«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Гдз по истории россии 8 класс торкунова часть 1: ГДЗ История России Арсентьев 8 класс Часть 1 Страница 24

ГДЗ История России Арсентьев 8 класс Часть 1 Страница 24

Содержание

  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Работаем с картой
  • Изучаем документы

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Расскажите о детстве Петра I. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях?

Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 г. Он отличался крепким здоровьем, подвижностью, быстрым взрослением. Первые три с половиной года маленький Петр был баловнем царской четы. Будучи крестным отцом маленького Петра, царь Федор, сменивший Алексея Михайловича на царском троне, любил мальчика и заботился о нем. С 5-летнего возраста Петра стали обучать грамоте. Петр освоил азбуку и чтение по слогам, прочел первые церковные книги, начал писать. В 10 лет был возведен на царский престол вместе со своим братом Иваном при регентстве Софьи. Петр часто посещал Немецкую слободу, где он знакомился с военным делом. Знакомство с Брандтом предопределило его любовь к плаванию.

Тиммерман обучил его арифметике, геометрии и фортификации; шотландец Гордон и швейцарец Лефорт – военному делу. В Немецкой слободе были созданы два «потешных полка», которые стали в последствие гвардией, приближенной к Петру I.

2. Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья? Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы?

В период двоецарствия вся власть принадлежала Софье, а фактическим правителем России был князь В. В. Голицын. В этот период был заключен «Вечный мир» с Польшей, в результате которого за Россией закрепились Левобережная Украина, Киев и Смоленск. Был заключен Нерчинский договор (1689 г.) с Китаем. В этот же период состоялись Крымские походы 1687 и 1689 гг., которые укрепили международный авторитет Российского государства. При Софье активно развивались промышленность и торговля, налаживались международные связи. Ее действия на посту правительницы были удачными, способствовали началу ряда реформ.

3. Какой образ жизни вёл Пётр в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий царских детей?

Петр в свободное время уезжал в расположенную рядом с Преображенским Немецкую слободу. Там немцы помогали ему сооружать «потешную» крепость (Пресбург) под селом Преображенским; голландец Тиммерман учил его арифметике, геометрии и фортификации. Другой голландец, Брандт, обучал юного царя плаванию под парусами; шотландец Гордон и швейцарец Лефорт – военному делу. Там же были созданы два «потешных» полка – Семеновский и Преображенский. Петр проводил «военные игры», которые в будущем сказались на его взглядах и стремлениях. Обычные царские дети получали дворцовое образование, тогда как Петр самостоятельно обучался военному делу при помощи иностранцев.

4. Как началось самостоятельное правление Петра?

Самостоятельное правление Петра началось в 1689 году. Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи. Он покинул Преображение и выехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. К лавре потянулись бояре, дворяне, военные, прибыл и патриарх Иоаким. В сентябре Петр вступил в Москву и, объявив о прекращении правления Софьи, заточил ее в Новодевичий монастырь.

Его брат Иван до самой своей смерти в 1696 г. не вмешивался в государственные дела.

5. Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов? Для чего было организовано Великое посольство? Почему царь отправился в Европу инкогнито?

Азовские походы показали Петру I необходимость создания флота, мощной артиллерии, а также убедили Петра I в необходимости поиска союзников для закрепления России на южных рубежах. Таким образом, главной целью Великого посольства была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Отправляясь инкогнито, Петр I сохранял в тайне истинное значение Великого посольства, а также это исключало возможность нападения Турции на Россию, которая оставалась без царя.

6. Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпадал ли он с намеченными целями?

Главной целью Великого посольства была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Но в Европе главной задачей было остановить Францию. И ради этого Австрия и ее союзники спешили заключить с Турцией мир. Однако Великое посольство дало понять Петру, что главным направлением внешней политики его царствования станет западное. Вместо союзников в войне с Турцией Петр нашел союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.

Стр. 24

Работаем с картой

1. Используя карту, докажите, что направление Азовских походов Петра I было для России с военной точки зрения более выгодным, чем направление Крымских походов В. В. Голицына.

Направление Азовских походов Петра I было выгодным с военной точки зрения, так как походы шли через опорные пункты, тогда как Крымские походы В. В. Голицына проходили через степи, где армия не имела пунктов снабжения, подвергалась нападениям. К тому же Азовские походы позволяли использовать флотилию, которая двигалась по Дону.

