«Нам не хватает порядка, дисциплины и тишины», – украинские беженцы делятся впечатлениями о школах в Европе Шведские школы, подсказывая, что украинским учебным заведениям стоит почерпнуть из образовательного процесса в Европе, и наоборот.
[Для получения срочных обновлений, пожалуйста, следуйте Украинские новости свободы в Telegram]
Германия: важны дисциплина и тишинаМарьяна Фляк уехала в Дрезден с тремя детьми, двое из которых школьного возраста (восемь и одиннадцать лет). Приехав в марте в Германию, дети не смогли включиться в учебный процесс в школе. Изначально была проблема с регистрацией и местом жительства, что усложняло поступление в учебное заведение. Однако с начала нового учебного года, начавшегося там 29 августа, дети уже в школе: младший сын во втором классе, а старший пошел в шестой. В классах в среднем 25-27 учеников.
Дети учатся в так называемых украинских классах, но главный минус для женщины в том, что 90% класса составляют русскоязычные ученики. Некоторые учителя также говорят по-русски, хотя есть и те, кто общается на украинском языке.
Несмотря на то, что новый учебный год в Германии начался всего несколько дней назад, Марьяна Фляк говорит, что уже успела увидеть много положительных моментов. Среди плюсов женщина называет школьное питание: в столовой дети могут заранее заказать, что они будут есть. Все организовано в виде кафе самообслуживания. Питание для иммигрантов бесплатное, для этого им выдали пластиковые карты. Еще одним положительным моментом, по словам Марьяны, являются закрытые дворы в каждой школе, где дети могут болтать, прыгать, играть с мячом или водить машины во время большой перемены. Она также положительно отмечает отсутствие домашних заданий или их малое количество. Учеба в немецкой школе начинается в 7:30 для младших школьников и в 8:00 для старших, что по украинским меркам довольно рано.
Читайте также: Помощь, работа и образование. Чего ждать украинским беженцам в разных странах Запада
Собеседник считает, что украинским детям следует перенять дисциплину.
«Меня поразила дисциплинированность немецких детей. Это действительно на высшем уровне. Например, на этажах, где находятся немецкие дети, всегда порядок и тишина. Только на этаже с украинским классом слышны крики, потому что дети не могут сидеть на месте. Дисциплина здесь воспитывается с детсадовского возраста, поэтому [немецкие] дети идут в школу уже воспитанными» – говорит собеседник.
Во Львове сыновья Марьяны, Юрий и Юстин, учились в одной из сиховских школ. Приехав в Германию, старший постоянно общается со своими одноклассниками и надеется вернуться домой. Младшего сына родители перевели на экстерном обучения в львовскую школу [когда он может физически отсутствовать в Украине и получать диплом, находясь за границей] . Старший сын сейчас так учиться не будет, хотя учитель пообещал, что после возвращения в Украину он сможет занять место в классе.
«Мои дети очень хотят вернуться в Украину, и мы обязательно это сделаем. Может быть, это произойдет до нового года, может быть, после. На данный момент сложно что-либо прогнозировать, но мы не рассматриваем вариант остаться здесь надолго. Дети говорят, что львовская школа намного лучше. Но я понимаю, что проблема в обучении русскому языку и невоспитанности детей», — добавляет Марьяна Фляк.
Шотландия – безопасность и дружелюбие8 июля Эрика Татчин с двумя дочерьми-школьницами, шестилетней Анной-Марией и десятилетней Мартой, переехала в небольшой городок недалеко от Глазго в Шотландии. Во Львове младшая дочь ходила в Свято-Николаевский детский сад, старшая – в государственную школу «Будокан».
Женщина говорит, что одной из основных причин переезда в другую страну было желание ее детей получить образование.
«Был неизвестный. Мы не знали, каким будет образование, все вокруг говорили об онлайн-образовании. Учитывая, что за полгода до войны дети уже учились дистанционно, мы решили уехать за границу» – говорит она.
