«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Готовые домашние задания по русскому языку 4 класс бунеев бунеева пронина: Упражнение 4 — ГДЗ Русский язык 4 класс. Бунеев, Бунеева, Пронина. Учебник часть 1. Страница 10

Олицетворение дороги с человеком примеры. Глава II Систематизация литературно-теоретического понятия «персонификация

» Д. Ушаков считает, что олицетворение является своего рода метафорой. На самом деле так оно и есть. Персонификация — это перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы ..То есть неодушевленные предметы (предметы,природные явления,физические проявления и т.д.) отождествляются с живыми,»оживляемыми».Например, идет дождь.Физически он не может ходить,но есть такой оборот речи , Другие примеры из нашей повседневной жизни: Солнце светит, мороз ударил, роса вылилась, ветер дует, флигель крутится, дерево листьями машет, осина дрожит … Да их много!

Откуда это взялось? Считается, что прародитель персонификации — анимизм . Для древних предков человека было свойственно наделять неодушевленные предметы «живыми» свойствами — так они стремились объяснить окружающий мир. Из веры в мистических существ и богов выросла такая чудесная вещь как образное олицетворение.

Подробности того, что такое олицетворение и какие бывают его разновидности, нас особо не интересуют. Пусть это понимают профессиональные литературоведы. Поэты гораздо интереснее

как имперсонация может быть использована в произведении искусства , а также в поэзии.

Если вы откроете любое стихотворение, описывающее природу, вы найдете в нем множество олицетворений. Например, попробуйте найти все олицетворения в стихотворении С.Есенина «Березка»:

Белая береза ​​

под моим окном

засыпанный снегом,

Ровно серебро.

На пушистых ветках

снежный бордюр

Кисти расцвели

Белая бахрома.

А есть береза ​​

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне

Рассвет, ленивый

Прогулка,

окропляет ветки

Новое серебро.

Видите ли: нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которыми мы привыкли пользоваться в быту.

Каждое воплощение есть образ . В этом заключается смысл использования персонификации. Поэт использует его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение поднимается над «мирским уровнем» и выходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создает особую картину. Природа в стихотворении живая — но не просто живая, а наделенная характером и эмоциями. Природа – главный герой его стихотворения.

Как грустны на этом фоне попытки многих поэтов создать красивую поэму о природе, где всегда «дует ветер», «светит луна», «сияют звезды» и т. д. Все эти олицетворения избиты и изношены вне, они не порождают никакой образности и потому скучны.

Но это не значит, что их нельзя использовать. А стертое олицетворение можно поднять до уровня образа. Например, в стихотворении Бориса Пастернака «Идет снег»:

Снег, Идет снег.

К белым звездам в метель

Вьющиеся цветы герани

Для оконной рамы.

Идет снег и все в смятении

Все летит,

черные ступени лестницы,

Поворот на перекрестке.

Идет снег, идет снег

Как будто не хлопья падают,

И в латном пальто

Небо опускается на землю.

Как чудак

С верхней лестницы

Красться, играя в прятки

С чердака спускается небо.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглядывайся назад — и Святки.

Только короткий интервал

Вот и новый год.

Снег падает, густой, густой.

В ногу с ним, эти ноги,

В том же темпе, с той ленью

Или с той же скоростью

Может время идет?

Может быть, год за годом

Следуй за снегом

Или как слова в стихотворении?

Идет снег, идет снег

Идет снег и все в смятении:

побеленный пешеход,

удивленных растения,

Поворот на перекрестке.

Обратите внимание, сколько здесь персонификаций. «Небо спускается с чердака», взлетают ступеньки и перекрестки! Одни «удивленные растения» чего стоят! А рефрен (постоянное повторение) «идет снег» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повторения — а это уже символ. Олицетворение «Идет снег» — символ уходящего времени.

Поэтому в своих стихах надо стараться использовать олицетворение не просто само по себе, а чтобы оно играло определенную роль . Например, есть прекрасный пример олицетворения. В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер — пролог главного героя. Не менее замечателен образ главного героя романа Николая Гоголя «Нос». Нос не только персонифицируется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя. Еще один прекрасный образец олицетворения мы находим в лирическом стихотворении Михаила Лермонтова «Золотое облако ночевало…».

Но персонификацию не следует путать с аллегорией или антропоморфизмом . Например, наделение животного человеческими чертами, как в баснях Крылова, не будет персонифицировано. Конечно, аллегория невозможна без олицетворения, но это совсем иное средство изображения.

С древних времен люди наделяли неодушевленные предметы, явления и представителей животного мира человеческими характеристиками. Корни таких действий восходят к существовавшим в то время верованиям. Например, согласно старославянским преданиям, деревья, постройки, предметы быта, оружие и т. д. имели душу. Поэтому было вполне естественно обращаться к ним, как к живым, и существование таких словосочетаний: матушка-земля, г-н Великий Новгород, волк говорит человеческим голосом и т. д. Такие словосочетания сохранились до наших дней. Кроме того, подобные приемы постоянно используются в современной художественной литературе и в бытовых разговорах.

