«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Истории 8 класс история нового времени учебник – Всеобщая история 8 класс. История Нового времени, 1800-1900. Юдовская

Содержание

Всеобщая история 8 класс. История Нового времени, 1800-1900. Юдовская

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Вы открыли новый учебник. Прочитайте оглавление – в нём указаны темы, которые вам предстоит изучить. В учебнике 6 глав, разделённых на параграфы. Перед каждой главой есть проблемный вопрос, ответ на который вы будете искать, изучая её материалы. Основные сведения содержатся в тексте параграфов.

Пример из учебника

Завершая изучение главы, мы кратко подводим итоги и делаем выводы. Здесь же вы найдёте обобщающие вопросы и задания, а также рубрику «Творческие задания и проекты». Советуем вам заранее просмотреть их список, поскольку на подготовку проектов требуется время и нередко участие взрослых и одноклассников. В конце учебника имеется словарь основных исторических терминов и перечень дат важнейших событий. Во многие параграфы включены отрывки из подлинных документов Нового времени.

Содержание

От авторов 3
От традиционного общества к обществу индустриальному . . 4
Глава I Становление индустриального общества 8
§ 1—2. Индустриальные революции: достижения и проблемы 9
§ 3. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности 26
§ 4. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность 37
§ 5. Наука: создание научной картины мира 45
§ 6. XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература 54
§ 7—8. Искусство в поисках новой картины мира 61

§ 9—10. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство 78
Подведём итоги 89
Глава II Строительство новой Европы 92
§ 11. Консульство и образование наполеоновской империи ..
§ 12. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс 102
§ 13. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию 113
§ 14. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису 123
§ 15. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя 131
§ 16. Германия: на пути к единству 141
§ 17. «Нужна ли вам единая и неделимая Италия?» 148
§ 18. Война, изменивший карту Европы. Парижская коммуна 158
Подведём итоги 166
Глава III Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества 168
§ 19. Германская империя: борьба за «место под солнцем» —
§ 20. Великобритания: конец Викторианской эпохи 177
§ 21. Франция: Третья республика 187
§ 22. Италия: время реформ и колониальных захватов 194
§ 23. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса 200
Подведём итоги 208
Глава IV. Две Америки 211
§ 24. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики —
§ 25. США: империализм и вступление в мировую политику 222
§ 26. Латинская Америка в XIX в.: время перемен 229
Подведём итоги 237
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма 239
§ 27. Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника» 240
§ 28. Китай: традиции против модернизации 248
§ 29. Индия: насильственное разрушение традиционного общества 256
§ 30. Африка: континент в эпоху перемен 265
Подведём итоги 272
Глава VI. Международные отношения: обострение противоречий 274
§ 31. Международные отношения: дипломатия или войны? —
Заключение 284
Словарь понятий и терминов 288
Хронологическая таблица 295
Рекомендуемая литература 298
Ресурсы Интернета по истории Нового времени (1800—1900) 300

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

учебник для 8 класса ОНЛАЙН

Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800— 1900. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюш-кина; под ред. А. А. Искендерова. — М., 2014. — 304 с., [16] л. ил.: ил., карты.
Новое издание учебника переработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и «Примерной программой по учебным предметам (История. 5—9 классы)». С учётом современных научных исследований рассматриваются основные вехи развития общества в XIX в. Значительное внимание уделено культуре, быту и нравам эпохи. Результатом изучения курса являются формирование системы знаний об истории человечества, понимание школьниками исторических ориентиров для самоидентификации в мире.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов …3
От традиционного общества к обществу индустриальному ….4
Глава I Становление индустриального общества ….8
§ 1—2. Индустриальные революции: достижения и проблемы ….9
§ 3. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности…. 26
§ 4. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность ….37
§ 5. Наука: создание научной картины мира ….45
§ 6. XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература ….54
§ 7—8. Искусство в поисках новой картины мира ….61
§ 9—10. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство ….78
Подведём итоги …89
Глава II Строительство новой Европы …92
§ 11. Консульство и образование наполеоновской империи ….
§ 12. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс ….102
§ 13. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию …113
§ 14. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису…. 123
§ 15. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя ….131
§ 16. Германия: на пути к единству ….141
§ 17. «Нужна ли вам единая и неделимая Италия?» ….148
§ 18. Война, изменивший карту Европы. Парижская коммуна ….158
Подведём итоги ….166
Глава III Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества ….168

§ 19. Германская империя: борьба за «место под солнцем» —
§ 20. Великобритания: конец Викторианской эпохи ….177
§ 21. Франция: Третья республика ….187
§ 22. Италия: время реформ и колониальных захватов…. 194
§ 23. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса…. 200
Подведём итоги ….208
Глава IV. Две Америки ….211
§ 24. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики —
§ 25. США: империализм и вступление в мировую политику ….222
§ 26. Латинская Америка в XIX в.: время перемен ….229
Подведём итоги ….237
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма ….239
§ 27. Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника»…. 240
§ 28. Китай: традиции против модернизации ….248
§ 29. Индия: насильственное разрушение традиционного общества ….256
§ 30. Африка: континент в эпоху перемен ….265
Подведём итоги…. 272
Глава VI. Международные отношения: обострение противоречий ….274
§ 31. Международные отношения: дипломатия или войны? —
Заключение ….284
Словарь понятий и терминов…. 288
Хронологическая таблица ….295
Рекомендуемая литература ….298

hum.uch-lit.ru

История 8 класс. Новое время. Конец XVIII-XIX век. Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Учебник по второму периоду Нового времени продолжает линию учебно-методических комплексов по всеобщей истории серии «Сферы». В учебнике показана специфика XIX в. как века модернизации, перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Материалы учебника всесторонне освещают влияние модернизации на все сферы жизни общества и государства — экономику, политику, культуру, а также на взаимоотношения между Западом и Востоком. Учащиеся узнают об истоках многих современных процессов и явлений, что поможет им лучше понять их суть. Использование тренажёра, экзаменатора, электронного приложения к учебнику позволит лучше усвоить материал курса, развить навыки самостоятельной работы, значительно расширить знания о XIX в. и применить полученную информацию при подготовке творческих работ.

