«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Ответы на вопросы по биологии 9 класс мамонтов захаров сонин: Наследственная (фенотипическая) изменчивость. Биология 9 класс Мамонтов

Наследственная (фенотипическая) изменчивость. Биология 9 класс Мамонтов



Вопрос 1. Как среда влияет на проявление признака? Приведите примеры.

Каждый организм развивается и обитает в определённых условиях, испытывая на себе действие различных факторов внешней среды – температуры, освещённости, влажности, количества и качества пищи; кроме того, он вступает во взаимоотношения с другими организмами своего и других видов. Все эти факторы могут изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т. е. их фенотип.

Если у гималайского кролика на спине выщипать белую шерсть и наложить холодную повязку, на этом месте вырастет чёрная шерсть. Если чёрную шерсть удалить и наложить тёплую повязку, вырастет белая шерсть. При выращивании гималайского кролика при температуре +30 °С вся шерсть у него будет белая. У потомства двух таких белых кроликов, выращенного в нормальных условиях, будет обычное распределение пигмента.

Вопрос 2. Докажите на примерах ненаследуемость изменений признака, вызванных действием условий внешней среды.

Многие признаки изменяются в процессе роста и развития под влиянием факторов внешней среды. Такие изменения признаков не наследуются.

У лотоса и водяного ореха подводные и надводные листья имеют разную форму: у лотоса в воде длинные тонкие листья ланцетовидной формы, а у водяного ореха – изрезанные – перистые.

Под действием ультрафиолетовых лучей у всех людей (если они не альбиносы) кожа покрывается загаром благодаря накоплению в ней гранул пигмента меланина.

Таким образом, на действие определённого фактора внешней среды каждый вид организмов реагирует специфически и реакция (изменение признака) оказывается сходной у всех особей данного вида.

Вопрос 3. Что такое норма реакции? От чего зависит её широта? Приведите примеры признаков с широкой и узкой нормой реакции.

Вместе с тем изменчивость признака под влиянием условий внешней среды не беспредельна. Степень варьирования признака, или, другими словами, пределы изменчивости, называют нормой реакции. Широта нормы реакции обусловлена генотипом и зависит от значения признака в жизнедеятельности организма. Узкая норма реакции свойственна таким важным признакам, как, например, размеры сердца или головного мозга. В то же время количество жира в организме изменяется в широких пределах. Мало варьирует строение цветка у растений, опыляемых насекомыми, зато очень изменчивы размеры листьев. Знание нормы реакции организма, пределов его модификационной изменчивости имеет большое значение в селекционной практике при «конструировании» новых форм растений, животных и микроорганизмов, полезных человеку. Особенно важно это для практики сельского хозяйства, цель которой – повышение продуктивности растений и животных путём не только внедрения новых селекционных форм – пород и сортов, но и максимального использования возможностей уже существующих пород и сортов.

Знание закономерностей модификационной изменчивости необходимо и в медицине для поддержания и развития человеческого организма в пределах нормы реакции.

Вопрос 4. Перечислите свойства фенотипической изменчивости. Сравните её с генотипической изменчивостью. Оформите результаты сравнения в виде таблицы.

Фенотипическая изменчивость характеризуется следующими основными свойствами: 1) ненаследуемость; 2) групповой характер изменений; 3) зависимость изменений от действия определённого фактора среды; 4) обусловленность пределов изменчивости генотипом, т. е. при одинаковой направленности изменений степень их выраженности у разных организмов различна.

Вопрос 5. Приведите примеры известных вам из жизни приобретённых признаков. Объясните, почему они не наследуются.

Приобретённые признаки — признаки, возникающие у организма на какой-либо стадии его индивидуального жизненного цикла под влиянием внешних факторов и проявляющиеся как в вариациях фенотипа, так и в особенностях метаболизма в рамках модификационной изменчивости, присущей виду.

Примером приобретенного признака является развитая мускулатура у людей, занятых тяжелым физическим трудом.

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Биология 9 класс Мамонтов



Вопрос 1. Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких?