Это персонификация. В настоящее время его можно отнести к литературному приему, позволяющему наделять неодушевленные предметы теми свойствами, которые свойственны живым существам. Второе название техники – олицетворение (в переводе с греческого буквально означает «сделать лицо»). Вот несколько примеров того, как разные предметы и явления «делают лицо»: звезда говорит со звездой; где-то плачет иволга; Солнце встало; дремлющий суровый северный город. С помощью олицетворения можно создать яркий образ описываемого явления, передать эмоции и чувства, акцентировать внимание на каком-то действии.

Многие олицетворения настолько прочно вошли в нашу речь, что мы употребляем их ежедневно, не осознавая, что «оживляем» неодушевленный предмет. Например, Сердце ушло в пятки. Конечно, такой орган тела, как сердце, не может ходить, тем более к другому органу. Или Цветы радуются солнечным лучам — растения не могут испытывать эмоции, присущие людям.

Большинство олицетворений можно найти в поэмах, баснях и сказках, где различным животным и растениям приписываются человеческие качества: щука заговорила, золотая рыбка опечалилась, лес проснулся, мороз-воевода сторожит свои владения в дозоре, алый свет зари плелся по озеру. Олицетворение относится к одному из видов тропов, то есть специальных выражений, используемых в литературном творчестве с целью усиления выразительности и образности повествования.

Творческий союз олицетворения и метафоры

Лингвисты считают олицетворение особым видом метафор.

Однако между ними имеются явные различия, которые заключаются в следующем:

  • олицетворение переносит качества живого на неодушевленные предметы, а метафора основана на сходстве некоторых свойств двух подобных предметов;
  • олицетворение однозначно по своей структуре, оно точно описывает определенное качество, а метафора имеет более сложную и многозначную структуру, поэтому ее можно понимать по-разному;
  • персонификация может быть частью метафоры.

В любом тексте и речи наличие такого лексического приема, как олицетворение, поможет создать запоминающийся образ и продемонстрировать читателю или слушателю всю богатую палитру русского языка.

Мы рассмотрим на уроке такое понятие, как олицетворение — художественное средство, с помощью которого поэзия и проза становятся ярче и красивее, — увидим, как неодушевленные предметы наделяются человеческими качествами.

олицетворение — это придание явлению или предмету каких-то индивидуальных, точнее, личностных характеристик.

В переводе с греческого персонификация – это олицетворение, то есть наделение неодушевленного предмета или явления человеческими качествами.

Наряду с этим в литературных словарях олицетворение трактуется как одушевление, что является искажением литературного термина. Например, участники басни И.А. Крылова «Четверка» (рис. 2):

Рис. 2. Олицетворение высокомерия и невежества в басне И.А. Krylov «квартет» ()

Naughty Monkey,

Осл,

GOAT

Да, Clubfoot Mishka

Они решили сыграть в Quartet.

Ни один из них не нуждается в оживлении, потому что все они одушевленные существительные, но каждый из них и все вместе за компанию — олицетворение наглых и никчемных людей.

Совершенно чудесным образом использует олицетворение А.А. Фет в стихотворении «Огни вечерние»:

Устало все вокруг, устало и цвета неба,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени унылого спящего леса,

И желтый лист, что наконец-то опал.

В этой картине, в которой запечатлена ночь на пороге осени, по-настоящему персонифицировано все, даже цвет неба, а при словах «и тот желтый листик» комок подкатывает к горлу.

олицетворение — художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.

Найдите олицетворение в тексте:

И так начинают шепчутся между собой деревья : Берёза белая на другой берёза белая издалека эхо04 друг друга 9; осина молодая вышла на полянку, как зеленая свеча, и

звонит себе такая же зеленая свеча-осина, махание веточкой; черемуха черемуха подает ветка с распустившимися бутонами.

Олицетворения: деревья шепчутся, березки перекликаются, осина вышла и зовет, машет, черемуха дает.

Автор очень красиво наделил неодушевленные предметы человеческими качествами, то есть олицетворил их. Писатели и поэты используют этот художественный прием, чтобы сделать текст ярким, красивым, чтобы мы ясно представляли себе, о чем говорит автор, вызывая в нас те эмоции, о которых он нам рассказывает, наделяя предметы положительными и отрицательными качествами.

Мы познакомились с образами художественной среды как олицетворением, узнали, что она используется для того, чтобы тексты были яркими, красивыми, чтобы мы ясно представляли себе картину того, о чем нам рассказывает автор.

«Все в человеке должно быть красивым: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А.П. Чехов

Библиография

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Учебник / Учебник, 2013

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. — М.: Баласс, 2012

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2015

1. Интернет-портал «К уроку литературы» ()

2. Интернет-портал «Толксловар.ру» ()

3. Интернет-портал «Пыцккоеслово.ру» ()

Домашнее задание

1. Что такое персонификация?

