Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (Гунтис Рудзитис, Фриц Фельдман)
Купить офлайн
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
В наличии в 159 магазинах. Смотреть на карте
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Комплект учебников по химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, приведенных в соответствие с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта, возвращается в российскую школу. Долгие годы профессор Г.Е. Рудзитис вел исследовательскую работу по рационализации интеллектуальной деятельности, подготовке учащихся к самостоятельной работе, самообразованию и самовоспитанию и получил множество наград и признание международного педагогического сообщества. Лучшие качества учебников – традиционность, фундаментальность, четкая структура, проработанный аппарат усвоения – сохранены.
Описание
Характеристики
Комплект учебников по химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, приведенных в соответствие с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта, возвращается в российскую школу. Долгие годы профессор Г.Е. Рудзитис вел исследовательскую работу по рационализации интеллектуальной деятельности, подготовке учащихся к самостоятельной работе, самообразованию и самовоспитанию и получил множество наград и признание международного педагогического сообщества. Лучшие качества учебников – традиционность, фундаментальность, четкая структура, проработанный аппарат усвоения – сохранены. В обновленных изданиях уточнены в соответствии с современными научными представлениями некоторые понятия и определения, добавлены новые параграфы.
Просвещение
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Гунтис Рудзитис, Фриц Фельдман «Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Химия 8 класс — параграф 26 задание 1 Рудзитис, Фельдман, ГДЗ, решебник, онлайн
ГДЗ / Решебники / 8 класс / Химия / Рудзитис / §26 задание 1
ГДЗ(готовые домашние задания), решебник онлайн по химии за 8 класс авторов Рудзитис, Фельдман параграф 26, подумай, ответь, выполни. .., задание 1 — вариант решения номера 1
§1. Предмет химии. Вещества и их свойства:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Тестовые задания
§2. Методы познания в химии:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 Тестовые задания
§4. Чистые вещества и смеси:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Тестовые задания Лабораторный опыт
§6. Физические и химические явления. Химические реакции:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 Тестовые задания Лабораторный опыт
§7.

Подумай, ответь, выполни…: 2 3 4 5 6 7 8 Тестовые задания
§8. Вещества молекулярного и немолекулярного строения:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 Тестовые задания
§9. Простые и сложные вещества:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 Тестовые задания
§10. Химические элементы:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 Тестовые задания Лабораторный опыт
§11. Относительная атомная масса химических элементов:
Подумай, ответь, выполни. ..:
1
2
3
Тестовые задания
§12. Знаки химических элементов:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 Тестовые задания
§13. Закон постоянства состава веществ:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3
§14. Химические формулы. Относительная молекулярная масса:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 6 7 8 Тестовые задания
§15. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении:
Подумай, ответь, выполни. ..:
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§16. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Тестовые задания
§17. Составление химических формул по валентности:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 6 7 Тестовые задания
§18. Атомно-молекулярное учение:
Подумай, ответь, выполни. ..:
1
2
3
§19. Закон сохранения массы веществ:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 Тестовые задания
§20. Химические уравнения:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 6 Тестовые задания
§21. Типы химических реакций:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 Лабораторный опыт 1 Лабораторный опыт 2
§22. Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 6 7 Тестовые задания
§23.

Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 6 7 Тестовые задания Лабораторный опыт
§24. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе:
Подумай, ответь, выполни…: 2 3 4 5 Тестовые задания
§25. Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода:
Практическая работа 3
§26. Озон. Аллотропия кислорода:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 Тестовые задания
§27. Воздух и его состав:
Подумай, ответь, выполни. ..:
1
2
3
4
5
6
7
8
Тестовые задания
§28. Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Тестовые задания
§29. Свойства и применение водорода:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 Тестовые задания Лабораторный опыт
§30. Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств:
Практическая работа 4
§31. Вода:
Подумай, ответь, выполни. ..:
1
2
3
4
§32. Химические свойства и применение воды:
Подумай, ответь, выполни…: 1 Тестовые задания
§33. Вода – растворитель. Растворы:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Тестовые задания
§34. Массовая доля растворённого вещества:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тестовые задания
§36. Количество вещества. Моль. Малярная масса:
Подумай, ответь, выполни. ..:
1
2
3
4
5
Тестовые задания
§37. Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса»:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3
§38. Закон Авогадро. Малярный объём газов:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4
§39. Объёмные отношения газов при химических реакциях:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 Тестовые задания
§40. Оксиды:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 6 7 Тестовые задания
§41.

Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3
§42. Химические свойства оснований:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Тестовые задания Лабораторный опыт 1 Лабораторный опыт 3 Лабораторный опыт 4
§43. Амфотерные оксиды и гидроксиды:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Тестовые задания Лабораторный опыт
§44. Кислоты:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 Тестовые задания
§45.

Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Лабораторный опыт 2
§46. Соли:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 Тестовые задания
§47. Химические свойства солей:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5
§48. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»:
Практическая работа 6
§49. Классификация химических элементов:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 5 6 Тестовые задания
§50.

Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 Тестовые задания
§51. Периодическая таблица химических элементов:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4 Тестовые задания
§52. Строение атома:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 Тестовые задания
§53. Распределение электронов по энергетическим уровням:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 Тестовые задания
§54. Значение периодического закона:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2
§55.

Подумай, ответь, выполни…: 1 2 Тестовые задания
§56. Основные виды химической связи:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4
§57. Степень окисления:
Подумай, ответь, выполни…: 1 2 3 4
Электроотрицательность увеличивается как. Закономерности изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде
Современная формулировка Периодического закона, открытого Д. И. Менделеевым в 1869 г.:
Свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера.
Периодически повторяющийся характер изменения состава электронной оболочки атомов элементов объясняет периодическое изменение свойств элементов при движении по периодам и группам Периодической системы.
Проследим, например, изменение высших и низших степеней окисления элементов групп IA — VIIA во втором — четвертом периодах по табл. 3.
Положительные степени окисления проявляют все элементы, за исключением фтора. Их значения возрастают с увеличением заряда ядра и совпадают с числом электронов на последнем энергетическом уровне (кроме кислорода). Эти степени окисления называются высшими степенями окисления. Например, высшая степень окисления фосфора P равна +V.
Отрицательные степени окисления проявляют элементы, начиная с углерода C, кремния Si и германия Ge. Их значения равны количеству недостающих электронов до восьми. Эти степени окисления называются низшими степенями окисления. Например, атому фосфора Р на последнем энергетическом уровне не хватает трех электронов против восьми, а это значит, что низшая степень окисления фосфора Р — -III.
Значения высшей и низшей степеней окисления периодически повторяются, совпадая по группам; например, в группе IVA углерод C, кремний Si и германий Ge имеют высшую степень окисления +IV, а низшую степень окисления — IV.
Эта периодичность изменения степеней окисления отражается в периодическом изменении состава и свойств химических соединений элементов.
Аналогично прослеживается периодическое изменение электроотрицательности элементов в 1-6 периодах групп IA–VIA (табл. 4).
В каждом периоде Периодической таблицы электроотрицательность элементов увеличивается с увеличением порядкового номера (слева направо).
В каждом группа В периодической таблице электроотрицательность уменьшается по мере увеличения атомного номера (сверху вниз). Фтор F имеет самую высокую, а цезий Cs самую низкую электроотрицательность среди элементов 1-6-го периодов.
Типичные неметаллы имеют высокую электроотрицательность, в то время как типичные металлы имеют низкую электроотрицательность.
