Лучшие учебники по химии со всеми достоинствами и недостатками.
Данный материал не является рекламой, носит информационный характер и отражает оценочное мнение автора. Все позиции рейтинга подобраны, исходя из разработанных критериев отбора. Перед совершением покупки необходима консультация специалиста.
Химия – один из наиболее значимых предметов современности. Всё больше современная наука уходит «вглубь» веществ и микро законов.
Согласно высказыванию профессора астрономии, жизнь во вселенной возможна, благодаря атому углерода с его необычными свойствами. И редкий ребёнок не задаётся однажды вопросом: «Как это устроено?»
Космические технологии и проблемы энергетики также требуют химических знаний. В российских школах дисциплина преподаётся с 1927 года. Школьные реформы потрясали учебные программы не раз, но в 2012 году педагоги заявили и национальном масштабе бедствия школьной химии. Сертификат ЕГЭ по химическому образованию более не требовался при поступлении в технический ВУЗ.
Обилие учебной литературы завело педагогов в тупик, так как разделило процесс обучения на линейную и концентрическую системы. Споры на возвращение к единой системе, по-прежнему, ведутся.
Современная школьная программа отводит малое количество часов учебному плану по предмету, а разнообразие рекомендованных учебников играют отрицательную роль. Учебные пособия только проходят качественную отработку в школах.
Содержание
- 1 Как правильно выбрать учебное пособие
- 1.1 Критерии
- 1.2 Ошибки при выборе
- 2 Рейтинг лучших учебников по химии
- 2.1 Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 9 класс
- 2.2 Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Пособие для 9 класса
- 2.3 Ерёмин В.В. Химия 9 класс
- 2.4 Ерёмин В.В. Химия 8 класс
- 2.5 Химия 9 класс, под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н.
- 2.6 Жилин Д. М. Учебник для 9 класса
- 2. 7 Химия для 8 класса под редакцией Жилина Д.М.
- 2.8
Предметная линия по химии под редакцией Габриеляна О.С.
- 2.8.1 Курс 8 класса
- 2.8.2 Для 7 класса
- 2.8.3 Учебник для базового уровня. 8 класс
- 2.8.4 Сборник. Задачи и упражнения
- 2.8.5 Примерные рабочие программы
- 2.8.6 Базовый уровень 11 класс
- 2.8.7 Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс
- 2.8.8 ГДЗ для 8 класса
- 2.9 Капустина А. А., Хальченко И.Гю, Либанова В.В. Общая и неорганическая химия
- 2.10 Свердлова Н. Д. Химия Итоговая аттестация 9 класс
- 2.11 Свердлова Н. Д. Общая и неорганическая химия
- 2.12 Справочник для старшеклассников и абитуриентов ВуЗа
- 2.13 Врублевский А. И. Химия Весь школьный курс
- 2.14 Добротин Д.Ю. ЕГЭ Химия
Как правильно выбрать учебное пособие
Учебные заведения в рамках обязательных курсов отдают предпочтения тем или иным линейкам обучающих учебно-методических комплектов. Важно знать, что пособия выпускаются как для учеников, так и для учителей, в целях грамотной подачи материала и соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту полного или среднего образования
Критерии
К критериям отбора качественных учебников относятся:
- возможность последовательного освоения материала от простого к сложному;
- доступное объяснение ключевых определений;
- тестовые задачи и упражнения различной сложности, с возможностью углубления знаний;
- соответствие ФГОС и принадлежности к УМК;
- наличие ссылок на Интернет-ресурсы и обучающие диски;
- наличие интернет-версий решебников;
- комплектация учебников рабочими тетрадями, тестами, методическими рекомендациями, CD + CD для учеников и учителей.
Ошибки при выборе
Следование одной линейке курса предпочтительно, так как автор имеет собственную концепцию постепенного усложнения уровня знаний.
Важно помнить, что при переходе из одной школы в другую, возможен «сбой обучения» из-за следования учебных программ различным методикам.
