«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Русский язык 4 класса 1 часть бунеев бунеева пронина ответы: Упражнение 1 — ГДЗ Русский язык 4 класс. Бунеев, Бунеева, Пронина. Учебник часть 1. Страница 44

Из чего состоят предложения с прямой речью. Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Как эти части могут быть расположены по отношению друг к другу? Прямая речь

Что такое прямая речь и для чего она нужна?

На этом уроке вы узнаете, что такое прямая речь и для чего она служит, из каких частей состоит.

Иногда необходимо передать в письменной форме слова другого лица от его имени точно, дословно. В таких случаях мы используем предложения с прямой речью.

Прямая речь — это слова, передаваемые от имени говорящего.

«Ну, Банни! Подожди!» — воскликнул Волк.

Это предложение состоит из двух частей: собственно прямой речи, в которую входят слова: «Ну, Заяц! Подождите!» и слова автора, которые показывают, кто владеет прямой речью: закричал Волк.

Чтобы не путать сложные предложения и предложения с прямой речью, в письмо

«Что, Иванушка, не весело? На чем ты повесил голову?» — говорит ему конь, у ног его вертясь.

Первое слово в кавычках пишется с большой буквы, независимо от того, стоит прямая речь до или после слов автора. Если слова автора после прямой речи, как и в этом предложении, то они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы

4. А: «П…»

А пока выведем схемы с прямую речь на письме следующим образом: саму прямую речь обозначаем прописной буквой П, авторскую речь — прописной или строчной буквой А и в зависимости от падежа.

1. Мальчик кивнул и сказал: «Я буду участвовать».

Перед нами повествовательное предложение. Мы заключаем прямую речь в кавычки и только потом завершаем предложение точкой.

2. Таня посмотрела на Олю и спросила: «Теперь что ты думаешь?»

Прямая речь стала вопросительным предложением. Ставим знак вопроса в конце прямой речи, затем закрываем кавычки.

3. Ваня крикнул: «Беги!»

Это повелительное предложение заканчивается восклицательным знаком в кавычках.

4. Корабелы в ответ: «Мы путешествовали по свету…»

Многоточие, которым заканчивается прямая речь, находится внутри кавычек.

1. «П!» — а.

2. «П?» — а.

Давайте рассмотрим примеры:

1. «Терпеть не могу зубной порошок!» — проворчал Незнайка.

2. «Почему мы полетели вниз?» — забеспокоились дети.

В случае, когда перед словами автора стоит прямая речь, точка никогда не ставится, ее место занимает запятая, которая стоит после кавычек.

Например:

«Больше так не буду», — извинился Ваня.

Подводя итог уроку, отметим, что прямая речь используется для точной передачи слов говорящего. Прямая речь может быть не только цитированием слов, произнесенных вслух, но и цитированием написанного. В литературных произведениях с помощью прямой речи иногда передаются мысли героя, которые он не произносит вслух.

Список использованной литературы:

  1. Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 19.90.
  2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАС, 2012.
  3. .
  4. М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А.В. Прудников. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  6. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях / Бунеев Р.Н.
  7. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общего образования. учреждения. В 2-х частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. — Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  8. Русский язык: Справочные материалы: Учебник для студ.
  9. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольно-проверочная работа на русском языке. – М.: Дрофа, 2001.
  11. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей http://lib.ru/NOSOW/nezn1.txt
  12. Кучеренко Н.Д. тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.

Предложения с прямой речью

Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи:

«Послезавтра поеду на Волгу», — сказал Саша. (А.Чехон)

В этом предложении слова автора — Саша сказал; прямая речь заключается в кавычки. Авторская часть слов (слов, вводящих прямую речь) включает Глаголы сказал, подумал, спросил, написал, прочитал, прошептал, воскликнул и т.д.

1) М. Горький писал: «Хорошая книга, просто праздник.
2) «Всем хорошим во мне я обязан книгам», — говорил М. Горький.
3) «Какие книги тебе нравятся?» — спросила Вера Васильевна.
4) «Эта удивительная вещь — книга! Это действительно потрясающе!» — написал Лев Кассиль.

Схемы предложений с прямой речью

1) А: «П».
2) «П», -а.
3) «П?» — а.
4) «П!» — а.

На письме прямая речь заключается в кавычки.

Если перед прямой речью стоят авторские слова , то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с прописной буквы.

Прямая речь. правила

Из примеров, приведенных в этом уроке, вы уже выяснили для себя, какими могут быть предложения с прямой речью и разобрали схему предложений с прямой речью, а теперь попробуем сформулировать определение и выяснить, что называется прямая речь.

Прямая речь относится к словам, принадлежащим кому-либо, но которые передаются без изменений.

По-другому можно также сказать, что прямая речь – это такая структура, в которой дословно передаются слова того лица, которому эти слова или речь принадлежат.

Возьмем пример:

1. Мама позвонила мне: «Саша, иди домой!»;
2. «Который час?» — спросил Саша;
3. «Половина первого» — ответила мама.
4. «Можно еще немного пройтись?» — спросил Саша.
5. Мама сказала: «Сначала тебе надо пообедать и сесть за уроки».

Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из двух частей: слова автора и прямой речи. Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.

Можно также сказать, что прямая речь является чужой речью, хотя и передается дословно от лица того, кому она принадлежит.

Если говорить о порядке построения предложения с прямой речью, то это не имеет значения, так как слова автора могут быть после прямой речи или стоять перед ней.

Вот например:

«Вы можете сказать мне, где находится аптека?» — спросил незнакомец.
Я ответил: «Пройдите один квартал и будет аптека».
«Большое спасибо!» поблагодарил незнакомца.

Мы видим, что в первом предложении слова автора стоят после прямой речи, а во втором предложении — перед прямой речью.

А теперь давайте посмотрим на картинку и вспомним основные схемы, которые есть в предложениях с прямой речью:

Упражнение.

1. Составьте предложения, в которых слова автора будут в конце предложения.

2. Придумайте небольшой рассказ, в котором прямая речь и слова автора могут быть как в начале предложения, так и в конце.

3. Прочитайте предложения ниже. Попробуйте переделать их так, чтобы сначала шли слова автора, а потом прямая речь:



Знаки препинания

При написании предложения с прямой речью следует помнить, что прямая речь всегда пишется в кавычках, и первое слово прямой речи должно быть с большой буквы.

Например: Никита спросил: «Ты уже сделал уроки?»

А: «П». А: «П?» А: «П!»

Если прямая речь пишется перед словами автора, то после прямой речи надо ставить прочерк перед словами автора. Но следует учесть, что в этом случае слова автора следует писать с маленькой буквы.

Также следует помнить, что в конце прямой речи перед словами автора в зависимости от предложения необходимо ставить запятую, восклицательный или вопросительный знак:

«Р» — а. «П?» — а. «П!» — а.

Домашнее задание

1. Используя приведенные ниже схемы, придумайте свои собственные предложения и запишите их в тетрадь.
2. Выбрать предложения с прямой речью из известных сказок и составить схемы к этим предложениям.
3. Какие знаки препинания стоят в этих предложениях? Попробуйте объяснить, почему эти знаки используются в предложении.
4. Внимательно прочитайте предложения и перепишите их так, чтобы они содержали прямую речь.

выпишите номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены) и нарисуйте схемы написанных предложений А. Жуковский воспринял

Пушкина как «будущего великана».

Б. Отец удивленно спросил, это ты сделал?

В. Гоголь дивился «сокровищам русского языка».

Г. Будет работать, одобрительно сказал старик.

Д. Савельич дернул меня за руку, мол, выходите-с, приехали.

E. Он спросил меня, что мы делаем

G. На море значит дома, сказал он.

2. Замена предложений с прямой речью из задания 1 предложениями с костной речью

1. В каком слове звуков больше, чем букв? Но вчера; Б) пять; Б) змея Г) иногда. 2. Какое слово состоит из

приставки, корня, двух суффиксов и окончания?

А) Урал; Б) запоздалый;

B) застенчивый D) игнорирующий

3. Какое из следующих слов означает «очень важное в данный момент»?

А) принципиальный; Б) влиятельный;

Б) актуальная; Д) грандиозный.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?

А) заняты; Б) начало; Б) закончено; Д) досуг.

5. В каком предложении есть герундий?

А) Внезапно мимо меня пронеслось стадо, ведомое мальчишками.

B) Благодаря находчивому другу мне удалось отстоять свою честь.

В) Тот, кто живет настоящей жизнью, кто с детства приучен к поэзии, тот свят

верит в животворящий, полный разума русский язык.

Г) В такие моменты безмерно радуешься, когда видишь клочок голубого неба.

6. В какой строке пропущена буква во всех случаях и ?

А) Следуй, сияй, обожаемый, за синим лесом;

Б) пр_большой, запертый, оглушенный, перед замерзшим озером;

В) думать, огурец, он дышит, над видимым лесом;

D) включить, двигаться, видеть, посещать оранжерею.

7. В какой строке во всех словах нужно писать b ?

А) Рубить, наотмашь, пятьсот, в волчьей стае;

Б) беречь_, фонарик_щик, роскошь_, девять_сот;

В) не перечислять, хата_, восемнадцать, заячья капуста;

Г) есть_, рубить_, прыгать_, семнадцать, лебедь_и перья.

8. В каком слове пропущена буква после шипящего о ?

А) Ш_пот; Б) ж_луд; Б) ч_порный; Д) честный.

9. В каком слове не хватает двух букв nn ?

А) огурцы маринованные; Б) жареное мясо;

В) капуста приморская; г) замороженная рыба.

10. В какой фразе примыкает тип связи?

Б) идет по дороге;

в) вернуться из школы

D) бумага для заметок.

11. В каком предложении нужно поставить тире?

а) Волга – крупнейшая река Европы.

б) Снег как сахар.

В) В саду растут разные груши, сливы, яблони.

Г) Но пробил час и ты вышла из дома.

12. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

А) Ни смех, ни твой веселый разговор не прогоняли мрачных мыслей.

B) Медведи продолжали идти гуськом, не добавляя ни шагу, и не меняя

направления вашего пути.

