«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Ответы по истории 9 класс сороко цюпа учебник: Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания

Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания



1. Почему Италия стала первой из стран Европы, где фашистской партии удалось прийти к власти?

Большинство населения страны было разочаровано условиями послевоенного мира. В 1919—1920 гг. произошли сильные волнения и беспорядки. Как и многие безработные, демобилизованные солдаты (2 млн человек) не находили средств для жизни. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне поднимались на восстания против крупных землевладельцев и захватывали землю. Социальное недовольство способствовало распространению национализма.

Законодательная власть в годы войны была ослаблена, парламент собирался редко и фактически передоверил правительству принятие законодательных решений.

Слабостью власти воспользовалась созданная в марте 1919 г. фашистская партия. 30 тысяч фашистских молодчиков совершили «поход на Рим» из Неаполя, намереваясь захватить контроль над муниципалитетом, как это уже имело место в ряде других северных городов.

Премьер-министр предложил королю подписать указ о чрезвычайном положении, но король Виктор Эммануил отказался и 29 октября 1922 г. поручил Бенито Муссолини, лидеру парламентской фракции фашистской партии, насчитывавшей всего 35 депутатов, сформировать правительство.

2. Какими методами фашистская партия в Италии утвердила свою власть в стране?

На выборах 1924 г. партия Муссолини получила большинство голосов. Используя аппарат государственной власти и военизированные отряды, фашисты начали прямой террор против своих политических противников.

В 1926 г. были распущены все политические партии, ограничены или ликвидированы гражданские и политические свободы. Права и свободы истолковывались как полная преданность режиму и дуче (вождю). Государственный аппарат был слит с фашистской партией. В 1926 г. был учрежден Специальный трибунал для защиты государства, создан Трудовой суд для рассмотрения конфликтов между рабочими и предпринимателями, расширен корпус полиции.

На островах Липари появились концентрационные лагеря.

3. Каковы особенности итальянского фашизма?

Фашистская партия пронизывала все правительственные структуры и большинство итальянских организаций. Хотя фашистская партия стала государственным органом, но в организационном плане она имела своих чиновников, аппарат, свою милицию и свою казну. Члены партии подчинялись жесткой дисциплине.

Индивидуум может пользоваться только такой свободой, которая предоставляется государством.

4. Подумайте, можно ли рассматривать корпоративную систему в Италии в качестве нового типа государства и общества. Каковы его основные отличия от общества либеральной демократии?

Можно.

Отличия от либеральной демократии: монополизация экономики государством.

5. Чем вы можете объяснить, что целями захватнической политики Италии стали прежде всего Эфиопия и Албания?

Эфиопия имела военное стратегическое значение для господства в Африке. А захват Албании давал Италии контроль над входом в Адриатическое море. Албания также могла предоставить Италии плацдарм на Балканах.

ГЕРМАНИЯ В 1930-е гг.: НАЦИЗМ И ТОТАЛИТАРНАЯ ДИКТАТУРА

1. Какой из факторов, по вашему мнению, имел решающее значение для прихода фашистов к власти в Германии: а) глубина экономического кризиса; б) взаимная борьба в лагере левых сил; в) дискриминационный статус Германии после Первой мировой войны; г) неустойчивость политического режима Веймарской республики?

В) дискриминационный статус Германии после Первой мировой войны.

2. Почему германские фашисты называли себя «наци», а идеологию партии — «национал-социализм»? Раскройте содержание этой формулы.

Проповедуя национальный социализм, НСДАП претендовала на выражение общенациональных интересов, но представляла их как исключительно интересы избранной арийской расы. Культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, антикоммунизм, экспансия и насаждение образа врага были неотъемлемой частью идеологии нацизма.

3. Сравните пути прихода к власти фашистских партий в Германии и Италии. Подумайте, в чем выразились сходные и отличительные черты становления диктатур в этих странах, в чем их родство.

Общее: пришли к власти в период кризиса в стране. В Германии пришли к власти через выборы, в Италии – в результате переворота. Гинденбург сам предложил Гитлеру сформировать правительство. Но уже на пути установления диктатуры смело использовали провокации: поджог рейхстага в 1933 г., в котором обвинили коммунистов. Удалив коммунистов из правительства, были внесены изменения в конституцию, по которым правительство могло издавать любые законы без одобрения рейхстага. Затем были распушены политические партии, профсоюзы, ликвидировано местное самоуправление.

В обоих государствах проводились расправы с противниками режима, появляются концентрационные лагеря, законы менялись в соответствии с идеологией.

4. Какие признаки государственного устройства Германии 1930-х гг. могут характеризовать германское общество как тоталитарное? В каких конкретных законах эти признаки получили наибольшее выражение?

Изменения в конституцию в марте 1933 г. Закон о единстве партии и государства (декабрь 1933 г.) вводил принцип вождизма (фюрерства) на всех уровнях власти, прекращал существование всяких выборных институтов, требовал публичного прославления фюрера и Третьего рейха, искоренения еврейского и марксистского влияния. Для противников режима, коммунистов, социал-демократов и «неполноценных» народов создавались концентрационные лагеря. Вводились цензура и слежка, поощрялось доносительство.