Шотландия была выбрана не случайно. Во-первых, здесь уже жили друзья, которые немного рассказали Эрике об учебной программе. Во-вторых, в Шотландии есть бесплатная англоязычная школа, в отличие от других стран, где англоязычные школы платные. Причем, если младшая дочь раньше ходила в детский сад во Львове, то там она могла сразу перейти в третий класс. Дело в том, что в Шотландии дети могут ходить в школу с четырех-пяти лет. С 5,5 лет школа обязательна для всех. Старшая дочь учится в шестом классе. В Шотландии дочери Эрики Татчин ходят в местную государственную школу, в которой много собственных правил. В частности, родителям и посторонним запрещено входить в помещение. Также запрещено фотографировать студентов. Разрешения требуются для всего.
Читайте также: Остров образования, или как украинские учителя открыли школу для беженцев в Румынии
«Дисциплина в школе, которую посещают мои дети, строгая. Мы, родители, каждый день подписываем какие-то формы и согласия. Вопрос безопасности здесь стоит на первом месте», — , — говорит женщина, подчеркивая, что видит в этом больше плюсов, чем минусов.
Дети находятся в школе с 9:00 до 15:00. Все уроки на английском языке. Для дочерей собеседника это не проблема, хотя до этого они плохо говорили по-английски. В целом учителя и ученики добрые и дружелюбные, всегда готовы помочь. В этой школе есть преподаватели ESL, которые работают с детьми, чей родной язык не английский, помогая им с чтением и письмом.
Занятия в классе интерактивны. Детей не ругают, а учитель не ставит оценки. Если ученик что-то не понял, не успел что-то сделать, ему помогают, и не только преподаватели. У каждого ребенка есть одноклассник, который помогает им ладить.
«Нам здесь нравится доброжелательное отношение. Я не знаю, откуда у учителей столько эмоциональных ресурсов. Все интерактивны, никто никого не ругает. И дети тоже все приветливые, к новичкам относятся хорошо, помогают им» – верит она.
Что касается самого образования, то оно в Украине сильнее, говорит женщина. В частности, речь идет об иностранном языке. В Украине этому учат лучше, быстрее и настойчивее.
«Когда мы пришли сюда, то очень переживали, что дети чего-то не узнают, не успеют. А оказалось, что зря. Сейчас, наоборот, беспокоюсь, чтобы они что-то не упустили из того, что сейчас преподают в украинской школе», — объясняет женщина.
Что касается шотландского школьного питания, то до пятого класса оно бесплатное. В старших классах плата составляет почти 2,50 фунта стерлингов, хотя беженцы могут подать заявку на специальные гранты, и тогда это будет бесплатно.
В школе детям дают фрукты, но обед здоровым не назовешь: много картошки фри, фиш энд чипс [жареная рыба с картошкой фри] , бургеры между супом или салатом. На обед есть сладости, которые явно нравятся детям, и молоко. Домашних заданий практически нет. Что касается внеклассных занятий, то их довольно много, есть и бесплатные, и есть платные. Например, разведка и музыка бесплатны, а плавание — нет.
Читайте также: Украинским школам нужны более серьезные приюты, чем в Израиле
Здесь также очень важен вопрос безопасности. Эрика Татчин должна сопровождать дочь в школу, потому что детей младше 12 лет нельзя отправлять в школу без присмотра взрослых. Это обязательно, несмотря на то, что многие люди в желтой форме на пешеходных переходах помогают школьникам безопасно переходить дорогу, говорит женщина. Детей забирают перед занятиями и возвращают после занятий учителя у школьных ворот.
«Мои дочери довольны местной школой. Большую часть их класса составляют местные школьники, хотя есть и много беженцев из Сирии. Есть также арабы и индусы. Всего четверо детей во всей школе — украинцы», — , — утверждает собеседник.
Дочь Эрика закончила последний учебный год во львовской школе онлайн. Продлится ли такой формат обучения, и, возможно, перейдут на экстернат, чтобы не нагружать детей, пока не решили.
