«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Краткое содержание история 8 класс юдовская: краткий пересказ параграфа по истории 8 класс юдовской / Детский мир им. anatu / Детский мир

Содержание

В поисках путей модернизации. Национальные государства

Вспомните, когда появились национальные государства.

В 16 — 17 вв. в рамках абсолютистских государств, имеющих чёткие национальные границы, одну государственную религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства.

Стр. 45

Вопросы

1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?

Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д.

Английская нация — одна из самых старых в Европе. Её становлению способствовал ряд факторов: Столетняя война, возникновение англиканской церкви, вера в то, что англичане — это избранный богом народ. В XVIII в., когда Англия, Уэльс и Шотландия объединились в Великобританию, англичанам пришлось привыкать к тому, что они лишь часть нового королевства, и учиться им гордиться.

Ставшая широко известной английская патриотическая песня (1740) во многом отражала их мироощущение: «Правь, Британия, морями и волнами! Англичанам никогда не быть рабами!» Англичане прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.

Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». В годы Столетней войны возникло представление о том, что все французы должны любить свою страну и подчиняться своему государю.

Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.

В раннее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.

2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?

Дворянство, которое составляло всего несколько процентов населения, оставалось самым влиятельным сословием, видевшим своё предназначение в службе государю, прежде всего военной. Как правило, именно дворяне занимали ключевые посты в государстве, из них формировался офицерский корпус.

Однако появлялось и немало нового. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно, стали разрешать дворянам заниматься предпринимательством.

В положении духовенства в XVIII в. изменилось немногое. А вот в третьем сословии верхний слой, буржуазия — городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом, — богатела за счёт активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе — за счёт капиталистической аренды. Во многих европейских странах она стремилась к приобретению земли, которая позволяла вести «благородный» образ жизни.

Увеличивалось и число бедняков. Разоряясь, крестьяне превращались в наёмных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг.

3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?

В большинстве европейских стран происходит соединение идей Просвещения и абсолютизма. Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако стремление к увеличению налогов и распространению их на все сословия, к унификации подвластных им территорий, к построению эффективного государственного аппарата наталкивалось на сопротивление традиций: традиционных общественных институтов и форм пополнения казны, традиционных сословий и земельных отношений. На помощь монархам пришли идеи Просвещения, провозглашавшие отказ от традиций.

Просветители призывали к свободе, и просвещённые монархи не ограничились одной лишь свободой вероисповедания.

Выводя народ из — под опеки церкви, проводя в жизнь идею верховенства закона, ограничивая власть сеньоров, просвещённые монархи способствовали развитию свободы личности. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В наследственных землях Габсбургов и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы, а средние и высшие учебные заведения полностью переходили под контроль государства. Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации, во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию.

4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?

Реформы были реализованы наиболее полно в Пруссии.

Активнее всего эти реформы проходили в наиболее отсталых странах.

Задания

1. Что послужило причиной складывания наций?

Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства. Исторически они складывались как ряд территорий, объединённых в результате браков, присоединений, завоеваний — на совершенно разных условиях и нередко с сохранением прежних прав, вольностей, представительных органов. Жители этих провинций ощущали свою историческую и культурную обособленность. Порой изначально разные страны объединяла только личность монарха: так, к примеру, складывалась Испания. И всё же в ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией.

2. Каковы были последствия этого явления?

Складывались европейские нации: английская, французская, немецкая, итальянская. Складывались они по — разному, для одних важнее оказывалась единая вера, для других — единый правитель, у третьих возникало представление об особом национальном характере. Таким образом, народы могли иметь разную веру и при этом считать себя нацией или иметь одного монарха, но относить себя к разным нациям.

3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.

4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах

В 50 — 80 — е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были востребованы политикой просвещенного абсолютизма. Австрийский вариант просвещенного абсолютизма — йозефинизм — отличается безоговорочным приоритетом практики над теорией.

Начало реформ просвещенного абсолютизма в Пруссии относится к 1740 г., когда на престол вступил Фридрих II (17401786), вошедший в историю под именем Великого, философ, литератор, оставивший после себя 30 — томное литературное наследие. Фридрих рос под влиянием французской образованности и прусского милитаризма. Любовь к французской философии и литературе в какой — то момент настолько овладела юным принцем, что в 1730 г. он попытался бежать из Пруссии в Англию. Попытка закончилась неудачей, его чуть не отстранили от наследования престола, сослали в крепость Кюстрин, где Фридрих на собственном опыте познакомился с жесткостью прусской бюрократической машины.

Первые реформы Фридриха II вызвали в Европе сенсацию. Казалось, что в Пруссии началась новая эпоха: было объявлено о восстановлении Академии наук, отменялась цензура, устанавливалась веротерпимость. Но в королевстве сохранился культ армии, которая занимала третье место по численности в Европе, и на нее расходовалось от 70 до 80 % бюджета страны. Фридрих Великий вел две войны: за австрийское наследство (1740 — 1748) и Семилетнюю (1756 — 1763). Он сам был первоклассным полководцем. В плане приращения территории королевства особенно удачной была первая война, в результате которой Пруссия обрела Силезию.

Но там, где не затрагивалось существо Старого порядка, Фридрих Великий охотно вступал на путь, указанный философами XVIII в. В области экономики он продолжал проводить меркантилистскую политику: ввозимая готовая продукция облагалась высокими таможенными пошлинами, а после Семилетней войны был запрещен импорт около 500 наименований товаров. О свободе предпринимательства говорить не приходится: продолжалась мелочная опека мануфактур, общепрусский рынок создан не был.

Социальную политику реформы просвещенного абсолютизма также затронули не сильно: укрепилось положение дворян, разночинные элементы практически не имели шансов на получение офицерских и престижных чиновничьих должностей.

