«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

11 класс 3 упражнение русский язык: Упражнение 11 — ГДЗ Русский язык 3 класс. Канакина, Горецкий. Учебник часть 1. Страница 12

Тексты и упражнения для повторения по русскому языку 8

Упражнения по теме «Словосочетание»

 

Упражнение 1. Заполните таблицу: управление, примыкание, согласование.

 

Ее книга, ваша одежда, шел не спеша, вторая смена, вычерпать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки, намерение искупаться, не увидеть сослепу,  нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слушать молча, столкнуть со стола, сходить к другу, таинственная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка, все книги.

 

Упражнение 2. Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием.

 

1. Мимо окон прошла чья-то тройка.

2.. Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.

3. Оранжевый забыли мяч в саду.

4. Говорливая толпа мужиков и баб валом валила с утра до вечеру по пыльным унавоженным переулкам между телегами и палатками, лошадьми и коровами, балаганами и съестным, откуда несло вонючим чадом сальных жаровен.

 

Упражнение 3. Прочитайте предложения. Выпишите из предложений словосочетания, слова в которых связаны управлением.

 

1. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. 2. Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. 3. В выборе пьес и распределении ролей я не принимал никакого участия. 4. Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. 5. Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу.

 

Упражнение 4. Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.

 

1…. на улице шел дождь. 2. Очень вредно читать ….3. Собака … подбежала к хозяину. 4…. дети катаются на санках и лыжах. 5. На завтрак были яйца…. 6. Мы… отдохнули. 7. Дочка говорила….

 

Слова для справок: взволнованно, вкрутую, замечательно, зимой, лежа, тотчас, утром.

 

Упражнение 5. Определите вилы связи слов в словосочетаниях. Определите, чем выражены главные и зависимые слова.

 

Восьмое января, голос учителя, дремать стоя, крайне усталый, моя биография, находиться в комнате, очень много, позвать тебя, поющий скворец, розовый цветок,

старик рыбак, усталый от дел.

 

Упражнение 6. Найдите в предложениях цельные словосочетания.

  1. При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. 2. Аглая подперла рукой подбородок и запела тонким, визгливым, тягучим голосом. 3. Вокзал строился в пяти верстах от города 4. Мы с Сашей продолжали свои занятия и прогулки. Никто из нас не выходил из комнаты молодых, к дверям которых Савельев прибил крючки. 5. Но, к ее удивлению, в кухню вошла девушка небольшого роста, с простым лицом крестьянки и толстой косой светлых волос. 6. Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. 7. Негр вел себя самым ужасающим образом. 8. Четыре тигра подерутся с четырьмя львами.

 

 

Упражнения по теме «Морфология»

 

Упражнение 1. Списать текст, расставляя знаки препинания. Сделать морфологический разбор выделенных слов. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.

Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..каленной печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке

как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр. .ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла.    (Д. Григорович).

 

Упражнение 2. Найдите в следующих предложениях производные предлоги, определите, как они образованы.

 

  1. Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта.
    (А.Платонов)
  2. Стук топоров вскоре затих и сменился стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
  3. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины гнутся вслед пролетающим облакам. (К.Паустовский)
  4. День холодный угрюм и свеж – и целый день скитаюсь я в степи свободной вдали от сел и деревень. (И.Бунин)
  5. В березовом лесу всегда светлее, как будто березы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В.Солоухин)
  6. Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. (А.Пушкин)
  7. Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В.Арсеньев)

 

Упражнение 3.

Определите, к какой части речи относится слово: к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным.

 

1) Последовать, 2) беленый, 3) призванный, 4) участвую, 5) заканчиваемый, 6) конечный, 7) вычерпывал, 8) упорствуя, 9) хранимый, 10) упорствовавший, 11) призывающий, 12) черпаю, 13) призываемый, 14) следуешь, 15) засовывающий, 16) засунутый, 17) закончен, 18) непроходимый, 19) шефствующий, 20) заведовать, 21) засунет, 22) покрикивая, 23) крикнув, 24) покрикивавший, 25) испытаю, 26) сочувствовавший, 27) присутствовавший, 28) чувствуя, 29) чувствовал, 30) организовав, 31) устраиваемый, 32) организующий, 33) точеный, 34) выточенный, 35) попробовавший, 36) волнуясь, 37) приглашенный, 38) приглашу, 39) печатный, 40) образованный (человек).

 

 

 

 

Упражнения по теме «Синтаксис»

Упражнение 1. Определите части речи в предложениях, укажите вид придаточных предложений.

1)            Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего ко­ня. 2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ям­скую избу. 3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица. 4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки. 5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели. 6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже совсем стемнело. 7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпу­скала сына в Петербург на службу. 8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. 9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам. 10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как «катюши»  уже давно переменили пози­ции. 11) ) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.

