Параграф 22. Гражданское общество и правовое государство
Вопрос 1. Почему люди хотят жить в правовом государстве? Какими правами обладает каждый человек? Как он может их защитить?
Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской юриспруденции и «верховенством права» в странах общего права. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения.
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Каждый имеет право на жизнь.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Защита прав человека – деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, обеспечение их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями являются суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Многое зависит от самого человека, знания им своих прав, средств и способов их защиты.
Вопросы и задания к документу
Вопрос 1. В чём выражается правовой характер государственной власти?
В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не абсолютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положены известные пределы, которых она не может преступать.
Вопрос 2. Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? Приведите примеры этих прав.
Государство не имеет право стеснять или нарушать субъективные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан иначе, как по суду.
Вопрос 3. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве?
Этот неприкосновенный характер некоторых субъективных прав отмечается и в законодательстве или путём торжественного провозглашения их в декларациях прав человека и гражданина, или путём особой кодификации их в конституциях.
Вопрос 4. Опираясь на полученные знания, назовите документ, в котором провозглашённые права человека рассматриваются в качестве современных международных стандартов.
Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.
Вопрос 5. Какие ещё документы в области прав человека вам известны? Каковы механизмы их защиты?
В 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах».
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Охарактеризуйте признаки правового государства. В чём их сущность и значимость?
Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.
Главный признак правового государства — верховенство права в Обществе. Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права. Право имеет возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Право детально регламентирует компетенцию органов государства. Право в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм) имеет формально определённый (письменный) и общеобязательный характер.
Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. В правовом государстве речь идёт об особом качестве законов — правовых законах. Они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека.
Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность ещё один признак правового государства.
Наивно думать, что права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу мысли, слова и др. ) дарует человеку государство. Они принадлежат ему от природы и являются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода — возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).
Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определённую меру. При этом мера должна быть равной для всех.
Принимая законы и другие политические решения, государство берёт на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен принцип взаимной ответственности государства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент.
Правовое государство предполагает также наличие определённой системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.
В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.
Вопрос 2. Что представляют собой сферы жизнедеятельности гражданского общества и как оно связано с правовым государством?
Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нём граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели, например в материальном благополучии, семейной жизни, учёбе, творчестве, информации и пр.
Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определённые институты, скажем семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
Отношения и институты гражданского общества можно представить в виде определённых подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной, политической. Они характеризуют сферы его жизнедеятельности.
Социальная подсистема охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупными блоками.
Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. В рамках этого блока действуют первичные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижников. Между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения.
Во втором блоке представлены вторичные социальные группы. Их нередко именуют группами интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (скажем, группы занятий спортом), для совместного решения проблем (например, группы взаимопомощи), выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.
Подчеркнём, что группы интересов могут иметь организационную структуру и правовой статус. В этом случае они выступают как общественные объединения граждан. Другие заинтересованные группы возникают стихийно как реакция на то или иное событие. Они не имеют правового статуса и организационного оформления, а проявляются в качестве гражданских инициатив. Инициативные группы граждан используют такие средства, как собрания, демонстрации, пикетирования. Следует отметить, что вторичные группы интересов действуют в различных сферах гражданского общества, оказывая на них большое влияние.
Экономико-хозяйственная подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребностей людей. В этой подсистеме создаются производственные, торговые и другие организации. Здесь действуют частные, «муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, частные банки. Основой этой подсистемы выступают собственность, свободный труд, частное предпринимательство.
Духовно-культурная подсистема обусловлена удовлетворением потребностей людей в образовании, духовном самосовершенствовании, вере, творчестве. Реализация этих потребностей осуществляется через негосударственные институты: образовательные, воспитательные, научные, культурные, конфессиональные учреждения. Консолидирующим фактором в духовно-культурной сфере выступают исторический опыт, традиции и обычаи народа, нравственные ценности.
Многие учёные относят к духовно-культурной подсистеме и негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, периодические издания (журналы, газеты), сетевые СМИ.
