«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Учебник белорусский язык 9 класс: Беларуская мова. 9 клас | Скачать

Беларуская мова 9 клас Гардзей Навіцкі Тамашэвіч 2011

Оцените учебник!

(1)

Білоруська мова. Навчальний посібник для 9 класу загальноосвітніх установ з білоруською та російською мовами навчання. (Білоруське видання).

• Автор: Н.М.Гордей, П.Л.Новицький, З.М.Томашевич
• Видавництво: «Національний інститут освіти»
• Рік видання: 2011
• Сторінок: 264
• Формат файлу: pdf

 

У цэнтральнай частцы Еўропы спрадвек жывуць шматлікія народы, якія традыцыйна лічацца роднасны-мі. Да іх належаць рускія, беларусы, украінцы, палякі, чэхі, славакі, балгары, македонцы, сербы, харваты, славенцы і інш. Усе яны называюцца агульным імем — славяне.

Гэтыя народы карыстаюцца славянскімі мовамі. Нягледзячы на тое, што славянскія мовы значна адрозніваюцца паміж сабой, у іх многа агульнага ў фанетыцы, граматыцы і лексіцы.

Нават спецыяльна не вывучаючы якую-небудзь славянскую мову, мы знойдзем у ёй і словы, блізкія ці тоесныя па гучанні і значэнні.

Наяўнасць дастаткова вялікай колькасці падобных слоў у славянскіх мовах часткова тлумачыцца тым, што яны развіліся з адной мовы (яе ўмоўна называюць праславянскай), якая сёння ўжо не існуе. Такім чынам, славянскія мовы роднасныя па паходжанні.

Паколькі славянскія мовы роднасныя па паходжанні, то і прарадзіма славян (іх называюць праславянамі, праславянскім народам, праславянскім этнасам) павінна быць агульнай. Ёсць шэраг навуковых тэорый аб тэрыторыі рассялення старажытных славян:
а) раёны сучаснай цэнтральнай Полынчы — міжрэч-ча Віслы і Одэра;
б) басейн Заходняга Буга аж да сярэдняга Дняпра;
в) вузкая паласа (300—400 км), якая цягнецца ад Одэра да Дняпра і інш.

 

pick_biloruska_mova_be_ru_9_gordey.pdf HOT

 21.04.2017 12:22:00  7 MB  130

Скачать

  • # Навчання російською мовою
  • # Білоруські видання
  • # білоруська мова
  • # гордей
  • # новицький
  • # томашевич
Похожие материалы (по тегу)

Беларуская мова 9 клас Валочка Васюковіч Зелянко 2019

Информатика 9 класс Заборовский Лапо Пупцев 2009

Английский язык 9 класс Лапицкая Демченко Волков 2011

Английский язык 9 класс Юхнель Демченко Наумова 2012

Биология 9 класс Мащенко Борисов 2011

Беларуская літаратура 9 клас Рагойша Шамякіна Кабржыцкая Праскаловіч 2011

Геометрия 9 класс Шлыков 2012

География 9 класс Науменко Стреха 2011

Всемирная история 9 класс Кошелев 2010

История Беларуси 9 класс Морозова Сосно Панов 2011

Обществоведение 9 класс Вишневский Гирина Данилевич 2009

Немецкий язык 9 класс Будько Урбанович 2011

Испанский язык 9 класс Гриневич 2011

Русский язык 9 класс Мурина Литвинко Долбик 2011

Китайский язык 9 класс Пониматко Михалькова Филимонова Хунюнь 2014

Русская литература 9 класс Царёва Капцев Капшай 2009

ГДЗ решебник по 9 класс Валочка, Васюковіч, Зелянко, Якуба учебник Национальный институт образования

Белорусский язык 9 класс

Тип пособия: Учебник

Авторы: Валочка, Васюковіч, Зелянко, Якуба

Издательство: «Национальный институт образования»

Качественный помощник девятиклассников

Многие школьники с нетерпением ждали этого года, так как намереваются после экзаменов навсегда покинуть Альма-матер. Однако им предстоит еще доказать свои знания на последнем испытании, для чего необходимо хорошо знать текущую программу по белорусскому языку. Освоить все необходимые аспекты подросткам поможет «ГДЗ по белорусскому языку 9 класс Учебник Валочка (Национальный институт образования)». С помощью этого справочника учащиеся смогут:

  1. Планомерно исследовать каждую тему.
  2. Вникнуть в суть всех грамматических правил.
  3. Улучшить качество своих письменных работ и ответов у доски.
  4. Заслужить хорошие оценки по предмету.
  5. Устранить любые пробелы в знаниях.
  6. Отвечать даже на самые каверзные вопросы по нюансам материала.

Как бы не была сложна программа по дисциплине, учащиеся без труда ее освоят, если у них под рукой будет столь полезный информационный сборник. Теперь ребятам нет нужды искать громоздкое печатное издание, так как открыть решебник можно прямо со своего телефона.