2. Где чаще всего используется имперсонация?

3. Какие части речи используются в качестве олицетворения?

Олицетворение — чрезвычайно распространенный прием, используемый многими писателями, прозаиками, поэтами и людьми, так или иначе связанными с творчеством. В этой статье будут показаны примеры этого примера в реальной жизни.

Суть персонификации

Иногда, чтобы придать своим мыслям и действиям, описываемым в произведении, более эмоциональную основу, авторы используют персонификацию. Простыми словами, когда мы придаем неодушевленному предмету или комплексу предметов качество, присущее исключительно одушевленному существу (человеку, собаке и т. д.), это называется персонификацией. С помощью этой техники работа или какой-то отдельный процесс становится разнообразнее и интереснее. Соответственно, чем разнообразнее и интереснее произведение, тем больший его вес у рядовых читателей и критиков.

Кроме того, для использования олицетворения необходимо иметь некоторый опыт и навыки написания произведений любой формы. Качественное использование этого литературного средства говорит о мастерстве самого писателя. Многие театральные постановки основаны на персонификации. Часто прибегают к приданию камню свойств человека, тем самым подчеркивая холодный и черствый характер человека.

Примеры олицетворения

Пример 1:

«Лес проснулся.» Эта фраза является олицетворением, так как лес представляет собой комплекс деревьев, неодушевленных. При этом ему было придано действие, свойственное только живому существу. Автор не мог использовать этот прием и просто описать естественные процессы, происходящие в утреннем лесу. Но нет, вместо этого он сказал «лес проснулся», заставив представить эту картину в самых красочных красках и дать волю своему воображению. По мнению критиков, особой популярности достигают те произведения, которые дают читателю возможность самостоятельно, без помощи автора, подумать и нарисовать все происходящие процессы.

Пример 2:

«Тростниковый шепот». Как вы уже поняли, эта фраза является олицетворением. Прочитав ее, мы можем представить себе болото, заросшее камышами, и легкий ветерок, который их колышет. Из этих мелких подергиваний создается шорох, который можно интерпретировать как шепот.


Если вы когда-нибудь начнете творческую деятельность в области литературы или любой другой подобной области, возьмите этот инструмент на вооружение. Он вам обязательно понадобится.

Не обязательно быть литературным критиком, чтобы знать, что такое олицетворение, это скорее вопрос общей эрудиции. Рано или поздно с этим понятием придется столкнуться, даже если помогать ребенку с домашним заданием по литературе. И проявлять невежество перед собственными детьми – не лучший выход из ситуации.

Борьба за выживание

С древних времен люди уделяли особое внимание природе:

  • От условий окружающей среды зависело выживание целых племен.
  • Даже самое «незначительное» стихийное бедствие может обречь на гибель десятки людей.
  • Плодородие почвы позволяло прокормить семьи тех, кто занимался аграрным делом и собирательством.
  • Благодать природы в виде богатой добычи обеспечила охотникам сытую жизнь.

Природа, а иногда и самый обыкновенный случай решали, жить человеку или умереть. Уже ближе к современности люди научились изменять условия окружающей среды под себя, нанося непоправимый вред природе. А когда-то наши предки были так же уязвимы и зависимы от него, как дикие звери.

Неудивительно, что первые религиозные культы восхваляли силы природы, обожествляли их, наделяли разумом и человеческими чертами:

  1. Силой.
  2. Воля.
  3. Решительность.
  4. Прощение.
  5. Милосердие.
  6. Жестокость.
  7. Злоба.

И хотя прошли тысячи лет, такие тенденции все еще могут в некотором роде сохраняться.

Что такое персонификация в литературе?

Олицетворение — литературный прием , использовавшийся в народном творчестве и мифах с незапамятных времен:

  • Повсеместно встречается в классической литературе.
  • Раскрывается, если одному предмету придать образ чего-то другого.
  • Заключается в наделении предмета неживой природы человеческими свойствами.
  • Используются сложные образы, а не примитивные качества.

Для создания полноценного олицетворения писателю необходимо:

  1. Выберите два объекта, с которыми он будет работать — живую и неживую природу.
  2. Сформировать четкий и исчерпывающий образ человека, который будет переведен в будущем.
  3. Максимально точно передать человеческие качества неодушевленному предмету.

В данном случае самым важным является первый пункт — правильно подобрать два компонента. Сделайте так, чтобы читатель был и заинтересован, и удивлен. Но на самом деле почти каждый день мы используем олицетворение в быту, в своей речи — совершенно не задумываясь о смысле сказанного.

Каждый из нас понимает, что метель не может «кружить над городом, выть и смотреть в окна» , но выдавая такую ​​фразу, никто не будет думать о литературных приемах, персонификациях или чем-то подобном.

