«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Гдз история россии 7 класс данилов арсентьев: ГДЗ История России 7 кл. Арсентьев 2023

ГДЗ История России Арсентьев 7 класс Часть 1 Стр. 13

Содержание

  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Работаем с картой
  • Изучаем документ
  • Думаем, сравниваем, размышляем

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Представители каких стран, народов и куда совершали путешествия в древности (и куда)?

Древние финикийцы совершили первое в истории плавание вокруг Африки. Древние греки также совершали морские путешествия (по Средиземному и Черному морям). Древнекитайские мореплаватели хорошо освоили моря Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, добирались до берегов Индии, Аравии и Африки; ученые полагают, что древние китайцы путешествовали даже к берегам Центральной и Южной Америки. В IX-XI вв. викинги открыли Исландию, Гренландию, достигли берегов Америки.

2. Можно ли утверждать, что Х. Колумб, открыв Америку, достиг цели своей экспедиции? Свой ответ аргументируйте.

Х. Колумб искал путь в сказочно богатую Индию, однако открыл Америку. Поэтому нельзя утверждать, что он достиг цели своей экспедиции.

3. Перечислите основные причины Великих географических открытий.

Основной причиной, побудившей европейцев к дальним плаваниям, был поиск морских торговых путей из Европы в Индию и Китай, товары из которых пользовались огромным спросом на европейских рынках. Старые же сухопутные пути в Индию и Китай для европейцев стали недоступны из-за завоеваний турок-османов.

4. Как вы думаете, почему на первом этапе Великих географических открытий большую часть из них совершили представители Испании и Португалии?

Испания и Португалия были главными морскими державами из-за географического положения. Они имели выходы в океан, находились близко к Африке и делали плавания вдоль ее берегов.

5.

Открыты морские пути в Африку, Индию, Юго-Восточную Азию, Китай, открыты Исландия, Гренландия, Северная и Южная Америка Освоение Урала и Западной Сибири, открыты остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море, Новую Землю, архипелаг Шпицберген
Основной вывод
Россия сыграла незначительную роль в Великих географических открытиях, но это позволило значительно расширить свои территории

6 (5). Почему континент, открытый Х. Колумбом, получил сразу два названия – Новый свет и Америка?

Европейцы стали называть открытые земли Новым Светом в противоположность уже известному Старому Свету – Европе, Азии и Африке. Находившийся на испанской службе флорентийский торговец и путешественник Америго Веспуччи описал открытые Колумбом земли и первым высказал предположение, что они не часть Индии, а совершенно новый континент. Именно в его честь эти земли и были названы Америкой.

7 (6). В каких основных направлениях (север, юг, северо-запад и т.д.) двигались русские первооткрыватели? С чем это связано?

Русские путешественники двигались на восток и северо-восток. Это связано с несколькими факторами. На организацию дальних экспедиций не хватало денег, у России отсутствовали выход к незамерзающим морям и флот. Поэтому исследовались территории, которые были географически близки к России. Задачей первооткрывателей был поиск новых территорий и включение их в состав растущего государства.

8 (7). Какое событие из описанных в параграфе можно считать важнейшим географическим открытием для России в XV – XVI вв.? Свой ответ поясните.

Тверской купец Афанасий Никитин в 1468-1474 гг. предпринял беспримерный поход, который он описал в книге «Хожение за три моря». Во время «хожения» Никитин посетил Персию, Аравию, Индию и Африку.

Стр. 13

Работаем с картой

1. С помощью атласа покажите на карте северные и южные пути из Европы в Индию. Какой из них, по вашему мнению, наиболее короткий? Какой был наиболее безопасным в XV – XVI вв.? Свои ответы аргументируйте.

Наиболее коротким был южный путь в Индию. Безопасным нельзя назвать ни один из путей. Северные были опасны из-за климата, дальности пути, на южном направлении процветало пиратство.

2. Используя карту, докажите, что Уральские горы простираются «от моря до моря».

Уральские горы простираются от побережья Северного Ледовитого океана до побережья Аральского моря.

3. Покажите на карте географические объекты, открытые поморами.

Архипелаг Шпицберген, Новая Земля, Медвежий о-в, Колгуев о-в.

4.

Стр. 13

Изучаем документ

1.

