«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Практические работы по географии решебник 9 класс: ГДЗ География Супрычев 9 класс Рабочая тетрадь Топ

География в 9 классе — урок географии

Хозяйство и население России

  1. Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники информации. Современная политическая карта мира. Этапы формирования.
  2. Географическое положение РФ.
  3. Территория РФ. Физико- и экономико-географическое положение страны. Государственные границы. Практическая работа. Характеристика экономико-географического положения РФ.
  4. Заселение и освоение территории России. Этапы заселения территории России и формирование государства.
  5. Численность и естественное движение населения. Изменение численности населения Земли и России. Причины, влияющие на численность населения государства.
  6. Демографические кризисы. Типы воспроизводства. Половозрастной состав населения.
  7. Практическая работа. Изучение и анализ статистических и графических материалов, характеризующих численность, движение населения, тенденции его изменения.
  8. Миграции населения. Внутренние и внешние миграции, их причины и виды. Направления миграционных потоков.
  9. Расселение. Городское и сельское население. Плотность населения, ее влияние на жизнь людей, окружающую среду, хозяйство. Главная полоса расселения. Типы населенных пунктов. Отличия сельского образа жизни от городского.
  10. Урбанизация. Различия городов по людности и по функциям. Города РФ.
  11. Трудовые ресурсы России. Количество и качество трудовых ресурсов, их роль в экономической жизни страны.
  12. Этнический состав населения. Этнический состав РФ. Языковые семьи и группы. География народов РФ. Религии, их влияние на жизнь людей. Административно-территориальное деление страны. Субъекты РФ.
  13. Урок обобщения и контроля знаний.
  14. Развитие хозяйства России. История формирования хозяйства и его размещение. Переход к рыночной экономике.
  15. Структура хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства, ее изменения.
  16. Практические работы.
    Описание одной из отраслей по типовому плану. Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану.
  17. Природно-ресурсная основа экономики. Природные условия и ресурсы — основа отраслей первичного сектора. Рациональное природопользование.
  18. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Особая роль ТЭК в хозяйстве страны. Размещение угольной, нефтяной и газовой промышленности.
  19. Проблемы и перспективы развития этих отраслей.
  20. Практическая работа. Выделение на картах главных топливных баз, перспективных районов добычи газа, нефти, угля и определение основных грузопотоков топлива.
  21. Электроэнергетика. Типы электростанций. Единая энергетическая система страны.
  22. Черная и цветная металлургия. Конструкционные материалы. Черные и цветные металлы. Металлургическое производство. Комбинирование. Экологические проблемы.
  23. География металлургии. Влияние сырьевого, энергетического, транспортного, потребительского факторов на размещение металлургических предприятий.
  24. Практическая работа. Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветной металлургии.
  25. Лесная промышленность. Продукция лесной промышленности. Целлюлозно-бумажное производство. География лесной промышленности.
  26. Химическая промышленность. Значение химической промышленности, ее состав, влияние на окружающую среду.
  27. Практическая работа. Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности (химико-лесного комплекса).
  28. Машиностроение. Роль и состав машиностроения. Машиностроение — авангардная отрасль в эпоху НТР. Сложный отраслевой состав.
  29. География машиностроения. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Специализация и кооперирование.
  30. Военно-промышленный комплекс. Роль ВПК в жизни страны. Перспективы развития.
  31. Научный комплекс. Значение научных разработок и их внедрение в производство.
  32. Сельское хозяйство. Отраслевой состав. Зональная специализация сельского хозяйства.
  33. Практическая работа. Изучение зональной специализации на основе различных источников информации.
  34. Агропромышленный комплекс. Пищевая и легкая промышленность. Взаимодействие звеньев АПК. География пищевой и легкой промышленности.
  35. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Состав комплекса. Роль коммуникаций в жизни хозяйства. Виды транспорта.
  36. Коммуникационная система. Транспортный комплекс, проблемы и перспективы развития. Связь, ее виды.
  37. Сфера обслуживания. Социальная инфраструктура, ее состав и роль.
  38. Практическая работа. Характеристика сферы услуг своего микрорайона.
  39. Урок обобщения и контроля знаний.
  40. Экономическое районирование. Специализация территории. Географическое разделение труда. Экономическое районирование.
  41. Центральная Россия (по учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова). Состав. Своеобразие экономико-географического положения (ЭГП). Природные условия и ресурсы.
  42. Практические работы. Составление типового плана экономико-географической характеристики территории.
  43. Центральная Россия Хозяйство. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Отрасли нематериальной сферы.
  44. Центральный экономический район.
  45. Центрально-Черноземный район. Природные условия и ресурсы. Русские черноземы и гигант КМА, проблемы и перспективы развития.
  46. Волго-Вятский район. ЭГП, тяготение к Центральному району, Поволжью, Европейскому Северу.
  47. Северо-Запад. Изменение ЭГП во времени. Особая роль Санкт-Петербурга. Специализация.
  48. Калининградская область. Свободная экономическая зона.
  49. Европейский Север. Особенности ЭГП. Природные предпосылки внутренних различий.
  50. Европейский Север. Специализация на добыче и переработке ресурсов. Проблемы развития.
  51. Северный Кавказ. Особенности ЭГП. Состав. Население, его национальный состав.
  52. Северный Кавказ.Климатические ресурсы — основа сельскохозяйственной и рекреационной специализации района.
  53. Практические работы (по выбору учителя).
  54. Оценка экономико-географического (геополитического) положения региона, изменение его после распада СССР. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. Изучение особенностей размещения народов, выделение национальных автономий, объяснение культурно-этнической мозаики региона.
  55. Поволжье. Состав. Волга — экономический стержень района. Отрасли специализации.
  56. Поволжье. Население. Крупные города. Экологические проблемы.
  57. Урал. Урал в физико-, экономико-, и историко-географическом понимании. Природные условия и ресурсы.
  58. Урал. Современная специализация. Крупнейшие промышленные узлы. Пути развития. Экологические проблемы.
  59. Западный макрорегион. Обобщение знаний. Общие черты и перспективы развития.
  60. Восточный макрорегион. Природа, население, хозяйство. Практическая работа. Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегионов.
  61. Западная Сибирь. Особенности природно-ресурсного потенциала. Нефтегазоносное Приобье. Угольно-металлургический комплекс Кузбасса.
  62. Восточная Сибирь. Природные и хозяйственные контрасты. Добывающие отрасли промышленности. Пути развития.
  63. Дальний Восток. Своеобразие ЭГП. Горнодобывающая, лесная и рыбная промышленность. Города.
  64. Обобщение знаний по разделу.
  65. Практическая работа. Составление картосхемы «Главные отрасли специализации экономических районов и географическое (межрайонное и международное) разделение труда.
  66. Итоговый контроль.
  67. РФ в мировой экономике. Россия в международном географическом разделении труда.
  68. Россия и ближнее зарубежье. Внешнеэкономические, политические и культурные связи России со странами ближнего зарубежья.