Пример из учебника

Изменилась сама экономическая основа общества, так как в этой роли сельское хозяйство всё более сменяется промышленностью. Главным двигателем изменений в экономике стало развитие промышленного капитализма — экономической системы, основанной на использовании наёмного труда, рыночных отношениях и свободе предпринимательства. Капиталистические отношения имели давнюю предысторию. Однако лишь промышленная революция дала капитализму ту техническую базу, на которой он смог раскрыть весь свой потенциал и показать невиданные в истории темпы экономического роста.

Содержание

Введение 5
Работаем с учебником 8
I. Начало индустриальной эпохи
1. Экономика делает решающий рывок 10
2. Меняющееся общество 14
3. Политическое развитие стран Запада в XIX в 18
4. Новое общество — новые идеи 20
5. Век художественных исканий 24
6. Образование и наука в XIX в 28
Подведём итоги 30
II. Французская революция и Наполеон
7. Конец Старого порядка 32
8. Французская революция 34
9. Консульство и Империя 38
10. Венский конгресс и послевоенное устройство Европы 42
Подведём итоги 44
III. Страны Европы и США до последней трети XIX в.
11. Англия: экономическое лидерство и политические реформы 46

12. Франция до последней трети XIX в.: Реставрация, революции, Империя 48
13. Италия на пути к объединению 52
14. Объединение Германии 54
15. Австрия и Турция: судьба многонациональных империй 58
16. США до последней трети XIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост 62
17. Международные отношения в середине XIX в 64
Подведём итоги 68
IV. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX в.
18. Индия и Центральная Азия
19. Китай: от великой страны к полуколонии 7 1
20. Япония: удачный опыт модернизации 76
21. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости 7Н
22. Африка в XIX в НО
Подведём итоги 84
V. Страны Европы и США в последние десятилетия XIX в.
23. Англия в последней трети XIX в 8Н
24. Третья республика во Франции 88
25. Германия на пути к европейскому лидерству 90
26. Австро-Венгрия и Балканские страны в последней трети XIX в 92
27. Италия: тяжёлое наследие раздробленности 94
28. США в эпоху «позолоченного века» 96
29. Международные отношения на исходе XIX в 100
Подведём итоги 104
Заключение 105
Итоговые вопросы и задания к курсу Новое время. Конец XVIII — XIX век» 107
Словарь 108
Основные события 110
Подробнее 111

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

ГДЗ Всеобщая история нового времени 1800-1900 8 класс Юдовская

    • 1 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Испанский язык

gdz-putina.org

Trojden | Медяков А. С.: Учебник по всеобщей истории. История Нового времени. Конец XVIII-XIX век

Прочитать описание

В учебнике показана специфика XIX века как века модернизации, перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Материалы учебника всесторонне освещают влияние модернизации на все сферы жизни общества и государства — экономику, политику, культуру, а также на взаимоотношения между Западом и Востоком. Учащиеся узнают об истоках многих современных процессов и явлений, что поможет им лучше понять их суть.

I. Начало индустриальной эпохи

§ 1. Экономика делает решающий рывок

§ 2. Меняющееся общество

§ 3. Политическое развитие стран Запада в XIX в.

§ 4. Новое общество — новые идеи

§ 5. Век художественных исканий

§ 6. Образование и наука в XIX в.

II. Французская революция и Наполеон

§ 7. Конец Старого порядка

§ 8. Французская революция

§ 9. Консульство и Империя

§ 10. Венский конгресс и послевоенное устройство Европы

III. Страны Европы и США до последней трети XIX в.

§ 11. Англия: экономическое лидерство и политические реформы

§ 12. Франция до последней трети XIX в.: Реставрация, революции, Империя

§ 13. Италия на пути к объединению

§ 14. Объединение Германии

§ 15. Австрия и Турция: судьба многонациональных империй

§ 16. США до последней трети XIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост

§ 17. Международные отношения в середине XIX в.

IV. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX в.

§ 18. Индия и Центральная Азия

§ 19. Китай: от великой страны к полуколонии

§ 20. Япония: удачный опыт модернизации

§ 21. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

§ 22. Африка в XIX в.

V. Страны Европы и США в последние десятилетия XIX в.

§ 23. Англия в последней трети XIX в.

§ 24. Третья республика во Франции

§ 25. Германия на пути к европейскому лидерству

§ 26. Австро-Венгрия и Балканские страны в последней трети XIX в.

§ 27. Италия: тяжёлое наследие раздробленности

§ 28. США в эпоху «позолоченного века»

§ 29. Международные отношения на исходе XIX в.

