Поиск материала «История России, 10 класс, Часть 2, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016» для чтения, скачивания и покупки
Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.
Search results:
- История России. 10 класс. В 3 частях — Горинов М.М., Данилов…
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.
11klasov. net
- Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 2
Учебник для общеобразовательных организаций Под редакцией академика РАН А. В. Торкунова В трёх частях Часть 2 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2016 УДК 373.167.1:94(470) ББК бЗ.З(2)я72 И90 Авторы: М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, И. С. Семененко, А. Я. Токарева, В. Н. Хаустов, О. В. Хлевнюк, В.
История России. 10 класс. Учеб, для общеобразоват. орга-И90 низаций. В 3 ч. Ч. 2 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]; под ред. А. В. Торкунова.
uchebnik-skachatj-besplatno.com
-
Купить эту книгу
- Канцтовары
Канцтовары: бумага, ручки, карандаши, тетради. Ранцы, рюкзаки, сумки. И многое другое.
my-shop.ru
- Скачать бесплатно История России. 10 класс. 2 часть — Горинов…
10 класс. 2 часть — Горинов М.М., Данилов А.А. и др. cкачать в PDF. Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.
fizikadlyvas.net
- История России 10 класс Горинов Данилов часть 2
Главная Учебники 10 класс История России 10 класс Горинов Данилов часть 2.
Вторая часть учебника освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире.
znayka.win
- По просьбам некоторых из вас, выкладываю УЧЕБНИКИ под ред….
Здесь прикреплены учебники за 10 класс. Последние записи: Один из неплохих справочников для подготовки. Снова здравствуйте, дорогие друзья! Подборка конспектов по Великим реформам Александра.. Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 1.pdf. Оксана, дело в том, что вконтакте очень быстро блокирует некоторые файлы, поэтому, важно успеть скачать. Постараюсь завтра продублировать эти учебники в другом месте. Нравится Показать список оценивших.
vk.com
- Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 2
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ .
Учебник для общеобразовательных организаций Под редакцией академика РАН А. В. Торкунова В трёх частях Часть 2 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2016 УДК 373.167.1:94(470) ББК бЗ.З(2)я72 И90 Авторы: М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, И. С. Семененко, А. Я. Токарева, В. Н. Хаустов, О. В. Хлевнюк, В.
- Учебник Торкунов 2 часть история России 10 класс 2016 онлайн
Автор: А. В. Торкунов Предмет (категория): История России 2 часть Класс: 10 Читать онлайн: Да Скачать бесплатно: Да Формат книги: jpg Размер книги/ГДЗ: 28,4.
Читать онлайн или скачать учебник по истории России 2 часть под редакцией Торкунова 2016 года
gdz-online.ws
- Горинов, Данилов учебник 2 часть 10 класс история России 2016
Автор: А. А. Данилов, М. М. Горинов Предмет (категория): История России 2 часть Класс: 10 Читать онлайн: Да Скачать бесплатно: Да Формат книги: jpg Размер.
Читать онлайн или скачать учебник 2 часть для 10 класса по истории России Данилова, Горинова 2016 года
gdz-online.ws
- История России, 10 класс, Часть 1-3, Торкунов А.В., Горинов. ..
результатом изучения курса является формирование у учащихся российской гражданской. идентичности и патриотизма. История России, 9 класс, Часть 1-2, Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я., 2016. (Скачать электронный вариант учебники.
Этому способствуют разноуровневые вопросы и. задания, отрывки из исторических источников, темы для проектов, творческих работ и др. История России, 10 класс, Часть 1-3, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016.
vagu-m-v.narod.ru - История России 10 класс Горинов Данилов часть 2
Вторая часть учебника освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Пример из учебника. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны.
uchebniksonline.ru
- Читать Учебник Торкунов 2 часть история России 10 класс 2016…
Главная GdzCrab.com › История › 10 класс история учебники, книги онлайн скачать › Читать Учебник Торкунов 2 часть
Горинов, Данилов учебник 3 часть 10 класс история России 2016. Волобуев, Карпачев учебник 10 класс история России начало 20-начало 21 века 2016.
gdzcrab.com
- История России. 10 класс. В 3 ч. Горинов М.М., Данилов…
В 3 ч. Горинов М.М., Данилов А.А. и др. М.: 2016. — Ч.1 — 175с., Ч.2 — 176с., Ч.3 — 160с. Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.
www.at.alleng.org
- История России. 10 класс (2020) — [М. М. Горинов…]
«История России. 10 класс» — [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под редакцией А. В. Торкунова. Издано: (2020). Читать онлайн. Адрес библиотеки с ближайшим печатным изданием RusNeb.ru.
rusneb.ru
- Скачать бесплатно История России. 10 класс. 1 часть — Горинов…
10 класс. 1 часть — Горинов М.М., Данилов А.
