ГДЗ по математике 5 класс
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- ГДЗ
- Математика
Математика 5 класс
Авторы: Н.Я. Виленкин В.И. Жохов
Математика 5 класс дидактические материалы
Авторы: А.С. Чесноков К.И. Нешков
Математика 5 класс
Авторы: С.М. Никольский М.К. Потапов
Математика 5 класс
Авторы: Л.Г. Петерсон Г.В. Дорофеев
Математика 5 класс
Авторы: И.И. Зубарева А.Г. Мордкович
org/Book»>Математика 5 класс Арифметика. Геометрия.
Авторы: Е.А. Бунимович Г.В. Дорофеев
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Е.А. Бунимович Л.В. Кузнецова
org/Book»>Математика 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Е.П. Кузнецова Г.Л. Муравьева
Математика 5 класс сборник задач
Авторы: Кузнецова Е.П. Муравьева Г.Л.
Математика 5-6 класс сборник задач
Авторы: Л. А. Латотин Б.Д. Чеботаревский
-
Математика 5 класс
Авторы: Мерзляк А.Г. Полонский В.Б.
Математика 5 класс
Авторы: Бевз Г.П. Бевз В.Г.
Математика 5 класс
Авторы: Г.М. Янченко В.Р. Кравчук
Математика 5 класс итоговые контрольные работы
Авторы: Мерзляк А.Г. Полонский В.Б
Математика 5 класс задачник Арифметика. Геометрия.
Автор: Е.А. Бунимович
- Математика 5 класс
Авторы: Дорофеев Г. В. Шарыгин И. Ф.
Математика 5 класс
Авторы: А.Г. Мерзляк В.Б. Полонский
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: А.Г. Мерзляк В.Б. Полонский
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Потапов М. К. Шевкин А. В.
org/Book»>Математика 5 класс сборник задач и упражнений
Авторы: Гамбарин В.Г. Зубарева И.И.
Математика 5 класс
Автор: Истомина Н.Б.
Математика 5 класс дидактические материалы
Автор: Попов М. А.
Математика 5 класс
Авторы: Герасимов В.Д. Пирютко О.Н.
Математика 5 класс дидактические материалы
Авторы: Мерзляк А.Г. Полонский В.Б.
Математика 5 класс
Авторы: Виленкин Н.Я. Жохов В.И.
org/Book»>Математика 5 класс контрольно-измерительные материалы
Автор: Попова Л.П.
Математика 5 класс тематические тесты
Авторы: Чулков П.В. Шершнев Е.Ф.
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Истомина Н. Б. Воителева Г.В.
Математика 5 класс
Автор: Башмаков М.И.
Математика 5 класс тематические тесты
Авторы: Кузнецова Л.В. Минаева С.С.
Математика 5 класс тетрадь-экзаменатор Арифметика. Геометрия.
Автор: Сафонова Н.В.
Математика 5 класс дидактические материалы
Авторы: Потапов М. К. Шевкин А.В.
Математика 5 класс рабочая тетрадь к учебнику Никольского
Автор: Ерина Т.М.
Математика 5 класс рабочая тетрадь Универсальные учебные действия к учебнику Виленкина
Авторы: Ерина Т.М. Ерина М.Ю.
Математика 5 класс контрольные работы
Авторы: Кузнецова Л.В. Минаева С.С.
org/Book»>Математика 5 класс
Авторы: Козлов В.В. Никитин А.А.
Математика 5 класс контрольные работы
Авторы: Жохов В.И. Крайнева Л.Б.
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Козлов В. В. Никитин А.А.
Математика 5 класс текущий итоговый контроль
Авторы: Козлов В.В. Никитин А.А.
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Автор: Рудницкая В.Н.
Математика 5 класс дидактические материалы
Авторы: Кузнецова Л.В. Минаева С.С.
org/Book»>Математика 5 класс
Автор: Истер О.С.
Математика 5-6 класс задачи на смекалку
Автор: Шарыгин И.Ф.
Математика 5 класс
Авторы: Алдамуратова Т.А. Байшоланова К.С.
org/Book»>Математика 5 класс тесты и самостоятельные работы
Авторы: Козлова С.А. Рубин А.Г.
Математика 5 класс дидактические материалы
Авторы: Козлова С.А. Гераськин В.Н.
org/Book»>Математика 5 класс
Авторы: Козлова С.А. Рубин А.Г.
Математика 5 класс тренажёр
Автор: Жохов В.И.
Математика 5 класс тесты
Автор: Ерина Т.М.
org/Book»>Математика 5 класс подготовка к всероссийским проверочным работам
Автор: Буцко Е.В.
Математика 5 класс тетрадь-тренажёр
Авторы: Е.А. Бунимович Л.В. Кузнецова
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Лебединцева Е. А. Беленкова Е.Ю.
Математика 5 класс тренажёр: подготовка к итоговой аттестации в начальной школе
Авторы: Мишакина Т.Л. Гладкова С.А.
Математика 5 класс контрольные работы
Авторы: Дудницын Ю.П. Кронгауз В.Л.
Математика 5 класс тесты к новому учебнику Виленкина
Автор: Рудницкая В. Н.
Математика 5 класс контрольные работы к учебнику Никольского
Авторы: Ерина Т.М. Ерина М.Ю.
Математика 5-6 класс тесты
Автор: Е. Е. Тульчинская
Математика 5 класс Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Авторы: Ю. А. Глазков В. И. Ахременкова
org/Book»>Математика 5 класс тесты к учебнику Никольского
Авторы: Журавлев С.Г. Ермаков В.В.
Математика 5 класс тесты
Авторы: Журавлев С.Г. Ермаков В.В.
Математика 5 класс тесты к учебнику Зубаревой
Автор: В. Н. Рудницкая
Математика 5 класс контрольные и самостоятельные работы
Авторы: С. Г. Журавлев В. А. Свентковский
Математика 5 класс рабочая тетрадь для контрольных работ
Автор: В.Н. Рудницкая
Математика 5 класс контрольные и самостоятельные работы
Автор: М. А. Попов
Математика 5 класс самостоятельные работы
Авторы: Зубарева И. И. Шанцева М. Н.
