Вводный урок русского языка в 6 классе по теме «Слово — основная единица языка» (программа М. Разумовской). | План-конспект урока по русскому языку (6 класс):
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект составила учитель русского языка
Палкина И. Г.
Тема урока: Слово – основная единица языка.
Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания (первый урок)
Цели урока:
— способствовать освоению понятия слово через исследование различных источников: словарей, народную мудрость — притчи, отрывков из произведений художественной литературы, научно-популярных статей;
— показать учащимся универсальность языка как средства общения, красоту и образность русского языка ;- формировать умение грамотно выражать свои мысли, используя слова с учётом их конкретного лексического значения; — воспитывать бережное отношение к русскому языку через использование нормативной литературной лексик
Планируемые результаты:
Личностные
— создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
— творческое осмысление учениками языковых явлений;
— осмысление этической стороны речи, нравственной ответственности за все сказанное;
— воспитание эмпатии, умения проявить сочувствие другим людям и всему живому;
— воспитание культурной личности, осознающей свою связь с духовно-нравственными традициями предков;
— восприятие речи учителя, развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
— умение структурировать знания, выразительно читать, обобщать и делать выводы; уметь оценивать выполненное и формулировать собственное мнение.
— умение свободно пользоваться словарями различных типов;
— овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
— умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
— умение искать и выделять необходимую информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
Предметные:
— развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
— умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
— составление выступления по теме урока;
— осознавать, что слово является основной единицей языка, приводить соответствующие примеры; знать и применять на практике правила орфографии и пунктуации.
Оборудование урока: высказывания о русском языке, ссылки на электронные словари: Толковый словарь С. Ожегова, Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, Школьный этимологический словарь Н. Шанского.
Приложение к уроку «Слово — основная единица языка» (карта заданий).
Презентация к уроку.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | ||
— Где в учебнике находится оглавление? Назовите все части речи, которые вам известны. Как вы думаете, все ли части речи мы изучили? Давайте заглянем в учебник. Слово учителя: — Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу. — Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? (слайды 5-6 | Дают ответы. Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя. Проверяют готовность к уроку (наличие учебника, тетради). Работают с оглавлением и титульным листом учебника. Находят и называют новые части речи: причастие, деепричастие, числительное. Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах).
| Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные (К). Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Постановка учебной задачи | ||
Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (слайды 7-8) — Верно. Наш урок мы начали с общения, которое невозможно без чего? Без слова. -Запишите, пожалуйста, тему урока. Обратите внимание на правописание слов, знак препинания — тире между подлежащим и сказуемым. — Какова главная цель урока? (слайд 9). Наши задачи: Запись темы (слайд 11). — Ребята, а знаете ли вы, что за каждой буквой нашего русского алфавита скрываются… слова, и эти слова хотят донести до нас что-то очень важное. В конце урока мы непременно узнаем, какую тайну скрывает русский алфавит.. |
Формулируют тему урока (Слово – основная единица языка): Формулируют цель (помощь учителя) (Рассмотреть слово как основную единицу языка). Сущ — сущ.
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания | ||
Группа 1. Станция «Исследователи». (Приложение). (3 минуты выступление + выводы) . (5 минут на подготовку) (3 минуты выступление + выводы) (3 минуты) В тетради запишем трудные слова: «единица», «соединять», «разъединять» (слайд 19) (1 минута) • Физминутка (слайд 20) | Групповая работа по станциям. Каждая группа учеников получает своё задание, на подготовку задания отводится 5 минут. Каждая группа готовит выступление, по ходу урока заслушиваются выступления всех групп (Приложение ). Дети работают со словарями С Ожегова, В Даля, Н. Шанского.
