Физика 7 класс Задачник Генденштейн Кирик Гельфгат часть 2
Физика 7 класс Задачник Генденштейн Кирик Гельфгат часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
(фгос’^ л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат ЗАДАЧНИК класс 1 л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат ФИЗИКА 7 класс в двух частях Часть 2 ЗАДАЧНИК для общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Э. ГЕНДЕНШТЕЙНА 3-е издание, аереотипное +_________о Москва 2012 УДК 373.167.1:53 ББК 22.3я721 Г34 Генденштейн Л. Э. Г34 Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2 : задачник для общеобразовательных учреждений / Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат; под ред. Л. Э. Генденштейна. — 3-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2012. — 191 с. : ил. ISBN 978-5-346-02161-2 .Задачник содержит качественные, расчетные и экспериментальные задания, сгруппированные по темам, изучаемым в 7-м классе в соответствии с действующей программой по физике. В каждый раздел включено достаточное количество задач трех уровней сложности. К расчетным задачам в конце книги приведены ответы, к некоторым даны указания или решения. УДК 373.167.1:53 ББК 22.3я721 ISBN 978-5-.346-02159-9 (общ.) ISBN 978-5-346-02161-2 (ч. 2) «Мнемозина», 2009 «Мнемозина», 2012 Оформление. «Мнемо.зина», 2012 Все права защищены ПРЕДИСЛОВИЕ Данный задачник является вторым компонентом учебного комплекта по физике для 7-го класса (первый компонент — учебник, авторы Л. Э. Генденштейн и А. Б. Кайдалов). В книге предлагаются качественные, расчетные и экспериментальные задания, сгруппированные по тематическим разделам, в каждом из которых выделено три уровня сложности. Разделы, как правило, начинаются с «Устной разминки», после которой следуют задания в порядке возрастания уровня сложности. В конце многих разделов приведены трудные задачи — «крепкие орешки». Надеемся, что эти задачи помогут ученикам подготовиться к олимпиадам. Не все задания в сборнике обязательны для каждого учащегося. Учитель имеет возможность подобрать задачи с учетом особенностей каждого класса. Для удобства в книге использованы специальные обозначения: © для задач, к которым даны указания; для задач, к которым даны полные решения. Все необходимые для решения задач справочные данные приведены на форзацах. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ Нам тайны нераскрытые раскрыть пора — Лежат без пользы тайны, как в копилке, — Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра — На волю пустим джинна из бутылки! В. Высоцкий 1. ФИЗИКА — НАУКА О ПРИРОДЕ УСТНАЯ РАЗМИНКА 1.1. Приведите несколько примеров физических тел. Назовите вещество, из которого состоит каждое из них. 1.2. Назовите известное вам вещество. Приведите названия трех предметов (физических тел), изготовленных из этого вещества. 1.3. Назовите физические тела из стекла, резины, древесины, пластмассы. 1.4. Из каких веществ состоят физические тела, изображенные на рисунке 1? • ^ Рис. 1 1.5. Из каких веществ состоят следующие физические тела: швейная игла, чашка, линейка, учебник, чайник? 1.6. Какие физические явления изображены на рисунке 2, а—г? L а б в г Рис. 2 1.7. Какие физические явления вы наблюдаете дома, по дороге в школу? 1.8. Приведите по три примера механических и тепловых явлений. 1.9. Какие физические явления показаны на рисунке 3, а—в? а б в Рис. 3 1.10. Приведите по три примера электрических и магнитных явлений. 1.11. С какими электрически.ми явлениями вы встречались дома? на улице? в школе? 1.12. Приведите три примера оптических явлений, которые наблюдали лично вы. Первый уровень 1.13. Запишите, какие из приведенных ниже слов обозначают физическое тело: радуга, вода, автомобиль, термометр, ртуть. 1.14. Запишите, какие из приведенных ниже слов обозначают веш;ество: конфета, мед, шоколадка, молоко, линейка. 1.15. Запишите, какие из приведенных ниже явлений можно отнести к тепловым: а) в чайнике закипела вода; б) вратарь отбил мяч; в) прозвенел звонок с урока; г) в печи сгорели дрова; д) на улице идет дождь. 1.16. Запишите, какие из приведенных ниже явлений можно отнести к .механическим: а) испарение воды; б) торможение автомобиля; в) распространение запаха; г) щебетание птиц. г-^~1 Второй уровень 1.17. Посуду для приготовления пищи изготавливают из разных материалов. Из каких? Назовите достоинства и недостатки посуды, сделанной из того или иного материала. 1.18. В произведениях каких художников, поэтов и писателей отражены физические явления? Приведите примеры. 1.19. Какие физические явления вы наблюдали летом, отдыхая на берегу моря? Весной во время грозы? Зимой в метель? 