Словарь

Основные события

trojden.com

Презентация к уроку по истории (8 класс) на тему: 8 класс история Нового времени

Слайд 1

Тема урока: « Наука: создание научной картины мира» Новая история 8 класс

Слайд 2

Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени ; Сегодня вы узнаете:

Слайд 3

Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. Работаем по плану:

Слайд 4

Работаем с таблицей Научная область Год открытия Фамилия учёного Содержание и значение открытия

Слайд 5

Причины быстрого развития наук Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.

Слайд 6

Причины быстрого развития наук Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени

Слайд 7

В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. « Повелитель молний» Майкл Фарадей

Слайд 8

В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. « Сенсации продолжаются» Джеймс Карл Максвелл

Слайд 9

Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний. Максвелл с цветовым волчком в руке « Сенсации продолжаются»

Слайд 10

В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению « Сенсации продолжаются» Генрих Рудольф Герц

Слайд 11

Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. « Сенсации продолжаются» Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.

Слайд 12

Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества « Сенсации продолжаются» Хендрик Антон Лоренц

Слайд 13

« Сенсации продолжаются» Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня

Слайд 14

В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами. « Сенсации продолжаются»

Слайд 15

Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. « Сенсации продолжаются» Рентгеновские снимки

Слайд 16

Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри « Сенсации продолжаются» Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности

Слайд 17

В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории « Сенсации продолжаются»

Слайд 18

Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов» Чарлз Дарвин « Революция в естествознании»

Слайд 19

В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку — микробиологию « Революция в медицине» Луи Пастер

Слайд 20

Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. « Революция в медицине»

Слайд 21

Английский врач, разработал первую вакцину — против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. « Революция в медицине» Эдуард Дженнер

Слайд 22

Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача « Революция в медицине» Первые стетоскопы

Слайд 23

Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. « Революция в медицине» Генрих Герман Роберт Кох

Слайд 24

Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). « Революция в медицине»

Слайд 25

« Развитие образования» Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»

Слайд 26

Подведём итог урока Соотнесите учёного и его изобретение 1 Майкл Фарадей А Невидимые Х — лучи 2 Джеймс Максвелл Б Электромагнитные волны 3 Генрих Герц В Открытие радиоактивности 4 Вильгельм Рентген Г Вакцина от бешенства 5 Пьер и Мария Кюри Д Открытие электромагнетизма 6 Чарлз Дарвин Е Возбудитель туберкулёза 7 Луи Пастер Ж « Происхождение видов» 8 Роберт Кох З Электромагнитная теория света

Слайд 27

Домашнее задание: Параграф 5, вопросы, записи в тетради .

Слайд 28

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F0%E0%E4%E5%E9,_%CC%E0%E9%EA%EB http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%9A%D0%BE%D1%85 * http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E5%F2%EE%F1%EA%EE%EF *http://nova.rambler.ru/search?query=%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C Карабанова Валентина Анатольевна

nsportal.ru

Читать книгу Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс А. А. Митрофанова : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

С. Н. Бурин, А. А. Митрофанов, М. В. Пономарев
Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс

Дорогие ребята!

В этой книге вы познакомитесь со вторым периодом Новой истории – с 1789 г., т. е. со времени начала Французской революции. Это событие оказало огромное влияние на дальнейшие судьбы народов Европы и всего мира. Революции в Нидерландах и Англии, о которых вы уже знаете, обозначили начало процесса разрушения старого общественного уклада и формирования нового, капиталистического. Французская революция конца XVIII в. стала мощнейшим ударом по старому типу общественного устройства, где основным богатством являлась земля, а судьба человека зависела от его происхождения.

Под влиянием Французской революции и последовавших за ней Наполеоновских войн в крупнейших странах Европы окончательно утвердился капиталистический уклад, а их политическое устройство стало соответствовать новым экономическим и общественным отношениям. Одновременно разворачивался и промышленный переворот (конец XVIII – середина XIX в.), в ходе которого преимущества новой системы хозяйствования становились ещё нагляднее. В течение XIX в. в орбиту капиталистического рынка включились не только Европа и США, но и практически все развитые страны и территории планеты. Новая цивилизация, которую мы сегодня называем индустриальной, утверждалась всё увереннее. Казалось, что ничто не может остановить её поступательного развития и человечество ожидают процветание и прогресс.

Но в 1914 г. конец этой относительно спокойной и размеренной эпохе положила неслыханная по масштабам война, названная мировой. С её началом завершился второй период Новой истории.

Условные обозначения

Новые слова и словосочетания (термины), которые необходимо запомнить (в тексте они выделены курсивом).

Наиболее важные даты, требующие запоминания.

Задания, которые необходимо выполнить, и вопросы, на которые следует ответить во время работы с текстом.

Вопросы и задания к картам.

Высказывания, цитаты и т. п., ярко характеризующие исторические события и их участников.

* Задания повышенной сложности.

Глава 1
Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха

«1789 год знаменует поворотный момент Новой истории, поскольку люди того времени возжелали низвергнуть принцип Божественного права и ввести в историю силу отрицания и бунта, сформировавшуюся в борьбе идей за последние столетия… Так называемое вольнодумство, мысль философов и юристов послужили рычагом для этой революции».

