Trojden | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки: Юдовская А. Я.
В чём заключается вклад Джона Локка в развитие науки о человеке и обществе в XVII в.? Назовите основные положения учения просветителей XVIII в.
Начало истории Соединённых Штатов Америки как независимого государства соответствует дате принятия Декларации независимости США. Впервые люди, вдохновлённые идеями Локка и Монтескьё, высказывают свои претензии к метрополии и требуют осуществления своих естественных прав.
Томас Джефферсон
Начало войны за свободу и справедливость. Наступило время, когда большинство жителей английских колоний ощутили необходимость в единстве действий. В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс. Он ещё не решился порвать отношения с Англией, но осудил её политику. Конгресс принял Декларацию, в которой провозглашались естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, и призвал население колоний к бойкоту английских товаров. На этом конгрессе один из его участников, Патрик Генри, заявил: «Я не виргинец, а американец».
Английское правительство не желало вести переговоры с этим «сборищем шотландцев, ирландцев, бродяг и потомков каторжников». Со своей стороны колонисты стали создавать вооружённые отряды и запасаться оружием. Наконец, из Виргинии прозвучали долгожданные слова Томаса Джефферсона (1743—1826), талантливого мыслителя, гуманиста, деятеля Просвещения, политика, адвоката и противника рабства: «Неужели жизнь так дорога, а мир столь желанен, чтобы за них платить цепями и рабством?»
Вооружённая борьба началась 19 апреля 1775 г. Английский отряд получил приказ уничтожить подпольный склад оружия колонистов в г. Конкорде. Во время этой операции англичане убили 8 и ранили 10 колонистов. На обратном пути в Бостон на королевский отряд было совершено нападение. Британские солдаты в красных мундирах являлись прекрасной мишенью. В этом бою колонисты впервые применили тактику рассыпного строя. Они укрывались за домами, заборами, кустами.
Королевский отряд, понеся большие потери, отступил. По словам Томаса Пейна, англичанина, примкнувшего к американцам, «настал момент разъединяться». Так началась американская Война за независимость.Создание регулярной армии и командование ею поручили богатому виргинскому плантатору Джорджу Вашингтону (1732—1799), так как у него был опыт в ведении военных действий против индейцев и французов. Вашингтон происходил из семьи, четыре поколения которой уже проживали в Виргинии. Он был богат, удачлив в делах, самостоятелен в принятии решений и активно выступал против английской колониальной политики. У пуритан такие черты личности высоко ценились. Характерно, что, став главнокомандующим, он отказался от жалованья на все годы войны, считая справедливым только возмещение ему непосредственных личных расходов.
Джордж Вашингтон
Всё ли население колоний поддерживало Войну за независимость? Мы уже отмечали, что к середине XVIII в. в колониях проживало около 3 млн человек, но отнюдь не все были охвачены патриотическим порывом.
Декларация независимости США. Республиканские настроения охватили самые разные слои населения. Распространялась литература, призывающая к разрыву с метрополией.
4 июля 1776 г. заседавший в Филадельфии Конгресс принял Декларацию об отделении от Англии. Декларация провозглашала создание независимого государства — Соединённых Штатов Америки (США). Её автором был Томас Джефферсон, ставший одним из виднейших деятелей Войны за независимость. Для Джефферсона разрыв с Англией являлся не просто достижением независимости, но средством создания государства на принципах народного верховенства и естественного равенства людей.
Подписание Декларации независимости. Филадельфия. 4 июля 1776 г.
Джефферсон разделял учение Жан-Жака Руссо и в проект Декларации внёс даже пункт об отмене рабства, но по настоянию плантаторов это предложение пришлось снять.
В Декларации независимости провозглашался принцип народного суверенитета (власть должна исходить от народа) и право народа на свержение власти, нарушающей его права. Декларация провозглашала равенство людей и такие неотчуждаемые права человека, как жизнь, свобода и стремление к счастью. Король Англии нарушил закон — он посягнул на личные права жителей колоний, на их собственность, на их право быть свободными и счастливыми. Таким образом, по мнению американцев, он сам дал им повод порвать со своей прежней родиной.
По всей стране текст Декларации читали народу под гром пушечных салютов. Звонили церковные колокола. Именно 4 июля, день принятия Декларации, ежегодно празднуется в США как День независимости, хотя до полной победы американцев в войне пройдёт ещё много лет.
Военные действия в 1776—1777 гг. Военные действия развернулись главным образом на севере страны. Английская армия состояла в основном из наёмников, настоящих профессионалов, но воюющих без особого энтузиазма. Армия колонистов испытывала огромные трудности. Солдаты были плохо обучены, не хватало оружия. Бывало, что на троих приходился один мушкет. Но американцы, уверенные в том, что их дело — это дело свободы, оружие добывали всеми способами. Патриоты даже расплавили свинцовую статую короля Англии. «Пусть англичане попробуют пули, выплавленные из их короля!» — говорили они.
США. Вашингтон и Лафайет посещают солдат. Зима 1777—1778 г.
Предположите, какой разговор могут вести между собой главные персонажи. О чём могут рассказать им солдаты?
При создании регулярной армии Джордж Вашингтон столкнулся с большими трудностями. Как когда-то Кромвель, он наводил дисциплину твёрдой рукой. Однажды по его приказу была сооружена виселица 12 м в высоту — её видели отовсюду. Вашингтон написал на ней: «Если необходимо будет поддерживать порядок, я повешу на ней 2—3 человека для примера другим». За дезертирство из армии иногда вешали, за меньшие провинности (пьянство, игру в азартные игры, грабежи) нещадно пороли.
Армия плохо снабжалась продуктами и одеждой, от болезней умерло столько же солдат, сколько погибло в боях.
