«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Учебник по физике 7 класс грачев: Физика. 7 класс. Учебник — Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В.

Физика. 7 класс. Грачёв А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В..Учебный центр.

 

3-е изд., перераб. — М.: 2014. — 288 с.  

Учебник рассчитан на учащихся общеобразовательных школ, приступающих к систематическому изучению физики. Настоящее издание входит в систему учебников «Алгоритм успеха» и вместе с рабочими тетрадями, тетрадью для лабораторных работ и методическим пособием для учителей составляет учебно-методический комплект по физике для 7 класса. В учебнике представлен раздел «Механические явления».
 

Формат: pdf      

Размер:  57,4 Мб

Скачать или посмотреть онлайн:  docs.google.com  ;  Учебный центр — физика  

Оглавление
Как работать с учебником 3
Введение 5
§ 1. Что такое физика 5
§ 2. Физические величины 10
§ 3. Измерение физических величии 13
§ 4. Роль и место механики в физике 18
Глава 1. Кинематика 20
§ 5. Положение тела в пространстве 21
§ 6. Механическое движение. Относительность механического движения 25

§ 7. Способы описания прямолинейного движения 28
§ 8. Прямолинейное равномерное движение 34
§ 9. Скорость прямолинейного равномерного движения 40
§ 10. Решение задач кинематики. Задача «встреча». Графический способ решения 46
§ 11. Решение задач кинематики. Задача «встреча». Аналитический способ решения 50
§ 12. Решение задач кинематики. Задача «погоня» 52
§ 13. Решение задач кинематики. Задача «обгон» 58
§ 14. Решение задач кинематики в общем виде. Анализ полученного результата 62
§ 15. Движение тел относительно друг друга 67
§ 16. Движение тел относительно друг друга. Задача «встреча» 72
§ 17. Движение тел относительно друг друга. Задача «погоня» 75
§ 18. Перемещение. Путь 78
§ 19. Путь при прямолинейном равномерном движении 83
§ 20. Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость 86
§ 21. Мгновенная скорость 90
§ 22. Ускорение 92
§ 23. Прямолинейное равноускоренное движение 96
§ 24. Путь при прямолинейном равноускоренном движении в одном направлении 100
§ 25. Решение задач. Задачи «разгон» и «торможение» 103
§ 26. Свободное падение тел 109
Глава 2. Динамика 118
§ 27. Действие одного тела на другое. Закон инерции 118
§ 28. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона 123
§ 29. Сила 127
§ 30. Сложение сил. Измерение силы 130
§ 31. Масса тела. Плотность вещества 136
§ 32. Второй закон Ньютона 141
§ 33. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона 148
Глава 3. Силы в механике 152
§ 34. Сила тяжести 152
§ 35. Сила упругости 155
§ 36. Зависимость силы упругости от деформации. Закон Гука 159
§ 37. Сила реакции опоры. Вес 164
§ 38. Динамометр 169
§ 39. Силы трения 172
Глава 4. Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии 181
§ 40. Механическая работа 181
§ 41. Решение задач на вычисление работы сил 184
§ 42. Кинетическая энергия 189
§ 43. Система тел. Потенциальная энергия 195
§ 44. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии 203
§ 45. Мощность 209
Глава 5. Статика 214
§ 46. Равновесие тела. Момент силы 214
§ 47. Применение условий равновесия твёрдого тела. Решение задач 219
§ 48. Простые механизмы 223
Глава 6. Давление жидкостей и газов 229
§ 49. Сила давления и давление 229
§ 50. Атмосферное давление. Закон Паскаля 232
§ 51. Гидростатическое давление 236
§ 52. Сообщающиеся сосуды 238
§ 53. Измерение давления 242
§ 54. Закон Архимеда. Плавание тел 247
Компьютер на уроке 253
Лабораторные работы 255
Ответы 281
Алфавитно-предметный указатель 284

Этот учебник вы будете использовать во время урока, например чтобы усвоить новый материал, научиться правильно решать задачи. Но с учебником можно работать и дома: самому разобраться в проблеме, найти ответ на непростой вопрос, хорошо подготовиться к уроку или контрольной работе.

В учебнике достаточно подробно изложены нужные вам знания, и, если на уроке вы что-то упустили, поработайте самостоятельно — внимательно прочтите текст параграфа, постарайтесь выполнить предложенные в нём упражнения. Обращайте внимание на места, где стоят значки.
 

Как скачивать и открывать электронные книги в различных форматах pdf, djvu — смотрите здесь Компьютерные программы для учебы, архиваторы, электронные читалки.

Учебник по физике для 7, 8, 9, 10 и 11 классов, под редакцией А.В.Грачева.

              Сканированной версии в Интернете не нашел:( Сделать сканы самому, пока руки не доходят — долго. К тому же не знаю, как отнесется к этому автор.

