География в 9 классе — урок географии
Хозяйство и население России
- Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники информации. Современная политическая карта мира. Этапы формирования.
- Географическое положение РФ.
- Территория РФ. Физико- и экономико-географическое положение страны. Государственные границы. Практическая работа. Характеристика экономико-географического положения РФ.
- Заселение и освоение территории России. Этапы заселения территории России и формирование государства.
- Численность и естественное движение населения. Изменение численности населения Земли и России. Причины, влияющие на численность населения государства.
- Демографические кризисы. Типы воспроизводства. Половозрастной состав населения.
- Практическая работа. Изучение и анализ статистических и графических материалов, характеризующих численность, движение населения, тенденции его изменения.
- Миграции населения. Внутренние и внешние миграции, их причины и виды. Направления миграционных потоков.
- Расселение. Городское и сельское население. Плотность населения, ее влияние на жизнь людей, окружающую среду, хозяйство. Главная полоса расселения. Типы населенных пунктов. Отличия сельского образа жизни от городского.
- Урбанизация. Различия городов по людности и по функциям. Города РФ.
- Трудовые ресурсы России. Количество и качество трудовых ресурсов, их роль в экономической жизни страны.
- Этнический состав населения. Этнический состав РФ. Языковые семьи и группы. География народов РФ. Религии, их влияние на жизнь людей. Административно-территориальное деление страны. Субъекты РФ.
- Урок обобщения и контроля знаний.
- Развитие хозяйства России. История формирования хозяйства и его размещение. Переход к рыночной экономике.
- Структура хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства, ее изменения.
- Практические работы. Описание одной из отраслей по типовому плану. Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану.
- Природно-ресурсная основа экономики. Природные условия и ресурсы — основа отраслей первичного сектора. Рациональное природопользование.
- Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Особая роль ТЭК в хозяйстве страны. Размещение угольной, нефтяной и газовой промышленности.
- Проблемы и перспективы развития этих отраслей.
- Практическая работа. Выделение на картах главных топливных баз, перспективных районов добычи газа, нефти, угля и определение основных грузопотоков топлива.
- Электроэнергетика. Типы электростанций. Единая энергетическая система страны.
- Черная и цветная металлургия. Конструкционные материалы. Черные и цветные металлы. Металлургическое производство. Комбинирование. Экологические проблемы.
- География металлургии. Влияние сырьевого, энергетического, транспортного, потребительского факторов на размещение металлургических предприятий.
- Практическая работа. Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветной металлургии.
- Лесная промышленность. Продукция лесной промышленности. Целлюлозно-бумажное производство. География лесной промышленности.
- Химическая промышленность. Значение химической промышленности, ее состав, влияние на окружающую среду.
- Практическая работа. Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности (химико-лесного комплекса).
- Машиностроение. Роль и состав машиностроения. Машиностроение — авангардная отрасль в эпоху НТР. Сложный отраслевой состав.
- География машиностроения. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Специализация и кооперирование.
- Военно-промышленный комплекс. Роль ВПК в жизни страны. Перспективы развития.
- Научный комплекс. Значение научных разработок и их внедрение в производство.
- Сельское хозяйство. Отраслевой состав. Зональная специализация сельского хозяйства.
- Практическая работа. Изучение зональной специализации на основе различных источников информации.
- Агропромышленный комплекс. Пищевая и легкая промышленность. Взаимодействие звеньев АПК. География пищевой и легкой промышленности.
- Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Состав комплекса. Роль коммуникаций в жизни хозяйства. Виды транспорта.
- Коммуникационная система. Транспортный комплекс, проблемы и перспективы развития. Связь, ее виды.
- Сфера обслуживания. Социальная инфраструктура, ее состав и роль.
- Практическая работа. Характеристика сферы услуг своего микрорайона.
- Урок обобщения и контроля знаний.
- Экономическое районирование. Специализация территории. Географическое разделение труда. Экономическое районирование.
- Центральная Россия (по учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова). Состав. Своеобразие экономико-географического положения (ЭГП). Природные условия и ресурсы.
- Практические работы. Составление типового плана экономико-географической характеристики территории.
- Центральная Россия Хозяйство. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Отрасли нематериальной сферы.
- Центральный экономический район.
- Центрально-Черноземный район. Природные условия и ресурсы. Русские черноземы и гигант КМА, проблемы и перспективы развития.
- Волго-Вятский район. ЭГП, тяготение к Центральному району, Поволжью, Европейскому Северу.
- Северо-Запад. Изменение ЭГП во времени. Особая роль Санкт-Петербурга. Специализация.
- Калининградская область. Свободная экономическая зона.
- Европейский Север. Особенности ЭГП. Природные предпосылки внутренних различий.
- Европейский Север. Специализация на добыче и переработке ресурсов. Проблемы развития.
- Северный Кавказ. Особенности ЭГП. Состав. Население, его национальный состав.
- Северный Кавказ.Климатические ресурсы — основа сельскохозяйственной и рекреационной специализации района.
- Практические работы (по выбору учителя).
