«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Учебник за 7 класс по истории нового времени 7 класс: Trojden | Юдовская А. Я.: Учебник по всеобщей истории

Содержание

Trojden | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки: Юдовская А. Я.

В чём заключается вклад Джона Локка в развитие науки о человеке и обществе в XVII в.? Назовите основные положения учения просветителей XVIII в.

Начало истории Соединённых Штатов Америки как независимого государства соответствует дате принятия Декларации независимости США. Впервые люди, вдохновлённые идеями Локка и Монтескьё, высказывают свои претензии к метрополии и требуют осуществления своих естественных прав.

Томас Джефферсон

Начало войны за свободу и справедливость. Наступило время, когда большинство жителей английских колоний ощутили необходимость в единстве действий. В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс. Он ещё не решился порвать отношения с Англией, но осудил её политику. Конгресс принял Декларацию, в которой провозглашались естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, и призвал население колоний к бойкоту английских товаров. На этом конгрессе один из его участников, Патрик Генри, заявил: «Я не виргинец, а американец».

Английское правительство не желало вести переговоры с этим «сборищем шотландцев, ирландцев, бродяг и потомков каторжников». Со своей стороны колонисты стали создавать вооружённые отряды и запасаться оружием. Наконец, из Виргинии прозвучали долгожданные слова Томаса Джефферсона (1743—1826), талантливого мыслителя, гуманиста, деятеля Просвещения, политика, адвоката и противника рабства: «Неужели жизнь так дорога, а мир столь желанен, чтобы за них платить цепями и рабством?»

Вооружённая борьба началась 19 апреля 1775 г. Английский отряд получил приказ уничтожить подпольный склад оружия колонистов в г. Конкорде. Во время этой операции англичане убили 8 и ранили 10 колонистов. На обратном пути в Бостон на королевский отряд было совершено нападение. Британские солдаты в красных мундирах являлись прекрасной мишенью. В этом бою колонисты впервые применили тактику рассыпного строя. Они укрывались за домами, заборами, кустами.

Королевский отряд, понеся большие потери, отступил. По словам Томаса Пейна, англичанина, примкнувшего к американцам, «настал момент разъединяться». Так началась американская Война за независимость.

Создание регулярной армии и командование ею поручили богатому виргинскому плантатору Джорджу Вашингтону (1732—1799), так как у него был опыт в ведении военных действий против индейцев и французов. Вашингтон происходил из семьи, четыре поколения которой уже проживали в Виргинии. Он был богат, удачлив в делах, самостоятелен в принятии решений и активно выступал против английской колониальной политики. У пуритан такие черты личности высоко ценились. Характерно, что, став главнокомандующим, он отказался от жалованья на все годы войны, считая справедливым только возмещение ему непосредственных личных расходов.

Джордж Вашингтон

Всё ли население колоний поддерживало Войну за независимость? Мы уже отмечали, что к середине XVIII в. в колониях проживало около 3 млн человек, но отнюдь не все были охвачены патриотическим порывом.

Фактически страна разделилась на два лагеря: патриотов и лоялистов. Патриотами — сторонниками независимости — называло себя почти всё население колоний. На стороне колонистов был и самый известный американский просветитель Бенджамин Франклин. Однако аристократия, получившая огромные земельные владения от английской короны, духовенство англиканской церкви, многочисленные чиновники колониальной администрации и часть купцов, связанных с рынками Англии, были против независимости колоний и стали называться лоялистами. Они сражались вместе с англичанами и шпионили в тылу патриотов. Среди лоялистов были также некоторые сбежавшие с плантаций чернокожие и часть индейцев. Объяснялось это тем, что английское правительство издало прокламацию, в которой обещало индейцам неприкосновенность их земель, рабы же надеялись получить свободу.

Декларация независимости США. Республиканские настроения охватили самые разные слои населения. Распространялась литература, призывающая к разрыву с метрополией.

4 июля 1776 г. заседавший в Филадельфии Конгресс принял Декларацию об отделении от Англии. Декларация провозглашала создание независимого государства — Соединённых Штатов Америки (США). Её автором был Томас Джефферсон, ставший одним из виднейших деятелей Войны за независимость. Для Джефферсона разрыв с Англией являлся не просто достижением независимости, но средством создания государства на принципах народного верховенства и естественного равенства людей.