ГДЗ содержит только правильные сведения

На страницах пособия представлено 293 упражнения, к каждому из которых дан верный ответ, исчерпывающее решение и подробные комментарии авторов по особо сложным моментам. Правильно оперируя этой информацией ученики получают возможность:

  • быстро проверить д/з;
  • выявить, и устранить недочеты;
  • надолго усвоить правила грамматики.

В наше время работодатели очень придирчивы к уровню образованности своих подчиненных, поэтому навряд ли они примут на хорошо оплачиваемую должность человека, допускающего элементарные ошибки при письме. Чтобы не сталкиваться с такими проблемами, необходимо досконально изучить родной диалект, в чем и поможет решебник.

Решебник необходим для усвоения материала

Большой ошибкой школьников является то, что они приступают к выполнению заданных на дом уроков бессистемно. Хватаются сначала за одно, потом за другое. В итоге их мысли тоже путаются, так что потом сложно вспомнить, о чем же говорил учитель в классе. А так как в учебниках порой приводится далеко не вся информация, то таким образом, легко получить пробел в знаниях. Избежать подобных недочетов, и связанного с ними падения успеваемости, поможет «ГДЗ по белорусскому языку 9 класс Учебник Валочка Г. М., Зелянко В.У., Васюкович Л.С., Якуба С.М. (Национальный институт образования)».

Решение из книги

упр. 1упр. 2упр. 3упр. 4упр. 5упр. 6упр. 7упр. 8упр. 9упр. 10упр. 11упр. 12упр. 13упр. 14упр. 15упр. 16упр. 17упр. 18упр. 19упр. 20упр. 21упр. 22упр. 23упр. 24упр. 25упр. 26упр. 27упр. 28упр. 29упр. 30упр. 31упр. 32упр. 33упр. 34упр. 35упр. 36упр. 37упр. 38упр. 39упр. 40упр. 41упр. 42упр. 43упр. 44упр. 45упр. 46упр. 47упр. 48упр. 49упр. 50упр. 51упр. 52упр. 53упр. 54упр. 55упр. 56упр. 57упр. 58упр. 59упр. 60упр. 61упр. 62упр. 63упр. 64упр. 65упр. 66упр. 67упр. 68упр. 69упр. 70упр. 71упр. 72упр. 73упр. 74упр. 75упр. 76упр. 77упр. 78упр. 79упр. 80упр. 81упр. 82упр. 83упр. 84упр. 85упр. 86упр. 87упр. 88упр. 89упр. 90упр. 91упр. 92упр. 93упр. 94упр. 95упр. 96упр. 97упр. 98упр. 99упр. 100упр. 101упр. 102упр. 103упр. 104упр. 105упр. 106упр. 107упр. 108упр. 109упр. 110упр. 111упр. 112упр. 113упр. 114упр. 115упр. 116упр. 117упр. 118упр. 119упр. 120упр. 121упр. 122упр. 123упр. 124упр. 125упр. 126упр. 127упр. 128упр. 129упр. 130упр. 131упр. 132упр. 133упр. 134упр. 135упр. 136упр. 137упр. 138упр. 139упр. 140упр. 141упр. 142упр. 143упр. 144упр. 145упр. 146упр. 147упр. 148упр. 149упр. 150упр. 151упр. 152упр. 153упр. 154упр. 155упр. 156упр. 157упр. 158упр. 159упр. 160упр. 161упр. 162упр. 163упр. 164упр. 165упр. 166упр. 167упр. 168упр. 169упр. 170упр. 171упр. 172упр. 173упр. 174упр. 175упр. 176упр. 177упр. 178упр. 179упр. 180упр. 181упр. 182упр. 183упр. 184упр. 185упр. 186упр. 187упр. 188упр. 189упр. 190упр. 191упр. 192упр. 193упр. 194упр. 195упр. 196упр. 197упр. 198упр. 199упр. 200упр. 201упр. 202упр. 203упр. 204упр. 205упр. 206упр. 207упр. 208упр. 209упр. 210упр. 211упр. 212упр. 213упр. 214упр. 215упр. 216упр. 217упр. 218упр. 219упр. 220упр. 221упр. 222упр. 223упр. 224упр. 225упр. 226упр. 227упр. 228упр. 229упр. 230упр. 231упр. 232упр. 233упр. 234упр. 235упр. 236упр. 237упр. 238упр. 239упр. 240упр. 241упр. 242упр. 243упр. 244упр. 245упр. 246упр. 247упр. 248упр. 249упр. 250упр. 251упр. 252упр. 253упр. 254упр. 255упр. 256упр. 257упр. 258упр. 259упр. 260упр. 261упр. 262упр. 263упр. 264упр. 265упр. 266упр. 267упр. 268упр. 269упр. 270упр. 271упр. 272упр. 273упр. 274упр. 275упр. 276упр. 277упр. 278упр. 279упр. 280упр. 281упр. 282упр. 283упр. 284упр. 285упр. 286упр. 287упр. 288упр. 289упр. 290упр. 291упр. 292упр. 293

Решение из книги: упр. 1

Решение

В самой темной Беларуси | Тимоти Снайдер

Алина Крушинская

Виктор Мартинович в кафе новостей в Минске, где происходит начало Паранойя , 2009

