Практикум по теме «Социальная сфера» 8 класс | Тренажёр по обществознанию (8 класс):
Практикум по теме «Социальная сфера» 8 класс
1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют
1) социальными отношениями
2) социальной структурой
3) социальной нормой
4) социальной мобильностью
2. Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется
1) личный авторитет
2) этническая принадлежность человека
3) престиж семьи
4) социальный статус личности
3. Пётр после двадцати лет работы на заводе стал начальником отдела. Это — пример
1) горизонтальной социальной мобильности
2) социальной стратификации
3) вертикальной социальной мобильности
4) социального неравенства
4. Национальная принадлежность человека является характеристикой его
1) прирожденного статуса
2) социальной роли
3) достигаемого статуса
4) общественного престижа
5.
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
6. Виктория — женщина, уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её
1) достигаемый статус
2) имущественное положение
3) предписаный статус
4) гражданские права
7. Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон называется
1) конфронтация
2) посредничество
3) компромисс
4) подавление
8. Социальная мобильность — это
1) столкновение социальных интересов
2) изменение индивидом своего социального статуса
3) наличие взаимодействия между соц. группами
4) основание для социальной стратификации
9. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.
Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Социальные конфликты в обществе неизбежны.
Б. Социальные конфликты могут возникать между отдельными людьми и социальными группами.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Марина живёт с родителями и сестрой. Она учится в 8 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения
2) личные контакты членов группы
3) отношения родства
4) общий быт
Черты сходства | Черты отличия |
12. Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
А) собеседование при приёме на работу Б) ссора подруг В) разговор родителей с директором школы о поведении ученика Г) дружеская беседа соседей |
| 1) формальные 2) неформальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Принадлежность человека к определённой этнической общности имеет важное значение, показывает духовную связь личности с языком, культурой, менталитетом определённой национальности. (Б) В статье 26 Конституции РФ указано, что каждый человек вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности. (В) Определение национальности по этнической принадлежности отца или матери неправомерно, это частное дело гражданина, объект его культурных, языковых и бытовых предпочтений.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
14. В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Число тех, кто не считает школьное образование существенным фактором для жизненного успеха, остается неизменным.
2) Большинство из тех, кто получил хорошее школьное образование, сделали успешную карьеру.
3) Количество тех, кто считает, что образование, полученное в школе, имеет некоторое значение, с 2007 по 2010 сократилось.
4) Многие из тех, кто отрицает значение школьного образования, имели низкую успеваемость.
5) За десятилетие число тех, кто считает, что образование не имеет никакого значения для дальнейшей карьеры, устойчиво сокращалось.
15. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Средняя школа нуждается в дальнейшей модернизации для повышения качества подготовки всех учеников.
2) Школьная подготовка, в глазах большинства россиян, более значима для человека, чем дальнейшее профессиональное образование.
3) Под влиянием появившихся в последние годы телефильмов, отрицательно изображающих школьные будни, значимость школьного образования снизилась.
4) В обществе растет понимание роли и значения школьного образования для будущего профессионального роста.
5) Школьное образование в сознании россиян устойчиво относится к важному социальному лифту.
16. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой… Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития.
.. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа…Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом…
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)
17. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
18. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора)
19. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.
20. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
Практикум по теме «Социальная сфера» 8 класс
Ключи:
1. 2
2. 4
3. 3
4. 1
5. 1
6. 3
7. 3
8. 2
9. 3
10. 3
11. 1234
12. 1212
13. 212
14. 35
15. 45
16. Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) зависимость стереотипа поведения этноса от его уровня развития;
2) нормы взаимоотношений внутри этноса;
3) факторы, влияющие на формирование отдельных этносов;
4) динамика изменения поведения этноса.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
17. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
В ответе должны быть указаны:
1) между коллективом и индивидом;
2) индивидов между собой;
3) внутриэтнических групп между собой.
18. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора)
В ответе могут быть указаны следующие факторы:
1) географическая среда;
2) традиции;
3) взаимоотношения с соседями;
4) культурные воздействия;
5) религия.
19. Пояснение.
В ответе должны быть указаны:
1) Динамизм стереотипа поведения — это скорость изменения обрядов, обычаев и норм.
Примеры:
1. Российское крестьянство почти тысячу лет использовало общинную организацию проживания, но за короткий срок Столыпинской аграрной реформы основы крестьянской общины были разрушены.