Зимой 1777—1778 г. Вашингтон отмечал, что у солдат «нет ни хорошей одежды, чтобы прикрыть наготу, ни одеял, чтобы подстелить под себя, ни башмаков, отчего пути всех их походов отмечены кровавыми следами их ног». В стужу солдаты зимовали в открытом поле. Конгресс не отменил рабства, но несколько тысяч чернокожих-рабов были им выкуплены у хозяев, и они вступили в армию патриотов. Как сообщал один из командиров, «чёрные парни проявляли чудеса храбрости». Переломный момент войны наступил в битве у Саратоги, когда в октябре 1777 г. английская армия была окружена и капитулировала.
Уже в ходе войны правительство конфисковало крупные земельные владения лоялистов и пустило их в продажу небольшими участками; объявило незаконным запрет поселений за Аллеганскими горами, а собрания штатов признали все произведённые там прежде захваты; мелкие держатели земли перестали выплачивать деньги за аренду. Джефферсон предложил бесплатно наделять каждого неимущего участком из фонда западных земель.
Успешная дипломатия. Окончание войны. Во время Войны за независимость США получили поддержку со стороны Франции, главной соперницы Англии в борьбе за колонии. Франклину, дипломатическому представителю США во Франции, удалось убедить французское правительство объявить войну Англии и послать в Америку войска.
В 1781 г. основные силы англичан сдались американцам и французам под Йорктауном. Это была последняя битва в Войне за независимость. Англия потерпела поражение, победу одержало молодое государство США.
В 1783 г. между США и Англией был подписан равноправный мирный договор, в котором Англия признавала независимость Соединённых Штатов.
Итоги и значение Войны за независимость. По своему значению и характеру Война за независимость была национально освободительной, так как она покончила с зависимостью колоний от власти короля и английской аристократии. В то же время она являлась и революцией, поскольку установила республиканский строй и произвела другие коренные преобразования. Война за независимость уничтожила все препятствия в развитии промышленности и торговли, открыла простор свободной конкуренции внутри страны, инициативе, активности, предприимчивости в экономической жизни.
Основой человеческого счастья, по утверждению современников, стало свободное распоряжение собственностью. После войны в США начало развиваться капиталистическое хозяйство, создались условия для промышленного переворота.Американцы стали первой нацией, стремившейся строить своё государство в соответствии с принципами Просвещения.
Однако рабство чернокожих в южных штатах ещё сохранялось, индейцев по-прежнему сгоняли с их земли, жизнь многих бедняков оставалась тяжёлой.
Необходимость принятия Конституции. Необходимость создания сильной центральной власти стала очевидна ещё в ходе Войны за независимость. После войны хозяйственная жизнь находилась в состоянии упадка, и штаты, действуя порознь, не имели ни сил, ни необходимых средств для преодоления экономического хаоса. Было очевидно, что без сильной центральной власти молодая республика не сможет ни нормально развиваться экономически, ни устоять перед внешним противником в случае новой войны. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что война разорила многих, особенно фермеров.
Источниками Конституции США явились идеи французского Просвещения, и прежде всего Монтескьё, британские традиции верховенства закона, свободы личности, нашедшие отражение в учении Локка, а также собственный исторический опыт молодых американских штатов, отражённый в идеях американских политиков Джорджа Мэдисона, Александра Гамильтона и других «отцов-основателей». Именно они и приняли участие в подготовке проекта Конституции.
Вдохновителем создания этого документа был Дж. Мэдисон, его стали называть «философом американской Конституции».
Конституция США. В мае 1787 г. в Филадельфии специальное собрание представителей штатов (Учредительный конвент) выработало Конституцию США (от лат. constitutio — устройство), начинавшуюся такими словами: «Мы, народ Соединённых Штатов, в целях создания более совершенного союза, установления правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, поднятия общего благосостояния и обеспечения нам самим и нашему потомству благ свободы издаём и учреждаем эту Конституцию для Соединённых Штатов Америки».
Как же американцы решили поставленные задачи?
Конституция закрепляла республиканский строй и превращала США в федерацию (объединение государств, составляющих единое государство). Члены союза — штаты сохранили за собой многие права, но вопросы, касающиеся всего государства, передавались центральному (федеральному) правительству. Федеральное правительство решало вопросы финансов, составления общих законов, контроля за их исполнением, внешней политики и обороны.
Конституция предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти.
Во главе исполнительной власти стоял президент, избираемый на 4 года и наделённый широкими полномочиями. Он командовал армией, флотом, заключал международные договоры, назначал высших чиновников. На случай болезни или смерти президента вводился пост вице-президента. Первым президентом был избран Вашингтон.
Высшим законодательным органом стал Конгресс США, состоявший из двух палат — верхней (Сената) и нижней (Палаты представителей). В Сенат выбирали по два представителя от каждого штата, а в Палату представителей депутаты выбирались пропорционально численности населения штата. Сенат утверждал назначения на высшие государственные посты, решал вопросы внешней политики, мог судить высших государственных служащих вплоть до президента, объявив им импичмент (от англ. — обвинение в недостойном поведении), за которым следовали суд или отставка. Нижняя палата обсуждала законопроекты, утверждала бюджет и устанавливала налоги. Её решения должны были согласовываться с Сенатом, имевшим больше прав контроля. Конгресс получил право устанавливать налоги, чеканить монету, вводить пошлины, регулировать торговлю, набирать армию.
Высшая судебная власть (третья власть) передавалась Верховному суду, который состоял из пожизненно назначаемых президентом юристов. В его задачу входило наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции. Верховный суд не зависел от законодательной и исполнительной власти.
Правом голоса в стране пользовались белые мужчины, достигшие 21 года, имелся и имущественный ценз. Ни женщины, ни свободные бедняки, ни чернокожие права голоса не имели.
