Вторая мировая война 1939-1945 гг. Провал блицкрига
1. Какие важнейшие события предшествовали началу Второй мировой войны?
Аншлюс Австрии и отторжение Судетской области в Чехословакии; захват Албании Италией.
23 августа между Германией с СССР был заключен пакт о ненападении.
2. Попробуйте объяснить причины бесславного поражения Франции в 1940 г.
Франция надеялась, что войны не будет, если Германия присоединит к себе земли с этническими немцами. Также была уверенность, что если война начнется, то наступление будет по направлению линии Мажино. Французы не были к ведению активных боевых действий, они готовились к окопной войне.
Немецкая армия была оснащена технически, превосходила французскую армию стратегически. Немецкая армия была более мобильной.
3. Чем объясняется провал блицкрига фашистской Германии против СССР? Почему советско-германский фронт стал главным фронтом Второй мировой войны?
Упорное сопротивление, потеря сил и времени на уничтожение советских войск, обширные территории и протяженность линии фронта, действие партизанских и подпольных групп на оккупированной территории.
Советско-германский фронт стал главным фронтом потому, что только здесь велось ожесточенное сопротивление. От сражений на этом фронте зависел дальнейший исход войны.
4. В чем причины легких побед Японии в начальный период войны?
Грамотное руководство армии и внезапность нападения, превосходство в военно-морском флоте.
5. Попытайтесь объяснить, почему страны с различным общественно-политическим устройством объединились в Антигитлеровскую коалицию. Что разделяло и что сплачивало участников Антигитлеровской коалиции?
Поодиночке страны ничего не могли сделать. Необходимо было консолидировать силы для победы над общим врагом. Были налажены отношения по военной и экономической взаимопомощи стран антигитлеровской коалиции.
Сплачивало – общий враг.
Разъединяло – затягивание сроков открытия второго фронта во Франции, возможная будущая советизация освобожденных Красной армией стран Европы.
6. Почему вопрос об открытии Второго фронта в Европе вызывал разногласия у союзников по Антигитлеровской коалиции?
Сталин хотел скорейшего открытия фронта. Однако, перед тем как был предложен план, была проведена тщательная подготовка по выбору места и дезинформации противника.
Также ведение боевых действий в Тихом океане и Африке препятствовало сосредоточению войск на западном фронте в Европе. США и Англия при этом преследовали свои цели – надежда на ослабление СССР и недопущение превращение его в ведущую державу мира.
7. Можно ли считать движение Сопротивления фронтом Второй мировой войны?
Нет, потому что движение Сопротивления распространилось на оккупированных территория, а основными видами борьбы были саботаж, забастовки, помощь партизанам, распространение листовок, информации об успехах антифашистских союзных армий и пр.
8. Покажите по карте основные фронты и операции Второй мировой войны.
9. Какие основные решения конференций трех держав Антигитлеровской коалиции легли в основу послевоенного миропорядка?
Тегеранская конференция — было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии; по вопросу о включении Прибалтийских республик в Советский Союз в соответствующий момент должен проходить плебисцит, но не под какой-либо формой международного контроля; Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств.
Крымская конференция — конференция приняла Декларацию об освобожденной Европе, в которой союзники заявили, что целью их политики в Европе является уничтожение нацизма и фашизма и содействие народам Европы в создании демократических учреждений по их собственному выбору. Конференция приняла также важное решение о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско Учредительной конференции Объединенных Наций с целью создания всемирной организации для поддержания международного мира и безопасности.
Потсдамская конференция — были согласованы политические и экономические принципы, которые необходимо было применить к Германии в начальный период (демилитаризация, демократизация, денацификация, декартелизация). Были в принципе решены вопросы о репарациях, о предании суду главных военных преступников, о выселении немцев из Польши, Чехословакии и Венгрии, о бывших итальянских колониях и др.
10. Перечислите важнейшие уроки и итоги Второй мировой войны.
1. Разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии, государств-захватчиков, где сложились тоталитарные режимы.