Женщина говорит, что ее дочери с нетерпением ждут возвращения в Украину. Однако пока неизвестно, когда это произойдет.
Швеция – инициатива и формирование мягких навыков у детейЕлена Жупанова, операционный директор сети книжных магазинов, писатель и педагог, вернулась в Украину в середине августа. До этого она провела пять месяцев со своими двумя детьми в Стокгольме, Швеция.
Елена из Киева, хотя живет в Виннице. Она говорит, что там безопаснее. 5 марта женщина отправилась в Швецию со своими детьми, которым четыре года и 14 лет. Первое время жили у знакомых, потому что миграционная служба предлагала жилье в основном в небольших городах, где было легко найти работу. А так как все они соскучились по дому и родным, то решили вернуться в Украину.
В Швеции старший сын Елены учился в государственной школе, а сама она три месяца работала ассистентом учителя в Международной школе английского языка. Там учатся дети из разных стран: Индии (половина всех студентов), Китая, Сербии, Белоруссии, Австралии, России. В классе, где преподавала Елена, был только один ребенок из Украины – мальчик из Харькова.
По словам собеседника, в Швеции большое внимание будет уделяться формированию у детей так называемых soft skills: ученики легко общаются, много работают в группах, всегда инициативны, не боятся высказывать свое мнение. Очень важна собственная проектная работа и ее презентация. Ручная работа также очень популярна здесь. Студенты, помимо учебы, лепят, рисуют, клеят, мастерят поделки. Кроме того, они еще и много двигаются. Независимо от погоды обязательна ежедневная прогулка продолжительностью от 40 минут до полутора часов, несмотря на то, что школа находится в центре Стокгольма.
Структура учебного процесса также отличается от украинской – она блочная: лингвистический, математический и естественнонаучный блоки. Уроки начинаются в 8:00 и заканчиваются в 15:00 или 16:00.
Опаздывать на занятия не разрешается. Если вы не успели прийти вовремя, то должны объяснить причину, иначе ждите звонка от преподавателей и дирекции.
«Если ребенок не пришел в школу, значит, что-то случилось. Даже если родители пойдут к врачу с ребенком, они должны будут сообщить об этом в онлайн-системе накануне. В отпуск или, например, к бабушке в течение учебного года тоже нельзя. Следует планировать каникулы, которые устраиваются для студентов три раза в год, продолжительностью одну-две недели» – рассказывает женщина, добавляя, что общения между учителями и родителями практически нет.
Все вопросы решать по электронной почте. Писать учителям в соцсетях, как это часто бывает в украинских школах, нельзя, телефона учителя тоже ни у кого нет.
Питание в школе, где учились дети Елены, организовано по принципу фуршета. Овощи и мясные блюда школьники едят каждый день, рыбу дают два раза в неделю. Еда в основном не острая, здоровая и к тому же бесплатная. Что касается домашнего задания, то его не так много. Например, раз в неделю учителя могут давать задание, которое можно выполнить за два-три часа. Как правило, это делается для закрепления пройденного материала.
«Понравилось, что у старшего ребенка был такой предмет, как домашнее хозяйство. Насколько я знаю, его преподают в каждой шведской школе. Для этого есть полностью оборудованная кухня, где дети готовят еду, и холодильник, наполненный продуктами. Даже в детском саду дети после обеда сами кладут посуду в посудомоечную машину. А это года три-четыре! Им это очень нравится. Мой сын, например, уже испек печенье, хлеб, приготовил разные блюда», — , — рассказывает собеседник.
Однако есть и минусы, и их заметила не только Елена Жупанова, но и сами шведы. Это касается преподавания математики.
«Если сравнивать с украинской школьной программой, то здесь [в Швеции] математика «слабая». Для меня это минус, потому что у сына есть способности в этом предмете. Даже студенты из Индии практикуются со своими индийскими репетиторами онлайн. Тем не менее, это норма для шведских детей, они утверждают, что компенсируют это позже, в старших классах» – объясняет Елена.