Рейтинг лучших учебников по химии
Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 9 класс
Авторы учебника — Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П., от издательства «Дрофа», 2003 года издания, состоит из 288 страниц.
Учебник рассчитан для получения базовых и углублённых знаний в рамках школьного курса. В совокупности с учебниками группы тех же авторов для 8 класса, 10-11 класса набор составит полный курс по основной химической средней школе.
В решебнике для 9 класса под редакцией Гузей Л.С.содержатся подробные алгоритмы решения заданий в рамках школьной программы с комментариями и дополнительной информацией. Пособие поможет и родителям разобраться в химических премудростях и оказать посильную помощь ученику.
Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 9 класс
Достоинства:
- готовые домашние задания позволяют справиться с аналогичными заданиями дисциплины;
- предоставит возможность пройти новую тему без преподавателя;
- можно получить достаточный уровень знаний для проверочной работы;
- девятикласснику предлагается не банальное переписывание решения, а полноценное занятие по самостоятельному развитию навыков решения задач и заданий.
Недостатки:
- трудно найти в продаже.
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Пособие для 9 класса
Учебник 2008 года издания, авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, от издательства «Просвещение».
В учебник введены материалы по:
- фуллеренам;
- сероводородным свойствам;
- сернистой кислоте;
- серным оксидам (IY) и (YI).
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Пособие для 9 класса
Достоинства:
- материалы по коррозийным изменениям металлов, химическому равновесию, электролизу солей перенесены в рамки старшей школы;
- с уточнениями определений и понятий, дополненный заданиями в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Недостатки:
- не выявлено.
Ерёмин В.В. Химия 9 класс
Учебник, рекомендованный общеобразовательным учреждениям, автор – Ерёмин В.В., 2009 года выпуска от издательства «Дрофа».
Учебник создан авторской группой преподавателей химического факультета Московского государственного Университета имени М. В. Ломоносова. Школьный материал изложен в простой и наглядной форме, в то же время на высоком научном уровне.
Ерёмин В.В. Химия 9 класс
Достоинства:
- наличие экспериментов;
- приведены занимательные опыты;
- есть высоко качественные иллюстрации;
- учебник вошёл в программу «Алгоритм успеха»;
- специальный шрифт обозначает текст по темам, предназначенным для углублённой проработки и расширения объёмов знаний;
- рекомендовано для школ и классов углубленного изучения естественно-научных дисциплин.
Недостатки:
- отсутствуют.
Ерёмин В.В. Химия 8 класс
Редакция вышеуказанного учебника Ерёмина В.В., от издательства «Дрофа» из серии «Вертикаль. 8 класс», учебник вышел в свет в 2019 году, в твёрдом переплёте.
Ерёмин В.В. Химия 8 класс
Достоинства:
- группа создателей – преподаватели МГУ им. Ломоносова;
- практическая наглядность в соответствии с углублённым курсом;
- занимательная форма подачи материала.
Недостатки:
- нет.
Химия 9 класс, под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н.
Учебник под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н. 2019 года выпуска от издательства «Просвещение».
]Химия 9 класс, под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н.
Достоинства:
- задания разной степени сложности;
- анонсы по темам для проектной деятельности;
- большой выбор практических работ;
- набор творческих заданий;
- описание лабораторных опытов;
- практические уроки.
Недостатки:
- вследствие недавнего срока выпуска не прошёл достаточную апробацию в рамках школьной реформы.
Жилин Д. М. Учебник для 9 класса
Новое издание от «Бином» из серии «Лаборатория знаний», под редакцией Жилина Дениса Михайловича, учителя химии Московской школы № 192, кандидата химических наук.
Жилин Д. М. Учебник для 9 класса
Достоинства:
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС;
- из перечня состава учебно-методического комплекса УМК общей системы учебников «Школа России»;
- базовые законы и понятия химии из органического и неорганического раздела;
- 2 части учебника содержат темы химических производств, энергетики;
- с информацией по скоростям химических реакций;
- описание процессов окислительно-восстановительных реакций.
Недостатки:
- 1, 2 часть продаются только в комплекте.