Летом в белорусской столице Минске молодые пары берут напрокат лодки. Они плывут, казалось бы, бесцельно по течению Свислочи, пока не оказываются под мостом. Затем они гребут против течения так долго, как могут, в надежде найти укрытие от солнца и посторонних глаз. Сюжет русскоязычного романа белорусского писателя Виктора Мартиновича Паранойя заключается в том, что это невозможно. Когда полицейское государство, такое как сегодняшняя белорусская диктатура, приближается к идеальному контролю, кто-то всегда наблюдает. Молодые влюбленные наблюдают друг за другом, понимают они это или нет. Единственный способ быть в безопасности в таком обществе — отказаться от любви, но настоящее одиночество вызывает паранойю.

В начале романа молодой писатель Анатолий оказывается один, его возлюбленная Лиза исчезла из ее квартиры на улице Карла Маркса. Он сует для нее записки под дверь, где они должным образом перехватываются, копируются и интерпретируются КГБ. 1 Эти полицейские документы открывают роман, предлагая читателю взглянуть на молодого человека глазами властей. Затем Анатолий вспоминает отношения, которые сначала кажутся поразительными своей чистотой (его фамилия Невинский звучит как «невинные»). В кафе молодой человек здоровается с девушкой, спрашивая: «Вы долго ждали?» и получает ответ «Всю жизнь». Любовная связь протекает с такой страстью, что влюбленные даже не узнают имен друг друга, пока не поссорятся. Источником напряжения является другой мужчина Лизы: Муравьев, министр госбезопасности, который контролирует (очевидно, белорусское) государство, занимает все важные посты и может заставить людей исчезнуть.

Муравьев, не только диктатор, но и пианист, не столько Большой Брат, сколько Большой Любовник; в Paranoia условности menage à trois искусно накладываются на условности антиутопии. Лиза, кажется, беременна. Кто отец? Она как бы внушает каждому мужчине по очереди, что это он. Кажется, Лизу убили. Кто это сделал? Муравьев утверждает, что не знает, но это кажется маловероятным, и, конечно, вряд ли он в этом признается. Сначала Анатолий ищет Лизу и противостоит Муравьеву, но на допросе признается в убийстве. Соответствует ли его признание тому, что произошло на самом деле? Или, сознавшись в содеянном, Анатолий помогает режиму скрыть свое последнее убийство? Они с Муравьевым в каком-то смысле вместе?

Мартинович, 1977 года рождения, вырос в условиях диктатуры, которую Александр Лукашенко установил в постсоветской Беларуси с 1994 года. В романе он обновляет некоторые основные темы классической восточноевропейской диссидентской литературы. Система — это не просто правители, это еще и управляемые. 2 Самоконтроль важнее, чем контроль; вольно или невольно влюбленные предают друг друга; мы все предаем себя в конце концов. В Анатолии Мартинович изображает писателя, который, критикуя эстетику тоталитаризма, тяготеет к его силе. Анатолий, похоже, хочет того, что есть у Муравьева. Он подробно описывает латте макиато, который пьет Лиза, артефакт образа жизни, который на самом деле доступен только внутри системы. Он испытывает отвращение, но заинтригован ее черным автомобилем и номерами КГБ. Анатолий встречает государство в притягательной среде тела молодой женщины или на достойной платформе высокой культуры. В конце концов, Анатолий бросает вызов Муравьеву после того, как министр госбезопасности исполнил Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром № 24.

Беларусь романа сильно напоминает диктатуру Лукашенко. Беларусь — восточноевропейское государство среднего размера, граничащее с Польшей на западе, Россией на востоке, Литвой и Латвией на севере и Украиной на юге. Являясь центром на протяжении полутысячелетия средневекового Великого княжества Литовского и раннего Нового времени Речи Посполитой, он стал пограничной территорией Российской империи в конце восемнадцатого века. Поскольку вся территория современной Беларуси в девятнадцатом веке находилась под властью царей, национальное движение возникло с трудом. Главной местной религией была униатская церковь, восточная по обряду, но подчиненная Ватикану. Он был объединен с русским православием. Местный язык, белорусский, был достаточно близок как к русскому, так и к польскому, поэтому местные элиты, стремящиеся к социальному продвижению, склонны выбирать тот или иной. Белорусское движение начало набирать сторонников в начале двадцатого века, но недолговечная Белорусская Народная Республика была поглощена большевистской Россией. Советское руководство поначалу поощряло белорусскую культуру, пока Сталин не уничтожил почти всех значительных белорусских писателей во время Большого террора 1937–1938.

Во время Великой Отечественной войны советские партизаны расстреляли белорусских школьных учителей как немецких коллаборационистов. Евреи в Беларуси, как правило, говорили по-белорусски, и действительно, одним из первых крупных белорусских активистов был еврей. Массовые расстрелы белорусских евреев немцами во время войны практически вытеснили эту группу из нынешней Беларуси; в годы после войны была открыта только одна синагога в месте, которое когда-то было крупным центром еврейской жизни.