Политическая подсистема включает прежде всего муниципальные коммуны. Это власть на местах или местное самоуправление, о чём подробнее будет сказано ниже. К политической подсистеме относятся также политические партии и общественно-политические движения, которые перекидывают мостик между гражданским обществом и государством. Вместе с тем связь между государственной властью и обществом может осуществляться и через многие указанные выше группы интересов. Это происходит в том случае, если заинтересованные группы добиваются решения вопроса на политическом, в том числе государственном, уровне. Например, если профсоюзы требуют от государства своевременно выплачивать зарплату рабочим и служащим госпредприятий и учреждений, то они вступают в политические отношения с государственной властью. Другой пример: общество любителей животных требует от местной власти (самоуправления) построить питомник для бездомных собак, вступая с ней тем самым в политические отношения.
Вопрос 3. Что такое местное самоуправление? Какова его роль в гражданском обществе?
Под местным самоуправлением понимается негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определённым территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
Согласно закону, они разделяются в России на следующие виды: поселения (городские и сельские), муниципальные районы, а также городские округа и внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). При этом низовым, базовым уровнем двухуровневой модели местного самоуправления являются поселения.
Сельское поселение включает один или несколько сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень и др.), объединённых общей территорией, а городское — город или посёлок городского типа.
Из групп поселений формируются муниципальные районы — второй уровень местного самоуправления. Для поселений и муниципальных районов устанавливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня — благоустройство и озеленение территории, вывоз бытовых отходов и мусора, освещение улиц и др.
Муниципальные районы решают задачи в основном межпоселенческого характера (организация транспортного обслуживания между поселениями, охрана общественного порядка муниципальной полицией и др.). По замыслу реформаторов муниципальные районы призваны действовать по принципу «поселение для населения, район для поселения», а их полномочия — разграничиваться с полномочиями органов государственной власти.
Городские округа — это города регионального значения. Они представляют собой поселения, не входящие в состав муниципальных районов, поэтому исполняют одновременно полномочия как поселения, так и муниципального района.
Все муниципальные образования имеют свои источники доходов, свой бюджет и муниципальную собственность. В каждом создаются свои органы власти как представительные (совет, земство, дума), так и исполнительные — местная администрация. Высшими должностными лицами муниципальных образований являются главы (мэр, староста), избираемые, как правило, либо на муниципальных выборах, либо представительными органами из их состава.
Смысл местного самоуправления в том, чтобы найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами муниципальных образований, максимально приблизить население к органам местной власти, предоставив каждому человеку реальные возможности влиять на решение местных проблем и нужд. Граждане могут участвовать в этом процессе непосредственно (на местных выборах и референдумах, путём голосования по отзыву депутата и выборного должностного лица и пр.), а также через деятельность избранных во властные структуры представителей.
Особо следует сказать о территориальном общественном самоуправлении граждан по месту жительства на территориях поселения. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, сельский населённый пункт, не являющийся поселением, и др. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на собраниях, конференциях граждан и путём создания ими органов территориального общественного самоуправления, например домовых комитетов, советов микрорайонов. Они в отличие от муниципального образования не имеют, как правило, местного бюджета, хотя и могут обладать определённым имуществом.
Таким образом, местное самоуправление придаёт гражданскому обществу организованное начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что Главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, её прав, интересов, чести и достоинства. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
В этом споре прав и первый и второй товарищ, т. к. для правового государства характерно и верховенство закона и незыблемость прав и свобод личности. Но в то же время свобода личности не может нарушать законы, а закон не может угнетать права, интересы, свободу личности, конечно если личность не переступает рамки закона.
Вышеперечисленные признаки правового государства являются частью правового государства. Таким образом гражданин должен быть ответственным перед государством, а государство в свою очередь должно быть ответственным перед гражданином. Правовое государство – это демократическое государство, основанное на праве, где создаются условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
Вопрос 2. В результате реформы местного самоуправления количество муниципальных образований в РФ возросло почти в 2 раза и насчитывает более 24 тыс. территориальных сообществ. Из них, по данным мониторинга Министерства финансов, лишь 2% обладают уровнем самостоятельности, соответствующим общемировым стандартам. Сделайте все возможные выводы и предположения из приведённых данных.