Примеры заданий частей А, Б
1. В 4-м периоде количество элементов
2. Металлические свойства элементов 3-го периода от Na до Cl
1) усиливают
2) ослабляют
3) не изменяют
4) не знаю
3. Неметаллические свойства галогенов с увеличением атомного номера
1) увеличиваются
2) уменьшаются
3) остаются без изменений
4) не знаю
4. В ряду элементов Zn — Hg — Co — Cd один элемент, не входящий в группу, равен
5. Металлические свойства элементов увеличиваются в ряду
1) In-Ga-Al
2) K — Rb — Sr
3) Ge-Ga-Tl
4) Li — Be — Mg
6. Неметаллические свойства в ряду элементов Al — Si — C — N
1) увеличить
2) уменьшить
3) не изменить
4) не знаю
7. В ряду элементов O — S — Se — Te размеры (радиусы) атома
1) уменьшить
2) увеличить
3) не изменить
4) не знаю
8. В ряду элементов P — Si — Al — Mg размеры (радиусы) атома
1) уменьшаются
2) увеличиваются
3) не изменяются
4) не знаю
9. Для фосфора элемент с меньшей электроотрицательностью равен
10. Молекула, в которой электронная плотность смещена к атому фосфора, равна
11. Высшая степень окисления элементов проявляется в комплексе оксидов и фторидов
1) СlO 2 , PCl 5, SeCl 4, SO 3
2) PCl, Al 2 O 3, KCl, СО
3) SeO 3 , BCl 3 , N 2 O 5 , CaCl 2
4) AsCl 5 , SeO 2 , SCl 2 , Cl 2 O 7
12. Низшая степень окисления элементов — в их водородные соединения и фториды ряда
1) ClF 3 , NH 3 , NaH, OF 2
2) H 3 S+, NH+, SiH 4, H 2 Se
3) CH 4 , BF 4 , H 3 O + , PF 3
4) PH 3 , NF+, HF 2 , CF 4
13. Валентность для поливалентного атома то же в ряду соединений
1) SiH 4 — AsH 3 — CF 4
2) PH 3 — BF 3 — ClF 3
3) AsF 3 — SiCl 4 — IF 7
4) H 2 O — BClg — NF 3
14. Укажите соответствие между формулой вещества или иона и степенью окисления в них углерода
На этом уроке вы узнаете о закономерностях изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде. На ней вы рассмотрите, от чего зависит электроотрицательность химических элементов. На примере элементов второго периода изучите закономерности изменения электроотрицательности элемента.
Тема: Химическая связь. Электролитическая диссоциация
Урок: Закономерности изменения электроотрицательности химических элементов по группе и периоду
1. Закономерности изменения значений электроотрицательности в периодеЗакономерности изменения значений относительной электроотрицательности в периоде
Рассмотрим на примере элементов второго периода , закономерности изменения значений их относительной электроотрицательности. Рисунок 1.
Рис. 1. Закономерности изменения значений электроотрицательности элементов 2-го периода
Относительная электроотрицательность химического элемента зависит от заряда ядра и от радиуса атома. Во второй период входят элементы: Li, Be, B, C, N, O, F, Ne. От лития к фтору увеличивается заряд ядра и число внешних электронов. Количество электронных слоев остается неизменным. Это означает, что сила притяжения внешних электронов к ядру увеличится, и атом как бы сожмется. Радиус атома от лития до фтора уменьшится. Чем меньше радиус атома, тем сильнее внешние электроны притягиваются к ядру, а значит, тем больше значение относительной электроотрицательности.
В период с увеличением заряда ядра радиус атома уменьшается, а значение относительной электроотрицательности увеличивается.
Рис. 2. Закономерности изменения значений электроотрицательности элементов VII-А группы.
2. Закономерности изменения значений электроотрицательности в группеЗакономерности изменения значений относительной электроотрицательности в основных подгруппах
Рассмотрим закономерности изменения значений относительной электроотрицательности в основных подгруппах на примере элементов VII-А группы. Рис.2. В седьмой группе основную подгруппу составляют галогены: F, Cl, Br, I, At. На внешнем электронном слое эти элементы имеют одинаковое число электронов — 7. С увеличением заряда атомного ядра при переходе от периода к периоду увеличивается число электронных слоев, а значит, увеличивается и радиус атома. Чем меньше радиус атома, тем больше значение электроотрицательности.
В основной подгруппе с увеличением заряда атомного ядра радиус атома увеличивается, а значение относительной электроотрицательности уменьшается.
Так как химический элемент фтор расположен в правом верхнем углу Периодической таблицы Д. И. Менделеева, его значение относительной электроотрицательности будет максимальным и численно равным 4.