Реклама

После победы СССР советская Беларусь была расширена на запад за счет Польши, а десятки тысяч поляков и евреев были изгнаны с новых территорий в Польшу. В послевоенные десятилетия Минск был воссоздан как советский мегаполис, утвердился русский язык, а вдоль тогдашней западной границы СССР были созданы базы Красной Армии.

Беларусь стала независимым государством после распада Советского Союза в 1991 году. Три года спустя Лукашенко выиграл свободные выборы и с тех пор шаг за шагом установил политическую диктатуру. Исторические ссылки Мартиновича, хотя и редкие и неясные, не оставляют сомнений в отношении обстановки. Действие самого романа происходит в городе, который деталь за деталью напоминает сегодняшний Минск. Вызов Мартиновича режиму Лукашенко был достаточно очевиден. Его роман сняли с прилавков через два дня.

Поехать в Беларусь или из Беларуси — значит познакомиться с КГБ. В европейском аэропорту, из которого вы вылетаете в Минск, у выхода на посадку патрулирует чиновник, скорее всего, женщина и на первый взгляд безобидный. В какой-то момент она спрашивает у каждого пассажира паспорт, правда, на каком основании, немного неясно. В минском аэропорту, когда вы вылетаете из Беларуси, очевидный сотрудник КГБ в последний раз проверяет ваши документы перед тем, как вы сядете в самолет. Затем он садится с вами в самолет. Сотрудник КГБ, вероятно, сопровождает белорусского чиновника в поездке за границу, так как белорусы любой значимости не могут путешествовать без политического сопровождающего. Но, возможно, он также наблюдает за вами. Как только у вас появляется эта мысль, вы попадаете в мир паранойи, которой занимается Мартинович.

Только в таких местах, как аэропорты, вы вообще заметите КГБ, поэтому, конечно, вы также можете начать задаваться вопросом, кто является тайной полицией, а кто нет. Для белорусов признание почти всегда приходит слишком поздно, когда производится арест. Как и в первой сцене романа Мартиновича, где письма выхватывают и читают, КГБ имеет право войти в любое здание в любое время. Другие и очень многочисленные полицейские силы Беларуси, напротив, должны быть на виду. Цель камуфляжной формы — позволить солдатам сражаться незамеченными; при ношении ударниками в Минске они только подчеркивают угрозу. На углах улиц и на платформах метро стоят сотрудники МВД в парадной форме, с дубинками или личным оружием. Это все помимо вездесущей городской полиции в форме. Все эти силовики контролируются Лукашенко; МВД и КГБ находятся в ведении его сына Виктора. 3

В Минске тоже полно солдат и офицеров. Офицеры носят большие кепки и плохо сидящую форму и несут портфели. Призывники носят красные звезды на нарукавных повязках, напоминая о советской эпохе, которую они все слишком молоды, чтобы помнить. Они говорят друг с другом на русском языке, который является доминирующим языком страны и языком командования белорусских вооруженных сил. Сегодня в вооруженных силах служит примерно один гражданин Беларуси из сорока трех, что намного превышает показатель любого из соседей Беларуси и является одним из самых высоких показателей в мире. Призыв и длительный срок службы являются формой социального контроля. Молодых людей, которые, как кажется, могут бросить вызов режиму Лукашенко, призывают досрочно и отправляют на базы далеко от дома.

Общественное пространство Минска, спроектированное советскими властями после того, как немцы разрушили город во время Второй мировой войны, не допускает уединения. Мартинович просит Анатолия описать город, созданный по заказу КГБ, с длинными широкими проспектами и болезненно открытыми общественными пространствами. На площади Независимости, огромной площади в центре города, негде сидеть. Минск настолько чист, что Вена выглядит немного грязно. Его улицы постоянно подметают санитары в форме. Мартинович украсил свой вымышленный Минск сексуальными рекламными щитами, изображающими офицеров КГБ, похожих на Бэтмена. На самом деле есть вращающиеся знаки, попеременно посвященные победе Советского Союза во Второй мировой войне и изображающие женщин в бикини. В Минске почти все ходят пешком, а не ездят, так что времени на обдумывание пропаганды у белорусов предостаточно. Многие автомобили на улицах Минска (судя по номерным знакам) используются государственными чиновниками. Кажется, что нет парка служебных автомобилей, а скорее коллекция разномастных автомобилей немецкого производства, перекрашенных в черный цвет после того, как они были конфискованы у людей, укравших их в первый раз.

Реклама

«Они пошли домой, — пишет в какой-то момент Мартинович о своих любовниках, — куда им еще было идти?» В центре Минска кварталы простираются на километры без единой скамейки. Сообщение безошибочно: когда вы завершили свои дневные дела, возвращайтесь в свою квартиру. Но сам дом, как и в советской системе, продолжением которой во многом является режим Лукашенко, на самом деле не является частной сферой в западном понимании. Хотя частная собственность признается законом, право собственности может быть оспорено по техническим причинам в любое время. Около четырех пятых работников наняты государством, поэтому почти ни у кого нет самостоятельной возможности платить арендную плату или ипотеку. Большинство государственных служащих работают по однолетним контрактам. Если они проявят какие-либо признаки неповиновения режиму, им может быть отказано в средствах к существованию посредством осторожной меры непродления. Не существует независимых профсоюзов или торговых палат для защиты прав рабочих или предпринимателей.