Но были предприняты некоторые попытки улучшить положение крестьян — держателей коронных земель: в 1777 г. им были гарантированы права собственности и наследования. Но крепостных крестьян при Фридрихе Великом продолжали наказывать палками. В области судопроизводства были отменены пытки и установлена независимость судей от администрации. Фридрих II полагал, что в государственной системе все должно быть взаимосвязано как в философской системе. Он предпринял составление общего кодекса, который являлся открытой декларацией прав государя и государства. Государь — единственный представитель государства, ему принадлежат все права. «Философ на троне» в соответствии с идеалами Просвещения в 1763 г. издал указ о сельских школах, но на деле он тоже был скорее декларацией, поскольку денег на них не было, и преподавали там — инвалиды войн. В целом реформы, импульсом которых стали просветительские идеи, способствовали процессу модернизации, но не разрушили, а скорее укрепили Старый порядок в Пруссии.

Затронуты были реформами просвещенного абсолютизма Бавария и Саксония. Принципы Просвещения стали востребованными в Баварии после неудачной Войны за австрийское наследство, а в Саксонии — после Семилетней войны. В Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена деятельность администрации, обновлены школы и академии. В Баварии заинтересованность реформами выказывал курфюрст Максимилиан III. Были проведены финансовая реформа, перепись населения, разработаны и приняты гражданский и уголовный кодексы, создана Баварская Академия наук, но принципы естественного права нигде в полной мере осуществить не удалось.

Многие германские правители, отдавая дань модным веяниям, становились покровителями сельского хозяйства, ремесел, торговли, образования. Просветительские реформы начались в 40 — е годы и в державе Габсбургов. Здесь они отличались особым размахом и последовательностью.

Война за австрийское наследство обернулась для Габсбургов не только потерей Силезии: она выявила плачевное состояние Австрии. Королева Мария Терезия (1740 — 1780) с энергией взялась за восстановление международного престижа страны. Она была настроена решительно, заявляя, что отдаст последнюю юбку, но вернет Силезию. Добиться этого так и не удалось, но Мария Терезия начала целую серию важных внутренних реформ. Страна была разделена на 37 военных округов и на основе списков населения была введена пожизненная служба в армии. В рамках финансовых преобразований устанавливался всеобщий подоходный налог, вводился подушный налог, размер которого определялся в зависимости от размеров имущества. Предпринимались усилия для упорядочения денежного обращения, а в 1760 г. впервые были напечатаны бумажные деньги. Реформа государственного аппарата усиливала централизацию и упорядочивала системы учета и контроля. Произошло отделение юстиции от администрации и политических дел, учреждался высший орган правосудия. Мария Терезия проводила протекционистскую политику: она поддерживала мануфактурное производство и разрушала цехи, запретив в 1755 г. создавать новые цехи и разрешив выход из них.

Просветительские тенденции переплетались со стремлением не допустить свободомыслия в духовной жизни. В 1752 — 1757 гг. из Верхней Австрии были изгнаны протестанты. Одновременно королева усилила давление и на католическую церковь, введя предварительную цензуру на папские указы и оттеснив иезуитов от руководства университетами, что позволило прийти туда ученикам Лейбница и Вольфа. Официально протестанты были допущены в университеты в 1778 г. Но реформа университетского образования предусматривала также назначение монархом профессоров, а вместо избираемого декана — директора как контролера. Никак не была ограничена цензура и в области печати. Среди запрещенных книг в 1750 г. значилось и произведение Монтескье «О духе законов». Но по мере ослабления влияния иезуитов все меньше запретов оставалось в области печати.

В 1764 г. последние иезуиты были изгнаны из Австрии. Официально Папа распустил этот орден в 1773 г. , тогда же он был запрещен и в Австрии. В 1774 г. был принят закон о школьной реформе: в городах и селах открывались начальные школы, которые финансировались государством.

В августе 1765 г. после смерти Франца Стефана Лотарингского, мужа королевы Марии Терезии, трон императора Священной Римской империи германской нации перешел к их сыну Иосифу. Мария Терезия признала его и как соправителя габсбургских владений, но правила единовластно. В 60 — 70 — е годы продолжалась политика меркантилизма: крестьянам разрешили торговать изделиями своего труда. В 1771 — 1778 гг. произошло сокращение барщины до трех дней в неделю, крепостные обрели право выкупать свой надел в наследственное владение. Было ограничено право помещиков творить суд над крестьянами и отменены их пытки. Несмотря на такие прогрессивные преобразования популярность Марии Терезии была подорвана высокими таможенными пошлинами на ввоз спиртных напитков. Когда в 1780 г. королева умерла, население активно уклонялось от участия в траурной процессии.

Император Священной Римской империи германской нации Иосиф II занимал австрийский престол с 1780 по 1790 г. В историю этот период вошел как «бешеное десятилетие», а сам монарх — как «революционер на троне». Иосиф II с большим пиететом относился к французским просветителям, он проникся идеями физиократов, хотя и от принципов меркантилизма также не отказывался.

Объективно реформы Иосифа II усиливали роль государства, но для короля это не было самоцелью. Он полагал, что только с помощью сильного государства может быть проложен путь к идеалам Просвещения. В первую очередь король стремился освободить церковь от папства и усилить роль государства в церковных делах. Эта политика привела в итоге к утверждению в Австрии йозефинизма. 13 октября 1781 г. был принят патент о веротерпимости, который отменял различия в гражданских и политических правах между католиками и некатоликами. Но права других церквей не приравнивались к католической: лютеранам, кальвинистам, православным разрешалось открывать церкви только там, где их было больше 100 человек: их церкви должны быть без колоколов и без входа с улицы. В отношении сект Иосиф проявлял строгость. Некоторые права были предоставлены евреям: им разрешили заниматься ремеслом и поступать в университеты.