В ходе утверждения штатами принятой Конституции был поднят вопрос о дополнении её текста положениями о гражданских правах. Американцы считали, что их личные интересы должны быть неприкосновенны и государство не должно в них вмешиваться. Из этого исходил и Дж. Мэдисон, внёсший решающий вклад в подготовку поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. Билль предоставлял гражданам свободу слова, собраний и выбора религии, неприкосновенность личности и жилища. Конституция действует в США по сегодняшний день, увеличилось только число поправок.
Так в США установилась демократическая президентская республика, в которой должны были действовать политические свободы и законность. Вы видите, что не всё было сделано идеально. Но не будем забывать, что в большинстве европейских стран в то время господствовал абсолютизм.
Конституция США стала первым документом своего времени, в основу которого были положены достижения передовой общественной мысли о прирождённых правах человека и разделении властей.
1. Назовите годы Войны за независимость. Какие события стали её началом? 2. Объясните смысл высказывания П. Генри: «Я не виргинец, но американец». 3. Выделите причины, по которым главнокомандующим американской армией стал Дж. Вашингтон. 4. Кто и почему поддерживал Войну за независимость, а кто и почему выступал против неё? 5. Какие идеи нашли отражение в Декларации независимости? Какое значение имело её принятие? 6. Составьте устный рассказ «Американцы борются за независимость». 7. Когда была принята Конституция США? Расскажите о государственном устройстве США.
1. Прочитайте фрагмент Декларации независимости и проанализируйте его. Какое значение имело принятие Декларации? Подумайте, в каких случаях вы уже встречались со ссылкой на тиранию как на причину свержения власти правителя. 2. Объясните причины победы североамериканских колоний в войне против могущественной метрополии. 3. Определите значение победы в Войне за независимость для дальнейшего развития США. Как вы считаете, почему её называют также революцией? 4. Обсудите с одноклассниками, какие задачи решали Конституция США и Билль о правах. Какие идеи просветителей нашли отражение в них? Почему в США эта Конституция действует уже более 200 лет? 5. Напишите эссе на тему «Новую власть укрепляет не только сила, но и хорошие законы» (Токвиль, французский историк и политический деятель XIX в.).
Декларация независимости Соединённых Штатов Америки. 4 июля 1776 г. (фрагмент)
В Конгрессе 4 июля 1776 года. Единогласная декларация тринадцати Соединённых Штатов Америки.
Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью. Конечно, осторожность советует не менять правительств, существующих с давних пор, из-за маловажных и временных причин. И мы действительно видим на деле, что люди скорее готовы терпеть зло до последней возможности, чем восстановить свои права, отменить правительственные формы, к которым они привыкли. Но когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает намерение предать народ во власть неограниченного деспотизма, то он не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее время вверить свою безопасность другой охране…
…В силу этого мы, представители Соединённых Штатов Америки, собравшиеся на общий конгресс, призывая Верховного Судью мира
в свидетели правоты наших намерений, объявляем от имени и по уполномочию народа, что эти соединённые колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты. С этого времени они освобождаются от всякого подданства британской короны, и всякая политическая связь между нами и Великобританским государством совершенно прерывается. В качестве свободных и независимых Штатов они приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать всё то, на что имеет право всякое независимое государство. Твёрдо уповая на помощь Божественного провидения, мы обязываемся друг другу поддерживать эту декларацию жизнью, имуществом и честью.
Проанализируйте документ и сделайте вывод, какие философские и общественно-политические учения, распространённые в XVIII в., нашли в нём отражение. Выделите в тексте главные причины, опираясь на которые авторы Декларации доказывали правомерность отделения колоний от своей европейской метрополии. Как вы думаете, что имели в виду авторы Декларации, когда писали: «…все люди сотворены равными…»?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Trojden | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация: Юдовская А. Я.
Почему движение за переустройство церкви стало общеевропейским?
В середине XVI в. Реформация распространялась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации являлась Швейцария, где создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин, своими идеями и опытом нового церковного устройства оказавший большое влияние на европейские страны.
Жан Кальвин о предопределении человека. Жан Кальвин (1509—1564), будущий виднейший деятель Реформации, родился во Франции. Он получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение — кальвинизм.
Жители Женевы, одного из центров Реформации, пригласили Кальвина поселиться в их городе. За огромное влияние на умы людей современники назвали Кальвина «Женевским папой».
Вслед за Лютером и другими религиозными мыслителями Кальвин попытался дать ответ на вопрос, волновавший верующих более тысячи лет: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути или его судьба (в том числе и после смерти) заранее предопределена Богом? Кальвин утверждал, что души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто из верующих не может знать своего предопределения. Но человек, согласно учению Кальвина, не должен пассивно ожидать свершения своей судьбы, его долг — идти ей навстречу, быть тружеником, выявить все заложенные в нём Богом способности. В этом заключается его главное служение Богу, которое в конечном счёте должно помочь узнать своё предопределение: успех в земных делах знак спасения. Если же человеку не везёт, он не должен впадать в отчаяние и терять надежду на спасение, а должен приложить больше труда, возможно, успех ещё придёт. По учению Кальвина выходило, что одной только искренней веры в Бога для спасения недостаточно: каждый человек, какое бы место в обществе он ни занимал, должен терпеливо и безропотно работать всю свою земную жизнь для получения подтверждения, что он избран Богом.
Лютер, папа римский и Кальвин
Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путём знак спасения души получить было невозможно.
Среди части дворянства были популярны политические взгляды Кальвина, признававшего право подданных на свержение короля, если тот нарушает законы не только человеческие, но и божеские.
Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду — бережливость, расчёт, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение отвечало прежде всего идеалам горожан и предпринимателей в эпоху зарождения капиталистического хозяйства. Оно подчёркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства.