Животные и растения, выведенные человеком, резко отличаются от своих диких предков по ряду качеств. У культурных форм сильно развиты отдельные признаки, ненужные или даже вредные для существования в естественных условиях, но полезные для человека. Например, способность некоторых пород кур нести 300 и более яиц в год лишена биологического смысла, поскольку такое количество яиц курица не может насиживать. Можно привести множество подобных примеров, относящихся не только к хозяйственно полезным признакам, но и к декоративным – у голубей, бойцовых петухов.

Вопрос 2. Как вы считаете, какая наука является теоретической основой селекции? Объясните свой выбор.

Теоретической основой селекции является генетика, так как именно знание законов генетики позволяет целенаправленно управлять появлением мутаций, предсказывать результаты скрещивания, правильно проводить отбор гибридов. В результате применения знаний по генетике удалось создать более 10000 сортов пшеницы на основе нескольких исходных диких сортов, получить новые штаммы микроорганизмов, выделяющих пищевые белки, лекарственные вещества, витамины и т. п.

Вопрос 3. Какое значение для селекции имеет знание центров происхождения культурных растений?

Для каждой породы или сорта характерна определенная реакция на окружающую среду. Фенотип данной породы или сорта наиболее полно проявляется лишь при известных условиях содержания, кормления, агротехники. Для каждого сорта и породы необходим известный комплекс климатических условий, при которых выявляются их положительные качества. Поэтому породы и сорта, выведенные в одной стране, далеко не всегда пригодны для другой страны.

Вопрос 4. Какие центры происхождения культурных растений вам известны?

Перечислим центры происхождения культурных растений:

1) Южноазиатский тропический центр. Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии. Исключительно богат культурными растениями (около 1/3 известных видов культурных растений). Родина риса, сахарного тростника, множества плодовых и овощных культур.

2) Восточноазиатский центр. Центральный и Восточный Китай, Япония, остров Тайвань, Корея. Родина сои, нескольких видов проса, множества плодовых и овощных культур. Этот центр тоже богат видами культурных растений — около 20% мирового многообразия.

3) Юго-Западноазиатский центр. Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная Индия. Родина нескольких форм пшеницы, ржи, многих зерновых, бобовых, винограда, плодовых.

В нем возникло 14% мировой культурной флоры.

4) Средиземноморский центр. Страны, расположенные по берегам Средиземного моря. Этот центр, где располагались величайшие древние цивилизации, дал около 11% видов культурных растений. В их числе маслины, многие кормовые растения (клевер, одноцветковая чечевица), многие овощные (капуста) и, кормовые культуры.

5) Абиссинский центр. Небольшой район Африканского материка с очень своеобразной флорой культурных растений. Очевидно, очень древний очаг самобытной земледельческой культуры. Родина зернового сорго, одного вида бананов, масличного растения нута, ряда особых форм пшеницы и ячменя.

6) Центральноамериканский центр. Южная Мексика. Родина кукурузы, длинноволокнистого хлопчатника, какао, ряда тыквенных, фасоли — всего около 90 видов культурных растений.

7) Андийский (Южноамериканский) центр. Включает часть районов Андийского горного хребта вдоль западного побережья Южной Америки.

Родина многих клубненосных растений, и в том числе картофеля, некоторых лекарственных растений (кокаиновый куст, хинное дерево и др.).

Вопрос 5. Определите, какие центры происхождения являются родиной культурных растений, выращиваемых в вашем регионе.

В Московской области выращивают картофель – Андийский центр происхождения, кукурузу – Центральноамериканский центр, овощи, такие как капуста, морковь, сахарная свекла, — Средиземноморский центр происхождения.

Вопрос 6. Объясните в классе, почему одомашнивание диких животных и возделывание культурных растений стало поворотным пунктом в развитии человечества.

Одомашнивание диких животных, наравне с окультуриванием полезных человеку растений, имело огромное значение в развитии человеческого общества. Созданные человеком породы домашних животных и сорта культурных растений явились новыми важными средствами производства продуктов питания и сырья для изготовления одежды, обуви и других предметов.

Карл Маркс указывал, что прирученные, следовательно, уже измененные посредством труда, выращенные человеком животные играли на первых ступенях человеческой истории главную роль как средство труда.