Читайте также: «Я хочу дышать воздухом своего дома и помогать здесь». История украинского беженца, вернувшегося из-за границы
Ее старший сын Илья успел со многими подружиться в Швеции. Он скучает по ним. А еще, по словам женщины, ему не хватает дружелюбия своего окружения. Мальчик говорит, что там, в чужой стране, можно свободнее самовыражаться, наряжаться, чувствовать поддержку во всем. Илья учится онлайн в киевской школе. Семья может вернуться в Швецию, но не очень хочет.
«Швеция замечательная, одна из лучших стран для жизни. Но в то же время дорого и сложно иммигрировать. Так что, думаю, если и вернемся туда, то только как туристы», – говорит Елена Жупанова.
Ольга Шведа, перевод Виталия Голича
Полная или частичная перепечатка текста без письменного согласия редакции запрещена и считается нарушением авторских прав.
Следуйте за нами на Facebook и Instagram . Lviv Now — это англоязычный веб-сайт Львова, «технологичного культурного центра Украины». Его выпускает медиа-хаб «Твое місто», где также регулярно проводятся публичные форумы по решению проблем на благо города и его жителей.
Горец Онлайн | От Киева до Меквона: борьба украинских семей
17 марта российская артиллерия уничтожила школу в Мерефе, Украина. Незадолго до рассвета на здание упали бомбы, в результате чего на фоне хаоса, охватившего город под Харьковом, погиб 21 человек.
В 5175 милях отсюда, 17 марта, студенты Хоумстеда пронесли свои книги по коридорам, посплетничали в столовой и вышли за дверь в 2:37. Команды мальчиков и девочек по лакроссу играли в игры, и случайные ученики ходили смотреть, но в основном мы только что закончили домашнюю работу, поужинали и легли спать.
20 марта российские войска взорвали художественную школу в Мариуполе. Школа служила убежищем в основном для женщин, детей и пожилых людей, и в результате нападения могло погибнуть до 400 человек; город был в таком беспорядке из-за постоянных обстрелов, что общее количество погибших никогда не подсчитывалось.
В 5 366 милях отсюда, 20 марта, у студентов Хоумстеда только что начались весенние каникулы; мы прыгали на поездах и самолетах и наслаждались свободным от школы временем. Мы загорали на пляжах, катались на лыжах с гор или просто валялись на диванах под просмотр любимого шоу.
Если бы нам среди обычных будней довелось заглянуть в новостную ленту или включить NBC, мы бы увидели ужасы войны в далеком краю, рассказы о бомбежках и артиллерийских обстрелах домов и больниц и , да, школы. Однако, как бы ужасно это ни было, этого никогда не было достаточно, чтобы сорвать миниатюрную борьбу и триумф, которые мешают нам видеть мир таким, какой он есть на самом деле.
Однако для тех учеников Хоумстеда, которые не могли отвести взгляда, каждая сброшенная бомба, каждый солдат на улицах приходили со страхом слишком близко к дому. Население Меквона, состоящее из украинских иммигрантов в первом, втором и третьем поколении, не имело чести вернуться к нормальной жизни после вторжения настолько колоссального, что потрясло семьи, разделенные более чем 5000 миль.
Для Олега Гузея-младшего эта реальность наступила внезапно. Гузей, переехавший в США из Украины в семилетнем возрасте, считается иммигрантом «полутора поколений», человеком, эмигрировавшим из родной страны в детстве.
«Я был немного удивлен. Я совсем этого не ожидал», — сказал Гузей. «У меня там осталась семья, поэтому они переехали в Польшу».
Олег Гузей, младший (Энни Браун)От школьников, которые были потрясены вторжением российских войск в Украину 24 февраля, до тех, для кого конфликт давно назревал, война все еще в мыслях у всех, у кого есть семья в России и Украине.