Несмотря на торжественные обещания прав в белорусской конституции, все, что прямо не разрешено, запрещено. Чтобы сделать что-либо публичного характера, граждане должны сначала объявить о том, что они делают, и назвать организацию, в рамках которой будет происходить действие. Действие и организация должны быть явно одобрены и зарегистрированы государством. Когда власти хотят, чтобы организация исчезла, они угрожают владельцу здания, в котором она имеет юридический адрес, вплоть до ее исключения, а затем преследуют ее членов за незаконное участие в группе без юридического адреса. Жупел «регистрации» сводится к попытке тотального социального контроля. В прошлый курортный сезон пятнадцать граждан Беларуси, одетых в красное и белое и с накладными бородами, объявили, что планируют распространять рождественские поздравления «как незарегистрированная ассоциация Дедов Морозов». 4 Им сообщили, что если они это сделают, то будут привлечены к ответственности. В мае этого года ОМОН разогнал небольшую группу, выступавшую за права геев. В июле несколько сотен молодых людей отметили военную годовщину публичным боем подушками. ОМОН произвел несколько десятков арестов.

Николай Петров/AP Images

Президент Александр Лукашенко, Минск, 9 мая 2010 г.

Бой подушками, по сути, представлял собой флешмоб, организованный студентами с использованием еще не освоенных властями электронных средств. Однако в целом Интернет и университет, новый и традиционный бастионы юношеского бунта, далеко не безопасны. Интернет-кафе, которых в любом случае мало, должны сообщать о своих клиентах в полицию. Только около 8 процентов населения Беларуси имеют доступ к Интернету, и только правительству разрешено иметь интернет-домены.

В университеты, как и в общественную жизнь в целом, проникают ГОНГО: организованные государством неправительственные организации. Старшеклассникам говорят, что они должны вступить в Союз молодежи Лукашенко, если хотят поступить в университет. Их преподаватели должны еженедельно посещать занятия по идеологической ориентации. Все университеты и школы, в том числе частные учреждения, находятся под непосредственным контролем министра образования. Академия наук находится в личном ведении президента.

Главный герой Мартиновича Анатолий видит целью режима «стабильность». Помимо господства в публичной сфере и изоляции граждан, режим Лукашенко также проводит третью стратегию, которую можно назвать прозябанием. Вероятно, наиболее близким историческим аналогом идеологии Лукашенко является идеология вишистской Франции маршала Петена: идеализация очага и дома, неравноправный и надоедливый союз с могущественным восточным соседом и постоянное осуждение чужаков. Идеал Лукашенко Беларусь — аграрная страна. Как он сам говорит: «Я не такой, как другие президенты. Во мне корова». 5 Лукашенко правит страной, где сельское хозяйство все еще коллективизировано; он сам бывший директор колхоза.

Это означает, что крестьяне являются государственными служащими, которые не владеют землей и имеют очень мало шансов покинуть ее. Бедность белорусской деревни, возможно, ключевое наследие советской системы, представлена ​​как идиллия. Неофициальный национальный девиз — «Цвети Беларусь!» — но цветение — это не то, что делают люди, это то, что делают растения. Пропаганда Лукашенко представляет свой собственный народ, белорусов, как нечто менее зрелое политическое государство. Это скорее этнос, одетый в народные костюмы советских времен, где-то среди скота и посевов, заботящийся в основном о еде и крове.

Лукашенковская кампания денационализации, далекая от примитивизма деревенского халтурщика, годами функционировала как умная стратегия международных отношений. Вместо того чтобы подчеркивать индивидуальный характер белорусского народа, Лукашенко обращался со своими гражданами как с неким идеологическим сырьем. Он, так сказать, экспортировал национальную гордость своего народа в Россию, где российские лидеры, испытывающие ностальгию по империи, страстно верили, что две нации могут однажды воссоединиться. В обмен на потакание русским идеям белорусской безнациональности и попытки распространить их среди самих белорусов Лукашенко получил очень дешевый российский природный газ. Он польстил российским лидерам от Ельцина до Медведева риторикой неполноценности: Россия, по словам Лукашенко, — это «мамочка» Беларуси. Он также регулярно соглашался на различные формы экономического союза с Россией и обещал политическую интеграцию. Он позаботился о том, чтобы ни одно из этих двусторонних соглашений никогда не было полностью реализовано; в результате российские энергетические субсидии просто позволили Лукашенко удовлетворить большую часть белорусского общества мерой экономической безопасности. 6 Его стратегия правления, очень успешная до недавнего времени, зависела от согревания русских сердец панславянской риторикой и обогрева белорусских домов дешевым природным газом.