          Учебник охватывает весь курс физики в школе, начиная с 7 класса. Когда-то двое моих учеников выполняли проектную работу, часть которой  как раз была посвящена теме современных учебников физики, точнее их недостаткам. Конечно, ничего они не заняли. Зато пересказали мне мнение уважаемых членов жюри о том, что авторы из МГУ недавно сделали учебник «и там исправлено все то, о чем Вы говорите» Ну типа, «читать надо, молодые люди, по-больше, и вашему руководителю тоже. ..» Жюри было тоже, видать из МГУ, я даже лично знаю автора предполагаемого высказывания, правда, справки не наводил — давно дело было, да и незачем… И действительно, курс обладает рядом улучшений, которые давно уже ну просто ломились в двери прежних учебников. Например в 7 классе идет пусть предельно минимизированное, но полноценное изложение механики. То есть кошка сразу называется кошкой: механика делится на общепринятые разделы, формулируются законы Ньютона. К концу 8-го класса заканчивается практически весь цикл, что тоже логично, поскольку в 9-м умные и дальновидные педагоги учат только механике. Так сейчас во Второй Школе и так было в советские времена. Потом все сдвинули на год вперед, видимо с замахом на 12-летку, ее так и не открыли, а сдвиг остался. Самый простой способ избежать на себе последствий чужого маразма — попросту его игнорировать, и так и поступают в многих профильных школах. Хотя не во всех. На моем профессиональном пути попадались наделенные властью коллеги, утверждавшие, что изучать в 9-м классе только механику нам не даст Департамент образования.
Фамилий называть не буду, но речь идет о лицее 1511.
             Да, так вернемся к учебнику. При «закрытии циклички» основной школы за время обучения в 7 и 8 классе, 9 класс данного курса практически выпадает. Действительно, надо начинать полно объемную механику, но все это есть в томе 10 класса.
              Теперь  по содержанию.  Возвращаясь  к мнению уважаемого жюри, действительно не могу не отметить что и ряд формулировок действительно серьезно улучшены. Например, первый закон Ньютона авторы сформулировали в точности так, как формулировал его я, на предыдущем этапе своего педагогического развития в области этой темы. Я с тех пор, правда, внес в формулировку одно улучшение, но и предыдущая инкарнация весьма не плоха: формулировка разгружается от определения инерциальной системы отсчета (ИСО) — оно дается отдельно, а сам закон лишь постулирует, что такие системы отсчета существуют. Достаточно, однако сказать, что существует хотя бы одна ИСО, поскольку, если это верно, то количество ИСО бесконечно.
  Я так и формулирую первый закон, авторы не дошли до подобного оккамовского минимализма, но, повторяю, и то, что есть весьма неплохо.
        Учитывая все сказанное, я всерьез задумался, не стоит ли рекомендовать курс А.В.Грачева, ученикам Лиги Школ в качестве основного учебника. Но, когда решение было практически уже принято, я сделал для себя целый ряд неприятных открытий. Оказалось, что тема «Работа Энергия» не только страдает болезнями, свойственными большинству других учебников, но приобрела еще ряд собственных недугов. Перечислю основные из них.

  • Определение потенциальной энергии — традиционный набор общих фраз, где абсолютно отсутствует способ вычисления этой величины. Правда двумя строчками ниже дан такой способ, так почему бы его не взять в качестве определения?
  • Кинетическая энергия определяется только для инерциальной системы отсчета. Это вообще нонсенс.
  • Теорема о кинетической энергии также формулируется исключительно для ИСО.
  • Теорема о механической энергии и закон сохранения энергии нагружены ограничениями, которые нет никакого смысла вводить. Область применения последнего снова ограничивается инерциальными системами отсчета.
  • Ну и сторонние силы также определены по старинке.

           Взвесив все плюсы и минусы, я в итоге остановил свой выбор на учебнике Мякишева, причем не профильном, а базовом. Действовал по медицинскому принципу Гиппократа: пусть там не все есть, зато переучивать придется по-минимуму. А жаль. Если бы в курсе А.В.Грачева устранить ряд недостатков, мог бы получиться действительно прорывной учебник.
      PS. За время, прошедшее с момента опубликования данного анонса, я успел пообщаться с одним из авторов учебника. Завязалась дискуссия, постепенно перешедшая в перебранку. С мнением автора о том что «кинетическая энергия, как и энергия потенциальная и закон сохранения энергии в школьном формате традиционно формулируется для ИСО» и , что «Никуда от этого не деться» я не согласен по сути, а также идеологически. Никакой такой школьной традиции нет, по крайней мере, в прежних учебниках она никак не озвучивается.

Авторы тут явно — в авангарде, то есть все таки они, то есть вуз, диктует школе, а не наоборот, что вполне логично. Другое дело, что вуз, в данном случае диктует, точнее пытается диктовать… Также я не согласился продолжать речь «о том, как с точки зрения 3 закона (Ньютона — курсив мой, МГ) трактовать силы инерции».  По моему, опять же, субъективному мнению, такую речь вообще не надо вести, ибо упомянутые в ней понятие и закон относятся друг с другом примерно так же как бузина в огороде – к дядьке в  Киеве.
         Ну что же, прорыва в профильном физ. образовании не случилось, и на этом направлении, похоже, уже не предвидится, а жаль…

       PS.PS. Недавно у меня состоялась беседа с самим г-ном Грачевым. Я совершил для себя великое множество «открытий», например узнал о том, что первый закон термодинамики выполняется… ТОЛЬКО В ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОТСЧЕТА!!!!))))))) Это было настолько феерично, что я думаю посвятить данному знаменательному событию моей жизни отдельную статью.

Добавить комментарий