Путаница среди литераторов, примеры

В литературе встречается много сходных по смыслу приемов. Вот например:

  • Берем природный элемент.
  • Мы «наделяем» его способностью живого человека.
  • Получаем на выходе что-то в духе — «ветер шумит».

Но это не олицетворение, а вдохновение. Вся разница заключается в том, что в данном случае мы не создаем никакого образа, а лишь передаем неодушевленному предмету одно конкретное свойство, оживляя его. Однако сами писатели часто путаются в этих понятиях.

Кто-то приводит в пример олицетворения басню «Лебедь, Рак и Щука», утверждая, что автор создает образы неспособных к сотрудничеству людей. А другие уверенно заявляют, что это всего лишь антропоморфизм. Мол, животное описывалось как человек, изменяя свой «морфизм».

Еще реже понятие путают с аллегорией, но бывает и такое. Вопрос действительно можно посмотреть под разными углами, гораздо важнее уметь объяснить и доказать другим право на существование своей позиции.

Олицетворение в повседневной жизни

В реальной жизни мы часто создаем себе образы и живем на их основе:

  1. Мы не воспринимаем объективно картину мира, сводя все к набору образов и штампов.
  2. Мы наделяем окружающих нас людей качествами, которых у них на самом деле нет.
  3. Небольших изменений не замечаем и пересматриваем изображения только при сильных ударах.

Глупо обвинять в этом человека, ведь такова его природа. Мы можем мыслить только категориями, на основе предыдущего опыта. Сознанию жизненно необходимо все структурировать, «навешивать ярлыки» и создавать какой-то свой мирок.

Кто-то выходит очень близко, чтобы совместить реальный мир и ваше видение окружающей среды. Другие создают слишком нереальную картину мира, которая в какой-то момент рушится и заставляет человека страдать.

Но во многом все люди похожи:

  • Признайте сильные стороны человека.
  • Они олицетворяют конкретного человека с его самыми выдающимися способностями.
  • Они передают качества одного человека другому.

Чаще всего это принимают за идеализацию или, наоборот, за демонизацию человека. Но и это можно «подогнать» под понятие персонификации. Все-таки именно образность и ассоциативность мышления отличает человека от представителей дикой природы.

Благодаря этому наши предки добились независимости от условий окружающей среды, несмотря на параллельные попытки ее умиротворить.

Народно-литературный прием

Олицетворение — один из художественных приемов, который активно используется писателями:

  1. Он пришел к нам из глубины веков, когда письменности еще не существовало.
  2. Изначально использовался в мифах и народных сказках.
  3. Активно используется писателями по всему миру, вне зависимости от культуры и религии.
  4. Заключается в переносе на что-либо неодушевленное изображение человека или любого другого объекта живой природы.
  5. Используется для создания более полной картины спокойствия и атмосферы.

Самые примитивные образцы граничат с анимализмом и анимацией, иногда их путают даже опытные перьевщики.

Пастернак умел и активно использовал этот прием, в его «Идет снег» он встречается почти в каждой строчке. В прозе такие сравнения встречаются гораздо реже. Но если попросить пример, то сразу на ум может прийти «Нос», одно из лучших произведений Гоголя.

Даже не зная толком, что такое олицетворение, мы используем его в повседневной речи. Ведь сама техника впиталась в наше сознание вместе со сказками, стихами и рассказами, которые нам читали в детстве.

Видео: что представляет собой Аврора?

В этом видео историк Василий Денисов расскажет, что представляет собой военный крейсер Аврора в настоящее время:

Как пишется мягкий знак? Правило написания знака ь.

б — индикатор мягкости

В этом уроке мы поговорим об удивительном знаке.

Этот знак хитрый.

Не говори этого вообще.

Не произносит

Но часто спрашивает слово.

(мягкий знак)

мягкий знак — специальная буква русского алфавита. Он не представляет звук.

Посмотрите на картинки и назовите предметы.

Это уголок и уголь.

В слове угол последний звук Л звучит твердо.

В слове уголь звук Л» звучит мягко.

На письме для обозначения мягкости согласного пишут мягкий знак, который указывает на то, что согласный мягкий.

Запомнить: б — показатель мягкость согласный звук, после которого он стоит

Назовем предметы, определив место знака б в словах

Пальто, тюльпан, коньки — в середине слова

Соль, тетрадь, пень — у конец слова

Итак, мы узнали, что мягкий знак является показателем мягкости согласного звука, встречается в середине слова и в конце.

Мягкий знак означает отсутствие звука . При фонетическом анализе мы должны помнить об этом.

Правила переноса слов с мягким знаком

Как известно, слова переносятся по слогам. Помните: при переносе слов с мягким знаком в середине мягкий знак нельзя отделить от согласного, мягкость которого он обозначает.

Закрепление знаний на практике

палец в слове 2 гласные А, И.

2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.

Делим как это: палец.

Маша в слове 3 гласных А, Е, А.

3 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.

Делим так: Ма-шень- ка.