Последние пятнадцать лет белорусам рассказывают историю, призванную оправдать это любопытное устройство. В то время как большинство новых независимых государств прославляют национальную историю, в постсоветской Беларуси режим Лукашенко вообще отрицает существование белорусской истории. Лукашенко сначала использовал учебники советской эпохи в белорусских школах, а затем нанял своего бывшего учителя истории Якова Трещенка для написания нового учебника. В этом отношении белорусская политическая история по существу совпадает с советской политической историей. Белорусы стали политически сознательными благодаря большевистской революции и процветали под братским руководством Москвы. Белорусы и русские стояли вместе во время немецкого вторжения. К счастью, советская власть была восстановлена ​​после войны и даже распространилась на запад, в результате чего весь белорусский народ попал под советскую власть.

Эта версия событий использует особое историческое положение Беларуси. Белорусы остаются наедине со своей недавней историей, поскольку почти никто за пределами страны не признает катастрофу немецкой оккупации. За неимением других версий, именно это страдание привлекает белорусов к старому советскому нарративу об искуплении через освобождение Красной Армией. 7

Около пятой части населения Советской Беларуси погибло во время немецкой оккупации. Более 300 тысяч белорусов были расстреляны во время немецких антипартизанских действий, еще сотни тысяч умерли от голода в лагерях для военнопленных. Катаклизм военного времени был использован как советская контрпропаганда. В 1940, советские НКВД убили польских офицеров в лесу на западе России Катынь . Чтобы запутать вопрос, советские власти выбрали белорусскую деревню с похожим названием, Хатынь, , для памятного места, напоминающего о поселениях, разрушенных немцами. 8

В апреле этого года, когда российские лидеры вместе с поляками решили публично почтить память жертв Катыни, лукашенковская Беларусь прошла через пароксизм ревности к мученичеству. Когда польский президент и еще девяносто пять человек погибли в авиакатастрофе по пути в Катынь, Лукашенко был единственным лидером соседней страны, не объявившим день траура. Вскоре после аварии в белорусской газете была опубликована статья, в которой говорилось, что Польша как-то виновата в массовых убийствах, заказанных Сталиным в Катыни. 9

Точно так же история белорусов как жертв и победителей не может вместить Холокост. Как советские историки считали убитых евреев советскими гражданами, так и белорусские историки теперь считают их гражданами Беларуси. Придворный историк Лукашенко Трещенок отвергает классификацию жертв по национальному признаку. Это упускает из виду особенно кровавый характер немецкой оккупации для евреев. Белорусы как народ пострадали во время войны больше, чем любая другая группа в Европе, кроме евреев. Тем временем сносят старые еврейские кварталы и синагоги. В прошлом году через еврейское кладбище прорыли канализационную трубу, в результате чего были обнаружены человеческие останки. Лукашенко называет себя «православным атеистом», а его идеологи представляют Беларусь как принадлежащую к восточнохристианской цивилизации. В учебниках мало говорится о католиках и еще меньше о евреях. Белорусские историки, работающие в Беларуси, не могут пересматривать эти сугубо советские позиции. Одна диссертация о повседневной жизни в советской Белоруссии между 1944 и 1953 год был отклонен в прошлом году (опять же Трещенком), потому что в нем Россия не была представлена ​​как «биологическая мать» Беларуси. 10

На самом деле история Беларуси древняя и увлекательная. Страна на протяжении веков была домом для восточных и западных христиан, евреев и мусульман. Адам Мицкевич, польский народный поэт, родился на территории современной Беларуси, которую он называл Литвой, в населенном евреями городе недалеко от мечети. Земли сегодняшней Беларуси лежали в центре Великого княжества Литовского, одного из крупнейших государств средневековой Европы. Местные бояре принимали участие в парламенте Речи Посполитой, которую Великое княжество образовало с Польшей в шестнадцатом веке. Государственным языком Великого княжества был славянский язык, близкий к белорусскому. До Нового времени белорусская история довольно сильно отличалась от русской. В учебнике для десятиклассников, написанном по-русски Трещенком, институты полутысячелетия трактуются как чуждые, а союз с Россией преподносится как судьба. Это отчетливо проявляется в трактовке восстания 1863–1864 годов, в ходе которого некоторые дворяне и крестьяне боролись против Российской империи. Вместо того, чтобы прославлять белорусских повстанцев, учебник восхваляет российского чиновника, который их повесил. 11

В Paranoia Мартинович обычно предпочитает отсылки к современной западной культуре ссылкам на белорусскую историю; он вызывает, например, Матрицу. Но самым непосредственным ударом его романа по режиму Лукашенко является косвенная ссылка на восстание и казни 1863–1864 годов. Имя русского имперского чиновника, заказавшего повешение, было Михаил Николаевич Муравьев. Имя министра госбезопасности Беларуси в Паранойя — Николай Михайлович Муравьев. Ссылка на российскую фигуру была прямым вызовом, пусть и понятным только белорусам и русским, идеологии режима Лукашенко. В Восточной Европе исторического Муравьева помнят как «палача». В учебнике истории, который читают белорусские десятиклассники, Муравьев был «не только «палачом». Он был еще и очень талантливым администратором и организатором». 12 Роман Мартиновича дает представление о том, насколько неприятной была бы эта конкретная комбинация.