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Автор: Истер О.С.
Математика 5 класс
Автор: Ткачева М.В.
Математика 5 класс тетрадь для контрольных работ
Авторы: И.И. Зубарева А.Г. Мордкович
Математика 5 класс Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Авторы: Перова М. Н. Капустина Г.М.
Математика 5 класс рабочая тетрадь Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Авторы: Перова М.Н. Яковлева И.М.
Математика 5 класс
Авторы: Виленкин Н.Я. Жохов В.И.
Математика 5 класс Математические диктанты, Контрольные работы (из Методического пособия)
Авторы: Буцко Е. В. Мерзляк А.Г.
Математика 5 класс математические диктанты
Автор: В.И. Жохов
Математика 5 класс зачётные работы
Авторы: В.А. Ахременкова Е.И. Писаренко
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Автор: Г.И. Вольфсон
Математика 5 класс самостоятельные и контрольные работы
Авторы: А.П. Ершова В.В. Голобородько
Математика 5 класс Рабочая тетрадь
Авторы: Г.К. Муравин О.В. Муравина
Математика 5 класс сборник задач и контрольных работ
Авторы: Мерзляк А. Г. Номіровський Д. А.
Математика 5 класс
Авторы: Муравин Г.К. Муравина О.В.
Математика 5 класс рабочая тетрадь к учебнику Виленкина
Автор: Ерина Т.М.
Математика 5 класс дидактические материалы
Автор: Рудницкая В.Н.
Математика 5 класс рабочая тетрадь к учебнику Зубаревой
Автор: Ерина Т.М.
Математика 5 класс
Авторы: Абылкасымова А.Е. Кучер Т.П.
Математика 5 класс контрольные работы
Авторы: Козлова С.А. Рубин А.Г.
Математика 5 класс рабочая тетрадь
Автор: Ткачева М.В.
Математика 5 класс Проверь себя (Тесты)
Автор: Минаева С.С.
ГДЗ решебник по математике 5 класс Попов дидактические материалы Экзамен
Контрольная работа 1.
Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. ТреугольникВариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 2. Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 3. Числовые и буквенные выражения. Уравнение
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 4. Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 5. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 6. Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 7. Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 8. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 9.
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробейВариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 10. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 11. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 12. Микрокалькулятор. Проценты
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 13. Угол. Чертежный треугольник. Транспортир
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Контрольная работа 14. Итоговая
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4Самостоятельная работа 1. Обозначение натуральных чисел
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 2. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 4. Шкалы и координаты
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 5. Меньше или больше
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 6.
Сложение натуральных чисел и его свойстваВариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 7. Вычитание
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 8. Числовые и буквенные выражения
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 9. Буквенная запись свойств сложения и вычитания
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 10. Уравнения
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 11. Умножение натуральных чисел и его свойства
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 12. Деление
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 13. Деление с остатком
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 14. Упрощение выражений
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 15. Порядок выполнения действий
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 16. Квадрат и куб числа
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 17. Формулы
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 18.
Площадь. Формула площади прямоугольникаВариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 19. Единицы измерения площадей
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 20. Прямоугольный параллелепипед
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 22. Окружность и круг
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 23. Доли. Обыкновенные дроби
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 24. Сравнение дробей
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 25. Правильные и неправильные дроби
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 26. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 27. Деление и дроби
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 28. Смешанные числа
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 29. Сложение и вычитание смешанных чисел
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 30. Правильные и неправильные дроби.
Десятичная запись дробных чиселВариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 31. Сравнение десятичных дробей
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 32. Сложение и вычитание десятичных дробей
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 33. Приближенные значения чисел. Округление чисел
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 34. Умножение десятичных дробей на натуральные числа
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 35. Деление десятичных дробей на натуральные числа
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 36. Умножение десятичных дробей
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 37. Деление на десятичную дробь
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 38. Среднее арифметическое
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 39. Микрокалькулятор
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 40. Проценты
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 41.
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольникВариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 42. Измерение углов. Транспортир
Вариант 1 Вариант 2Самостоятельная работа 43. Круговые диаграммы
Вариант 1 Вариант 2ГДЗ по математике для 5 класса дидактические материалы Попов М.А.
Самостоятельные работы. Решения
СР-1
Вариант 1 Вариант 2СР-2
Вариант 1 Вариант 2СР-3
Вариант 1 Вариант 2СР-4
Вариант 1 Вариант 2СР-5
Вариант1 Вариант2СР-6
Вариант 1 Вариант 2СР-7
Вариант 1 Вариант 2СР-8
Вариант 1 Вариант 2СР-9
Вариант 1 Вариант 2СР-10
Вариант1 Вариант2СР-11
Вариант 1 Вариант 2СР-12
Вариант 1 Вариант 2СР-13
Вариант 1 Вариант 2СР-14
Вариант 1 Вариант 2СР-15
Вариант 1 Вариант 2СР-16
Вариант 1 Вариант 2СР-17
Вариант 1 Вариант 2СР-18
Вариант 1 Вариант 2СР-19
Вариант 1 Вариант 2СР-20
Вариант 1 Вариант 2СР-21
Вариант 1 Вариант 2СР-22
Вариант 1 Вариант 2СР-23
Вариант 1 Вариант 2СР-24
Вариант 1 Вариант 2СР-25
Вариант 1 Вариант 2СР-26
Вариант 1 Вариант 2СР-27
Вариант 1 Вариант 2СР-28
Вариант 1 Вариант 2СР-29
Вариант 1 Вариант 2СР-30
Вариант 1 Вариант 2СР-31
Вариант 1 Вариант 2СР-32
Вариант 1 Вариант 2СР-33
Вариант 1 Вариант 2СР-34
Вариант 1 Вариант 2СР-35
Вариант 1 Вариант 2СР-36
Вариант 1 Вариант 2СР-37
Вариант i Вариант iСР-38
Вариант 1 Вариант 2СР-39
Вариант 1 Вариант 2СР-40
Вариант 1 Вариант 2СР-41
Вариант 1 Вариант 2СР-42
Вариант 1 Вариант 2СР-43
Вариант 1 Вариант 2 Решения»> Контрольные работы. РешенияКР-1
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-2
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-3
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-4
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-5
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-6
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-7
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-8
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-9
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-10
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-11
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-12
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-13
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4КР-14
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Решения»> Задания на смекалку и логику. Решения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30Какие жены женатых священников? | Сдерживая обет: нерассказанная история женатых католических священников
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Сохранение обета: нерассказанная история женатых католических священниковСоциология и антропология религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Сохранение обета: нерассказанная история женатых католических священниковСоциология и антропология религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Саллинз, Д. Пол,
«Каковы жены женатых священников?»