Французский писатель и философ А. Камю


Клятва депутатов Генеральных штатов от третьего сословия в зале для игры в мяч. (Версаль, 20 июня 1789 г.). Художник Ж. Давид


§ 1. Начальный этап революции
Кризис французской монархии и созыв Генеральных штатов

Во французской монархии в течение веков сохранялись некоторые древние традиции. Общество делилось на три обособленных сословия: дворянство, духовенство и третье сословие, причём первые два считались привилегированными и не платили налогов. Короли из династии Бурбонов обладали очень широкими полномочиями, которые ограничивались только традициями и правом высших судов – парламентов на «ремонстрации», т. е. на отмену и пересмотр королевских указов. В сословном французском обществе не существовало понятия равенства прав всех подданных. С 1685 г. католицизм признавался единственной религиозной конфессией в стране. И хотя крестьяне были лично свободными, на них всё ещё лежал груз повинностей перед светскими и церковными сеньорами.

В XVIII в. Франция переживала период быстрого развития экономики и промышленности. По объёму торговли «колониальными товарами» она вышла на второе место в мире после «владычицы морей» Британии. Заметный прогресс наступил и в развитии сельского хозяйства. Однако во Франции существовали устаревшая финансовая система и огромный государственный долг, на выплату процентов по которому уходило до половины годовых доходов королевства. Для выхода из финансового кризиса необходимо было провести реформы: отменить налоговые льготы для привилегированных сословий и ввести общий для всех французов налог на землю.

Но просчёты в экономической политике правительства обнаружились в неурожайный период, а нужные реформы министрам короля провести не удавалось из-за сопротивления дворянства, духовенства и городских парламентов (напомним, что парламентарии именовались в то время «дворянством мантии», их должности покупались и передавались по наследству). В своей борьбе против робких попыток реформ представители дворянства, духовенства и парламентариев объявляли себя приверженцами философских идей века Просвещения и противниками королевского «деспотизма». Таким образом, к концу 1780-х гг. Франция переживала одновременно финансовый и политический кризисы, которые осложнились неурожаем 1788 г., вызвавшим настоящий голод. В деревнях вспыхивали волнения, в городах росло недовольство.

Историки нашли образное название общественного строя дореволюционной Франции – Старый порядок.

На какие сословия делилось средневековое общество? Почему к XVIII в. это деление уже не соответствовало действительности?

Король Людовик XVI (правил в 1774–1793 гг.) из династии Бурбонов, надеясь пополнить казну и провести реформы, ещё в 1787 г. принял решение созвать собрание нотаблей. Оно должно было утвердить новые налоги, значительная доля которых приходилась на дворянство и духовенство. Но нотабли неожиданно отвергли предложения короля, заявив, что вопрос о налогах может решить только высшее собрание сословий – Генеральные штаты. Созвать их (а они не созывались с 1614 г.) советовали королю и некоторые из его приближённых.


Людовик XVI. Художник А. Калле

В итоге Людовик XVI объявил о выборах в Генеральные штаты. На выборах население составляло наказы своим депутатам. Это было старинной традицией, но на сей раз в многочисленных наказах (число их только от третьего сословия составило 10 тыс.!) отчётливо проявилось недовольство крестьянства устаревшим сословным делением. Всё явственнее звучало требование реформ.

Весной 1789 г. во Франции продолжался экономический кризис. Измученные дороговизной крестьяне и горожане поднимали голодные бунты. В апреле властям впервые пришлось применить войска, чтобы разогнать толпу недовольных парижан. Благодаря публицистам – противникам существующих порядков, в сознании народа складывался образ коллективного врага – «аристократов», якобы виновных во всех невзгодах жителей королевства.

Заседания Генеральных штатов открылись в королевском дворце в Версале 5 мая 1789 г. Депутаты от духовенства и дворянства в ярких шёлковых мантиях поднялись в зал по парадной лестнице. Представителей же третьего сословия в их скромной тёмной одежде впустили через чёрный ход. Их старались унизить и другими способами. Но представители третьего сословия не желали мириться с той ролью, которая им отводилась. Во время тронной речи короля они отказались исполнить старинный церемониал – снять шляпы и опуститься на одно колено. А когда король потребовал утвердить новые налоги раздельным голосованием, «третьи» открыто выразили протест. Они настаивали на совместном и равном голосовании: ведь в противном случае у первых двух сословий было бы большое преимущество.

Почему прежде покорное третье сословие открыто воспротивилось воле короля? Какие изменения в социально-экономическом строе Франции способствовали такому поведению?

Национальное собрание

В тот же вечер депутаты от третьего сословия начали самостоятельно обсуждать все важные проблемы. 17 июня по призыву известного журналиста аббата Эммануэ́ля Си́йеса они провозгласили Генеральные штаты Национальным собранием. К «третьим» присоединилась и часть священников. Объявив себя представителем интересов всех французов, Национальное собрание постановило, что отныне налоги будут взиматься только с его согласия.

И тут случилось неожиданное: депутаты от духовенства большинством голосов (149 против 137) решили примкнуть к Национальному собранию! В ответ король распорядился запереть зал заседаний. Утром 20 июня депутаты Национального собрания заняли зал для игры в мяч и дали историческую клятву – не расходиться, пока не будет выработана и принята конституция. Вскоре к членам Национального собрания присоединились и многие депутаты-дворяне. Большинство солдат из местного гарнизона также выказали ему свою поддержку.

Испуганный король срочно вызвал в Версаль 20-тысячное войско. Но оно задерживалось, и тогда 23 июня Людовик XVI, явившись на заседание Национального собрания, потребовал, чтобы депутаты отменили свои постановления и разошлись. Последовал решительный отказ. Однако многие дворяне и священники всё же покинули зал заседаний вслед за королём. А вскоре появился личный представитель короля и напомнил о приказе разойтись.