Paranoia отражает пустоту белорусского государственного социализма, подкрепленную финансируемой за счет долга атмосферой западного потребительства. Вы можете съесть Биг Мак на улице Фридриха Энгельса. Вы можете пить местную Bela Cola из красных и белых бутылок со знакомыми надписями, а также слушать аудиорекламу Coca-Cola в вагонах метро. Во время холодной войны Соединенные Штаты предлагали списание долгов скрипучим коммунистическим режимам в обмен на освобождение политических заключенных или обещания реформ. Однако сегодняшняя Беларусь должна деньги не только западным странам и международным организациям, но и России и Китаю. Режим в Белоруссии, скорее всего, изменится, когда руководство России решит, что пришло время прекратить поставки дешевого природного газа.

Возможно, скоро. В июле крупный российский телеканал показал документальный фильм о Лукашенко под названием «Крестный отец ». Его основной (и правдоподобный) тезис заключался в том, что за исчезновением пяти белорусских граждан, считавшихся противниками Лукашенко, стоит белорусский правительственный эскадрон смерти. Также поднимался деликатный вопрос о внебрачном сыне Лукашенко Коле. Телеканал НТВ принадлежит газовому концерну «Газпром», контрольный пакет акций которого принадлежит российскому правительству.

19 декабря Лукашенко в четвертый раз предстоят президентские выборы. Он может баллотироваться на любое количество сроков; как он сам признает, его режим фальсифицирует результаты. Он дал понять, что хочет оставаться у власти до тех пор, пока Коля не будет готов сменить его, а Коле шесть лет. У Москвы, кажется, другие идеи, хотя неясно, кого, кроме Лукашенко, можно поддержать. В момент, когда Медведев и Обама, похоже, готовы пойти на компромиссы ради американо-российских отношений, можно предположить — и справедливо — что Россия может согласиться с США и Европейским Союзом, чтобы рискнуть и поддержать свободные выборы в Беларуси в 2011. Если посторонние хотят, чтобы выборы в Беларуси были свободными и честными, им придется настоять на том, чтобы самим принять участие в подсчете голосов. В противном случае Лукашенко просто ответит на требование независимой проверки, придумав ГОНГО и заставив их участвовать в фальсификации.

Это не значит, что оппозиции Лукашенко нет; скорее, в сегодняшней Беларуси гражданам просто невозможно свободно участвовать в такой деятельности, как подсчет голосов. После последних президентских выборов, в январе 2006 года, десятки тысяч белорусов протестовали против фальсификаций на морозе на площади Независимости, пока ОМОН не разогнал несгибаемых. Лукашенко настолько доминировал в жизни страны, что мог бы выиграть президентские выборы, даже если бы они были свободными и честными, и даже без дешевого российского природного газа. Но если агрессивный международный мониторинг создаст теоретические шансы на поражение Лукашенко, ему, по крайней мере, придется провести кампанию. Это может вызвать дискуссию о том, каким обществом должна быть Беларусь в XXI веке.

Лукашенковская Беларусь ничего так не напоминает, как 1970-е годы, когда диктатор взрослел в советской Беларуси, в колхозе, изучая советскую историю. Возможно, поэтому в романе Мартиновича возобновляется тот акцент, который тогда антикоммунистические диссиденты делали на индивидуальности. Какими бы важными ни были демократические процедуры, противники коммунизма в Восточной Европе чаще говорили о правах человека. Без прав человека демократией можно, как говорят в Восточной Европе, управлять. И прежде всего быть свободным означает найти это прохладное место под мостом и оставаться там, несмотря на течение. Анатолию хочется посмотреть в глаза другому человеку и увидеть не страх, а узнавание. «Знаю, знаю, — говорит он, — я слишком многого прошу». Но он просит правильные вещи.

— 29 сентября 2010 г.

500 лет белорусскому книгопечатанию

(Далее сообщение Регины Фраковяк, специалиста по справочной информации, Европейский отдел.)

Объемное изображение Скорины. Матульский Р.С. и др., изд. Факсимильная копия. Книжная спадчина Франциска Скорины = Книжное наследие Франциска Скорины = Книжное наследие Франциска Скорины. Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2013-14.

Ренессанс конца 15-го и начала 16-го веков в Западной Европе породил одно из величайших изобретений в области коммуникации – печатание подвижными литерами, которое ознаменовало начало эры «массовой культуры», поскольку сделало возможным быстрое распространение новые идеи большому количеству людей. История книгопечатания началась с появлением знаменитой Библии, напечатанной в Майнце в 1454-55 годах Иоганном Гутенбергом. После этого печатные станки быстро распространились по другим европейским городам, таким как Венеция и Падуя, на территории современной Италии.

В этом, 2017 году, исполняется 500 лет белорусскому книгопечатанию благодаря молодому белорусскому ученому Франциску Скорине, который учился в Падуанском университете и стал первым известным печатником, выпустившим перевод Библии на белорусском языке. народный.

