст, часто короткий отрывок из русской классической литературы, а учащиеся записывают его, чтобы попрактиковаться в орфографии и пунктуации. особенно сложно в случае с Россией.

Команда проекта творчески подошла к тому, чтобы превратить диктант в развлекательное упражнение и сделать обучение грамоте модным. Начиная с 2010 года тексты пишутся специально для «Тотального диктанта», а хедлайнерами мероприятия выступают известные и титулованные писатели, такие как Дмитрий Быков, Дина Рубина, Леонид Юзефович и Гузель Яхина. Но личность хедлайнера может вызывать разногласия. В 2013 году выбор Дины Рубиной вызвал негативную реакцию со стороны консервативных кругов, и губернатор Ульяновской области дошел до того, что заменил ее текст на текст другого писателя, сославшись на израильское гражданство Рубиной и использование «ненормативной лексики» в своих книгах. . Однако разногласия 2013 года меркнут по сравнению с 2021 годом, когда разногласия по поводу автора поставили под угрозу весь проект.

В ноябре 2020 года Российское агентство культурных обменов Россотрудничество отказалось от поддержки предстоящего Тотального диктанта и предложения зарубежных сайтов для диктовки. Это решение было связано с политическими взглядами Дмитрия Глуховского, который был выбран в качестве новый хедлайнер. Тем не менее, проект пошел по плану, и Глуховский, популярный автор и критик российского политического режима, написал и лично продиктовал свой материал в апреле 2021 года. Однако на этом беды не закончились, и Фонд президентских грантов, оказывала финансовую поддержку инициативе четыре года подряд, но в 2022 году решила не делать этого. Глава фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец расценила это решение как политическое и также связала его с фигурой Глуховского. Кроме того, весной 2021 года Новосибирский государственный университет, в котором раньше размещался Тотальный диктант как организация, обратился с просьбой о переезде фонда. Смена юридического адреса до сих пор не оформлена, что побудило Минюст идентифицировать его как несоответствие в ходе августовской проверки.

Трактовать эти недавние неприятности как череду неудачных совпадений потребовало бы полного игнорирования контекста, а именно продолжающихся посягательств на академические свободы в России, атак на независимые СМИ и попыток государства подорвать или кооптировать гражданские инициативы всех видов. Еще в 2016 году известный журналист, писатель и критик российского политического режима Дмитрий Быков уже беспокоился о возможном присвоении Тотального диктанта государством. Ведь такое присвоение случалось и раньше, и совсем рядом. Группа журналистов в сибирском городе Томске также воплотила в жизнь инициативу широких масс, которая переросла в общероссийскую, а затем и в международную — «Бессмертный полк». Чрезвычайно популярный и не соответствующий официальному историческому нарративу, он в конечном итоге был кооптирован российским государством, так что теперь есть две версии одного и того же проекта, и то, что должно было стать способом представить семейные истории и личные истории. отчеты о жертвах во время Второй мировой войны стали частью официального празднования Дня Победы. Независимо от того, подвергается ли Тотальный диктант таким же рискам или нет, государство уже использует свой бренд, создавая Победный диктант и Географический диктант.

Хотя язык и не обязательно является столь спорным, как наследие Второй мировой войны, он также может быть спорным пространством. Например, разногласия по поводу феминистских ценностей переплетаются с непрекращающимися спорами об использовании в русском языке гендерно-зависимых названий должностей, а в Интернете происходят столкновения по поводу того, следует ли реформировать определенные грамматические нормы русского языка, поскольку люди в Украине и Беларуси могут найти их оскорбительными. Но, как и «Бессмертный полк», «Тотальный диктант» обладает большим консолидирующим потенциалом, что делает его таким привлекательным как для истинных языковых энтузиастов, так и для государственных структур, которые хотели бы в полной мере использовать его как инструмент «мягкой силы». Эта инициатива охватывает авторов, пишущих на русском языке, независимо от их гражданства, и привлекает людей далеко за пределами России, в том числе тех, для кого русский язык является иностранным. Это напоминание о том, что, несмотря на то, что последние поправки в конституцию провозгласили русский язык «государствообразующим народом», он не является собственностью ни российского государства, ни даже этнических русских, не может быть монополизирован или национализирован.

Ценность и смысл Тотального Диктовки трудно понять с первого взгляда, но его популярность говорит сама за себя. Увы, как выразился Дмитрий Быков, «в России любая деятельность, не имеющая одобрения властей, является преступной». Последствия приглашения Дмитрия Глуховского в качестве хедлайнера выглядят как попытка некой высшей инстанции провести четкие границы, в рамках которых проект может продолжаться спокойно. Хедлайнер следующего года Марина Степнова была объявлена ​​8 сентября, в Международный день грамотности. Степнова, автор Женщины Лазаря , никоим образом не кажется спорным и может означать возвращение к обычным делам. Но если проект вскоре столкнется с новым давлением, следует помнить, что неповиновение не обязательно является проигрышной стратегией. В конце концов, даже первоначальный «Бессмертный полк» до сих пор существует и выполняет свою миссию, несмотря на то, что идею взяло на себя государство.