Химия для 8 класса под редакцией Жилина Д.М.
Учебник от издательства «Бином» и новой серии «Лабораторных знаний» представляет собой УМК новой формации.
Химия для 8 класса под редакцией Жилина Д.М.
Достоинства:
- из полного состава учебников, лабораторных журналов, методических и дидактических материалов для учителей с электронными материалами на дисках и ссылками на Интернет-ресурсы;
- практические работы занимают особое положение, призванное максимально соединить формальные знания и реальность жизни;
- курс на формирование навыков, выходящих на рамки учебной программы.
Недостатки:
- не обнаружены.
Предметная линия по химии под редакцией Габриеляна О.С.
Набор соответствует требованиям ФГОС. Весь УМК включён в Федеральный перечень с рекомендациями по использованию общеобразовательным организациям.
В авторский состав учебника вошли также Остроумов И.Г. и Сладков С.А., учебник вышел в 2019 году от издательства «Просвещение – ФП».Курс 8 класса
В пособии изложен материал на основе системно-деятельностного подхода в совокупности с историко-логической концепцией.
Химия 8 класса под редакцией Габриеляна О.С.
Достоинства:
- знакомство с основами химических понятий;
- изучение классов неорганических веществ;
- периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- изучение строения атома;
- теория окислительно-восстановительных процессов;
- количественные химические отношения;
- подача материала ведётся через постановку задачи – вопросы, задания, экспериментальная часть и её решение путём заданий;
- цикл химического эксперимента – от практической работы, через лабораторные опыты и выполнение домашних заданий с фиксацией результатов и их анализом;
- познавательный интерес развивается через творческую составляющую процесса с соединением химических познаний и научно-техническим аспектом современных открытий;
- задания и вопросы выделены в отдельную структуру из циклов –применить знания, использовать дополнительную информацию, проверить свои знания.
Недостатки:
- отсутствуют.
Для 7 класса
В авторский состав учебника вошли также Остроумов И.Г. и Ахлебинин А.К., учебник вышел в 2018 году от издательства «Дрофа – ФП».
Учебный материал занесён в Федеральный перечень.
Габриелян О.С.Химия для 7 класса
Достоинства:
- начальное изучение вещества и химических процессов, как явления положено в основу восприятия учеником нового предмета;
- употребление химических формул представлено минимально;
- примеры уравнений, реакций и расчётные задачи подаются на ознакомительном уровне;
- входит в УМК Габриеляна О.С.
Недостатки:
- не выявлены.
Учебник для базового уровня. 8 класс
Курс основной школы под редакцией Габриеляна О.С.
Габриелян О.С. Химия Учебник для базового уровня. 8 класс
Достоинства:
- соответствует ФГОС;
- обладает грифом «Рекомендован Министерством образования и науки РФ»;
- обилие красочных иллюстраций;
- нестандартные формы вопросов и задач с целью усвоения материала в активном формате.
Недостатки:
- не обнаружены.
Сборник. Задачи и упражнения
8 класс, сборник под редакцией Габриеляна О.С. и Тригубчака И.В. вышел в свет в 2019 году от издательства «Просвещение».
Габриелян О.С. Сборник. Задачи и упражнения
Достоинства:
- с типовыми алгоритмами решения;
- различный уровень сложности заданий;
- наличие контрольных тестов в окончании разделов;
- форма проверок подходит для учителей и самоконтроля знаний учеников.
Недостатки:
- отсутствуют.
Примерные рабочие программы
Книга от авторов Габриеляна О.С., Остроумова И.Г, Сладкова С.А выпущена издательством «Просвещение» в 2019 году, имеет мягкий переплёт.
Габриелян О.С. Примерные рабочие программы
Достоинства:
- в соответствии с ФГОС;
- для учеников 8,9 классов общеобразовательных учреждений;
- вспомогательное пособие в рамках одноимённого УМК.
Недостатки:
- нет.