Анастасия Райкова, младшая, иммигрантка в первом поколении. Ее мать выросла в Украине, а ее семья сейчас проживает и в России, и в Украине, что ставит их в затруднительное положение.
»
Здесь, это было эмоционально, потому что мы просто чувствуем себя беспомощными.»
— Анастасия Райкова
«Здесь это было эмоционально, потому что мы действительно просто чувствуем себя беспомощными», — объяснила Райкова. «Сейчас вся связь между Украиной и Россией полностью отключена, а у некоторых наших родственников нет связи с нами, потому что они где-то прячутся и у них нет интернета. Так что мы на самом деле были своего рода медианой; родственники в России или члены семей тех, кто в Украине, свяжутся с нами, и мы просто переговариваемся между ними».
Анастасия Райкова, младшая (Энни Браун)Двоюродная сестра Райковой, Маша Максименко, живет в Киеве. Она прожила в городе всю свою жизнь, и ее семья решила остаться, пока в конце концов это не стало слишком опасно, и они были вынуждены бежать в соседний город.
«(24) февраля я понял, что такое война», — пояснил Максименко. «Было пять утра, и я и моя семья услышали большие взрывы. Я не придал этому значения, но вскоре мой телефон (повернулся) с новостями».
Максименко продолжила описание обстоятельств, приведших к побегу ее семьи.
«(В течение) первого дня я не мог спать. Я лежал на своей кровати одетый, чтобы в любой момент покинуть квартиру. Я пролистывал все новости,… боялся, что могу пропустить что-то важное. Каждую воздушную тревогу мы бежали в убежища с подушками и едой. (На) следующий день мы решили поехать на дачу под Киев».
Маша Максименко, 18 летРеальность семьи Максименко похожа на жизнь миллионов украинцев, особенно в таких городах, как Буча, Мариуполь и Харьков, которые, по ее словам, находятся в еще более тяжелом положении. Для их больших семей в Америке страх, который приходит с таким расстоянием, изнурителен.
Алина Стефура, еще одна иммигрантка в первом поколении, закончила Хоумстед в начале этого года, и подавляющее большинство ее семьи называет Украину своим домом. Она даже посещала сельскую школу до четвертого класса и испытывает сильную привязанность к ней и ее народу.
«Украина постоянно вынуждена оглядываться, поскольку мы постоянно готовимся к очередному раунду беспорядочных схем России», — сказала Стефура. «На днях наш город тоже бомбили. Мой дядя и многие другие патриоты вызвались выйти в ночной патруль за любым подозрительным человеком, ступающим на нашу землю. Каждую ночь, когда он уходит, мы молимся, чтобы он вернулся. Я чувствую постоянную вину за то, что мне выпала честь мирно жить в Соединенных Штатах, в то время как моя семья страдает дома».
«
Я чувствую постоянную вину за то, что мне выпала честь мирно жить в Соединенных Штатах, в то время как моя семья страдает дома».
— Алина Стефура
Чувства Стефуры отражают более широкую проблему российско-украинских отношений, в лучшем случае напряженную тему, которая охватывает века. Российская империя решительно выступала против украинского национализма в 1800-х годах, запрещая преподавание его языка и публикацию его книг. В 20 веке борьба Украины за возможную независимость в 1918 перешел к власти после Первой мировой войны, когда Гражданская война в России поставила под угрозу независимую Украину. Присоединившись к Объединенной Социалистической Советской Республике (СССР) в 1922 году, нация не восстановила государственный статус до распада СССР в 1991 году. , Мариуполь, Харьков, Херсон, Чернигов, только потому, что я украинец. Просто потому, что Россия уже много веков пытается присвоить себе все украинское, и мы уже много веков боремся за свою независимость. Мои предки погибли за свободу и украинский язык. Наши поэты погибли за Украину и свое слово. Они никогда не молчали».