,
Сохранение клятва: Нерастворимая история замужних католических священников
(
Нью -Йорк,
2015;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 22 октября 2015
), HTTPS:: //doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199860043.003.0005,
, по состоянию на 8 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Сохранение обета: нерассказанная история женатых католических священниковСоциология и антропология религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Сохранение обета: нерассказанная история женатых католических священниковСоциология и антропология религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Удивительно, но каждая жена женатого священника обратилась вместе со своим мужем. Большинство ссылается на единство семьи как на главный фактор, повлиявший на их решение. По сравнению со своими мужьями жены, как правило, менее консервативны и более практичны. Являя собой идеал жены протестантского духовенства и, подобно женам руководителей корпораций, большинство видят свое призвание в поддержке его призвания и служения. Большинство выходит замуж за своего мужа после того, как он решил стать священником, и обычно, но не всегда, выражают очень традиционное понимание гендерных ролей в браке. Борясь за чувство идентичности в католической церкви, где нет традиционной роли жены священнослужителя, большинство из них находят творческие способы поддержать своего мужа и / или церковь, используя свою новую ситуацию в напористо-традиционной манере.
Ключевые слова: Католицизм, пол, духовенство, жены духовенства, корпоративные жены, брачные роли
Предмет
Социология и антропология религии
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Gdz на английском языке высшее образование. Учебник английского языка для гуманитарных специальностей вузов
Духовно-рыцарские или, как их иногда называют, военно-монашеские ордена появились сразу после начала Крестовых походов. Их внешний вид столь же необычен и загадочен, как и сами Крестовые походы. Если принять во внимание ту огромную роль, которую они сыграли в борьбе за Святую Землю, а также их последующую как славную, так и трагическую судьбу, то можно с уверенностью сказать, что мы сейчас касаемся одного из самых интересных и загадочные темы в истории средневековой Европы. .
Если в Средние века рыцарство действительно воспринималось как путь к Спасению, то, наверное, ни в каком другом рыцарском учреждении эта мысль не выражалась так ясно, как в этом. Рыцарь, давший три монашеских обета, становился членом духовно-рыцарского ордена: нестяжания, послушания и целомудрия. Вступая в орден, рыцари нередко вносили в него богатые пожертвования. Им запрещалось иметь жен, а также они должны были соблюдать строгую воинскую дисциплину. Все это вместе действительно превратило жизнь членов орденского братства в настоящий, суровый подвиг.
Однако помимо духовно-рыцарских орденов в истории рыцарства были и другие образования орденского типа. В целом рыцарские ордена можно разделить на три категории:
1. духовно-рыцарские ордена, действовавшие большей частью во время крестовых походов, важнейшие из них – орден тамплиеров, орден госпитальеров св. Иоанна, Тевтонский орден и др.;
2. почетные рыцарские ордена, носившие вполне светский характер и имевшие целью награждение личных заслуг, а не какой-либо особой деятельности, орден Подвязки, орден Золотого руна и другие;
3. фиктивные и легендарные рыцарские ордена, известные только в литературе, например, орден короля Артура, известный как Братство рыцарей Круглого Стола.
История почетных светских орденов — важная часть рыцарской культуры. Их расцвет приходится на XIV-XV века, когда в Европе начал набирать обороты процесс всеобщей секуляризации. Если духовно-рыцарские ордена подчинялись папе, то почетные ордена обычно возглавлялись королем или герцогом и служили орудием укрепления их личной власти в противовес власти папы. Светские ордена — очень интересная тема, напрямую связанная с историей рыцарства, но ее рассмотрение уже выходит за рамки «Апологии».
После первого Крестового похода, когда крестоносцам удалось отбить Антиохию и Иерусалим, возникла необходимость в постоянной защите образовавшихся на Востоке новых латинских государств от арабов и турок. Этой цели — защите Святой Земли — посвятили себя два рыцарских ордена: Орден Тамплиеров и Орден Госпитальеров. Ниже приводится краткая история этих двух орденов, а также история Тевтонского ордена — как третьего по силе и известности рыцарского ордена, история которого затрагивает, в частности, историю Древней Руси.
Орден тамплиеров. Основан в 1119 году для защиты паломников, путешествующих в Палестину, но спустя несколько лет орден начинает военные действия в Палестине против мусульман. Штаб-квартира ордена находится в Иерусалиме, недалеко от бывшего Храма Соломона. Отсюда и название ордена — тамплиеры, или тамплиеры. (le Temple, фр. — храм). В 1129 году орден был признан на церковном соборе в Труа. Папа Гонорий II утверждает устав ордена. Активная военная деятельность ордена начинается, как в Палестине, так и на других театрах военных действий, например, в Испании с 1143 г. Орден получает помощь из различных стран Европы, имеет многочисленные филиалы в Европе, владеет землями, проводит финансовые операции . В 1307 году по приказу французского короля Филиппа IV Красивого все тамплиеры были арестованы во Франции в одну ночь. После суда над тамплиерами в 1312 году орден был ликвидирован указом папы Климента V. В 1314 году в Париже на костре был сожжен последний великий магистр ордена Жак де Моле.
Орден Святого Иоанна Госпитальеров. Братство Иоанна было основано еще до Первого крестового похода в госпитале Святого Иоанна Милосердного в Иерусалиме, отсюда и название ордена. Целью братства была помощь бедным и больным паломникам. Имеет широкую сеть приютов и госпиталей, как на Востоке, так и в Европе. После Первого крестового похода он также берет на себя функции военной защиты латинских государств от «неверных». Штаб-квартира находится в Иерусалиме. После потери Иерусалима и изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры основывают свою штаб-квартиру на о. Родос с 1311 г.