В августе 1934 г., после смерти президента Гинденбурга, централизация власти завершилась — Гитлер стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером, обладающим неограниченной диктаторской властью.

5. Сравните методы и формы государственного регулирования в Германии, США и Франции.

Государственное регулирование приобрело в Германии всеобщий характер.

Преобразования в экономической политике в первые два года были в основном направлены на ослабление безработицы, организацию общественных работ, разного рода вспомоществование.

Тоталитарное государственное регулирование носило принципиально иной характер, чем в США в годы кризиса. Стратегическая цель германской экономической политики состояла в обеспечении спокойного тыла, «воспитании» общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне. Милитаризация и подготовка к войне стали в Германии главной особенностью выхода из экономического кризиса.

Верховным органом руководства экономикой стал Генеральный совет немецкого хозяйства (июль 1933 г.), в котором были представлены крупнейшие промышленные компании и банки. В Германии была осуществлена беспрецедентная для капиталистического общества степень государственного регулирования и централизации экономики для милитаризации и подготовки к войне.

Наряду с частной собственностью существовала и государственная собственность, созданная в результате «ариизации» (т.

е. конфискации собственности лиц еврейского происхождения и противников режима). Так возник гигантский концерн «Герман Геринг».

В сентябре 1933 г. все крестьянские организации и кооперативы были объединены в единую организацию «Продовольственное сословие». Это позволяло контролировать мелкое и среднее производство. В сельском хозяйстве снизу доверху стояли фюреры разного ранга. Без разрешения местного фюрера крестьянин не мог продать курицу, ибо сбыт был централизован, торговые цены регулировались. Закон о наследственных дворах запрещал раздел земли в целях «сохранения крестьянства как источника крови немецкого народа». Земельные собственники-крестьяне составляли главную социальную опору режима.

Закон об организации национального труда (январь 1934 г.) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции. Взамен распущенных профсоюзов был создан Германский трудовой фронт (май 1933 г.

). В нем важную роль играла нацистская организация «Сила в радости», которая занималась главным образом вопросами досуга и отдыха рабочих — культивированием массового спорта, организацией дешевых любительских спектаклей, экскурсий, проведения отпуска.

В 1936 г. начал осуществляться 4-летний план экономического развития, целью которого Гитлер объявил завершение экономического самообеспечения (автаркия) и подготовки страны к войне.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

В США вмешательство государство в экономику было направлено на развитие добросовестной конкуренции, социальной защиты безработных, урегулирование отношений между работниками и работодателями, поддержка фермерства, реорганизация банковской системы.

6. Чем объясняется особая агрессивность германского фашизма и ставка на развязывание войны?

Агрессивность связана с идеологией. Согласно германскому фашизму есть высшая раса – арийцы, господствующая. Остальные народы несовершенны и должны либо служить арийцам, либо быть уничтоженными. Еврейское население подлежало полному истреблению. Их Гитлер обвинил во всех проблемах Германии. Также необходимо было расширение жизненного пространства арийцев, которое возможно было при помощи войны.

ИСПАНИЯ: РЕВОЛЮЦИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, ФРАНКИЗМ

1. Что предопределило раскол общества в Испании после революции в начале 1930-х гг.?

Уже известно, что в период экономического кризиса набирали популярность коммунистические и националистические партии. Принятие конституции и республиканского строя в Испании не способствовало консолидации общества, потому что положение в стране только ухудшилось.

2. Охарактеризуйте два общественно-политических лагеря в Испании. Подумайте, была ли идеологически обусловлена неизбежность их столкновения.

Левый лагерь был представлен разнородными партиями, организациями и группами, среди которых были сторонники двух различных вариантов социалистических идей.

Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), коммунистическая партия Испании (КПИ), социалистическая партия Каталонии и др., а также ряд профсоюзов считали необходимым установление государственного социализма с обобществлением собственности, централизованным государственным управлением и распределением.

Другую позицию левых, альтернативную авторитарному режиму, отстаивал профсоюз — Национальная конфедерация труда (НКТ), объединявшая сотни тысяч рабочих анархо-синдикалистов. Они выступали за самоуправленческий социализм, за передачу предприятий низовым трудовым коллективам. В лагере левых частично оказались и либералы.

Правый лагерь тоже был весьма разнородным. В нем были представлены коалиция правых и консерваторов (СЭДА) и фашистские организации, объединившиеся в 1934 г. в Испанскую фалангу.

Программе и идеологии фалангистов, как и всех других фашистских организаций в Европе, были свойственны национализм, антимарксизм и антидемократизм, культ насилия и вождизм.

Была идеологически обусловлена неизбежность их столкновения, потому представления партий об устройстве общества и государства сильно отличались.

3. Каковы особенности Народного фронта в Испании? Почему республиканский режим эволюционировал в авторитарный? Было ли это вызвано условиями гражданской войны или другими привнесенными факторами?

Ядро Народного фронта – левые партии социалистов, коммунистов, республиканцев.