 

Упражнение 2.  Найдите предложения, в состав которых входят односоставные предложения, определите их вид ( знаки препинания не расставлены).

1) Вскочили на коней поскакали к бе­регу откуда должна была начаться переправа. 2) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тём­ных полей.  3) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна. 4) Рассказывают ещё что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо ста­раясь узнать которая из них ведьма. 4) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревь­ев.5) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо. 6) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая.   7) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. 8) Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро по которому сновали кожаные байдарки охотников. 9)   Иван Игнатьич отправился за башкирцем  который сидел в амбаре.

10) Есть лица подобные пышным порталам где всюду великое чудится в ма­лом.

Упражнение 3. Замените придаточные определительные, где это воз­можно, обособленными определениями..

1)      Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором. 2) Бело-розовый хребет гор, который вид­нелся из-за крыши, розовел в лучах заходящего солнца. 3) Вид земли, которую покрыл первый снег, веселит сердце каждого. 4) Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрач­ность. 5) Над солнцем была кровавая полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание. 6) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тём­ных полей. 7) Кое-где лежат в лесу огромные стволы дубов, лип, берёз и осин, которые сломала буря. 8) Я выбрал развеси­стое дерево, которое защищало бы меня от лучей палящего солнца. 9) Лодка колыхалась на волнах, которые шаловливо плескались о её борта. 10) Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую клячу, которую даром отдал ему один из городских жителей.

11) Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.

 

Упражнение 4.

         1. Выделите грамматические основы предложений.

         2. Дайте характеристику каждого предложения.

         3. Найдите и укажите сложные предложения, в состав которых входят:

              а) односоставные безличные;

              б) односоставные неопределенно-личные.

         4. Укажите сложноподчиненные предложения, в которых есть однородные придаточные.

 

  1. В гулком обширнейшем дортуаре, где в несколько рядов стояли четыре десятка плоских железных кроватей, стали готовиться ко сну.
  2. Даже тот кудлатый парнишка, с которым в первый день случилась драка, оказался не столь уж вредным.
  3. Не случится ли, что в новом семействе он, Коля, окажется третьим лишним и его отправят на пансионное проживание в Симферополь?
  4. Клад точно лежит там, надо только сговорить ребят на поиски, и глядишь, в самом деле можно будет купить тендер для Маркелыча.
  5. Когда он повторял в уме стихи Шарля Дюпона, они с каждым разом казались ему все менее страшными и все более светлыми.
  6. Однако в этих штормовых ветрах уже не было ледяного зимнего холода, в них можно было ощутить влажную согретость – первый намек на близкие теплые времена.
  7. Там тянулась Ростиславская улица, где большинство домов были обитаемы и можно было встретить не тюремников, не духов, а настоящих людей.
  8. Тимофей сменил тон и спросил, нет ли чего нового про «Артемиду».
  9. После того как побывал в святом месте, врать было невозможно.
  10. У разбитого оконца, которое выходило во двор, никто не дежурил.

 

                               Тексты упражнений для самостоятельной работы

                                                                         № 1

 

  1. Объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте.
  2. Определить тип и стиль речи, определить основную мысль текста.
  3. Выписать по 3 примера словосочетаний (согласование, управление, примыкание).
  4. Найти примеры слов, образованных приставочным, приставочно-суффиксальным, суффиксальным, бессуффиксным способом, путем перехода из одной части речи в другую( по 2 примера).
  5. Из предложений 15-21 выпишите грамматические основы.
  6. Указать номера СПП и виды придаточных.
  7. Выписать номера предложений с обособленными конструкциями, указать их вид.
  8. В предложениях 10-16 найдите обособленное приложение.
  9. В предложениях 5-11 определите разряд местоимений.
  10. Произведите синтаксический разбор предложения № 21.

 

 

1.Нет (ни)чего приятнее для путника в жаркий июльский полдень как погрузить разгорячё….ое лицо в прохладную струю шаловливой деревенской реч…нки или напит….ся студё…ой воды из ключа  бьющего в (не)глубоком ущелье.

2.Поднялись вы давно ещё на ра…вете побродили в березн…ке ельнике и в гуще осиновых рощ(?) на ходу старательно высматривая разные цветы, ягоды, грибные

шляпки и заполняя ими объёмистую свою корзину. 3.Вскоре корзина ваша (до)верху наполняется добычей  всем что вам попадалось по дороге. 4.Вы (не)терпеливо шагаете узкой меж…й вдоль овсяного поля с единстве…ым желанием поскорее добраться до спасительной реки.

5.Вот она блещ…т (в)дали серебря….ой полосой и манит своей прохладой. 6.Какое блаженство искупаться! думаете вы.   Полжизни готов отдать за речную свежесть.