Подписание Декларации независимости. Филадельфия. 4 июля 1776 г.

Джефферсон разделял учение Жан-Жака Руссо и в проект Декларации внёс даже пункт об отмене рабства, но по настоянию плантаторов это предложение пришлось снять.

В Декларации независимости провозглашался принцип народного суверенитета (власть должна исходить от народа) и право народа на свержение власти, нарушающей его права. Декларация провозглашала равенство людей и такие неотчуждаемые права человека, как жизнь, свобода и стремление к счастью. Король Англии нарушил закон — он посягнул на личные права жителей колоний, на их собственность, на их право быть свободными и счастливыми. Таким образом, по мнению американцев, он сам дал им повод порвать со своей прежней родиной.

По всей стране текст Декларации читали народу под гром пушечных салютов. Звонили церковные колокола. Именно 4 июля, день принятия Декларации, ежегодно празднуется в США как День независимости, хотя до полной победы американцев в войне пройдёт ещё много лет.

Военные действия в 1776—1777 гг. Военные действия развернулись главным образом на севере страны. Английская армия состояла в основном из наёмников, настоящих профессионалов, но воюющих без особого энтузиазма. Армия колонистов испытывала огромные трудности. Солдаты были плохо обучены, не хватало оружия. Бывало, что на троих приходился один мушкет. Но американцы, уверенные в том, что их дело — это дело свободы, оружие добывали всеми способами. Патриоты даже расплавили свинцовую статую короля Англии. «Пусть англичане попробуют пули, выплавленные из их короля!» — говорили они.

США. Вашингтон и Лафайет посещают солдат. Зима 1777—1778 г.

Предположите, какой разговор могут вести между собой главные персонажи. О чём могут рассказать им солдаты?

При создании регулярной армии Джордж Вашингтон столкнулся с большими трудностями. Как когда-то Кромвель, он наводил дисциплину твёрдой рукой. Однажды по его приказу была сооружена виселица 12 м в высоту — её видели отовсюду. Вашингтон написал на ней: «Если необходимо будет поддерживать порядок, я повешу на ней 2—3 человека для примера другим». За дезертирство из армии иногда вешали, за меньшие провинности (пьянство, игру в азартные игры, грабежи) нещадно пороли.

Армия плохо снабжалась продуктами и одеждой, от болезней умерло столько же солдат, сколько погибло в боях.

Зимой 1777—1778 г. Вашингтон отмечал, что у солдат «нет ни хорошей одежды, чтобы прикрыть наготу, ни одеял, чтобы подстелить под себя, ни башмаков, отчего пути всех их походов отмечены кровавыми следами их ног». В стужу солдаты зимовали в открытом поле. Конгресс не отменил рабства, но несколько тысяч чернокожих-рабов были им выкуплены у хозяев, и они вступили в армию патриотов. Как сообщал один из командиров, «чёрные парни проявляли чудеса храбрости». Переломный момент войны наступил в битве у Саратоги, когда в октябре 1777 г. английская армия была окружена и капитулировала.

Уже в ходе войны правительство конфисковало крупные земельные владения лоялистов и пустило их в продажу небольшими участками; объявило незаконным запрет поселений за Аллеганскими горами, а собрания штатов признали все произведённые там прежде захваты; мелкие держатели земли перестали выплачивать деньги за аренду. Джефферсон предложил бесплатно наделять каждого неимущего участком из фонда западных земель.

Успешная дипломатия. Окончание войны. Во время Войны за независимость США получили поддержку со стороны Франции, главной соперницы Англии в борьбе за колонии. Франклину, дипломатическому представителю США во Франции, удалось убедить французское правительство объявить войну Англии и послать в Америку войска.

Стремясь ослабить Англию, в войну против неё вступили также Испания и Голландия. Дружескую позицию по отношению к США заняла Россия, заинтересованная в ослаблении «владычицы морей». На помощь американским патриотам из Франции и других европейских стран прибыло 7 тыс. добровольцев.

В 1781 г. основные силы англичан сдались американцам и французам под Йорктауном. Это была последняя битва в Войне за независимость. Англия потерпела поражение, победу одержало молодое государство США.

В 1783 г. между США и Англией был подписан равноправный мирный договор, в котором Англия признавала независимость Соединённых Штатов.

