Trojden | Волобуев О. В.: Учебник по истории. Россия и мир. Базовый уровень
Прочитать описание
Данный учебник углубляет представления старшеклассников об основных событиях отечественной и мировой истории XX — начала XXI века. Книга поможет школьникам научиться анализировать явления прошлого, сравнивать особенности исторического пути России и других стран, познакомит с новыми для них источниками и мнениями ученых.
Глава I. Россия и мир в начале XX века
§1. Новые тенденции в развитии общества
§2-3. Первая российская революция
§4. Российское общество и реформы
§5. Россия в системе мирового рынка и международных союзов
Глава II. Мировая война и революционные потрясения
§6-7. Первая мировая война
§8-9. Российская революция 1917 года
§10-11. Гражданская война в России
§12. От Российской республики Советов к СССР
§13. Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе
Глава III. Мир в межвоенный период
§14. Мировой экономический кризис
§15. Тоталитарные режимы в Европе
§16. Модернизация в странах Востока
Глава IV. Социалистический эксперимент в СССР
§17. Советская страна в годы НЭПа
§18-19. Пути большевистской модернизации
§20-21. СССР в системе международных отношений
Глава V. Вторая мировая война
§22. Агрессия гитлеровской Германии
§23. СССР накануне Великой Отечественной войны
§24. Начало Великой Отечественной войны
§25. Коренной перелом
§26. Победа Антигитлеровской коалиции
Глава VI. Биполярный мир и «холодная война»
§27. Начало противостояния
§28. Мир на грани ядерной войны
§29. От разрядки к новому противостоянию
Глава VII. СССР и социалистические страны Европы
§30. СССР: от Сталина к началу десталинизации
§31. Кризис «развитого социализма»
§32. Социализм в Восточной Европе
Глава VIII. Запад и «третий мир» во второй половине XX века
§33. Общественно-политическое развитие Запада в 40—60-х годах
§34. Научно-техническая революция и общество в 70—80-х годах
§35-36. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
Глава IX. Россия в современном мире
§37-38. СССР в период «перестройки»
§39. Крах социализма в Восточной Европе
§40. Становление новой России
§41-42. Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике
§43. Мир на рубеже XX—XXI веков
Глава X. Духовная жизнь
§44. Развитие научной мысли
§45. Научно-технический прогресс
§46. Основные тенденции развития мировой художественной культуры
§47. Российская культура «серебряного века»
§48-49. Культура России: от соцреализма к свободе творчества
Словарь терминов — Основные события всемирной истории
trojden.com
Учебник по истории 11 класс Волобуев Клоков базовый уровень читать онлайн
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории Россия и мир за 11 класс — Волобуев Клоков базовый уровень. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168;
169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324; 325; 326; 327; 328; 329; 330; 331; 332; 333; 334; 335; 336; 337; 338; 339; 340; 341; 342; 343; 344; 345; 346; 347; 348; 349; 350; 351; 352; 353; 354; 355; 356; 357; 358; 359; 360; 361; 362; 363; 364; 365; 366; 367; 368; 369; 370; 371; 372; 373; 374; 375; 376; 377; 378; 379; 380; 381; 382; 383; 384; 385
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
uchebnik-tetrad.com
11 класс. Базовый уровень ОНЛАЙН
- Главная
- О сайте
- Карта сайта
- Обратная связь
- ЕГЭ, ОГЭ 2018
- ЗНО, ДПА 2018
- Культура
- Искусствоведение
- Культурология для студентов
- Культурология для школьников
- История
- Археология
- Архивоведение
- Всемирная история
- Всемирная история для абитуриентов
- Всемирная история для школьников
- Всесвітня історія
- Другие разделы истории
- История России
- История России для студентов, аспирантов и научных работников
- История России для учителей и преподавателей
- История стран Азии и Африки
- История стран Европы и Америки
- История Украины и Беларуси
- Історія України для абітурієнтів
- Історія України для вчителів та викладачів
- Історія України для студентів та аспірантів
- Історія України для школярів
- Краеведение
- Литература
- Без категории (литература)
- Теория литературы
- Зарубежная литература
- Зарубежная литература для студентов и аспирантов
- Світова література для школярів
- Світова література для вчителів
- Русская литература
Литература для абитуриентов- Литература для школьников
- Украинская литература
- Українська література для абітурієнтів
- Українська література для школярів
- Українська література для студентів та аспірантів
- Языки, языкознание
- Русский язык
- Русский язык для абитуриентов
- Русский язык для школьников
- Русский язык для учителей и преподавателей
- Російська мова для школярів та вчителів
- Перевод и переводоведение
- Английский язык
- Английский для абитуриентов
- Английский для студентов, аспирантов, специалистов
- Английский для школьников
- Английский язык для учителей и преподавателей
- Англійська мова для школярів
- Другие языки
- Искусственные языки
- Испанский язык
- Іспанська мова
- Итальянский язык
- Китайский язык
- Латинский язык
- Украинский язык
- Українська мова для абітурієнтів
- Українська мова для студентів та аспірантів
- Українська мова для школярів
- Немецкий язык
- Немецкий для школьников
- Немецкий язык для абитуриентов