2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся Учащиеся делятся своими мыслями. Делают записи в тетради. Записывают в тетради трудные слова из упражнения 2.
| сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
Станция «Грамотеи». Коллективное выполнение задания. — С высказываниями Л. Толстого перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3). — Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом Подтвердите примерами (слайд 21)
— Выявите лексическое значение слова «заклинать», подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор? — Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами (слайд 22)
(5 минут на подготовку) Группа 3. Станция «Виртуозы слова» (Приложение). (Выступление 3 минуты + выводы) А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова. 1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий) 2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской) 3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской) 4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов) — Ребята, а где живут метафоры и сравнения? Где мы её можем встретить? (1 минута) «…чтоб завтра себя самого не стыдиться…» – как здорово, по-моему, ребята, сказано! Мне, к сожалению, иногда бывает стыдно, когда смотрю телевизор, ненароком слышу чужой разговор. Как вы думаете, почему? Совершенно верно – употребление грубых, нелитературных слов (слайды 29-30) ( 5 минут на подготовку) Группа 4 Подземелье сквернословия. Не входить! (Приложение). ( Выступление 4 минуты + выводы) Об этом же свидетельствуют заключения учёных из различных стран. Мы видим, каково влиянии нецензурной брани на живые организмы (слайды 34-41 ) Речевой этикет в Древней Руси ( 1 минута) Я начну первой, а вы – поддержите меня, пожалуйста (слайд 44). Синквейн. Говорите людям искренние комплименты. Такие слова согревают. — Полезными. Сообщайте важное, не говорите лишнего. Запрещается: (1 минута) https://www.youtube.com/watch?v=vjSW_VJhPQE Прочитаем слова советского писателя Фёдора Абрамова: «В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, — энергия человеческого духа» (слайд 49).
язы | Учащиеся выразительно читают стихотворение Я. Козловского. Записывают текст упражнения. Дают ответы. •Выясняют значение слова «заклинать» (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово; •Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автор Ссылка на слово «заклинать» в толковом словаре: Заклинать. 1. (совер. заклясть) кого-что. Ворожбой, колдовством подчинять магической силе, делать покорным тому, кто обладает тайными знаниями. Заклинать духов. Заклинать клад. || что. Ворожбой, колдовством придавать чему-нибудь волшебную, магическую силу. Заклинать мечи. 2. кого-что кем-чем. Умолять с торжественной настойчивостью во имя чего-нибудь святого, высокого (ритор.). «Заклинаю вас всем, что есть святого на свете, — скажите правду.» А.Тургенев.
Синонимы к слову: Напутствие – слова пожелания в путь. Чернить – 1 делать чёрным, 2 клеветать.
Группа готовит задание. Представляет свои ответы. Заслушиваем выступления участников группы. Дети отмечают наиболее удачные и интересные работы. Вместе делаем выводы о том, как может влиять на нашу речь чтение классической литературы, знакомство с выступлениями мастеров художественного слова. Отвечают на вопросы. Читают тест упр. 4. Отвечают на вопросы. Группа готовит короткое выступление, ученики выбирают главную информацию. Делятся мнениями. Заслушиваем и анализируем выступления, вместе делаем выводы. Переход ненормативной лексики из разряда речи маргинальных слоёв общества в обиходную речь не только взрослых, но и детей свидетельствует о серьёзной духовной болезни носителей русского языка. Матерная речь несёт энергию разрушения, губительно действуя не только на говорящего человека, но и на другие живые организмы. • Беседа: «… Вместе составляем синквейн, суммируя полученные на уроке сведения о СЛОВЕ. Проверяем. | Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
( 1 минута) — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Где можно применить новые знания? ( слайд 50) Если вас заинтересовали темы, которые мы рассмотрели на уроке, и вам было бы интересно подготовить сообщение-презентацию по какой-либо из них, пришлите смайлик. У меня остались вопросы, я хотел бы их прояснить. Домашнее задание: Одно на выбор: Оценки за урок. |
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку «Слово – основная единица языка» (карта заданий).
Презентация.
Конспект вводного урока в 6 классе «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)». | План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
Конспект вводного урока в 6 классе
«Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Конспект урока разработала:
Степанова Элада Георгиевна, учитель МБОУ
«Болдыревская ООШ»
Родионово-Несветайский район
2016 г.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 6 класс (часть 1). Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч./ Авторы-составители: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук и др.; пол ред. А.Д.Шмелёва. – Москва:Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.
Название раздела, главы: Что значит «современный русский язык»? О языке и речи.
Тема урока: «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Цели урока:
предметные УУД: овладение первоначальными представлениями о «современном литературном языке», разновидностях русского языка, о нормах русского языка.
Метапредметные:
регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;
познавательные УУД: расширение знаний учащихся о «современном литературном языке», о понятиях «язык» и «речь»; формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Тип урока: традиционный
Ход урок
- Приветственное слово учителя
— Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых знаний в ходе нашего общения.
