ГДЗ Всеобщая история средних веков 6 класс Агибалова. Вопросы страница 66 Номер 6
- Учебники
- 6 класс
- История 👍
- Агибалова
- №6
авторы: Агибалова, Донской.
издательство: «Просвещение»
Раздел:
- Предыдущее
- Следующее
Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запишите её.
reshalka.com
Решение
Расселение славян
1. западные славяне
2. восточные славяне
3. южные славяне
У каждой группы славянских племён было своё направление расселения. Восточные славяне перешли на северо−восток и заняли земли от Балтийского до Чёрного моря, рядом с реками Днепр, Волга. Западные славяне оказались на территориях в районах бассейнов рек Эльба, Одра и Висла. Южные славяне стали жить на Балканском полуострове.
Занятия и образ жизни славян
1. основные занятия славян в мирное время
2. система управления славянских племён
3. набеги на соседей
4. роль добычи в жизни славян
Славяне главным образом занимались земледелием. Одним из основных занятий было скотоводство (разведение лошадей, коров и свиней, овец). Также развиты были ремёсла (кузнечное дело, ткачество, гончарное ремесло, деревообработка). Большим подспорьем являлись промыслы: охота, рыболовство, бортничество, пушной промысел. Также занимались торговлей, продавая мёд, воск, меха. Важную роль в общественной жизни славянских племён занимало народное собрание, на котором решались важные вопросы. Власть в племени принадлежала князю (вождю), который опирался на дружину.
Болгарское государство и Великоморавская держава
1. завоевание славян болгарами
2. создание Болгарского государства
3. князь Симеон
4. взаимоотношения с Византией
5. уничтожение Болгарского государства
Славяне и булгары создают Первое Болгарское царство. Оно возникает на территории Византийской империи. Византия становится одним из центров распространения христианства среди славянских государств, многие из которых в IX−X вв. христианизируются. Семен Иванович, он же Симеон Гордый, был русским князем в середине четырнадцатого столетия, великого столетия, явившего к своему концу могучую державу, Московскую Русь. После смерти князя Симеона произошло завершение византийско−болгарской войны X− начала XI в.
Создание славянской письменности
1. создание Великоморавской державы
2. крещение Великой Моравии
3. деятельность Кирилла и Мефодия
4. особенности славянского алфавита
5. судьба наследия Кирилла и Мефодия
Великоморавская держава сформировалась после распада контролировавшего большую часть Центральной Европы Аварского каганата. И тогда, и сейчас святые Кирилл и Мефодий считались символами просвещения. Они совершили подвиг создания славянской азбуки, положив тем самым основание современной письменности всех славянских народов. Письменность, составленная ими, представляла собой особую законченную систему, созданную с учетом специфических особенностей славянского языка.
Становление славянских государств
1. образование Древнерусского государства
2. образование Чешского государства
3. образование Польского государства
4. объединение Польши
Происхождение Древнерусского государства связывают с 862 годом, когда славяне из−за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Чешское государство. После распада Великой Моравии в 907 году Чешское княжество объявляет о своей независимости. В 1085 году чешский князь принимает титул короля. Чехия находится под влиянием Священной Римской империи. Во второй половине X в. возникает Польское государство. Его основы были заложены при князе Мешко I, Он объединил и подчинил себе племена, которые жили вдоль реки Вислы. Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго. Ему удалось присоединить южные польские земли. Объединение было ускорено необходимостью обороны от внешних врагов.
- Предыдущее
- Следующее
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом
Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7
Параграф 7 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс
- ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс
- Все ГДЗ (Главная страница сайта)
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Вопросы в тексте параграфа
Что такое античная культура?
Античная культура — это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. э. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона. Античная культура охватывает периоды архаической Греции, классической Греции, эллинизма и Римской республики. Обычно античную культуру делят на два этапа: культура Древней Греции и культура Древнего Рима.
Каков был вклад древних греков и римлян в сокровищницу мировой культуры?