2. Изменилась мировая геополитическая ситуация – на первое место вышли СССР и США.
3. Для Европы и мира открылись возможности новых путей развития.
4. Огромные людские потери.
5. Распад колониальной системы.
6. Изменение роли государства в экономике и социальной жизни.
Задание. Обсудите итоги войны в классе и напишите домашнее сочинение на тему «Что я думаю о первой половине XX в.».
Первая половина XX в. была в истории периодом становления нового мирового порядка. Повсеместная индустриализация меняла образ жизни и мысли человека. Перед человечеством открывались новые возможности, новые перспективы. Поднимался вопрос о том как жить в новых условиях. Традиционный уклад жизни либо ушел, либо претерпевал изменения. Это способствовало появлению и развитию новых течений общественной мысли, появлению новых общественных организаций, предлагавших свое видение устройства общества и государства.
Процесс перестройки мышления человека и образа жизни занял длительный период. Если перед Первой мировой войной правители государств гнались за наживой и собственной выгодой, то в период между мировыми войнам, а наиболее отчетливо это проявилось после Второй мировой войны, отчетливо прослеживалась идея мирного сосуществования и предоставления народам права выбора своего пути развития.
Правителями государств были извлечены уроки после окончания Второй мировой войны. Пришло осознание того, что государство должно играть не последнюю роль в социальной сфере и поддержки экономики в период кризисов. Как показала история, попустительство правительств в период экономического кризиса 1930-х гг. привело к утверждению тоталитаризма и фашизма в ряде государств.
Первая половина XX в. – это период испытаний, проб и ошибок. Это период зарождения новых социально-экономических отношений в обществе, период переосмысления своего прошлого и поиск направления будущего развития.
Латинская Америка в первой половине XX в
Вспомним ранее изученное: испано-американская ко¬лонизация континента, войны за независимость в 1810—1825 гг., междоусобицы, латифундии, военные перевороты и диктатуры.
1. Каковы основные социальные силы в латиноамериканском обществе и особенности их интересов и взаимоотношений?
Наследие патриархально-патерналистских отношений, сформировавшихся еще в колониальный период, проявилось в сохранении клановых связей между «патроном» (хозяином), лидером, «вождем» (каудильо) и «клиентелой» (от слова «клиент») над связями классовыми и социальными.
Значительное место в жизни континента занимает католическая церковь. В Латинской Америке живет большинство католиков мира.
Земельная олигархия — латифундисты были заинтересованы в иностранном капитале и дармовой рабочей силе.
В ряде стран важную роль в политической борьбе играла армия, которая становилась на сторону диктатуры, либо восставала против нее.
2. Чем вы можете объяснить особую остроту социальных конфликтов в латиноамериканском обществе?
С иностранным капиталом и внешними рынками была связана прежде всего земельная олигархия — латифундисты (собственники крупных земельных участков), которые были главным тормозом на пути развития капитализма в странах континента. Они были особо заинтересованы в сохранении сырьевой специализации региона и эксплуатации почти даровой рабочей силы — малоземельных крестьян и батраков.
Если провести сравнение с европейским историческим опытом, то в XX в. в Латинской Америке шла борьба капитализма против пережитков феодализма, сталкивались интересы, с одной стороны, растущей городской промышленной буржуазии, предпринимателей, интеллигенции, крестьян и рабочих, с другой — плантаторов, реакционной военщины и бюрократии и связанной с ними посреднической торговой буржуазии, иностранного капитала.
3. Почему для Мексики стал определяющим эволюционный путь развития, а для Кубы — революционный?
В Мексике руководители авторитарных режимов, выбирая дальнейший путь развития, начали проводить дозированные реформы, которые предопределили эволюционный путь развития страны. На кубе были сильны коммунистические партии, которые своей целью ставили осуществление революции.
4. Почему для стран Латинской Америки характерны военные перевороты, диктатуры, путчи? Подумайте, может ли быть армия самостоятельной силой в обществе.