Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (Концентрическая, красная) (5-9) – издательство Дрофа – Вентана-граф
Курс построен по концентрическому принципу, с 5 по 9 класс у школьников формируется целостная биологическая картина мира. Изучение предмета начинается с пропедевтического курса «Введение в биологию», затем рассматриваются разнообразие, строение и жизнедеятельность живых организмов, изучаются различные формы жизни — от бактерий до человека. Курс завершается знакомством с законами жизни на всех уровнях ее организации, в том числе с основными понятиями генетики, селекции, цитологии, теории эволюции. В пособия включены материалы о практическом значении изучаемых объектов, задания для лабораторных занятий и работы с гербариями и коллекциями. Задания имеют разные уровни сложности, направлены на формирование универсальных умений и навыков.
В соответствии с концепцией и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) издательство «Дрофа» переработало существующие и создало новые линии учебно-методических комплексов по биологии.
Изучение биологии начинается с учебника Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс». Вводный курс в 5 классе выполняет пропедевтическую функцию. Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
В учебнике Н. И. Сонина «Биология. Живой организм.6 класс» рассматривается разнообразие живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы, вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы,закладывается фундамент общебиологических знаний, опираясь на который в 7–8 классах изучают все многообразие живого мира – от растений до человека. Разделение материала учебника 6 класса на основной и дополнительный позволяет использовать этот учебник и на 1, и на 2 часа в неделю.
Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» авторов В. Б. Захарова и Н. И. Сонина содержит материал о строении, жизнедеятельности и многообразию бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации. Учащиеся узнают об эволюции строения живых организмов и о индивидуальном развитии. Курс рассчитан на 2 часа в неделю.
В учебнике «Биология. Человек. 8 класс» авторов Н. И. Сонина, М. Р. Сапина раскрывается биосоциальная природа человека, даются обзор основных систем органов, сведения о процессах жизнедеятельности и особенностях психической деятельности человека, о месте человека в природе. Курс рассчитан на 2 часа преподавания в неделю.
В 9 классе предлагается к изучению вводный курс общей биологии . Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, И. Б. Агафоновой, Н. И. Сонина знакомит с основными законами жизни на всех уровнях ее организации. В курс также включены основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции. Курс рассчитан на 2 часа преподавания в неделю.
Современное оформление, включение в материал многочисленных слайдов и микрофотографий, использование дополнительной информации значительно расширяет возможности учебников.
Практико-ориентированная направленность обеспечивается, с одной стороны, включением в текст материалов о хозяйственном, экологическом и медицинском значении изучаемых объектов, а с другой стороны, использованием вопросов и заданий, направленных на постановку простейших опытов, проведение наблюдений, работу с гербарными экземплярами, коллекциями и живыми организмами.
Методические аппараты учебников представлены заданиями разного уровня сложности, в том числе способствующими достижению метапредметных и личностных результатов. Рабочие тетради содержат множество разноуровневых заданий, позволяющих учителю эффективно развивать универсальные умения и навыки, формировать основные биологические понятия, осуществлять контроль знаний. Работа с тетрадью поможет учащимся лучше освоить содержание курса.
Тестовые задания предназначены для закрепления, проверки и оценки знаний.Также их можно использовать в процессе обучения для активации познавательной деятельности учащихся.
В тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений представлены лабораторные и практические работы, которые можно выполнять на уроках и дома; задания исследовательского характера — наблюдения, эксперименты, а также познавательные задачи, которые помогут обобщить изученный материал, проявить творческие способности. Тетрадь для оценки качества знаний включает различные виды заданий, вопросы для проверки и оценки качества знаний в соответствии с темами курса. Учебное пособие может быть использовано как на уроках, так и при самоподготовке.
Структура и содержание методических пособий соответствует структуре и содержанию учебников. В содержание методических пособий включены программы и планирование курса биологии, подробные разработки уроков, включающие цели, основное содержание темы, планируемые результаты урока ( личностные, метапредметные, предметные), необходимое для урока оборудование и дополнительную методическую информацию для учителя.