Оноре Мирабо

И тогда поднялся граф Оноре́ Мирабо́, который, несмотря на свой титул, был депутатом от третьего сословия. Громовым голосом он произнёс: «Идите и скажите вашему господину, что мы собрались здесь по воле народа и оставим наши места, только уступая силе штыков». Эти слова облетели всю страну. Популярность Мирабо, блестящего оратора, стала огромной. Его даже называли Отцом Отечества.

9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным, подчеркнув этим своё намерение принять конституцию. Популярный в народе генеральный контролёр (т. е. глава финансового и торгового ведомства) Жак Некке́р и другие министры советовали королю пойти на уступки, но в ответ Людовик XVI отправил их в отставку. По Парижу мгновенно разнёсся слух, что вслед за отставкой Неккера король разгонит Учредительное собрание, а его лидеров арестует и заточит в средневековую парижскую крепость-тюрьму Бастилию. Напряжение нарастало.

Почему депутаты от третьего сословия пошли на провозглашение Национального, а затем и Учредительного собрания? Чем их не устраивали Генеральные штаты?

Начало революции

На улицах и площадях столицы возникали стихийные митинги. Ораторы открыто призывали народ к вооружённому сопротивлению. Когда на сторону восставших парижан начали переходить солдаты-гвардейцы, положение монархии стало критическим.


Взятие Бастилии

Солдаты привезли с собой и пушки, что помогло взять штурмом ненавистную Бастилию, у которой собрались тысячи парижан, а также крестьян и ремесленников, стекавшихся в город из предместий. В ожесточённой перестрелке с гарнизоном крепости погибло около 80 человек. Коменданта Бастилии и нескольких тюремщиков толпа просто растерзала. Сама же тюрьма вскоре была разрушена до основания. (Впоследствии 14 июля, день взятия Бастилии, был объявлен во Франции национальным праздником.) Повсюду формировались отряды городской милиции (ополчения), вскоре переименованной в Национальную гвардию.

Почему началом революции считается взятие Бастилии? В чём символичность этого события?

Но король всё ещё не осознавал опасности происходящего. Когда герцог Лианку́р сообщил ему о взятии Бастилии, монарх воскликнул: «Да ведь это же мятеж!» – «Нет, ваше величество, это – революция!» – ответил герцог. В итоге королю пришлось уступить и публично признать законность Учредительного собрания. Людовик XVI также объявил, что не желает проливать «ни капли народной крови» и потому повелевает войскам отойти от Парижа.

Фактическое ограничение власти короля волей Учредительного собрания стало первым значительным успехом начавшейся Французской революции. Этот успех предстояло развить и закрепить.

Крушение Старого порядка

Ещё в бурные июльские дни восставшие парижане разгромили и сожгли ненавистные таможенные заставы, где взимались крайне высокие пошлины за ввозимые в город товары, в том числе продовольствие. Этому примеру последовали жители многих других городов. Начались волнения и в деревнях. Крестьяне врывались в замки и усадьбы сеньоров, громили их и сжигали документы с записями своих повинностей. Сдержать эту стихию было невозможно. В Париж из самых разных мест приходили сообщения о грабежах и поджогах, насилиях и убийствах.

Одни депутаты Учредительного собрания, опасаясь погружения страны в хаос и беззаконие, предлагали применить к грабителям и разбойникам силу. Другие считали, что, во избежание дальнейшего разгула насилия, надо пойти на уступки и срочно отменить все сеньориальные повинности. В итоге 4—11 августа была принята серия декретов (т. е. законов, указов), по сути, уничтоживших сеньориальный строй во Франции. Одни повинности крестьян были упразднены, другие предстояло выкупить, но позднее отменили и их. Одновременно Учредительное собрание призвало население к порядку.

Но многие крестьяне восприняли эти декреты как оправдание своих действий и даже как «сигнал» к новым выступлениям. В историю эти события вошли как «великий страх» – так называли их аристократы.

Почему депутаты Учредительного собрания отказались от применения силы против восставших крестьян? Можно ли оправдать действия крестьян?

26 августа 1789 г. Учредительное собрание утвердило Декларацию прав человека и гражданина. В этом документе, как и в американской Декларации независимости, провозглашались права человека на жизнь, свободу и равенство. Неотъемлемыми правами граждан признавались также свобода слова, личности, право на частную (личную) собственность и на сопротивление угнетению. Были отменены прежние сословные привилегии. Основные принципы Декларации сохраняют своё значение и в наши дни.

Народ с воодушевлением принял Декларацию, однако король отказался признать её. Среди населения распространились слухи о подготовке бегства Людовика XVI из Версаля к верным ему войскам. 5 октября возбуждённая толпа парижан (в основном женщин) двинулась на Версаль. Но когда толпа подступила к королевскому дворцу, Людовик XVI сам вышел к народу. Он пообещал, что переедет в Париж и прикажет наладить снабжение столицы продовольствием. За королём последовали в Париж и депутаты Учредительного собрания. Так Людовик XVI фактически оказался заложником в руках восставших. После этого резко возросла эмиграция (т. е. выезд из страны) дворян, начавшаяся ещё после взятия Бастилии. Многие из аристократов временно осели в приграничных городах. Они рассчитывали восстановить в стране прежние порядки, опираясь на помощь иностранных войск.