Король стремился освободить католическую церковь от внешних влияний. Все монахи подлежали надзору австрийских епископов, права монастырей были ограничены, запрещен постриг лицам, не достигшим 24 лет, а также тем, кто не имел свидетельства об окончании нормальной школы. Указ от 12 января 1782 г. положил начало секуляризации монастырей, в которых монахи не занимались полезным трудом. На основании этого указа в Австрии было ликвидировано около 400 монастырей, казна получила недвижимость и наличные деньги. Этот указ — проявление компромисса, который в итоге был скорее выгоден государству.

Идеалом для Иосифа II являлось французское унитарное государство, и он стремился превратить габсбургскую монархию в централизованное государство с единой нацией, поэтому хотел уничтожить все остатки сепаратизма не только в собственно австрийских землях, но и в Чехии, и даже в Венгрии. Он отказался признавать Чехию и Венгрию отдельными королевствами, приказал доставить их короны в Вену, где Иосиф и короновался. За годы его правления государственное собрание Венгрии не созывалось ни разу. В 1782 г. в Австрии были упразднены 12 земель и вместо них создано 6 земель, в 1785 г. вся Венгрия была поделена на 10 округов с королевскими комиссарами во главе, такая же реформа осуществлена в австрийских Нидерландах (Бельгии). С 1 октября 1788 г. запрещался созыв сословных ландтагов, исключение допускалась только в случае получения специального разрешения.

Вершиной настойчивой централизаторской политики Иосифа II являлся декрет от 18 мая 1784 г., который обязывал вести все делопроизводство на немецком языке, а все чиновники должны были до 1 ноября этого же года научиться языку. С 1787 г. немецкий стал языком преподавания в средней и высшей школах, хотя сам Иосиф II предпочитал для общения и чтения французский язык. В интересах централизации было реформировано высшее государственное управление. Число членов Государственного совета уменьшилось до четырех, укреплялась полиция, вырос бюджет тайной полиции, хорошо оплачивалась тайная агентура. В 1789 г. было создано министерство полиции, которое стало полностью бесконтрольным.

Как просвещенный правитель Иосиф II постарался смягчить цензуру, был пересмотрен каталог запрещенных книг: если при Марии Терезии в нем было 4476 названий, то в новом — всего 900, в том числе некоторые произведения Юма, Вольтера, Гете, Клопштока, Мирабо, Лессинга. Запрещалась порнографическая литература, книги, содержащие различные предрассудки, колдовство, а также атеистическая литература. В 1786 г. было разрешено печатание книг без предварительной цензуры и тогда же исключено из каталога запрещенных книг произведение Гете «Страдание юного Вертера».

Просветительская политика распространялась в основном на начальную и среднюю школу. Иосиф II ввел обязательное семилетнее образование. Если кто — то из подданных отказывался посылать своих детей в школы, то был вынужден платить двойной налог на образование. Все школы были государственными, частные и общественные учебные заведение закрывались. К концу правления Иосифа II школы посещало 208588 детей из 730000, больше, чем в любом другом государстве того времени. В школах запрещалось применять розги. К высшим учебным заведениям Иосиф II относился с опаской, а интеллигенции не доверял. Король полагал что университеты — это учебные заведения для подготовки чиновников, а не научные центры. Поэтому были закрыты все университеты за исключением двух — Венского и Пражского, остальные — превращены в лицеи.

В духе Просвещения Иосиф II упорядочил правовое состояние государства: 1 ноября 1786 г. был одобрен первый том Гражданского кодекса, а 13 января 1787 г. — Уголовный кодекс. В кодексах не предусматривалось использование пытки, смертная казнь заменялась пожизненной каторгой, а брак рассматривался как договор между двумя сторонами, церковь выступила против этого тезиса, но он был зафиксирован.

В социально — экономической области яркая страница правления Иосифа — отмена крепостного права. 1 ноября 1781 г. отменялась крепостная зависимость крестьян в Чехии, Силезии, Галиции, позже его действие распространялось на Штирию, Каринтию, Крайну, Венгрию, Трансильванию. Закон объявлял крестьян подданными монархии, что означало выход их из подчинения дворянству. Дворяне проявили недовольство, особенно в Трансильвании, где в 1784 г. вспыхнуло восстание, но потерпело поражение. В 1789 г. барщина была заменена денежной компенсацией землевладельцу. Крестьяне стали свободным сословием: они могли уходить в город, заниматься ремеслом, заключать сделки, вступать в брак. Однако выкуп земли осуществлялся только по договоренности с помещиком. Эти реформы серьезно затрагивали интересы дворянства, но высшие сановники не пострадали.

Просвещенная политика Иосифа в области образования, церкви имела огромное значение для истории всей Европы. Объективно его реформы вдохнули новые силы в государственные структуры габсбургской монархии, но после смерти «революционера на троне» плавно сошли на нет.

В целом, политика просвещенного абсолютизма в Австрии, Пруссии и других германских государствах дала серьезный толчок социально — экономическому, политическому и культурному развитию. Однако ее результаты оказались недостаточно масштабны, чтобы предотвратить угрозу государственному суверенитету в период наполеоновских войн.

5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.

Основные реформы, которые были общими для европейских стран:

реформа управления. В эти века многое изменилось в принципах управления государствами. Были созданы представительные народные органы. Они назывались по — разному, но все они были необходимы для ограничения королевской власти. Многие монархи Европы перестали быль самодержцами, их власть была ограничена властью представительных органов;

была проведена военная реформа. Появление новых видов оружия привело к созданию новых родов войск. Были изменены сроки службы в армии и сами принципы призыва на военную службу;

важную роль играла образовательная реформа. Получение образования стало более доступным. Власти необходимы были образованные рабочие и мастера. В условиях активной промышленной индустриализации именно квалифицированные рабочие становились главными фигурами на заводах.

Таким образом, были проведены реформы систем управления, изменения затронули армию и образование. Данные реформы изменили жизнь многих людей. Они сформировали принципы жизни европейцев, которые являются актуальными и сегодня.

Стр. 45

Из книги аббата Э. — Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)

1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?