В 1522 году турки осаждают и захватывают о. Родос. Госпитальеры покидают о. Родос. В 1530 году император Священной Римской империи Карл V дарует о. Мальта недалеко от Сицилии. Орден получает новое название — Мальтийский орден. Госпитальеры строят мощный флот и активно участвуют в морских операциях против турок в Средиземном море.
В 1792 году во Франции во время революции было конфисковано имущество ордена. В 1798 году французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватили Мальту и изгнали оттуда госпитальеров. Мальтийский орден берет под покровительство Павел I, который учреждает Мальтийский крест — высшую награду Российской империи. После смерти Павла I в 1801 году орден был лишен покровительства в России, а с 1834 года приобрел постоянную резиденцию в Риме. В настоящее время члены ордена занимаются оказанием медицинской и другой помощи больным и раненым.
Отряд. Он вырос из братства в немецкой больнице. Датой основания ордена считается 1199 год. В 1225 году Тевтонский орден был приглашен в Пруссию, куда была перенесена его штаб-квартира. С 1229 года орден начинает завоевание Пруссии, и с тех пор эта задача стала главной в его деятельности.
Прием рыцарей осуществляется в основном только из немецких земель. В 1237 году Тевтонский орден объединился с Орденом Меча, после чего началось и завоевание Ливонии. В 1242 году орден потерпел поражение на Чудском озере от Александра Невского. В 1245 году орден получает разрешение на проведение «непрерывного» Крестового похода в Пруссию. В 1309 г.Орден перенес свою штаб-квартиру в Пруссию в город Мариенбург. В 1410 году войска Тевтонского ордена терпят поражение в Грюнвальдской битве от объединенных сил поляков, литовцев, чехов и русских. В 1466 году при заключении Торуньского мира Тевтонский орден признает себя вассалом Королевства Польского.
Таким образом, в XI — XIII вв. Католическая церковь выступила организатором Крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и «Гроба Господня», который, по преданию, находился в Иерусалиме. Истинная цель походов заключалась в захвате земель и разграблении восточных стран, о богатстве которых много говорили в то время в Европе.
В результате военных походов в армиях крестоносцев по благословению Папы были созданы особые монашеско-рыцарские организации — духовно-рыцарские ордена. Вступив в орден, рыцарь остался воином, но принял обычный обет монашества: он не мог иметь семью. С этого времени он беспрекословно подчинялся главе ордена — гроссмейстеру, или гроссмейстеру. Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения.
Захватив обширные территории на Востоке, ордена развернули широкомасштабную деятельность на «святой земле». Рыцари обращали в рабство крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и деревни, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена накапливали огромные богатства. Награбленное золото использовалось для покупки крупных поместий в Европе. Постепенно заказы превратились в богатейшие корпорации. Вскоре орден тамплиеров стал самым богатым орденом.
Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари часто закладывали свои земли и другое имущество в европейских отделениях ордена. Опасаясь ограбления в пути, они взяли только расписку, чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры стали не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И это принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы погибли в пути, не успев добраться до Иерусалима…
Аспекты подробной истории создания духовных рыцарских орденов и их роли в истории средневековой Европы будут быть освещены более подробно и рассмотрены во второй главе нашего дипломного проекта.
6 276
В XI — XIII вв. Католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и «Гроба Господня», который, по преданию, находился в Иерусалиме. Истинная цель походов заключалась в захвате земель и разграблении восточных стран, о богатстве которых много говорили в то время в Европе.
В армиях крестоносцев по благословению Папы были созданы особые монашеско-рыцарские организации: они назывались духовно-рыцарскими орденами. Вступив в орден, рыцарь остался воином, но принял обычный обет монашества: он не мог иметь семью. С этого времени он беспрекословно подчинялся главе ордена, гроссмейстеру или гроссмейстеру.
Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения. Захватив обширные территории на Востоке, ордена развернули широкомасштабную деятельность на «святой земле».
Рыцари поработили крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и деревни, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена накапливали огромные богатства. Награбленное золото использовалось для покупки крупных поместий в Европе. Постепенно заказы превратились в богатейшие корпорации.
Первый был основан в 1119 году по приказу тамплиеров (тамплиеров). Изначально он располагался недалеко от того места, где, по преданию, стоял Иерусалимский Храм. Вскоре он стал самым богатым.
Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари часто закладывали свои земли и другое имущество в европейских отделениях ордена. Опасаясь ограбления в пути, они взяли только расписку, чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры стали не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И это принесло им большое богатство: ведь многие крестоносцы погибли в пути, не успев добраться до Иерусалима…
Вторым был Орден Госпитальеров-Св. Джон. Свое название он получил от госпиталя святого Иоанна, который помогал больным паломникам. В конце XXI в. был образован третий орден Тевтонского ордена. Позже он перебрался на берега Балтийского моря, где в 1237 году объединился с Орденом Меченосцев. Объединенный Орден меченосцев жестоко истреблял и грабил местные литовские, латышские и эстонские племена. Он пытался захватить русские земли в XIII веке, но князь Александр Невский разбил рыцарское войско на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года9.0003
В XI — XII вв. В Испании возникли три ордена. Они были созданы рыцарями в связи с реконкистой — борьбой, направленной на изгнание арабов из Испании.
В XIV — XV вв. Европейские короли, создавая централизованные государства, подчинили себе духовно-рыцарские ордена. Так, французский король Филипп IV Красивый жестоко расправился с самыми богатыми из них — тамплиерами. В 1307 году тамплиеров обвинили в ереси. Многие из них были сожжены на кострах, имущество ордена было конфисковано, пополняя царскую казну. Но некоторые заказы сохранились до наших дней. Например, в Риме до сих пор существует орден св. Иоанна — это реакционное клерикальное (церковное) учреждение.