Подведём итоги

Уже в первые недели революции была значительно ограничена власть короля, фактически пал Старый порядок. Декларация прав человека и гражданина, обозначившая основные права и свободы, закрепила первые завоевания революции.

• Сословия – общественные группы, отличавшиеся от других групп своим статусом, правами и обязанностями. В Средние века и в Новое время они существовали в большинстве стран мира. Во Франции до 1789 г. было три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие, в которое входили крестьяне, торговцы, предприниматели, рабочие и ремесленники.

• Нотабли – влиятельные представители трёх сословий. Их назначал король и время от времени созывал для обсуждения важных государственных вопросов.

• 1789, 17 июня – провозглашение Генеральных штатов Национальным собранием.

• 1789, 14 июля – взятие Бастилии восставшими парижанами.

• 1789, 26 августа – принятие Декларации прав человека и гражданина.

«Свобода состоите возможности делать всё, что не приносит вреда другому… Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Всё же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждён к действию, не приписываемому законом».

(Из Декларации прав человека и гражданина)

Вопросы

1. Почему Людовику XVI понадобилась поддержка Генеральных штатов? Разве всесильный король не мог и без их помощи принять все необходимые решения?

2. Чем, по-вашему, руководствовались многие священники и дворяне, присоединяясь к Национальному собранию?

3. Людовик XVI долго считал, что в стране происходит всего лишь «бунт». А какие признаки позволяют сказать, что это был не бунт, а именно революция?

4*. На каких общих идеях основаны французская Декларация прав человека и гражданина и американская Декларация независимости?

Задания

1. В наказе Генеральным штатам жители одного из церковных приходов в Бретани писали: «Чтобы отныне ни один налог не устанавливался без согласия и содействия нации. Чтобы дорожные пошлины были уничтожены полностью и заменены обложением, равно падающим на все три сословия… Уничтожить феодальный строй… Уничтожить церковную десятину как в корне противоречащую свободе собственности и вредную для сельского хозяйства».

Подумайте, чьи интересы выражал этот наказ. Можно ли считать его отражающим пожелания большинства нации? Почему?

2. В преддверии революции во Франции появилось множество листовок, брошюр (маленьких книжечек) и других изданий, в которых представители сословий отстаивали свои взгляды. Аббат Э. Сийес, ставший затем одним из лидеров революции, в своей брошюре спрашивал: «Что такое третье сословие?» И сам же отвечал: «Всё!» «Чем оно было до сих пор в политическом строе?» – «Ничем». «Чем оно желает быть?» – «Хоть чем-нибудь».

Объясните, что хотел сказать этим автор. Какой смысл он вкладывал в слова «хоть чем-нибудь»?

3. На заседании Учредительного собрания 4 августа 1789 г. депутат герцог Эгильон заявил: «Господа, нет человека, который бы не содрогался при виде ужасных сцен, ареной которых является Франция… Речь идёт не только о вооружённых разбойниках, которые стремятся обогатиться, пользуясь народными бедствиями… Народ стремится стряхнуть, наконец, с себя то иго, которое так долго угнетало его, и нужно, господа, признаться, что это возмущение хотя и преступно, как и всякое движение, связанное с насилием, но всё же может найти себе оправдание в том угнетении, жертвой которого был народ».

Подумайте, насколько справедливо такое мнение. Какие интересы разобщали буржуазию и народные низы, объединённые в третье сословие?

4. По материалам учебника заполните хронологическую таблицу «Начальный этап Французской революции».


§ 2. Развитие революции
Обострение положения в стране

В первые месяцы революции экономическое положение Франции продолжало ухудшаться. Между тем денег в государственной казне по-прежнему не хватало. Ещё в ноябре 1789 г. было решено для покрытия долгов и удовлетворения прочих нужд государства «передать всё церковное имущество в распоряжение нации». При этом Церкви пообещали предоставлять финансы «по мере необходимости».

Но даже такая мера мало что изменила. Продолжались волнения в деревнях, где ещё сохранялись некоторые виды сеньориальных поборов. Волновались и солдаты: им постоянно не платили жалованье. В августе 1790 г. власти даже были вынуждены применить силу против взбунтовавшегося полка в городе Нанси́. В результате погибло около 3 тыс. мятежников и поддерживавших их местных жителей.


Крестьянин под бременем повинностей. Карикатура

Ширились волнения и среди рабочих. В июне 1791 г. Учредительное собрание по предложению депутата Жана ле Шапелье́ запретило забастовки и организации рабочих. Шапелье заявил, что «забастовки посягают на свободу предпринимателя», нарушая этим Декларацию прав человека и гражданина. «Разве хозяин не вправе устанавливать на предприятии свои порядки?» – вопрошал депутат. Тем не менее на практике новый закон только усилил недовольство народа.

Что, по-вашему, больше нарушало личные права и свободы – забастовки или запретивший их закон?

Недоволен был и Людовик XVI, быстро терявший былую власть. В ночь на 21 июня 1791 г. король и королева тайно бежали из Парижа. Они спешили к северо-восточной границе, за которой в германских княжествах (в основном в городке Ко́бленц) находились тысячи эмигрантов-монархистов и верные монархии войска. Но о бегстве короля было срочно сообщено в провинцию, и в местечке Варе́нн его карету перехватили. Незадачливым беглецам пришлось вернуться в столицу в окружении взбудораженной толпы. Народ требовал низложить короля и отдать его под суд. Однако Учредительное собрание заявило, что монарха «похитили», а сам он ни в чём не виноват. Крайне левые революционеры воспользовались этим событием и потребовали судить короля.