- Немецкий язык для студентов
- Немецкий язык для учителей и преподавателей
- Німецька мова для школярів
- Французский язык
- Французский для школьников
- Французский язык для студентов
- Курсы французского языка
- Французька мова
- Лингвистика
- Русский язык
- Педагогика, психология
- Педагогика
- Методики преподавания
- Образовательные технологии
- Общая педагогика
- Воспитательный процесс
- Педагогика высшей школы
- Дошкольное образование
- Начальная школа
- Початкова школа
- Специальная (коррекционная) педагогика
- Другие разделы педагогики
- Логопедия
- Психология
- Общая психология
- Практическая психология
- Возрастная психология
- Психодиагностика и психологический практикум
- Психология личности
- Психология управления
- Другие разделы психологии
- Психотерапия
- Семейная психология
- Социальная психология
- Клиническая психология
- Социальная работа
- Педагогика
- Право, политология
- Правоведение для школьников и абитуриентов
- Социология, журналистика
hum.edu-lib.com
Trojden | Волобуев О. В.: Учебник по истории России. XX — начало XXI века
Прочитать описание
Учебник предназначен для углубления знаний, полученных школьниками в 9-м классе. Он систематизирует все основные опорные факты, расширяет и конкретизирует исторические знания. Учебник отличается органичным включением в текст параграфов документальных, историографических, дискуссионных материалов, выделением специальных уроков-практикумов с тематическими подборками исторических источников и системой заданий для коллективного обсуждения. Книга рассчитана на активизацию познавательной деятельности учащихся, приучает их к работе со справочным материалом.
Глава 1. Кризис империи: реформы или революция
§1. Российское общество в начале XX века
§2. Самодержавная монархия
§3. 1905 год: конфликт власти и общества
§4. Политические партии и их программы
§5. Думская монархия и столыпинские реформы
§6. Модернизация и культура
§7. Россия в Первой мировой войне. Падение монархии
§8. Почему рухнула империя Романовых?
Глава 2. Революционная Россия
§9. Послефевральская Россия: незакрепившаяся демократия
§10-11. Кризис демократиии большевистская революция
§12. Гражданская война: Октябрь против Февраля
§13. Становление советского государства
§14. Почему победили большевики?
Глава 3. Советский союз: партия, государство, общество
§15. Советская Федерация
§16. Нэп: стратегия или тактика?
§17-18. Советское общество
§19. Советский человек
§20. Советская внешняя политика в 20 — 30-е годы
§21. Великая война: вызовы и ответы
§22. Человек и война
§23-24. Великая война: побеждающий народ
§25-26. Власть и народ в послевоенный период
Глава 4. Кризис системы «Партия-государство»: в поисках выхода
§27-28. Хрущев: время первых перемен
§29-30. Время Брежнева: застойное общество
§31-32. Человек страны «развитого социализма»
§33-34. «Крутой ветер перестройки»: крах курса на реформирование социализма
Глава 5. Российская Федерация
§35. Трудный переход к новому обществу
§36. От советской федерации к федерации демократической
§37-38. Россия в 1994—1999 годы
§39-40. Начало XXI века: в поисках новых решений
§41. Современная Россия: идеи, приоритеты, партии
Синхронистическая таблица
trojden.com
Учебник по истории 11 класс Волобуев Кулешов Данилевского базовый уровень часть 1 читать онлайн
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории 20 — начало 21 века за 11 класс — Волобуев Кулешов Данилевского базовый уровень часть 1. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
Номер № страницы:2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148;
149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324; 325; 326; 327; 328; 329; 330; 331; 332; 333; 334; 335; 336; 337; 338; 339
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
uchebnik-tetrad.com
Читать книгу История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень О. В. Волобуева : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]
О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин
История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие старшеклассники!
У вас в руках вторая часть учебника «Россия и мир», с первой частью которого вы познакомились, изучая историю в 10 классе. Обе части построены на одних и тех же принципах и подходах. Сравнительно-историческая направленность учебника имеет две точки отсчета: Россию и мировой исторический процесс в ХХ – начале ХХI века.
Особенностью периода новейшей истории является возрастание зависимости судьбы отдельных стран от политических, экономических и социокультурных процессов мирового развития. Именно в этот период научно-технический прогресс стал одним из глобальных факторов в жизни человечества и обусловил выход на передовые рубежи одних государств (их экономическое и военно-политическое превосходство) и отставание других. В то же время установление тех или иных политических режимов в ведущих странах мира и обострение международных противоречий приводили к глобальным потрясениям, а вслед за ними – и к изменению геополитической ситуации. Поэтому освещение истории России и всемирного исторического процесса во второй части учебника, в отличие от первой, в большей мере переплетены, что получило отражение в ряде глав.