Кальвинистская церковь. Кальвинистская церковь признавала только два обряда — крещение и причастие, а по своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей — проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. — старейшина). Поэтому кальвинистскую церковь иногда называют пресвитерианской. В этой церкви не существовало возведённых в сан священников. Вместо них имелись проповедники — пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание. Пасторы получали образование в Женевской академии. Для обсуждения общих дел представители общин собирались вместе и принимали нужные решения. Казалось бы, такая церковь очень демократична. Но это было не совсем так. Пасторы вмешивались в частную жизнь своих прихожан, следили за их поведением, по сути дела, лишали их духовной свободы. За отступление от кальвинистского учения верующих жестоко наказывали.
Кальвин и сам проявлял беспощадность к тем, кто сомневался в истинности его учения. Такой грех совершил испанский учёный Мигель Сервет, и в 1553 г. за это был сожжён в Женеве по приказу «Женевского папы».
«Рим кальвинизма». Женева превратилась в «Рим кальвинизма». Городом управлял избираемый общиной верующих церковный совет, но фактически все вопросы решал Кальвин, установивший в Женеве свою диктатуру, хотя официально он никаких постов не занимал. Безвозвратно ушли в прошлое весёлые народные праздники, карнавалы, музыка, танцы. Люди ходили в тёмных одеждах (роскошь была запрещена) и распевали псалмы. Мало стало праздничных дней. Все боялись Божьего гнева и должны были исполнять суровый завет: «Молись и работай!» Но однажды доведённые до отчаяния фанатизмом Кальвина женевцы изгнали его на несколько лет из города.
Кальвинизм пользовался поддержкой дворянства и зарождающегося слоя предпринимателей Швейцарии, Англии, Франции и Голландии. А разве могло быть иначе? Ведь увеличение рабочих дней и накопительство, способствовавшие обогащению, больше не считались грехом. Наоборот, предпринимательская деятельность, нажива превратились в богоугодное дело. Кальвинистская трудовая этика способствовала развитию капиталистического хозяйства и дальнейшему разложению традиционного общества, утверждению человека Нового времени. Кальвинизм как протестантское учение распространялся по всей Европе.
Католическая церковь борется с ересью. Католицизм не хотел и не мог смириться с возникшим против него религиозным протестом, выразившимся в Реформации. Кроме того, Рим не желал терять источник своих богатств — десятину. Всех протестантов папа римский объявил еретиками, а для борьбы с ними использовал любые возможные средства. Католическая церковь поощряла доносы на протестантов — доносчик в качестве вознаграждения получал часть имущества осуждённого. Охота на инакомыслящих велась и в университетах. В целях борьбы с вредными идеями католическая церковь ввела цензуру печати. В Риме был опубликован особый список — «Индекс запрещённых книг». Эти книги сжигали, а тем, кто пользовался такой литературой, грозила смерть. За чистоту веры боролась и инквизиция, особенно свирепствовавшая в Испании и Италии.
Церковная политика, направленная на то, чтобы остановить распространение протестантизма, получила название Контрреформация.
Орден иезуитов. Мощным орудием в борьбе против Реформации стал утверждённый папой в 1540 г. новый монашеский орден «Общество Иисуса», или орден иезуитов (от лат. «Иезус» — Иисус). Перед иезуитами стояла чёткая задача — «вернуть заблудшие массы в ограду церкви».
Создателем «Общества Иисуса» стал испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). Лойола мечтал о военной карьере, принимал участие в войнах Карла V, но в одном из сражений ему раздробило ядром ногу, и он навсегда остался хромым. С военной карьерой было покончено.
Во время долгого лечения он много читал, в основном жития святых, и постепенно у него возникло желание прославить себя религиозными подвигами. В 1523 г. Лойола совершил паломничество в Иерусалим. По возвращении в Европу он отправился в Париж, чтобы завершить там религиозное образование. Жил он в крайней нищете, но изучение богословия не бросил. Лойола собрал вокруг себя несколько единомышленников и стал для них наставником в духовной жизни — учил их различать то, что соответствует «воле Бога» и Евангелию. 15 августа 1534 г. в церкви они дали торжественный обет бороться с неверными и пожертвовать собой во имя блага души. Своё общество они назвали «Общество Иисуса». Так было положено начало ордену иезуитов.
Устав ордена имел своей целью превратить общество в орудие для расширения власти папы римского. И хотя орден был монашеский, его члены жили в миру и им следовало добиваться доверия у государей и знати, использовать их власть и богатство для укрепления католической церкви. Многих богатых людей иезуиты склонили завещать своё имущество в пользу ордена, который становился всё богаче: ему принадлежали земли, предприятия, торговые корабли, колонии в Новом Свете.
Иезуиты. Карикатура XVII в.
На какие качества иезуитов обращает внимание автор карикатуры? Найдите фрагмент текста, который помогает объяснить замысел художника.
Этот орден боролся с Реформацией тем, что стремился принимать участие во всех сферах общественной жизни. Иезуиты вели миссионерскую работу, занимались благотворительностью. Для верующих они читали интересные проповеди на национальном языке, проводили пышные богослужения. Но главное — иезуиты стремились влиять на молодёжь. Они создавали прекрасные школы, где преподавание велось на национальном языке и где все желающие (юноши) могли бесплатно получить хорошее образование. Орден специально занимался воспитанием детей из знатных семей, элиты, которая в будущем станет управлять государствами. Политика для иезуитов являлась не самоцелью, а средством для укрепления католической церкви.
На случай непокорности «сильных мира сего» у иезуитов всегда были наготове яд и кинжал. Убийца не считался грешником — старший по званию чин ордена брал на себя моральную ответственность за преступления, совершённые младшим чином. Иезуиты хорошо усвоили главное правило ордена: «Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу же должны признать её чёрной». Орден был послушным орудием в руках папы римского, следуя своему девизу «Всё во славу Бога».