Автор говорит о том, что третье сословие выполняет девятнадцать двадцатых любой деятельности с той лишь особенностью, что на него возложено все, что есть в ней самого трудного и от чего отказывается привилегированное сословие. Одни только доходные и почетные места заняты членами привилегированного сословия. Привилегированные не только не приносят пользы народу, но ослабляют его и вредят ему.

2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?

Кем желает быть третье сословие? — ставит Сийес вопрос и отвечает на него весьма скромно: «чем — нибудь». «Но в стране, где духовенство и дворянство составляли меньшинство, а буржуазия, которая, отождествляла себя со всем остальным «народом» и олицетворяла собою поэтому самое понятие «нации», исчисляла себя десятками миллионов, в такой стране и при таких обстоятельствах» это скромное «чем — нибудь» должно было в самом процессе борьбы измениться весьма решительно и замениться желанием быть «всем». Так оно и случилось.

Стр. 46

Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)

1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?

Он считал, что государь есть лишь уполномоченный народа, он им поставлен и ему должен посвящать все свои заботы, труды и бдения; что каждая страна должна иметь основной закон или договор, заключённый между народом и государем, который ограничивает влияние и власть последнего; что если государь не держится закона, он фактически отказывается от своего места, которое было ему даровано при этом условии, и что ему больше не обязаны подчиняться; что исполнительная власть должна принадлежать государю, однако законодательная народу и его представителям, и что народ при каждой смене монарха вправе выставлять новые условия. Государь не вправе прямо или косвенно вмешиваться в суды гражданские и уголовные, определять их форму и наказания. Монарх должен каждый год давать народу точный отчёт об использовании общественных доходов и финансов.

2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?

Идеи эпохи:

— равенство всех людей не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми;

— исторический оптимизм — веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

§ 22. Япония. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс

§ 22. Япония

Сложные проблемы «закрытой» страны

Японские власти, стремясь сохранить самобытность страны, ещё в XVII–XVIII вв. надёжно «закрыли» её от внешнего влияния, особенно европейского. В Японии в условиях господства натурального хозяйства были хороню развиты земледелие и ремёсла, сложилась сеть внутренних торговых путей. К концу XVIII в. в стране стали появляться различные мануфактуры – винокуренные, солеваренные, текстильные, бумажные и пр. Излишки производимой на них продукции вывозились в Китай, в том числе и контрабандным путём.

Замок Кумамото

Но внешний рынок у Японии фактически отсутствовал. И тем не менее в стране развивались отдельные элементы капитализма. Купечество скупало земли у собственников для перепродажи. Появились банки, а также разные конторы, которые распределяли инвентарь и сырьё, необходимые для работы крестьянам и ремесленникам.

Увеличивалось и расслоение крестьянства. В Японии становилось всё больше преуспевавших крестьян-собственников, но вместе с тем – и бедняков. Это нередко приводило к восстаниям, в которых порой принимали участие даже самураи. Как же такое могло случиться? Дело в том, что во время междоусобных войн сила и богатство самураев обычно возрастали, но в мирные годы самураи беднели, а иногда и совсем разорялись.

В первой половине XIX в. кризис сёгуната Токуга?ва (феодального военного правительства) становился всё очевиднее. В упадок приходили хозяйства не только многих самураев, но и даймё (т. е. знати). Особенно страдали крестьяне, составлявшие большую часть населения страны. Уровень их жизни постепенно падал, а налоги росли. Это всё чаще и чаще приводило к крестьянским волнениям.

Японки в традиционной одежде

Было ясно, что внутренний кризис в Японии во многом связан с её «закрытостью» от внешнего мира. Ряд проблем страны вполне можно было решить с помощью торговых и прочих контактов. Но японские власти не без оснований опасались, что эти контакты могут оказаться выгодными не столько для самой Японии, сколько для более сильных держав. А последние и не скрывали своих намерений. После завершения первой «опиумной» войны Великобритания, Нидерланды и США пригрозили Японии, что, если она не откроет свои границы для внешней торговли, её ожидает участь Китая.

Что заставило японские власти «закрыть» страну? Чего они опасались?

«Открытие» Японии

Европейские державы начали «открывать» Японию для внешних связей, не дожидаясь, пока это сделают сами японцы. В июле 1853 г. к японской столице Эдо (совр. Токио) подошли четыре американских боевых корабля. Вскоре туда же прибыла и русская эскадра. Вид современных кораблей поразил японцев, вооружение армии которых почти не изменилось со времён Средневековья. Командующий американской эскадрой передал японским властям письмо Президента США. В нём содержалось настоятельное предложение установить торговые связи.

Самурай в традиционной одежде

Японцы не дали прямого ответа. Но спустя год американцы прислали к японским берегам более мощную эскадру. В результате Японии пришлось подписать торговые договоры вначале с США (март 1854 г.), а затем с Великобританией, Россией, Нидерландами, Францией и Пруссией. Для внешней торговли были открыты сначала два, а вскоре и ещё четыре японских порта. Хотя все эти договоры были невыгодными для Японии (но не в такой степени, как для Китая, которому сходные соглашения были фактически продиктованы), ей, не подвергавшейся военному разгрому, удалось договориться с США и европейскими державами о не очень унизительных условиях.

Нэцкэ – миниатюрная японская статуэтка

Тем не менее «открытие» Японии позволило европейцам и американцам начать массовый вывоз товаров из страны. Одновременно в Японию проникал иностранный капитал, но его не сразу удалось использовать на нужды национальной экономики. Напротив, в развитии экономики наметился упадок. Это затронуло интересы всего населения, включая формирующуюся торговую буржуазию и крупных феодалов. Резко поднялись цены. Вновь усилились волнения среди крестьян и городской бедноты.

Но в то же время контакты с Западом привели к проникновению в Японию современных экономических теорий и социальных учений. Последние приобретали всё бо?льшую популярность. В итоге знакомства с европейскими учениями об обществе волнения и восстания становились более организованными. Обычно они были направлены против феодальной верхушки во главе с сёгуном (т. е. верховным военным правителем) и засилья иностранцев в Японии.