Гражданская война способствовала эволюции республиканского режима в авторитарный. Набирала силу коммунистическая партия, которая опиралась на помощь СССР. При участии работников сталинского ГПУ и НКВД была создана система слежки, контроля и пыток. Идея Народного фронта, поддержанная VII конгрессом Коминтерна, на практике оказалась борьбой компартии за оттеснение политических соперников.

4. Какое влияние на ход гражданской войны оказали внешние факторы?

Мятежников поддерживали Германия, Народный фронт – СССР. При участии работников сталинского ГПУ и НКВД была создана система слежки, контроля и пыток. Идея Народного фронта, поддержанная VII конгрессом Коминтерна, на практике оказалась борьбой компартии за оттеснение политических соперников.

Началась борьба между политическими силами внутри Испании, которая привела к установлению в стране военно-авторитарной диктатуры.

5. В чем особенности испанского фашизма? Проследите, в чем сходство и различие испанского фашизма и тоталитарных режимов в Германии и Италии.

Режим был навязан стране военной силой при помощи извне со стороны фашистских государств — Германии и Италии. Поэтому, выиграв гражданскую войну, Франко мог сохранить режим прежде всего террором, неприкрытым насилием над обществом. О национальном примирении не было и речи. В свою очередь в Германии и Италии фашизм получил широкую поддержку среди населения.

Франко в своей политике опирался на католическую церковь. Также и в Италии Муссолини, заключив договор с Ватиканом, получил его поддержку.

Государственная структура была подобна итальянской корпоративной системе.

Общее: жесткая цензура, преследование врагов, наличие карательного аппарата.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода



1. Перечислите основные причины мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

1. Серьезное нарушение (дисбаланс) в экономике, и прежде всего в цепи производство — распределение — потребление. Т. е. производили больше, чем могли купить.

2. Вышли из строя рыночный механизм автоматического регулирования и система реализации результатов производства (распределение и потребление) — в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать.

2. Каковы его основные проявления и особенности?

Обесценивание акций, банкротство банков, производство лишилось финансового питания — инвестиций и кредитов. В итоге закрывались фабрики и заводы, конторы, свертывалась торговля. Росла безработица.

Кризис приобрел мировой характер, длился достаточно долго – 5 лет.

Кризис произошел в США — стране, где были самые большие темпы экономического роста, где был достигнут высокий уровень зрелости в индустриальном развитии, в организации и управлении массовым производством. Следовательно, начавшийся мировой экономический кризис носил структурный и системный характер, т. е. это был кризис определенного этапа развития капиталистической системы — излом, переломный момент в развитии капитализма.

Закрытие предприятий, сокращение производства породили массовую безработицу, рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах городов бездомных и нищих, голодные бунты и социальные движения протеста. Кроме этих видимых признаков разложения системы, многое оставалось как бы за кадром — утрата многими людьми чувства достоинства, безысходность, самоубийства, падение нравственности, рост преступности.

3. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?

В США, Германии, Англии, за первую треть XX в. достигла высокого уровня концентрации: в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. В сложившейся ситуации невозможно было автоматически выйти из кризиса при помощи прежних рыночных механизмов.

4. Что предлагал английский экономист Кейнс?

Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и перераспределения результатов производства. При этом ключевым вопросом является повышение покупательной способности населения (надо создать «эффективный спрос»), чтобы массовому производству соответствовало массовое потребление, иначе система не сможет выбраться из тупика относительного избытка произведенных товаров. Решать такую макроэкономическую задачу могла только государственная власть.

Кейнсианство предложило конкретный механизм антикризисного или антиинфляционного (это зависит от конкретной ситуации) регулирования: в первом случае через увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента (принцип «иди»), а во втором случае через сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента (принцип «стой»). Эти принципы, предусматривающие при кризисе «подталкивание» роста потребления, а при инфляции его «сдерживание», получили название «стой — иди».

5. Почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление?

Произведенный товар необходимо продать, иначе начнут падать доходы как самого предприятия, так и его работников. Соответственно, упадет и покупательная способность населения.

6. Какие типы политических режимов существовали в Европе?

Демократический, тоталитарный, авторитарный.

7. Объясните различия тоталитарных, авторитарных и либерально-демократических режимов.

Либерально-демократический режим: равное применение законов, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства, принцип разделения властей, парламентаризм, гражданское общество как система самостоятельных и независимых от государства общественных организаций.

Тоталитарный режим: тоталитаризм, согласно значению самого термина (тотальный — это всеобщий), выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает как основа личной свободы.

Тоталитарное государство предполагает нераздельное политическое и государственное руководство страной со стороны однопартийно-бюрократической верхушки. Поэтому в политической области тоталитаризм означает уничтожение режима либеральной демократии, выборных институтов или сведение их к пустой формальности, поглощение гражданского общества государством.

В области идеологии тоталитаризм насаждает единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя.

Авторитаризм — политический режим, при котором политическая власть осуществляется политическим лидером, политической партией, семейной или социальной группой при минимальном участии народа.

Добавить комментарий