Владимир Комаров и трагический полет корабля «Союз-1» –
В конце апреля 1967 года советское информационное агентство ТАСС сделало необычное сообщение. Несколькими днями ранее космонавт Владимир Комаров был выведен на орбиту на новом корабле «Союз». Со временем была надежда, что «Союз» продемонстрирует сближение, стыковку, работу космической станции и, возможно, экспедиции на Луну. Главный конструктор Сергей Королев назвал «Союз» «машиной будущего» — подходящий эпитет, учитывая, что его потомки действуют и сегодня, — и запуск Комарова сопровождался эйфорией фанфар, поскольку это был первый советский пилотируемый космический полет в более чем два года. Однако через несколько часов после запуска эта эйфория превратилась в агонию. В нескольких тщательно составленных предложениях выяснилось, что «Союз-1» «сошёл со скоростью» с орбиты из-за «перекручивания троса кожуха». Разрушительным результатом сегодня, 45 лет назад, стала «преждевременная смерть выдающегося космонавта». Спустя более четырех десятилетий подробности трагедии неуклонно просачивались в западное сознание… и раскрывали ужасающую катастрофу, все еще окутанную мифами, тайнами и слухами.
Официальный портрет космонавта Владимира Комарова. — Кредиты: Роскосмос.
Капсула «Союз»: проблемное развитие
Несмотря на гениальность Сергея Королева, разработка «Союза» представляла собой качественный скачок по сравнению с его предыдущими пилотируемыми кораблями «Восток» и «Восход». К весне 1967 года, через год после смерти главного конструктора, инженеры боролись с более чем 200 конструктивными проблемами, все из которых были проигнорированы политической элитой, которая продолжала настаивать на возвращении космонавта в космос. Соединенные Штаты совершили десять миссий Джемини и упростили сближение, стыковку и выход в открытый космос. Теперь американский космический корабль «Аполлон» был готов к своему первому полету, и казалось, что высадка на Луну была в их руках. Говорят, что Владимир Комаров знал о проблемах, стоящих перед Союзом-1, но однажды ночью в марте 1967 года признал, что он не мог отказаться от задания, даже несмотря на то, что он знал, что его космический корабль несовершенен и его шансы вернуться живыми невелики. Его причина: Юрий Гагарин, первый человек в космосе, был его дублером. «Если I не совершит полет, — сказал он близкому другу Вениамину Русаеву, — вместо него пришлют запасного пилота. Это Юрий, и он умрет вместо меня. У нас есть позаботиться о нем!”
В течение 1966 года Советы совершили ряд демонстрационных полетов беспилотных кораблей «Союз» под прикрытием «Космос», и они выявили проблемы со стыковочными системами, парашютами, люками и средствами контроля окружающей среды. У «Космос-133» в ноябре 1966 г. вышла из строя система ориентации, а «Космос-140» в феврале 1967 г. снова вошел в атмосферу под слишком крутым углом, в результате чего в его тепловом щите прогорела 300-миллиметровая дыра. По иронии судьбы, это прогорание было единственной причиной того, что парашюты раскрылись должным образом… тревожное предзнаменование бедствия, постигшего Комарова несколько месяцев спустя. Спускаемый модуль «Космос-140» такой же конструкции, что и космонавт, попал в замерзшее Аральское море и был наконец извлечен водолазами на глубине 10 м.
Ранний космический корабль «Союз» с цилиндрической приборной частью слева, сферическим орбитальным модулем справа и спускаемым аппаратом, на котором находился космонавт, в центре. Судно Владимира Комарова имело аналогичную конструкцию. – Кредиты: Роскосмос
Допущен к полету: создан советской пропагандистской машиной
Владимир Комаров (справа) знал, что ему нужно лететь на «Союзе-1»… потому что его дублером был первый человек в космосе Юрий Гагарин (слева), национальный герой, которого нужно было защищать. По иронии судьбы оба мужчины умрут с разницей в год. Кредиты: Роскосмос.