Добавим слово с мягким знаком к следующим словам: ел, брат, мел, тепло, столб, берег, углы . Проверим: ел — ель, брат — возьми, мел — мель, жар — поджарь, столб — шесть, берег — баня, углы — угли . Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, но количество звуков осталось прежним.

Напишите слова в два столбца. В первый столбец запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначена буквами Е, Е, Ю, И, И. Во второй — слова, в которых мягкость согласного звука обозначена мягким знаком.

Носик, есть, кот, курица, заря, пальма, Ваня, рис, осел, сталь, пальто, василек, роль, пыль.

Давайте проверяем:

Существует нока

Kitty Dawn

Цыпленка

Vanya Steel

Райс

Роль осла

. Пальто, больничное, мальчик, рельсы, васильки, жильцы, школьники, тонкое, белое, серое, учитель.

Давайте проверим себя.

Во всех словах нужно писать мягкий знак — показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова разделим его так: палец, боль-но-ца, мальчик, рельс-сы, ва-сил-ки, жильцы, школа-но-ки, та-нэн-кий, бел-лень-кий, се-рен-кий, учитель-тел-ни-ца.

При переносе слов с мягким знаком в середине невозможно отделить его от согласного.

Напишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним почему, укажем количество букв и звуков. Дети, коньки, лес, сок, тень, олени, гусь, рыбаки, портфель, утро.

Проверим:

Коньки — 6 б., 5 звезд.

Тень — 4 б., 3 звезды.

Олень — 5 б., 4 звезды.

Гусь — 4 б., 3 звезды.

Портфель — 8 б., 7 звезд.

Звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звук.

На следующем уроке мы научимся правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН и закрепим эти знания на практике.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. — М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. — М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. — М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ().
  2. Самарапедсовет.ру ().
  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. — М.: Просвещение, 2012. Делайте зарядку. 97 р. 68.
  2. Вставьте, где необходимо, мягкий знак на место пробела в словах: осень…, пол…яна, руль…, бассейн…и, пыль…ца, ложка.. .ка, лин…ка.
  3. * Используя полученные на уроке знания, нарисуйте напоминание о мягком знаке.

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы будем изучать особую букву, которая называется мягким знаком. Такая буква как мягкий знак не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в указании мягкости согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, пардон, лошадь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он может быть и разделительным.

И так, теперь можно подвести итоги и сделать вывод, что в русском языке используется такая буква как мягкий знак:

Чтобы смягчить предыдущий согласный;
В качестве разделителя;
Для обозначения определенных грамматических форм.

Мы уже определили, когда нужно писать мягкий знак в словах для смягчения согласных. А теперь попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и выясним, почему мягкий знак называют еще разделительным, в каких случаях мягкий знак является разделительным и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше разобраться в данной теме и понять разницу между мягким знаком, служащим для смягчения согласных звуков, и разделительным мягким знаком, попробуем рассмотреть этот вопрос на примере.

Например: Семя и семья

Внимательно прочитайте эти слова. Теперь обратите внимание, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м»] имеет мягкое звучание, так как буква I придает ему мягкость, а гласный и согласный произносятся в этом слоге слитно.

Теперь посмотрим на следующее слово. Слово «семья» — это [сэм»я]. В этом случае мы видим, что согласная и следующая за ней гласная произносятся раздельно. Такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается мягким знаком, который называется разделительным мягким знаком.

Например: Коля — колья, соль — соль, полет — сыпется.

Следовательно, уже можно сделать вывод, что разделительный мягкий знак указывает на то, что согласная и гласная произносятся раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительное б (мягкий знак) пишется:

Сначала в середине слова перед гласными: е, е, ю, и. Например: метель, терьер, обезьяна, здоровье, белье, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также необходимо помнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Сначала в начале слова;
Во-вторых, после префиксов.



А теперь давайте внимательнее посмотрим на картинку и попробуем сравнить разницу между мягким знаком, служащим для смягчения согласного, и разделительным мягким знаком:



Домашнее задание

1. Прочитай внимательно слова с мягким знаком и выпиши сначала только те, для которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а затем слова с разделительным мягким знаком.

Мотылек, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, уныние, жилье, друзья, баня, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет , Дарья, счастье, радость, печаль.

2. Подберите к этим словам антонимы и скажите, какую роль в них играет мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Напишите слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, бревно, дерево.

4. При написании разделительного знака какой звук вы слышите в словах?
5. Разгадай кроссворд.


Кроссворды:

1. Как по-другому называется метель?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я дружный….
4. Животное, которое любит лазить по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.

Введение

После согласного перед гласным звук [й»] обозначают буквами е, е, ю, я (ю) помогают ъ и ъ. В этом случае знака называются разделителями.

На уроке вы узнаете, как выбрать из двух разделителей нужный.0009

Наблюдаем структуру слов со знаком b и b

Наблюдаем структуру слов со знаком b. Чтобы найти корень, мы подбираем слова с одинаковым корнем.