7.Вокруг бе…предельная сушь. 8.Всё дыш…т раскалё…ым зноем. 9.Полуде…ое солнце готовое кажется  поразить вас каждым своим луч…м  бе …жалостно печ ..т темя. 10.На небе ни облачка. 11.Ясное и спокойное оно равнодушно отражает (не)стерпимо знойные солнечные лучи.

12.(Ни)где н… одного звука  н… единого живого существа. 13.(Не)слышно кузнечиков (не)видно зарянок  гостий здешних мест. 14.Лишь изредк… где(то) в отдалении… за едва заметной глазу пр…дорожной полосой кустов на мгновение нарушая воцарившееся безмолвие протянет овсянка одну из своих грустных песен и снов… тишь.

15.Корзина оттягивает плечо. 16.Путь кажется бе…конечным. 17.Ещё осталось пересечь одно только пас…бище с лениво пасущимися на нем коровами и овцами, и цель достигнута. 18.Бе…шумно струится в низких берегах реки кристальная влага бе…звучно пр…глашающая усталого путника освежить истомлё…ое зноем тело в прохладной глубине. 19.Разве тут сдержиш…ся! 20.Пряч…те куда-нибудь корзину кин…те в траву платье и прямо с берега брос…тесь вниз в прозрачную глубь!

21.Как бич хлестнёт жгучая струя и через мгновение поплывёте вы размашистыми сажёнками к песча…ой отмели где любо будет вам повалят…ся на горячем песке.

 

 

№ 2

 

Ранним утром

     1. Была (не)из…яснимая радость (не)понимаемая разве заядлым городским жителем пр…сыпат…ся ребенком в своей чисто прибра…ой уютной спал…енке в лег…нькой камыш…вой кровати на утре…ей з…ре от пастуш…го рожка. 2. Тума…ый полог за окном неожида…о падает и первый луч солнца через (не)плотно пр…творе…ые ставни золотит изра…цовую печь   свежевыкраше…ые полы недавно краше…ые стены обвеша…ные (не)пр…тязательными картинками на темы детских сказок в лакирова…ых рамках. 3. Низенький стари…ый домишк… с соломе…ой крышей беле…ый известью почти уходит в землю а над ним буйно цветет прекрасная рас?трепа…ая с…рень как бы торопясь своей (бело)лиловой роскош…ю прикрыть его убожество. 4. По деревя…ым ступенькам балкончика прогнивш…м от времени и качающ…мся под ногами сразу спуска…шься в заброше…ую купальню к расположе…ой близ дома вод…ной мельниц…

     5. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой но быстрой реч…нки образовав (не)широкий но глубокий затон. 6. В зеленоватой прозрачной воде (не)принужде…о плавают (на)перегонки стайки серебря…ой рыбешки и на старом (полу)разваливш…мся боч…нке у которого (не)хватает дна и (не)достает (не)скольких досок сидит какая(то) (презрительно)высокомерная земная л…гушка (не)приязне…о следя за (не)угомо…ыми солнечными зайчиками игравш…ми  на (пепельно)серых досках.

 

1.      Вставить и объяснить пропущенные орфограммы и пунктограммы.

2.      Выписать по 2 примера словосочетаний (управление, согласование, примыкание).

3.      Выписать номер(а) СП с сочинительной и подчинительной связью.

4.      Выписать номер(а) ССП.

5.      Выписать номер односоставного ПП, определить его вид.

6.      Выписать номер(а) ПП с обособленным определением.

7.      Выписать номер(а) ПП с обособленным обстоятельством.

 

 

№ 3

 

Осень в этом году была совсем (не)жда…ой. (Не)проше…ымгостем явился снеж…к и внезапно подкравшись темной безлу…ой ночью ударил в первых числах ноября сильный мороз. Отнюдь (не)глубокие реч…нки на бегу остановились и (не) замутне…ые серенькими долгими дождями и (не)пр…ютными ветрами глядели в озябшее небо ясными(пр…ясными) очами. Кое-где в лед…ом зеркальце в удивле…ом недоумени… проглядывали закраплё…ые в воду листочки упавшие накануне с еще (не) обл…тевших деревьев.

Сад быстро погружался в зимн… спячку и т…ропясь …бросить с себя свежезамороже…ую листву ра(с,сс)т…лал листве…ый ковер. Воздух был полон трепетного шелест как (будто) тысячи нарядных бабочек в…лись в нем. Под ногами сочно хрустела (не)коше…ая трава.

А во второй половине ноября выпал снег и за одну ночь прежний мир как (бы) и…чез вовсе под огромным белым покрывалом. Казалось вот явится сейчас (не)кто и начнет тв…рить все занов… на бе…конечной белой площадке.