Базовый уровень 11 класс
Для старшей школы в качестве продолжения образовательного курса. Учебник выпущен в 2018 году издательством «Дрофа», автор Габриелян Олег Саргисович, под редакцией Гамбурцевой Т.Д., выполнен на офсетной печати, состоит из 224 страниц.
Габриелян О.С. Базовый уровень 11 класс
Достоинства:
- соответствует ФГОС полного цикла образовательного курса;
- серия «Вертикаль»;
- одобрено Министерством образования;
- яркие, красочные рисунки по распознаванию веществ, их применению;
- крупные цветные схемы лабораторных опытов с приведёнными формулами и подробным описанием.
Недостатки:
- не выявлены.
Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс
Тетрадь от авторов Габриеляна О.С. и Купцовой А.В., под редакцией Рузавиной И.Ю. вышла в свет в 2015 году из издательства «Дрофа», выполнена на офсетной печати.
Габриелян О.С. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс
Достоинства:
- переработано в соответствии с ФГОС;
- 27 работ по проверке знаний всех разделов обучения;
- допускается самостоятельная проработка;
- подходит для проверки на учебных занятиях.
Недостатки:
- не обнаружены.
ГДЗ для 8 класса
Рабочая тетрадь за 8 класс, создатели Габриелян О.С. и Сладков С.А., пособие вышло от издательства «Дрофа» в 2018 году, в мягкой обложке и состоит из 208 страниц.
ГДЗ для 8 класса Габриелян О.С. и Сладков С.А.
Достоинства:
- готовые ответы по химической дисциплине;
- онлайн-решения на интернет ресурсе;
- помощь в освоении алгоритмов решения;
- соответствие ФГОС.
Недостатки:
- нет.
Капустина А. А., Хальченко И.Гю, Либанова В.В. Общая и неорганическая химия
Учебник – практикум для студентов в области биологии и медицины.
Книга относится к серии «Учебник для ВУЗов. Специальная литература», вышла в свет в 2019 году от издательства «Лань», автор Капустина Алевтина Анатольевна, под редакцией Хальченко И.Г., Либанова В.В., состоит из 152 страниц, в твёрдом переплёте.
Капустина А. А., Хальченко И.Гю, Либанова В.В. Общая и неорганическая химия
Достоинства:
- состоит из пяти разделов, в том числе с методическими указаниями по лабораторным работам, практике, для промежуточной аттестации;
- общая и неорганическая химия;
- глубокий пласт теории;
- алгоритмы практических, лабораторных работ;
- тесты на качество знаний и планы коллоквиумов;
- подходит для подготовки специалистов широкого спектра биологических и медицинских направлений.
Недостатки:
- малый тираж, 100 экземпляров.
Свердлова Н. Д. Химия Итоговая аттестация 9 класс
Книга типовых тестовых задач для учеников выпущена издательством «Экзамен» в 2016 году, автор Свердлова Н. Д., имеет 96 страниц и мягкий переплёт.
Свердлова Н. Д. Химия Итоговая аттестация 9 класс
Достоинства:
- в сборнике содержатся 15 вариантов заданий по трём уровням сложности по итогам обучения химии;
- сборник содержит ответы, алгоритмы расчетов первичных баллов для выставления оценки;
- охват разделов курса 8-9 класса тестируется с помощью заданий;
- сборник рекомендован для родителей и учащихся, для педагогов с разной степенью опыта обучения;
- официально допущено к обучению в общеобразовательных учреждениях;
- соответствует ФГОС.
Недостатки:
- не обнаружены.
Свердлова Н. Д. Общая и неорганическая химия
Экспериментальные задачи и упражнения – книга Свердловой Натальи Дмитриевны вышла в свет в 2103 году от издательства «Лань», относится к серии специальной литературы раздела «Учебники для ВУЗов».
Свердлова Н. Д. Общая и неорганическая химия
Достоинства:
- постепенно усложняющийся практикум на основе освоенного курса химии;
- теоретические введения проиллюстрированы примерами решения;
- студент получает возможность самостоятельно находить вывод, в качестве обобщения проделанного эксперимента;
- цель пособия – личностно-ориентированный подход в обучении, развитие самостоятельности мышления и познавательного процесса.