Советская пропагандистская машина породила множество спекуляций о возможностях «Союза». 19 апреля агентство Reuters процитировало сообщения, циркулирующие в Москве, о том, что два корабля «Союз» будут запущены 23 и 24 числа и что пара встретится, состыкуется и обменялась членами экипажа посредством выхода в открытый космос. Другие рассказы рассказывали о пяти или шести космонавтах, запускаемых на двух кораблях. Еще больше предположили, что два «Союза» останутся в стыковке на срок до трех дней и — согласно Time magazine от 5 мая — были некоторые, кто был убежден, что у одного из кораблей был «перезапускаемый двигатель, который мог бы толкать соединенные корабли на расстояние до 50 000 миль». Идея сближения, стыковки и выхода в открытый космос
На самом деле, сама идея переброски двух человек в открытом космосе с одного корабля «Союз» на другой беспокоила инженеров несколько месяцев. Например, люк в сферическом «орбитальном модуле» космического корабля был слишком мал — всего 66 см в диаметре — чтобы космонавт в полном скафандре мог легко пройти через него. Это было особенно тревожно, так как единственный предыдущий опыт Советов в открытом космосе, в марте 1965 года, видел, как Алексей Леонов сражался с «воздушным» костюмом, который почти не позволял ему вернуться внутрь своего корабля. На переделку люка «Союза» ушли месяцы, поэтому было решено перевести запасы кислорода для космонавтов из рюкзака в «поясной рюкзак». Фотографии, опубликованные в эпоху Горбачева 9 г.0009 гласность

С совместным рейсом, запланированным на конец 19 апреля.67, не было сомнений в его политическом значении, поскольку он пришелся на год 50-летия большевистской революции и в то время, когда генеральный секретарь СССР Леонид Брежнев присутствовал на крупном саммите Восточного блока в Чехословакии. Возможность для него прокукарекать об очередном «триумфе социализма» была бы бесценной.
Трагедия разворачивается
Владимир Комаров был одним из старейших участников первого набора космонавтов в марте 1960 года и стал первым космонавтом, совершившим два космических полета. С точки зрения его образования и подготовки — он был инженером-испытателем самолетов и дослужился до полковника советских ВВС — Комаров был, безусловно, самым квалифицированным… идеальным кандидатом на командование первым полетом «Союза». Кредиты: Роскосмос.
Несмотря на опасения, «Союз-1» с ревом вылетел в космос в 3:35 утра по московскому времени 23 апреля 1967 года и быстро вышел на удовлетворительную орбиту высотой около 220 км.
Потом через 12 часов пришло третье обновление. Его слова были шокирующими. Мало того, что был запущен или «Союз-2», но, к сожалению, выяснилось, что Владимир Комаров умер во время входа в атмосферу. В своем укороченном отчете Советы упомянули об «очень сложной и ответственной стадии торможения «Союза-1» в плотных слоях атмосферы» и пришли к выводу, что «спутывание строп парашюта» привело к падению корабля «с большой скоростью». закончившейся гибелью космонавта. Двадцать лет спустя историк Филлип Кларк написал о «постоянных сообщениях» о том, что проблемы с «Союзом-1» возникли в течение нескольких часов после выхода на орбиту. Он отметил, что одна из солнечных батарей корабля не открылась должным образом, что лишило Комарова более половины его электропитания (некоторые источники говорят о снижении электрической мощности до 75 процентов).
Также вышла из строя резервная телеметрическая антенна, что, вероятно, привело к спорадическому приему, а сбои с солнечными и другими датчиками привели к тому, что космонавт не мог даже эффективно контролировать свою ориентацию. (Позже выяснилось, что солнечный датчик был загрязнен двигателями корабля «Союз-1».) Неисправность антенны вызвала небольшое раздражение, но проблемы с датчиком ориентации были гораздо серьезнее, поскольку они сделали практически невозможной стыковку с кораблем «Союз-2». визуально сориентировать свой корабль, используя горизонт Земли, безуспешно. С развернутым только одним «крылом» солнечной батареи «Союз-1» принял асимметричную форму, что еще больше усложнило ориентацию. В какой-то момент космонавту даже пришлось стукнуть ботинком по борту космического корабля в безрезультатной попытке высвободить упрямый механизм развертывания застрявшей солнечной батареи.
К настоящему времени запуск Быковского, Елисеева и Хрунова 24 апреля был отменен, и началось планирование благополучного возвращения Комарова на Землю.
Попытки выполнить сброс с орбиты были предприняты на 16-м, 17-м и 18-м витках «Союз-1» вокруг земного шара и были сорваны из-за невозможности управлять ориентацией корабля. В Starman Пирс Бизони и Джейми Доран писали, что Комаров злился на «этот дьявольский корабль» и жаловался, что «ничто из того, к чему я прикасаюсь, не работает должным образом». В отличие от более ранних «Востоков», спускаемый аппарат «Союз» не был сферическим, а имел отчетливо уплощенное основание и смещенный центр тяжести для обеспечения большей аэродинамической «подъемной силы» при входе в атмосферу. К сожалению, он также требовал большей точности, поскольку он начал сталкиваться с верхними слоями атмосферы, а с неэффективной системой управления ориентацией этого было практически невозможно достичь.