- Оценка экономико-географического (геополитического) положения региона, изменение его после распада СССР. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. Изучение особенностей размещения народов, выделение национальных автономий, объяснение культурно-этнической мозаики региона.
- Поволжье. Состав. Волга — экономический стержень района. Отрасли специализации.
- Поволжье. Население. Крупные города. Экологические проблемы.
- Урал. Урал в физико-, экономико-, и историко-географическом понимании. Природные условия и ресурсы.
- Урал. Современная специализация. Крупнейшие промышленные узлы. Пути развития. Экологические проблемы.
- Западный макрорегион. Обобщение знаний. Общие черты и перспективы развития.
- Восточный макрорегион. Природа, население, хозяйство. Практическая работа. Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегионов.
- Западная Сибирь. Особенности природно-ресурсного потенциала. Нефтегазоносное Приобье. Угольно-металлургический комплекс Кузбасса.
- Восточная Сибирь. Природные и хозяйственные контрасты. Добывающие отрасли промышленности. Пути развития.
- Дальний Восток. Своеобразие ЭГП. Горнодобывающая, лесная и рыбная промышленность. Города.
- Обобщение знаний по разделу.
- Практическая работа. Составление картосхемы «Главные отрасли специализации экономических районов и географическое (межрайонное и международное) разделение труда.
- Итоговый контроль.
- РФ в мировой экономике. Россия в международном географическом разделении труда.
- Россия и ближнее зарубежье. Внешнеэкономические, политические и культурные связи России со странами ближнего зарубежья.
Практические работы по географии для 9 класса
Практические работы по географии.
9 класс.
Практическая работа 1:
Сравнение географического положения России и других стран.
Цель: Научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на развитие страны.
Ход работы:
На контурной карте России:— Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
— Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
— Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
— Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
— Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым — 50о северной широты;
— Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов СНГ;
— Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов НАТО;
— Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.
— Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны?
Практическая работа 2:
Анализ карт населения.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и размещения населения.
Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:
— Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны, относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской языковым семьям (по три примера).
— Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России. В чем заключаются основные особенности размещения населения России?
— Назовите города-миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются особенности их размещения?
— Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины различий показателя плотности населения для разных регионов России.
Практическая работа 3:
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.
— Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.
— Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время. Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей области за последний период.
— Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.
— Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в Мурманской области.
— Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.
— Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Практическая работа 4:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Языковая семья | Народы | Ареал расселения | Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения |
1.Индоевропейцы | Русские Украинцы Белорусы Немцы | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 |
2. Алтайская | Татары Чуваши Башкиры | 1 2 3 | 1 2 3 |
3.Урало – юкагирская | Мордва | 1 | 1 |
4. Северо- кавказская | Чеченцы Кабардино-балкарцы Ингуши | 1 2 3 | 1 2 3 |
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
— Определите области с преобладанием русского населения.
— Назовите регионы с многонациональным составом населения.
— Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.
— Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
— Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.
Практическая работа 5:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
— Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
— Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
— Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
— Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
— В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
— Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
— Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).
— Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 6:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
— Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы | Хозяйственные функции | Отрасли, входящие в комплекс |
Научный | Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний | Образование и наука |
Военно-промышленный | Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами | Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т. д. |
Машиностроительный | Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами | Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др. |
Топливно-энергетический | Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах | Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика |
Металлургический, химико-лесной | Производство конструкционных материалов и химических веществ | Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др. |
Агропромышленный | Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции | Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность |
Инфраструктурный | Оказание разнообразных услуг | Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др. |
Межотраслевые комплексы России.
Практическая работа 7:
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:
— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
— Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.
— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 8.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.
План | Характеристика |
1. Географическое положение | |
2. Оценка уровня развития | |
3. Основные центры а) добычи нефти
б) переработки нефти | А) Б) |
4.Направления транспортировки | |
5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти |
Вывод. Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.
Практическая работа 9.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику угольного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Кузнецкого угольного бассейна
План | Кузнецкий бассейн |
1. Географическое положение | |
2. Балансовые запасы угля | |
3. Глубина залегания углей | |
4. Теплотворная способность | |
5. Качество угля | |
6. Способы добычи | |
7. Мощность пластов | |
8. Условия работы | |
9. Себестоимость | |
10. Экологические проблемы, связанные с разработкой бассейна |
Вывод. Значение Кузбасса для экономики страны. Перспективы развития бассейна в ближайшем будущем.
Практическая работа 10.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.
Ход работы: Заполните таблицу:
Группа отраслей | Основной фактор размещения | Районы |
Трудоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Металлоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения
Практическая работа 11:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
Растениеводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1.Пшеница а) озимая б) яровая | Теплый климат, увлажнение | Лесостепная и степная зоны | 1 2 1 2 |
3. Кукуруза | Теплый климат, увлажнение | степная зона, предгорные районы | 1 2 |
3. Картофель | Умеренный климат увлажнение Густонаселенные районы | Лесная зона, лесостепная зона | 1 2 3 |
4. Лен | Умеренный климат | Лесная зона | 1 2 |
5. Подсолнечник | Теплый климат, увлажнение | Степная зона | 1 2 3 |
Животноводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1. Овцеводство | Сухой, горный климат | Степная зона и предгорные районы | 1 2 3 |
2. |