Тв…ритьоднако н…чего не надо было. Давным(давно) сотв…ре…ый мир жил своей сложной и вечной жизнью.

 

 

1.      Вставить и графически объяснить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

2.      Выписать по 2 словосочетания (управление, согласование, примыкание).

3.      Определить способ образования выделенных слов.

4.      Подчеркнуть грамматические основы, определить вид сложных предложений.

5.      Выписать все местоимения, определить разряд.

6.      Определить все морфологические признаки слов тв…рить,  прежний, торопясь,(на) бегу.

7.      1. Вставить и объяснить орфограммы и знаки препинания.

2. Над словами с чередующимися гласными надписать чер.

3. Пронумеруйте предложения, укажите номера предложений с обособленными конструкциями, определите их вид.

 

                                                                 № 4.

 

Я поселился на берегу Оки и стал постепе(н,нн)о забывать городскую ц…в…лизацию шумные улицы и шо…е. Поэзия природы оч…ровала меня. Рыбаки любят встречать утре…юю з…рю и пров…жать вечерний закат  в эти часы рыба особе…о голодна и прожорл…ва хорошо клюёт. Проснувшись чуть свет едва могу разглядеть стрелки на ц…ферблат… наручных часов.

Ра…тилающ…яся над Окой пелена тумана предв…щает ясное утро. Самой реки (не) видно она лишь угадывается в (не)чётких очертаниях курчавых зар…слей пр…брежных ив. Летом рыба держ…тся ближе к берегу и хорошо слыш….т любой шум. Тихонько проб….раюсь сквозь пр….брежные кусты. Рукава и капюш….н куртки быстро нам….кают. Стараясь распол…житься поудобнее раскладываю на траве рыболовную утв…рь. Жёсткая трава прим…нается. Зачерпываю ведром воду для живцов (не)торопливо разматываю леску насаживаю на крюч…к червяка и забрасываю удочку. Попл…вок плавно л…жится на воду. (Не)ожида…о удилище гнётся леска натягивается струной. Я потянул (в)верх  из воды выск…чил полосатый окунёк. Низко над водой со звонким криком промчался зимородок  любитель рыбной диеты. Плавно опустившись на ветку ольхи скл…нившуюся к самому зеркалу реки он принялся подк…рауливать добычу. Увид…в рыбку  стремглав ринулся в воду, но (не)нырнул, а только слегка к…снулся её и быстро схватил клювом добычу. Пернатый рыболов с серебристой добычей в клюве сел на тонкий кончик моего бамбукового удилища с ловкостью ц…ркача подбросил рыбёшку (в)верх  открыл клюв проглотил её и вновь замер на месте. Голова и крылья у зимородка зелёные спина и хвост б…рюзовые грудь оранжевая клюв красный. Какой щеголь настоящий пижон!

Нач…нается утро. Восток заг…рается светом. На (ярко)розовом г…ризонте появляется край ра(с,сс)к…лённого обж…гающего диска и всё вокруг (не)надолго зам…рает. Ч…порные вод…(н,нн)ые лилии улыбаются солнечным лучам. Над водной р…вниной гоняясь друг за другом с лёгким шумом пикируют стрекозы. Всякий звук ш…рох или ш…пот только усиливает тишину утра. Но вот в кустах скл…нившихся над Окой, зазвенел утре…ий концерт укрывшихся в зелени пичуг. Пр…слушиваясь к гармоничному сочетанию их голосов я смотрел на реку.                    (По М. Ростовцеву.)

 

 

№ 5

 

Каме(н,нн)ые ступени скользкие от мелкого осе(н,нн)его дождя вели (в)низ в стиснутые высокими скалами ущелья. Одна из ближних к лес…нице скал округлая и тяжелая напом…нала силуэт доисторического животного складчатая спина которого была покрыта как шерстью пучками увя…шей травы. Только что мы пр…бывали в ц…вилизованном мире высотных зданий автобусов и тро(л,лл)ейбусов переполне(н,нн)ых сп…шащими людьми моще(н,нн)ых и асфальтирова(н,нн)ых улиц и площадей  в мире гиган…ских сооружений и (не)скончаемых реклам. Но стоило перебраться через большой (не)подвижный водоем как мы нежда(н,нн)о-негада(н,нн)о очутились в царстве  (не)живой природы. Как н… странно эта жизнь казалась реальной, а та отдале(н,нн)ая тонкой сеткой дождя сквозь которую просвечивали контуры совреме(н,нн)ых катакомб представлялась нав…ждением. И вот мы пр…к…саемся к древности искус(?)но созда(н,нн)ой и охраняемой учеными-экологами. Мы пр…остановились у безлюдного берега озера любуясь открывшимся пейзажем серебря(н,нн)ой ниткой прорезал гряду ручей чуть-чуть пожухлая зелень трав обв…ла кусты ольшаников созд…вая живописный рисунок. Обл…тающие березы (вечно)зеленые кустарники ц…пляющиеся за скалы  все это образовывало (не)повторимый ландшафт.

