Восток в первой половине XX в. Модернизация
1. Какие главные причины обусловили «отсталость» Востока в первой половине XX в.? В каких странах колониальный режим, а в каких традиционные устои являлись тормозом развития?
Застойность процессов на Востоке была обусловлена силой сопротивления традиционных обществ внешним влиянием и сложностью найти синтез традиции и опыта Европы. Однако главным тормозом в первой половине века была политика колониальных держав.
Традиционные устои – Япония, Китай, Турция, Египет.
Колониальный режим – Индия.
2. Какое содержание вкладывается в понятие «модернизация» применительно к восточным обществам? Каковы методы и средства осуществления модернизации в различных странах Востока?
Исторически модернизация — это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX в.
Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.
Для Востока модернизация – это процесс ломки традиционных структур общества.
3. Подумайте, какая связь между внешней экспансией Японии и проблемами внутренней модернизации.
Япония повторяла европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Страна начала борьбу за колонии на материке и развязала по меньшей мере пять войн за 40 лет (Японо-китайская война, Русско-японская война, Первая мировая война, вторая Японо-китайская война, война в Юго-Восточной Азии в 1937—1945 гг.
).Однако, внутренне развитие представляло собой смесь европейских ценностей и японских традиций, что вылилось в особую форму тоталитаризма, основанной на идеях национализма и синтоизма как государственной религии.
Экспансия Японии на материк – национальная цель.
Своеобразие японской модернизации состояло в том, что восприятие европейского примера экономической и политической перестройки общества и военно-технических заимствований тесно сочеталось с использованием традиций, с представляемой как патриотизм шовинистической идеей «увеличения славы нашей империи», верностью императору, памяти самурайской славы.
4. Подумайте над проблемой: почему Китаю потребовалось полстолетия, чтобы «определиться» с реформами? Выясните, какие исторические условия в XX в. способствовали модернизации Китая, а какие затрудняли ее.
В Китае были сильны традиции. Новые идеи и образ жизни с трудом укладывался в идеологию конфуцианства. Однако, и в Китай проникали идеи о необходимости проведения реформ с целью развития и освобождения от колониальной зависимости. Противоборствующие группировки (сторонники реформ и потенциальные диктаторы) сменяли друг друга. Таким образом, реформы начинались, а после их сворачивали. Также немаловажным фактором является разнородность населения Китая, деление его на сферы влияния иностранных государств, отсутствие единства Китая. Все это тормозило проведение реформ. Когда Чан Кайши пришел к власти, он смог адаптировать немного идеи конфуцианства под современные реалии.
Способствовало модернизации: участившиеся восстания и революционные настроения; буржуазная революция 1911-1912 гг.; приход к власти Чан Кайши, который объединил Китай и начал капиталистическую модернизацию страны по западноевропейской модели.
Затрудняло модернизацию: государственный переворот 1898 г., захват власти дворцовой кликой после смерти императрицы Цы Си; попытка Юань Шикая установить личную диктатуру.
5. В какой мере традиции повлияли на выбор ненасильственного сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии?
Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения общества всеобщего благоденствия, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения содержала протест против капиталистического уклада, того самого пути, по которому пошла европейская цивилизация.
Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов. Облаченные в традиционные одежды требования независимости становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. Примечателен и метод борьбы (бойкоты, мирные марши, отказ от сотрудничества и пр.) — в нем сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина.
6. Расскажите о М. Ганди. Как вы понимаете его высказывание: «Человечество может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью»?
Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948) – один из наиболее авторитетных руководителей индийского национально-освободительного движения. Лидер Индийского национального конгресса и его идеолог. В 1893—1914 гг. жил в Южной Африке, активный участник борьбы против британского колониализма. После возвращения в Индию в 1915 г. возглавил национально-освободительное движение, последовательно использовал методы борьбы против англичан в форме ненасильственного (гражданского) сопротивления. После раздела Индии (на Индию и Пакистан) во время религиозной междоусобицы был убит террористом индуистской националистической организации.
Выражение Ганди: насилие порождает насилие, любовь порождает любовь. Следовательно, какое действие ты совершишь в отношении человека, такое же действие ты получишь в ответ. Только для получения положительного результата необходимо время.
7. Индия и Китай вели борьбу за независимость и модернизацию в одно и то же время, но разными средствами и методами. Как вы объясните столь резкое различие их путей развития?
Китай был суверенным государством, но был расколот внутренними междоусобицами и войнами. Индия была колонией Великобритании, которая удерживала Индию силой. Это и обусловило методы борьбы за независимость.
Также немаловажную роль играли традиции государств.
ГДЗ по Всеобщей истории 9 класс. Индустриальное общество в начале XX в.
Перейти к контенту
§ 1-2. Индустриальное общество в начале XX в.
ГДЗ по Всеобщая история 9 класс. Авторы: Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О.,-М., Просвещение, 2016 г.
Что такое промышленная революция XVIII—XIX вв.?
Назовите главные черты индустриального общества.
1. Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?
2. Как процессы увеличения занятости в промышленности проходили в различных странах?
3. Почему в начале XX в. быстро росли города?
4. Как массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей в начале XX в.?
5. Каковы причины процессов концентрации в экономике? Как они протекали в различных странах?
6. Чем была вызвана к жизни антимонопольная (антитрестовская) политика? Каковы её цели?
1. Каким вызовам времени отвечали серьёзные перемены в экономическом развитии в начале XX в.?
2. Выясните основные черты индустриального общества. Обсудите, какие из них были главными и как они были связаны между собой.
3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте доклад «Признаки индустриального общества» на примере США, выделив и обосновав главные и второстепенные, с вашей точки зрения, признаки.
4. Почему усилилась роль государства в экономике в начале XX в.? Каковы главные направления государственного регулирования?
1. Как менялось соотношение сил между ведущими индустриальными державами?
2. Какие страны вышли на первые места в индустриальном развитии в начале XX в.?
3. Составьте список стран в соответствии с местом, которое они заняли накануне Первой мировой войны по уровню экономической мощи (в порядке убывания).
4. Какие страны стали отставать в своём развитии?
1. Какие причины обусловили рывок в экономическом развитии США в начале XX в.?
2. Выделите главные факторы, которые способствовали бурному экономическому росту в Германии.
3. Почему Великобритания стала отставать от растущей мощи Германии в начале XX в.? Что мешало, а что помогало развитию британской экономики?
4. Назовите причины отсутствия динамизма во французской экономике в начале XX в. Обсудите, какие из них были главными.
5. В чём отличия экономического развития Австро-Венгрии и Италии от других великих держав?
6.