Попытки реформ и Тридентский собор. Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное — источник своих богатств — десятину. Однако наиболее мыслящие деятели католической церкви пришли к пониманию необходимости проведения некоторых реформ, которые приблизили бы церковь к верующим и ограничили абсолютную власть папы. Во второй половине XVI в. католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.
Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший (с перерывами) почти 18 лет. Однако победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства. Она добилась решения о верховенстве папы над собором, строгого соблюдения духовенством всех церковных предписаний и указаний папы. Собор сохранил за церковью исключительное право толкования Священного Писания и принял меры для укрепления инквизиции. Сторонникам реформ удалось добиться только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий (учебных заведений) для католических священников.
В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось. Преодолеть раскол церкви не удалось.
Во второй половине XVI в. борьбу против Реформации возглавил сын Карла V король Испании Филипп II (1556—1598).
В XVI в. европейский мир взорвался в религиозном мятеже, вызванном стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Эпоха Реформации — это эпоха кризиса католической церкви. Из-под папской власти ушли Скандинавия, Англия, Шотландия, Северная Германия, Голландия, часть Франции.
Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества, вызвала ряд народных движений, направленных против сеньориальных порядков.
1. Составьте словарик новых терминов параграфа. Внесите в него термины, характеризующие кальвинизм, и термины, характеризующие процесс Контрреформации. 2. Расскажите об учении Кальвина и устройстве кальвинистской церкви. 3. Используя материал параграфа, документы к нему и художественную литературу, ответьте на вопрос: когда и с какой целью был создан орден иезуитов? 4. Назовите причины Контрреформации.
1. Сравните общие черты и различия в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина. Сделайте вывод. 2. Согласны ли вы с утверждением, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы? Свою точку зрения докажите. 3. Обсудите в парах фрагмент работы И. Лойолы «Духовные упражнения». Какими чертами характера, по мнению автора, должен обладать человек, верующий в Бога? Согласны ли вы с мнением И. Лойолы? 4. Французский писатель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Как вы понимаете это высказывание?
Устав ордена иезуитов (фрагмент)
…Всё наше общество и, следовательно, все и каждый, кто в него вступает, обязываются верой и правдой повиноваться нашему святому отцу папе и всем преемникам его и только под этим условием имеют право трудиться для Бога. …Для того чтобы показать великое смирение нашего общества вообще и полное самоотречение каждого члена его в частности, чтобы всенародно засвидетельствовать решительный отказ наш от собственной воли, мы обязываемся принять особый обет послушания. Обет этот должен состоять в том, что мы обещаем всегда, без промедления и беззаветно повиноваться всему, что прикажут нам нынешний и будущий папы, насколько это послужит для блага душ и для распространения ре литии, какие бы поручения они нам ни давали, хотя бы они послали нас к туркам или другим неверным.
…Твёрдо решившись быть воинами Христовыми, они (члены ордена. — Авт.) должны денно и нощно не снимать меча и каждый час быть готовыми выполнять свои обязанности.
Все и каждый должны дать обет безусловно повиноваться генералу ордена во всём, что касается устава ордена. Генерал же обязывается давать лишь такие приказания, которые, по его мнению, клонятся к достижению цели общества. Словом, для пользы ордена и в видах постоянного упражнения и смирения члены общества должны всегда и во всём повиноваться генералу, согласно правилам общества, и чтить в нём представителя Христова.
Игнатий Лойола. Духовные упражнения (1548) (фрагмент)
Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля!
Если церковь утверждает, что то, что вам кажется белым, есть чёрное, — мы должны немедленно признать это!
Если мы не находим в священниках и других церковных начальниках желательной чистоты нравов, мы отнюдь не должны обвинять их за это ни в частных, ни в публичных речах, ибо такими разговорами порождается больше вреда и позора, чем пользы, так как результатом их будут злоба и презрение народа против своих начальников и пастырей.
Мы охотно предоставляем другим монашеским орденам превосходить нас в постах, бдениях и других лишениях в образе жизни, которым они свято подвергаются, каждый согласно своему собственному уставу и обычаю. Что касается истинного совершенного повиновения и отречения от всякой воли и суждения, я хотел бы, возлюбленные братья мои, чтобы в этом особенно отличились те, кто служит Богу в нашей общине.
…Ибо, если даже начальник не украшен или не одарён мудростью, добротой и другими божественными дарами, всё же следует ему повиноваться по той единственной причине, что он наместник Бога и представитель божественной власти. Вот почему я желаю, чтобы вы приучились видеть во всяком начальнике самого Господа нашего Иисуса Христа и поэтому относились к нему с той же религиозной преданностью, почитанием и покорностью, какие подобают божественному величию…
Нужно отрешиться от нашей собственной воли для того, чтобы проникнуться божественной волей, выраженной начальником…
Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум.
Подчинённый должен смотреть на старшего, как на самого Христа. Он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях; как палка, которая повинуется всякому движению; как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях…
Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник этого требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения.
Филипп II против Реформации
Фанатичным противником Реформации являлся король Испании Филипп II. Низкорослый, с впалой грудью, он имел вид больного человека. Но в этом хилом теле был заключён неукротимый дух. Филипп II был неплохо образован и обладал незаурядными способностями государственного деятеля — иначе как бы он мог долгие десятилетия управлять огромной империей. Филипп II мечтал об установлении мирового господства и роли великого католического короля.
По приказу государя в окрестностях Мадрида был построен великолепный архитектурный комплекс Эскориал, в который входили дворец, храм и монастырь. Сюда перенесли резиденцию короля, здесь он создал лучшую в стране библиотеку, отсюда руководил своей империей. Человек замкнутый и не слишком приветливый, он почти не выходил из дворца.