Вопрос 7. Почему для успешной селекционной работы необходимо знать биологические свойства исходных диких видов?

Данные знания необходим для того, чтобы грамотно проводить селекционную работу и избежать большинства ошибок и нежелательных результатов.

Формирование систематики презентации. Презентация «Что такое систематика» по биологии

Для использования предпросмотра презентаций создайте Google-аккаунт (аккаунт) и войдите в систему: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История развития эволюционного идеи Курс Общая биология 9 класс

I этап в развитии эволюционных представлений — — учения античных философов философа Гераклита Эфесского (VI-V вв. до н.э.) в ней нет ничего неизменного — все движется, меняется, развивается»

I этап развития эволюционных представлений — учения античных философов Эмпедокла, V в. до н.э. Древнейшая теория эволюции «в самом начале зарождались разрозненные части различных организмов (головы, туловища, ноги). Они соединялись друг с другом в самых невероятных сочетаниях (например, кентавры — мифические полулюди — полукони). Позже все нежизнеспособные комбинации погибли».

II стадия — мрачный застой, развитие креационизма полное соответствие тела или органа выполняемым функциям, т.е. цели, поставленной творцом при его создании»

III этап — эпоха Возрождения (с 15 века) всплеск в развитии естественных наук — накопление систематических знаний о природе век) Андреас Везалий (Италия) Уильям Гарвей (Англия)

Открытие существования микромир Роберт Гук Англия III этап — эпоха Возрождения (с 15 в.) всплеск в развитии естествознания — накопление систематических знаний о природе 1635-1703 Нидерланды Италия

Экспериментально опровергнута возможность самозарождения живых организмов III этап — эпоха Возрождения (с 15 века) всплеск в развитии естествознания — накопление систематических знаний о природе Франческо Реди (1626 — 1697) Ладзаро Спалланцани ( 1729 — 1799) Луи Пастер 1822 — 1895

Р. Гук, Д. Дидро, Э. Жоффруа Сен-Иллер, И. Гёте, К. Рулье, К. Бонне — сторонники изменчивости органического мира Жорж Луи Леклерк Бюффон , Франция (1707 — 1788) … Организмы, имеющие общих предков, в течение длительного периода времени претерпевают экологические изменения. .. Они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развития. Однако на этом этапе обозначились основные проблемы будущего эволюционного учения. IV этап — разработка концепции трансформизма — естественного непрерывного развития живой природы

Жорж Луи Леклерк Бюффон, Франция, (1707 — 1788) … Организмы, имеющие общих предков, в течение длительного времени претерпевают изменения под влиянием окружающей среды. .. Чарльз Лайель, Англия, (1797 — 1875) …роль организмов в истории земной коры и взаимосвязь развития органического и неорганического мира Они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюционного развития Однако на этом этапе обозначились основные проблемы будущего эволюционного учения Этап IV – разработка концепции трансформизма – естественного непрерывного развития живой природы

* Основными задачами эволюционного учения являются поиски решения проблем: Суть и причины эволюции Причины целесообразности строения организмов Причины разнообразия органического мира Причины сходства и различия между разными видами Причины одновременное существование низших и высших организмов

Биология на рубеже XVIII в. была лишена целостной концепции эволюции, но развитие естественных наук подготовило почву для создания первых эволюционных теорий.

Система органического мира Карла Линнея. Вид – элементарная единица живой природы. Он выделил главный признак — свободное скрещивание особей одного вида. Введены основные единицы систематики: виды, роды, семейства, отряды, классы. Разновидности могут встречаться в природе, но виды неизменны. (!!!) Классификация растений и животных была искусственной, т.к. основывалась на 1-2 признаках и не отражала истинного родства групп организмов. (!!!) Предлагаемая бинарная номенклатура. (!!!) Описано около 10 тыс. видов растений, около 4,5 тыс. видов животных. Он впервые поставил человека в сан приматов.

Карла Линнея по праву называют отцом систематики. Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний.

