«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

История россии 9 класс арсентьев данилов 2 часть: ГДЗ История России Арсентьев 9 класс Часть 1 Стр. 103

ГДЗ История России Арсентьев 9 класс Часть 1 Стр. 103

Содержание

  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Работаем с картой
  • Думаем, сравниваем, размышляем
  • Вопрос в начале параграфа

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине XIX в.

На развитие русской науки и культуры в первой половине XIX в. наиболее мощное влияние оказали Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии. На состоянии образования и культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в экономике страны, в первую очередь промышленный переворот. Теснейшим образом он был связан с развитием российской науки и техники. В области гуманитарных наук рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории.

2. Какие достижения отечественной науки вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.

Неевклидова геометрияН.И. ЛобачевскийСтало основой математической базы современной физики
Явление вольтовой дугиВ.В. ПетровСварка металлов
Первая линия электромагнитного телеграфаП.Л. ШиллингИспользование телеграфов
Электродвигатель с вращающимся рабочим валом; гальванопластика; первая в мире подземная кабельная телеграфная линияБ.С. ЯкобиСоздание первой в мире подземной кабельной телеграфной линии
Приемы выплавки стали; раскрыл секрет изготовления булатной сталиП.П. АносовНовые приемы выплавки стали
Применение наркоза на поле бояН.И. ПироговОснова военно-полевой хирургии

3. Какую роль в развитии общественной мысли играли труды историков?

Труды историков играли огромную роль в развитии общественной мысли, так как в научных трудах и на страницах журналов высказывались различные политические, социальные и экономические идеи. Особую роль играло изучение истории французской революции. История разных стран и народов формировала мнение о едином для всех пути к свободе. Активно высказывались идеи единения славянских народов.

4. Какое значение для развития науки имела экспедиция И. Ф. Крузенштерна?

В ходе плавания И. Ф. Крузенштерна впервые было нанесено на карту более тысячи километров побережья острова Сахалин. Также были собраны наблюдения о Дальнем Востоке, об островах центральной части Тихого океана, Аляске и Алеутских островах.

5. Сформулируйте главную цель деятельности Русского географического общества.

Русское географическое общество должно было собирать, обрабатывать и распространять в России географические, этнографические и статистические сведения о России и мире, а также распространять достоверные сведения о России в других странах.

6. Докажите, опираясь на текст параграфа, что образование в России в первой половине XIX в. имело сословный характер.

Несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования при Александре I для детей крепостных были доступны только приходские училища, путь в гимназии был закрыт. Для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей.

При Николае I приходские одно- и двухгодичные училища предназначались только для детей из «низов». Уездные трехгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. В семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Детям крепостных обучение в гимназиях и университетах было запрещено.

Стр. 103

Работаем с картой

1. Покажите на карте города России, в которых в середине XIX в. существовали университеты.

2. Покажите на карте маршруты русских мореплавателей и путешественников первой половины XIX в. и территории, открытые ими.

Красные стрелки – кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского в 1803-1806 гг.

Зеленые стрелки – кругосветное путешествие Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1809-1821 гг.

Стр. 103

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Чем вы можете объяснить усиление материальной поддержки науки со стороны предпринимателей? На конкретных примерах покажите как открытия и изобретения учёных первой половины XIX в. были связаны с потребностями экономики России.

Во-первых, технические изобретения ученых позволяли предпринимателям внедрять эти новинки и повышать эффективность своих производств. Технические новинки отвечали потребностям производств, что повышало интерес предпринимателей к науке. Во-вторых, авторитет российской науки был столь высок, что предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку.

Изобретение гальванопластики в 1838 г. Б. С. Якоби применялось в производстве металлических изделий. Раскрытие П. П. Аносовым секрета изготовления булатной стали было важной вехой в развитии металлургии. Создание первого в России паровоза отцом и сыном Черепановыми позволило применять их в период строительства железных дорог в России, которое началось в 1830-х гг.

2. Охарактеризуйте систему учебных заведений в России в первой половине XIX в.