В 1863 г. в ходе очередных волнений в Эдо было убито несколько иностранных граждан, в том числе служащих консульств Великобритании и США. Это привело к военному конфликту. 18 кораблей США, Великобритании, Франции и Нидерландов подошли к берегам Японии. Огнём их орудий был полностью разрушен город Симоносеки. Затем с кораблей высадили десант, быстро сломивший сопротивление войска местного княжества. Сёгуна заставили выплатить контрибуцию в 3 млн. долларов. Недовольство населения усилилось.

Символом национального возрождения для японцев в те годы стал император. Но фактически он был оттеснён от власти сёгунами из династии Токугава. Поэтому для большинства японцев бесправие императора было таким же посягательством на национальное достоинство, как и растущее влияние иностранцев. Сами императоры также стали всё сильнее проявлять непокорность сёгунам.

Чего больше принесло Японии «открытие» своей страны – пользы или вреда? Обоснуйте свой ответ.

«Реформы Мэйдзи»

После смерти императора Комэ?я (январь 1867 г.) на престол взошёл его сын – 14-летний Муцухи?то. Феодалы юга Японии, сплотившись вокруг юного императора Мэйдзи, начали борьбу против сёгуна Кэйки. В итоге сёгунат был упразднён. Кэ?йки пытался сопротивляться, но его войска были быстро разбиты. Правлению сёгунов пришёл конец. Осенью 1868 г. вся власть в стране перешла к императору.

Торжественный въезд императора Японии во дворец

После ликвидации сёгуната в Японии были проведены широкие буржуазные реформы. Они настолько изменили жизнь страны, что этот период порой называют «революцией или реставрацией Мэйдзи». Была ограничена непомерная власть феодальных князей, сняты заставы и таможни между княжествами, уничтожены средневековые гильдии и цехи. Была проведена земельная реформа: она облегчила условия аренды земли и ограничила крупное землевладение (у феодалов, поддерживавших сёгуна, землю попросту отобрали). В рамках «реформ Мэйдзи» были также проведены финансовая и судебная реформы, реорганизована армия. Значительную роль в проведении этих преобразований сыграли новый премьер-министр Арисуга?ва и сам император Муцухито.

Муцухито

Япония подтвердила прежние договоры с иностранными державами и продолжала торговать с ними. Но теперь страна начала стремительно перенимать основные технические достижения Запада. Их применение умело увязывалось с национальными особенностями Японии, возможностью использования местной рабочей силы. Нельзя сказать, что феодальный уклад был сломлен окончательно и быстро. Но буржуазная экономика как бы наложилась на него и постепенно стала этот уклад вытеснять. Со временем преимущества новой системы хозяйствования начали использовать даже феодалы. В 1889 г. от имени Муцухито была введена умеренная буржуазная конституция, а в следующем году был созван парламент. Вначале реальное значение демократических преобразований было небольшим. Но провозглашение и реализация прав и свобод как бы подвели итог «реформам Мэйдзи». В целом они свидетельствовали о том, что Япония взяла курс на модернизацию страны и решительный переход к новому, капиталистическому укладу жизни. Сохранив многое из своих самобытных традиций, Япония энергично заимствовала у Запада все его лучшие достижения.

В чём заключались реформы в Японии? Каковы причины, заставившие императорское правительство начать буржуазные преобразования?

Япония в преддверии мировой войны

К концу XIX в. всё яснее стали обозначаться экономические и политические противоречия ведущих индустриальных держав. В перспективе это вело к серьёзному военному конфликту, хотя никто, конечно, не мог предположить, что он примет масштабы мировой войны.

Япония в ходе «реформ Мэйдзи» быстро создала современную военную промышленность, реорганизовала армию и прекрасно оснастила её. Вскоре это дало первые плоды.

Западные журналисты следят заходом Японо-китайской войны. Фрагмент японской гравюры

В Японо-китайской войне (1894–1895) Япония одержала уверенную победу. Но это привело к столкновению интересов Российской империи и Японии в Маньчжурии. Японцы давно посягали на эту обширную территорию, а Россия уже строила в Маньчжурии железную дорогу. В феврале 1904 г. Япония атаковала русский флот в Порт-Артуре (Китай) и Чемульпо? (Корея). В начавшейся Русско-японской войне (1904–1905) Россия долго не воспринимала Японию как серьёзного противника. Русские войска и вооружение перебрасывались на Дальний Восток крайне медленно, к тому же плохо была налажена телеграфная и телефонная связь.

Одержав несколько решительных побед в Маньчжурии, Япония 27–28 мая 1905 г. разгромила русскую эскадру в Цусимском проливе. У России не было сил для продолжения войны. В сентябре 1905 г. в американском городе По?ртсмут был подписан русско-японский мирный договор. Япония закрепила за собой Корею, получила от России Южный Сахалин и право на аренду китайских портов Порт-Артур и Дальний (совр. Люйшунь и Далянь). Победа в этой войне стала важным шагом на пути превращения Японии в самую мощную промышленную и военную державу Дальнего Востока.

Подведём итоги

«Открытие» Японии привело к попытке более сильных держав закабалить её по примеру Китая и Индии. Но «реформы Мэйдзи» позволили стране окрепнуть и взять курс на модернизацию. В развитии Японии удачно сочетались опыт, традиции и достижения Востока и Запада. Вместе с тем явная милитаризация экономики превращала Японию в опасный источник агрессии.

• Мэйдзи (в переводе с японского – просвещённое правление) – японцы называют так весь период правления (1867–1912) императора Муцухито. Реально же «реформы Мэйдзи» проводились с 1867–1868 гг. до конца 1880-х гг.

• 1854 – подписание торговых договоров Японии с США и рядом европейских держав. «Открытие» Японии.