Эволюционные идеи Жана Батиста Ламарка (1744-1829). 1. Движущими силами эволюции являются врожденные способности организмов к самосовершенствованию и адекватное реагирование на условия внешней среды 2. Направления эволюции — постепенное усложнение от низших форм к высшим (градации — ступени; отклонения от градаций — наличие низших и высших форм одновременно) 3. Результаты эволюции — появление приспособлений у живых организмов к условиям жизни и видообразования 4. Механизм эволюции — изменение условий внешней среды вызывает соответствующую реакцию организма, которая проявляется в усиленное использование и развитие или неиспользование и ослабление того или иного органа и наследственное закрепление у данного индивидуума. 5. Единицей эволюции является отдельный организм

Пример эволюционного изменения по Ламарку

Оценка эволюционного учения Ж.-Б. Ламарк. Плюсы Минусы.

Д./З.: Пр.№ 41, Записи тетради, таблица «Оценка учения Ламарка», Составить перечень научных открытий и технических достижений человека в конце XVIII начале XI вв.

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Бесплатно скачать презентацию на тему «Что такое таксономия?» . Тема проекта: Биология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать одноклассников или аудиторию. Для просмотра контента воспользуйтесь плеером, а если хотите скачать отчет, нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайдов.

Слайды презентации

слайд 1

Что такое систематика

Текст В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. Биология. 7 клеток разнообразие живых организмов. 2001

Составитель Большаков С.В.

слайд 2

В результате эволюционного процесса возникло то многообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением в группы по признаку сходства и родства, занимается раздел биологии, называемый систематикой.

слайд 3

Еще в древности у человека была потребность систематизировать знания о живой природе. Это было вызвано экономической деятельностью. Вначале он делил животных и растения просто — на полезных и вредных, ядовитых и неядовитых. Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались ввести в систему бездну уже известных сведений о живых организмах.

2. Аристотель. 384-322 до н.э. http://www.rate1.com.ua/ua/nauka/906/?tx_comments_pi1=1&cHash=9e75f588aa

слайд 4

В средние века развитие земледелия. А накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привело к созданию множества различных классификаций. Они возникли в этот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах — алфавитном расположении, использовании произвольных знаков. Такие системы были искусственными: достаточно было взять за основу другой знак, и вся система рушилась. Кроме того, общепринятых названий растений и животных еще не существовало; здесь царил полный разлад.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ayas

слайд 5

Основоположником таксономии был шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. Он основывал классификацию не на истинном родстве организмов, а на их внешнем сходстве. Причины такого сходства остались нераскрытыми.

http://locman.hutor.ru/history/05/23

слайд 6

Первая естественная классификация была создана Чарльзом Дарвином. Он основывал ее на общем происхождении организмов. С этого времени систематика стала эволюционной наукой. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу псовых, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.

http://www.bogoslov.ru/text/296564/index.html

Слайд 7

Основной единицей классификации является вид.

Под видом понимается совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и обитающих на определенной территории. Все наши домашние собаки, несмотря на их внешние отличия, принадлежат к одному виду — Собаке.

http://funanimls.ru/news/2 http://doggi.ru/photo/1-0-371

Слайд 8

Например, виды собак и виды волков относятся к роду волков.

http://dreamworlds.ru/page/872/

http://clubs.ya.ru/4611686018427429769/replies.xml?item_no=1196

Близкородственные виды животных объединены в особую группу, называемую родом .

Слайд 9

Близкие, сходные роды животных относятся к одному семейству

Род Волк и род Енотовидная собака входят в семейство Собачьи; он также включает род Fox и род Fox.

http://specialevents.in.ua/category.php?f=131&

http://forum.deir.org/lofiversion/index.php/t24770-750.html

http://www. kinolog.biz/news/index.php?rss=y&PAGEN_1=9

Слайд 10

Близкие, однотипные семейства объединяются в отряд, отряды в класс, классы в тип для животных или отдел для растений, типы в подцарство, подцарства в царство.

http://pictures.live4fun.ru/joke/182430

слайд 11

Всего выделяют пять царств живой природы: — Прокариоты (их клетки лишены ядра), Вирусы (имеют неклеточное строение), а также Грибы, Растения и Животные — эукариотические организмы, у которых клетки имеют сформированное ядро.