Этот фанатик веры помогал католикам Англии, Германии, Франции в борьбе с протестантами. В Испании свирепствовала инквизиция, при нём в стране прошло более ста аутодафе. «Добрый король» однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков». Каждый испанец должен был доказывать, что в четырёх поколениях его предки были «чистыми» испанцами и «добрыми католиками». Католиков, чьими предками являлись крещёные мавры или евреи, король отправлял на эшафот, считая их еретиками. Многие погибли, некоторые бежали.
Кроме того, Филипп II вёл бесконечные войны. Войны и борьба с еретиками требовали денег. Налоги росли. Крестьяне, ремесленники, торговцы, владельцы мануфактур разорялись. Борьбой за «чистоту веры» Филипп II довёл страну до бедственного положения.
В XVII в. в Испании начался экономический упадок, даже несмотря на то, что из Нового Света в страну поступало огромное количество золота и серебра. Непосильная задача превратить страну в мировую католическую державу, уничтожить ересь ослабила Испанию и сделала её второстепенным государством.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Главная | iCivics
Добавлены новые планы уроков исполнительной власти!
Каковы полномочия, цели и ограничения президентской и исполнительной власти? Недавно обновленный блок исполнительной власти знакомит старшеклассников с ролью и полномочиями президента и функциями исполнительной власти.
Исследуйте новые элементарные ресурсы: частные исторические детективы!
Мы рады представить новую учебную программу по обществоведению и истории, основанную на исследованиях, специально для учащихся K–5.
Расширение возможностей учащихся, изучающих английский и многоязычный язык, с помощью перевода на испанский язык
В рамках нашего стремления помочь каждому учащемуся понять нашу систему государственного управления и вдохновиться на участие в общественной жизни, многие игры iCivics доступны с поддержкой английского языка и переводом на испанский язык.
Хотите кусочек народного пирога?
Ваша любимая игра для обучения федеральному бюджету возвращается. «Народный пирог» разбивает сложные концепции федеральной бюджетной системы на сладкие, удобные для учащихся и небольшие кусочки.
Конституция ОБЪЯСНЕНИЕ Серия видеороликов
Наша новая всеобъемлющая серия коротких видеороликов, созданная совместно с Центром гражданского образования, объясняет текст, историю и актуальность Конституции Соединенных Штатов, Билля о правах и дополнительных поправок на повседневном языке. Посмотрите все 35 видео сегодня!
Учителя, вы новичок в iCivics?
НАЧАТЬ
Для меня гражданское образование является ключом к тому, чтобы вдохновить детей продолжать участвовать в изменении мира.
Помощник судьи Соня Сотомайор, Верховный суд США
iCivics помогла моим ученикам получить лучшее образование и привыкнуть к функциям правительства Соединенных Штатов. Сейчас они больше вовлечены в политический процесс и проявляют уверенность при обсуждении политических вопросов.
Натан Макалистер, учитель истории, штат Канзас
С iCivics вы берете на себя ответственность и решаете проблемы страны, и вы начинаете действительно понимать, какое влияние вы можете оказать на общество, штат и даже страну и сделать это страна лучше.
Джули Левелинг, 13 лет (8 класс), Коронадо, K-8, Тусон, Аризона
Я работала над продвижением гражданского образования для молодежи через iCivics.
Я считаю привлечение новых поколений граждан своей самой важной работой и своим наследием.Судья Сандра Дэй О’Коннор, Верховный суд США [в отставке]
Мои ученики играли в «¿Tengo algún derecho?» и им это очень понравилось. После того, как они несколько раз сыграли испанскую версию, они добились большего успеха, играя в «Do I Have A Right?» по-английски.
Miriam Gonzerelli, Bilingual Language Arts, Средняя школа TOR, Stamford, CT
Мне нравится играть в iCivics. Удивительно, как сильно меняется ваш взгляд, когда вам приходится заботиться о людях; А не наоборот. Это открыло мне глаза на то, как много работы нужно сделать, чтобы все были счастливы, и заставило меня гораздо больше ценить мое правительство.
Кайли Рэй, 7-й класс, Вако, Техас
Я нахожу материалы очень интересными, актуальными и простыми для понимания – теперь я использую iCivics в качестве основного ресурса, а учебник использую в качестве дополнительного инструмента. Игры бесценны для применения концепций, которые мы изучаем в классе.
Мои пожилые люди ЛЮБЯТ iCivics.Lynna Landry , AP Преподаватель истории и государственного управления/экономики США и заведующий кафедрой, Калифорния
Я обнаружил, что учащимся очень нравится играть в игры. Им нравится «побеждать» в играх, в судебных процессах и т. д. Даже самые неохотные читатели спорят о том, кто наберет больше очков в «Есть ли у меня право?» все пока учусь. Это потрясающе!
Глория Дарлингтон, учитель обществознания, Мэриленд
Я нахожу материалы очень интересными, актуальными и простыми для понимания – теперь я использую iCivics в качестве основного ресурса, а учебник использую в качестве дополнительного инструмента. Игры бесценны для применения концепций, которые мы изучаем в классе. Мои пожилые люди ЛЮБЯТ iCivics.
Линна Лэндри, AP Преподаватель истории и государственного управления/экономики США и заведующий кафедрой, Калифорния
Бестселлеров — Книги
Бестселлеров — КнигиПерейти к содержимому
Книги
Официально ранжированные списки книг, продаваемых в США, отсортированные по формату и жанру.
Эта копия предназначена только для вашего личного некоммерческого использования.
18 недель в списке
ЭТО НАЧИНАЕТСЯ С НАМИ
Коллин Гувер
В продолжении «Все заканчивается на нас» Лили имеет дело со своим ревнивым бывшим мужем, когда она воссоединяется со своим первым парнем.