C) Иногда шест или бревно плывет, как дохлая змея.

D) Звезды начали тускнеть и небо начало покрываться тучами.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) а он (4) к своему великому огорчению (5) совсем запутался и не знал что делать.

А) 1, 3 Б) 2, 3, 4 В) 4,5 Г) 1,2,3,4,5.

14. В каком предложении нужна только одна запятая?

А) Он заполз высоко в горы Уже и лег там в сыром ущелье, свернувшись клубочком и

глядя в море.

Б) Потоки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и морской свежести.

В) Солнце, спрятавшись за узкое голубоватое облако, золотит его края.

Г) Он сбегал стремглав вниз по лестнице и выбежал на улицу.

15. В каком из предложений с прямой речью допущена пунктуационная ошибка?

А) «А как тебе позвонить?» — спросил помещик.

Б) «В самом деле, постойте, Павел Иванович! — сказал Манилов, когда они

вышли на крыльцо. «Посмотри на облака».

В) «Ну-ну-ну!» – засмеялась Айгуль: «Сделка дороже денег».

Г) «Да, — сказал Айваз, — я могу приступить к работе прямо сейчас».

Текст

(1) Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь не повысило ответственности людей за вверенный им мир, не сделало их добрее, бережнее к братьям меньшим и к более зеленой жизни. (2) Никого не смущает, что ромашки относятся к числу охраняемых, то есть исчезающих растений. (3) Это наша русская ромашка, еще недавно покрывавшая поляны и луга бело-золотым ковром! (4) Но, оказавшись на природе, люди до сих пор собирают их в букеты, плетут венки из ромашек, а весной срывают ландыши и ночные фиалки, и все же с ними дело обстоит еще хуже, чем с ромашками. (5)А хоть бы кто-то подумал: что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? (6) Поля без ромашек, леса без благоухающих ландышей — пустой, лишенный всякой красоты и аромата, голый мир.

(7) Нет, кажется, все озабочены одним: урвать сегодня побольше, пока какие-то цветы еще цветут, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. (8) Слепая браконьерская жадность владеет душами.

( Ю. Нагибин)

16. Определите часть речи слова подлежащее в предложении 2.

17. Выпишите из текста наречия в сравнительной степени.

18. Выпишите вводное слово из предложений 4-8.

19. Из 4-го предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксным методом.

20. Сформулируйте и прокомментируйте одну из задач, поставленных автором. Укажите позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с точкой зрения автора. Объяснить, почему. Обосновать ответ.

Помогите решить 1. В каком слове звуков больше, чем букв? Но вчера; Б) пять; Б) змея Г) иногда. 2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух

суффиксы и окончания? А) Урал; Б) запоздалый; Б) застенчивый Г) пренебрежительный 3. Какое из следующих слов означает «очень важно в данный момент»? А) принципиальный; Б) влиятельный; Б) актуальный; Д) грандиозный. 4. В каком слове ударение падает на первый слог? А) занятый; Б) начало; Б) закончено; Д) досуг. 5. В каком предложении есть герундий? А) Внезапно мимо меня пронеслось стадо, ведомое мальчишками. Б) Благодаря моему находчивому другу мне удалось отстоять свою честь. В) Тот, кто живет настоящей жизнью, кто с детства приучен к поэзии, твердо верит в живительный, полный разума русский язык. Г) В такие моменты безмерно радуешься, когда видишь клочок голубого неба. 6. В какой строке во всех случаях отсутствует буква и? А) Следуй, сияй, обожаемый, за синим лесом; Б) пр_большой, запертый, оглушенный, перед замерзшим озером В) пр_думай, огурец, он дышит, над видимым лесом; Г) включить, двигаться, видеть, посещать оранжерею. 7. В какой строке во всех словах нужно писать б? А) Рубить, наотмашь, пятьсот, в волчьей стае; Б) лелеять_, фонарик_щик, роскошь_, девять_сот; В) не перечислить, хата_, восемнадцать, заячья капуста; Г) есть_, рубить_, прыгать_, семнадцать, лебедь_и перья. 8. В каком слове после шипения пропущена буква о? А) Ш_пот; Б) ж_луд; Б) ч_порный; Д) честный. 9. В каком слове пропущены две буквы нн? А) маринованные огурцы; Б) жареное мясо; в) приморская капуста; г) замороженная рыба. 10. В каком словосочетании примыкает род связи? А) идет дальше Б) идет по дороге; c) вернуться из школы D) бумага для заметок. 11. В каком предложении нужно поставить тире? а) Волга – самая большая река в Европе. б) Снег подобен сахару. В) В саду растут разные груши, сливы, яблони. Г) Но пришел час и ты вышел из дома. 12. В каком предложении стоят правильные знаки препинания? А) Ни смех, ни веселая болтовня твоя не отгоняли темных мыслей. Б) Медведи продолжали идти гуськом, не добавляя ни шага и не меняя направления своего пути. В) Иногда шест или бревно плывет, как дохлая змея. Г) Звезды начали тускнеть, а небо начало покрываться тучами. 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) а он (4) к своему великому огорчению (5) совсем растерялся и не знал, что делать.

Добавить комментарий