В Париже начались массовые антимонархические демонстрации. Во время одной из них, состоявшейся 17 июля на Марсовом поле, традиционном месте парадов, толпа учинила кровавые расправы над мнимыми агентами «аристократии» и стала забрасывать солдат камнями. На Марсово поле прибыли мэр Парижа Жан Байи́ и дополнительные войска во главе с Жильбе́ром Лафайе́том, командовавшим Национальной гвардией. После залпов картечью из орудий толпа рассеялась, оставив на поле несколько десятков убитых. Вслед за этим власти провели аресты некоторых революционеров-активистов.

Расстановка социально-политических сил

На начальном этапе революции её возглавляли прогрессивно мыслящие дворяне, яркими представителями которых были депутат Оноре Мирабо и участник Войны за независимость США генерал Жильбер Лафайет, адвокаты, журналисты, учёные, а также некоторые представители просвещённого духовенства, среди которых особенно выделялись аббат Эммануэль Сийес и епископ Шарль Талейра́н. Все эти лидеры имели огромный авторитет. Благодаря их усилиям Национальное собрание законодательно ликвидировало Старый порядок, фактически превратив Францию в конституционную монархию.

В то же время на настроения городских низов большое влияние оказывали радикально настроенные журналисты и политики. Большинство санкюлотов (так называли городскую бедноту) поддерживали революцию в надежде, что она хоть в чём-то улучшит их жизнь. О методах и средствах, которые при этом использовались, санкюлоты, как правило, даже не задумывались. Насилия и убийства стали обыденной приметой тех лет.


Солдат-санкюлот

В ходе революции во Франции возникли политические клубы – прообраз будущих партий. Сторонники скорейшего принятия конституции объединились в Общество друзей конституции. Но все называли это общество Якобинским клубом, так как его члены собирались в библиотеке монастыря Св. Якова. Популярность Общества быстро росла, вскоре в ряде городов Франции возникли его многочисленные отделения.

Признанным лидером якобинцев был молодой адвокат Максимилиа́н Робеспье́р. Позднее к якобинцам примкнули популярные в народе адвокат Жорж Данто́н и бывший врач Жан Поль Мара́т. Марат издавал газету «Друг народа», в которой защищал интересы мелких собственников, простолюдинов города и деревни. Вскоре Другом Народа стали называть и его самого.


Максимилиан Робеспьер

3 сентября 1791 г. Учредительное собрание наконец приняло первую в истории страны конституцию, которую готовили два года. В целом закрепив слом Старого порядка, Конституция Франции не отменила некоторые сеньориальные повинности. Сохранилась и монархия, но теперь власть короля ограничивало однопалатное Законодательное собрание (оно сменило Учредительное собрание). Таким образом, во Франции была установлена конституционная монархия.

Падение монархии и созыв Конвента

В октябре 1791 г. начало заседать Законодательное собрание, в котором крайне правое крыло (около 260 человек) состояло из сторонников короля – так называемых фельянов (слово происходит от названия монастыря, где иногда проходили их заседания), а левое (около 130 человек) – из республиканцев, так называемых жиронди́стов (поскольку несколько ведущих вождей этой «партии» были избраны в департаменте Жиро́нда), во главе с журналистом Жаком Бриссо́ и монтанья́ров (в букв, переводе с французского – спустившиеся с гор). Остальные 350 депутатов Собрания составляли его центр (по словам современников, «болото») и поддерживали то одно, то другое крыло.

Примерно тогда же ускорилось размежевание политических сил, выступавших в начале революции единым лагерем. Сторонники конституционной монархии образовали Клуб фельянов. Он пользовался популярностью среди просвещённого дворянства, зажиточных предпринимателей, финансистов. Фельяны и те, кто разделял их взгляды, некоторое время оставались главной силой в Законодательном собрании. Им противостояли группировки, выступавшие за дальнейшее развитие революции, прежде всего якобинцы.

Законодательному собранию пришлось сразу столкнуться с большим количеством проблем: перебоями в торговле с колониями, беспорядками в городах и деревнях, крестьянскими восстаниями. Королевская семья после неудачной попытки бегства из Парижа находилась теперь на положении пленников, что возмущало всех европейских монархов.

Международная обстановка обострялась. Ещё в августе 1791 г. Австрия и Пруссия подписали декларацию в защиту монархии во Франции, объявив о возможности военных действий против французского государства. Французские дворяне-эмигранты под руководством Людовика Станислава графа Прова́нского (младшего брата Людовика XVI) и принца Луи Жозе́фа Конде́ собрали у границы с Францией 15-тысячную армию.

Жирондисты во главе с Бриссо стремились поскорее спровоцировать начало войны с целью ускорить установление во Франции республики и настаивали на применении самых жёстких мер против эмигрантов и не присягнувших Конституции Франции священников. В марте 1792 г. король назначил трёх министров, выражавших интересы жирондистов, а уже 20 апреля Франция объявила войну Австрии. Король втайне надеялся, что войска австрийского императора и прусского короля быстро достигнут Парижа и революция будет подавлена, а его власть – восстановлена. Поэтому он легко согласился одобрить объявление войны.

Почему король, желавший поражения революции, включил в правительство решительных сторонников революционной войны и объявил войну крупнейшим монархиям Европы?