Вывод: Относительная электроотрицательность увеличивается с увеличением радиуса атом уменьшается.
В периоды с увеличением заряда ядра атома увеличивается электроотрицательность.
В основных подгруппах с увеличением заряда атомного ядра уменьшается относительная электроотрицательность химического элемента. Наиболее электроотрицательным химическим элементом является фтор, так как он расположен в правом верхнем углу Периодической таблицы Д. И. Менделеева.
Подведение итогов урока
На этом уроке вы узнали о закономерностях изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде. На ней вы рассмотрели, от чего зависит электроотрицательность химических элементов. На примере элементов второго периода изучены закономерности изменения электроотрицательности элемента.
1. Рудзитис Г. Э. Неорганическая и органическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Э. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. М.: Просветление. 2011 176 с.: ил.
2. Попель П. П. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П. П. Попель, Л. С. Кривля. – К.: Информационный центр «Академия», 2008. – 240 с.: ил.
3. Габриелян О. С. Химия. Учебник для 9 класса. Издательство: Дрофа.: 2001. 224с.
1. Чемпорт. RU.
1. №1,2,5 (стр. 145) Рудзитис Г.Е. Неорганическая и органическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Э. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. М.: Просветление. 2011 176 с.: ил.
2. Приведите примеры веществ с ковалентной неполярной связью и с ионной связью. Каково значение электроотрицательности в образовании таких соединений?
3. Расположить в ряд по возрастанию электроотрицательности элементы второй группы главной подгруппы.
На этом уроке вы узнаете о закономерностях изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде. На ней вы рассмотрите, от чего зависит электроотрицательность химических элементов. На примере элементов второго периода изучите закономерности изменения электроотрицательности элемента.
Тема: Химическая связь. Электролитическая диссоциация
Урок: Закономерности изменения электроотрицательности химических элементов по группе и периоду
Закономерности изменения значений относительной электроотрицательности в периоде
Рассмотрим на примере элементов второго периода закономерности изменения значений их относительной электроотрицательности. Рисунок 1.
Рис. 1. Закономерности изменения значений электроотрицательности элементов 2-го периода
Относительная электроотрицательность химического элемента зависит от заряда ядра и от радиуса атома. Во втором период элементы: Li, Be, B, C, N, O, F, Ne. От лития к фтору увеличивается заряд ядра и число внешних электронов. Количество электронных слоев остается неизменным. Это означает, что сила притяжения внешних электронов к ядру увеличится, и атом как бы сожмется. Радиус атома от лития до фтора уменьшится. Чем меньше радиус атома, тем сильнее внешние электроны притягиваются к ядру, а значит, тем больше значение относительной электроотрицательности.
В период с увеличением заряда ядра радиус атома уменьшается, а значение относительной электроотрицательности увеличивается.
Рис. 2. Закономерности изменения значений электроотрицательности элементов VII-А группы.
Закономерности изменения значений относительной электроотрицательности в основных подгруппах
Рассмотрим закономерности изменения значений относительной электроотрицательности в основных подгруппах с использованием элементов VII-А группы как пример. Рис.2. В седьмой группе основную подгруппу составляют галогены: F, Cl, Br, I, At. На внешнем электронном слое эти элементы имеют одинаковое число электронов — 7. С увеличением заряда атомного ядра при переходе от периода к периоду увеличивается число электронных слоев, а значит, увеличивается и радиус атома. Чем меньше радиус атома, тем больше значение электроотрицательности.
В основной подгруппе с увеличением заряда атомного ядра радиус атома увеличивается, а значение относительной электроотрицательности уменьшается.
Поскольку химический элемент фтор расположен в правом верхнем углу Периодической таблицы Д.И. Менделеева, его значение относительной электроотрицательности будет максимальным и численно равным 4.
Вывод: Относительная электроотрицательность увеличивается по мере уменьшения радиуса атома.
В периоды с увеличением заряда ядра атома увеличивается электроотрицательность.