• 1867–1868 – начало «реформ Мэйдзи».

• 1889 – введение буржуазной конституции в Японии.

• 1904–1905 – Русско-японская война

«Я с ужасом думаю о будущем японского государства, в котором идеалы уступили место практицизму».

(Из статьи Д. Котоку «Нация без идеала». 1900 г.)

Вопросы

1*. Сравните социально-экономическое развитие Японии в конце XVIII – первой половине XIX в., когда она была «закрытой» страной, и в конце XIX в. В чём сказалось преимущество капиталистического развития?

2. Что вызывало недовольство японцев после «открытия» страны иностранцами? Почему символом национального возрождения стало восстановление императорской власти?

3. За счёт чего Японии раньше, чем Китаю и Индии, удалось добиться реальной независимости от Запада? С чем это было связано?

4.  Что позволило Японии проводить агрессивную внешнюю политику? Каковы были её итоги в начале XX в.?

Задания

1. Русский писатель И. А. Гончаров, посетив летом 1853 г. Японию, писал в очерках «Фрегат „Паллада“», что японский народ тяготится «закрытостью» страны и тянется к общению с европейцами. «Низший класс с завистью и удивлением поглядывает на наши суда, на людей, просит у нас вина, хватает брошенный кусок хлеба, с детским любопытством вглядывается в безделки, ловит на лету в своих лодках какую-нибудь тряпку, прячет… Да и высший класс, кажется, тяготится отчуждением от мира и своей сонной и бесплодной жизнью… Кликни только клич – и японцы толпой вырвутся из ворот своей тюрьмы».

Подумайте, можно ли на основе этих слов сказать что-либо об уровне жизни простых японцев. Почему японцы (если верить Гончарову) так стремились вырваться из своей «тюрьмы»?

2. В Конституции Японии (1889), в частности, говорилось:

«19. Всякий японский подданный одинаково имеет доступ к гражданским и военным должностям и ко всякой иной публичной службе. <…>

27. Собственность каждого японского подданного неприкосновенна. <…>

29. Подданные пользуются в установленных законом пределах свободой слова, печати, собраний и союзов».

Укажите, какие положения свидетельствуют о буржуазно-демократическом характере этой Конституции.

3*. Известный японский журналист Д. Котоку писал в 1900 г., что в предыдущие полвека Япония добилась больших успехов благодаря «великому, возвышенному идеалу, стоявшему перед нацией… Что же мы видим ныне? Нация душевно состарилась и не способна к действию… Ныне миром правят не далёкие идеалы, а близкая выгода. Возвышенные принципы исчезли, их заменил низменный расчёт. Теперь не существует понятий добра и зла, их заменили прибыль и убыток».

Определите, справедлива ли такая оценка. Относится ли она, по-вашему, только к Японии или то же самое можно сказать об определённом этапе развития индустриальных стран в целом?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

9. Япония

9. Япония Вторая волна «монгольской – китайской», то есть скифской колонизации Японии относится к XVI – началу XVII века. В это время «Монгольскую» Империю начали раскалывать на куски. Япония, уже надежно освоенная Ордой ранее, в XIV–XVI веках (первая волна), стала в XVII веке, не

Япония

Япония Еще одна довольно экзотическая версия связывает нынешнее местонахождение Ковчега Завета с Японией. Эта версия основывается на сходстве целого ряда ритуалов местной синтоистской религии с ритуалами иудаизма и текстами Ветхого Завета. Например, в Первой книге

Япония

Япония О феномене Японии уже достаточно подробно шла речь в предыдущей части работы. Обратим внимание на то, что особенно выпукло характеризует Японию сегодня и составляет суть той японской модели развития, которая является ныне ориентиром для многих стран Востока.

Япония

Япония Своеобразное положение занимала все последние десятилетия Япония. Весь колоссальный производственно-технологический аппарат Японии, обеспечивающий ей вторые позиции в мировой экономике на протяжении 40 лет, вот уже почти два десятилетия находится в стагнации.

ЯПОНИЯ

ЯПОНИЯ История Японии. М., 1998. Т. 1.Ламерс Й.П. Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Нобунага. СПб., 2012.Полхов С.А. «Дзинкайсю» — законодательное уложение Датэ Танэмунэ (1536 г.) // Япония 2012. Ежегодник. М., 2012. С. 293–340.Полхов С.А. К вопросу о структуре власти

ЯПОНИЯ

ЯПОНИЯ Внешний вид японцев во многих отношениях — расовая загадка, хотя все крупные специалисты признают южное малайско-полинезийское происхождение, так же как монгольские черты. С юга проникли, предположительно, такие обычаи, как строительство домов с соломенными

Япония

Япония В Японии формальное запрещение христианства было отменено к 1873 г. После этого католическая церковь возобновила свое пастырство, хотя без прежнего успеха. Число перешедших в христианство составило 20 тысяч в 1870-х гг. и 70 тысяч к 1914 г. Они больше не концентрировались

Япония

Япония MXY7 (модель 11)В 1942–1943 гг. вооруженные силы союзников все ближе подбирались к Японии. Ход войны стал вызывать беспокойство у японского командования, в среде которого начал обсуждаться вопрос о необходимости использования в боевых действиях тактики таранных ударов.