Благодаря усилению политических, экономических и культурных взаимосвязей мир все больше развивается как единое цивилизационное целое, в котором каждая страна выступает как часть общей системы. Менее развитые общества приобретают характеристики, свойственные более развитым обществам. Процесс таких изменений носит название модернизации (осовременивания). Теория модернизации, с позиций которой в учебнике рассматриваются события ХХ века, дает возможность понять многие тенденции, присущие периоду новейшей истории. Однако не все части общемировой системы, состоящей из множества государств и народов, однородны и находятся на одинаковом уровне развития. Наоборот, на протяжении всего периода новейшей истории между странами сохраняются существенные различия. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед вами, учениками, является выделение общего и особенного в истории стран, в первую очередь России, и крупных регионов (Западная Европа, Северная Америка, Латинская Америка и т. д.).
Исторические знания всегда используются в политических целях. И это в наибольшей степени применимо к новейшей истории. Вы сталкиваетесь с разными точками зрения на события, с различными оценками политических деятелей, начиная от Николая II и Ленина и заканчивая нашими современниками. Противоречия в оценках присущи и историкам. Авторы учебника рассматривают расхождения во взглядах между ними и предлагают вам самим, главным образом через документальный материал и систему заданий, разобраться в имеющихся противоречиях.
Какими же ориентирами вы должны руководствоваться, научно обосновывая свою точку зрения на события, идеологию и деятельность властных структур, политических партий и движений, исторических личностей? Прежде всего надо представлять вектор мирового общественного развития – ту гуманистическую систему ценностей и достижений, которая стала достоянием человечества. Да, в течение ХХ века человечество пережило две мировые войны, фашизм, с его агрессией и расистской идеологией, диктаторские режимы, раскол мира на два военно-политических блока, геноцид и терроризм. Да, в течение ХХ века было создано и применялось оружие массового уничтожения (химическое и атомное). Но в то же время на несколько порядков повысились производительность труда и качество жизни населения планеты. В большинстве стран мира возобладали демократические начала государственного устройства, утвердилось или утверждается правовое государство, сформировалось или формируется гражданское общество. Величайшими достижениями столетия являются расширение и защита прав человека, утверждение их ценности в общественном сознании. Исходя из этих ориентиров вы и должны оценивать государственные приоритеты, исторические события и деяния людей. Оценивая тот или иной политический курс, те или иные политические силы, вы должны соотнести их направленность с национальными интересами нашего Отечества, которые заключаются в благосостоянии народа, обеспечении безопасности государства и его граждан, соблюдении демократии и прав человека, создании условий для экономического и культурного процветания общества. Запомните: национальные интересы страны – это наши приоритетные ценности.
Авторы учебника желают вам, дорогие ученики, не только знать новейшую историю России и мира, но и опираясь, в частности, и на эти знания, стать социально активными, достойными гражданами и патриотами своей Родины.
1 ГЛАВА
РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Император Николай II и императрица Александра Федоровна у Петровского дворца в день коронации 26 мая 1896 года. Художник И. Репин
§ 1. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Страны Запада. К началу XX столетия западноевропейская цивилизация распространила свое влияние далеко за пределы Европы. Стал складываться особый западный мир, или Запад, включивший в себя не только Западную Европу, но и Северную Америку (США, Канада), а также страны в других регионах планеты (Австралия, Новая Зеландия). Характерными чертами этого мира являлись индустриальная рыночная экономика, наличие гражданского общества и уважение к частной собственности. Жителям стран Запада были присущи индивидуализм, рационализм и вера в благотворность научно-технического прогресса.
В западном мире получили признание принципы правового государства – демократии и соблюдения гражданских прав. В прошлом остались феодальные монархии, им на смену пришел конституционный парламентский строй. Атмосфера свободной конкуренции была характерна как для рыночной экономики, так для политической жизни. Однако утверждение демократических принципов в жизни западного общества не было окончательным. Во многих странах сохранялись пережитки традиционных отношений, остро стояли социальные и национальные проблемы.
Западноевропейцы и североамериканцы установили свое политическое и экономическое господство над остальным миром. Африка и часть Азии оказались разделенными между колониальными державами. Большинство стран Азии попали в зависимость от европейцев. Ряд латиноамериканских государств, даже тех, которые формально считались независимыми, входили в сферу интересов США.
Влияя на окружающий мир, страны Запада сами находились в динамике и развитии. Конец XIX – начало XX в. были временем важных перемен в экономике и общественной жизни. Быстрое развитие науки привело к новому этапу промышленной революции, который характеризовался применением не использовавшихся ранее источников энергии – переходом от каменного угля и пара к электричеству и жидкому топливу.
Революционные изменения произошли в транспорте и коммуникациях: в жизнь входили автомобиль, метро, телефон, радио.
Характерной особенностью экономики индустриальных стран оставался циклический характер развития. Причины периодически возникавших в XIX – начале XX в.
кризисов лежали в перепроизводстве товаров, не находивших достаточного спроса. Это приводило к разорению и банкротству предпринимателей, безработице среди рабочих и, соответственно, снижению уровня жизни людей. В то же время кризисы способствовали развитию передовых сфер производства и финансовых структур, что становилось основой для новых успехов экономики.