Мы стали проб…раться (в)глубь те…итории как вдруг услышали около поляны детские голоса. Пост…ронившись мы пропустили (не)большой отряд ребятишек в (не)пром…каемых курточках и вяза(н,нн)ых из разноцветных ниточек шапочках. Впереди шагал улыбч…вый весну…атый мальч…нка державший разв…вающийся флаг на (бледно)голубом полотнищ… которого были нарисова(н,нн)ы  диков…(н,нн)ые рогатые жуки-олени. Флажки (по)меньше (то)же с изображением насекомых несли другие дети. Мы ра(с,сс)просили руководителя (из)дали наблюдавшего за ребятами о цели  их путешествия. Он объяснил нам что эти дети  ю(н,нн)аты и что все члены общества охраны природы пр…водят  сюда своих подшефных школьников чтобы с детства привить им любовь к природе. По пр…бытии… в город мы не захотели идти н… в театр н… в кино потому что (н…)что другое  кроме встречи  с живым чудом  не вл…кло нас.

 

Задания

1.      Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, графически объяснить.

2.      Выписать и разобрать по 2 словосочетания (согласование, управление, примыкание).

3.      Выписать 2 производных предлога, 2 определительных местоимения.

4.      Выписать по 3 прилагательных (качественное, относительное).

5.      Выпишите приложения вместе с определяемым словом.

6.      Определите способ образования слов доисторического, перебраться, сквозь,   охраняемой, любуясь, впереди, изображение, охрана.

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка 11 класс «Порядок слов в предложении.

Инверсия». (Подготовка к ЕГЭ) | План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме:

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: Порядок слов в предложении. Инверсия.

(Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:

— обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;

-развить навык логического чтения; развить умения связно излагать мысли, развить умение использовать знания по синтаксису для выполнения заданий ЕГЭ;

– воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи.

Тип урока: обобщение, повторение и систематизация изученного

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, доска.

Ход урока

1.Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке обратимся к разделу языкознания, изучающему строение и значение словосочетаний и предложений, поскольку эта тема входит в одно из заданий Единого Государственного Экзамена. При анализе результатов пробного ЕГЭ, который вы сдавали в октябре месяце, оказалось , что этой темой вы не владеете в полной мере, что не дает вам возможности успешно выполнять предлагаемые на ЕГЭ в части А задания.

2.Синтаксическая разминка.

Не, посадил, старика, на, осла, он.

– Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы.

Например, Можно: «Он не осла посадил на старика» (изменен только порядок слов). «Он не посадил старика на осла».  Нельзя: «Он старика посадил на осла не» (в русском языке отрицательная частица не может быть последним словом в предложении). Нельзя: «Он не посадит осла на старика» (изменена форма глагола).

   3. Актуализация знаний

  1. Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? (В русском предложении порядок слов считается свободным.)
  2. Какие изменения влечет перестановка членов предложения? (Всякая перестановка членов предложения связана с большим или меньшим изменением его значения или стилистических оттенков высказывания. )
  3. Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов? (Синтаксическую и стилистическую. Порядок слов зависит от цели высказывания.)

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

  1. Вспомните, какие  ошибки можно допустить при построении предложений?

Классификация ошибок (Презентация)

  1. Ошибки в предложениях с однородными членами

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи

Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины

По улице шли солдаты

Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами

Демонстранты шли с плакатами

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов

Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а

также учащиеся девятых классов

Хорошо отвечали на экзамене как

одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых

классов

Пропуск предлога

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах

Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном

зависимом слове

Во время войны народ надеялся и верил в победу

Во время войны народ надеялся (на кого? на что?)

на победу и верил ( в кого? во что?) в неё

Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять

Мы любим футбол и стрельбу

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)

2. Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Разрыв причастного оборота с

определяемым словом

Приготовленные оладьи мамой были

необыкновенно вкусны

Оладьи, приготовленные мамой, были

необыкновенно вкусны.

Приготовленные мамой оладьи были

необыкновенно вкусны

Нарушение согласования причастия с

определяемым словом

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем

Замена страдательных причастий

действительными

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений

Нарушение однородности

синтаксических элементов

предложения

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов

Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас

3. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность

восприятия

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с

трудом взбирались по горной тропе

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе

Нарушение грамматической формы

союзного слова в придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми

служили в армии

Весной вернулись в село юноши, которые

служили в армии

4.Ошибки в употреблении предлогов

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Ошибки в употреблении предлогов  благодаря, согласно, вопреки

Благодаря доктора больной поправился.