Пока интернет-комментаторы шутят о скором превращении Тотального диктанта в «Тоталитарный диктант», команда проекта работает над тем, чтобы обеспечить его будущее. Фонд неуклонно расширяет спектр языковых образовательных и просветительских мероприятий и работает как с частными, так и с государственными партнерами; его последняя инициатива была предпринята в сотрудничестве с региональными и муниципальными библиотеками. Но он также активизировал свои усилия по сбору средств и позаботился о том, чтобы общественность знала о его недавних проблемах.

Дело «Тотального диктанта» подчеркивает, что практически невозможно быть выше или вне политики в поляризованном внутреннем климате России, и напоминает нам, что любая популярная и влиятельная частная инициатива может столкнуться с попытками цензуры или присвоения, если она не соответствует официальному нарративу или наблюдать за невидимыми красными линиями. Тем не менее, способность государства осуществлять контроль над обществом остается далеко не полной, а низовые субъекты диктуют правила игры, когда дело касается творчества.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не отражают точку зрения Института Кеннана.

 

Курс русского языка DLI — Базовый практический диктант :: Live Lingua

Для этого курса не найдена электронная книга

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы прочитать файл, прослушать аудиозаписи и использовать вкладку произношения на компьютере или устройстве, вам потребуется программа для чтения PDF-файлов и современный браузер.

Модуль диктовки русского языка 01 Le001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — Модуль 01 Меньше
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 01,02,03
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский Диктовка-Модуль 01,02001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 03,04,05
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 03,04001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 05,06 Le
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 05,06001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 07,08 Le
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 07,08001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 08,09,10
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 08,09001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-модуль 10,11,12
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 10,11001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 12,13 Le
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 12,13001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — Модуль 13 Le001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — Модуль 13 Меньше
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 13,14 Le
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-Модуль 13,14001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — Модуль 14 Le001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — Модуль 14 Меньше
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка — модуль mz02 001
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 01
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 002
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 02
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 003
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 03
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — mz02 Module 03,
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 004
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 005
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 05
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 006
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 06
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — mz02 Module 06,
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант- модуль mz02 007
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — mz02 Module 07,
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 008
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант-mz02 Module 08
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 009
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка — модуль MZ02 09
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — mz02 Module 09,
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант- модуль mz02 010
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — mz02 Module 10,
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 011
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — mz02 Модуль 11,
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 012
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- mz02 Module 12
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 013
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант- mz02 Module 13
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 014
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — mz02 Module 14
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 015
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 016
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 017
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант — модуль mz02 018
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русский диктант- модуль mz02 019
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.
Русская диктовка- модуль mz02 020
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Пожалуйста, обновите ваш браузер до более новой версии.

Украина: Нация проверяет знание родного языка

В этом месяце у украинцев появился еще один шанс принять участие в необычном конкурсе — шестом всеукраинском диктанте, призванном проверить их знание украинского языка.

Как и в предыдущие годы, он транслировался по радио, и участникам было предложено прислать свои транскрипции в редакцию радио. Те, кто смог успешно избежать всех орфографических ловушек, были награждены призами.

Освоение общего языка

В этом году текст диктанта был вдохновлен жизнью известного украинского путешественника XVIII века:

«Ему было 25 лет, когда он отправился из Киева на дальние берега. Название Странником был Василий Григорьевич-Барский. Будучи студентом Киево-Могилянской академии, он решил посетить многие страны мира для получения знаний, на благо своей Родины и для себя».

«Нет нужды в конкурсах и других подобных мероприятиях. Нам нужно только, чтобы 5000 семей, принадлежащих к вертикали власти, заговорили по-украински. Это создало бы лавину, которая немедленно побудила бы слуг и будущих господ заговорить Украинец.»

Диктант проводится каждый год 9 ноября в честь ежегодного Дня языка Украины.

Украина по-прежнему разделена между украиноязычным населением на Западе и русскоязычным на Востоке. Общенациональный диктант является частью усилий по формированию национальной идентичности и преодолению языкового разрыва, возникшего после распада Советского Союза.

Его название — «Диктовка национального единства» — вряд ли могло бы быть более точным.

Но пока влияние конкурса было скромным, сетует Михаил Слабошпицкий, директор Лиги украинских меценатов — одной из групп, организующих мероприятие.

Неофициальный опрос, проведенный Украинской службой RFE/RL на улицах Киева, показал, что подавляющее большинство респондентов никогда не слышали о диктанте.