Недостатки:
- только для студентов.
Справочник для старшеклассников и абитуриентов ВуЗа
Книга авторов Свердловой Натальи Дмитриевны, Карташова Сергея Николаевича, Радугиной Ольги Георгиевны вышла в 2019 году, от издательства «АСТ-Пресс», из серии «Справочники», имеет 576 страниц и твёрдый переплёт.
Справочник для старшеклассников и абитуриентов ВуЗа Химия Свердлова Н .Д.
Достоинства:
- основа для создания справочника – опыт педагогов кафедры прикладной и теоретической химии Московского государственного областного университета;
- приведён полный курс, требуемый в ЕГЭ;
- обобщения теории в удобных таблицах, схемах, алгоритмах;
- доступная подача материала;
- практические методики по решению качественных, расчётных задач;
- тема имеет в заключении образцы решения задач, как усложнённых вариантов, так и типовых;
- задания для личной проверки усвоенного материала, тесты разных уровней ЕГЭ;
- рекомендовано для лицеев, колледжей, преподавательского состава и учеников.
Недостатки:
- не обнаружены.
Врублевский А. И. Химия Весь школьный курс
Книга Врублевского Александра Ивановича выпущена издательством «Попурри» в 2017 году, состоит из 688 страниц офсетной печати.
рублевский А. И. Химия Весь школьный курс
Достоинства:
- доступность и простота изложения в соответствии с научным обоснованием;
- программа всего школьного курса в одном томе;
- три основных части по органической химии, теоретическим основам, элементах и соединениях;
- учебник рекомендован для всех видов экзаменов.
Недостатки:
- отсутствуют.
Добротин Д.Ю. ЕГЭ Химия
Стандартные экзаменационные решения, книга вышла в 2023 году, авторский состав – Добротин Д.Ю., от издательства «Национальное образование».
Добротин Д.Ю. ЕГЭ Химия
Достоинства:
- наличие инструкций по алгоритму выполнения экзаменационного задания;
- есть все ответы;
- содержит 30 вариантов экзаменационных заданий;
- книга прошла научную метод. оценку ФГБНУ.
Недостатки:
- не выявлены.
Справедливости ради стоит заметить, что учебников и пособий, включая тесты и задачи, для успешного изучения химических премудростей достаточно. Для ученика, стремящегося пройти конкурс в «большую химию» или достойно сдать ЕГЭ, шансов хватает. Нужно только правильно определиться с методикой, и усердно заниматься.
промежуточная аттестация по химии в 8 классе | Методическая разработка по химии (8 класс) на тему:
Промежуточная аттестация по химии в 8 классе
Пояснительная записка
Промежуточная аттестация проводится в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Содержание контрольно — измерительных материалов промежуточной аттестации по химии в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 года № 1089) и соответствует учебным возможностям данной ступени обучения.
Цель: КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая установлена дейст- вующими программами по химии для общеобразовательных организаций
Структура промежуточной аттестационной работы и характеристика заданий:
Форма промежуточной работы – контрольная работа в виде теста.
Работа состоит из 3 частей:
часть А – 10 вопросов с выбором ответа (базовый уровень)
часть В – 2 задания на соответствие и множественный выбор ( повышенный уровень)
часть С- 2 вопроса с развернутым ответом( высокий уровень).. Такая форма позволяет проверить знания, умения и навыки соответствующие базовому уровню изучения курса химии, подготавливает к итоговой аттестации.