88 недель в списке
ЭТО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА НАС
Коллин Гувер
Избитая жена, выросшая в жестоком доме, пытается остановить цикл жестокого обращения.
3 недели в списке
КОСТИ СЕРДЦА
by Colleen Hoover
После того, как неожиданная смерть помешала ей поехать в Пенсильванский университет и вынудила ее переехать к отсутствующему отцу, у Бейи Грим летняя интрижка с богатым парнем по соседству.
15 недель в списке
УРОКИ ХИМИИ
Бонни Гармус
Ученый и мать-одиночка, живущая в Калифорнии в 1960-х годах, становится звездой кулинарного телевизионного шоу.
63 недели в списке
ИСТИНА
Коллин Гувер
Лоуэн Эшли нанята мужем раненой писательницы, чтобы закончить ее популярный сериал и раскрыть ужасающую правду.
Когда вы покупаете независимо оцененную книгу через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
6 недель в списке
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ
от принца Гарри
Герцог Сассекский подробно рассказывает о своей борьбе с королевской семьей, потере матери, службе в британской армии и женитьбе на Меган Маркл.
130 недель в списке
ТЕЛО ЗАНИМАЕТ СЧЕТ
Бессель ван дер Колк
Как травма влияет на тело и разум, и инновационные методы восстановления.
Прочитать обзорНовое на этой неделе
НЕПИСАННЫЙ
Джеймс Б. Стюарт и Рэйчел Абрамс
Два журналиста New York Times освещают борьбу за власть в Paramount Global, многомиллиардной империи развлечений, контролируемой семьей Редстоун.
28 недель в списке
Я РАД, ЧТО МОЯ МАМА СМЕРЛА
Дженнет МакКарди
Актриса и режиссер описывает свои расстройства пищевого поведения и сложные отношения с матерью.
58 недель в списке
КАСТА
Изабель Вилкерсон
Лауреат Пулитцеровской премии журналист исследует аспекты кастовых систем в разных цивилизациях и раскрывает жесткую иерархию в современной Америке.
Прочитать обзор
Когда вы покупаете книгу с независимым рейтингом через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
41 неделя в списке
УРОКИ ХИМИИ
Бонни Гармус
Ученый и мать-одиночка, живущая в Калифорнии в 1960-х годах, становится звездой кулинарного телешоу.
21 неделя в списке
ЗАВТРА, И ЗАВТРА, И ЗАВТРА
Габриэль Зевин
Партнерство двух друзей сталкивается с трудностями в мире дизайна видеоигр.
2 недели в списке
ЧУЖАЯ ОБУВЬ
Джоджо Мойес
Радикальные изменения и пара шестидюймовых красных туфель из крокодиловой кожи Christian Louboutin встряхивают жизни двух женщин.
18 недель в списке
DEMON COPPERHEAD
Барбары Кингсолвер
Переосмысление «Дэвида Копперфильда» Чарльза Диккенса, действие которого происходит в горах южных Аппалачей.
18 недель в списке
МАЛЬЧИКИ ИЗ БИЛОКСИ
by John Grisham
Два друга детства идут по стопам своих отцов, что ставит их по разные стороны закона.
Когда вы покупаете независимо оцененную книгу через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
Реклама
Продолжить чтение основной истории
6 недель в списке
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ
от принца Гарри
Герцог Сассекский подробно описывает свою борьбу с королевской семьей, потерю британской матери, службу в связи с потерей британской матери Армия и брак с Меган Маркл.
14 недель в списке
СВЕТ, МЫ НЕСЕМ
Мишель Обама
Бывшая первая леди делится личными историями и инструментами, которые она использует, чтобы справляться с трудными ситуациями.
org/Book»>Новое на этой неделе
UNSCRIPTED
Джеймс Б. Стюарт и Рэйчел Абрамс
Два журналиста New York Times освещают борьбу за власть в Paramount Global, многомиллиардной империи развлечений, контролируемой семьей Редстоун.
3 недели в списке
ЛЮБОВЬ, ПАМЕЛА
от Памелы Андерсон
Актриса и активистка рассказывает о своем детстве, восхождении к славе и о том, как она восстанавливает повествование своей жизни.
28 недель в списке
Я РАД, ЧТО МОЯ МАМА СМЕРЛА
Дженнет Маккарди
Актриса и режиссер описывает свои расстройства пищевого поведения и сложные отношения с матерью.
Когда вы покупаете независимо оцененную книгу через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
18 недель в списке
ЭТО НАЧИНАЕТСЯ С НАС
Коллин Гувер
В продолжении «Все заканчивается на нас» Лили имеет дело со своим ревнивым бывшим мужем, когда она воссоединяется со своим первым парнем.
3 недели в списке
HEART BONES
by Colleen Hoover
После того, как неожиданная смерть не позволяет ей поехать в Пенсильванский университет и вынуждает ее переехать к отсутствующему отцу, у Бейи Грим есть летняя интрижка с богатый парень по соседству.
94 недели в списке
ЭТО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА НАС
Коллин Гувер
Избитая жена, выросшая в жестоком доме, пытается остановить цикл жестокого обращения.
80 недель в списке
ИСТИНА
Коллин Гувер
Лоуэн Эшли нанята мужем раненой писательницы, чтобы закончить ее популярный сериал и раскрыть ужасающую правду.
102 недели в списке
СЕМЬ МУЖЕЙ ЭВЕЛИН ХЬЮГО
от Taylor Jenkins Reid
Икона кино рассказывает истории о своей любви и карьере борющемуся журналисту.