Первая попытка обратного запуска началась в 2:56 утра 24 апреля, но из-за проблем с ориентацией система автоматического управления корабля «Союз-1» остановила ее. Было принято решение отменить попытку на 17-м витке и вместо этого использовать этот проход, чтобы запланировать еще одну попытку на 18-й. В какой-то момент между 3:30 и 4:00 по московскому времени японская станция перехватила радиосигналы с корабля, и ТАСС сообщило, что это было частью «нормальной» связи с диспетчерами миссии.
Это событие было далеко не обычным.
— На видео ниже короткий российский документальный фильм о злополучной миссии «Союз-1».
[cleveryoutube video=”hw56mLN2Ezc” vidstyle=”1″ pic=”” afterpic=”” width=”” quality=”inherit” starttime=”” endtime=”” caption=”” showexpander=”off”alignment=” левый» новостной =»»]
Зная о своей судьбе
Пять лет спустя, в августе 1972 года, аналитик Агентства национальной безопасности США под псевдонимом Уинслоу Пек (настоящее имя Перри Феллвок) сообщил, что он дежурил на посту прослушивания под Стамбулом, в Турции, в ночь входа в атмосферу корабля «Союз-1». По словам Феллвока, оба контролера и сам Комаров знал , что его выживание маловероятно, и космонавт даже разговаривал со своей женой Валентиной и с премьер-министром СССР Алексеем Косыгиным. В обмен Комаров рассказал жене, как вести свои дела и что ей делать с детьми. «Это было довольно ужасно», — заключил Феллвок. «Ближе к последним минутам он разваливался».
Эти и другие душераздирающие, хотя и непроверенные, сообщения свидетельствуют о том, что космонавт осознавал непреодолимость проблем, с которыми он столкнулся. Неподтвержденные слухи на протяжении многих лет намекали на то, что, когда вход в атмосферу наконец начался, Комаров ворчал, что «парашют не тот» и что «в капсуле поднимается температура». При снижении на его 18-м витке ориентация при входе в атмосферу была далека от идеальной из-за асимметричной формы «Союза-1» и его неспособности осуществлять эффективное управление ориентацией. Тем не менее, ретрофайр начался в 5:59.утра по московскому времени и работал достаточно долго, чтобы обеспечить вход в верхние слои атмосферы. Тринадцать минут спустя Евпаторийский пункт управления в Крыму принял голосовое сообщение с космического корабля, в котором Комаров, по-видимому, сообщил им о результатах ретроактивного огня и потере управления ориентацией. Затем связь прекратилась, когда «Союз-1», покрытый перегретой плазмой, вошел в период отключения радиосвязи.
При входе в атмосферу спускаемый аппарат с Комаровым должен был отделиться от остальной части корабля «Союз» — орбитального модуля и приборного модуля — примерно через дюжину минут после обратного запуска. Примерно через 14 минут за этим последовало бы раскрытие парашютов и приземление в Советском Союзе примерно через 25 минут после этого. Где-то между 6:18 и 6:20 голос Комарова казался спокойным и неторопливым, несмотря на нагрузку 8G, вызванную крутым баллистическим входом в атмосферу. Несмотря на эти проблемы, «Союз-1» все же мог благополучно приземлиться.
Затем его парашюты не выдержали.
– На видео ниже реконструкция крушения парашюта, обрекшего Владимира Комарова и Союз-1.
[cleveryoutube video=”OOXKsCzJyLQ” vidstyle=”1″ pic=”” afterpic=”” width=”” quality=”inherit” starttime=”” endtime=”” caption=”” showexpander=”off”alignment=” левый» новостной =»»]
Падение на землю
Товарищ Комарова-космонавт Алексей Леонов в это время находился в центре управления. В своей автобиографии Two Sides of the Moon , он отметил, что хотя тормозной парашют успешно раскрылся, последний не смог вытащить основной фонарь из контейнера для хранения. Несмотря на то, что запасной парашют был сброшен, он запутался в тросах тормоза и и не раскрылся. Действительно, точка падения «Союза-1» — 51,13 градуса северной широты и 57,24 градуса восточной долготы, примерно в 65 км к востоку от города Орска, на юге Уральских гор — находилась намного западнее, чем обычно. Это побудило многих западных аналитиков сделать вывод, что эти координаты приземления «согласовывались с чисто баллистическим входом в атмосферу… без раскрытия парашюта». Во внутренних районах вокруг Орска местные жители, которые были свидетелями заключительных этапов спуска Комарова, сообщили, что видели, как парашюты «Союза-1» просто поворачивались и не заполнялись воздухом.