В основных подгруппах с увеличением заряда атомного ядра уменьшается относительная электроотрицательность химического элемента. Наиболее электроотрицательным химическим элементом является фтор, так как он расположен в правом верхнем углу Периодической таблицы Д.И. Менделеев.
Подведение итогов урока
На этом уроке вы узнали о закономерностях изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде. На ней вы рассмотрели, от чего зависит электроотрицательность химических элементов. На примере элементов второго периода изучены закономерности изменения электроотрицательности элемента.
1. Рудзитис Г.Е. Неорганическая и органическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Э. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просветление. 2011 176 с.: ил.
2. Попель П.П. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П.П. Попель, Л.С. Кривля. -К.: ИЦ «Академия», 2008. — 240 с.: ил.
3. Габриелян О.С. Химия. Учебник для 9 класса. Издательство: Дрофа.: 2001. 224с.
1. № 1,2,5 (стр. 145) Рудзитис Г.Е. Неорганическая и органическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Э. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просветление. 2011 176 с.: ил.
2. Приведите примеры веществ с ковалентной неполярной связью и с ионной связью. Каково значение электроотрицательности в образовании таких соединений?
3. Расположить в ряд по возрастанию электроотрицательности элементы второй группы главной подгруппы.
Активность простых веществ можно узнать с помощью таблицы электроотрицательности химических элементов. Обозначается как х. Подробнее о понятии активности читайте в нашей статье.
Что такое электроотрицательность
Свойство атома химического элемента притягивать к себе электроны других атомов называется электроотрицательностью. Впервые это понятие ввел Лайнус Полинг в первой половине ХХ века.
Все активные простые вещества можно разделить на две группы по физико-химическим свойствам:
- металлы;
- неметаллы.
Все металлы являются восстановителями. В реакциях они отдают электроны и имеют положительную степень окисления. Неметаллы могут проявлять свойства восстановителей и окислителей в зависимости от значения электроотрицательности. Чем выше электроотрицательность, тем сильнее свойства окислителя.
Рис. 1. Действия окислителя и восстановителя в реакциях.
Полинг создал шкалу электроотрицательности. В соответствии со шкалой Полинга наибольшую электроотрицательность имеет фтор (4), наименьшую — франций (0,7). Это означает, что фтор является сильнейшим окислителем и способен притягивать электроны от большинства элементов. Наоборот, франций, как и другие металлы, является восстановителем. Он стремится отдавать, а не принимать электроны.
Электроотрицательность является одним из основных факторов, определяющих тип и свойства химической связи, образующейся между атомами.
Как определить
Свойства элементов притягивать или отдавать электроны можно определить по ряду электроотрицательности химических элементов. По шкале элементы со значением более двух являются окислителями и проявляют свойства типичного неметалла.
Артикул | Элемент | Символ | Электроотрицательность |
Стронций | |||
Иттербий | |||
Празеодим | |||
Прометей | |||
Америций | |||
Гадолиний | |||
Диспрозий | |||
Плутоний | |||
Калифорния | |||
Эйнштейний | |||
Менделевий | |||
Цирконий | |||
Нептуний | |||
Протактиний | |||
Марганец | |||
Бериллий | |||
Алюминий | |||
Технеций | |||
Молибден | |||
Палладий | |||
Вольфрам | |||
Кислород | |||
Вещества с электроотрицательностью два или менее являются восстановителями и проявляют свойства металлов. Переходные металлы, имеющие переменную степень окисления и относящиеся к боковым подгруппам таблицы Менделеева, имеют значения электроотрицательности в пределах 1,5-2. Элементы с электроотрицательностью, равной или меньшей единицы, обладают ярко выраженными свойствами восстановителя. Это типичные металлы.
В ряду электроотрицательности металлические и восстановительные свойства возрастают справа налево, а окислительные и неметаллические — слева направо.
Рис. 2. Ряд электроотрицательности.
Помимо шкалы Полинга узнать, насколько выражены окислительные или восстановительные свойства элемента, можно с помощью периодической таблицы Менделеева. Электроотрицательность увеличивается в периодах слева направо по мере увеличения атомного номера. В группах значение электроотрицательности уменьшается сверху вниз.