На телефонной станции
Процесс модернизации и Россия. Многие страны мира в конце XIX – начале XX в. охватил процесс модернизации. Для Востока он означал перестройку отношений в экономике, духовной сфере и политике по образцу западных государств. Зачастую европейское влияние вступало в конфликт с традиционными ценностями, и резкие перемены становились причинами вспышек насилия. Поэтому модернизация сопровождалась не только реформами, но и революциями, а осуществляли ее нередко авторитарные правительства, пренебрегавшие принципами демократии.
Попытки европейцев заставить население колоний и зависимых стран жить «как положено», ввести новые порядки в экономике и повседневной жизни приводили к росту национально-освободительного движения. Однако модернизация несла не только конфликты. Рост экономики, раскрепощение общества, увеличение числа образованных людей (в первую очередь, в среде местной элиты) создали условия для развития стран Востока, их включения в мировую цивилизацию в XX веке. Правительства ряда независимых и полузависимых государств Востока использовали модернизацию для противостояния экспансии Запада, сохранения и упрочения национальной независимости. Это было характерно для Японии, Китая, Турции, Ирана.
В России процесс модернизации имел свои особенности. Российская империя была крупнейшей мировой державой, стремилась к расширению сфер своего влияния. Но при этом она отставала от стран Запада по уровню экономического развития. Поэтому целью модернизации в России было создание индустрии, опирающейся на новейшие достижения науки и техники, способной обеспечить выход страны на передовые позиции в мире.
Пореформенная эпоха отечественной истории была отмечена бурным развитием капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. В стране происходило становление рыночной экономики, в 80-х годах XIX в. завершился промышленный переворот. В ходе промышленного подъема 1890-х гг. возникли новые отрасли производства, росла сеть железных дорог, в Россию все более активно привлекался иностранный капитал. По инициативе министра финансов С. Ю. Витте государство поддерживало российских промышленников (увеличение таможенных пошлин на импортируемую продукцию), а также укрепляло финансовую систему (введение винной монополии, обеспечение свободного обмена бумажных денег на золото).
В 1900 г. на Россию обрушился тяжелый экономический кризис (в Европе он начался на три года раньше). Произошло резкое падение цен на товары, началось свертывание производства. В России разорилось более 3 тыс. мелких и средних предприятий. Большинству же крупных товаропроизводителей удалось удержаться на плаву. Это произошло во многом благодаря тому, что в период кризиса (он продолжался до 1903 г.) в России значительно ускорился процесс создания монополий, характерный для индустриальных стран. Практически во всех отраслях тяжелой промышленности за счет слияния банковского и промышленного капитала образовались крупные монополистические объединения. Этот процесс, поддерживавшийся государством, продолжался и в период последовавшей за кризисом экономической депрессии (1904 – 1908 гг.). Монополии, преимущественно картели и синдикаты, возникали в промышленности, на транспорте, в торговле.
Российское государство в начале XX в. оставалось самодержавной монархией. Власть бюрократической верхушки не ограничивалась никакими формами народного представительства. Жители страны были лишены гражданских прав и свобод. У населявших Российскую империю многочисленных народов не было возможности самостоятельно устраивать свою жизнь. В силу этого проблема экономической модернизации страны тесно переплеталась с необходимостью реформ в политической сфере. Требовалось избавиться от архаических черт государственного строя, утвердить в обществе демократические принципы.
Русский павильон на Международной выставке в Глазго. 1901 г. Архитектор Ф. Шехтель
Однако в правительстве одерживала верх консервативная группировка, под влиянием которой находился и вступивший на престол в 1894 г. император Николай II.
Социальная структура общества. В странах Запада складывалась новая социальная структура общества. Господствовавшая ранее земельная аристократия уступила свои позиции промышленной и финансовой буржуазии. Представители крупного капитала стали ведущей силой не только в экономике, но и в политике. По мере расширения индустриального производства множились ряды наемных рабочих. Наряду с крестьянами, ремесленниками и мелкими торговцами они составляли категорию социальных низов. Новым явлением в жизни общества стало формирование «среднего слоя», в который принято включать представителей творческой и технической интеллигенции, государственных служащих, мелких и средних предпринимателей. Именно благодаря среднему слою, заинтересованному в экономической и политической стабильности, происходило укрепление демократии в странах Запада.
В России процесс формирования социальных слоев, характерных для индустриального общества, шел быстрыми темпами. В частности, за период с 1897 по 1913 г. численность тех, кто жил за счет продажи своего труда, увеличилась в полтора раза и составила почти 18 млн. человек. Еще более интенсивно росло количество предпринимателей. Однако российская буржуазия, в отличие от западной, практически не имела доступа к политической власти. В тесной взаимосвязи с расширением капиталистического производства находились показатели численности городского населения. Количество горожан увеличилось за тот же период с 16,8 до 28,5 млн. человек (всего в Российской империи в 1913 г. было почти 160 млн. жителей).