Советский зенитный радар обнаружил приближающийся космический корабль в 6:22 и предсказал его посадку через пару минут. По сообщениям, посты прослушивания в Турции перехватили крики ярости и разочарования Комарова, когда он разбился насмерть, проклиная инженеров и политиков, которые обрекли его на полет на неисправном корабле. Никогда нельзя узнать, были ли когда-либо произнесены такие слова. Однако то, что известно как , — это явный ужас, который последовал за этим. Двигаясь со скоростью более 640 км/ч, «Союз-1» врезался в землю с необузданной страстью метеорита, мгновенно убив Комарова и полностью сплющив капсулу. Твердотопливные ракеты на его базе, предназначенные для запуска непосредственно перед приземлением, чтобы смягчить приземление, на самом деле взорвал при ударе, и остатки корабля загорелись.
— На видео ниже последние слова Владимира Комарова во время его трагического спуска.
[cleveryoutube video=”3Z_m7onLw74″ vidstyle=”1″ pic=”” afterpic=”” width=”” quality=”inherit” starttime=”” endtime=”” caption=”” showexpander=”off”alignment=” левый» новостной =»»]
Вскоре весь объект был окутан черным дымом, и пилоту первого вертолета-спасателя, прибывшему на место происшествия, не потребовалось много времени, чтобы решить, что это была фатальная ситуация. И все же он не мог сказать этого по открытому каналу связи, чтобы слухи не ускользнули во внешний мир. Вместо этого он сообщил, что «космонавту потребуется неотложная медицинская помощь вне космического корабля». И на этом вводящем в заблуждение призыве висит целая история. Летчики Олег Бычков и Виктор Артамошин входили в состав поисково-спасательной группы и сообщили, что их вертолет приземлился менее чем в ста метрах от места падения. Они поняли, по их собственным словам, что «пилот больше не нуждается в помощи». К этому времени пламя достигло такой силы, что основание «Союза-1» полностью выгорело, и потоки расплавленного металла катились по бесплодному ландшафту. Потенциальные спасатели были с сигнальными ракетами, чтобы подать сигнал воздушному судну, но не существовало кода, обозначающего смерть космонавта… поэтому они были вынуждены запустить тот, который приравнивался к Комарову, нуждающемуся в медицинской помощи. На какое-то время это зажгло некоторую надежду, что он выжил.
Мало того, что Комаров был убит, от его смертной формы осталось очень мало. Переносные огнетушители были бесполезны против ада, и спасателям пришлось засыпать останки комьями земли, пытаясь потушить пламя. высота спускаемого аппарата, обычно около 2 м, сжалась до сморщенного месива, не выше 70 см! Пока они продолжали бороться с огнем, эти руины рухнули, не оставив ничего, кроме груды тлеющих обломков, пары луж расплавленного алюминия и, в довершение всего, круглого входного люка «Союза-1». Останки Комарова были «выкопаны» из того, что осталось от его корабля; его причина смерти позже будет связана с массивными множественными травмами черепа, спинного мозга и костей. Очевидцы рассказывали, что тело космонавта превратилось в «комок» шириной 30 и 80 см, а некоторые наблюдатели отмечали, что единственным сохранившимся узнаваемым фрагментом была пяточная кость…
Одно из немногих изображений места крушения корабля «Союз-1», когда-либо опубликованных в постсоветское время. Где-то посреди этой горящей массы искореженного металла лежали останки первого человека, погибшего во время космического полета. Кредиты: Роскосмос.
Расследование и наследие
Следствие под руководством В.В. Уткина из Летно-исследовательского института авиационной промышленности показал, что парашютный контейнер корабля «Союз-1» раскрылся на высоте 11 км, но «деформировался». Это сдавило основной фонарь и, таким образом, помешало ему правильно открыться. Несмотря на то, что небольшой тормозной парашют появился , основной фонарь просто не мог выйти из контейнера… но не только из-за деформации. Тормозной тормоз был спроектирован так, чтобы придавать усилие в 1500 кг для выдвижения основного фонаря, но на самом деле для его эффективности требовалось более 2800 кг, возможно, из-за воздействия давления воздуха в спускаемом модуле на контейнер. Хотя эти проблемы никогда не возникали при наземных испытаниях, группа Уткина определила, что «ненормальные» и «случайные» условия спуска «Союза-1» выступили против него. Будущие миссии выиграют от увеличенных и усиленных парашютных контейнеров.