Позитивные последствия муниципальной реформы:
• Появление стимулов у органов местного самоуправления поселений к мобилизации доходов в местный бюджет
• Возможность реализации приоритетов муниципальной политики
• Привлечение местного сообщества к решению вопросов местного значения и развитию муниципального образования
Наиболее сложные вопросы муниципальной реформы:
• Трудности управления пространственным развитием
• Конфликтность двухуровневой модели управления муниципальными образованиями
• Несформированность подходов к управлению городским развитием
Параграф 19. Демографическая ситуация в современной России
Вопрос 1. Зачем нужно знать, сколько нас, жителей России? Что знает статистика о продолжительности жизни россиян? Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?
К числу основных задач статистического изучения населения относится рассмотрение следующих процессов:
– естественного формирования контингентов населения и смены поколений, т. е. образования и воспроизводства населения;
– формирования и изменения состава населения по полу, возрасту, социальному и экономическому составу, уровню образования и грамотности, этническим группам и многим другим признакам;
– расселения населения по территориям и происходящих здесь изменений;
– миграции населения.
Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 519 759 человек (с Крымом) по данным Росстат. Численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146 267 288 человек. Согласно предварительной оценке прирост населения России за 2015 год составил 0.17% или 252 471 человек. Произошло увеличение численности населения по всем федеральным округам за исключением Приволжского: -0.16% или 46 714 чел. и Дальневосточного: -0.27% или 16 492 чел. Наибольший относительный прирост был зафиксирован в Крымском федеральным округе: 1.41% или 32 421 чел. Далее Северо-Кавказский федеральный округ с ростом на 0.61% или 58 456 чел. и Центральный федеральный округ: 0.36% или на 139 752 чел.
В 2013 году Россия достигла самого высокого в истории страны показателя продолжительности жизни женщин — 76,5 лет (что превышает и показатели советского времени). При этом средняя продолжительность жизни по всему населению в целом (женщины и мужчины) за 2013 год увеличилась до 70,8 лет. Средняя продолжительность жизни россиян в 2014 году увеличилась до 71 года. Актуальные данные можно отслеживать в соответствующем разделе на сайте Федеральной службы государственной статистики.
Однако, несмотря на явное увеличение продолжительности жизни, Россия всё еще существенно отстает по этому параметру от развитых стран (США — 78.7 лет, Германия — 81 год, Япония — 83.1 года) и занимает одну из последних строчек в общемировом рейтинге, уступая Украине, Белоруссии и ряду африканских стран.
В ближайшие два года ожидается естественный прирост населения в Приволжском и Южном федеральном округе. На данный момент в Приволжском федеральном округе положительное сальдо — в пяти национальных республиках (Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Башкортостан и Удмуртия), а также в Оренбургской области (75% русских) и Пермском крае (83 % русских). В Южном федеральном округе положительное сальдо в Калмыкии и Астраханской области (61% русских). Прирост по округу будет достигнут за счет превышения рождаемости над смертностью в Краснодарском крае и республике Адыгея.
Самый демографически неблагополучный Центральный федеральный округ выйдет на положительную динамику не ранее 2017 г. По данным за первое полугодие 2013 г. во всех областях Центрального региона сохранилась естественная убыль населения, в то время как Москва лидирует по показателям положительного сальдо естественного движения населения.