Япония

Япония J8M/kM-200Военное представительство Японии в Берлине, согласно немецко-японскому соглашению по техническому обмену, было проинформировано относительно работ по Me 163, после чего японские военные посетили Erprobungskommando 16, где проходила опытная эксплуатация ракетного

Япония

Япония «Кацуодори»Японская фирма «Каяба», занимавшаяся изучением ПВРД с 1937 г. , в 1943 г. приступила к разработке объектового перехватчика «Кацуодори», оснащенного двигателем этого типа. Самолет был выполнен по схеме «бесхвостка» и имел стреловидное крыло, на законцовках

Япония

Япония «Байка»Представители японского командования были ознакомлены с процессом постройки немецкого самолета-снаряда «Райхенберг» в Данненберге. 2 июля 1944 г. фирма «Каваниси» получила задание на разработку «опытного морского специального штурмового самолета» под

Япония

Япония MXY7 (модель 22)Как уже говорилось выше, в I морском арсенале ВМФ Японии был разработан самолет для летчиков-камикадзе, получивший обозначение МХY7 «Ока». Модель 22, предназначавшаяся для подвески под самолет-носитель P1Y1 или P1Y3, с целью увеличения дальности автономного

Япония

Япония MXY7 (модели 33, 43 и 53)Среди разработанных вариантов японского самолета для камикадзе MXY7 «Ока» были и варианты с ТРД. «Ока» модель 33 представляла собой увеличенный вариант модели 22, оснащенный турбореактивным двигателем Не-20 с осевым компрессором и 800-кг боеголовкой.

Япония

Япония «Фунрю»В 1943 г. Технологическая лаборатория ВМФ Японии начала разработку крылатых ракет в рамках программы «Фунрю» («Бушующий дракон»), затем в самом начале 1944 г. к работам подключили специально созданное ракетное исследовательское бюро ВМФ. Всего было

Япония

Япония «Япония сейчас связана кампанией в Китае. В ближайшем будущем она не будет в состоянии выступить как против России, так и против Англии. Кроме того, в последнем случае она должна будет иметь дело с Америкой наравне с Англией. Военная помощь Японии не будет иметь

ИСТОРИЯ США (8 класс) — Простая история

История США [8 класс]

ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, которые вам понадобятся.

Г Л О С С А Р Я

Карта США | Расширение на запад

Карта США | Пятьдесят штатов

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР: весна 2017 г.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР

Учебное пособие STAAR

СТААР Обзор

СБРОС РАЗУМА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭРЫ

РЕФОРМАТОРЫ Диаграмма

C-ПРИМЕЧАНИЯ: Реконструкция

БЛОК ПЕРВЫЙ: Исследование + Колонизация (13 колоний).

ПРИМЕЧАНИЯ [ 2 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 3 ]

ПРИМЕЧАНИЯ  [ 4 | 5 ]

ПРИМЕЧАНИЯ  [ 6 | КАРТА ]

ПРИМЕЧАНИЯ  [ 6 | ДИАГРАММА ]

ПРИМЕЧАНИЯ  [ 7 ]

ПРИМЕЧАНИЯ  [ 8 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 9 ]

БЛОК ОДИН ОБЗОР

Обзор первого блока (обозначения)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Революционная эпоха.

ПРИМЕЧАНИЯ [ 10 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 11 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 12 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 13 ]

История Бостонской резни.

Пробные документы

Рекламный проспект

ПРИМЕЧАНИЯ [ 14-1 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 14-2 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 15 ]

БЛОК 2 ОБЗОР

«Кровавая резня»
Пол Ревер (1770)
———————————————
Один из Тайны истории:
Почему на картинке собака?

«Здравый смысл»
Томас Пейн
(1776)

Декларация независимости
Томас Джефферсон
​(1776)

«Вашингтон пересекает Делавэр»
Картина Эмануэля Лойце (1851 г. )
——————————— ———————
Примечание. Фактическое событие произошло
в рождественскую ночь 1776 года, что привело
к битве при Трентоне.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: Создание Республики + Конституция.

ПРИМЕЧАНИЯ [ 16 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 17 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 18 ]

БЛОК 3 ОБЗОР

ПРИМЕЧАНИЯ [ 19 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 20 ]

ПОСЛЕДНИЙ ОБЗОР: осень 2015 г.

Осень 2015 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Новая Республика + первые пять президентов.

Глава 10 Словарный запас (3-D)

ВС 10/1

ВС 10/2

——————————————————

Глава 11 Словарный запас (+карта)

ВС 11/1

ВС 11/4

Восстание виски
Джордж Вашингтон
​(1794)

Покупка в Луизиане
(1803)

ПРИМЕЧАНИЯ [ 2 ]

PPT: ПРИМЕЧАНИЯ [ 2 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 4 ]

PPT: ПРИМЕЧАНИЯ [ 4 ]

ПРИМЕЧАНИЯ [ 3 ]

PPT: ПРИМЕЧАНИЯ [ 3 ]

ГЛАВА 10 ОБЗОР

ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ПРЕЗИДЕНТОВ: Оценка на вынос.

ПЕРВАЯ ПЯТЬ

Направления

3СЗ ПОЗДНО ВС

 ПРИМЕЧАНИЕ ОБ ОТСУТСТВУЮЩИХ РАБОТАХ:
(20 февраля 2016 г.) Поскольку на данный момент в этом семестре у меня СЛИШКОМ МНОГО ОТСУТСТВУЮЩИХ ЗАДАНИЙ, я прошу, чтобы мои студенты приносили свои фотокопии из дома . Пожалуйста, проверьте свой журнал оценок на SKYWARD, чтобы узнать о недостающих заданиях. Кроме того, большинство — если не все — этих заданий с опозданием более чем на три (3) дня и получит оценку 50 ; следовательно, вы должны выполнить не менее 50% работы, чтобы получить эту оценку. [ИСКЛЮЧЕНИЕ: WS 11/4 оценивается как ВИКТОРИНА, и оценка начинается с вычета 30 баллов — выполните ВСЕ этого задания, если хотите получить высокую оценку 70. ]
АЛЬТЕРНАТИВА НАЗНАЧЕНИЕ:
Используйте ПОСЛЕДНЯЯ РАБОТА WS  (см. слева), чтобы выполнить недостающее обязательство по назначению.
Для каждого задания ответьте на ВСЕ перечисленные вопросы.

Глава 13: Возраст Джексона.