Уже весной 1792 г. оказалось, что Франция не подготовлена к ведению войны: налоги собирались плохо, экономический кризис продолжался, а бумажные деньги стремительно обесценивались. В связи с эмиграцией многих дворян в армии не хватало опытных офицеров, дисциплина в войсках была крайне низкой, французские солдаты нередко бежали с поля боя.

Тем временем жирондисты готовились военным путём свергнуть монархию. Однако на проекты законов, вводившие жёсткие меры в отношении эмигрантов и священников, принятые под давлением жирондистов, король наложил вето, а министров-жирондистов в июне 1792 г. отправил в отставку.

В июле австро-прусская армия вошла на территорию Франции. Законодательное собрание объявило: «Отечество в опасности!», и в столицу со всей страны начали прибывать отряды национальных гвардейцев – федератов. Однако, вместо того чтобы отправиться на фронт, гвардейцы потребовали низложения короля, которого жирондисты открыто обвиняли в измене. В это же время депутат Собрания Максимилиан Робеспьер также призвал свергнуть короля и созвать Национальный конве́нт (т. е. представительное Собрание) для пересмотра Конституции Франции и учреждения в стране республики.

1 августа в Париже появился манифест командующего австро-прусской армией герцога Фридриха Брауншве́йгского, который обещал, что, в случае если королю будет причинён какой-либо вред, французская столица будет разрушена, а её жители – сурово наказаны. Эти устрашающие обещания ускорили развитие событий.

10 августа в Париже была создана повстанческая Коммуна. Городские низы и национальные гвардейцы утром попытались захватить королевскую резиденцию – дворец Тюильри́, но их первая атака была отбита дворянами и швейцарскими гвардейцами короля. Людовик XVI, прятавшийся в помещении Законодательного собрания, по требованию депутатов приказал своим защитникам сложить оружие. После этого большинство находившихся во дворце королевских гвардейцев, дворян и даже слуг было перебито разъярённой толпой. Король был отстранён от власти, арестован и отправлен в замок-тюрьму Тампль. Законодательное собрание постановило провести всеобщие выборы в Национальный конвент, который должен был определить будущее государственное устройство страны.

События 10 августа открывали новый этап развития революции. Если с мая 1789 г. до лета 1792 г. авторитетные политики из Учредительного и Законодательного собраний могли сдерживать активность городских низов, то теперь такой возможности не было: толпы горожан действовали самостоятельно, объединившись вокруг избранной ими Коммуны.

Жирондисты и монтаньяры. Казнь Людовика XVI

В конце августа – начале сентября 1792 г. французы потеряли важные крепости Лонгви́ и Верде́н, австро-прусские войска приближались к Парижу. В столице воцарился страх перед неприятелем и перед возможным заговором «аристократов». Эти настроения привели к тому, что 2–5 сентября толпы простых парижан по призыву Жана Поля Марата и во главе с революционерами-активистами, а также с согласия Коммуны Парижа учинили массовые убийства заключённых городских тюрем (в основном жертвами резни оказались дворяне и священники). Всего в столице погибло около 1500 человек. Законодательное собрание не смогло предотвратить чудовищные преступления.

С 20 сентября начал свою работу Конвент, в который было избрано 749 депутатов. Ведущая роль в нём принадлежала республиканцам, которые, однако, вели между собой ожесточённую политическую борьбу по всем вопросам. Правое крыло Конвента состояло из жирондистов (около 140 человек) во главе с депутатами Жаком Бриссо́, Жеромом Петио́ном и Пьером Верньо́. Они хотели соблюдения законности и выступали против жёстких чрезвычайных мер, которые оправдывали «революционной необходимостью». Жирондистов более всего поддерживали в провинциальных торговых городах.


Битва у деревни Вальми. Художник Ж. Мозез

Левое крыло Собрания состояло из монтаньяров (чуть более 110 человек). Они противостояли жирондистам и в своей борьбе старались заручиться поддержкой городских низов и Парижской коммуны. Часть депутатов-монтаньяров были членами Якобинского клуба, откуда в октябре 1792 г. они исключили жирондистов. Наиболее известными лидерами монтаньяров были Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Жан Поль Марат, Камиль Демуле́н и Луи Антуа́н Сен-Жю́ст.

Как и в Законодательном собрании, в Конвенте между двумя противостоящими группами находилось примерно 500 «центристов», которые поддерживали в различных ситуациях то жирондистов, то монтаньяров.

Осенью 1792 г. французская армия добилась первых успехов. 20 сентября в битве при Вальми́ была одержана победа над пруссаками, а 6 ноября в сражении при Жемаппе́ – над австрийцами.

21 сентября Конвент упразднил монархию и объявил о создании республики – Первой. Но основной проблемой оставалось решение судьбы свергнутого короля. После того как в дворцовом тайнике были обнаружены секретные письма Людовика XVI с просьбой к эмигрантам и иностранным монархам начать военное вмешательство в дела Франции, депутаты постановили начать судебный процесс над бывшим королём. 16–17 января 1793 г. в Конвенте состоялось поимённое голосование депутатов. Жирондисты старались спасти бывшего монарха, но большинство колебавшихся депутатов-«центристов» под давлением возмущённого народа, заполнявшего зрительские трибуны в зале, где проходило голосование, вместе с монтаньярами проголосовало за казнь короля. 21 января 1793 г. Людовик XVI был казнён на гильотине, установленной на парижской площади Республики.

iknigi.net

Добавить комментарий