Современный невольничий рынок. Карикатура начала ХХ в.
Основную часть населения страны по-прежнему составляло крестьянство. Проникновение товарно-денежных отношений в российскую деревню способствовало его расслоению. Одна часть крестьян пополняла ряды пролетариата, другая расширяла свое хозяйство, постепенно вытесняя помещиков с рынка сельскохозяйственной продукции и скупая их земли. Однако терявшее свои экономические позиции поместное дворянство продолжало оставаться наиболее привилегированным сословием Российской империи. Дворянская верхушка по-прежнему определяла политику государства.
В странах Востока изменения в социальной структуре происходили медленно. Здесь сохранялись традиционные режимы, основанные на деспотической власти. Большое влияние на взаимоотношения людей на Востоке оказывала община, игравшая роль буфера между простым человеком и властью, лишавшая его социальной мобильности. Колонизаторы в своих владениях предпочитали сохранять прежние устои, опираясь на местных правителей и вождей, используя прочные общинные связи. Европейцы не спешили вводить демократические порядки, которые могли привести к ослаблению своего господства. Однако включение колониальных стран в орбиту мирового капиталистического рынка делало неизбежным постепенное формирование новых социальных слоев. Нарождавшаяся национальная буржуазия, а также интеллигенция, как правило, становились во главе борьбы за перемены в странах Востока.
Идейные течения и политические партии. Идейной основой общественно-политической жизни западных стран оставались консерватизм, либерализм и социализм. Однако по мере ослабления влияния аристократии консерватизм все больше терял свои позиции. Обновили идеологию либералы – они отошли от идеи невмешательства государства в экономику. Представители «нового либерализма» выступали за активную социальную политику, стремясь путем реформ сгладить имущественное неравенство. Тем самым они пытались сделать жизнь общества более стабильной и оградить его от экстремистских посягательств как справа, так и слева.
Прочное место в общественно-политической жизни западных стран заняло социалистическое движение. Его представители одерживали победы на парламентских и муниципальных выборах, формируя фракции в представительных органах власти. Социалисты добивались проведения реформ, способствовавших заметному улучшению материального положения рабочего класса. Они постепенно «встраивались» в сложившуюся политическую систему и отказывались от идеи революции. Таким образом, социалисты в развитых странах Запада все более переходили на позиции реформизма, считая главной своей задачей борьбу за улучшение положения рабочих в рамках существующего строя.
Иначе развивалось общественное движение в России. В условиях самодержавного строя и тяжелого положения социальных низов росло количество сторонников радикального переустройства общества. Российские социалисты считали предательством переход своих западноевропейских соратников на реформистские позиции и забвение ими революционных идеалов. Эти идеалы (осуществление буржуазно-демократической, а затем и социалистической революции) нашли свое отражение в программе РСДРП, принятой на II съезде партии в 1903 году. Однако при обсуждении организационных форм своей деятельности российские социал-демократы положили начало партийному расколу. Большевики во главе с В. И. Лениным стремились на основе железной дисциплины построить законспирированную организацию профессиональных революционеров, которая сможет «перевернуть Россию». Меньшевики, лидерами которых были Г. В. Плеханов и Ю. О. Мартов, хотели создать массовую рабочую партию на демократической основе. Очевидно, что при этом большевики в значительной степени использовали опыт российских народников, а меньшевики – западных социал-демократов.
Париж в начале ХХ в.
На революционных позициях стояли и члены неонароднических организаций. В начале ХХ в. они признали объективность процесса развития капитализма в России и стали вести свою пропаганду как в крестьянской массе, так и среди рабочих (называя эти социальные слои «трудовым народом»). В 1901 – 1902 гг. сторонники общинного социализма объединились и создали партию социалистов-революционеров (ПСР). Ее члены не только занимались подготовкой социалистической революции, но и вступили в непосредственную борьбу с царскими чиновниками. Боевой организацией ПСР было совершено несколько террористических актов, потрясших Россию.
Начало ХХ в. было отмечено ростом национального самосознания народов, находившихся в составе многоэтнических империй и населявших колониальные владения западных держав. Осуществление лозунга борьбы за создание национальных государств явилось для этих народов символом стремления к свободе, демократии, экономическому процветанию. В то же время национализм нес в себе и деструктивный заряд. Освободительное движение в странах Востока нередко приобретало форму антиевропейских выступлений. Национализм и расизм стали составной частью появившихся на Западе в ХХ веке человеконенавистнических идеологий, осуществление которых привело к насилию и войнам.
Подведем итоги
В начале XX столетия западные державы, добившиеся наибольших успехов в индустриальном развитии, установили свой контроль над всем миром. Россия, входившая в число великих держав, отставала от стран Запада по уровню экономического развития. Перед ней стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.
ВОПРОСЫ
1. Какие черты развития были характерны для западного мира?
2. Чем можно объяснить господствующее положение западных держав в начале ХХ столетия?
