Обществознание 9 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 20013, Тема: Государство | План-конспект урока по обществознанию (9 класс):
Обществознание
9 класс
Обществознание 9 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А., 20013,
Базовый
Тема: Государство, 1час
Тип: комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с понятием «политическая система общества», пояснить роль государства в нашей жизни, его сущность и функции.
Задачи:
Образовательная:
- Повторить термин «государство»;
- Выявить признаки государства;
- Объяснить понятие «суверенитет»;
- Выявить основные функции государства и проанализировать их;
- Выявить причины зарождения государства.
- Выявить роль государства в нашей жизни.
Развивающая:
- Развивать умение анализировать;
- развивать навыки культуры речи;
- развивать такие познавательные процессы учащихся, как речь, память, мышление, внимание на основе заданий по данной теме;
- умения высказывать своё мнение;
- развивать умение прислушиваться к чужому мнению при обсуждении ответа на поставленный вопрос;
- делать выводы на основе анализа основного материала и выделять главное при изучении всей темы;
- внимательно слушать объяснение учителя, вопросы и задания на уроке.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и гордость к нашему государству;
- Воспитывать умение прислушиваться к чужому мнению при обсуждении темы;
Планируемые результаты: знать понятие «политическая система общества», понимать роль государства в нашей жизни, его сущность и функции
Форма урока: традиционная
Оборудование: мел, доска, учебник по обществознанию (А.Е.Кравченко, Е.А.Певцова), карточка с терминами.
План урока:
1.Государство. Признаки государства.
2.Функции государства.
3.Причины появления государства.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1.Организационный этап | Учитель приветствует учеников и проверяет наличие учеников, прося дежурного по классу сообщить об отсутствующих. | Ученики приветствуют учителя, встав со своих мест. Дежурный по классу доносит до сведения учителя об отсутствующих в классе. | ||
2.Проверка домашнего задания | Опрос. 1.Карточка с терминами.(государство, право, власть, авторитет, иерархия, сила) 2.проверка эссе. 3.нарисовать схему власти. | Отвечают на вопросы. Государство-система управления обществом Право – система, норма поведения в обществе, узаконенная государством Власть-это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Авторитет — в широком смысле- общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях. в узком одна из форм осуществления власти. Иерархия-расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Сила-применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. | ||
3.Изучение новой темы. | Итак, мы приступаем к изучению новой темы. Запишем число, тему и план урока. Сегодня мы поговорим о государстве. Давайте еще раз вспомним, что такое государство? Существует такое понятие как политическая система. Скажите, как соотносятся эти понятия? У государства, как системы управления, существуют свои признаки. Давайте вместе назовем их. Запишем. Скажите, а как вы понимает термин «суверенитет»? приведите примеры из истории. Переходим ко 2 пункту плана. Итак, функции государства делятся на 2 группы внутренние и внешние. Сделаем таблицу. Давайте вместе начнем заполнять, а дома вы ее самостоятельно закончите.
Переходим к 3 пункту плана. Ребят, а какие вы можете назвать причины появления государства? Существует огромное количество теорий возникновения государства. Послушайте и кратко отметьте себе в тетради. 1.Теологическая-государсвто является результатом божественного сотворения мира. 2.Патриархальная- Г.происходит из семьи, это результат разрастания семьи. 3.Договорная-государсвто возникло как объединение людей на добровольной основе. 4.теория насилия – государство возникло как результат завоевания одной части общества другой .5.Психологическая — у людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться. 6.Рассовая – люди делятся на высшие и низшие расы. Первые призваны господствовать. 7.Материалистическая -государство приходит на смену родоплеменной организации, происходят коренные изменения в экономической сфере. Усиливается имущественное расслоение общества. А какой теории придерживаетесь вы? | Записывают число, тему и план урока в тетрадь. Отвечают на вопрос. Государство-система управления обществом Отвечают: государство это часть политической системы. Называют признаки. записывают их в тетрадь. (единая территория, единая система управления, единая система законов. монополия на легальное применение силы, право на взимание налогов, гражданство, представительство в международных организациях, суверенитет.)Записывают. Высказывают свое мнение Рисуют таблицу в тетради. Заполняют вместе с учителем. Рассуждают, высказывают свое мнение. Внимательно слушают, фиксируют в тетрадь. Высказывают свое мнение | ||
4.Закрепление. | В качестве закрепления повторим основные моменты темы. 1) Что такое государство? Признаки государства 2) Функции государства. 3) Причины и теории происхождения. | Объясняют термины, говорят о признаках функциях государства. | ||
5. |