При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно-обособленным. Приходские одно- и двухгодичные училища предназначались только для детей из «низов». Уездные трехгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. В семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Детям крепостных крестьян обучение в гимназиях и университетах было запрещено. Количество учебных заведений постоянно увеличивалось, открывались новые университеты, начали работать технические вузы.

3. Используя дополнительные материалы, составьте биографический портрет одного из русских учёных первой половины XIX в., расскажите о его открытиях.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье казначейского чиновника. Семья Пироговых была патриархальной, Николай был тринадцатым ребенком. В детстве на маленького Колю произвел впечатление известный в Москве доктор Ефрем Осипович Мухин, что он стал играть с домашними в доктора Мухина.

Первоначальное образование Николай получил дома, в дальнейшем обучался в частном пансионате, где пробыл только два года вместо положенных четырех лет. Отец его разорился, платить было нечем. По совету профессора Е. О. Мухина отец с большим трудом «выправил» возраст Николаю с четырнадцати на шестнадцать лет, так как в Московский университет принимали с шестнадцати.

В 1824 г. Николай Пирогов поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1828 году. По окончании университета он отправился в город Дерпт (Юрьев) для подготовки к профессорскому званию, где занимался анатомией и хирургией под руководством профессора Ивана Филипповича Мойера. В 1832 г. он защитил диссертацию «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством?», в которой поставил и разрешил ряд принципиально важных вопросов по выяснению реакций на это вмешательство как сосудистой системы, так и организма в целом.

Своими данными он опроверг представления английского хирурга А. Купера о причинах смерти при этой операции.

В 1833-1835 гг. находился в Германии, где продолжал изучать анатомию и хирургию. В 1849 г. вышла его монография «О перерезке ахиллова сухожилия в качестве оперативно-ортопедического лечебного средства». Пирогов провел больше восьмидесяти опытов, подробно изучил анатомическое строение сухожилия и процесс его сращения после перевязки. Операцию эту он применял для лечения косолапости. Доктор Пирогов в 1847 г. отправился на Кавказ в действующую армию, где при осаде аула Салты впервые в истории хирургии применил эфир для наркоза в полевых условиях. В 1854 г. принимал участие в обороне Севастополя, где впервые в полевых условиях была использована помощь сестер милосердия.

Исследования Николая Ивановича Пирогова положили начало научному анатомо-экспериментальному направлению в хирургии. Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии и хирургической анатомии. Еще в 1846 г. по проекту Пирогова в Медико-хирургической академии был создан первый в России анатомический институт, что позволило студентам и врачам заниматься прикладной анатомией, упражняться в производстве операций, а также вести экспериментальные наблюдения.

Н. И. Пирогов создал атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях», снабженный пояснительным текстом, который принес ему мировую славу. В Москве в 1881 году был отпразднован 50-летний юбилей научной, педагогической и общественной деятельности Пирогова; ему было присвоено звание почетного гражданина г. Москвы. 23 ноября того же года Пирогов умер в своем имении Вишня, возле украинского города Винницы

16.

4. Используя сеть Интернет, выясните, какие выдающиеся деятели науки и культуры обучались в Царскосельском лицее.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – русский поэт, писатель;

Модест Андреевич Корф – директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки, историк;

Федор Федорович Матюшкин – адмирал, полярный исследователь;

Алексей Демьянович Илличевский – оставил «портретную галерею» первого лицейского выпуска, поэт;

Михаил Лукьянович Яковлев – популярный салонный композитор и певец;

Александр Сергеевич Пушкин – поэт, драматург и прозаик;

Антон Антонович Дельвиг – русский поэт, издатель;

Валериан Платонович Лангер – художник-акварелист, литограф;

Николай Александрович Корсаков – русский поэт, композитор;

Владимир Дмитриев Ахшарумов – русский поэт;

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель.

5. Сравните по самостоятельно определенным критериям образовательную политику Александра I и Николая I. Ответ оформите в тетради в виде таблицы.