3. Что такое модернизация? Каковы были особенности модернизации в России? 4. Каковы были общие черты социально-экономического и политического развития России и стран Запада? В чем заключались отличия?
5. Как вы думаете, почему в начале ХХ в. в России существовали революционные партии, а либеральных партий не возникло?
ЗАДАНИЯ
1. Пользуясь текстом параграфа и картой № 1 (стр. I), расскажите о процессе образования монополий в промышленности России. Назовите основные центры тяжелой и легкой промышленности.
2. Прочитайте фрагмент парламентского доклада канцлера казначейства Великобритании Д. Ллойд Джорджа, с которым он выступил в 1909 г.: «Первый принцип… состоит в том, что предлагаемые мною налоги… дадут в следующем году достаточную сумму доходов для покрытия новых расходов; доходы должны быть увеличены в связи с ростом расходов на социальную программу, намеченную мной… Второй принцип… состоит в ненанесении ущерба производству и торговле, являющимся источником нашего богатства. Мой третий принцип состоит в том, чтобы в условиях нынешней неотложной необходимости все классы нашего общества несли положенное бремя… Производящие классы, по моему мнению и как показывают обследования, платят в виде общегосударственных и местных налогов относительно большую долю своих доходов, чем более обеспеченные классы».
Какой идеологии придерживался докладчик и каковы должны были быть последствия предлагавшихся им шагов?
§ 2–3. ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Причины и этапы революции. С 1905 года Россия вступила в эпоху революционных потрясений. Революция была вызвана множеством причин, которые коренились в незавершенности преобразований, начатых еще императором Александром II. Все более очевидным становилось несоответствие между бурным индустриальным развитием страны и архаичной политической системой. На повестке дня стояла проблема ломки сословного строя, создания условий для развития гражданского общества и правового государства. Интересам основной массы населения страны не соответствовали устремления правящей консервативной дворянской верхушки.
В стране обострялись социальные конфликты. К критической точке подошли противоречия в деревне: развитию сельского хозяйства мешали малоземелье крестьянских дворов, путы сельской общины. Но самой жгучей проблемой было сохранение помещичьего землевладения, до предела обострявшее антагонизм между крестьянством и помещиками.
Увеличилось и число забастовок рабочих, заявлявших о своем бедственном положении, которое особенно обострилось в годы кризиса 1900 – 1903 годов. Демократически настроенная интеллигенция, в рядах которой росли группы приверженцев либеральных и социалистических взглядов, все активнее выступала с критикой правительства, требуя перемен.
Росту антиправительственных настроений способствовала не только реакционная внутренняя политика властей, но и катастрофическое поражение в войне с Японией. Начавшиеся в январе 1904 г. на Дальнем Востоке боевые действия продемонстрировали неспособность правительства и генералитета эффективно руководить армией и флотом. Обстановку в обществе накаляли не только неудачи на фронте, но и ставшие достоянием гласности факты обогащения чиновников и предпринимателей за счет военных поставок.
В ходе революции можно выделить три этапа. Первый (январь – сентябрь 1905 г.) характеризуется нарастанием революционного движения, его распространением вширь и вглубь – оно охватывало все новые и новые регионы страны и слои населения. События октября – декабря 1905 г. явились апогеем борьбы – под мощным напором революционных сил зашатались самодержавные устои. Длительный третий этап (январь 1906 г. – 3 июня 1907 г.) знаменовался переплетением традиционных методов революционной борьбы (восстания, стачки) с парламентскими, постепенным затуханием революции.
Формы революционной борьбы. Революция, начавшаяся после расстрела 9 января 1905 г. в Петербурге мирной демонстрации рабочих, всколыхнула все слои российского общества. Реакцией на «кровавое воскресенье» стали массовые забастовки пролетариата, охватившие крупнейшие промышленные центры страны. Весной-летом 1905 г. рабочие Иваново-Вознесенска бастовали в течение 72 дней. Стачка пролетариата польского города Лодзи в июне переросла в баррикадные бои с войсками. Революционная волна захлестнула и деревню – крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. Революционеры-террористы совершали вооруженные нападения на высших чиновников. Некоторым группам «борцов за народное дело» не чужды были и пополнявшие бюджет революционных организаций «экспроприации» – налеты на финансовые учреждения и перевозчиков денежных сумм.
Рабочие у заводской проходной
У большинства жителей России в то время не было опыта участия в политической жизни. Они приобретали его в ходе революции, когда в стране стали возникать различные общественные организации. Например, во время стачки в Иваново-Вознесенске был создан Совет рабочих депутатов, который не только взял на себя руководство забастовочной борьбой, но и начал выполнять функции органа местного самоуправления. Благодаря активной деятельности социал-демократов Советы были организованы и в других городах.
Представители интеллигенции – врачи, преподаватели, журналисты – создавали профессиональные союзы, которых раньше в России не существовало. Затем они объединились в Союз союзов, его возглавил один из лидеров либерального движения П. Н. Милюков. Началось также формирование профессиональных союзов рабочих. Созывались съезды представителей земств.