1.20. Отметьте, какие физические явления отображены в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»; Буря мглою небо кроет. Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит. То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. 1.21. Отметьте, какие физические явления отображены в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенние воды»: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег. Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы. Она нас выслала вперед!» 1.22. Опишите, какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из артиллерийского орудия. 1.23. Опишите, какими основными физическими явлениями сопровождается старт ракеты с поверхности Земли. 1.24. Начертите в тетради приведенную ниже таблицу. Определите, какие из перечисленных ниже слов обозначают физическое тело, какие — вещество и какие — явление и запишите их в соответствующую колонку: мел, молния, рассвет, капля воды. Луна, выстрел, циркуль, ртуть, мед, наводнение, молоко, авторучка, лед, таяние льда, вьюга, вода. Тело Вещество Явление 1.25. Начертите в тетради приведенную ниже таблицу. Определите, какие из перечисленных явлений относятся к механическим, тепловым, звуковым, электрическим, световым, магнитным и запишите их в соответствующую колонку: падает капля, плавится лед, горит спичка, слышны звуки музыки, тает снег, светит лампочка, поет канарейка, кипит вода, плывет лодка, летит самолет, происходит разряд молнии, булавка притягивается к магниту, мерцают звезды, шелестит листва, электромагнит поднимает груз, электрический ток идет по проводам. Механические Тепловые Звуковые Электрические Световые Магнитные 1.26. Среди приведенных явлений выберите и запишите в тетрадь только механические явления: футбольный мяч летит в окно, солнце отражается в луже, автомобиль трогается с места, речка осенью замерзает, гвоздь тонет в воде, электрический вентилятор быстро вращается, мальчик зажигает спичку. Третий уровень 1.27. Приведите примеры физических тел, которые мы не можем видеть. 1.28. Назовите несколько физических тел, которые состоят из двух или трех разных веществ. Назовите эти вещества. 1.29. Какие из перечисленных явлений механические и тепловые одновременно: гштомобиль резко тормозит, горячая вода остывает, первобытный человек добывает огонь трением, включается электрическое отопление? 1.30. Какие из перечисленных явлений тепловые и оптические одновременно: туристы разжигают костер, вспыхивает молния, светится лампа накаливания, светится во тьме гнилое дерево? 1.31. Какие из перечисленных явлений электрические и оптические одновременно: работает электрический звонок, светится лампа накаливания, вспыхивает молния, далекую звезду наблюдают в телескоп, во время выключения электрического прибора возникают искры? 1.32. Какие явления, повторяющиеся в природе, можно было бы выбрать в качестве эталона времени? 1.33. На искусственном спутнике Земли не установлены какие-либо источники света (рис. 4). Почему же мы видим его? Опишите, какое физическое явление мы наблюдаем при этом. Рис. 4 1.34. После дождя мы видим на небе радугу (рис. 5). Связано ли ее появление с механическими или тепловыми явлениями? Рис. 5 1.35. Во время грозы происходят различные явления (рис. 6). Какие из них относятся к механическим? тепловым? звуковым? электрическим? световым? магнитным? Рис. 6 Есть у меня шестерка слуг. Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг,— Все знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Р. Киплинг 2. НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ. НАУЧНЫЙ МЕТОД УСТНАЯ РАЗМИНКА 2.1. Приведите примеры наблюдений и опытов. 2.2. Посмотрите на фотографии моста через реку в дневное и ночное время (рис. 7). Смена дня и ночи — это гипотеза или закономерность? Рис. 7 2.3. Коля бросает камешки в озеро, чтобы убедиться, что лучше всего отскакивают от воды плоские камешки. Андрей с интересом смотрит на это. Кто из них проводит эксперимент, а кто — наблюдение? 2.4. Приведите известные вам примеры научных гипотез. 2.5. Дима и Олег стоят возле автоматической двери супермаркета. Дима смотрит, как эта дверь открывается перед каждым покупателем и закрывается за ним. А Олег медленно приближается к двери — его интересует, на какое расстояние надо подойти, чтобы автоматика сработала. Кто из мальчиков осуществляет эксперимент, а кто — наблюдение? Обоснуйте свой ответ. -гП Первый уровень 2.6. Опишите, какие наблюдения вы проводили в природе. Какие физические явления вы наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие именно? 