веселье, веселье, веселье (корень -веселье-),

медвежонок, медвежонок, медведица (корень -медвежонок-, -медведица-),

воробьи, воробьи, воробьи (корень -воробей-).

Посмотрим на структуру слов со знаком b.

иду, иду, иду (корень -ed-, префикс c-),

вход, диск (корень -ride-, префикс under-),

объявление, заявление, анонс (корень -явл-, префикс ob-).

Сформулируем правило употребления разделительных знаков Ь и Ь

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, е, ю, я, и.

Разделительная Ь пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, е, ю, и.

Как пользоваться правилом

1. Произнесите слово, прослушайте, есть ли в нем звук [й»] после согласного звука перед гласным.

2. Выделите корень в слове.

3. Посмотрите, где нужно написать разделительный знак — в корне или между приставкой и корнем. Если в корне — пишите б, если между приставкой и корнем — пишите б

Применение новых знаний

По правилу определите, что нужно написать на месте пробелов — разделительную Ь или Ъ.

Ул_и, соловьи, предюбилейные, проездные, съедобные, брат_я.

Ульи — корень -ул-, пишем б;

соловей — соловей, корень -соловей-, пишем б;

предюбилейный — юбилейный, корень — юбилейный -, приставка пред-, оканчивается на согласную, пишем б;

разезд — ездить, корень -ездить-, приставка раз-, оканчивается на согласную, пишем б;

съедобный — пища, корень -ед-, приставка с-, оканчивается на согласную, пишем б;

братья — брат, корень -брать-, пишем б.

Применяйте новые знания, записывайте слова с корнем -ЕХ- правильно, не попадайтесь в ловушки.

откуда? пошел, пошел? пошел, зашел? поехал, поехал на

съехал, поехал, въехал, приехал, подъехал, уехал, въехал

В словах пошел, приехал, въехал приставки на-, делать-, оканчиваться на гласный звук , поэтому Вам не нужно писать знак b.

Прописью выехал, въехал, подъехал, уехал приставки ы-, в-, под-, — оканчиваются на согласную, поэтому нужно писать б.

Напишите слова буквами.

[с у»эл л] — ел. После согласного [с] перед гласным [э] звук [у»] буквы Е помогает б. С — префикс, корень -е-. [вы»ун] — гольц. После согласного [в] перед гласным [у] звук [у»] буквы Ю помогает б. Корень — вьюн -. [н»эр»у»а] — перья. После согласного [р»] перед гласным [а] обозначают звук [й»] буквой я помогаю б. Корень перо-. Послушай себя и напиши слова со звуками

крылья — [крыло «й» а], 6 б., 6 звезд. Я пойду — [сы»эду], 5 б., 5 звезд Вы заметили, что количество звуков и букв в словах одинаковое.

б, б звуки не обозначают, а буквы е, е, у, я обозначаю два звука [й»э], [й»о], [й»у], [й»а].

Ищем слова со знаками б и б в стихотворных строках

Найди в стихотворных строках слова с б и б

Стало вдруг вдвое светлее,

Двор как на солнышке —

Это платье золотое

У березки на плечах.

Утром идем во двор —

Листья падают дождем.

Трутнева Е.

У кого будет возможность

Путешествие в жаркие места

Покататься на верблюде!

Отлично, друзья!

С. Баруздин

Дождь, дождь льет

Бьет в барабаны. А. Барто

Улетела злая метель.

Гречи принесли тепло.

Бегут друг за другом

беспокойные потоки.

Усанова А.

Я вижу прекрасное удовольствие

Я вижу поля и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля. (Песня)

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной…

Заяц режет, заяц шьет,

А медведь ждет в 900 ден.

Михалков С.

Платье (корень -платье-),

листья (корень -лист-),

иди (корень -езд-, приставка согласная с-, ),

друзья (корень -друз-),

зимняя буря (корень -метель-),

ручьи (корень -ручей-),

свобода — космос, вольная жизнь (корень -vol-),

раздолье — дол, долина (корень -дол-),

объявленный (корень -яв-, приставка о-, оканчивается на согласную).

примечание : в словах шьет, льется, бьет и родственных словах шьет, сбрасывает, бьет б пишется в корне (корни: -ш-, -л-, -б-).

Ищем слова в тексте с разделительными знаками b и b

Находим слова в тексте с разделителями b и b.

Маленькая пичуга зависла над рекой в ​​морозной дымке. Она быстро ныряет в воду. Через мгновение встань. Это оляпка, гостья из северных лесов. Перья птицы смазаны. Вот как можно объяснить, почему оляпка не боится воды. (См. рис. 1)

ветры — крутить, крутить, корень -в-, писать б,

подняться — можно увидеть в книгах два варианта выделения корня: корень -ем-, префикс под-, корень -подъем-, пишем ъ,

гость — гостиная, останься, корень — гость-, пишем б,

объясняем — ясно, ясно, поясняем, корень -ясный-, приставка об-, оканчивается на согласную, пишем ъ.