Похороны видного революционера Н. Э. Баумана 20 октября 1905 г.
Усилиями земских служащих был организован Всероссийский крестьянский союз. Он также присоединился к Союзу союзов. В июле 1905 г. работал I Всероссийский крестьянский съезд, делегаты которого потребовали введения конституции и отчуждения помещичьих земель. Ряд социал-демократов из числа меньшевиков начали кампанию за созыв Всероссийского рабочего съезда (он, правда, так и не состоялся).
На общественную жизнь России оказал влияние пример женских организаций, созданных в начале ХХ века в Англии, США, Франции. Их участницы – представительницы пролетариата, интеллигенции – боролись за равные с мужчинами права. Весной 1905 г. в России возник выступивший с политическими требованиями Союз равноправности женщин, вокруг которого объединился целый ряд женских организаций.
На фоне революционных событий лояльность по отношению к правительству сохраняла в целом армия. Однако и здесь происходили отдельные выступления, самым значительным из которых явилось вспыхнувшее в июне 1905 г. восстание матросов на броненосце «Потемкин». Под влиянием социалистов были созданы «Всероссийский офицерский союз» и «Всероссийский союз солдат и матросов».
Новый политический строй. В феврале 1905 г. Николай II дал поручение министру внутренних дел А. Г. Булыгину разработать проект введения законосовещательной Государственной думы. В августе царь подписал указ об учреждении органа, которому поручалась «предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений». Выборы предполагались многоступенчатые (избиратели – выборщики – депутаты) по сословным объединениям – куриям. Этот проект, прозванный в народе «булыгинской думой», показал, что власти не готовы встать на путь глубоких политических преобразований – прежде всего ликвидировать самодержавие.
«Марсельеза». Иллюстрация из журнала «Гудок»
Революционные события в стране нарастали, осенью 1905 г. Всероссийская октябрьская стачка заставила власти начать реформы. Подписанный Николаем II 17 октября Манифест «Об усовершенствовании основ государственного управления» даровал населению свободу совести, слова, собраний и союзов. Предполагалось на этот раз наделить Государственную думу законодательными полномочиями: ни один закон не мог войти в силу без ее согласия. Расширялся также круг людей, получивших возможность участвовать в выборах. В начале ноября под напором крестьянских выступлений император подписал еще один Манифест. В соответствии с ним вдвое уменьшался размер выкупных платежей, уплачивавшихся крестьянами за надельную землю, с 1 января 1907 г. их взимание полностью прекращалось.
Вскоре был принят избирательный закон: почти все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, за исключением солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевых народов, наделялось правом голоса при выборах в Государственную думу. Сохранялась многоступенчатая сословно-куриальная форма выборов в Думу. Предусматривалось участие Думы в разработке законопроектов, рассмотрении государственного бюджета (кроме выплат по займам и военных расходов), обсуждении вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. После принятия Думой законы направлялись на утверждение императору. Позже был реформирован Государственный Совет, который стал верхней законодательной палатой. Он получил право утверждать законы, одобренные Государственной думой.
Преобразование политического строя зафиксировали изданные в апреле 1906 г. «Основные государственные законы». Об ограниченности перемен свидетельствовала их 87-я статья: между сессиями Думы император мог издавать указы, имевшие силу закона (после возобновления работы Думы эти указы поступали в нее в течение двух месяцев). Было положено начало превращению самодержавного государства в конституционную монархию. Законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, высшая исполнительная – императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная и контрольная – Cенату. Данная система напоминала организацию высших политических органов Германии, Австро-Венгрии, Японии.
Социалисты в революции. В период первой революции в России сложилась система политических партий, являющаяся неотъемлемой частью парламентского строя. Эта система включала в себя организации, представлявшие течения общественной мысли, отражавшие интересы основных слоев населения. Особенностью российской политической жизни было то, что раньше всех остальных, еще в конце XIX – начале XX в., организационно оформились социалистические течения, представленные последователями народнических и марксистских идей.
В ходе первой революции от имени самого многочисленного класса российского общества – крестьянства – выступала партия социалистов-революционеров. Идейным лидером эсеров был В. М. Чернов. Свои усилия они направляли на создание «крестьянских братств», которые должны были проводить в деревне идеи общинного социализма. Эсеры также активно участвовали в создании различных рабочих и армейских организаций. Продолжала действовать Боевая организация партии, готовившая покушения на государственных деятелей.
Во время революции от ПСР откололась Трудовая народно-социалистическая партия (энесы – по начальным буквам) во главе с А. В. Пешехоновым. Ее представители считали, что решить аграрные проблемы можно будет при помощи вставшего на путь реформ государства. Из ПСР выделился также Союз эсеров-максималистов, которые, несмотря на провозглашение в стране политических свобод, оставались приверженцами исключительно нелегальных террористических методов борьбы.