Скорина, известный гуманист, врач и переводчик, родился в городе Полоцке, на территории современной Беларуси. Вероятно, он родился где-то между 1485 и 1490 годами и умер между 1540 и 1551 годами, никто точно не знает. Можно найти множество вариантов написания имени и места рождения Скорины, например, его имя по-разному пишется как Франциск, Франциск, Франциск или Франциск, а название города как Полоцк, Полоцк или Полоцк. Известно, что между 1504 и 1506 годами Скорина учился в Ягеллонском университете в Кракове, Польша, где получил степень бакалавра искусств, а в 1512 году получил степень доктора медицины в Падуанском университете.

Скорина издал свою первую книгу в Праге, в августе 1517 года, «Псалтирь», на старобелорусском, средневековой форме белорусского языка. За ней последовали еще 23 книги Ветхого Завета под общим названием «Бивлия Русская» (полное название в переводе «Русская Библия в переводе доктора Франциска Скорины из знаменитого города Полоцка, во славу Божию и просвещение простых людей»). Каждая из 23 библейских книг имеет отдельное название и вместе состоит из 1200 страниц с текстом на белорусском языке, кроме Псалтири. Поскольку это были литургические песни, псалмы печатались на церковнославянском языке, официальном языке всех славянских православных церквей, но с белорусскими глоссами на полях. Работы также содержат 49исключительные ксилографии.

Титульный лист, Том 1, Бытие. Матульский Р.С. и др., изд. Факсимильная копия. Книжная спадчина Франциска Скорины = Книжное наследие Франциска Скорины = Книжное наследие Франциска Скорины. Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2013-14.

Страница из 7 тома, Джошуа. Матульский Р.С. и др., изд. Факсимильная копия. Книжная спадчина Франциска Скорины = Книжное наследие Франциска Скорины = Книжное наследие Франциска Скорины. Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2013-14.

Страница из Тома 6, Работа. Матульский Р.С. и др., изд. Факсимильная копия. Книжная спадчина Франциска Скорины = Книжное наследие Франциска Скорины = Книжное наследие Франциска Скорины. Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2013-14.

В 1522 году Скорина переехал в Вильно (Вильнюс) на территории тогдашней Речи Посполитой и открыл типографию. Там он создал самый замечательный молитвенник для мирян под названием «Малая подорожная книжка» («Маленькая подорожная книжка»), содержащий 436 страниц и 5 гравюр на дереве, на церковнославянском языке с современными белорусскими влияниями. Там же в Вильне в 1525 году он напечатал книгу «Апостол: Деяния и Послания Апостольская» (полное название в переводе: «Книга Деяний и Посланий Апостолов, именуемых Апостол, изданная с божьей помощью доктором Франциском Скориной Полоцкому»). ). Эта книга тоже была напечатана на церковнославянском языке, хотя и с современным белорусским влиянием.

Скорина изложил свою миссию в предисловии к «Псалтири»: «Видя великую полезность такой маленькой книги, я, Франциск, сын Скорины из Полоцка, решил напечатать «Псалтирь»… прежде всего для славы и хвалы Богу, единому в Троице, и Его Непорочной Матери Марии, а также всем ангелам и святым Божиим, и для общего блага, особенно потому, что милостивый Бог сотворил меня в этот мир из среды этих людей».

Библиотека Конгресса Специалист по Беларуси Регина Фраковяк,
стоит у памятника Скорине перед Национальной библиотекой Беларуси. (Фото: анон)

Издания Скорины отличаются изяществом и могут считаться шедеврами раннепечатного искусства. Продукция его типографий была сопоставима с западноевропейской. Небольшие книжки, которые он печатал в Вильно, называются «Славянскими Эльзевирами» по названию знаменитых издательств Эльзевиров в Лейдене и Амстердаме. Некоторые ученые также называют Скорину «Мартином Лютером Беларуси».

Все белорусы знают и восхищаются Скориной. Его именем названы улицы и несколько культурных организаций, а памятники Скорине установлены в разных местах Беларуси, в том числе самый значимый у величественного здания Национальной библиотеки Беларуси в Минске. Также в Лондоне есть Белорусская библиотека и музей Франциска Скорины.

В Библиотеке Конгресса прошли две презентации о Скорине. Первое произошло в мае 1988 года, когда гарвардский ученый Хью Олмстед обсуждал вероятность того, что монах и ученый XVI века Максим Грек, который активно переводил и писал религиозные тексты в России, основывал свою версию «Давида и Голиафа» на тексте. из Библии Скорины. Второе мероприятие в Библиотеке Конгресса состоялось в августе 2016 года, когда профессор Роман Матульский, директор Национальной библиотеки Беларуси, прочитал лекцию о замечательной жизни и достижениях Скорины. Профессор Матульский также подарил Библиотеке Конгресса 11-томное факсимильное издание произведений Скорины, включающее в себя первое издание на белорусском языке первых книг Библии.

Добавить комментарий