Объясните, каких букв не хватает

Родиной русского самовара является город Тула. В России издавна изготавливают самовары самых разных форм и объемов. Были даже самовары со съемными ручками. Русская семья любит посидеть у самовара. Пословица гласит: «Кто пьет чай, тот проживет сто лет».

Volume — раньше выделяли префикс ob-, теперь выделяют корень -volume-;

съемный — стреляющий, раньше выделяли приставку с-, теперь выделяют корень -сем;

семейство — семейство, корень -семи-;

напитки — напиток, корень -р-.

Наблюдаем слова, отвечающие на вопрос чьи?

Прослушайте диалог.

Вот тебе, заяц, и лисьи зубы!

Вот тебе, серый, и волчьи лапки!

Вот бы тебе, косой, и когти рыси!

— А на что мне клыки и когти?

Моя душа все еще заяц.

Словами, отвечающими на вопрос чей? : лиса, волк, рысь, заяц, олень, белка, птица в корне написано б.

Слушаем пословицы

Слушаем пословицы, находим слова со знаком б и б.

Ручьи сольются — будет река. Люди объединятся — их силу не победить.

Счастье не рыба, его не поймаешь на удочку.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

ручьи — ручей, в корне — ручей — после согласного перед буквой и пишется б.

Сольется — лить, лить, в корне -л- после согласной перед буквой Ю пишется эл.

Соединение — союз, одиночный, корень -один-, после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с буквы е , пишется б.

Счастье — счастливый, в корне — счастье — после согласного перед буквой е пишется е.

По лести — в корне — лесть — после согласного перед буквой Ю пишется е.

Честь — в корне — честь — после согласной перед буквой Ю пишется эл.

Запоминаем иностранные слова.

Запомнить иностранные слова с б:

объект, предмет, адъютант, инъекция (инъекция препарата, укол)

Запомнить слова с б:

бульон — отвар мясной

7

2 армия

павильон — небольшая постройка в саду, в парке

почтальон — курьер почты по адресам

шампиньон — гриб съедобный

Заключение

Разделительная б пишется в корне слова после согласных перед буквами е, йо, ю, и и .

Разделительная Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, йо, ю, и.

Библиография

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Корешкова Т.В. Тренируйтесь! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 класса: в 2-х частях. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. — СПб: КАРО, 2003. 9 с.0154
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 класс. — Волгоград: Учитель, 2008.
  7. .

Домашнее задание

  1. Запишите слова в две колонки: в левую — с разделительным мягким знаком, в правой — с разделительным твердым знаком.
    Ш.еть, п.ют, л.ют, б.ют, с.ать, здоров, объявление, встать, с.ян, обнять, воробей, и, уйти, счастливый. е, ненастье, веселый, настоящий, объединение, уточнение.
  2. Вставка b или b. В словах с разделительным жестким знаком выделяйте приставки.

    Зимой синичке Зинке понравилось в лесу. Так много деревьев? Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину в коре. Он вытаскивает жука и ест.

    Зинька смотрит: из-под снега выскочила лесная мышь. Дрожит, весь взъерошенный. Она объяснила Зинке свой страх. Мышь попала в берлогу медведя.

    (по В. Бьянки)

  3. Прочитать записи. Какой из них не является загадкой? Почему? Разгадай загадки. Решить орфографические проблемы.

    1. Его бьют, но он не сердится,

    Он поет и веселится

    Потому что без бита. я

    Для мяча нет жизни. (в Берестов)

    2. Сам, как качелька,

    Он повис в воздухе.

    Щебетание крыльев,

    Комар хочет есть.

    3. Пыль под ногами, намотка и вращение.

    Лежит, и бегает, и кружит. Какое имя?

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  2. Интернет-портал Грамота.ру ().
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru ().
  4. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru ().

В русском языке есть две буквы, которые не соответствуют ни одному звуку, но в то же время влияют на мягкость или твердость произнесения других звуков. Это мягкий знак и твердый знак. В 3 классе изучают особенности мягкого знака, его функции и связанные с ним правила.

Что такое мягкий знак и зачем он нужен?

Эта буква находится почти в конце алфавита, перед тремя последними гласными и твердым знаком, она обозначается как b .

Когда-то мягкий знак обозначал полноценный звук, который произносился как очень короткий е. Тогда эта буква имела другое название — er. Но языковые процессы привели к тому, что язык несколько упростился, звук постепенно перестал произноситься, а буква все же осталась, но стала выполнять другие функции.

То есть, несмотря на то, что он не имеет собственного звучания, мягкий знак имеет несколько действительно важных функций служебного характера. Первый — деления . Осознавая это, мягкий знак располагается между согласной буквой и такими гласными, как е, йо, ю, и и .

Их важно запомнить — это буквы, состоящие из двух звуков: й и следующей гласной. Однако, если приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с одной из этих букв, применяется правило мягкого знака — он никогда не ставится между ними. Во всех остальных случаях используется.