Исторический документ является письменным источником. Автор – испанский историк, который законспектировал Х. Колумба. Основная идея – сообщить об открытии новой земли, которая вошла во владение Испании.

2. Как вы думаете, с какой целью Х. Колумб, высадившись на берег, развернул королевский флаг?

Х. Колумб показывал, что этот остров переходит во владение короля и королевы.

Стр. 13

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя Интернет, подготовьте иллюстрированное описание одного из европейских кораблей эпохи Великих географических открытий.

Большая португальская каравелла1.

С романтическим названием этих судов неразрывно связаны наши представления о великих географических открытиях.

Характерными особенностями каравелл были высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и наличие надстроек в носовой части и в корме. Большие каравеллы только на фок-мачте несли прямые паруса фок- и фор-марселя. На остальных мачтах устанавливались латинские паруса, что позволяло этим судам ходить круто к ветру. Водоизмещение больших каравелл составляло 200-400 т. На палубе были установлены 16-22 пушки.

2. Выясните общие для России, стран Европы и Азии причины географических открытий. Свой ответ аргументируйте с помощью цитат из текста параграфа.

«Их задачей был поиск новых территорий и включение их в состав растущего государства».

«Целями Великих географических открытий были развитие мировой торговли, увеличение ее объема, получение прибыли от продажи восточных товаров без посредников».

3. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), напишите (в тетради) короткое сочинение об одном из походов русских путешественников в XV–XVI вв.

Афанасий Никитин – первый русский путешественник.

Весной 1468 г. тверской купец Афанасий Никитин, не слишком богатый, но энергичный, уехал из Москвы. Он снарядил два судна, чтобы начать торговлю в новых землях. Его маршрут пролегал через Волгу и Каспий, где на местных рынках особенно ценились дорогие русские меха.

Но под Астраханью корабли были практически полностью разграблены татарами. Разоренные купцы не могли вернуться на родину, так как дома их ждали долги. Афанасий Никитин взял курс на юг: добравшись до Дербента, а после и до самой Персии, купец направился к оживленному порту Ормуз, который был точкой пересечения морских торговых путей Востока. Из порта Ормуз морем он попал в Индию, где прикинулся странствующим дервишем (мусульманский монах), подолгу останавливался в каждом городе и все впечатления о быте и нравах населения записывал в свои путевые тетради. В Индии Афанасий Никитин провел три года, а затем через Африку (Сомали), турецкие земли Трабзона (Трапезунд) и Черное море он вернулся домой.

Не доехав до дома, он заболел и около 1475 г. умер. От Никитина остались его путевые записи («тетради»), которые стали знаменитым «Хожением за три моря»2.

4. Каковы были отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний?

Великие географические открытия способствовали усилению борьбы и соперничества между европейскими странами за колонии. Колониальные войны вели к гибели большого числа людей. Порой эти конфликты переносились и в Европу. С новых континентов в Европу были завезены новые болезни, уносившие жизни множества людей. Завоевание европейцами Нового Света не только привело к гибели большого числа индейцев, но и повлекло за собой уничтожение их самобытных цивилизаций.

Борьба между европейскими государствами усилилась в связи с желанием максимально расширить свои территории, получить новые колонии, которые становились сырьевыми придатками метрополий, а также новыми рынками сбыта продукции.

ГДЗ История России Арсентьев 7 класс Часть 2 Стр. 28

Содержание

  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Работаем с картой
  • Изучаем документ
  • Думаем, сравниваем, размышляем

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему распался тушинский лагерь? Закономерен ли, с вашей точки зрения, исход авантюры Лжедмитрия II?

Неудачи в боях со Скопиным-Шуйским привели к конфликтам в тушинском лагере. Польские наемники требовали плату за службу. Польский король Сигизмунд III, начавший прямую интервенцию в Россию, больше не нуждался в помощи Лжедмитрия II. На мой взгляд, окончание авантюры Лжедмитрия II было закономерным.

2. Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом? Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?

Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности: боролся за чистоту православной веры, создал культ местных святых, первых архиепископов, и написал их жития.

В сентябре 1605 года он был вызван на церковный Собор, который должен был решить вопрос о возможности женитьбы «царя Дмитрия» на католичке Марине Мнишек. В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак. За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву.

Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости. Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения. В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки. Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина. Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена14.

Русская православная церковь в годы Смуты играла роль объединяющей силы русского народа, стремилась защитить православие от желания поляков насадить в России католичество.

3. Приведите доказательства сложного внешнеполитического положения России в 1611 г. Какие планы строили в отношении России европейские державы?

Летом 1611 г. Россия находилась в исключительно тяжелом положении. После 20-месячной осады в июне 1611 г. войска польского короля овладели Смоленском. С юга в пределы Российского государства вторгались отряды крымского хана. Англия строила планы захвата Русского Севера. В Москве продолжали хозяйничать поляки. По стране ходили слухи, будто убийство Ляпунова организовано Заруцким, чтобы расчистить путь к российскому престолу «ворёнку».

4. Подготовьте рассказ об образовании и деятельности Второго ополчения. Для чего был создан «Совет всей земли»?

Второе народное ополчение начало формироваться в 1611 г. Центром стал Нижний Новгород. С призывом к народу обратился нижегородский староста Кузьма Минин. Началось формирование войска. Командующим был выбран Дмитрий Пожарский. Для управления страной ими был создан «Совет всей земли». В феврале 1612 г. второе ополчение вышло из Нижнего Новгорода. Пополнив по дороге ополчение войсками, в июле 1612 г. они двинулись на Москву. После нескольких месяцев борьбы и осады 4 ноября 1612 г. остатки польского гарнизона сдались. Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против интервентов, положив начало концу Смуты.

5. Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?

Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. С освобождением столицы стало возможным восстановить в России государственную власть.

6. Почему 4 ноября стало отмечаться в России как День народного единства?

4 ноября – день окончательной сдачи польского гарнизона Кремля. Москва была полностью освобождена от захватчиков силами народа, объединившегося против общего врага.

Стр. 28

Работаем с картой

Покажите на карте на с. 17 путь следования Второго ополчения к Москве. Как вы думаете, почему он был именно таким?

Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org

Путь следования Второго ополчения к Москве показан синими стрелками. Такой путь был обусловлен потребностями в пополнении ополченцами и обучении воинов, добиваясь слаженности в действиях всех отрядов.

Стр. 28

Изучаем документ

1. В чём автор отрывка усматривает главную особенность Земского собора 1613 г.?

Автор считает главной особенностью Земского собора 1613 г. то, что это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

2. Какие важные сведения о работе Земского собора приведены в данном отрывке?

Решение Земского собора не искать нового царя среди иноземцев. Автор рассказывает о подкупе избирателей будущего царя.

Стр. 28

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Почему действия Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополчения) были удачными?

Второе ополчение было хорошо подготовлено, обучено, оснащено, существовало единое командование. В рядах ополчения не было раздоров, цель была единая – освободить страну от иностранных захватчиков. Первое ополчение отличалось неподготовленностью, пестрым составом, отсутствием общности целей, так как участники ополчения стремились получить выгоды и привилегии в будущем, а не освободить страну.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал об осаде поляками Троице Сергиева монастыря. На основе собранного материала подготовьте сообщение о защитниках обители (сопроводив его электронной презентацией).

С.Д. Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. Источник: commons.wikimedia.org

23 сентября 1608 года в окрестностях монастыря появились войска Петра Сапеги и Александра Лисовского. Но монастырь больше походил на крепость, чем на храм божий. 12 башен с каменной стеной окружали обитель. А стены крепости защищали 2300 ратников и крестьян из окрестных сёл. Во главе воинства стояли Григорий Долгорукий и Алексей Голохвастов. Сколько было польского воинства, точных данных нет. В некоторых источниках приводится цифра 15-20 тысяч человек, но и это намного превосходило количество защитников. В первый же день защитники сделали вылазку и спалили монастырские слободы, тем самым лишив нападающих крова. Первоначально враги пытались договориться, но защитники оказались стойкими, и нападавшим пришлось готовиться к штурму. С 3 октября поляки обстреливали монастырь, а 12 октября пошли в атаку. Слаженными действиями защитникам удалось отразить атаки тушинцев. Они бежали с поля боя, побросав снаряжение. Началась осада с попытками взять острог, которые также потерпели неудачу.