ДЕТСКИЕ КРОССЫ
Летом 1212 года по дорогам Франции и Греции мальчики от 12 лет и старше, одетые в летнюю одежду, двигались небольшими группами и целыми толпами: в простых полотняных рубашках поверх коротких штанов, почти все босиком и с непокрытой головой. У каждого спереди на рубахе был пришит красный, ровный и зеленый матерчатый крест. Это были молодые крестоносцы. Над процессиями развевались разноцветные флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других — Богородицы с младенцем. Звонкими голосами крестоносцы пели религиозные гимны, восхваляющие Бога. Куда и с какой целью были отправлены все эти толпы детей?
Впервые в самом начале XI в. Папа Урбан II призвал Западную Европу к крестовому походу. Это произошло поздней осенью 1095 года, вскоре после того, как в городе Клермоне (во Франции) закончился сбор (съезд) церковников. Папа обратился к толпам рыцарей, крестьян, горожан. монахи собрались на равнине у города с призывом начать священную войну против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч рыцарей и сельской бедноты из Франции, а позднее и из некоторых других стран Западной Европы.
Все они в 1096 году отправились в Палестину воевать против турок-сельджуков, незадолго до этого захвативших город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. Согласно легенде, здесь якобы находилась могила Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии. Освобождение этой святыни послужило поводом для крестовых походов. Крестоносцы прикрепляли к своей одежде кресты из ткани в знак того, что идут на войну с религиозной целью — изгнать язычников (мусульман) из Иерусалима и других священных для христиан мест в Палестине.
На самом деле цели крестоносцев были не только религиозными. К XI веку земли в Западной Европе были поделены между светскими и церковными феодалами. По обычаю, только его старший сын мог унаследовать землю лорда. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они хотели получить его любым путем. Католическая церковь не без оснований опасалась, что эти рыцари не посягнут на ее обширные владения. Кроме того, духовенство во главе с папой стремилось распространить свое влияние на новые территории и получить от них прибыль. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли пилигримы (пилигримы), посетившие Палестину, возбуждали жадность рыцарей. Папы воспользовались этим, бросив клич «На Восток! «. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «Гроба Господня» имело второстепенное значение: феодалы стремились захватить заморские земли, города, богатства.
Первое время в крестовых походах участвовала и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от гнета феодалов, неурожаев и голода. Темные, бедствующие крестьяне, в основном крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, которые они переживают, ниспосланы Богом за какие-то неведомые грехи. Жрецы и монахи уверяли, что если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман «Гроб Господень», то всемогущий Бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае смерти — правое место в раю.
Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков, и лишь немногие из них добрались до Иерусалима с сильным рыцарским ополчением. Когда в 1099 году крестоносцы захватили этот город и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Захватив плодородные земли и цветущие торговые города «Святой земли», как тогда называли Палестину европейцы, «воины Христа» основали свои государства.
Пришлые крестьяне почти ничего не получали, и поэтому в дальнейшем в крестовых походах участвовало все меньше и меньше крестьян.
В XII в. рыцарям приходилось много раз снаряжаться для войны под крестным знамением, чтобы удержать захваченные территории.
Однако все эти крестовые походы провалились. Когда в начале XIII в. Французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они не пошли против мусульман, а напали на христианское государство Византию. В апреле 1204 года рыцари захватили его столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоят все напыщенные фразы о спасении «Гроба Господня». Через восемь лет после этого позорного события состоялись Детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы рассказывают о них так. В мае 1212 года двенадцатилетний пастушок Этьен ниоткуда пришел в аббатство Святого Дионисия в Париже. Он объявил, что послан самим Богом возглавить поход детей против «неверных» на «Святую землю». Потом этот маленький мальчик пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках, во всех людных местах он произносил перед толпами людей страстные речи, призывая своих сверстников собираться в дорогу к «Гробу Господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы — плохие люди, жадные и жадные грешники. Сколько бы они ни боролись за Иерусалим, у них ничего не выходит: всемогущий Бог не хочет дать грешникам победу над неверными. Только чистые дети могут получить благодать Божию. Без всякого оружия они смогут освободить Иерусалим от власти султана. По повелению Бога Средиземное море перед ними расступится, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отнимут у неверных «святую гробницу».
«Сам Иисус явился мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», — сказал мальчик-пастушок. Для большей убедительности он поднял над головой какую-то букву. «Вот письмо, — возразил Этьен, — которое дал мне спаситель, поручая мне возглавить тебя в заморском походе во славу Божию». Тут же, прямо на глазах у многочисленных слушателей, рассказывают летописи (хроники), Этьен совершал разные «чудеса»: он как бы возвращал зрение слепым и исцелял хромых от недугов одним прикосновением рук.
Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчишек двинулись в город Вандом, который стал местом сбора юных крестоносцев.
Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детей. Между тем причины были те же, что и побудили бедняков первыми переселиться на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. Он уже был дискредитирован грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей и шел на убыль, но вера людей в то, что Бог будет милостивее, если удастся вернуть святой город Иерусалим, не угасла окончательно. Эта вера была решительно поддержана служителями церкви. Священники и монахи стремились погасить растущее недовольство крепостных против господ с помощью «благотворительных дел» — крестовых походов.
За юродивым (душевнобольным) пастухом Этьеном стояли ловкие церковники. Им не составило труда обучить его творить заранее заготовленные «чудеса». Крестоносская «лихорадка» охватила десятки тысяч бедных детей сначала во Франции, а затем в Германии. Судьба молодых крестоносцев сложилась весьма плачевно. 30 тысяч детей последовали за пастухом Этьеном.
Они прошли Тур, Лион и другие города, питаясь милостыней. Папа Иннокентий III, зачинщик многих кровопролитных войн, предпринятых под религиозным знаменем, не сделал ничего, чтобы остановить эту безумную кампанию. Наоборот, он заявил: «Эти дети служат упреком нам, взрослым: пока мы спим, они радостно встают на защиту Святой Земли».
К детям в пути присоединилось множество взрослых — крестьяне, бедняки-ремесленники, священники и монахи, а также воры и прочий криминальный сброд. Нередко эти грабители забирали у детей еду и деньги, которые им давали окрестные жители. Толпа крестоносцев, как катящаяся лавина, увеличивалась по пути.