Кроме того, мягкий знак является разделителем при использовании в иностранных словах, таких как почтальон, шампиньон и т.д.

Вторая важная функция этой буквы заключается в том, что она обозначает мягкость согласного в письме . Его можно использовать в конце слова или в середине, но в русском языке нет слов, которые начинались бы с мягкого знака.

В некоторых случаях, благодаря одной только этой букве, слова различаются по значению, например, ели и ель, угол и уголь и так далее.

Также использование мягкого знака в словах имеет грамматическую функцию. Например, если оно пишется в существительном после шипящего, по нему можно определить, что оно относится к женскому роду. А в глаголе после ж покажет его принадлежность к разряду 2 лица и единственного числа.

Некоторые особенности употребления мягкого знака

Необходимо помнить, что при переносе слова с одной строки на другую эта буква остается на предыдущей строке с согласной, а на следующую не переходит с главный.

Мягкий знак, который нужен для смягчения согласных, имеет в слове три места, то есть в конце, что уже рассматривалось, в середине и после л.

В середине буква пишется между двумя согласными и служит для смягчения той, что стоит перед ней: Кузьма, очень и так далее .

Что касается позиции после л, то мягкий знак всегда смягчает этот согласный, независимо от того, какая буква стоит после него — согласная или гласная. Например, нельзя, больно и так далее .

В русском языке существуют сочетания согласных букв, в которых мягкий знак никогда не пишется — это ч и тч, чк и ть, пщ и щн .

Чему мы научились?

Одна из двух букв в русском языке, не имеющая собственного звука, является мягким знаком. Но в то же время он выполняет множество важных функций. Он служит для разделения букв на письме и в произношении (используется между согласными и гласными, обозначая два звука, первый из которых — й). Также эта буква играет грамматическую роль, показывая, в какой форме находится слово, и необходима для того, чтобы обозначать мягкость согласного на письме. Слово никогда не может начинаться с этой буквы, и оно никогда не помещается между приставкой и корнем, независимо от того, начинается оно с гласной или согласной. Также никогда не пишется несколькими сочетаниями букв, которые нужно запомнить.

ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДИКТАНЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учитель, борьба, питье, пальто, лошадь, перстень, шить, пленка, пальчик, капелька, пособие, мальва, деревня, биты, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, твист, васильки, пузырь, веселье, маленький, белый, метель, красный, сильный, стальной, колосья, боль, свободный, невозможный, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чьи, чьи, деревья, друзья, медведь, делай, рисуй, проси, пой, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Запишите предложения. Подчеркните слова мягким знаком (ь) посередине.

1. Зимние дни короткие! 2. Мальчики побежали в школу. 3. Капли росы блестят на лепестках роз. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила кольцо в реку. 7. Серый зайчик дрожит от холода. 8. Учитель поставил пятерку. 9, я сильно ударил дверь. 10. Корова Зорка щиплет траву. 11. В поле бушует метель. 12. Над лампой порхают бабочки. 13. Девушки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАЦИИ

1: Послушайте предложения. Пишите и читайте слова с мягким знаком

(б) посередине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору показывают интересный фильм. 4. В ночном небе видны огни самолетов. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. Булькает вода в чайнике. 8. В траве видны голубые глазки незабудок. 9. Отец принес Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к себе домой. 11. Ласточки устроили убежище под крышей. 12. Осенью идет дождь. 13. Под елью много иголок.

2. Выпишите по порядку названия месяцев, которые заканчиваются на мягкий знак (б). Переведите их на украинский язык.

Наступил июнь.

«Июнь! Июнь!» —

В саду щебечут птицы.

Ветры дуют в феврале

Воют в трубах громко.

Открытие календаря

Начало января.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

На окне тает лед.

Сенокос в июле

Где-то временами грохочет гром.

В октябре, в октябре

На улице частый дождь.

Апрель, Апрель!

Во дворе звенят капли.

Ясным сентябрьским утром

Села молотят хлеб.

Собираем в августе

Урожай фруктов.

Май с цветами,

Сирень цветет.

(Маршак С.)

ТОЛКОВЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНЫ

Разделяйте слова мягким знаком (ь) на конце для переноса.

Много работы во дворе. Нужно полить цветы, вскопать землю. Вчера посадили тополь. Мы позаботимся о нем. Он будет расти и давать хорошую тень. Сирень уже отцвела. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Весь день шел снег. К вечеру метель кончилась. Дети начали лепить снеговика. На улице быстро темнело. Зимой ночь длинная, а день короткий. В пять часов вечера уже темно. Должен идти домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моем альбоме лето. Я нарисовала большой букет. У него нежные ромашки. У них белые лепестки и желтая серединка. Капли росы на цветы. Хорошо вспоминать летние рассветы!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера было очень холодно. Наш пруд покрыт льдом.

Добавить комментарий