Прокариоты. http://www.darwin.museum.ru/expos/be_dino/zeml_pro.htm

http://otvetin.ru/zdorovkrasiv/7819-chto-takoe-virus.html

http://www.rtkorr. ком/новости/2009/10/27/?page=21

http://syncmaster22.narod.ru/Gallery/index.html

http://hakunamotata.narod.ru/images_and_foto/jivotnie/cat/cat.htm

  1. Постарайтесь вовлечь зрителей в историю , настроить взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бояться шутить и искренне улыбаться (где это уместно).
  2. Попробуйте объяснить слайд своими словами, добавьте дополнительные интересные факты, вам не нужно просто читать информацию со слайдов, аудитория может прочитать ее сама.
  3. Не нужно перегружать слайды проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста лучше донесут информацию и привлекут внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше сообщить аудитории в устной форме.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть изложенную информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе потеряет всякий интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт с учетом того, где и как будет транслироваться презентация, а также подобрать правильное сочетание фона и текста.
  5. Важно отрепетировать свой доклад, продумать, как вы поприветствуете аудиторию, что скажете в первую очередь, чем закончите выступление. Все приходит с опытом.
  6. Подбери правильный наряд, т.к. Одежда оратора также играет большую роль в восприятии его речи.
  7. Старайтесь говорить уверенно, бегло и связно.
  8. Постарайтесь получить удовольствие от выступления, чтобы расслабиться и меньше волноваться.

«Усложнение животных в процессе эволюции»- Хрящевые рыбы. У круглых червей образуется первичная полость, а у кольчатых червей — вторичная полость тела. Важным эволюционным изменением является усложнение нервной системы. Усложнение хордовых в процессе эволюции. Введите хордовые. Мамонт, шерстистый носорог, саблезубый тигр, торфяной олень, пещерный медведь.

«Биологическая эволюция» — Что такое биологическая регрессия? Что такое ароморфоз? Идиоадаптация. Что такое дегенерация? Общее вырождение — эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации. Выявление основных ароморфозов птиц. Куда движется эволюция? Повышает интенсивность жизнедеятельности. Выявление основных ароморфозов земноводных.

«Основные направления эволюции» — Основные положения учения Дарвина. Дегенерация — это эволюционное изменение, ведущее к упрощению организации. Идиоадаптация – небольшое эволюционное изменение, способствующее приспособлению к определенным условиям внешней среды (частные адаптации). Эволюция органического мира.

«Основные факторы эволюции» — Животные. Познакомиться с ненаправляющими факторами эволюции. Один из важнейших факторов эволюции. Ненаправленные факторы эволюции. факторы эволюции. Мутации. Дрейф генов. Изоляция. Результат действия мутаций. Постоянная мутационная изменчивость. Изучаемые факторы. Закон Харди-Вайнберга. Борьба за существование.

«Эволюция Земли» — предоставить доказательства эволюции. Задачи: выявить причинно-следственные связи и закономерности эволюции жизни на планете. Архейская эра: 3,5 миллиарда лет. Развитие навыков работы с различными источниками информации. Подведение итогов: презентация проекта на тему «Направления, пути и закономерности эволюции».

«Музей естествознания» — В общем, все для комфортного времяпрепровождения. Диплодок. В музее также есть много туалетов, ресторан, кафе и несколько сувенирных лавок. Музей естественной истории. Стены украшены изображениями растений и животных. В зеленой части, сразу справа от центральной части, есть залы, рассказывающие о птицах,

Всего 21 презентация по теме

Урок №34 Дата урока: 02.02.16

Тема урока . Систематика и эволюция.

Цель урока: познакомить учащихся с наукой систематика, основными таксономическими единицами классификации животных и растений.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными таксономическими единицами классификации животных и растений.

Проявление: ознакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации.

Образовательные: выработали чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: электронное приложение , учебник, карточки.

Основные понятия и термины: классификация, систематика, таксоны.

Тип урока: комбинированный.