Наконец они добрались до Марселя. Тут все сразу бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось. Но нашлись два жадных купца, которые предложили перевезти крестоносцев через море без всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. У берегов Сардинии, недалеко от острова Сент-Перт, корабли попали в шторм. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять кораблестроители доставили в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы продали детей в рабство.
В то же время 20 тысяч немецких детей отправились в крестовый поход с французскими детьми. Они были очарованы 10-летним мальчиком по имени Николай, которого отец научил говорить то же, что и Этьен. Толпы молодых немецких крестоносцев из Кёльна двинулись на юг вдоль Рейна. С трудом дети переходили Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней умерло две трети детей; остальные полуживые добрались до итальянского города Генуи. Правитель города, решив, что приезд такого количества детей не что иное, как происки врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убраться вон. Измученные дети пошли дальше. Лишь малая их часть дошла до города Бриндизи. Вид оборванных и голодных детей был настолько жалким, что местные власти воспротивились продолжению похода. Молодым крестоносцам пришлось вернуться домой. Большинство из них умерло от голода на обратном пути. По словам очевидцев, трупы детей лежали неубранными на дорогах много недель. Уцелевшие крестоносцы обратились к папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку только на время, пока они не достигнут совершеннолетия.
Духовно-рыцарские ордена
Как мы уже говорили, еще до начала Крестовых походов на дорогах Европы и Востока, ведущих в Иерусалим, можно было видеть приюты для паломников. В середине XI в. один из жителей итальянского города Амальфи основал в самом конце пути — в Иерусалиме — еще один приют: госпиталь для больных паломников, и назвал его в честь святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в 7 век. Именно этому госпиталю суждено было породить явление, ставшее чуть ли не визитной карточкой европейского Средневековья, — рыцарские ордена. Старейший из них, известный нам под неофициальным прозвищем «Госпитальеры», именовался в документах: «Орден рыцарей Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского».
Монахи, служившие в госпитале, не всегда могли вести праведную жизнь кротких братьев. Периодически возникающая необходимость защиты больных и имущества госпиталя нередко заставляла монахов браться за оружие. По некоторым сведениям, они даже ударили в тыл защитникам Иерусалима во время его осады крестоносцами в 1099 году. После взятия Иерусалима число таких убежищ увеличилось, штат этих учреждений, объявивших себя монашеским орденом , сформированная почти исключительно из рыцарей-крестоносцев, принявших постриг, становилась все более воинственной.
При Раймонде дю Пюи, первом Великом Магистре, орден становится рыцарским. В 1113 году папа Пасхалий II утвердил устав ордена, обязывающий монахов сражаться за Гроб Господень. Госпитальеры, или иоанниты, как их часто называли по названию госпиталя, отличались красным плащом с белым крестом, который мы теперь называем «мальтийцами». Дело в том, что после изгнания европейцев из Палестины, в 1309 году иониты поселились на острове Родос, а с 1522 года переселились на Мальту, где прекрасно существуют и по сей день.
Похожая история произошла и с другим рыцарским орденом — «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», более известными как «Храмовники».
В начале XII в. бедный французский дворянин Хью де Пейн в компании восьми своих родственников, точно так же, как и он, отправившихся в крестовый поход, учредил орден защиты пилигримов, который назвали «Бедными рыцарями». Французские крестоносцы были настолько бедны, что им даже приходилось путешествовать вместе на одной лошади (и этот образ стал одним из символов тамплиеров). Скорее всего, об этой религиозной инициативе никто бы и не узнал, но Хью де Пейн и еще один из «отцов-основателей» ордена Годфруа де Сент-Омер оказались отличными организаторами. Популярность «Бедных рыцарей» все время росла, орден пополнялся все новыми и новыми членами, и в 1128 году он был официально признан на соборе в Труа. Его устав был написан по заказу известного религиозного деятеля того времени св. Бернара Клервосского, основателя монашеского ордена бернардинцев. Отличием тамплиеров был белый плащ с красным крестом.
Вот что писал о создании тамплиеров архиепископ Вильгельм Тирский, бывший канцлер Иерусалимского королевства и крупный средневековый историк:
«Несколько знатных рыцарей, людей истинной веры и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений и, предав себя в руки верховного правителя церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и самыми известными были Хью де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства еще не было своего храма или дома, царь предоставил им временное пристанище в своем дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Стоявшие там каноны храма при определенных условиях уступали часть обнесенного стеной двора нуждам нового порядка. Более того, король Иерусалима Балдуин II, его окружение и патриарх со своими прелатами немедленно оказали поддержку ордену, выделив ему часть своих земельных владений — одни пожизненно, другие во временное пользование — благодаря чему члены ордена могли получить средства к существованию. Прежде всего им предписывалось, во искупление своих грехов и под руководством патриарха, «охранять и оберегать идущих в Иерусалим богомольцев от нападений воров и разбойников и всячески заботиться об их безопасности».
Позже, в конце 12 века, возник третий орден, Тевтонский орден. Появился в 1190-1191 гг. и, как следует из названия, пополнялся почти исключительно выходцами из немецких земель. Тевтонский орден вырос из госпитального братства Пресвятой Богородицы во время Третьего крестового похода, его члены отличались белыми плащами с черным крестом.
Принципы, по которым жили ордена, соединяли, казалось бы, несовместимые роли — монаха и рыцаря, смирение первого удивительным образом сочеталось с воинственностью второго. Однако, как ни удивительно, этот странный гибрид не только выжил, но и оказался одним из самых успешных социальных изобретений того времени. Ордены быстро увеличивались в численности, а их влияние как на завоеванных территориях, так и в христианском мире как таковом стремительно росло.
Дело в том, что главной проблемой крестоносцев всегда была несогласованность действий и отсутствие единого командования. Поэтому рыцарские ордена с их строгой иерархией и безупречной дисциплиной быстро стали наиболее боеспособными воинскими формированиями того времени, приняв активное участие практически во всех сражениях эпохи Крестовых походов. По сути, именно они составляли постоянную армию крестоносцев, ряды которой пополнялись прибывающими из Европы рыцарями. Именно им обычно поручалась охрана крепостей, содержание и расширение которых было слишком тяжелым финансовым бременем как для сеньоров, так и для монархии. С точки зрения поддержания постоянной боевой готовности приказы были важным военным козырем. Но с политической точки зрения увеличение числа их членов было бедствием для новообразованных латинских государств, так как ордена представляли собой самостоятельную военную партию, интересы которой не всегда совпадали с интересами королевств и герцогства.