Культура Древней Греции и Рима стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Древние греки и римляне сформировали общекультурные ценности во всех областях как духовной, так и материальной деятельности, а также создали образцы для подражания на тысячелетия вперед. Несмотря на жесткое, а подчас и жестокое противодействие христианства, до нас дошли не только культурные произведения и ценности поздней Античности христианского периода, но и часть ценностей ранней Античности эпохи язычества.
Обобщение информации параграфа
1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?
В византийских школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Также ученики изучали церковные книги, труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей. Такой набор предметов был продиктован практическими целями и задачами сохранения и развития культурного наследия Античного мира. Практические цели подразумевали умение эффективно работать на государственной службе.
2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?
Наибольшее развитие в Византии получили такие науки как математика, медицина, химия, география и история.
3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера – изнутри?
С принятием христианства изменились и традиции богослужения. Если в Древней Греции обряды проводились снаружи храма, то христиане для богослужения собирались внутри храма. Именно поэтому византийские мастера старались украсить христианские храмы в большей степени именно изнутри. Хотя и снаружи такие храмы тоже выглядят красиво.
4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа. Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.
Собор Святой Софии был основан в Константинополе еще при императоре Константине в 324 году. В начале пятого века церковь была уничтожена пожаром. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, но она тоже сгорела в 532 году во время восстания «Ника». По археологическим данным эти два храма были большими пятинефными базиликами. Раскопки свидетельствуют об их внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также над их боковыми нефами были расположены двухъярусные галереи. Вполне вероятно, что именно эти разрушенные храмы стали прообразами для нового храма Святой Софии, который поручил возвести на прежнем месте император Юстиниан I после пожара 532 года. Известно, что над созданием храма трудились лучшие архитекторы того времени и 10 тысяч рабочих.
Для возведения храма Юстиниан не жалел средств. В Константинополь по распоряжению императора свозились архитектурные элементы древних построек, которые были использованы в новом храме. Так, из храма Солнца в Риме были взяты восемь порфировых колонн, а из храма Артемиды в Эфесе – восемь колонн из зеленого малахита. Для придания храму небывалой роскоши широко использовались золото, серебро, слоновая кость. Строительство собора обошлось в три годовых дохода Византийской империи.
По своей конструкции храм Святой Софии представляет собой практически квадратное трехнефное сооружение (75 на 68 метров). Два боковых нефа – узкие, а средний неф – широкий. Середина широкого нефа ограничена четырьмя огромными столбами, подпирающими гигантские арки, и покрыта довольно плоским куполом. Купол с диаметром 31 метр находится на высоте 51 метра и состоит из сорока арок с окнами. Благодаря такому решению создается ощущение сплошного светового пояса, кажется, что купол парит в воздухе. Эта купольная система стала шедевром архитектурной мысли того времени. Большой неф отделен от узких боковых большими арками с порфировыми и малахитовыми колоннами.
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. Пол был покрыт мозаиками, стены храма представляли собой сплошной ряд из шикарнейших фресок и сюжетных мозаик. Что самое интересное, на стенах, колоннах, балюстрадах, парапетах и подоконниках найдены более 70 славянских надписей, включавших указание на происхождение писавшего. Так называемые славянские надписи-граффити в храме были не единственными, на мраморных парапетах собора встречаются надписи скандинавскими рунами.
Вероятно, они были нацарапаны воинами из скандинавской гвардии императора.В 1453 году после завоевания Константинополя турками из христианского храма Святой Софии была сделана мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. В XVI веке к зданию были пристроены тяжелые и грубые контрофорсы (выступающая из стены конструкция, вертикальное ребро для усиления несущей стены), это существенно изменило внешний вид здания. Сегодня храм является музеем «Айя-София».
5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы?
Мозаика — декоративно-прикладное произведение, созданное посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности кусочков разноцветных камней, драгоценных металлов, матового стекла, керамических плиток и других материалов.
Икона – изображения, обычно религиозного характера, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на липовой доске, покрытой алебастром, разведенным с жидким клеем. Слово «икона» с древнегреческого переводится как «образ». Именно икона, как образ Бога стала символом связи человека с божественным миром. Поэтому и техника иконописи, и ее творческая составляющая подчинялись определенным канонам – нельзя же рисовать святые образы как попало.
И мозаики, и фрески, и иконы, и скульптуры широко использовались в византийских христианских храмах. Их создавали как для украшения, создания определенной эмоции, так и для просвещения – недаром мозаики, фрески, иконы и скульптуры называли Библией для неграмотных.
6. В чем состояла важность контактов других стран и народов с Византией?
Византия была богатым и просвещенным государством. Контакты с ней позволяли перенять знания и технологии для менее развитых народов. Именно благодаря контактам с Византией, например, на Руси появилась письменность и христианство. Русская архитектура и живопись долгое время ориентировались на византийские каноны и традиции. Страны Западной Европы не имели настолько сильной культурной зависимости от Византии как Древняя Русь, но и они считали возможным приглашать к себе врачей, архитекторов, математиков, философов из Византии.
Подумайте
1. Сделайте вывод: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе?
Образование и наука в Византии в VI-XI веках были действительно развиты лучше, чем в странах Западной Европы. В Византии, в отличие от Западной Европы, практиковались наряду с церковными школами еще и светские – государственные и даже частные. Это позволяло существенно расширить количество образованных людей не только в религиозных учреждениях и на государственных постах, но и среди торговцев, военных, строителей и т.д. Знания, которые получали в византийских школах, носили больше прикладной характер и использовались в реальной жизни.
2. Документы сообщают, что в день освящения храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!» Как вы понимаете эти слова? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским царем Соломоном?
Строительством храма Святой Софии Юстиниан стремился превзойти библейского царя Соломона, который возвел одну из главных библейских святынь – храм Соломона. Этот храм был воздвигнут в период наивысшего проявления национального единства еврейского народа. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля. Считалось, что храм Соломона – это Дом Бога на земле. Примерно то же самое хотел видеть в соборе Святой Софии и Юстиниан – храм должен был стать самым главным символом христианского мира, а его создатель в истории должен был уподобиться легендарному царю Соломону.
3. Найдите в книгах или интернете изображение базилики (вытянутого прямоугольного здания церкви) или крестово-купольного храма, кроме упомянутой в параграфе церкви Святой Софии. Укажите на этом изображении те части здания, о которых вы узнали из текста.
Крестово-купольный храм — тип христианского храма, появившегося в Византии. Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами:
- он прямоугольный или крестообразный в плане;
- внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор;
- столбы связаны арками;
- арки с каждого столба перекинуты на стены;
- система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами;
- количество продольных нефов всегда нечетное;
- количество поперечных нефов может быть любым;
- из поперечных нефов самый широкий — чаще предалтарный, из продольных — всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола;
- нефы перекрыты системой цилиндрических сводов;
- своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест;
- на пересечении этих нефов расположен купол.
Базилика, в отличие от крестово-купольного храма, является строением прямоугольной формы и состоит из нечетного числа различных по высоте нефов. На плане базилики вы не увидите явного креста, образованного широкими продольными и поперечными нефами. В многонефной базилике нефы разделены рядами колонн. Центральный неф – самый высокий. Он освещается с помощью окон второго яруса.
Для выполнения задания нам нужно показать на изображении храма или базилики следующие элементы: апсида, барабан, притвор, алтарь, купол, неф.
- Апсида – это примыкающий к основному объему пониженный выступ здания, обычно полукруглый или гранёный. Как правило в апсиде располагался алтарь.
- Барабан – цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.
- Притвор – пристройка перед входом в храм или самое первое у входа помещение, отделенное от храма стеной с дверным проемом.
- Алтарь – главная часть христианского храма, находящаяся на восточной стороне. Обычно алтарь отделен от средней части храма иконостасом. Вход в него разрешен только священослужителям.
- Купол – перекрытие по форме близкое к полусфере. Купол возвышается над храмом на барабане. Купол в христианстве является символом Небесного царства.
- Неф – вытянутое помещение или часть помещения, огражденное с одной или с двух сторон продольными рядами колонн.
Для примера мы возьмем Церковь Святой Ирины, одну из самых ранних из сохранившихся церквей Константинополя. По своему типу она представляет собой раннехристианскую базилику. Первая христианская базилика была возведена на этом месте в начале IV века при императоре Константине. Церковь была главным храмом Константинополя до постройки храма Святой Софии. Сегодня церковь расположена в историческом центре Стамбула.
4. Подготовьте презентацию (5-6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси.
Славянский алфавит
Глаголица. Алфавит, придуманный Кириллом и МефодиемСлавянская азбука была создана во второй половине IX века. Создателями первого славянского алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. По мнению ученых, в основе азбуки Кирилла и Мефодия лежала азбука, существовавшая у славян еще до их крещения. В дальнейшем глаголица была преобразована в кириллицу, которая была более легкой и удобной и полностью вытеснила глаголицу. Некоторые исследователи считают, что более поздний и более привычный нам алфавит создал ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский в первом Болгарском царстве.
История создания славянского алфавита сама по себе очень интересная. В середине IX века на территории современной Чехии существовало славянское государство Великая Моравия. Испытывая постоянный натиск со стороны восточно-франкского государства, Великая Моравия была под угрозой исчезновения. Стремясь к независимости от франков, Моравский князь Ростислав изгнал баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию с просьбой направить в Моравию учителей, священников и епископа, которые бы заложили в его государстве основы церковного управления. Византийский патриарх Фотий решил откликнуться на просьбу и направил своего ученика и сподвижника Кирилла и его брата Мефодия в Великую Моравию. Пробыв в Моравии до 866 года, Кирилл и Мефодий организовали независимую от германского епископа церковь и перевели часть богослужебных текстов на славянский язык, существовавший в Моравии, разработав для этой цели специальный алфавит – глаголицу.
Кириллица . Алфавит, доработанный учениками Кирилла в Болгарии.Этот алфавит был очень сложным и громоздким, поэтому учениками Кирилла в болгарских монастырях была создана новая версия славянской азбуки — кириллица, которая распространилась по всем славянским государствам.
Религия и церковное управление
Принятие христианства на Руси, под влиянием Византии, предопределило дальнейшую судьбу государства. Русь встала в один ряд с крупнейшими государственными образованиями того времени. Крещение Руси укрепило государство, оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени, содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства.
Русская церковь была построена по византийским принципам, а церковное служение велось по византийским канонам. Так было вплоть до XV века, когда русская православная церковь объявила автокефалию – независимость от Константинополя. Причиной этому стало подписание православной церковью Византии Флорентийской унии в 1439 году, по которой католическая и православная церкви объединялись под властью Папы римского. Поскольку согласие православных митрополитов на такое объединение было получено подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства, уния была отвергнута большинством восточных церквей.
В 1448 году в Москве русская православная церковь объявила о своей независимости, и епископ Иона был «наречен во митрополиты» не константинопольской патриархией, а собором русских епископов. А в 1589 году в России было учреждено патриаршество. Таким образом, вековая зависимость в делах церкви от Константинополя оказалась поколебленной. Изменилась сама схема церковно-политических представлений русских людей. Считавшие дотоле нормой в вопросах веры подчиняться авторитету греков, они теперь сочли возможным претендовать на самостоятельность своей церкви. Но при этом еще многие века русская православная церковь ориентировалась именно на греческие каноны ведения служб. И это в свою очередь стало одной из причин церковного раскола в России, повлекшего за собой гибель тысяч людей.
Архитектура
Влияние Византии на архитектуру Древней Руси очень велико. После принятия христианства на Руси началось масштабное каменное строительство, возводились храмы и монастыри, организовывались церковные школы. Естественно, первые каменные постройки возводились под руководством мастеров из Византии, поскольку на Руси в то время было распространено зодчество (строительство зданий из дерева) и своих мастеров-каменщиков просто не было. Так первая каменная церковь на Руси – Десятинная церковь в Киеве, строилась совместно с византийскими зодчими. Один из самых знаменитых древнерусских соборов – Софийский собор в Киеве (начало XI века) был полностью построен византийскими архитекторами, а вдохновением служил собор Святой Софии в Константинополе.
Именно Византии обязана Русь и канонам церковного строительства. На Руси был распространен крестово-купольный архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест.
Живопись и литература
Из Константинополя на Русь приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская живопись и литература стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.
Особенно сильно влияние Византии проявилось в иконописи и фресковой живописи. Ярким представителем византийской художественной школы был Феофан Грек. Феофан стал признанным мастером в Византии, но его искусство «переросло» строгие византийские каноны. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Многие талантливые люди Византии того времени стремились уехать в Италию, где зарождалась эпоха Возрождения. Феофан так же мог уехать в Италию, но не смог отказаться от своей православной веры и поехал реализовывать свои творческие амбиции на Руси.
На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.
Третий Рим
Влияние Византии можно проследить во всей истории России. Это влияние было видно даже тогда, когда Византия уже практически перестала существовать. Одним из примеров такого влияния стала идея «Третьего Рима». Так, митрополит Зосима в своих трудах сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновал мысль, что Москва — это новый Иерусалим. Он сделал попытку вывести родословную московских князей не только от византийских императоров, но и от римского императора Августа. В начале XVI века оформилась идея о Москве как о Третьем Риме. Теория должна была показать преемственность Москвы в идеях христианства Римской империи (первый Рим) и Византии (второй Рим), а также подчеркнуть, что Москва (третий Рим) после падения Византии осталась единственным оплотом истинного христианства – православия.
Таким образом, теория «Москва — Третий Рим» была предопределена развитием политической мысли, ростом национального самосознания. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского государства и в борьбе против попыток католической церкви распространить свое влияние на русские земли. В этой теории воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.
Иван III был правителем Русского государства и всячески стремился подчеркнуть свое особое положение. Он даже женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, чтобы продемонстрировать, что Русское государство является преемником византийской династии. В официальных документах того времени Русь стала именоваться на византийский манер – Россия. А на княжеской печати появился герб Палеологов – двуглавый орел, который считался символом императорской власти. Похожий двуглавый орел был и на гербе императоров Священной Римской Империи. После этого Иван III принял новый титул – государь всея Руси. На приемах Иван III стал появляться со скипетром, державой и в шапке Мономаха.
Скачать презентацию «Влияние Византии на культуру Древней Руси»
5. Напишите сочинение от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?
Каждый раз удивляюсь, как много можно увидеть нового даже во время непродолжительного путешествия. Нельзя сказать, что я попал в Константинополь случайно. Я ехал сюда с одной целью, приобщиться к великому воплощению христианской мысли в камне – собору Святой Софии. Вести о возведении императором Юстинианом этого дома Божьего дошла и до Королевства Франков. И вот я здесь. Передо мной открылась восхитительная картина грандиозного сооружения. Мне даже не с чем сравнивать, у нас таких больших соборов просто нет – небольшие базилики и все, больше не строят. Все строительство сосредоточенно в монастырях. А они по своему внешнему виду – настоящие крепости, никакой красоты, изящества, архитектурного и художественного гения. А собор Святой Софии – не просто грандиозен, не только изумительно красив, он очень сложен по своей конструкции и в то же время гармоничен и изящен. В высоту он поднимается будто до самого неба, как бы склоняясь над всем городом и его постройками, которые кажутся совсем маленькими и незначительными.
Вот скажите мне, как византийцы умудрились возвести такой огромный купол на такой высоте? Когда я вошел в храм, я чуть было не потерял сознание от восхищения.