Во время занятий

I .Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на занятии

II. Актуализация базовых знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопроса.

Проблема, которую нам предстоит решить, звучит так: Почему разнообразие современного органического мира является результатом биологической эволюции? Что изучает систематика?

Длительная эволюция, охватывающая период в несколько миллиардов лет, некогда возникших на Земле примитивных живых организмов, путем замены одних групп другими, привела к современному разнообразию органического мира. Разнообразие жизни на Земле трудно описать. Считается, что сейчас на нашей планете обитает более 10 миллионов видов живых организмов и не менее 500 миллионов видов вымерло в прошлые геологические эпохи. Нет, и никогда не найдется человека, который знал бы все эти виды. Тем более, что необходима система живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любому интересующему нас организму, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый грибок, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.

Каков был конечный результат эволюционного процесса?

Итак, в конце XVII в. — начала 18 века в биологической науке накапливается огромный фактический описательный материал.

«Нить Ариадны ботаники есть система, без которой в ботанике хаос», — писал К. Линней в «Философии ботаники». «Система — это та нить, по которой можно безопасно выбраться из многообразия фактов».

Тема урока «Систематика и эволюция».

    Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

На Земле около 2 миллионов видов животных. Они распространены по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Их необходимо размещать группами, иначе сложно разобраться в таком разнообразии. Изучением разнообразия животных занимается таксономия. Главная ее задача — это распределение животных по группам, то есть их классификация . Основной единицей классификации является вид животных.

Существует два вида классификации — естественная и искусственная.

Работа с учебником стр. 72

Каковы сходства и различия между этими типами классификации?

Работа с приложением

Основоположником систематики является К. Линней.

К. Линней пытался все систематизировать. Описания растений и животных были сложными и непоследовательными. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по-разному и даже в одной стране имел несколько названий. (см. стр. 207 имя сурка). Это привело к ошибкам и вызвало споры.
Линней взял за основу систематики растений тычинки и пестики — такие мелкие части цветка, на которые натуралисты не обращали внимания.
На самом деле пестик и тычинка являются основными частями цветка. Они участвуют в формировании плодов и семян.

Учитель (ученики пишут в тетрадях) . Линней делил все растения по числу и строению тычинок на 24 класса, классы делил на порядки, порядки — на роды, роды — на виды.
Под видом понимал группы организмов, происходящих от общих предков и при скрещивании дающих плодовитое потомство.
Линней дал каждому растению особое и родовое название на латыни.
Такой способ обозначения растений двумя словами называется бинарной (двойной) номенклатурой. Попытка применить бинарную номенклатуру была предпринята за 100 лет до Линнея (К. Баугин), но именно Линней первым применил ее широко и прочно утвердил в науке.
Из двух слов одно — существительное — обозначает род, а второе (чаще всего прилагательное) — название вида.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый, клевер красный и Клевер ползучий, твердая пшеница и Пшеница мягкая. Здесь Лютик, Клевер, Пшеница — наименования рода, а золотистый, едкий, красный, стелющийся, жесткий, мягкий — наименования видов.
Раньше шиповником называли «обыкновенную лесную розу с «новым душистым цветком» — по Линнею она стала Лесная роза. Линней вычислил, что из шести прилагательных и трех существительных, то есть из девяти слов, названия для Может быть сформировано 100 видов.
И если раньше, по отзывам современников, употребление конкретных имен было «величайшим затруднением для памяти, языка и пера», то новая система была практичной, удобной и удивительно облегчала науку. Благодаря системе Линнея за несколько десятилетий количество известных видов растений увеличилось с 7000 до 100000.
Сам Линней знал и описал около 10 000 видов растений и свыше 4 200 видов животных.
Линней реформировал язык ботаники. Он первым предложил такие названия частей цветка, как венчик, пыльник, нектарник, завязь, рыльце, нить, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Линней ввел в ботанику около 100 новых терминов.
Но непревзойденная по своей простоте и изяществу система Линнея была все же искусственной: она помогала узнавать растения, но не выявляла их родственных связей.
Сам Линней понимал искусственность своей системы, но считал, что такая система, которая учит распознавать растения, необходима, пока нет естественной.
Правда, под природной системой Линней понимал такую, которая отражала бы порядок природы, установленный «Творцом», а не исторический процесс развития организмов, как это понимается сейчас.