Начальное и среднее образованиеСоздание в каждом губернском городе гимназий, а в каждом уездном городе уездного училищаСословно-обособленные школы; запрет детям крепостных крестьян обучения в гимназиях и университетах
Высшее образованиеОткрытие новых университетов; университетский устав 1804 г.Открытие новых университетов; лишение самостоятельности университетов

Параграф 17. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России

Стр. 103

Вопрос в начале параграфа

Почему XIX век называют золотым веком русской культуры?

XIX век называют золотым веком русской культуры, так как в этот период культура переживала свой самый яркий расцвет. Главными особенностями явились быстрая смена различных художественных стилей, их параллельное существование. С одной стороны, XIX в. стал временем становления академических, профессиональных традиций в художественной культуре народов России, а с другой – ярко проявились индивидуальные черты, обусловленные национальной самобытностью.

ГДЗ История России Арсентьев 9 класс Часть 1 Стр. 116

Содержание

  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Думаем, сравниваем, размышляем

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Объясните суть процесса индустриализации.

Индустриализация – процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

2. В чём состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?

Промышленная революция в России началась позже, чем в странах Европы. Процессы индустриализации происходил быстрыми темпами лишь в некоторых отраслях промышленности – хлопчатобумажной, сахарной, писчебумажной, текстильной, металлоперерабатывающей и горнозаводской. Во многих отраслях преобладало мелкокустарное производство. Многие технические устройства приобретались у более развитых в индустриальном отношении стран. Промышленный переворот происходил в условиях сохранения крепостного права и феодальных пережитков, что серьезно ограничивало его масштабы.

3. Перечислите внешние причины, которые стимулировали техническую модернизацию промышленности и сельского хозяйства.

1) Рост внешней торговли. Только ежегодный вывоз хлеба из страны за первую половину XIX в. вырос в 6 раз.

2) Поражение в Крымской войне, что угрожало сохранению роли мирового лидера.

3) Распространение техники и удачный опыт европейских стран в модернизации промышленности и сельского хозяйства.

4. Какие предпосылки для осуществления буржуазных реформ сложились в России в середине XIX в.?

1) Начало промышленного переворота.

2) Постоянное расширение внутреннего рынка, развитие рыночных отношений.

3) Заметное отставание России от мировых держав.

4) Конкуренция на внешнем рынке.

5) Осознание необходимости проведения реформ в обществе.

5. Основываясь на тексте параграфа, выпишите в тетрадь перечисленные предпосылки отмены крепостного права.

1) На протяжении первой половины XIX в. Александр I и Николай I поднимали крестьянский вопрос, созывали так называемые секретные комитеты по крестьянскому вопросу.

2) Поражение в Крымской войне показала отсталость страны, что угрожало роли мирового лидера России. Крепостное право передовой Европой воспринималось как пережиток, свидетельство отсталости и «варварства».

3) Понимание в среде дворянства важности решения крестьянского вопроса.

4) Восстания крестьян, которые переживали не лучшие времена.

5) Призывы к отмене крепостного права со стороны общественности.

Стр. 116

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как вы думаете, почему XIX век стал веком европейских революций?

Процессы модернизации и индустриализации, которые начались еще в XVIII в. , сказывались не только на экономической жизни, но и на социально-политической. Идеи Просвещения создали базу для структурных изменений общества. Эти факторы стали причиной для европейских революций, так как сохранение прежних порядков при новых тенденциях вызывало потребность в изменениях.

2. В конце 1850-х гг. и консерваторы, и либералы выступали за необходимость покончить с крепостничеством. Чем объясняется подобное единодушие?

Это было вызвано процессами модернизации и индустриализации. Изменения в структуре общества и экономики требовало коренных изменений. Крепостное право тормозило развитие экономики, к тому же крепостное право воспринималось как пережиток, свидетельство отсталости и «варварства». Понимая это, общество консолидировалось вокруг необходимости решения крестьянского вопроса, поэтому и консерваторы, и либералы выступали за необходимость покончить с крепостничеством.