Рис. 3. Периодическая таблица.
Чему мы научились?
Электроотрицательность относится к способности элементов отдавать или принимать электроны. Эта характеристика помогает понять, насколько ярко выражены свойства окислителя (неметалла) или восстановителя (металла) для того или иного элемента. Для удобства Полинг разработал шкалу электроотрицательности. По шкале фтор обладает максимальными окислительными свойствами, а франций — минимальными. В периодической таблице свойства металлов возрастают справа налево и сверху вниз.
Тест по теме
Отчет об оценке
Средняя оценка: 4,6. Всего полученных оценок: 75.
На этом уроке вы узнаете о закономерностях изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде. На ней вы рассмотрите, от чего зависит электроотрицательность химических элементов. На примере элементов второго периода изучите закономерности изменения электроотрицательности элемента.
Тема: Химическая связь. Электролитическая диссоциация
Урок: Закономерности изменения электроотрицательности химических элементов в группе и периоде
Закономерности изменения значений относительной электроотрицательности в периоде
Рассмотрим на примере элементов второго периода закономерности изменения значений их относительной электроотрицательности. Рисунок 1.
Рис. 1. Закономерности изменения значений электроотрицательности элементов 2-го периода
Относительная электроотрицательность химического элемента зависит от заряда ядра и радиуса атома. Во второй период элементов входят: Li, Be, B, C, N, O, F, Ne. От лития к фтору увеличивается заряд ядра и число внешних электронов. Количество электронных слоев остается неизменным. Это означает, что сила притяжения внешних электронов к ядру увеличится, и атом как бы сожмется. Радиус атома от лития до фтора уменьшится. Чем меньше радиус атома, тем сильнее внешние электроны притягиваются к ядру, а значит, тем больше значение относительной электроотрицательности.
В период с увеличением заряда ядра радиус атома уменьшается, а значение относительной электроотрицательности увеличивается.
Рис. 2. Закономерности изменения значений электроотрицательности элементов VII-А группы.
Закономерности изменения значений относительной электроотрицательности в основных подгруппах
Рассмотрим закономерности изменения значений относительной электроотрицательности в основных подгруппах с использованием элементов VII-А группы как пример. Рис.2. В седьмой группе основную подгруппу составляют галогены: F, Cl, Br, I, At. На внешнем электронном слое эти элементы имеют одинаковое число электронов — 7. С увеличением заряда атомного ядра при переходе от периода к периоду увеличивается число электронных слоев, а значит, увеличивается и радиус атома. Чем меньше радиус атома, тем больше значение электроотрицательности.
В основной подгруппе с увеличением заряда атомного ядра радиус атома увеличивается, а значение относительной электроотрицательности уменьшается.
Поскольку химический элемент фтор расположен в правом верхнем углу Периодической таблицы Д.И. Менделеева, его значение относительной электроотрицательности будет максимальным и численно равным 4.
Вывод: Относительная электроотрицательность увеличивается по мере уменьшения радиуса атома.
В периоды с увеличением заряда ядра атома увеличивается электроотрицательность.
В основных подгруппах с увеличением заряда атомного ядра уменьшается относительная электроотрицательность химического элемента. Наиболее электроотрицательным химическим элементом является фтор, так как он расположен в правом верхнем углу Периодической таблицы Д.И. Менделеев.
Подведение итогов урока
На этом уроке вы узнали о закономерностях изменения электроотрицательности элементов в группе и периоде. На ней вы рассмотрели, от чего зависит электроотрицательность химических элементов. На примере элементов второго периода изучены закономерности изменения электроотрицательности элемента.
1. Рудзитис Г.Е. Неорганическая и органическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Э. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просветление. 2011 176 с.: ил.
2. Попель П.П. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П.П. Попель, Л.С. Кривля. -К.: ИЦ «Академия», 2008. — 240 с.: ил.
3. Габриелян О.С. Химия. Учебник для 9 класса. Издательство: Дрофа.: 2001. 224с.
1. № 1,2,5 (стр. 145) Рудзитис Г.Е. Неорганическая и органическая химия.