2.7. Летним утром на листочке вы обнаружили капельки росы (рис. 8, а). Накройте крышкой кастрюлю с горячей водой и через несколько минут снимите крышку — вы увидите на ней капельки воды (рис. 8, б). В каком случае образование капелек воды изучают путем наблюдения, а в каком — путем постановки опыта? Рис. 8 2.8. Аристотель утверждал, что тяжелые тела падают всегда быстрее, чем легкие. Опишите, из каких наблюдений Аристотель сделал свой вывод. 2.9. Металлический шар падает намного быстрее, чем бумажный лист (рис. 9). Какую гипотезу о падении различных тел можно высказать, исходя из этого наблюдения? Как проверить эту гипотезу на опыте? Рис. 9 10 2.10. При падении в стеклянной трубке, в которой находится воздух, перышко отстает от металлического шарика (рис. 10, а). Если откачать из трубки воздух, шарик и перышко будут падать одинаково быстро (рис. 10, б). Какой вывод можно сделать из этого опыта? Рис. 10 r-W~l Второй уровень 2.11. С какой целью ученые ставят опыты? 2.12. Маша и Сергей решили проверить выводы Галилея о падении различных тел. Маша при этом ожидала, когда будут падать сосульки с крыши, а Сергей бросал камешки с высокого моста в воду. Кто из них осуществлял эксперимент, а кто — наблюдение? Обоснуйте свой ответ. 2.13. Запишите известные вам примеры научного эксперимента, наблюдения, гипотезы. 2.14. Во времена Галилея не было секундомеров. Галилей измерял время по числу ударов своего пульса, а затем, как пишут биографы, сделал лабораторные часы, использовав для этого необходимые тела: ведро, весы и хрустальный бокал. Опишите, как с помощью этих часов Галилей измерял время. 11 2.15. Какие из приведенных ниже примеров являются экспериментальными фактами, а какие — научными гипотезами: а) гирька тонет в воде; б) льдина плавает в море; в) при кипении воды образуются пузырьки; г) при отсутствии трения тело будет двигаться вечно? 2.16. Приведите примеры опытов или своих наблюдений, когда определенные события в природе повторяются через один и тот же промежуток времени. 2.17. Пользуясь научно-популярной литературой или справочником, выясните и запишите, в чем различие между методами познания природы, которые использовали Аристотель и Галилей. 2.18. Физика сохраняет вечную молодость: поток открытий в ней нарастает с каждым годом. Приведите примеры открытий за последние десятилетия, которые произвели на вас самое большое впечатление. 2.19. Можно ли утверждать, что с развитием техники зависимость человека от природы уменьшается? 2.20. Приведите примеры влияния человека на природу. г-^ Третий уровень 2.21. Верите ли вы в чудеса? А что такое чудо? Вы видели хотя бы одно чудо? Расскажите! 2.22. Приведите примеры «чудес», которые подарила людям наука. 2.23. Какие закономерности вы наблюдали в природе? Почему вы уверены, что это закономерности? Учитываете ли вы эти закономерности в повседневной жизни? Как? 2.24. Теории разрабатывают, чтобы объяснять экспериментальные факты и законы. Приведите пример научной теории и объясненных ею фактов и законов. 2.25. Какую роль играют эксперимент и теоретические рассуждения при установлении физических законов? Проиллюстрируйте свой ответ примерами. 2.26. У поэта Ф. И. Тютчева есть такие строки: Не то, что мните’ вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Согласны вы с этим? Есть ли у природы душа, свобода, любовь, язык? Что вы об этом думаете? И каков же он, язык природы? ‘ Устаревшее слово «мнить» означает «думать, считать, полагать». 12 2.27. На рисунке 11 изображено падение листа бумаги (а) и такого же листа бумаги, смятого в комок (б). Лист падает значительно медленнее, чем комок, хотя их массы одинаковы. В каком случае можно считать, что происходило наблюдение? что проводился опыт? Запишите, какой вывод можно сделать из этого рисунка. Рис. 11 2.28. На рисунке 12 изображено падение мушкетной пули и пушечного ядра. Ф Рис. 12 Что проверял на опыте Галилей, бросая мушкетную пулю и пушечное ядро с Пизанской башни? Запишите, какое предположение з^еного подтвердил этот опыт. 13 2.29. На рисунке 13, а и б показано движение Земли вокруг Солнца и суточное вращение Земли. Рис. 13 При рассмотрении каких задач мы можем пренебрегать размерами Земли? Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Д. И. Менделеев 3. ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН’ УСТНАЯ РАЗМИНКА 3.1. Приходилось ли вам в повседневной жизни делать измерения? Какие? Приведите примеры. 3.2. Приведите примеры единиц физических величин. 3.3. Какие измерительные приборы вам известны? Какие физические величины измеряют с их помощью? 3.4. Что означают в наименовании единиц физических величин приставки: кило-, гекто-, санти-, милли-, микро-? 