Чтение стихотворения учителем.
Знания – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знаниям есть,
Мы можем этим гордиться.
— Для чего нужны знания?
(- Знания необходимы, чтобы в будущем заниматься любимым делом; получить ту профессию, о которой мечтали)
— Почему важно изучать язык?
(-Изучение языка необходимо, чтобы грамотно писать и говорить!
— Язык помогает нам общаться друг с другом!)
— Приобретая знания, мы открываем для себя много нового в различных областях, сегодня я желаю всем нам успехов и новых открытий в языке.
- Мотивация учебной деятельности.
— Почему важно изучать язык?
(Язык служит средством общения людей)
— Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.
— Кто скажет, сколько языков на земном шаре?
— А сколько языков в нашем регионе?
— Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?
— Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.
1. Чтение текста учителем (текст на слайде).
Современный русский язык — один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.
Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.
Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).
— На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
— Давайте зададим вопросы к тексту.
(- Какие разновидности русского языка существуют?
— Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)
— Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.
III.Актуализация знаний.
1. Формулирование темы
— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О разновидностях русского языка)
2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.
— Как вы понимаете значение слова «разновидности»?
— К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?
3.Работа с толковым словарем и словарем синонимов.
4. Работа со схемой в учебнике.
Упражнение 1(стр. 8).
— Ребята, как авторы учебника объясняют, что такое разновидности языка?
— Сколько таких разновидностей они нам показали?
(Вариант: проецирование схемы на доску).
— Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?
(Общенародный язык: диалект, жаргон (военный жаргон, словарь хакера, молодежный сленг), литературный язык).
-Можно ли узнать по речи, где живет человек, откуда он родом? Как называются слова, которые передают самобытность той местности, откуда человек родом?
(Диалекты)
-Что характерно для жителей нашей области? Составьте словарик из 3-4 слов-диалектов, характерных для жителей нашей местности.
(Кабак, бурак, хата, клуня, жердёлы, шипчина, гардал, вытяпала, курчата, пивень).
— Посмотрите на схему и скажите, какие ещё слова портят нашу речь и порой звучат неуместно?
(Жаргоны)
— А каким языком пользуются мастера слова, когда пишут свои книги? Найдите ответ в схеме.
(Литературный язык)
5. Работа с учебником.
Упражнение 2.
— Какая характеристика русскому языку дается в упр.2?
— Как вы понимаете, что такое «воспитанный» язык? Составьте словарик из 3-4 прилагательных-синонимов (работа в группах).
(Культурный, нормированный, уместный, выразительный)
IV. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН.
- Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.
— Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?
(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй — соответствует нормам литературного языка)
— Какие слова в первом отрывке не соответствуют нормам литературного языка? Как они будут звучать на «воспитанном» языке?
(варианты ответов обучающихся)
- Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебное кольцо» (видео)
— Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.
— Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Волшебное кольцо». (просмотр видео)
— Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)
— Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте? (нет)
— Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).
3. Работа с текстом в учебнике.
— Откройте с. 9 учебника, посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?
(Язык и речь)
Обратимся к упражнению 6.
— Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь. С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?
(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека).
А язык – это правила, по которым идёт сборка).3. Лексическая работа после текста.
— Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи. (Пробуем с учащимися составить таблицу, затем проецируем на экран приведённую ниже таблицу и комментируем различия, которые не назвали дети).
Функции языка и речи.
Язык | Речь |
|
|
— А с чем бы вы сравнили язык и речь?
(Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой; с паровозом и вагончиками; с солнцем и лучами).
— Подберите глаголы к слову язык.
(Владеть, использовать, изучать, понимать).
— Подберите прилагательные к слову речь.
— (Образная, выразительная, правильная).
4.Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 7. Самопроверка (текст упражнения 7 на слайде)
V.Домашнее задание (дифференцированное).
1. Упражнение 5 (базовый уровень). Составить памятки (3-5 предложений) на выбор:
- «Как нужно общаться со своими ровесниками?»
- «Как нужно общаться со взрослыми?»
- «Как нужно общаться с родителями?»
- «Как нужно общаться с учителями?»
- «Как нужно общаться с близким другом?»
- «Как нужно общаться с малознакомыми ребятами во дворе?»
2.