Слабошпицкий говорит, что чиновники, с другой стороны, могли бы внести колоссальный вклад в продвижение украинского языка, если бы действительно говорили по-украински, а не по-русски, во время публичных выступлений.

«Нет необходимости в конкурсах и других подобных мероприятиях», — сказал он. «Все, что нам нужно, это чтобы 5000 семей, принадлежащих к вертикали власти, заговорили по-украински. Это создало бы лавину, которая немедленно подтолкнула бы слуг и потенциальных господ к разговору по-украински».

Подавать пример

Одним из решений может быть следование примеру Польши, где в феврале законодатели соперничали за звание «Парламентской группы без ошибок» в конкурсе диктантов, который транслировался в прямом эфире по польскому телевидению.

Победителем стала консервативная партия «Право и справедливость», но все участники получили диплом и словарь.

Хотя концепция народного диктанта еще не прочно закрепилась в бывших советских республиках, за последние 15 лет по всему региону стали проводиться языковые конкурсы и фестивали.

Большинство из них организовали дни языка, чтобы противостоять эрозии родного языка и культуры, вызванной десятилетиями советской власти.

В некоторых странах в отдельных регионах также есть свой день языка. В Российской Республике Татарстан, в 800 км к востоку от Москвы, их даже два.

День языка Татарстана, отмечаемый ежегодно 21 февраля, был инициирован ЮНЕСКО в 1999 году. бесчисленное множество этнических меньшинств, проживающих в регионе.

«С 2001 года этот день отмечается очень широко», — сказала Шайхиева. «Вообще-то весь февраль стал в нашей республике «месяцем языков». Это время, когда деятельность по пропаганде уважения, внимания и развития языков находится на пике. И это касается не только татарского и русского языке — эти мероприятия проходят и в школах с преподаванием на других языках, таких как чувашский, марийский и удмуртский».

Через два месяца, 26 апреля, в республике отмечают День родного языка. В этот день, посвященный памяти культового поэта Татарстана Габдуллы Тукая, вручаются призы местным литераторам, пишущим на татарском языке.

Лауреатом поэтической премии этого года стал Марсель Галиев, который сказал: «Для нас большая честь получить премию имени такого великого человека. Да не отнимет у нас Бог ключ к родному языку».

Языки Центральной Азии

Дни языков также можно найти в Центральной Азии.

Кыргызские дети поют традиционные песни (фото из архива РСЕ/РС)

В Кыргызстане, например, ежегодно 23 сентября проводится День государственного языка. языковые курсы стали обязательными во всех школах.

В Кыргызстане День языка имеет ярко выраженный музыкальный оттенок. Традиционные концерты и танцы проходят по всей стране, и этническим меньшинствам настоятельно рекомендуется демонстрировать свои знания кыргызского языка, культуры и, конечно же, музыки.

В этом году в стране был организован кыргызский музыкальный конкурс исключительно для некоренных жителей Кыргызстана.

Победу одержала японская группа «Сахна Джулиу», что в переводе с кыргызского означает «цветок сцены».

Одним из семи японских музыкантов, сформировавших группу, является Юмико, молодая женщина, которая преподает музыку в отдаленном горном городке Нарын на севере страны.

Во время соревнований Юмико вызвала аплодисменты публики своим безупречным кыргызским голосом, когда сказала:

«Здравствуйте, дорогие гости! Нашу группу зовут Сахна Джулиу. Мы приехали из Японии. Нас очень интересует кыргызская музыка. Сегодня мы исполним мелодии «Керметоо» и «Чайкама». Теперь, пожалуйста, наслаждайтесь музыкой!»

В то время как правительства бывших советских республик активно поддерживают кампании по восстановлению престижа родных языков, а в некоторых регионах и спасению их от забвения, одна страна выделяется как вопиющее исключение.

Забытый белорусский

В Беларуси президент Александр Лукашенко не проявляет особого интереса к поощрению использования белорусского языка.

В соответствии со своей пророссийской политикой Лукашенко выступает только на русском языке.

Временами он не удержался от излияний в адрес белоруса.

«Люди, которые говорят по-белорусски, не могут делать ничего, кроме как говорить по-белорусски, потому что на белорусском невозможно выразить что-то великое», — сказал он однажды. «Белорусский — плохой язык. В мире есть только два великих языка: русский и английский».

В результате за последние 10 лет белорусский язык фактически отступил. Количество школьников, обучающихся на белорусском языке, сократилось с 70 процентов в 1995 году до 20 процентов сегодня.

В гармонии со Средней Азией


Музыка на пленке, Фильм на музыке

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА ВСТРЕЧАЕТСЯ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ: Пражский фестиваль, на котором было представлено около 100 фильмов о музыке со всего мира, привлек внимание к музыкальной культуре Центральной Азии, которая до сих пор является одной из самых сокровенных тайн мира.

Добавить комментарий