Поезд прибыл согласно расписания.

Вопреки прогноза погода была прекрасной.

Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки

(чему?) прогнозУ погода была прекрасной

Предлоги благодаря, согласно, вопреки  (кому? чему?) управляют Д.п.

Ошибки в употреблении предлога «по»

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п.

Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п.

Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд

уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

5. Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

6. Деепричастные обороты: А) Получив игрушку, ребенок успокоился. Б) Ребенок, получив игрушку, успокоился. В) Ребенок успокоился, получив игрушку. – Сильнее всего причина выражена в 1-м примере, слабее – в последнем.

7.Неоправданная инверсия

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неоправданная инверсия

Глаза его прикрывали стёкла очков

Стёкла очков прикрывали его глаза

8.  Прямой порядок слов: 

1) подлежащее предшествует сказуемому (Дождь идёт)

2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)

3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)

4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья)

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)

9. Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения:

Например,

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин.) Чуден Днепр при тихой погоде… (Н. Гоголь.) С радостью принял он эту весть.

4.Совершенствование и формирование умений и навыков.

  1. Назовите сферу употребления предложений с прямым и обратным  порядком слов. (Прямой порядок характерен для речи научной и публицистической, обратный чаще используется в речи разговорной и в произведениях художественной литературы.)

Обратимся к предложениям (предложения взяты из сборника ЕГЭ по русскому языку) и постараемся выполнить к ним задания.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде  и  подчеркните главные члены предложения.

 1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины.

 2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит.

 3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах.

 4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться.

 5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей.

 6. Перед нами пример людей того времени высшего света.

 7. Атлантида – давно погибшая цивилизация из-за гордыни.

Упражнение (устно). Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст?

          Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

          Листья пожелтелые по ветру летят,

          Лишь вдали красуются, там на дне долин,

          Кисти ярко-красные вянущих рябин.

  1. Постарайтесь выбрать такую интонацию при чтении, которая соответствовала бы содержанию, ритму и форме стихотворения.
  2. Отчего зависит выбор интонации?
  3. Определите, прямой или обратный порядок слов использует автор в произведении
  4. С какой целью использует  автор в описании осенней природы инверсию?

5.Закрепление.

В качестве тренировочного упражнения воспользуемся тестовым заданием, которое поможет определить уровень подготовки к ЕГЭ по теме «Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение»

Тест по теме: «Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение»

1. В каком предложении нарушен порядок слов?

А) Облака надвигались друг на друга.

Б) Он очень выразительно читает стихи.

В) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это очень важно в процессе обучения.

Г) В последнее время появилось много новых аббревиатур.

2. В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла?

А) По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу.

Б) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, польском и других языках.

В) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России.

Г) В августе в конференц-зале пройдет встреча писателя с почитателями его таланта.

3. Найдите предложения с инверсией  определения.

А) За далекими буграми волчица перешла на шаг и поползла.

Б) Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.

В) Но дождик в этот раз меня не послушался.

Г) Глинистая почва только кое-где покрыта сизоватой полынкой.

4. Найдите предложения с инверсией сказуемого.

А) Все последние дни мама волновалась.

Б) Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля.

В) Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев.

Г) Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьев.

5. Найдите предложения с инверсией сказуемого и определения.

А) Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Б) Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку.

В) Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом.

Г) Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

КЛЮЧ: 1. — Г)  2. — Б)  3. — Б)  4. — В)  5. – Б,Г)

6.Подведение итогов урока. Оценки.

  1. Какую роль выполняет порядок слов в предложении?
  2. Какую стилистическую функцию выполняет обратный порядок слов?

7. Домашнее задание: задания А6 из сборника ЕГЭ (варианты 1-5)

8. Рефлексия:

Этот урок помог (не помог) мне …

китайских военных кораблей, российские бомбардировщики действуют вблизи Японии

В понедельник в 20:00 судно-разведчик ПЛАН класса Dongdiao с бортовым номером 796 было замечено идущим на юго-восток в районе 140 км к западу от острова Кутиноэрабу, который находится в 130 км к югу от Кюсю, согласно пресс-релизу, опубликованному в среду Объединенный штаб министерства обороны Японии. Дундяо 796 затем отплыл на юго-запад по западной стороне островов Нансей. Во вторник корабль-разведчик направился на юго-восток через пролив Мияко в Тихий океан. Быстроходный ударный корабль Морских сил самообороны Японии JS Otaka (PG-826) и корабль пополнения JS Mashu (AOE-425), а также морской патрульный самолет JMSDF P-1 (MPA) 1-го авиакрыла флота дислоцированный на базе JMSDF Kanoya A JS Mashu (AOE-425), Кюсю, и P-3C Orion MPA JMSDF из 5-го авиакрыла флота, дислоцированный на авиабазе Наха, Окинава, наблюдали за кораблем ПЛАН.