3.5. Можно ли использовать следующие единицы физических величин: а) милликилограмм; б) сантимиллиметр; в) микрометр? ‘ Решая задачи этого раздела, используйте справочные таблицы, приведенные на форзаце в начале задачника. 14 3.6. Какие физические величины измеряют с помощью следующих приборов; а) термометра; б) секундомера; в) линейки; г) измерительного цилиндра? 3.7. Прочитайте стихотворение: Удобно спать Дюймовочке В спичечной коробочке, И догадаться просто — Какого она роста. Определите, какого роста Дюймовочка. 3.8. Ночью температура была -5 °С, а днем стала +\2 °С. На сколько градусов изменилась температура воздуха? 3.9. О каких физических величинах идет речь в следующих примерах: а) урок длится 45 мин; б) в бутылке содержится 0,5 л воды; в) лед плавится при 0 °С; г) автобус проехал 40 км? ^~П Первый уровень 3.10. Запишите названия измерительных приборов, имеющихся у вас дома. 3.11. Какова длина каждого из брусков (рис. 14), приложенных к ученической линейке? Рис. 14 3.12. Какова длина каждого из брусков (рис. 15), приложенных к ученической линейке? Рис. 15 15 3.13. Каков диаметр каждого из шаров (рис. 16)? Рис. 16 3.14. Оцените, какого роста мог быть «мужичок с ноготок». 3.15. Что означает поговорка «от горшка два вершка*. Запишите ответ в современных единицах длины — сантиметрах или метрах. 3.16. Определите цену деления измерительной сантиметровой ленты (рис. 17). О сч «rjm )xF,. Отсюда F^ > pi>’, — — mg = 0,3 • 10 Н — 0,08 кг • 10 — = 2,2 Н. кг В случае же когда магнит скользит вверх F^ > цР, + mg = 3,8 Н. 18.58. На рисунке 151 приведен график зависимости силы трения скольжения между ящиком и полом от веса ящика с его содержимым. Определите по графику коэффициент трения скольжения. Сможет ли ученик сдвинуть с места ящик массой 60 кг, если максимальная сила, которую он может приложить к ящику, равна 150 Н? Какой массы ящик сможет передвинуть ученик по этой поверхности, прикладывая силу горизонтально? 109 18.59. На рисунке 152 приведен график зависимости силы трения скольжения от веса тела для двух поверхностей. Определите по графику коэффициент трения скольжения для поверхностей 1 и 2. Возможно ли, чтобы при движении по каждой из них возникала одинаковая сила трения скольжения? При каком условии? , Н 18.60. К вертикальной стене прижали деревянный брусок массой 1,5 кг. Коэффициент трения бруска о стену составляет 0,3. С какой наименьшей силой необходимо при-жимать брусок к стене, чтобы он не скользил I П 18.61. К бруску привязана нить, на дру- I * гом конце которой подвешен груз (рис. 153). I Груз опускается вниз равномерно. В каком случае это возможно? Чему равна при этом Рис. 153 сила трения, если масса груза 100 г? Крепкие орешки 18.62. Камень подброшен вертикально вверх. В какой момент равнодействующая сил, действующих на него, максимальна по модулю? минимальна? В какой момент камень находится в состоянии невесомости? Учтите, что на камень действует сила сопротивления воздуха. 18.63. Вытащенную на берег лодку трудно сдвинуть с места, но если эта же лодка плавает на воде, ее может сдвинуть с места даже ребенок. Какая особенность «жидкого» трения проявляется в этом случае? 110 18.64. Железнодорожный состав идет по горизонтальному участку пути. Какие силы трения действуют на колеса локомотива? на колеса вагонов? Какие из этих сил больше: а) при торможении; б) при равномерном движении; в) при разгоне? Опыт в науке — высшая инстанция, его приговоры обжалованию не подлежат. Д. Данин 19. ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Первый уровень 19.1. Поставьте на край стола 10—12 шашек в виде вертикального столбика. Быстрым ударом линейки выбейте нижнюю шашку. Что при этом произойдет? Объясните явление. 19.2. Придумайте и проделайте опыты, при помощи которых можно показать, что действие сил проявляется в деформации или изменении скорости движения тел. 19.3. Возьмите в руки лист бумаги и отпустите его. Понаблюдайте за его падением. Теперь скомкайте этот лист и снова отпустите (рис. 154). Как изменился характер его падения? Почему? . I Рис. 154 Рис. 155 19.4. Возьмите в одну руку металлический кружок (например, монету), а в другую — бумажный кружок чуть меньшего размера. Одновременно отпустите их (рис. 155). Одинаково ли время их падения? Теперь возьмите в руку металлический кружок и сверху на него положите бумажный. Отпустите кружки. Почему теперь они падают одновременно? 111 19.5. Определите вес медного бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте взвешиванием с помощью динамометра. 19.6. С помощью динамометра измерьте силу трения при равномерном движении бруска по столу. Изобразите силу трения и силу тяги в выбранном вами масштабе. 