Литография из серии «Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.». Источник: pinterest.com

Поляки решили сменить тактику и принялись готовить подкопы. Началась минная война. Защитники от пленных узнали о готовящейся диверсии и 9 ноября вышли за стены, уничтожили передовые части поляков, нашли подкоп и взорвали его. Тем не менее положение защитников становилось всё хуже. В крепости не хватало дров, сена, началась цинга. Всё необходимое оборонявшиеся добывали с боем, неся при этом большие потери. За время осады защитники выдержали три мощных штурма, а 27 мая 1609 года был самый страшный штурм. Целый день отбивались они и выдержали, а потом пошли в контратаку и отбросили врага. О том, что идёт осада Троице-Сергиева монастыря, было известно в Москве. На помощь защитникам были высланы отряды воеводы Михаила Скопина-Шуйского. Это напугало поляков, и основные отряды Сапеги и Лисовского ушли, остались только разрозненные отряды казаков. В октябре 1609 года пришла долгожданная подмога. В крепость прорвались 600 ратников, которых прислал Скопин.

Монахи прорываются сквозь осаду и скачут к князю Михаилу Скопину-Шуйскому за помощью. Источник: pinterest. com

В январе 1610 году к стенам монастыря вновь пришёл Сапега с войсками, и вновь его постигла неудача. 22 января он увёл свои войска к Дмитрову. На том и закончилась осада, которая продолжалась 16 месяцев.

Литография с одним из эпизодов Троицкой осады. Источник: pinterest.com15

3. В чём состоит историческое значение подвига Ивана Сусанина?

Подвиг Ивана Сусанина не позволил убить Михаила Романова, что помогло бы сохранить русский трон для польского короля или для его сына. Таким образом, его подвиг позволил восстановить российскую государственность с русским царем.

4. Как бы вы объяснили исторический смысл и значение государственного праздника – Дня народного единства – своему младшему товарищу, который ещё не изучал в школе Смутное время? Подготовьте текст такого объяснения.

В далеком XVII в. Россию раздирала Смута – время, в которое не было единства у русского народа. Каждый преследовал свои цели. И иностранные государства решили воспользоваться этой ситуацией и захватить нашу страну. На Севере хозяйничали шведы, а в Москве – столице нашего государства – правили поляки. В 1612 г. наш народ отказался от своих личных интересов и пожертвовал своими жизнями для одной цели – освободить Россию от иностранных захватчиков. Общими усилиями Москву удалось освободить 4 ноября 1612 г. от польских захватчиков, восстановить российскую государственность и изгнать захватчиков с русской земли, так как боролся весь народ в каждом уголке нашей родины.

5. Оцените участие патриарха Филарета в событиях Смуты и его роль в избрании царём Михаила Романова. Сформулируйте свою оценку деятельности патриарха Филарета.

Патриарх Филарет сыграл большую роль в Смутное время. При Лжедмитрии I он занимал церковный пост митрополита Ростовского, оставался им и при Василии Шуйском. При Лжедмитрии II занял пост патриарха при «тушинском лагере», при этом сам называл себя пленником. После освобождения участвовал в посольстве к польскому королю Сигизмунду III, в ходе которого не возражал против избрания царем польского королевича Владислава, но требовал принятия православия. Попал в плен к полякам, однако не подписал договор, который имел бы в дальнейшем большую юридическую силу.

Благодаря тому, что Филарет открыто не вставал на ту или иную сторону, его репутация не была запятнана, к тому же он был ярым сторонником православия, что удовлетворяло все слои российского общества. Это способствовало одобрению на царский престол кандидатуры его сына, Михаила Федоровича Романова.

6. Поразмышляйте, почему было необходимо избрание на российский престол нового царя. Почему выбор пал на Михаила Фёдоровича Романова

Дед Михаила Романова, Никита Романович Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Он был близок к Грозному, но в опричнину не входил, считался даже заступником за невинных. Поэтому и бывшие опричники, и бывшие земские видели в Романовых своих. Отец Михаила, Федор Никитич (Филарет), находился в плену в Тушине, но фактически на положении почетного гостя, даже был наречен патриархом. Филарет открыто не вставал на ту или иную сторону, его репутация не была запятнана, к тому же он был ярым сторонником православия, что удовлетворяло все слои российского общества.

Добавить комментарий