Время проведения работы: 45 минут
Этапы проведения работы:
1.Вводный инструктаж об особенностях данной работы -. 2 минуты
2.Заполнение титульного листа 2 минуты
3.Выполнение работы 41 минут
Кодификатор
Раздел программы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Код Контролируемого элемента |
Строение атома | А1 | 1 | 1. 1 |
Периодическая таблица | А2 | 1 | 1.2 |
Химическая связь | А3 | 1 | 1.3 |
Степень окисления | А4 | 1 | 2.2 |
Строение вещества | А5 | 1 | 1.3 |
Типы химических реакций | А6 | 1 | 2.2 |
Техника безопасности | А7 | 1 | 4. 1 |
Физические и химические явления | А8 | 1 | 2.1 |
Химические свойства веществ | А9 | 1 | 3.2 |
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе | А10 | 1 | 2.8.1 |
Классы веществ | В1 | 2 | 1.6 |
Изменение свойств в Периодической системе | В2 | 2 | 1. 2.2 |
Окислительно — восстановительные реакции | С1 | 3 | 2.6 |
Решение задач по уравнению реакции | С2 | 3 | 4.5.3 |
Итого | 14 | 20 |
Источники тестовых заданий:
- Кузнецова Н.Е. Химия. 8 класс:
- Кузнецова Н.Е.Задачник по химии.8 класс
- Д.Ю Добротина.ФИПИ.ОГЭ. Химия. Национальное образование.Москва.2018
Вариант1
Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)
А1 В атоме химического элемента, расположенного в 2 периоде, 4А группе, общее число электронов равно
1) 3, 2) 8 ,3) 15, 4) 6
А2 В каком ряду элементов усиливаются металлические свойства?
1) Ba→Mg→Ca, 2)Ge→Si→C, 3)Li→Na→K, 4) С—N→О.
А3 Ковалентную полярную связь имеет
1) N2, 2) O3, 3)Na2S, 4)h3S.
A4 Свою высшую степень окисления азот проявляет в соединении
1) NO, 2)NaNO2, 3)Nh4, 4) HNO3.
А5. В каком ряду расположены сложные вещества?
1) O2, Al, N2 3) HNO3, CaO, Ph4
2) Mg, Fe, h3O 4) Si, P4, Fe2O3
А6 Какое уравнение соответствует реакции замещения?
1) MgO + CO2→MgCO3, 2) FeCl3 + 3NaOH→3NaCl + Fe(OH)3
3) 2NaI + Br2→2NaBr + I2 4) 2AgBr→ 2Ag + Br2
А7.Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории?
А.При нагревании жидкостей пробирку с раствором следует держать строго вертикально.
Б).в лаборатории запрещено трогать вещества руками.
1).Верно только А 2).Верно только Б
3).Верны оба суждения. 4).Оба суждения неверны.
A8 К химическим явлениям относится
1)плавление парафина 2)горение бензина
3)образование инея 4) засахаривание варенья
А9. Оксид фосфора(V) реагирует с
1) натрием, 2) оксидом серы(IV)
3) cерной кислотой 4) гидроксидом натрия
А 10. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу нитрата калия?
В1. Установите соответствие:
А. Ca(NO3)2 1.Кислота
Б. h4PO4 2.Основание
В,Сu(OH)2 3.Кислотный оксид
Г.P2O5 4.Соль
В 2. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры под которыми они указаны
В А группе при увеличении порядкового номера элемента возрастает
1) высшая степень окисления
2) радиус атома
3) валентность элемента в водородном соединении
4) число заполненных электронами энергетических уровней
5) электроотрицательность элемента
Часть2. (дайте развернутый ответ)
С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
KClO3 + S → SO2 + KCl
Определите окислитель и восстановитель.
С2. Вычислите объем кислорода, который потребуется для получении оксида кальция массой 112г.
Вариант 2
Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)
А1 В атомах брома и йода общее число электронов соответственно равно
1) 45 и 74, 2) 80 и 127, 3) 53 и 35, 4) 35 и 53.
А2 В каком ряду элементов усиливаются неметаллические свойства?
1) Ba→Mg→Ca, 2)Ge→Si→C, 3)Li→Na→K, 4) O→N→C.
А3 Ковалентную неполярную связь имеет
1) S8, 2) SO3, 3)K2S, 4)h3S.
A4 Свою низшую степень окисления азот проявляет в соединении
1) NO, 2)NaNO2, 3)Nh4, 4) HNO3.
А5. В каком ряду расположены простые вещества?