Практические работы по географии для 9 класса

Практические работы по географии.

9 класс.

Практическая работа 1:

Сравнение географического положения России и других стран.

Цель: Научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на развитие страны.

Ход  работы: 

На контурной карте России:

— Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;

— Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;

— Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;

— Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;

— Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым — 50о северной широты;

— Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов СНГ;

— Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов НАТО;

— Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

— Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны?

 Практическая работа 2:

 Анализ карт населения.

Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и размещения населения.

Ход  работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:

— Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны, относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской языковым семьям (по три примера).

— Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России. В чем заключаются основные особенности размещения населения России?

— Назовите города-миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются особенности их размещения?

— Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины различий показателя  плотности населения для разных регионов России.

Практическая работа 3:

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в  целом и ее отдельных территорий.

Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.

Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.

— Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.

— Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время. Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей области за последний период.

— Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.

— Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в Мурманской области.

— Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.

— Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.

Практическая работа 4:

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.

Языковая семья

Народы

Ареал расселения

Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения

1.Индоевропейцы

Русские

Украинцы

Белорусы

Немцы

1

2

3

4

1

2

3

4

2. Алтайская

Татары

Чуваши

Башкиры

1

2

3

1

2

3

3.Урало  –

   юкагирская

Мордва    

1

1

4. Северо- кавказская

Чеченцы

Кабардино-балкарцы

Ингуши

1

2

3

1

2

3

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу

— Определите области с преобладанием русского населения.

— Назовите регионы с многонациональным составом населения.

— Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.

— Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.

— Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.

Практическая работа 5:

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.

Ход работы:

— Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.

— Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.

— Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.

— Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?

— В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.

— Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?

— Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).

— Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.

Практическая работа 6:

Группировка отраслей по различным показателям.

Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.

Ход работы:

— Заполните таблицу:

Межотраслевые комплексы

Хозяйственные функции

Отрасли, входящие в комплекс

Научный

Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний

Образование и наука

Военно-промышленный

Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами

Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т. д.

Машиностроительный

Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами

Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др.

Топливно-энергетический

Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах

Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика

Металлургический, химико-лесной

Производство конструкционных материалов и химических веществ

Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др.

Агропромышленный

Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции

Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность

Инфраструктурный

Оказание разнообразных услуг

Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др.

Межотраслевые комплексы России.

Практическая работа 7:

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей

Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:

— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.

— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.

— Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.

— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.

Практическая работа 8.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.

Ход работы: Заполните таблицу:

Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.

План

                Характеристика

1. Географическое положение

2. Оценка уровня  развития

3. Основные центры

          а) добычи нефти

           

           б) переработки нефти

А)

Б)

4.Направления    

транспортировки

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти

Вывод.    Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.

Практическая работа 9.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику угольного бассейна.

Ход работы: Заполните таблицу:

Характеристика Кузнецкого угольного бассейна

План

Кузнецкий бассейн

1. Географическое положение

2. Балансовые

     запасы угля

3. Глубина

    залегания углей

4. Теплотворная              

     способность

5. Качество

     угля

6. Способы добычи

7. Мощность пластов

8. Условия работы

9. Себестоимость

10. Экологические проблемы, связанные с разработкой бассейна

Вывод. Значение Кузбасса для экономики страны. Перспективы  развития  бассейна в ближайшем будущем.

Практическая работа 10.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.

Ход работы: Заполните таблицу:

Группа отраслей

Основной фактор размещения

Районы

Трудоемкое

машиностроение

1

1

2

3

4

Металлоемкое машиностроение

1

1

2

3

4

Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

Практическая работа 11:

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства. 

Ход работы: Заполните таблицы:

    Растениеводство

Фактор      размещения

 Природная  зона

Экономические районы

1.Пшеница

      а) озимая

      б) яровая

Теплый климат, увлажнение

Лесостепная и степная зоны

1

2

1

2

3. Кукуруза

Теплый климат, увлажнение

степная зона, предгорные районы

1

2

3. Картофель

Умеренный климат

увлажнение

Густонаселенные районы

Лесная зона, лесостепная зона

1

2

3

4. Лен

Умеренный климат

Лесная зона

1

2

5. Подсолнечник

Теплый климат, увлажнение

Степная зона

1

2

3

    Животноводство

Фактор      размещения

 Природная  зона

Экономические районы

1. Овцеводство

Сухой, горный климат

Степная зона и

предгорные районы

1

2

3

2.

Добавить комментарий

©2024 «Детская школа искусств» Мошенского муниципального района