2. Найдите на современной политической карте страны и города, которые посетило Великое посольство.

Великое посольство посетило Латвию (Рига, Елгава, Лиепая), Россия (Калининград), Германия (Бранденбург, Ганновер), далее Голландия (Амстердам), Англия (Лондон), Германия (Лейпциг, Дрезден), Чехия (Прага), Австрия (Вена), Польша (Краков).

Стр. 24.

Изучаем документы

ИЗ ПИСЬМА ПЕТРА I ЦАРЕВНЕ НАТАЛЬЕ АЛЕКСЕЕВНЕ

1. Где и когда (примерно) было написано письмо?

Данное письмо примерно было написано в 1696 г. во время второго Азовского похода.

2. Что нового вы узнали из письма об осаде Азова и о личности Петра?

Петр I лично участвовал в сражениях, не боясь пушечных ядер и пуль. К Азову на помощь подошли турецкие войска, но не стремились нападать на русские войска.

3. Согласны ли вы, что в выделенном предложении Пётр пишет о возможном перемирии с неприятелем? Обоснуйте своё мнение.

Я не согласен с этим утверждением. На мой взгляд, в выделенном предложении Петр указывает на то, что турки желают перемирия. Сам Петр не планировал этого делать.

ИСТОРИК С. М. СОЛОВЬЕВ О ПЕТРЕ I

1. Как автор документа относится к Петру I? Почему вы так решили?

С. М. Соловьев положительно оценивает личность Петра I, называя его олицетворением всего русского народа в эпоху преобразований, царем-работником с мозольными руками.

2. Можно ли и других российских царей назвать работниками, подобными Петру Великому? Своё мнение аргументируйте.

Я считаю, что среди русских царей работником можно назвать только Петра I, так как он своими руками добился выполнения многих задач. Он лично обучался новым навыкам, которые в дальнейшем применял на практике; владел несколькими десятками профессий, что было несвойственно ни одному из русских царей.

ГДЗ История России Арсентьев 8 класс Часть 1 Страница 33

Содержание

  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Работаем с картой
  • Изучаем документы
  • ИЗ УКАЗА ПЕТРА I О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ С ШВЕЦИЕЙ (1700)

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1.

Назовите главные причины Северной войны. Как вы думаете, была ли она неизбежной?

Выход России к Балтийскому морю; возврат ранее принадлежавших России земель; сдерживание Швеции в Балтийском регионе.

Эта война была неизбежной, так как России и в экономическом, и в военном отношении, требовался выход к незамерзающему Балтийскому морю для обеспечения круглогодичной навигации.

2. Почему война началась неудачно для России? Какой опыт из этих неудач извлёк Пётр I?

Российская армия не была регулярной, хорошо подготовленной; большинство офицеров были иностранцы, которые в ходе сражения под Нарвой переходили на сторону противника. Большой проблемой было отсутствие единого командования, слабость артиллерии, отсутствие военной экономики, низкий уровень профессионализма.

Петр I использовал уроки «нарвской конфузии» и ускорил проведение реформы армии.

3. В чём состояла военная реформа Петра I?

Основой новой армии стали «потешные» полки – Семеновский и Преображенский. Армия стала регулярной, служба в ней была практически пожизненной. Вместо стрелецкого войска Петр ввел полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Армия формировалась на основе рекрутской повинности. Началось создание собственной военной экономики. Для обучения офицеров создавались учебные заведения военного направления. В 1716 г. был принят «Устав воинский», являвшийся первым в русской армии единым сводом военных наставлений. Особое внимание уделялось строительству военно-морского флота.

4. Почему русским войскам удалось одержать победу под Полтавой?

Русским войскам удалось одержать победу под Полтавой по следующим причинам:

1. Реформа армии привела к созданию армии, которая составляла 113 тыс. хорошо вооруженных воинов.

2. Разгром шведского армейского корпуса под Лесной и захват обоза, что лишило шведов припасов.

3. Отсутствие поддержки со стороны крымского хана и турецкого султана, а также слабая поддержка со стороны гетмана Украины Мазепы.

4. Шведская армия оказалась зажата между осажденной Полтавой и главным силами русской армии.

5. Как вы понимаете слова Петра I, произнесённые им после Полтавской битвы: «Ныне уже совсем камень во основание Петербурга заложен»?