19.7. Проверьте на опыте, какой вид трения имеет место: а) когда вы ходите или бегаете; б) когда держите тяжелый предмет в руках; в) когда вы катаетесь с горы на санках; г) когда вы катаетесь на роликовых коньках по асфальту. 19.8. Приходилось ли вам принимать меры для уменьшения или увеличения трения? Проделайте соответствующие опыты и заполните таблицу. Сделайте выводы. Уменьшение трения Увеличение трения ■~W~I Второй уровень 19.9. Поставьте на тележку брусок (рис. 156) и потяните за веревку. Первый раз сделайте это резко, второй раз разгоняйте тележку постепенно. Объясните, что произойдет в каждом случае и почему. 19.10. Положите на пустой стакан гладкий кусок картона или пластика (можно использовать, например, телефонную карточку), а сверху на него — монету. Если щелкнуть по ребру картона, он слетит со стакана, а монета со звоном упадет в стакан (рис. 157). Проделайте этот опыт. Дайте объяснения. ‘jC’ \ 112 19.11. Подвесьте к динамометру на легкой прочной нити стальной шар. Снизу к нему поднесите сильный магнит. Изменится ли при этом: а) масса шара; б) сила тяжести, действующая на шар; в) объем шара; г) сила натяжения нити? 19.12. В непригодном теннисном или резиновом мяче проделайте небольшое отверстие. Наполните мяч водой и подбросьте его (не вращая) вертикально вверх. Будет ли выливаться вода во время полета? Объясните наблюдаемое явление. 19.13. Возьмите длинную резиновую нить и набор грузов из- вестной массы. Измерьте начальную длину нити 1^. Подвешивая на нить грузики, измеряйте ее удлинение. Полученные данные занесите в таблицу. Постройте график зависимости где X = I — 1д — удлинение нити. Какой вывод можно сделать на основании этого графика? Вес груза, Н Удлинение, см 19.14. Используя динамометр, проверьте, зависит ли сила трения при движении данного бруска по горизонтальной поверхности от площади опоры, если качество обработки поверхностей всех граней одинаково. 19.15. Возьмите деревянный брусок и к одной из граней приклейте резиновую прокладку. С помощью динамометра проверьте зависимость силы трения от материала соприкасающихся поверхностей. 19.16. Возьмите два бруска одинаковых размеров из различных материалов. Измерьте с помощью динамометра силу трения скольжения каждого бруска о стол при равномерном движении и силу трения покоя. Сравните результаты измерений. Какой вывод можно сделать? 19.17. С помощью пружины или резиновой нити измерьте коэффициент трения между бруском и столом. г-^ Третий уровень 19.18. Экспериментально изучите зависимость силы трения скольжения от веса тела. Используйте кастрюлю, в которую последовательно доливайте воду (например, с помощью мерной кружки). Равномерное движение кастрюли по кухонному столу обеспечивайте с помощью бытовых пружинных весов. Состгшьте 113 таблицу зависимости силы трения скольжения от веса кастрюли. Сделайте выводы. 19.19. Возьмите сухой песок, манную крупу, сахар, горох, древесные опилки. Какое из данных сыпучих тел можно насыпать горкой конической формы наибольшей крутизны? Почему? Ответ проверьте опытом, насыпая каждое вещество с одинаковой высоты через воронку на лист бумаги. 19.20. Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трех одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу (см. рис. 148). Какой вывод можно сделать из опыта? © 19.21. Попробуйте экспериментально проверить, может ли сила трения превышать вес тела. Что ва.м для этого потребуется? 19.22. Положите на стол стопку книг. Выясните, что легче — вытянуть нижнюю книгу, придерживая (но не приподнимая!) остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку. 19.23. На горизонтальный лист фанеры положите друг на друга четыре одинаковые пластинки. Нижнюю пластинку приклейте к фанере. В каком случае надо приложить большую силу: чтобы сдвинуть три верхние пластинки вместе или чтобы вытащить вторую сверху, придерживая остальные? Проверьте это экспериментально. 19.24. На горизонтальную поверхность стола положите стопку из пяти одинаковых книг. В каком случае надо приложить меньшую силу: чтобы сдвинуть четыре верхние или вытянуть из стопки третью сверху книгу, придерживая (но не приподнимая) остальные? Проверьте это экспериментально. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ Мы, может быть, найдем то, чего мы как будто не ищем, а оно может оказаться тем, что мы на самом деле ищем. А. Милн 20. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ Пример решения задачи Бетонная плита оказывает на горизонтальную поверхность давление 11 кПа. Какова толщина плиты? Решение. Обозначим площадь плиты S. Тогда масса плиты m = рР= pSh, а давление, оказываемое пли-„ F mg pShg той, р = — = — = —— = pgh. Таким образом, S S S давление не зависит от площади плиты. Дано; р = 11 • 10» Па р = 2200 кг/м» Л — ? Толщина плиты Л = — = 1110» Па 2200-т 10 Н JH = 0 5^ 0,0 д м» = 0,5 м. Ответ: 50 см. УСТНАЯ РАЗМИНКА 20.1. Приведите примеры, показывающие, что действие силы зависит от площади опоры, на которую действует эта сила. 20.2. Приведите примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления. 20.3. Назовите известные вам способы увеличения давления. В каких случаях используют эти способы? 20.4. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливается в снег (рис. 158)? 20.5. Как изменятся давление и сила давления человека на пол, если он поднимет одну ногу? 20.6. Каково назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой? Рис. 158 115 20.7. Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост? 20.8. Зачем железнодорожные рельсы укладывают на шпалы? С какой целью нижнюю часть рельса делают более широкой? 20.9. Два человека одинаковой массы лежат — один на полу, другой на диване. Одинаковы ли силы давления этих людей на опоры? Одинаковы ли давления? Почему диван кажется более мягким, чем пол? 20.10. Для чего природа «вооружила* животных клювами, когтями, клыками, жалами, иглами, зубами? Первый уровень 20.11. Выразите в паскалях давление: 0,05 Н/см^; 2 ГПа; 3 кПа, 20 Н/см^. 20.12. Выразите в гектопаскалях и килопаскалях давление: 100 000 Па; 20 000 Па; 3200 Па; 1400 Па. 20.13. Как силой в 5 кН оказать давление в 1 кПа? 20.14. Какое давление оказывает на пол стоящий человек, если его вес равен 600 Н, а площадь двух подошв 300 см^? 20.15. Каток, работающий на укладке шоссе, оказывает на него давление 400 кПа. Площадь соприкосновения катка с шоссе 0,12 м^. Чему равен вес катка? 20.16. Болотистый грунт выдерживает давление до 20 кПа. Какую площадь опоры должна иметь гусеничная машина весом 15 кН, чтобы пройти по такому грунту? 20.17. Трактор массой 6000 кг имеет площадь опоры 2000 см^. Какое давление оказывает он на почву? 20.18. При проигрывании грампластинки игла давит на нее с силой 0,27 Н. Какое давление оказывает игла, если площадь ее острия равна 0,0003 см^? 1-^ Второй уровень ~>~f 20.19. Вы собираетесь в поход. Какой рюкзак вы выберете: с узкими или с широкими лямками? Как нужно правильно укладывать рюкзак и почему? 20.20. Каким образо.м (с научной точки зрения) удалось выявить девушку благородного происхождения в сказке Г. X. Андерсена «Принцесса на горошине» (рис. 159)? Рис. 159 ва 116 20.21. Вблизи государственной границы устраиваются контрольные полосы — тщательно вспахивают и разравнивают полосу земли (рис. 160). Как такая полоса выполняет свое назначение? 20.22. Известно, что солдат с полным снаряжением оказывает такое же давление на землю, как и средний танк. Почему? 20.23. Почему большие головки сыра в магазине режут стальной проволокой, а не ножом? 20.24. Почему по скошенному лугу (рис. 161) ходить труднее, чем по траве? Рис. 160 Рис. 161 20.25. При скреплении различных деталей под винты, болты и заклепки подкладывают специальные шайбы. Для чего это делают? 20.26. Почему относительно мягко лежать в гамаке, ведь его веревки довольно жесткие (рис. 162)? Рис. 162 20.27. Какое давление оказывает на лед конькобежец массой 60 кг, если длина одного конька 40 см, а ширина лезвия 3 мм? 117 20.28. Человек массой 70 кг стоит на снегу в лыжных ботинках. Длина подошвы каждого ботинка 30 см, средняя ширина подошвы 10 см. Какое давление оказывает человек на снег? Во сколько раз уменьшится это давление, если человек станет на лыжи, длина которых 210 см, а ширина такая же, как средняя ширина подошвы? 20.29. Давление, создаваемое кох^енными зубами человека, достигает 800 Н/см^. Чему равна сила давления, создаваемая одним зубом, если принять площадь его опоры равной 40 мм^? 20.30. Какова длина лыж, если стоящий лыжник массой 80 кг оказывает на снег давление 2,5 кПа? Ширина одной лыжи 8 см. 20.31. Во сколько раз большее давление оказывает на дорогу легковой автомобиль, чем стоящий человек, если масса автомобиля в 16 раз больше массы человека, а площадь отпечатка одного колеса равна примерно площади отпечатка одной подошвы человека? 20.32. Мальчик стоял на коньках, но потерял равновесие и упал. Ширина лезвия конька 4 мм, длина части лезвия, соприкасающейся со льдом, 30 см, площадь соприкосновения лежащего мальчика со льдом 0,1 м^. Во сколько раз уменьшилось давление на лед? 20.33. Каким будет давление на грунт мраморной колонны объемом 6 м^, если п.тощадь ее основания 1,5 м^? 20.34. На полу лежит плита из бетона толщиной 25 см. Определите давление плиты на пол. н~Д Третий уровень 20.35. Почему «шила в мешке не утаишь*? 