Между тем, во вторник в 22:00 эсминец PLAN класса Renhai, эсминец класса Luyang III и корабль снабжения класса Fuchi были замечены плывущими на юго-восток в районе в 90 км к западу от островов Данджо в Восточно-Китайском море. Согласно второму пресс-релизу, опубликованному в среду. Представленные изображения и номера корпусов идентифицировали корабли как эсминцы CNS Lhasa (102) и CNS Kaifeng (124), а также корабль пополнения CNS Taihu (889). ВМС США и НАТО классифицируют класс Renhai как крейсеры, а не как эсминцы, из-за его многозадачности и возможностей управления флагом. В сообщении говорится, что в среду надводная боевая группа PLAN прошла через пролив Осуми в Тихий океан. Многоцелевой корабль поддержки JS Amakusa (AMS-4303) вместе с JMSDF P-1 MPA 1-го авиакрыла JMSDF, базирующегося в JMSDF Каноя, и 4-го авиакрыла флота, базирующегося на авиабазе ВМС Ацуги, Хонсю, сопровождали надводную группу ПЛАН во время ее рейса.

В четверг в 5 часов утра эсминец ПЛАН типа «Современный» был замечен идущим на юго-восток в районе 140 километров к северо-западу от острова Мияко, согласно пресс-релизу JSO, выпущенному в тот день. Номер корпуса и предоставленное изображение идентифицируют эсминец как CNS Taizhou (138). Затем эсминец ПЛАН направился на юго-восток через пролив Мияко с Mashu и JMSDF P-3C Orion из 5-го авиакрыла флота наблюдают.

В среду утром два российских бомбардировщика Ту-95 и два российских истребителя пролетели на юг над Японским морем в направлении воздушного пространства Японии, после чего изменили курс у полуострова Ното, Хонсю, и направились на север в сторону России, говорится в сообщении JSO, опубликованном Четверг. Силы самообороны Японии поднялись в воздух в ответ. В среду Минобороны России распространило сообщение, в котором говорится, что два бомбардировщика Ту-95СМ совершили 7-часовой полет над Японским морем в нейтральных водах, а истребители ВВС России Су-30СМ и Су-35С обеспечивали сопровождение бомбардировщиков. Полеты выполнялись в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, сообщили в Минобороны России.

Тем временем JASDF официально разместили свою разведывательную эскадрилью на авиабазе Мисава. Эскадрилья будет управлять разведывательным беспилотником RQ-4B Global Hawk. Япония заказала 3 RQ-4B, один из которых был доставлен 12 марта 2022 года. В понедельник амфибийный транспортный док USS Anchorage (LPD-23) прибыл в Сурабаю, Индонезия, для запланированного визита в порт, прежде чем принять участие в совместных учениях по подготовке и обучению на плаву (CARAT)/морских учениях (MAREX) Индонезия 2022 с ВМС Индонезии. и Корпус морской пехоты, согласно пресс-релизу ВМС США, опубликованному в тот же день. Anchorage является частью группы готовности к десантированию на острове Макин вместе с десантным кораблем USS Makin Island (LHD-8) и USS John P. Murtha (LPD-26) с 13-м экспедиционным отрядом морской пехоты. John P. Murtha покинул Гуам в субботу после визита в порт, говорится в другом сообщении ВМС.

В Новой Зеландии во вторник первый из четырех самолетов P-8A Poseidon, заказанных Новой Зеландией, прибыл домой на базу Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) в Охакеа, Северный остров. P-8A заменит P-3K2 Orion, и они будут эксплуатироваться Силами обороны Новой Зеландии.

«Возможности самолета будут поддерживать несколько государственных учреждений, включая Таможенную службу Новой Зеландии, Министерство сырьевых отраслей и Министерство иностранных дел и торговли», — говорится в сообщении министерства обороны Новой Зеландии.

Остальные три самолета будут доставлены к середине 2023 года, поскольку Новая Зеландия реализует инфраструктурную инициативу стоимостью 250 миллионов новозеландских долларов для эксплуатации и обслуживания P-8A. Эти инфраструктурные усилия включают «два ангара, техническое обслуживание и склад запасных частей, управление 5-й эскадрильей, операционный центр и современное учебное крыло», говорится в сообщении.

По данным Министерства обороны, из-за проблем с цепочкой поставок работы по инфраструктуре завершатся в следующем году, а «специальная отделка» завершится в 2024 году.