Полтавская «виктория» означала перелом в войне. Боевые действия были перенесены на территории других стран. «Непобедимая армия» Карла XII перестала существовать.

6. Какие последствия имел Прутский поход?

Прутский поход оказался неудачным для России. Россия возвращала Турции Азов, соглашалась разрушить крепость Таганрог, не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию и не держать своих войск в Речи Посполитой. Эти события затянули ход Северной войны.

7. Каковы итоги Северной войны для России и для остальной Европы?

Северная война закончилась победой России. По итогам Ништадтского мирного договора Россия получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии. Россия была провозглашена империей. Россия стала одной из великих держав Европы. Победа в Северной войне дала не только новые территории, выход к Балтийскому морю, но и подняла авторитет государства, а также заложила основы сотрудничества России с Западом.

Стр. 33

Работаем с картой

1. Какие из стран – участниц Северного союза сохранились до наших дней? Покажите их на современной карте.

Современная Польша включает в себя часть Речи Посполитой.

2. Проследите по карте действия русских и шведских войск накануне Полтавской битвы. Опишите основные этапы битвы, опираясь на карту.

Карта сражения представлена на стр. 28.

Весной 1709 г. шведские войска осадили Полтаву, небольшой гарнизон которой героически сражался на протяжении двух месяцев. Расстановка сил перед Полтавской битвой: русская армия в составе 40 тыс. человек во главе с Б. П. Шереметевым, А. Д. Меншиковым и Н. П. Репниным, общее руководство осуществлял Петр I; шведская армия в составе 30 тыс. человек.

27 июня 1709 г. утром начало сражение. Шведская пехота атаковала редуты, а шведская кавалерия – русскую кавалерию. Шведы сходу взяли два недостроенных редута. После наступила пауза.

Проход линии редутов привел в расстройство шведскую пехоту. Шведский отряд Рооса оторвался от главных сил, что заметил Петр I. После короткого боя отряд был разбит, Роос стал первым пленным генералом.

В 9 часов утра шведская пехота атаковала русскую пехоту. Пока правый фланг шведской пехоты прорывал фронт русской армии, ее левый фланг даже не вступил в соприкосновение с русскими. Русская армия правого фланга генерал-лейтенанта М. М. Голицына атаковала шведскую пехоту и обратила ее в бегство. В итоге левый фланг шведской пехоты был разбит, началось бегство.

Шведская армия начала отступать, Карл XII бежал с Мазепой. Шведская армия капитулировала через несколько дней у Переволочны.

3. Рассмотрите по карте расположение русских и шведских судов во время Гангутского сражения. Кто занимал более выгодную позицию? Выясните, с помощью какой хитрости русские разделили флот противника.

Карта сражения представлена на стр. 31.

Более выгодную позицию занимал шведский флот, который перекрывал движение русскому флоту. Русский флот же выходил из горлышка островов, что не позволяло развернуть весь флот. Чтобы разделить шведский флот, Петр приказал построить переволоку через перешеек. Шведы перебросили часть флота в место, куда должен был переправить русский флот, чего ждал Петр. Авангард русского флота пошел в обход шведского флота, вслед за ним прорыв начал другой отряд. В итоге шведский флот освободил прибрежный фарватер, что привело к прорыву русским флотом вдоль него. В итоге шведский флот был разбит.

4. Покажите на карте и назовите главные сражения Северной войны.

Действия русских войск отмечены зелеными стрелками.

Главные сражения показаны на карте красными крестиками – сражение под Лесной (1708), Полтавская битва (1709), Гангутское сражение (1714), Гренгамское сражение (1720).

5.

По Ништадтскому миру Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии (Ижорской земли).

Территории, отошедшие к России по Ништадтскому миру – закрашены желтым цветом.

Земля, которую называли Ингерманландией – отмечена синей штриховкой.

Стр. 33

Изучаем документы

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ПЕТРА I К ВОЙСКАМ В ДЕНЬ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ. 27 ИЮНЯ 1709 г.

1.

Петр I обращается к своим войскам в день Полтавской битвы, 27 июня 1709 г.

2 (1). Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?

Воины были бы вдохновлены этой речью. Петр I призывал сражаться за государство, за свой род (то есть за свою семью и предков), за православную веру.

ИЗ УКАЗА ПЕТРА I О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ С ШВЕЦИЕЙ (1700)

1.

Речь идет о войне со Швецией.

Добавить комментарий