Важной составляющей УМК являются электронные формы учебников (ЭФУ), полностью соответствующие требованиям Министерства образования и науки РФ. ЭФУ содержат многочисленные информационные ресурсы, представленные иллюстрациями и слайд-шоу, анимациями и видеосюжетами. Итоговые тесты служат для контроля знаний, а практические тренажеры с возможностью просмотра ответов позволяют учащимся осуществлять самоконтроль. Красочность и интерактивность визуальных объектов способствует детальной и эффективной проработке материала, позволяют значительно расширить образовательное пространство, делают учебный процесс более интересным и увлекательным.
Контрольная работа по теме: «Природные зоны России». | Тест по географии (8 класс) по теме:
. Контрольная работа по теме: «Природные зоны России» 8 кл.
1.Анализ текста.
Прочитай текст, ответь на вопросы и выполни задания после текста.
Зона расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана, что связано в основном с климатическими процессами.
1. О какой природной зоне идет речь?
2.Что взято за основу характеристики зоны?
3.Укажи номера предложений которые могут помочь тебе определить ГП зоны.
4.Укажи в градусах протяженность зоны с севера на юг и с запада на восток.
2.Диктант на знание характерных признаков природных зон
Отметить верные признаки
1. Арктические пустыни.
а) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;
б)несколько месяцев длиться полярная ночь;
в) избыточное увлажнение, много озер и болот;
г) значительные площади заняты ледником;
д) лето короткое и холодное;
е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
2. Зона тундры.
а) средняя температура июля +5-10°С;
б) выпадает много осадков;
в) увлажнение избыточное;
г) почвы подзолистые;
д) сильные ветры;
е) территория зоны — огромные пастбища домашних оленей.
3. Зона тайги.
а) увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;
б) главная ценность плодородные почвы;
в) преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;
г) зима холодная, лето теплое;
д) преобладают подзолистые почвы;
е) самая большая по площади природная зона России.
4. Зона смешанных и широколиственных лесов.
а) суровая зима;
б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;
в) леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей
г) растут дуб, клен, ясень, липа;
д) увлажнение недостаточное;
е) растения — амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.
5. Зона степей.
а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;
б) увлажнение не достаточное
в ) значительная часть зоны распахана;
г) почвы черноземы;
д) растительность — травы: ковыль, типчак;
е) почвы плодородны.
6. Полупустыни и пустыни.
а) растения: бук, граб, каштан, бамбук;
б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;
в) почвы представлены солончаками;
г) реки полноводные, много озер;
д) растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;
е) встречаются глинистые участки-такыры
3. Географический диктант на проверку понятий, терминов
Написать названия терминов
- Закономерная смена природных зон и природных условий в горах
- Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников.
- Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев.
- Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства.
- Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.
- Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных.
- Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.
- Территория со схожими почвами, растениями, животными, климатом.
- Найди лишнее. Тундра: клюква, морошка, мох, осина.
- Найди лишнее. Тайга: лиственница, дуб, сосна, пихта, ель.
- Найди лишнее. Степь: черника, ковыль, типчак, кострец.
- Найди лишнее. Пустыня: полынь, саксаул, джузгун, морошка.
4. Характеристика природной зоны
Дать краткое описание природной зоны
- Географическое положение зоны.
- Климат (зима, лето, увлажнение).
- Почвы (плодородие).
- Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни).
- Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.
- Экологические проблемы.
Критерии оценки работы.
1-3 задание- 1 балл за каждый правильный ответ.
1 задание ( максимум 7 баллов).
2 задание ( максимум 27 балла).
3 задание ( максимум 12 баллов).
4 задание ( максимум 30 баллов за все задание, каждый пункт плана оценивается учителем по 5-ти бальной системе).