Когда вы покупаете независимо оцененную книгу через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
169 недель в списке
Атомные привычки
от Джеймса Клира
org/Book»>168 недель в списке
The Boy, The Mole, Fox и Horse
By Charlie Mackesy
16 16 16 16 16 16 16 16 16 16100 160100 от Charlie Mackesy
- 9119 16 161100. недели в списке
ОБЕДЫ
от Ины Гартен
5 недель в списке
Творческий акт
от Рика Рубина с Neil Strauss
.0095
3 недели в списке
8 Правила любви
от Jay Shetty
Когда вы покупаете независимо оцененную книгу через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
Реклама
Продолжить чтение основной истории
- org/Book»>
208 недель в списке
БЕЖЕНЦ
Алана Граца
Трое детей в трех разных конфликтах ищут убежище.
22 недели в списке
ODDER
Кэтрин Эпплгейт. Иллюстрация Чарльза Сантосо
После нападения акулы Оддер восстанавливает силы в аквариуме с учеными, которые ее вырастили.
20 недель в списке
ДВА ГРАДУСА
Алан Грац
Четверо детей одновременно переживают три стихийные бедствия из-за изменения климата.
141 неделя в списке
ПОЛНАЯ КУЛИНАРНАЯ КНИГА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПОВАРОВ
от America’s Test Kitchen Kids
Более 100 проверенных детьми рецептов от America’s Test Kitchen.
384 недели в списке
ЧУДО
Р.Дж. Palacio
Мальчик с деформацией лица идет в школу.
Прочитать отзывКогда вы покупаете независимо оцененную книгу через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
21 неделя в списке
ВАЛЕНТИНА СИНЕГО ГРУЗОВИКА
Элис Шертл. Иллюстрировано Джилл МакЭлмурри
Маленький синий грузовик доставляет открытки ко Дню святого Валентина всем своим друзьям-животным.
49 недель в списке
ЛЮБОВЬ ОТ ОЧЕНЬ ГОЛОДНОЙ ГУСЕНИЦЫ
Эрика Карла
Прожорливое насекомое возвращается с нетронутым аппетитом.
7 недель в списке
КАК ПОЙМАТЬ ЛЮБОЗАВРА
Элис Уолстед. Иллюстрации Энди Элкертона
The Catch Club Дети пытаются поймать динозавра, который хочет распространять любовь и доброту.
20 недель в списке
ЛЮБОВЬ ИЗ МЕЛКОВ
Дрю Дейуолта и Оливера Джефферса
Мелки отображают цвета любви.
7 недель в списке
GRUMPY MONKEY VALENTINE GROSS-OUT
от Suzanne Lang. Иллюстрация Макса Ланга
Джим Панзи считает День святого Валентина отвратительным, особенно поцелуи!
Когда вы покупаете книгу с независимым рейтингом через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
727 недель в списке
ДНЕВНИК СЛАБОГО РЕБЕНКА
написано и проиллюстрировано Джеффом Кинни
Трудности и трудности подросткового возраста.
73 недели в списке
РУКОВОДСТВО ПО УБИЙСТВУ ДЛЯ ХОРОШИХ ДЕВОЧЕК
Холли Джексон
Пиппа Фитц-Амоби раскрывает убийства.
726 недель в списке
ГАРРИ ПОТТЕР
от J.K. Rowling
Волшебник оттачивает свои колдовские навыки, чтобы бороться со злом.
25 недель в списке
ИГРЫ НАСЛЕДСТВА
Дженнифер Линн Барнс
Эйвери Грэмбс пытается выяснить, почему ей досталось наследство от незнакомца.
44 недели в списке
ТРИЛОГИЯ «ЛЕТО, КОТОРАЯ Я ПРЕВРАТИЛАСЬ КРАСИВОЙ»
Дженни Хан
Пляжный домик, летняя любовь и прочная дружба.
Когда вы покупаете независимо оцененную книгу через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
7 недель в списке
НИК И ЧАРЛИ
Элис Осман
Ник и Чарли задаются вопросом, достаточно ли сильна их любовь, чтобы пережить разлуку, когда Ник уезжает в университет.
7 недель в списке
УКРАДЕННЫЙ НАСЛЕДНИК
by Holly Black
Сбежавшая королева Сурен и принц Оук отправляются на смертоносную и опасную миссию на север.
12 недель в списке
ВЫЖИВАЙТЕ ПЯТЬ
Холли Джексон являются целью снайпера.
20 недель в списке
ПЕРВЫЕ, КТО УМРЕТ В КОНЦЕ
Адам Сильвера
В этом приквеле к «Они оба умрут в конце» Орион и Валентино присутствуют на премьере фильма «Отвергнутые смертью во временах». Квадрат.
264 недели в списке
ОДИН ИЗ НАС ЛЖЕТ
Карен М. МакМанус
Для пятерых студентов объезд тюрьмы заканчивается убийством.
Когда вы покупаете независимо оцененную книгу через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
Когда вы покупаете книгу с независимым рейтингом через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.
Методология бестселлеров
Версия этого списка опубликована в выпуске The New York Times Book Review от 5 марта 2023 года. Рейтинги в еженедельных списках отражают продажи за неделю, закончившуюся 18 февраля 2023 года. Списки заранее публикуются в Интернете.
More about our methodology
Weekly Best Sellers Lists
Fiction
- Combined Print & E-Book Fiction
- Hardcover Fiction
- Paperback Trade Fiction
Nonfiction
- Combined Print & E-Book Nonfiction
- Документальная литература в твердом переплете
- Документальная литература в мягкой обложке
- Советы, инструкции и разное
ДЕТСКАЯ
- Детская средняя школа в твердом переплете
- Children’s Picture Books
- Children’s Series
- Young Adult Hardcover
Monthly Best Sellers Lists
Audio Fiction
Audio Nonfiction
Business
Graphic Books and Manga
Mass Market
Middle Grade Paperback
Young Книга для взрослых в мягкой обложке
Методология бестселлеров
Версия этого списка опубликована в выпуске The New York Times Book Review от 5 марта 2023 года.