Ключевые слова статьи: 13-я экспедиционная группа морской пехоты, Китай, CNS Kaifend (124), CNS Lhasa (102), Морские силы самообороны Японии, JS Amakusa (AMS-4303), JS Mashu (AOE-425), Makin Island ARG , Россия, USS Anchorage (LPD-23), USS John P. Murtha (LPD-26), USS Makin Island (LHD-8)

Категории: Китай, Иностранные силы, Россия, Надводные силы, Корпус морской пехоты США, ВМС США

NCERT Solutions class-11 Математические упражнения 11.3

CBSE, NCERT, JEE Main, NEET-UG, NDA, экзаменационные документы, банк вопросов, решения NCERT, образцы, заметки о пересмотре, бесплатные видео, тесты MCQ и многое другое.

Установить сейчас

 

Упражнение 11.3

В каждом из упражнений с 1 по 9, найти координаты фокусов, вершин, длину большой оси, малой оси, эксцентриситет и длину широкой прямой кишки эллипса.

1.

Ответ. Дано: Уравнение эллипса:

36> 16

Теперь =

Координаты фокусов

Координаты версий

Длина основной оси = =

Длина минорной Асисис = =

Эксцентриситет

Длина широкой прямой кишки =


2.

Ответ. Дано: Уравнение эллипса:

25> 4

Теперь =

Координаты фокусов

Координат версий по вершинам

Длина основной оси = =

длины минорной аксис = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =.

Эксцентриситет

Длина широкой прямой кишки =


3.

Ответ. Дано: Уравнение эллипса:

16>

Теперь =

Координаты фокусов

Координат версий по вершинам

Длина основной оси = =

длины минорной аксис = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =.

Эксцентриситет

Длина широкой прямой кишки =


4.

Анс. Дано: Уравнение эллипса:

100 > 25

Now =

Coordinates of foci are

Coordinates of vertices are

Length of major axis = =

Length of minor axis = =

Eccentricity

Length of latus rectum =


5.

Ответ. Дано: Уравнение эллипса:

49 > 36

Теперь =

Координаты фокусов

Координаты вершин:

Длина основной оси = =

Длина незначительной оси = =

Эксцентричный. Дано: Уравнение эллипса:

400> 100

Теперь =

Координаты фокусов

Координаты версий

Длина основного оси = = 9.0003

Длина малой оси = =

Эксцентриситет

Длина широкой прямой кишки =


7.

Ответ. Дано: Уравнение эллипса:

36> 4

Теперь =

Координаты фокусов

Координаты из просмот малая ось = =

Эксцентриситет

Длина широкой прямой кишки =


8.

Ответ. Дано: Уравнение эллипса:

16> 1

Теперь =

Координаты фокусов

Координаты из проведений

Длина Аксиса =

. малая ось = =

Эксцентриситет

Длина широкой прямой кишки =


9.

Ответ. Дано: Уравнение эллипса:

9> 4

Теперь =

Координаты фокусов

Координаты из просмот малая ось = =

Эксцентриситет

Длина широкой прямой кишки =


В каждом из Упражнений с 10 по 20 найдите уравнение эллипса, удовлетворяющее заданным условиям:

10. Вершины Фокусы

Ответ. Поскольку фокусы лежат на оси, поэтому уравнение эллипса составляет

В настоящее время вершины

и фокусы

Таким образом, требуемое уравнение ellipse.


11. Вершины Фокусы

Ответ. Поскольку фокусы лежат на оси, уравнение эллипса равно

Теперь Вершины

И Фокусы

Следовательно, искомое уравнение lipse,lipse,

.


12. Вершины Фокусы

Ответ. Так как фокусы лежат на оси, то уравнение эллипса

Вершины

И Фокусы

Таким образом, требуемое уравнение эллипса .


13. Концы большой оси Концы малой оси

Ответ. Концы большой оси лежат на оси, поэтому уравнение эллипса

Теперь Концы большой оси

И Концы малой оси

Следовательно, искомое уравнение эллипса.


14. Концы большой оси концы малой оси

Ответ. Концы большой оси лежат на оси, поэтому уравнение эллипса

Теперь Концы большой оси

И Концы малой оси

Следовательно, искомое уравнение эллипса.


15. Длина большой оси 26, фокусы

Ответ. Поскольку фокусы лежат на оси, уравнение эллипса равно

Длина большой оси =

Фокусы =

Следовательно, требуемое уравнение эллипса .


16. Длина малой оси 16, фокусы

Ответ. Поскольку фокусы лежат на оси, поэтому уравнение эллипса

Длина большой оси =

Фокусы =

Следовательно, искомое уравнение lipse, lipse,

.


17. Очаги

Ответ. Поскольку фокусы лежат на оси, поэтому уравнение эллипса

Фокусы =

Следовательно, искомое уравнение эллипса .


18. центр происхождения; фокусы ось

Ответ. Так как фокусы лежат на оси, то уравнение эллипса

Следовательно, требуемое уравнение эллипса .

Добавить комментарий