20.36. Какой из двух одинаковых по объему кубиков — медный или алюминиевый — оказывает на опору большее давление? 20.37. Может ли тело, имеющее больший вес, чем другое тело, оказывать на опору меньшее давление? 20.38. Почему боксеры ведут бой в перчатках (рис. 163)? 20.39. На чашке пружинных весов плашмя лежит кирпич. Изменится ли показание весов, если его поставить на ребро? Рис. 163 Рис. 164 118 20.40. Сравните форму зубов хищников и травоядных (рис. 164). Для каких животных важнее, чтобы зубы создавали большое давление? 20.41. Каким было бы давление колес вагонов на рельсы, если бы колеса и рельсы не деформировались при соприкосновении? 20.42. Почему при постройке дома стараются одновременно довести все его степы примерно до одинаковой высоты? 20.43. На столе стоит сплошной алюминиевый куб. Какова масса куба, если он оказывает на стол давление 2 кПа? 20.44. Один литературный герой, закаляя свою волю, рискнул лечь на доску, утыканную гвоздями (остриями вверх). Оцените, из скольких гвоздей должно было состоять его ложе, считая, что масса взрослого человека 70 кг, острие каждого гвоздя имеет площадь 0,1 мм*, а человеческая кожа может выдерживать давление 3 10“ Па. 20.45. Высота алюминиевого цилиндра равна 10 см. Какова высота медного цилиндра, если он оказывает на стол такое же давление? 20.46. Металлический куб массой 54 кг оказывает на стол давление 19 кПа. Из какого металла может быть изготовлен куб? 20.47. Полый алюминиевый куб с длиной ребра 10 см оказывает на стол давление 1,3 кПа. Какова толщина стенок куба? 20.48. На столе одна на другой лежат две книги. Если меньшая лежит сверху, давление на стол равно 300 Па, а если меньшая книга внизу, давление равно 1 кПа. Размеры меньшей книги 15 см X 20 см, ширина большей книги 25 см. Какова длина большей книги? Крепкие орешки 20.49. На столе стоят один на другом два однородных куба, длина ребра которых отличается в 2 раза. Каково отношение плотности материалов, из которых сделаны кубы, если верхний куб оказывает такое же давление на нижний, как нижний на стол? 20.50. Цилиндр А (рис. 165) оказывает на стол давление р, цилиндр Б — давление 4р, тело В — давление 2р. Каково давление на стол тела Г? Рис. 165 119 Осмелюсь доложить, я могу объяснить — это очень просто… Л. Гашек 21. ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. ЗАКОН ПАСКАЛЯ’ Пример решения задачи В левое колено U-образной трубки с водой долили слой керосина высотой 15 см. На сколько поднялся уровень воды в правом колене? Решение. Горизонтальная линия а на рисунке 166 показывает первоначальный уровень воды в трубке. После долива керосина вода в левом колене опустилась на расстояние д:, а в правом колене на столько же поднялась. Из условия равенства давлений в точках А и В получаем = = р^Л, = • 2х, Дано: “ 15 см = 0,15 м р^ = 800 кг/м’ р^ = 1000 кг/м’ — ? :г: рЛ откуда X = = — Ответ: на 6 см. 800 кг/м’ • 0,15 м 2•1000 кг/м’ Рис. 166 = 0,06 м. УСТНАЯ РАЗМИНКА 21.1. Как передают давление жидкости и газы? Почему это происходит? 21.2. Изменится ли давление воды на дно сосуда, если ее перелить из узкого стакана в широкую кастрюлю? 21.3. В сосуде с водой растворили поваренную соль. Изменится ли давление на дно сосуда? 21.4. Из чего можно заключить, что давление газа по всем направлениям одинаково? 21.5. Почему воздушные шарики и мыльные пузыри круглые? 21.6. Почему в сообщающихся сосудах уровень воды одинаков? ‘ При решении задач этого раздела атмосферное давление не учитывайте. 120 21.7. Какие сообщающиеся сосуды есть у вас дома? Приведите примеры. 21.8. Уровень жидкости в сосудах одинаков (рис. 167). Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой, если открыть кран? Рис. 167 21.9. Используя закон Паскаля, объясните, почему зубную пасту легко выдавить из тюбика. 21.10. Мяч, вынесенный зимой из комнаты на улицу, становится слабо надутым. Почему? 21.11. Какой из чайников, показанных на рисунке 168, менее удобен? Почему? Рис. 168 21.12. Какое свойство жидкостей и газов используют в гидравлических и пневматических машинах? ■J~4 Первый уровень 21.13. Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 40 см? 21.14. Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, а опытный ныряльщик — на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах. 21.15. На какой глубине давление воды в море равно 824 кПа? 21.16. Давление столба жидкости высотой 12 см равно 852 Па. Определите плотность жидкости. 21.17. Какое давление должен создавать насос, чтобы поднимать воду на высоту 60 м? 21.18. Какова глубина бассейна, если давление воды на его дно равно 80 кПа? 21.19. Длина аквариума 40 см, ширина 20 см, высота 30 см. С какой силой вода давит на дно аквариума? 