Вопросы и задания к документу
Когда в прессе появляется очередной демографический анализ ситуации в Российской Федерации, то снова речь заводится о проблемах, связанных с низким уровнем жизни. Мол, доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения. Но позвольте… Неужели в середине — конце 1940-х годов, когда в СССР наблюдался резкий рост рождаемости, люди были обеспеченнее, чем сейчас?. . Неужели в 1980-е годы, когда средняя продолжительность жизни в СССР достигла рекордных для нашей страны 74 лет, народ купался в роскоши?.. Конечно же, нет. Выходит, что обеспеченность, жизнь «как сыр в масле» — это далеко не главный показатель роста числа жителей государства и средней продолжительности жизни. Примеров тому хватает и сегодня…
Далеко не прямую пропорциональность между доходами населения и его численностью можно наблюдать на примере целого ряда стран. Так, в Германии среди немецких семей (этнических немцев) сегодня редко можно встретить ту семью, в которой родилось более двух детей. Зато в семьях выходцев из Турции, проживающих в той же Германии, детей рождается не в пример больше.
На основе этих данных можно сделать вывод о том, что главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей — общественной ментальности народов, населяющих государство. Большую роль играют и религиозные корни…
Однако это вовсе не должно стать оправданием для тех представителей федеральных и региональных властей, которые желают списать низкую рождаемость только лишь на несознательность народа. ..
Очередная галочка напротив числа родившихся вовсе не означает, что от этого повысится численность населения села, города, области, края, республики и всего государства. Не нужно забывать о том, что главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.
Не будем забывать, что демография не менее важная составляющая независимости государства, чем армия. Поэтому для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей…
Вопрос 1. Автор спорит с теми, кто связывает демографические проблемы с низким уровнем жизни в России. Какие аргументы такой точки зрения автор подвергает сомнению?
Доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения.
Низкая рождаемость – несознательность народа.
Вопрос 2. Какие причины проблем демографии автор считает основными? Чем он подтверждает своё мнение?
Главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей — общественной ментальности народов, населяющих государство.
Главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.
Вопрос 3. Что, по мнению автора, необходимо для решения демографической проблемы в России?
Для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России?
Всероссийская перепись населения, проведённая в 2010 г. , показала, что численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн человек. Российская Федерация сегодня занимает 9-е место в мире по числу жителей после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш, Нигерии.
По сравнению с переписью 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн человек, в том числе в городских населенных пунктах — на 1,1 млн человек, в сельской местности — на 1,2 млн человек.
Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе, где плотность населения наибольшая и составляет 57 человек на 1 км2 (в среднем по России плотность населения — 8,3 человека на 1 км2). Почти так же плотно заселён Северо-Кавказский федеральный округ, плотность населения которого 54 человека на 1 км2. Самыми малонаселёнными к 1 января 2010 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 км2.
В 2009 г. впервые с начала 1990-х гг. наблюдался прирост числа жителей России. Он сложился как за счёт уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста.
Вопрос 2. Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России? Какие из этих факторов являются долгосрочными?
За последние сто лет Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых и Гражданской войн, голода. После Великой Отечественной войны детская смертность стала сокращаться, одновременно понижались показатели рождаемости. Но уже с середины 1960-х гг. уровень рождаемости снизился до 2,1—2,2 ребёнка на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивало простого воспроизводства населения. Тем не менее до начала 1990-х гг. население страны росло.
Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до этого падения, скажем к показателям 1965—1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественного прироста населения страны. Возврат лее к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда больше половины населения России было сельским, сейчас маловероятен.
Вопрос 3. Какие позитивные изменения зафиксированы переписью населения 2010 г.?
Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2009 г. родилось 1,8 млн детей, что на 47,8 тыс. человек (на 3%) больше, чем в 2008 г.
С 2009 г. продолжилось снижение уровня младенческой смертности. Этот показатель опустился до 8,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся.
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Проанализируйте данные следующей таблицы, сделайте выводы о существующей тенденции и её влиянии на демографическую ситуацию.
Число мигрантов с каждым годом сокращается. Основная причина сокращения миграционных потоков из стран СНГ — сокращение возможных трудовых доходов в России из-за девальвации рубля.