Деятельность орденов, не подотчетных местным властям, контролировалась непосредственно папой. Ордена возглавляли Великие Магистры. Вся система строилась на принципах жесткой иерархии и строгой дисциплины. Уставы орденов были чрезвычайно суровы. Рыцари принимали монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания. По уставу тевтонов, например, написанному на основе уставов госпитальеров и храмовников, братья должны были молиться не менее пяти часов в день, поститься 120 дней в году, рыцарские развлечения (турниры, охота) были запрещенный. За нарушения правил поведения (за нанесение ударов мирянам, нарушение поста, разглашение тайн ордена и тому подобное) следовали суровые наказания.
Духовно-рыцарские ордена имели свои крепости, земли, обладали огромными богатствами, что делало их значительной политической силой. Дело в том, что ордена занимались не только войной, но и вели активную экономическую политику.
Тамплиерам, например, специальным указом папы было разрешено заниматься финансовыми операциями, и вскоре банковское дело стало одним из основных занятий в ордене. Именно тамплиеры изобрели чеки, и больше не было нужды таскать вожделенное всеми золото в опасное путешествие. Достаточно было внести нужную сумму в ближайшую тамплиерскую прецепторию, взять взамен такой же чек — небольшой кусочек пергамента с отпечатком пальца, а затем, дойдя до нужного места, получить там свои деньги с очень небольшим вычетом. В связи с тем, что сеть командорств покрывала почти всю Европу и Ближний Восток (в XIII веке их было более пяти тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями), желающих воспользоваться ими было предостаточно. Сервисы.
Стоит ли удивляться, что со временем тамплиеры стали крупнейшими кредиторами Европы? По мнению многих историков, именно богатство ордена и непомерные долги французской короны (и не только ее) стали главной причиной поражения и роспуска Ордена Тамплиеров в начале XIV века.
Из книги Осень Средневековья автора Хейзинга Йохан
Из книги Грюнвальд. 15 июля 1410 года автора Тарас Анатолий Ефимович
1. Духовно-рыцарские ордена В последней трети XI века турки-сельджуки захватили многие владения Восточной Римской империи (Византии), в том числе «святую землю» — Палестину и «святой город» — Иерусалим. Несмотря на конфликт, произошедший в 1054 году между папскими легатами
Из книги Новый взгляд на историю государства Российского автора Морозов Николай Александрович
Глава I. Книга Иоанна Плано Карпини, католического архиепископа в Черногории: «История монголов, называемых нами татарами» (т. е. впервые отождествляемых с ними авторами), как первая попытка на смену утратившим популярность в Восточной Европе рыцарским орденам IV Крестового похода
Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордена в Средние века, XI-XVI вв. автор Демурге Ален
Введение Военные монашеские ордена, рыцарские ордена, ордена за заслуги В 1120 году в Иерусалиме в условиях, которые до сих пор малоизвестны, был основан первый средневековый военно-монашеский орден — Орден Храма (тамплиеров). Ее первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi
Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич
Из книги Витязи автора Малов Владимир Игоревич
Из книги Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и крестовых походов автора Норман А В
Глава 8 Военные (рыцарские) ордена Крестовые походы носили как военный, так и религиозный характер, и в Святой Земле эти стороны средневековой жизни нашли свое логическое воплощение в создании братств рыцарей-монахов великих военных орденов. Место, которое считалось
Из книги История крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович
Духовно-рыцарские ордена В 1118 или 1119 году девять рыцарей-крестоносцев из Бургундии во главе с Гугом де Пейном приняли монашеский постриг по уставу цистерцианцев (ветвь монашеского ордена бенедиктинцев). Однако к трем обычным монашеским обетам — бедности, целомудрию и
Из книги Монашеские чины автора Андреев Александр Радиевич
Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII вв. К концу 12 века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было бы назвать эпохой рыцарства, средневековой военной знати, самого привилегированного социального слоя в Европе середины века. Рыцари из стали
Из книги Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 года. 600 лет славы автора Андреев Александр Радиевич
Духовные и рыцарские ордена: Иоанниты, Тамплиеры,
Из книги История рыцарства автора Мишо Жозеф Франсуа
Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович
Глава 5 Орден госпитальеров и другие духовные и рыцарские ордена в Палестине Среди различных духовных и рыцарских орденов, возникших в Палестине после ее завоевания крестоносцами, особенно выделяются два: госпитальеры и тамплиеры (тамплиеры). История их отношений
Из книги Монашество в средние века автора Карсавин Лев Платонович
Из книги Сокровища и реликвии британской короны автора
Рыцарские ордена Он взял жезл и, легонько ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: — Вставай, господин Винни-Пух де Медведь, самый верный из моих рыцарей! Понятное дело, Пух встал, а затем снова сел и сказал: «Спасибо», как положено говорить, когда тебя посвящают в рыцари. Александр Милн.
Из сокровищ британской монархии. Скипетры, шпаги и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Мариана Вадимовна
Рыцарские ордена Он взял жезл и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: — Вставай, сэр Винни-Пух де Медведь, самый верный из моих рыцарей! Понятное дело, Пух встал, а затем снова сел и сказал: «Спасибо», как положено говорить, когда тебя посвящают в рыцари. Александр Милн.
Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автор Коллектив авторов
5 мифов о женатых священниках в восточном католицизме| Национальный католический реестр
Многие люди считают, что восточная дисциплина посвящения женатых мужчин в священство противоречит западной дисциплине священнического безбрачия. Вот почему это убеждение ошибочно.
В дискуссиях о безбрачии священников практика восточных католических церквей часто игнорируется или неправильно понимается. Большинство людей не знают, что уже есть тысячи женатых католических священников, которые служат в восточно-католических церквях.