21.20. В мензурке находятся три слоя жидкостей (машинное масло, вода и ртуть) толщиной по 10 см. Каково давление на дно? 121 Рис. 169 с=Л Второй уровень 21.21. Масса воды в широком сосуде [ I 400 г, в узком — 100 г (рис. 169). Поче- му вода не переливается из широкого со-суда в узкий? 21.22. Глубина погружения: искателя жемчуга — до 30 м; человека с аквалангом — 145 м; человека в мягком скафандре — 180 м; человека в жестком скафандре — 250 м; человека в батискафе — 10 920 м. Чем вы объясните различие в глубине погружения? 21.23. Почему пловец, нырнувший на большую г.лубину, испытывает боль в ушах? 21.24. Воду перелили из широкого цилиндрического сосуда в узкий. Как изменилась сила давления воды на дно? давление воды на дно? 21.25. Каким образом с помощью небольшого количества воды можно создать большое давление? 21.26. В стакан налита вода, уровень которой не достигает его краев. Изменится ли давление на дно стакана, если в воду опустить палец? 21.27. Для чего отводящим трубам раковины на кухне придают коленчатую форму АВСП (рис. 170)? 21.28. Опишите поведение молекул газа в закрытом сосуде. Что происходит с молекулами, когда они подлетают к стенкам сосуда? 21.29. Изменится ли давление воды на дно ведра, если в воду опустить мяч? Рассмотрите два случая: а) ведро заполнено доверху; б) ведро заполнено наполовину. 21.30. Масса одного и toi’o же газа в двух одинаковых закрытых сосудах одинакова. Один из этих сосудов находится в теплом помещении, а другой — в холодном. В каком из сосудов давление газа больше? Почему? 21.31. Сидящие у костра могут видеть, как от горящих поленьев с треском разлетаются искры. Почему отскакивают искры? 21.32. Число молекул газа, находящегося в закрытом сосуде, при нагревании не увеличивается. Почему же тогда давление газа в сосуде растет? 122 21.33. Будет ли действовать гидравлический насос на космической орбитальной станции? 21.34. Когда на открытой площадке стало слишком жарко, волейболисты перешли в прохладный зал. Придется ли им подкачивать мяч или выпускать из него часть возду’ха? Если придется, то почему? 21.35. Чтобы удалить вмятину на шарике для настольного тенниса, шарик погрузили в горячую воду. Почему исчезла вмятина? 21.36. Определите силу давления нефти на пробку площадью 10 см^ в дне цистерны, если высота нефти 1,5 м. 21.37. Малый поршень гидравлического пресса под действием силы 600 Н опустился на 12 см. При этом большой поршень поднялся на 3 см. Какая сила действует со стороны жидкости на большой поршень? 21.38. Сосуд в форме куба заполнен водой. Определите давление воды на дно, если масса воды 64 г. 21.39. В цилиндрическую мензурку высотой 45 см налиты ртуть, вода и керосин. Объемы всех жидкостей одинаковы, жидкости не смешиваются между собой и полностью заполняют мензурку. Найдите давление на дно. 21.40. В цилиндрическом сосуде
ГДЗ по физике 7 класс Генденштейн, Кайдалов
Решебники, ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- Информатика
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- 2 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
- Украинский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
- Украинский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Музыка
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
- Украинский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Основы здоровья
- Музыка
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 5 Класс
megaresheba.ru
ГДЗ по Физике за 9 класс Задачник
авторы: Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев.
Ответы к учебнику по физике 9 класс Генденштейн можно скачать здесь.
Глава 1. Механическое движение. Система отсчета
Глава 2. Прямолиненйное равномерное движение
Глава 3. Простейшие случаи неравномерного движения
Глава 4. Прямолиненйное ускоренное движение
Глава 5. Равномерное движение по окружности
Глава 6. Взаимодействие и силы
Глава 7. Первый закон Ньютона
Глава 8. Второй закон Ньютона
Глава 9. Третий закон Ньютона
Глава 10. Закон всемирного тяготения
Глава 11. Силы трения
Глава 12. Импульс. Закон сохранения импульса
Глава 13. Механическая работа. Мощность
Глава 14. Энергия
Глава 15. Механические колебания
Глава 16. Механические волны. Звук
Глава 17. Строение атома
Глава 18. Атомное ядро
Глава 19. Ядерные реакции
Глава 20. Солнечная система
Глава 21. Звёзды и галактики
Задачи для повторения
Задачи для самоконтроля
Задачи повышенной трудности
Сборник готовых домашних заданий (ГДЗ) Задачник по Физике за 9 класс, решебник Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев самые лучшие ответы от UGDZ.RU.
egdz.ru