Итоги и значение Войны за независимость. По своему значению и характеру Война за независимость была национально освободительной, так как она покончила с зависимостью колоний от власти короля и английской аристократии. В то же время она являлась и революцией, поскольку установила республиканский строй и произвела другие коренные преобразования. Война за независимость уничтожила все препятствия в развитии промышленности и торговли, открыла простор свободной конкуренции внутри страны, инициативе, активности, предприимчивости в экономической жизни.

Основой человеческого счастья, по утверждению современников, стало свободное распоряжение собственностью. После войны в США начало развиваться капиталистическое хозяйство, создались условия для промышленного переворота.

Американцы стали первой нацией, стремившейся строить своё государство в соответствии с принципами Просвещения.

Однако рабство чернокожих в южных штатах ещё сохранялось, индейцев по-прежнему сгоняли с их земли, жизнь многих бедняков оставалась тяжёлой.

Необходимость принятия Конституции. Необходимость создания сильной центральной власти стала очевидна ещё в ходе Войны за независимость. После войны хозяйственная жизнь находилась в состоянии упадка, и штаты, действуя порознь, не имели ни сил, ни необходимых средств для преодоления экономического хаоса. Было очевидно, что без сильной центральной власти молодая республика не сможет ни нормально развиваться экономически, ни устоять перед внешним противником в случае новой войны. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что война разорила многих, особенно фермеров.

Свобода была завоёвана, и солдаты возвращались домой к прежней нищете. Ветераны войны не получили ни жалованья, ни обещанных пособий, что порождало острые конфликты с властями. В 1786—1787 гг. в Массачусетсе и соседних штатах происходили восстания фермерской бедноты, вызванные нежеланием местных правительств пойти на уступки должникам, чьё хозяйство было разорено войной. Повстанцы во главе с участником Войны за независимость фермером Даниэлом Шейсом захватили власть в западных и центральных графствах Массачусетса, против них было применено оружие.

Источниками Конституции США явились идеи французского Просвещения, и прежде всего Монтескьё, британские традиции верховенства закона, свободы личности, нашедшие отражение в учении Локка, а также собственный исторический опыт молодых американских штатов, отражённый в идеях американских политиков Джорджа Мэдисона, Александра Гамильтона и других «отцов-основателей». Именно они и приняли участие в подготовке проекта Конституции.

Вдохновителем создания этого документа был Дж. Мэдисон, его стали называть «философом американской Конституции».

Конституция США. В мае 1787 г. в Филадельфии специальное собрание представителей штатов (Учредительный конвент) выработало Конституцию США (от лат. constitutio — устройство), начинавшуюся такими словами: «Мы, народ Соединённых Штатов, в целях создания более совершенного союза, установления правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, поднятия общего благосостояния и обеспечения нам самим и нашему потомству благ свободы издаём и учреждаем эту Конституцию для Соединённых Штатов Америки».

Как же американцы решили поставленные задачи?

Конституция закрепляла республиканский строй и превращала США в федерацию (объединение государств, составляющих единое государство). Члены союза — штаты сохранили за собой многие права, но вопросы, касающиеся всего государства, передавались центральному (федеральному) правительству. Федеральное правительство решало вопросы финансов, составления общих законов, контроля за их исполнением, внешней политики и обороны.

Конституция предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти.

Во главе исполнительной власти стоял президент, избираемый на 4 года и наделённый широкими полномочиями. Он командовал армией, флотом, заключал международные договоры, назначал высших чиновников. На случай болезни или смерти президента вводился пост вице-президента. Первым президентом был избран Вашингтон.

Высшим законодательным органом стал Конгресс США, состоявший из двух палат — верхней (Сената) и нижней (Палаты представителей). В Сенат выбирали по два представителя от каждого штата, а в Палату представителей депутаты выбирались пропорционально численности населения штата. Сенат утверждал назначения на высшие государственные посты, решал вопросы внешней политики, мог судить высших государственных служащих вплоть до президента, объявив им импичмент (от англ. — обвинение в недостойном поведении), за которым следовали суд или отставка. Нижняя палата обсуждала законопроекты, утверждала бюджет и устанавливала налоги. Её решения должны были согласовываться с Сенатом, имевшим больше прав контроля. Конгресс получил право устанавливать налоги, чеканить монету, вводить пошлины, регулировать торговлю, набирать армию.

