«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Гдз по литературе 6 класс ахмадулина часть 1: ГДЗ по литературе 6 класс рабочая тетрадь Ахмадуллина ответы

Левша (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 226, 268-272)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).


Проверьте себя 

1. Как начинался творческий путь Н. С. Лескова? 

         По служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые появляются в печати с начала 1860-х годов.  

         С первых литературных произведений Лесков проявил себя страстным полемистом. Его произведения печатали во второстепенных газетах. Однако именно в эти тяжёлые для Лескова 1860-е годы складывается его своеобразная манера письма, его особый стиль, который расцветёт в 1870—1880-е годы. 

2. Чем интересен герой произведений писателя? Используя материалы раздела «Литературные места России», подготовьте устное сообщение о музее Н. С. Лескова в г. Орле.  

         Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни.  

         В экспозиции музея представлены рукописи писателя, прижизненные издания его произведений, многочисленные фотографии, запечатлевшие различные этапы жизни писателя, его окружение, книги из личной библиотеки Н. С. Лескова с его пометами и комментариями на полях. 

         Гордостью музея является воссозданная (на основе подлинных мемориальных вещей) обстановка петербургского кабинета писателя. Музей является научным центром изучения творчества Н. С. Лескова.  

 

Размышляем о прочитанном 

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию? 

         Они взяли эту работу со словами: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Они не хотели опозориться перед царем и доказать ему, что и русский народ талантлив. 

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением? 

         Несмотря на свою крестьянскую одежду, Левша разговаривал с царем, не скрывая своего таланта. 

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось? 

         Когда царь задал этот вопрос Левше, тот ответил, что он работал мельче подковинок, он делал гвозди, которыми они скреплены, а там уже никакой мелкоскоп взять не может. 

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей? 

         Он долго не соглашался на различные предложения. Им удалось его заинтересовать тем, что они будут его по заводам всяким водить и искусство свое показывать. А потом на корабле привезут в Петербург. 

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает? 

         Платов показан уверенным в себе, преданным России. Главное то, что он не меняет своих решений. Автор любуется тем, как Платов пытается отстаивать русскую чем, но отвергает отношение к мастерам и к Левше. Его он схватил и закинул в коляску. 

 

 Учимся читать выразительно 

Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы чувствовалась авторская едкая насмешка. 

В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове: 

«Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила… В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков». 

Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша». 

         Портрет, который нарисовал Лесков, не соответствует реальному изображению генерала М.И. Платова. Платов погиб за семь лет до погибели Александра I и не мог встречаться с царём Николаем I. 

 

 Совершенствуйте свою речь 

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.

 

         Сказитель сопровождает все произведение. Становится понятно, что он ближе к Левше. Например: “…идет в чем, но ничего, не конфузится…”. Это говорит о теплом отношении к Левше, что даже находясь у царя, ему не было стыдно за свой внешний вид. Становится ясно, что сказитель явно симпатизирует Левшу. 

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении. 

         Зачин: «Когда правитель Александр Павлович закончил венский совет, то он возжелал по Европе проездиться и в различных государствах чудес посмотреть». 

         Концовка: «А доведи он левшины слова в своё время до сударя, — в Крыму на войне с неприятелем совершенно бы другой оборот был». 

         Повторяются в тексте глаголы: “ловил, ловил”, “затосковал, затосковал”.

 

         Все эти элементы добавляют сказочности этому произведению. 

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными мало грамотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат. 

  • двухсестная карета — двухместная бюстры — люстры  
  • буреметры — барометры 
  • мерлюзьи — верблюжьи 
  • нимфозории — имфузории  
  • египетские керамиды — египетские пирамиды  
  • мелкоскоп — микроскоп 
  • верояция — вариация 
  • преламут — перламутр  
  • свистовые казаки — вестовые 
  • валдахин — балдахин 
  • Аболон Полведерский — Аполлон Бельведерский 
  • пубель — пудель 
  • тугамент — документ  
  • студинг — пудинг  
  • клеветон — фельетон 
  • грандеву — рандеву  
  • пальто с ветряной нахлобучкою — пальто с капюшоном 
  • презент — брезент 
  • буфта — бухта 
  • полшкипер — подшкипер 
  • курица с рысью — курица с рисом 
  • щиглеты — щтиблеты 
  • долбица — таблица 
  • кавриль — кадриль 
  • гроботочивый — мироточивый 

4.

По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки. 

         Я нашел такие: 

  • «дело выгорело»,  
  • «бог простит»,  
  • «снег на голову»,  
  • «в Польше нет хозяина больше»,  
  • «кто кого перепьёт, того и горка»,  
  • «небо тучится, брюхо пучится». 

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом: 

а) « — Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»; 

б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»; 

в) «. ..Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может»; 

г) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»; 

д) «…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать». 

Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план. 

         Левша показан трудолюбивым, талантливым, уверенным в своей работе, любящим Родину. Мне кажется, что можно дополнить описанием внешности: “…один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…” 

6. Лесков говорил: «…там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. 

         Потому что это собирательный образ всех работяг и мастеров. За левшой мог быть любой такой же исполнительный и талантливый мастер. 

 

 Творческое задание 

Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. 

         Я думаю, что эти слова имели такой смысл: что Лесков может быть понят последующими поколениями, чем нынешним. Новые читатели мыслят по-другому и смогли бы вынести правильный урок из произведений Лескова. 

 

 Литература и другие виды искусства 

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому? 

         Очень красочно и реалистично Кузьмин изобразил героев. Левша показал простым человеком, меньше остальных, как будто он на заднем плане. Художник отнесся с юмором.  

2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина… озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый… стиль… рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри** его событие». 

Согласны ли вы с этим утверждением? 

         Да, я согласен с этим утверждением. Действительно, иллюстрации полностью соответствуют содержанию текста. 

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»? 

         Да, можно согласиться. Остальные герои — яркие, высокие, в мундирах. Становится ясно, что они влиятельные и богатые. Левша показан невзрачным, мелким. Как будто его никто не замечает. 

4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева— 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли по экранам. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным? 

         Я смотрел фильм “Левша” 1964 года выпуска. Мои представления полностью совпали с увиденным. Я получил удовольствие от просмотра картины. 

5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову авторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н.

Добавить комментарий