— Маша Максименко
«Это мог быть я, изнасилованный, расстрелянный, гниющий на улицах Бучи, Мариуполя, Харькова, Херсона, Чернигова, только потому, что я украинец», — сказал Максименко. «Просто потому, что Россия уже много веков пытается присвоить себе все украинское, и мы уже много веков боремся за свою независимость. Мои предки погибли за свободу и украинский язык. Наши поэты погибли за Украину и свое слово. Они никогда не молчали».
И Максименко, и Стефура отвергают распространенное мнение, что вина за войну в Украине лежит исключительно на Владимире Путине, президенте России и главном агрессоре вторжения. Для них реальность такова, что российский народ так же, как и президент России, несет ответственность за то, что происходит в их стране.
Однако в Хоумстеде многие русско-американские студенты, такие как Бен Усатински, старшеклассник и иммигрант в первом поколении, хотят присоединиться к своим украинским сверстникам в осуждении войны.
«Мне очень трудно понять, что они собираются делать, потому что это худшее из возможных обстоятельств», — сказал Усатински. «Дело в том, что это империализм в 21 веке, и совершенно самоуверенное вторжение (для Путина). У меня есть семья в России, которая против того, что происходит, несмотря на то, что я не могу так много увидеть; Российская культура гораздо глубже, чем показывает ее правительство. Единственное, что происходит в нашем доме, — это разговоры об Украине».
Бен Усатински, старший (Энни Браун)«
Русская культура гораздо глубже, чем то, что показывает ее правительство».
— Бен Усатински
Направляясь в будущее, украинские студенты Хоумстеда имели схожие представления о свободной нации.
«Свобода — это право, которого заслуживает каждая страна», — подумала Стефура. «Свобода принимать собственные политические решения. Свобода от постоянного беспокойства о возможных ненужных конфликтах… Свобода, наконец, заявить о себе как о суверенной стране без сомнений. Я жажду мира в моей стране. Процветание. И признание».
Гузей надеется, что Украина вступит в Организацию Североатлантического договора (НАТО) для собственной защиты и «может быть, за какие-то деньги, чтобы восстановить все разрушенные здания».
Максименко также надеется на мирную, процветающую и восстановленную Украину.
«После войны мы должны помочь Украине восстановиться. Мы будем много работать. Украина после войны – это Украина с единым народом, с зелеными полями и Карпатами, с голубым небом и морем. Многолюдный Киев и Львов. Множество художников, музыкантов, дизайнеров и фотографов, которые продолжат делать нашу страну лучше».
«
Украина после войны – это Украина с единым народом, с зелеными полями и Карпатами, с голубым небом и морем».
— Маша Максименко
Что касается того, что мир может сделать сейчас, Максименко призывает нас действовать, делать все возможное, чтобы отложить в сторону наши будни и смотреть на мир прямо в его ужасы, а затем сделать выбор, который приведет к реальным изменениям.
«Просто погуглите «Буча», а потом другой город, чтобы посмотреть, что происходит. Неукраинцы должны говорить… об этой правде. Люди также могут помочь нашей армии или нашим брендам, заказав украинскую одежду, парфюмерию или украшения».
Еще один видный способ поддержать Украину и ее беженцев — денежные пожертвования и пожертвования. Белла Маги, старшая, работает с некоммерческой организацией Heart to Heart International, чтобы организовать акцию пожертвований наличными 13 апреля и акцию по продаже детских смесей в комнате 909/911.
«Я начал этот план после того, как однажды вечером посмотрел новости. Я просто не мог вынести того, что увидел, поэтому решил, что мы должны что-то сделать», — сказал Маги.
8 апреля российская ракета уничтожила железнодорожный вокзал Краматорска, Украина. Станция была заполнена беженцами, пытавшимися сбежать из неспокойного Донецкого района, в результате нападения 52 человека погибли и сотни получили ранения.
На расстоянии 5 326 миль, в течение недели с 11 апреля у учащихся Homestead будут занятия, тесты, спортивные игры и домашние задания.