Высшая судебная власть (третья власть) передавалась Верховному суду, который состоял из пожизненно назначаемых президентом юристов. В его задачу входило наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции. Верховный суд не зависел от законодательной и исполнительной власти.

Правом голоса в стране пользовались белые мужчины, достигшие 21 года, имелся и имущественный ценз. Ни женщины, ни свободные бедняки, ни чернокожие права голоса не имели.

В ходе утверждения штатами принятой Конституции был поднят вопрос о дополнении её текста положениями о гражданских правах. Американцы считали, что их личные интересы должны быть неприкосновенны и государство не должно в них вмешиваться. Из этого исходил и Дж. Мэдисон, внёсший решающий вклад в подготовку поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. Билль предоставлял гражданам свободу слова, собраний и выбора религии, неприкосновенность личности и жилища. Конституция действует в США по сегодняшний день, увеличилось только число поправок.

Так в США установилась демократическая президентская республика, в которой должны были действовать политические свободы и законность. Вы видите, что не всё было сделано идеально. Но не будем забывать, что в большинстве европейских стран в то время господствовал абсолютизм.

Конституция США стала первым документом своего времени, в основу которого были положены достижения передовой общественной мысли о прирождённых правах человека и разделении властей.

1. Назовите годы Войны за независимость. Какие события стали её началом? 2. Объясните смысл высказывания П. Генри: «Я не виргинец, но американец». 3. Выделите причины, по которым главнокомандующим американской армией стал Дж. Вашингтон. 4. Кто и почему поддерживал Войну за независимость, а кто и почему выступал против неё? 5. Какие идеи нашли отражение в Декларации независимости? Какое значение имело её принятие? 6. Составьте устный рассказ «Американцы борются за независимость». 7. Когда была принята Конституция США? Расскажите о государственном устройстве США.

1. Прочитайте фрагмент Декларации независимости и проанализируйте его. Какое значение имело принятие Декларации? Подумайте, в каких случаях вы уже встречались со ссылкой на тиранию как на причину свержения власти правителя. 2. Объясните причины победы североамериканских колоний в войне против могущественной метрополии. 3. Определите значение победы в Войне за независимость для дальнейшего развития США. Как вы считаете, почему её называют также революцией? 4. Обсудите с одноклассниками, какие задачи решали Конституция США и Билль о правах. Какие идеи просветителей нашли отражение в них? Почему в США эта Конституция действует уже более 200 лет? 5. Напишите эссе на тему «Новую власть укрепляет не только сила, но и хорошие законы» (Токвиль, французский историк и политический деятель XIX в.).

Декларация независимости Соединённых Штатов Америки. 4 июля 1776 г. (фрагмент)

В Конгрессе 4 июля 1776 года. Единогласная декларация тринадцати Соединённых Штатов Америки.

Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью. Конечно, осторожность советует не менять правительств, существующих с давних пор, из-за маловажных и временных причин. И мы действительно видим на деле, что люди скорее готовы терпеть зло до последней возможности, чем восстановить свои права, отменить правительственные формы, к которым они привыкли. Но когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает намерение предать народ во власть неограниченного деспотизма, то он не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее время вверить свою безопасность другой охране…

…В силу этого мы, представители Соединённых Штатов Америки, собравшиеся на общий конгресс, призывая Верховного Судью мира

в свидетели правоты наших намерений, объявляем от имени и по уполномочию народа, что эти соединённые колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты. С этого времени они освобождаются от всякого подданства британской короны, и всякая политическая связь между нами и Великобританским государством совершенно прерывается. В качестве свободных и независимых Штатов они приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать всё то, на что имеет право всякое независимое государство. Твёрдо уповая на помощь Божественного провидения, мы обязываемся друг другу поддерживать эту декларацию жизнью, имуществом и честью.

Проанализируйте документ и сделайте вывод, какие философские и общественно-политические учения, распространённые в XVIII в., нашли в нём отражение. Выделите в тексте главные причины, опираясь на которые авторы Декларации доказывали правомерность отделения колоний от своей европейской метрополии. Как вы думаете, что имели в виду авторы Декларации, когда писали: «…все люди сотворены равными…»?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница