История и память в белорусском искусстве — Full Bleed
Алексей Толстов
Перевод Джима Дингли
Борьба за общественную память активизировала белорусских художников в последние годы. В обществе, которым правит авторитарное правительство, стремящееся скрыть историческую правду, восстановление прошлого предоставлено независимым художникам, культурным активистам и интеллектуалам.
Чтобы оценить этот поворот в белорусском искусстве, нужно сначала понять нашу недавнюю историю. Александр Лукашенко пришел к власти в 1994 после распада Советского Союза. Во времена большой неопределенности и трудностей он пообещал вернуться к экономической стабильности советских времен и поначалу заручился поддержкой избирателей. После избрания президентом он тесно связал страну с Россией, а позже, в 2004 году, внес изменения в конституцию, чтобы позволить президенту баллотироваться на выборах неограниченное количество раз. Это, вместе с полным контролем президента над Избирательной комиссией, превратило выборы в нечто вроде ритуала, а не возможности для перемен.
Таким образом, Беларусь последние двадцать три года погрязла в прошлом, в стабильности империи, искусственно воссозданной для внутреннего пользования. Эта искусственность несет на себе все признаки фасада, за которым авторитарный лидер и его окружение ведут свою вполне естественную, современную жизнь. В отличие от других стран региона, где рыночные реформы 90-х годов привели к созданию олигархии, в Беларуси «приватизировано» само государство. Старый советский колониальный миф о Белорусской Советской Социалистической Республике был обновлен с учетом современности.
Оппозиционные партии остаются непопулярными, отчасти потому, что у них очень ограниченные средства для донесения своих идей до общественности. Также верно и то, что оппозиция ассоциируется с правым национализмом, выросшим из диссидентского национального возрождения 1980-х годов. Таким образом, оппозиция по-прежнему во многом определяется своими антиколониальными, националистическими страстями. Периодически сопротивление Лукашенко собирало демонстрации на улицах Минска и других городов, но эти проявления несогласия быстро подавлялись.
Совсем недавно вспышка протестов весной 2017 года прекратилась после того, как силы безопасности жестоко арестовали и заключили в тюрьму многочисленных протестующих и лидеров оппозиции. В условиях неэффективности противостояния Лукашенко культурная ситуация в Беларуси во многом определяется советским консерватизмом власти и до сих пор нерешенным вопросом национальной идентичности.С 2010 года современное искусство в Беларуси тонко пытается противостоять этому консерватизму, оживляя историческую память и возвращая утраченное время. В качестве примера можно привести выставку Максима Сарычева в феврале 2017 года « Blind Spot » в галерее CECH, образовательно-культурного центра в Минске. Комната погружается в полумрак. Различные уровни света освещают изображения и объекты на дисплее. Работы возникают из неопределенности тьмы; они не раскрываются во всей своей полноте. На заднем плане мы видим масштабную графику, взятую из медицинских учебников. Силуэты тел, рук и голов отмечены красными точками, указывающими места, где при попадании будет причиняться наибольшая боль.
В другом месте мы встречаем фотографии. Один показывает нам анархистку с огромными синяками на плече. Кто или что вызвало синяки? Художник оставляет вопрос без ответа, но подразумевает, что ответственность за это несут правительственные силы безопасности. Рядом с этим изображением фотография Куропатского леса под Минском, места массовых расстрелов во время сталинских репрессий 1930-х годов. Сквозь сосновые ветки можно увидеть ряд красных крестов, установленных правыми националистическими активистами. Есть и постановочный кадр на эту же тему: человек стоит на коленях у только что вырытой могилы в лесу. На архивной черно-белой фотографии изображена группа антисоветских партизан в неформальных позах — снимок, очевидно, сделанный партизанами на память. Однако над каждым бойцом стоит номер, написанный следователем НКВД, свидетельствующий об (успешных) усилиях советского режима по подавлению послевоенного сопротивления.
Помещая такие архивные изображения из советского прошлого рядом с изображениями современной политической борьбы, Сарычев проводит резкую параллель между советской историей и настоящим.На другом уровне выставки представлены объекты, отобранные за их историческую и политическую значимость. Буханка черного хлеба, разделенная на шесть равных частей, относится к тюремной камере; порции ровно столько, сколько хлеба выделяют заключенным в белорусских тюрьмах. Кусок брусчатки говорит об уличных протестах, как и распиленная пополам солдатская дубинка. Опять же, сопоставление этих объектов заставляет зрителя связать подавление прошлого с подавлением настоящего. Комбинируя таким образом предметы и образы, Сарычев создает уникальную картину политического насилия и прав человека.
Такие художники, как Сарычев, стремятся показать политические условия такими, какие они есть на самом деле, в отличие от выдумок, распространяемых официальными СМИ Беларуси. Такая критика балансирует на самом краю дозволенного. Власти не притесняют этих независимых художников только потому, что их выставки привлекают сравнительно небольшое количество людей. Тем не менее такие проекты, как Blind Spot , делают больше, чем предлагают альтернативное видение настоящего; они привлекают внимание к прошлому через исторические ссылки и, таким образом, предлагают альтернативное прочтение истории. Однако они не предлагают путей решения политических проблем. Такой подход к истории в художественном дискурсе предполагает, что людям еще предстоит смириться с травмой, нанесенной авторитарной советской системой. По всей видимости, такой расчет будет невозможен, пока господствует идеологическая модель, отрицающая эту травму.
Еще одна выставка в Минске в прошлом году отважилась на память. Выставка художника Антона Сорокина, прошедшая прошлым летом в галерее Ў, под метким названием « Прошлое еще не закончилось, будущее еще не наступило », на основе видео- и аудиозаписей, сделанных после обретения независимости, создала ностальгические монтажи. Произведение формирует разного рода воспоминания, в том числе и те, которые не поддерживаются господствующей идеологией и постепенно поглощаются медиашумом. В видео инсталляции
В других работах Сорокина упоминаются катастрофа на станции метро «Немига» в 1999 году, когда в давке погибли 53 человека, бурные уличные протесты после фальсификации результатов президентских выборов в декабре 2010 года, взрыв на Октябрьской площади станции метро в апреле 2011 года и суд над двумя обвиняемыми, приговоренными к смертной казни.
Именно такие события никогда не будут упомянуты государством; это та часть истории страны, которую можно сохранить только усилиями всего общества. Сорокин делает видимыми вещи, которые многие уже забыли или которые просто неизвестны другим в силу их молодости. В своих заметках о выставке кураторы Инга Линдаренко и Мария Ященко используют термин «хонтология», введенный Жаком Деррида для обозначения одновременно существующего и несуществующего статуса призраков. Это подходящий термин для описания изображений, представленных на выставке.
Целью официальной политики Беларуси сегодня является сохранение легитимности существующих властных структур, а также унаследованных от советского прошлого социальных порядков. Для достижения этих целей режим работает над отрицанием истории и искажением общественной памяти. В ответ независимое культурное сообщество Беларуси взяло на себя прямо противоположную официальной линии задачу: борьбу не просто за власть, а за возможность достижения гармонии с современным миром, за открытый доступ к новой информации.
Ложный политический ритуал был распространенным явлением в Советском Союзе. Можно было согласиться и заявить о поддержке позиций, мало связанных с реальностью. Точно так же и сегодня в Беларуси вполне можно согласиться с тем, что говорит президент о политическом давлении со стороны Запада, и совершить походы по магазинам в Литву и Польшу. Можно вступить в провластный Белорусский республиканский союз молодежи, подумывая об иммиграции в Западную Европу. Конечно, наибольшее проявление перформативности приходится на выборы. Хотя всем известно, что выборы на всех уровнях фальсифицируются, многие считают физический акт голосования обязанностью. Во время местных выборов многие избиратели ничего не знают о кандидатах до прихода на избирательный участок. Однако власти используют все возможные средства для привлечения людей на избирательные участки, стремясь создать атмосферу народного праздника, предлагая развлечения и дешевый алкоголь на избирательных участках.
Такая перформативность давно интересовала художницу Олю Сосновскую. Ее сложная работа исследует множество тем
, в том числе ритуальный характер советских и постсоветских праздников. Одна из ее недавних работ — хореографический спектакль « Еще нет, еще нет, снова и снова » — посвящена нескольким темам, включая условия труда, общественные протесты, исторические нарративы и коллективную память. В июне 2017 года она и коллеги-исполнители представили двухчасовое произведение в заброшенном Дворце культуры имени Ильича в украинском городе Днепр.
Это полуразрушенное здание, построенное в стиле конструктивизма 1930-х годов, когда-то служило культурным центром для рабочих крупнейшего завода города. Дворец был важным элементом этой конкретной работы. Артисты двигались по обширной площади перед дворцом, сидя и лежа на парадных лестницах, проходя под арками. Импровизационная хореография отражала архитектуру, но также соотносилась с личными воспоминаниями о дворце и опытом исполнителей уличных протестов. Чтения касались рабочих протестов, которые имели место в городе до Октябрьской революции, и гораздо более поздних протестов, таких как «Захвати Уолл-стрит», «Женский марш» и Майдан в Киеве в 2014 году. Таким образом, перформанс стремился объединить рабочие восстания начала ХХ века с советской историей строения и современным протестным опытом. Таким образом, Сосновская заставила свою аудиторию рассмотреть отношения между трудом, протестом и телом как политической единицей на протяжении всей истории.
Расположение в Украине является ключом к оценке мощности комплекса. Сегодня прозападное украинское правительство настойчиво стремится стереть следы советского прошлого страны из городов и поселков, снося памятники и запрещая использование коммунистической символики. Ставя свой спектакль на этой заброшенной советской реликвии, Сосновская косвенно сопротивляется попыткам стереть эту часть истории из поля зрения публики. Исполнителям было предложено поделиться своим личным опытом работы со структурой; один человек вспомнил музыкальные занятия во дворце, когда он еще функционировал; другой сообщил, что его отец работал на линии метро поблизости. Таким образом, спектакль увековечил личное измерение советской и постсоветской эпох, как они были прожиты.
Творчество Сосновской противостоит украинской правой националистической риторике, поддерживающей курс правительства на декоммунизацию. Такое радикальное, некритическое отрицание истории преувеличивает статус жертвы. С одной стороны, советский опыт для многих оказался травматичным; с другой стороны, отрицание этой истории в такой агрессивной, активной манере тоже не кажется естественным. К сожалению, белорусские правые полностью поддерживают подход украинского правительства.
Конечно, современное искусство в Беларуси не ограничивается темой исторической памяти, но не зря эта тематика стала заметной. Тема проявляется как форма политического противостояния, динамика, характерная для других стран региона.
В эпоху цифровых технологий, когда многие из нас обращаются за информацией к социальным сетям, стремление оживить коллективную память имеет огромное значение. В эту эпоху постправды память более тесно связана с информационными технологиями и уязвима для влияния СМИ, чем когда-либо прежде. Процесс хранения воспоминаний уступил место алгоритмам социальных сетей, которые вряд ли предназначены для взращивания знаний и понимания. Скорее, они поощряют некритическое отношение к новой информации и одновременно открывают путь к более легкому восприятию пропаганды.
Эта ситуация ни в коем случае не специфична для региона; однако понятно, что столкновение исторических нарративов и различных подходов к истории Восточной Европы во многом определяет политическую повестку дня. Культурная модель, основанная на одном конкретном прочтении истории, по существу становится оружием в политической борьбе. Таким образом, память и история становятся своеобразным полем битвы, на котором действуют эти художники.
К сожалению, проявления этой темы можно рассматривать как провинциальные. Без проведения параллелей с европейским или глобальным контекстом такие художественные практики могут привести к самоизоляции. Иногда трудно поделиться таким искусством с аудиторией, не знакомой с местными проблемами. Каждая выставка, каждое художественное высказывание отнимает энергию и время художников. Вместо того, чтобы представлять себя и белорусское искусство на международном уровне, наши художники часто концентрировали свои усилия на местной борьбе.
Эта концентрация на истории также отвлекает внимание от других насущных проблем дня, с которыми приходится иметь дело политически мотивированному искусству, — экологии, искусственного интеллекта и миграции, и это лишь некоторые из них. Однако можно понять, почему художники, часто работающие с местными материалами, не могут не коснуться истории и памяти. Пока мы не сможем преодолеть опыт советского и ближайшего постсоветского прошлого, пока не стабилизируется геополитическая ситуация в регионе, история и память будут оставаться актуальными темами для художников и кураторов.
Алексей Толстов — художник, куратор и писатель из Минска, Беларусь, активно работает на сцене белорусского современного искусства с 2009 года. Автор персональных выставок и участник различных групповых выставок, куратор и сокуратор нескольких выставок в Беларусь и Россия, такие как Границы Другого (галерея CECH, Минск, 2016), Говоря о политике (ДКДС, Москва, 2016) и Крепость Европа. Восточный бастион (Галерея КХ, Брест, 2016). Толстов работает с темами политики и активизма в искусстве и культуре, а также с вопросами миграции, ксенофобии и толерантности. Бывший художественный руководитель культурно-просветительского центра CECH в Минске.
Ситуационный подход к лидерству
- Свяжитесь с нами
- Магазин
СЛИИ ® . Питание Вдохновленный
Лидеры ™
Сегодняшние изменения настолько разрушительны, что требуется дальновидное лидерство. Менеджерам нужна программа обучения лидерству, которая поможет им быть гибкими, руководить ситуативно и дать своим людям возможность добиться успеха.
SLII ® , наиболее широко используемая программа обучения лидерству в мире, обучает руководителей тому, как строить значимые связи с коллегами, которые оказывают экспоненциальное влияние . Когда это происходит, сотрудники более продуктивны и вовлечены. И их организации преуспевают.
SLII — это гораздо больше, чем мощная программа обучения лидерству. Он обеспечивает исключительную рентабельность инвестиций в масштабах всего предприятия.
ИССЛЕДОВАНИЯ
SLII основан на более чем 30-летних исследованиях лидерства и энтузиазма в работе, включает в себя последние достижения в области неврологии и развивается вместе с изменением условий труда.
ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Более 10 000 компаний использовали SLII для повышения производительности, сокращения оборота, а также увеличения продаж и прибыли.
Создает вдохновляющих лидеров
SLII удовлетворяет потребность мозга в компетентности, автономии и связности, создавая безопасное рабочее место, где сотрудники могут свободно решать проблемы, вводить новшества и сотрудничать.
Универсально эффективный
SLII работает с лидерами во всем мире, независимо от отрасли, языка или должностных обязанностей. SLII учит лидеров давать своим людям правильное направление или поддержку в нужное время.
Предоставьте своим руководителям инструменты, которые вдохновят их и повысят производительность.
Начало работы
Использование только одного стиля лидерства не создает значимых связей
Исследования показывают, что сотрудники нуждаются в различных уровнях руководства и поддержки в зависимости от уровня их компетентности и приверженности делу. Но большинство менеджеров используют только один стиль руководства, а результаты обходятся дорого: текучесть кадров, отстраненность, снижение производительности, упущенные возможности и многое другое.
Великие ЛИДЕРЫ Устанавливают Значимые Связи
Великие лидеры дают своим людям то, что им нужно, и когда им это нужно. Это означает наличие подлинных разговоров, которые расширяют возможности. Забота об их росте. Быть их чемпионом. Видя их обещание.
Ситуационное лидерство — это резкий отход от стилей управления прошлого. И это подход, который дает значительно большую отдачу, чем другие стили управления.
УСКОРЕНИЕ РАЗРАБОТКИ
SLII помогает менеджерам ускорить развитие своих непосредственных подчиненных от энтузиастов-новичков до самостоятельных достижений.
Говорите на одном языке
Когда менеджеры и члены команды говорят на одном языке, недопонимание, микроуправление и разочарование исчезают. Вопросы, которые когда-то были эмоционально заряжены, становятся продуктивным обменом мнениями.
УЛУЧШИТЬ УДЕРЖАНИЕ
Лидеры, которые согласовывают свой стиль с потребностями своих людей, улучшают моральный дух, приверженность и вовлеченность. Кто бы оставил такую работу?
РАЗБЛОКИРОВАТЬ ТВОРЧЕСТВО
Исследования показывают, что сотрудники, которые чувствуют поддержку своего руководителя, гораздо более вовлечены в работу — и это основа инноваций.
ПРОВЕРЕННЫЙ, ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ
МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА
SLII — это понятная и практичная система, позволяющая вашим руководителям диагностировать уровень развития сотрудника для задачи: D1 — Enthusiastic Beginner; D2 – разочарованный ученик; D3 – способный, но осторожный участник; и D4 – Самостоятельный Достигающий. Затем менеджеры используют соответствующие директивные и поддерживающие модели поведения, чтобы помочь им добиться успеха: S1 – руководство; S2 – коучинг; S3 – Поддерживающий; и S4 – Делегирование.
Наш отмеченный наградами учебный дизайн The SLII Experience ™ включает в себя последние исследования Бланшара и современную теорию дизайна. Это создает опыт обучения, который позволяет быстро освоить методологию и позволяет менеджерам помочь своим непосредственным подчиненным достичь новых профессиональных высот.
SLII
® : Партнерство для успехаСмотреть сейчас
Гибкая поставка для удовлетворения ваших потребностей
Жить лично
мастерская
С сотнями фасилитаторов по всему миру мы можем донести The SLII Experience™ до ваших менеджеров лицом к лицу или провести T4T для ваших тренеров.
Живой виртуальный
мастерская
Ваши менеджеры могут участвовать в живых виртуальных учебных занятиях и знакомиться с SLII ® , не выходя из дома или офиса.
По требованию Цифровые решения
SLII ® Онлайн позволяет вашим менеджерам изучать методологию в любом месте и в любое время.
Инструменты поддержки по запросу
Послесессионные инструменты, такие как Kenbot для SLII, приложение SLII и SLII Clicks, гарантируют, что обучение не закончится после окончания занятия.
SLII
® ОНЛАЙН: увлекательный, самостоятельный и масштабируемыйMicro-Activities – Восемь небольших модулей продолжительностью от 1 до 20 минут.
Инструмент для выявления тенденций лидерства — помогает участникам раскрыть свои сильные стороны и возможности для роста
Интерактивные упражнения — веселые, увлекательные занятия, включая видео, игры, рассказы, тематические исследования и онлайн-дискуссии.
Дебрифинги под руководством менеджера — дополнительные дебрифинги позволяют учащимся сотрудничать со сверстниками, обсуждать полученные знания и практиковать свои новые навыки
Инструменты для достижения успеха с возможностью поиска — различные действия и инструменты, которые помогают менеджерам практиковать и осваивать навыки
Запланировать демонстрацию
Инструменты устойчивого развития для улучшения обучения
KenBot™ для SLII
®Kenbot для SLII — это чат-бот, который помогает учащимся применять и осваивать навыки, полученные в SLII, посредством персонализированных бесед. Бот обеспечивает своевременную поддержку с быстрыми ответами на распространенные вопросы и ссылками на видео, рабочие листы, инструменты и оценки. Он также может отправлять напоминания о ключевых задачах, таких как беседы один на один, и предоставляет возможности для обмена информацией с другими пользователями.
Kenbot для SLII использует ИИ для работы на любом мобильном устройстве, которое поддерживает SMS/текстовые сообщения и Microsoft Teams, Slack, Facebook Messenger, Salesforce, WebChat и другие популярные платформы.
Приложение SLII
Приложение SLII — это справочный инструмент, который помогает руководителям применять модель SLII в реальных ситуациях. Приложение можно использовать в критические моменты, позволяя менеджерам быстро диагностировать лидерские потребности сотрудника для конкретной задачи. Затем он предоставляет соответствующие руководства по диалогу, чтобы быстро подготовить менеджеров к продуктивному обсуждению.
Приложение SLII включает в себя инструмент для диагностики уровня развития человека по целям или задачам, советы о том, что нужно сделать, чтобы помочь реализовать принципы SLII, а также интерактивную модель SLII, которая показывает ключевые характеристики каждого уровня развития и соответствующий стиль руководства. .
SLII Clicks
SLII Clicks — это инструмент производительности по запросу, который учащиеся могут использовать для закрепления или освежения определенных навыков в моменты необходимости. Этот набор из 12 микроупражнений дает небольшие знания, которые помогают быстро решать насущные проблемы. В список воспроизведения входят видеоролики, задания, статьи и рабочие листы по таким темам, как ваш естественный стиль руководства, вовлечение лучших исполнителей, когда направлением является микроуправление и постановка целей SMART.
Запланировать демонстрацию
Sample Click:
Как говорить о целях Смотри
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ НАШИХ КЛИЕНТОВ
«Консультант по лидерству Anthem провел исследование влияния, чтобы показать, что приложения SLII оказали значительное влияние на культуру компании. 79,8% менеджеров отмечают, что им удобно использовать несколько стилей руководства; 68,3% руководителей отмечают, что они могут лучше управлять производительностью своих сотрудников, используя навыки SLII. Похоже, что доза SLII была именно тем рецептом, который был необходим для улучшения организационного здоровья Anthem Blue Cross Blue Shield!»
Консультант по лидерству Anthem
Читать историю клиента
«Упрощенные материалы участников и увлекательные видеоролики оживляют концепции SLII. Это не просто курс лекций. Участники тратят время на изучение основ SLII, чтобы сразу же начать применять новые навыки».
Шеннон Веллман, директор по развитию талантов, Bridgepoint Education
Читать историю клиента
«Текучесть сотрудников снизилась с 22% до 16%, и на основе сторонних исследований компания HCL получила высокие оценки за вовлеченность и удовлетворенность сотрудников. В качестве итогового показателя количество повторных обращений клиентов увеличилось с 74% до 92%, что свидетельствует о стремлении организации к трансформации».
HCL Technologies, LTD
Читать историю клиента
«Когда они поняли, что развивающий коучинг и обратная связь должны быть больше ориентированы на задачу, а не только на людей, лампочка загорелась. Они вдруг поняли, что то, как они работают с сотрудником, должно варьироваться в зависимости от поставленной задачи. Теперь вместо того, чтобы думать, что у сотрудника просто выходной, менеджеры смотрят на ситуацию с точки зрения того, что они могут сделать по-другому, чтобы помочь этому человеку достичь своей цели».
Тони Фриланд, директор по обучению и развитию Wolverine Worldwide
Читать историю клиента
Готовы начать?
SLII ® может быть доставлен лицом к лицу, виртуально, онлайн или в виде комбинации методов обучения. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше о том, как вы можете использовать SLII, чтобы дать вашим руководителям возможность создавать значимые связи, которые приносят экспоненциальный эффект.
Поговорите с экспертом
Запись на семинар
«Почему так важно применять ситуационный подход к управлению»
Please SelectAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilVirgin Islands (British)Brunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiC. I.S.CambodiaCameroonCanadaCape VerdaCayman IslandsCentral African RepublicChadChannel IslandsChileChinaColombiaCongo, Republic ofCook IslandsCosta RicaCroatia/HrvatskaCyprusCzech RepublicCongo, Democratic Republic ofDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFaroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuineaGuinea BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran (Islamic Republic of)IraqIrelandIreland, СеверныйИзраильИталияБерег Слоновой КостиЯмайкаЯпонияИорданияКазахстанКенияКирибатиКувейтКыргызстан anLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMexicoMicronesia, Federal State ofMoldova, Republic ofMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmar (Burma)NamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorwayOmanPakistanPalauPalestine AuthorityPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPolandPortugalPuerto RicoQatarReunion IslandRomaniaRussian FederationRwandaSaipanSamoaSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovak RepublicSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaKorea, Republic ofSpainSri LankaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Vincent and the GrenadinesSudanSurinameSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTogoTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUnited Arab ЭмирейтсУгандаУкр aineВеликобританияСоединенные ШтатыУругвайУзбекистанВануатуСвятой Престол (город Ватикан государство)ВенесуэлаВьетнамВиргинские острова (США)Уоллис и ФутунаЙеменЮгославияЗаирЗамбияЗимбабве
Я хочу, чтобы идеи Бланшара по лидерству доставлялись прямо в мой почтовый ящик.