1) CL2, Al, О2 3) HNO3, CaO, Ph4
2) Al2O3, Fe, h3O 4) Si, P4, Fe2O3
А6 Какое уравнение соответствует реакции соединения ?
1) CaO + CO2→CaCO3, 2) СuCl2+ 2NaOH→2NaCl + Cu(OH)2
3) 2NaI + Cl2→2NaCl + I2 4) 2AgBr→ 2Ag + Br2
А7. Верны ли суждения о правилах работы со спиртовкой:
А. Для более эффективного нагревания пробирки с жидкостью, ее вносят в центральную часть пламени спиртовки.
Б.Для прекращения горения спиртовки следует задуть ее горящий фитиль.
1).Верны только А. 2) Верны только Б. 3).Верны оба суждения. 4).оба суждения неверны.
A8 К физическим явлениям относится
1) горение магния 2)скисание молока
3)ржавление железа 4) заворачивание алюминиевой проволоки в спираль
А9 С раствором гидроксида натрия реагирует
1)ВaCl2, 2) Ag, 3)Р2О5, 4)BaO
А 10. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу сульфата железа(II)?
В1.Установите соответствие
А.NaOH 1.Соль
Б.MqCl2 2.Основной оксид
В.BaO 3. Основание
Г.СO2 4.Кислотный оксид.
В 2. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры под которыми они указаны
Общим для магний и серы является
- Имеют одинаковое число протонов
- Находятся в третьем периоде
- Имеют одинаковое число энергетических уровней
- Образуют высшие оксиды с формулой ЭО3
- Являются неметаллами
Часть 2(дайте развернутый ответ)
С1 Используя метод электронного баланса, расставить коэффициенты в уравнении рeакции HCl + MnO2 →MnCl2 + Cl2 + h3O.
Определить окислитель и восстановитель.
С2 .Какую массу меди надо взять, чтоб получить 160г. оксида меди 2.
Вариант 3
А 1. На приведённом рисунке изображена модель атома химического элемента
1) 2-го периода VIIIA группы
2) 2-го периода VIA группы
3) 3-го периода VIA группы
4) 3-го периода VIIIA группы
А 2. В каком ряду химических элементов усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ?
1) калий → натрий → литий 3) углерод → кремний → германий
2) сурьма → мышьяк → фосфор 4) алюминий → кремний → углерод
А 3. Ковалентная неполярная связь образуется между атомом хлора и атомом
1) углерода 2) калия 3) водорода 4) хлора
А 4. Степень окисления кислорода в гидроксиде натрия равна:
- — 2 2) + 1 3) + 2 4) 0
А5. В каком ряду расположены сложные вещества?
1) Mg, Al, N2 3) h3SO4, CaO, Ph4
2) CO2, Ca, h3O 4) Si, N2, Fe2O3
А 6. Какое уравнение соответствует реакции обмена?
1)CuCl2+Fe=Cu+FeCl2 3)2KOH+h3SO4=K2SO4+2h3O
2)2Al+Fe2O3=2Fe+Al2O3 4)2Na+O2=Na2O2
А 7. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?
А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.
Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А 8. К химическим явлениям относятся:
1.Замерзание воды 2.Измельчение кристаллов сахара
3. испарение воды. 4.гниение пищевых продуктов
А9.При взаимодействии оксида бария с водой образуется:
1.Соль и вода. 3.Кислота
2.Основание 4.Щелочь и водород
А 10. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу карбоната лития?