Существенную роль сыграл также рост издержек для иностранных работников в результате изменения законодательства — рост стоимости патентов для работы и введение сбора за экзамен по истории России и русскому языку. По этой же причине с начала 2015 года на российском рынке труда ухудшилась ситуация с легализацией иностранных работников: количество оформленных за девять месяцев текущего года разрешительных документов для работы мигрантов снизилось на 44 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Ужесточив порядок оформления труда мигрантов, правительство резко ухудшило ситуацию с легализацией иностранной рабочей силы.
Вопрос 2. Многие страны Европы столкнулись с серьёзными проблемами в связи с ростом миграции из стран Азии и Африки. Какие меры могут помочь России избежать повторения ситуации с молодёжной преступностью в пригородах Парижа, погромов в Лондоне и др.?
При разработке иммиграционной политики Российской Федерации представляется целесообразным использовать этот опыт, чтобы избежать повторения ошибок, уже допущенных европейскими странами в отношениях с этническими диаспорами и конфессиональными группами; во-вторых, исследованием миграционных процессов в таких странах Западной Европы, как Франция, Германия и Великобритания.
Основными мерами могут быть ограничение миграционных потоков, ужесточение законодательства в области миграции.
Вопрос 3. Составьте план устного сообщения по теме «Народонаселение России в зеркале демографии».
План:
1. Демографическая ситуация в РФ;
2. Народы населяющие нашу страну;
3. Демографический кризис у разных народностях;
4. Пути выхода народов из демографического кризиса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 2
Вопрос 1. Как вы думаете, какие социальные ценности сравнил французский писатель и философ Вольтер, утверждая: «Не неравенство тягостно, а зависимость»? Разделяете ли вы данную точку зрения?
Социальную стратификацию и иерархию подчинительного типа.
Социальной стратификацией называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков.
Иерархическая организация — структура с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень.
Вопрос 2. Вспомните одно из известных творений А. С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте своё мнение.
Вполне возможно. Евгений – человек светский и приехал в деревню, чтобы сменить обстановку. Я думаю, что он действительно собирался стать частью этой деревни. Но не стал ею до конца и уехал из деревни. Теперь он — что-то среднее между деревенским жителем и светским человеком.
Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.
Вопрос 3. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, лётчик, шофёр, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, учёный.
Социальная лестница – схема расстановки слоёв населения с точки зрения их материального и профессионального статуса. Чем больше материальных благ или проф. навыков-тем выше человек на социальной лестнице.
1 ступень – официант, сталевар, учитель, шофёр, продавец,
2 ступень – предприниматель, юрист, менеджер, врач, брокер
3 ступень – банкир, инженер, учёный, лётчик.
Вопрос 4. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:
— обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтёт неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признаёт приемлемым, обоснованным;
— возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнёрства;
— подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Сотрудничество – процесс совместной деятельности, например в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Вопрос 5. Обдумайте приведённые ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убеждён, что ни один народ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе — русскому физиологу И. М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».
Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.
Национальность не может влиять на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой. На все это оказывает влияние не столько национальность, сколько среда, воспитание, менталитет.
Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.
Вопрос 6. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью — как социальный институт или как малую группу?
Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.
Малая социальная группа – объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Следовательно, Э. Берджесс рассматривал семью как малую группу.
Вопрос 7. В одном из классов прошло обсуждение вопроса «Чем является для меня моя семья и что она для меня значит?». Среди высказанных соображений были следующие: «Семья — это самые родные, близкие люди», «Семья — это вся моя жизнь. Я учусь у родителей очень многому, чему не научился бы сам», «В семье я научился думать», «Для меня семья — это большой коллектив. Если что-нибудь нужно сделать, мы делаем всей семьёй». К каким мнениям вы могли бы присоединиться? Почему? Как вы сами ответили бы на поставленный вопрос?
Семья — это маленькая страна, в которой ПАПА — президент, МАМА — министр финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных ситуаций в семье. А РЕБЁНОК – это народ, который постоянно что — то требует, возмущается и устраивает забастовки.
Семья — вот что важнее всего, вот что заставляет биться мое сердце.
Семья — самое уютное и теплое место на Земле.