Поскольку классификацией занимались сотни систематиков, работая как на одном, так и на разных материалах, возникла необходимость в установлении определенных правил и терминологии.

Те самые группы (таксоны), на которые в настоящее время делится животный мир, называются типами . Каждый тип последовательно делится на классы, порядки, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например, подтипы, надсемейства и т. д.). По мере продвижения от высшей к низшей иерархической группе степень родства между животными, принадлежащими к одному и тому же таксону, увеличивается. В пределах одного вида все животные очень похожи по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Самостоятельная работа с карточками

РОД — основная надвидовая таксономическая категория (ранг) в биологической систематике. Объединяет близкородственные виды. Например, разные виды кошек (дикие, камышовые, бенгальские и др.) составляют род кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) — род сосен. Близкие роды объединяются в семьи.

СЕМЕЙСТВО является таксономической категорией. Близкие роды объединяются в семейство (иногда сначала в подсемейство). Например, в семейство беличьих входят роды: белки, сурки, суслики и др.; семейство сосновых образовано родами: сосновые, еловые, пихтовые и др. В одних семействах насчитывается до 1000 родов, в других их мало или всего 1 род. Близкие семейства объединяются в отряд (в систематике животных) или по порядку (в систематике растений), иногда сначала в надсемейство.

ПОРЯДОК — таксономическая категория в таксономии животных. Отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Например, волк, енот, куница, кошка и другие семейства образуют отряд хищников. Близкие единицы составляют класс, иногда вначале надотряд. В систематике растений порядок соответствует порядку.

ЗАКАЗ — в систематике растений и бактерий. Родственные семьи приведены в порядок. Закрытые ордера образуют класс. В систематике животных отряду соответствует отряд.

КЛАСС (от лат. classis — категория, группа), одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. Классы (иногда — сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животные) или отряды (растения). Например, отряды грызунов, насекомоядных, хищников и др. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животные) или отделы (растения).

ТИП — таксономическая категория в таксономии животных. В типы (иногда сначала в подтип) объединяются близкие по происхождению классы. Например, к типам хордовых относятся классы амфибий, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и т. д. Все представители одного типа имеют единый план тела. Типы отражают основные ветви филогенетического древа животных. Всех животных обычно делят на 16 типов (по разным ученым типов бывает от 13 до 33). Все виды животных объединены в царство животных. В систематике растений отдел соответствует типу.

ОТДЕЛ — таксономическая категория в систематике растений. На кафедрах (иногда сначала на кафедре) объединяются близкие по происхождению классы. Например, классы двудольных и однодольных образуют отдел цветковых. Всего в систематике растений выделяют от 14 до 20 отделов.

КОРОЛЕВСТВО — высшая таксономическая категория. Со времен Аристотеля весь органический мир был разделен на два царства: растения и животные. В современной системе органического мира чаще принимают 4-5 царств: бактерии (включая цианобактерии, или сине-зеленые водоросли), грибы, растения и животные; иногда выделяют и царство архебактерий. В биогеографии царство является высшей категорией флористической и фаунистической районированности.

Международным языком таксономии является латынь. Например: разумный человек (Homo sapiens),

Леопардовая лягушка ( Rana pipiens).

Проблемный вопрос: Какую особенность можно отметить как в русской, так и в латинской версии

названий?

Таблица ниже иллюстрирует такую ​​систему классификации с примерами:

Королевство

Животные

Животные

Животные

Животные

хордовые

хордовые

хордовые

хордовые

Подтип

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Класс

костная рыба

Земноводные

млекопитающие

млекопитающие

Отряд

сельдь

бесхвостый

Семья

лосось

лягушка

гоминиды

настоящие лягушки

Ручьевая форель

лягушка леопард

домашняя кошка

Человек разумный

научное название

Салмо Трутта

Рана сибирская

Felis catus

Человек разумный

Чем классификация животных отличается от классификации растений?

Работа с приложением

IV.

Добавить комментарий