3. Почему крестьянский вопрос был одной из главных проблем рассматриваемого периода?

Власть не могла не признавать того факта, что сохранение крепостного права ведет к отставанию страны. Особенно ярко это выявилось в ходе Крымской войне, которая окончилась поражением России. Чтобы сохранить за собой роль мирового лидера, Россия должна была меняться. Кроме того, крепостное право передовой Европы воспринималось как пережиток, свидетельство отсталости и «варварства».

Нельзя было не прислушаться и к общественному мнению внутри страны. В среде дворянства были те, кто понимал важность крестьянского вопроса. К тому же крестьянство переживало не лучшие времена, нередки были восстания крестьян. Они были разрозненными, но таили в себе опасность серьезных проблем в будущем.

Именно эти причины делали крестьянский вопрос главной проблемой рассматриваемого периода.

4. Подготовьте тезисы к дискуссии на тему «Почему отменить крепостное право не удалось ни Александру I, ни Николаю I, хотя в период их правления действовали секретные комитеты, обсуждавшие проекты реформ?».

Тезисы применительно к Александру I:

1) Сопротивление со стороны большинства дворян;

2) Боязнь Александра I разделить участь погибшего отца, который в своей политике не считался с интересами большинства дворян;

3) В Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны;

4) Александру I не на кого было опереться в реализации своих замыслов – не хватало умных, способных людей. Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе;

5) Личные качества императора – неустойчивость его настроения, двуличие, проявившаяся с годами склонность к мистицизму.

Тезисы применительно к Николаю I:

1) Николай I понимал, что крепостное право является злом, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны приверженцев крепостничества;

2) Николай I боялся повторения восстания декабристов;

3) Николай I был ревностным защитником существующих порядков, что сказывалось в его деятельности Священного союза.

5. Дайте определения следующим понятиям: промышленный переворот, урбанизация, светская культура, буржуазия, пролетариат.

Промышленный переворот – массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Урбанизация – процесс роста городов, увеличения их роли.

Светская культура – тип культуры, для которого характерно отсутствие уклона в религию, обращение к мирской жизни.

Буржуазия – класс капиталистических собственников, владельцы средств производства.

Пролетариат – наемные рабочие.

6. Подготовите доклад, посвященный техническим открытиям середины XIX в. в России (на примере одного или нескольких изобретений). Выясните информацию об авторах этих изобретений.

1 мая 1862 года художник-фотограф И. Ф. Александровский представил на рассмотрение Морского министерства «проект устройства подводной лодки для действий против неприятельских кораблей». 14 июня 1862 г. Морской ученый комитет, учитывая неудачные опыты над подводной лодкой Бауэра, не принял проект Александровского и предложил «оставить его без последствий».

И. Ф. Александровский обратился со своим предложением непосредственно к великому князю генералу-адмиралу, после чего 14 июля 1862 г. особым Высочайшим повелением изобретателю разрешено было строительство подводной лодки по его проекту и предоставлено право выбора частного заводчика для этого строительства.

9 мая 1864 г. между И. Ф. Александровским, которому были выделены необходимые денежные средства, и владельцами Балтийского литейного, механического и строительного завода в Чекушах купцом Матвеем Карром и инженером-механиком Марком Макферсоном был заключен контракт «на изготовление железной подводной лодки по данным от г-на Александровского чертежам».

В поперечном разрезе подводная лодка имела форму обращенного вершиною к верху криволинейного треугольника. Такая форма Александровским была выбрана по аналогии с формой рыб, кроме того, он считал, что эта форма умеряет быстроту погружения.

В передней части подводной лодки размещалась водолазная камера с двумя люками. Для обеспечения верности показаний компаса носовая будка (рубка) была изготовлена из латуни (в 1867 г. ее заменила на медную конструкцию).

Над серединой лодки был устроен кожух, над которым возвышалась небольшая рулевая башня с иллюминаторами. Погружение подводной лодки производилось приемом воды в балластные цистерны, всплытие – путем продувания балластных цистерн сжатым воздухом.

Добавить комментарий