Католическая церковь не является единым монолитным образованием. Скорее, он состоит из 24 отдельных sui iuris церквей, которые «пользуются собственной дисциплиной, своим литургическим обрядом и своим собственным теологическим и духовным наследием» (Lumen Gentium, № 23). Латинская церковь — самая большая из этих церквей, но есть также 23 уникальные восточно-католические церкви. Эти церкви находятся в полном общении с Римом и вместе с латинской церковью образуют единую католическую церковь. Латинская католическая церковь и восточные католические церкви разделяют одного и того же папу (папу Франциска), одни и те же таинства (включая Евхаристию) и одну и ту же католическую веру. Однако каждая из 24 церквей выражает эту веру по-своему.
В восточном католицизме существует давняя практика посвящать женатых мужчин в священники. Средства массовой информации иногда ошибочно сообщают, что эти церкви «разрешают священникам вступать в брак» или не соблюдают целибат. Эти и другие мифы создают ложное впечатление, что восточно-католическая дисциплина противоречит латинской дисциплине священнического безбрачия или (что еще хуже) является прямым вызовом ей. Но, как мы увидим, эти две дисциплины не так далеки друг от друга, как кажется.
Миф 1: Восточные католики не ценят безбрачие
В восточном католицизме безбрачие ценится как дар Церкви. Когда мужчина или женщина решают следовать примеру Иисуса через целибат, этот выбор прославляется как эсхатологическое свидетельство миру.
Более того, монашеская жизнь считается идеалом в восточном католицизме. Монахи, будь то женщины или мужчины , почитаются как духовные матери и отцы. Монашество лежит в основе восточно-христианской духовности, и в восточно-католических церквях традиционно сильное монашеское присутствие.
В восточном католицизме также существует связь между священнослужителями и безбрачием. Вот почему епископы, владеющие полнотой таинства Священства, всегда соблюдают целибат. В то время как женатые мужчины могут быть рукоположены в диаконы и священники, в епископы рукополагаются только мужчины, соблюдающие целибат.
Миф 2: восточно-католическим священникам «разрешено вступать в брак»
Это один из самых распространенных мифов о восточном католицизме. В то время как женатые мужчины могут быть рукоположены в дьяконы или священники, мужчины, которые уже были рукоположены, не могут вступать в брак. Если женатый дьякон или священник станет вдовцом, он примет жизнь безбрачия.
В этом отношении восточно-католическая дисциплина идентична латинской дисциплине в отношении женатых дьяконов. Женатый мужчина может быть рукоположен, но рукоположенный мужчина не может жениться. Это еще раз свидетельствует о связи между духовным саном и безбрачием.
Миф 3: Восточная католическая дисциплина является «отклонением от нормы»
При защите латинской дисциплины священнического безбрачия существует риск опорочить восточную дисциплину. Я видел, как католические авторы называли восточную дисциплину «отклонением от нормы» или «ошибкой», допущенной ради единства. Некоторые даже утверждают, что наличие женатых восточно-католических священников представляет собой недостаток веры.
Напротив, официальное католическое учение уважает восточную дисциплину. См., например, Кодекс канонов Восточных Церквей , обнародованный св. Иоанном Павлом II. В нем говорится, что «должна почитаться священная практика женатых священнослужителей в первобытной Церкви и в традициях Восточных Церквей на протяжении веков» (канон 373). Подобные заявления встречаются и в других церковных документах, таких как Катехизис Католической Церкви , в котором утверждается, что восточная практика рукоположения женатых мужчин в священники «издавна считалась законной; эти священники осуществляют плодотворное служение в своих общинах» (№ 1580).
Аргументы в пользу обязательного безбрачия, которые очерняют или делегитимизируют женатых священников, проблематичны, поскольку они являются нападками на законную дисциплину, практикуемую в католицизме. Более того, это непреднамеренные нападения на верных католических священников, служащих в восточных церквях.
Вместо этого можно защищать латинскую дисциплину, не унижая женатых священников. См., например, «Богословские основы священнического безбрачия» о. Макс Туриан. Он приводит убедительные доводы в пользу латинской дисциплины, не принижая при этом восточную дисциплину, которая в равной степени является католической.
Миф 4. Семьи женатых священников страдают от пренебрежения
Часто повторяемый аргумент состоит в том, что женатые священники разрываются между двумя призваниями — браком и священством — и не могут адекватно жить ни тем, ни другим. Обычно утверждается, что у женатого священника не будет времени быть мужем или отцом, и что в результате пострадают его жена и дети.
Этот аргумент — что мужчине некогда быть и мужем, и священником — может быть применим к Латинской церкви, но ситуация в восточном католицизме иная. Наличие женатых священников укоренилось в восточно-католической культуре, и поэтому священники, их жены и их прихожане, как правило, умеют поддерживать баланс. Типичный восточно-католический священник занят не больше, чем врач или полицейский, и обычно столько же времени посвящает семейной жизни.
При этом Латинская церковь действует по-другому, и потребуется большая адаптация, чтобы заставить женатое священство работать в этом контексте.
Миф 5: Женатые восточно-католические священники – неэффективные пастыри
Обратная сторона предыдущего мифа заключается в том, что женатые священники поглощены обязанностями семейной жизни и поэтому пренебрегают духовным благополучием своих приходов.
Это обобщение, которое может быть верным в латинском контексте, но не отражает реальности в восточном католицизме.
По моему опыту, семейное положение священника мало влияет на эффективность его служения. Я знал безбрачных священников, которые были замечательными пастырями, но я также знал нескольких замечательных женатых священников. Мой нынешний пастор женат и является образцом святости. Он обслуживает два прихода, оба духовно процветающие. С другой стороны, я встречал и соблюдающих целибат, и женатых священников, которые пренебрегают духовными нуждами своих прихожан.
Уважение к обеим традициям
Эти наблюдения основаны на моем опыте восточного католицизма. Латинская церковь действует иначе, со своими потребностями и ожиданиями. То, что женатое священство работает на Востоке, не означает, что оно будет работать и на Западе. Латинская дисциплина имеет огромную ценность, и есть веские причины поддерживать ее. По этой причине к любым изменениям в этой дисциплине следует подходить с осторожностью.