ПРИМЕЧАНИЯ [ 10 ]

PPT: ПРИМЕЧАНИЯ [10]

Глава 14: Явная судьба. (Западное расширение)

ПРИМЕЧАНИЯ [ 12 ]

Расширение на запад PPT

ИЗУЧИТЕ эти ПРИМЕЧАНИЯ [12 ] и POWERPOINT , чтобы подготовиться к ИСПЫТАНИЯМ НА ЗАПАДНОЕ РАСШИРЕНИЕ
в среду, 6 апреля 2016 г.

Глава 17: К гражданской войне.

ПРИМЕЧАНИЯ [ 14 ]

Глава 19: Реконструкция.

ПРИМЕЧАНИЯ [ 16 ]

————- ПУНКТЫ ПОД ЭТОЙ СТРОКОЙ ОТ 2014-2015 (SLMS) ———

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР: весна 2015 г. (+ карта США).

Весна 2015 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР

Расписание выпускных экзаменов на весну 2015 г.

КАРТА  | Соединенные Штаты

Гражданская война Фильм: СЛАВА (1989).

НАЖМИТЕ на изображение выше, чтобы посмотреть трейлер СЛАВА

СЛАВА — драматический военный фильм 1989 года режиссера Эдварда Цвика с Мэтью Бродериком, Дензелом Вашингтоном, Кэри Элвисом и Морганом Фриманом в главных ролях. Сценарий основан на личных письмах полковника Роберта Гулда Шоу и романах Lay This Laurel Линкольна Кирштейна и One Gallant Rush Питера Берчарда. История основана на 54-м Массачусетском добровольческом пехотном полку, первом официальном подразделении армии США во время Гражданской войны, которое полностью состояло из афроамериканцев, как рассказывается с точки зрения полковника Шоу, двадцатипятилетнего полка. старый командир.

Полковник Роберт Гулд Шоу

«Штурм форта Вагнер» (литография Курца и Эллисон, 1890 г.)

ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, которые вам понадобятся.


Г Л О С С А Р Я

Портфолио Рубрика

Ноутбук T-of-C (ОСЕНЬ 2014)

Ноутбук T-of-C (ВЕСНА 2015)

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР: осень 2014 г.

Осень 2014 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР

Расписание выпускных экзаменов на осень 2014 г.

C-ПРИМЕЧАНИЯ: Сводка по БЛОКУ.

C-NOTES: Колонизация [ 8 ]

C-NOTES: Революция  [ 16 ]

C-ПРИМЕЧАНИЯ: A/C-to-Const  [ 18 ]

БЛОК ПЕРВЫЙ: Исследование + Колонизация (гл. 3 и 4) (тринадцать колоний).

Примечания [ 3 | 4 ]

Примечания [ 6 ]

Глава 4 Словарный запас

Примечания [ 5 | КАРТА ]

Примечания [ 7 ]

БЛОК 1 ОБЗОР

UNIT ONE Reteach Notes [ 8 ]

Примечания [ 5 | ДИАГРАММА ]

Ч. 4 / сек. 4–5

ОБЗОР ПОМОЩИ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Революционная эпоха.

БЛОК 2 ОБЗОР

БЛОК ВТОРОЙ Повторное обучение [16]

БЛОК 2 ПОВТОРНЫЙ ТЕСТ

Глава 5: Кризис в колониях (События, приведшие к революции).

Глава 5 Словарный запас

Примечания: война F & I [ 9 ]

Примечания: 5/2 [ 10 ]

Примечания: 5/3 [ 11 ]

Примечания: Таблица C/E [ 12 ]

Глава 6: Американская революция.

Глава 6 Словарный запас

Глава 6/1 Примечания [ 13 ]

Примечания: D-O-I [ 14 ]

Глава 6/3 Примечания [ 15 ]

6 кан./сек. 1+2 WS

Ch 6/Sec 3-5 WS

Глава 7: Создание Республики (От A/C до Конституции).

Глава 7 Словарный запас

Ch 7/Sec 1-2 WS

Глава 7/3 Примечания

Ч. 7/3 ППТ

Глава 7 Обзор

— — — — — — — — ЭЛЕМЕНТЫ ПОД ЭТОЙ СТРОКОЙ ИЗ 2013-2014 (QVMS) — — — — — — — —

Проект PowerPoint: Revolutionary America Alphabet.

..

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Силовая установка

Бонусные слайды

Глава 5: Кризис в колониях (PowerPoints)…

Ч. 5 / Сек. 1

Ч. 5 / сек. 2

Ч. 5 / Сек. 3

Ch 5 -to- Ch 6

Диаграмма причин/следствий

Глава 6: Американская революция…

Ч. 6 / сек. 2 ППТ

Ч. 6 / сек. 3 ППТ

Глава 6 Хронология

Глава 7: Создание Республики.

..

Ч. 7 / сек. 3 ППТ

Глава 7 Обзор

Глава 8: Конституция и правительство…

Ч. 8 / Сек. 1 РРТ

Ч. 8 / Сек. 3-5 РРТ

Глава 8 Примечания + Исследования

Глава 8 Обзор

Глава 13: Расширение на запад…

КАРТА (1783-1853)

Ч. 13 КАРТА

ГЛАВА 13 ДИАГРАММА

Глава 16: Причины гражданской войны.

..          Глава 17: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА…

Причины CW Notes

Ч. 16 / Причины ППТ

Глава 17 / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА PPT

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА Заметки

Глава 18: Реконструкция…

Заметки о реконструкции

Реконструкция ППТ

ПОМНИТЕ: мнемоника для
ПОПРАВКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ…
СВОБОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ГРАЖДАН! !

ГЕОГРАФИЯ: Be a Good Sport…              Карта США/Сокращения/Поиск слов…

Хороший спорт: раздаточный материал

Хороший спорт: КАРТА

ВСЕ команды | Список

ВСЕ команды | РРТ

Карта США (пусто)

Сокр.

Добавить комментарий

©2024 «Детская школа искусств» Мошенского муниципального района