На этом снимке из советских архивов якобы изображены останки космонавта Владимира Комарова. Кредиты: Роскосмос.
Тем не менее, есть одна заключительная, пугающая часть истории. Если бы «Союз-1» удался, то 24 апреля наверняка последовал бы «Союз-2» с космонавтами Быковским, Елисеевым и Хруновым. В своей основополагающей работе « Вызов Аполлону » Асиф Сиддики объяснил, что и «Союз-1», и «Союз-2» были покрыты теплозащитными материалами во время предстартовой подготовки и помещены в высокотемпературные камеры для испытаний. Затем оба были подвергнуты суровой серии испытаний с установленными контейнерами для парашютов, но без крышек. Следствием этого стало то, что интерьеры оба парашютных контейнера корабля проекта получили полимерное покрытие, которое образовало очень шероховатую поверхность и способствовало срыву раскрытия парашюта корабля «Союз-1». Удивительно, но на «Союзе-2» это имело бы такой же эффект. «Самое пугающее последствие этой производственной оплошности, — писал Сиддики, — заключалось в том, что и космические корабли «Союз» были обречены на провал. То есть, если бы Комаров не столкнулся с любыми неприятностями на орбите и запуск корабля «Союз-2» прошел бы по графику, все четыре космонавта погибли бы по возвращении».
Сорок пять лет назад, на этой неделе, казалось, что Советский Союз находится в выигрышном положении, чтобы опередить Америку на Луне. В январе 1967 года трое астронавтов погибли во время пожара на стартовой площадке, и с «Союзом-1» очень надеялись, что Россия сможет отыграть часть утраченных позиций. Космический корабль «Союз» будет модифицирован, совершит свою первую полностью успешную пилотируемую миссию в октябре 1968 года, а его потомки будут выполнять сближение и стыковку и поддерживать не менее девять орбитальных космических станций, включая сегодняшнюю Международную космическую станцию, но события того ужасного апреля 1967 года навсегда останутся в памяти советской космической программы. Грандиозные планы первых миссий «Союз», в том числе межкорабльный переход в открытый космос, будут успешно продемонстрированы в январе 1969 года… но к тому времени американские астронавты уже облетели Луну, и Советы предприняли еще один унылый пропагандистский трюк. признали за то, что это было. Потеря «Союза-1» была сокрушительной неудачей такой серьезности, что она напрямую повлияла на последний шанс России опередить Америку на Луне, но проблемы, которые он обнаружил — и которые требовали решения, прежде чем он сможет снова летать, — в конечном итоге превратили корабль в один из самые безопасные и долговечные космические аппараты в истории.
Конечно что достойный памятник космонавту Владимиру Комарову.
– Бен Эванс. Эта статья была первоначально опубликована в AmericaSpace. Публикуется с разрешения автора и редактора.
Метки-
Об авторе
AmericaSpace
TwitterWebsite
AmericaSpace была основана в 2009 годудвумя бывшими аэрокосмическими инженерами. С тех пор этот сайт был посвящен сообщениям о состоянии американских космических и аэрокосмических усилий, которые для многих были и остаются синонимом готовности и даже энтузиазма Америки достигать новых горизонтов. По мере того, как американская программа пилотируемых космических полетов переходит от программы «Шаттл» к программе, ориентированной на исследование за пределами Земли, AmericaSpace будет продолжать освещать эту эволюцию космических полетов, расширяя охват аэронавтики, военного космоса и исследования планет. Мы делаем это по одной простой причине… Потому что Америка — это страна, которая исследует.
www.mobot.org | Дом исследований | Поиск | Контакты | Карта сайта | |||||||||
| ||||||||||
БЫСТРЫЙ ПОИСК MO ПРОЕКТЫ: Африка Азия/Тихий океан Мезоамерика Северная Америка Южная Америка Общая таксономия Фоторепортажи Обучение латыни Америка MO ИССЛЕДОВАНИЯ: Вт. Л. Браун Центр Бриология ГИС Аспирантура Исследовательский опыт для студентов Лаборатория изображений Библиотека МБГ Пресс Публикации Изменение климата Каталог Ископаемые растения МО БАЗЫ ДАННЫХ: W³САМЫЙ Индекс изображения Редкие книги Покрытосеменные Филогения Рез Ботаника Все базы данных ИНФОРМАЦИЯ: Что нового? человек в МО Путеводитель для посетителей Гербарий Работа и стипендии Симпозиум Исследовательские ссылки Карта сайта Поиск |
|