В течение первых месяцев революции усилились разногласия в рядах социал-демократов. Большевистская часть РСДРП призывала пролетариат к вооруженному восстанию, отрицала возможность совместной борьбы с либералами за реализацию демократических лозунгов. Меньшевики выступали за единство демократических сил. Они считали, что победа революции может быть достигнута не только в ходе восстания, но и в результате действий избранного народом представительного учреждения. Второй путь казался им более предпочтительным. Острые разногласия среди социал-демократов вызвал вопрос об отношении к Думе. Большевики выступали за тактику бойкота. На этих же позициях стояли и эсеры. Меньшевики призывали участвовать в деятельности Думы, принять на вооружение тактику парламентской борьбы, используя опыт западноевропейской социал-демократии.
iknigi.net
Гдз по истории 11 класс волобуев ответы на вопросы PDF
Сугоняев геометрия 10 класс скачать
Сугоняев геометрия 10 класс скачать >>> Сугоняев геометрия 10 класс скачать Сугоняев геометрия 10 класс скачать Моро, Решебник по математике для 4 класса Петерсон можно скачать бесплатно. Мне или решенное,или
Подробнеегдз по геометрии 7-9 класс атанасян и др
ГДЗ. Решебники. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УЧЕБНИКИ. Скоро в школу… Рабочая тетрадь является дополнением к учебнику «Геометрия, 7 9» авторов Л.. геометрии для 8 класса к учебнику Геометрия, 10-11 Л. С. Атанасяна
Подробнеерешебник по английскому 7 класс верещагина 4 скачать бесплатно
Решебник по английскому 4 класс верещагина скачать бесплатно. Страницы решебника: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,. 2431810806187 Гдз по английскому языку 7 класс
Подробнее>>> Гдз по алгебре 8 класс мерзляк поляков
Гдз по алгебре 8 класс мерзляк поляков >>> Гдз по алгебре 8 класс мерзляк поляков Гдз по алгебре 8 класс мерзляк поляков Подробное решение задачи 7. Подробное решение задачи 3. На сегодняшний день существует
Подробнеегдз русский ладыженская
ГДЗ к учебнику по русскому языку для 8 классов общеобразовательных учреждений Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. 984342658 Онлайн готовые домашние задания (гдз, решебник и ответы) по
Подробнеегдз по алгебре за 7 класс никольский
16 ноя 2013. Решебник по алгебре за 7 класс никольский потапов скачать бесплатно Решебник по алгебре за… Никольский, М.К. Потапов,… С.М. 904642871497606 17 янв 2011. Ваш ребенок уже учиться в 7 классе
Подробнее>>> Гдз по литературе 7 класс г с меркин
Гдз по литературе 7 класс г с меркин >>> Гдз по литературе 7 класс г с меркин Гдз по литературе 7 класс г с меркин Авторы: Добавь виджет Списывай. Темы человека истории, народа и власти, внутренней свободы
ПодробнееEducon ответы 7 класс
Educon ответы 7 класс >>> Educon ответы 7 класс Educon ответы 7 класс Позже Вы сможете с гордостью показывать свой дневник следующему подрастающему поколению. Наш интерфейс полностью адаптирован под ваш
Подробнеегдз домашние задания для 6 класса
Все ГДЗ, Решебники для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Все Готовые Домашние Задания Онлайн. Решебники по Алгебре, Геометрии, Физике, Химии. 263030753985034 Готовые домашние задания 6 класс (Русский
ПодробнееНа нашем сайте вы бесплатно можете скачать ГДЗ по. 19435921341244 Все ГДЗ, Решебники для 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Все Готовые… Авторы учебника: А.Г. Мордкович и др.. К учебнику Алгебры
Подробнеесписывай ру новая история 7 класс
Сейчас вы видите — Рабочая программа по информатике 10 11 класс.. планирование по литературе 9 класс, так же мы сможем вас заинтересовать — Геометрия 7 класс рабочая тетрадь.. Вы не можете создать новую
ПодробнееРешебник мещерского pdf
Решебник мещерского pdf >>> Решебник мещерского pdf Решебник мещерского pdf Мещерского разных годов издания. Книгу отличает более глубокий, чем обычно принято в учебной литературе, анализ оснований классической
Подробнееготовые домашние задания онлайн
Наш сайт представляет для всех желающих бесплатные готовые домашние задания. Мы верим в то, что решебники в онлайне или скачанные на ПК во. 195286540944 Description: ГДЗ (готовые домашние задания), решебники
Подробнеегеометрия 8 класс атанасян решебник 493
Скачать бесплатно: Геометрия атанасян 8 класс решебник пособие для учеников средних школ все бесплатно, без. Английский язык +493. 4552408979730 На этой странице вы можете получить атанасян геометрия рабочая
Подробнееукраина гдз алгебра 8 класс
готовые домашние задания (гдз, ответы и решебники) по алгебре за 8. ответы, решебник и онлайн гдз алгебра за 8 класс задачник Макарычева номер. каналы из россии и украины их больше подключайтесь и наслаждайтесь.
Подробнееdocplayer.ru