В1. Установите соответствие:
Формула соединения | Название вещества |
А. ZnO Б. Al (NO3)3 В.h3SO3 Г Ca(OH)2 | 1) Основание 2) Оксид 3) Кислота 4) Соль |
В 2. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры под которыми они указаны
В ряду химических элементов С—Si —-Ge
1.Увеличивается число электронных слоев
2.Уменьшается число протонов в ядре
3.Увеличивается значение электроотрицательности
4.усиливается металлические свойства
5.Увеличивается число электронов во внешнем слое
Часть С
С1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении, схема которой: KClO3 + P —-KCl + P2O5
Определите окислитель и восстановитель
C2.Какую массу воды нужно подвергнуть разложением электрическим током, чтобы получить 6,4 г. Кислорода
Вариант 4
А1.В атоме химического элемента содержится 16 электронов. Сколько из них находится на внешнем энергетическом уровне:
1.2, 2.4, 3.6 4.8
А2.Кислотные свойства высших оксидов ослабевают в ряду:
1. P2O5 —— SiO2—-Al2O3
2.P2O5—- -SO3——Cl2O7
3.Al2O3——P2O5— N2O5
4.SiO2——P2O5—- SO3
А3.Полярная ковалентная связь в соединении:
1.KCl 2.PCl3 3.Cl2 4.CaCl2
A4.Степень окисления -4, а валентность 4 атом углерода имеет в соединении:
1.CO2 2.Ch5 3.h3CO3 4.CCl4
A5.Простые вещества находятся в ряду
1.СaO, Fe2O3, Na2O
2.MgCO3, O2, CCl4
3.Al, N2,O2
4.h3O, Mq, F2
A6. Какое уравнение соответствует реакции соединения
1.CaCO3 —- CaO + CO2
2.HCl + NaOH —-NaCl + h3O
3.Zn + FeCl2—ZnCl2 + Fe
4.Na2O + h3O——2NaOH
А7.Верны ли суждения о правилах хранения и применении бытовой химии?
А. Попадание любых предметов бытовой химии на кожу не может привезти к появлению ожогов
В.Все препараты бытовой химии рекомендуется хранить в холодильнике.
1.Верно только А 3.Верно только В
3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны
A8. Признаком химической реакции не является:
- 1.Выделение теплоты.
- 2.Изменение окраски
- 3.Образование осадка
- 4.Измененение объема
А9.Оксид меди 2 реагирует:
1.h3SO4 2.Mq(OH)2 3.MqO 4.K2SO4
A.10. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу карбоната кальция?
В1. Установите соответствие между формулами и названиями этих веществ:
Формулы соединений | Названия |
А.СиO B.CuSO4 Г.h3SO4 Д.Cu2O | 1.серная кислота 2.оксид меди 2 3.оксид меди 1 4.сульфат меди 2 |
В2.выберите 2 правильных ответа:
В ряду химических элементов Si—P—-S происходит увеличение(усиление)
1.числа электронов на внешнем энергетическом уровне
2. числа электронных слоев в атомах
3.радиусов атомов
4.металлических свойств
5.неметаллических свойств
Часть С
С1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении, схема которой: h3S + HClO3——HCl +S + h3O
Определите окислитель и восстановитель.
С2. Вычислите объем кислорода, который необходим для получения 54 г воды.
Ответы:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | |
В1 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 |
В2 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 |
В3 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 |
В4 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 |
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
В 1 | 4123 | 3124 | 2413 | 2143 |
В 2 | 24 | 13 | 14 | 15 |
С1(В1) 2K+Cl- +3S0 ——3S0+4O-22 +2K+Cl-
3 | 6 | S0 – 4е — S+4 | восстановитель |
2 | 4 | Cl+5 + 6е —-Cl- | окислитель |
С1(В2) 4H+Cl- +Mn+4O2-2 —— Mn+2Cl2 +Cl20 +2h3+1O-2
1 | 2 | 2Cl— 2е—Cl02 | восстановитель |
1 | 2 | Mn+4 + 2е—Mn+2 | окислитель |
С1 (В3) 5 K+Cl+5O3-2 +6 P0—-5K+Cl- + 3P2+5O5-2
5 | Cl+5 + 6е —Cl- | окислитель |
6 | P0 — 5е —- P+5 | восстановитель |
С1(В4) : 3 h3+S-2 + H+Cl+5O3-2——H+Cl- +3S0 +3 h3+O-2
3 | 6 | S-2 — 2е—— S0 | Восстановитель |
1 | 2 | Cl+5 + 6е—— Cl- | Окислитель |
С2 (В1) – 22,4л
С2(В2) – 64г.