А. и др. cкачать в PDF. Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.fizikadlyvas.net
- Читать онлайн учебник по истории России за 10 класс Горинов…
Читать онлайн учебник по истории России за 10 класс Горинов Данилов часть 2. В данной книге содержится бесплатный учебный материал, необходимый для изучения предмета в школе. Для просмотра нажмите по нужным номерам страниц.
uchebnik-i-tetrad.com
- Горинов М. М.: Учебник по истории России — 10 класс — Часть 2
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.
trojden.com
- Скачать бесплатно История России. 10 класс. 3 часть — Горинов…
10 класс. 3 часть — Горинов М.М., Данилов А.А. и др. cкачать в PDF. Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.
fizikadlyvas.net
- История России. 10 класс [Текст] : учебник для… — Search RSL
…А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под редакцией академика РАН А. В. Торкунова.
организаций : в трёх частях / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под редакцией
773. 18 $7 nnam $g Ч. 3 $t История России. 10 класс [Текст] : учебник для…
search.rsl.ru
- Учебник по истории 10 класс Горинов Данилов часть 2 читать…
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории за 10 класс — Горинов Данилов часть 2. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
uchebnik-tetrad.com
- Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 3
— Учебник ДЛЯ общеобразовательных организаций Под редакцией академика РАН А. В. Торкунова В трёх частях Часть 3 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2016 УДК 373.164.1:94(470) ББК 63.3(2)я72 И90 Авторы: М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, И. С. Семененко, А. Я. Токарева, В. Н. Хаустов, О. В. Хлевнюк, В.
10 класс. Учеб, для общеобразоват. органи-И90 заций. В 3 ч. Ч. 3 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под ред. А. В. Торкунова.
uchebnik-skachatj-besplatno. com
- 1-11klasses История России. 10 класс. 2 часть — Горинов…
2 часть — Горинов М.М., Данилов А.А. и др. cкачать в PDF. Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире.
1-11klasses.ru
- История России. 10 класс Текст : учебник для…
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн в Электронном Читальном Зале (ЭЧЗ) книгу «История России. 10 класс Текст : учебник для общеобразовательных организаций : базовый и углубленный уровни : в трёх частях / М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. ; под редакцией А. В. Торкунова Ч. 3». Книга была издана в 2019 году.
rusneb.ru
- Онлайн Учебник История России 10 класс Горинов Данилов…
Чтобы читать и смотреть Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 2, нажмите на нужные страницы. Появятся изображения с бесплатными учебными материалами.
rabochaya-tetrad-i-uchebnik.com
- программа по истории России 10 класс | Рабочая программа по…
История России, 10 класс, Часть 1-3, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016. Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала. XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного.
Главным результатом изучения курса должно. стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает. линию учебников по отечественной истории.
nsportal.ru
- История России. 10 класс. В 3 частях — Горинов М.М., Данилов…
В 3 частях — Горинов М.М., Данилов А.А. и др. скачать бесплатно в формате PDF.
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире.
school-textbook.com
- Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть. ..
Готовься к домашней работе, читая — Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 2. Пригодится тем, кто потерял свою книгу.
Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 2 — читать онлайн. Данная книга является ознакомительной и пригодится для самостоятельного обучения. Просматривай нужные номера страниц и получай школьные знания бесплатно.
uchebniki-rabochie-tetradi.com
- История. 10 класс. История России 1914-1945 гг. Базовый…
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 по 1945 г. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано развитие России, ее роль в мире.
Автор: Горинов М.М., Хлевнюк О.В., Моруков М.Ю., Торкунов А.В., Данилов А. А., Косулина Л.Г. Год издания: 2021. Доступно 200 шт.
fkniga.ru
- История России 10 класс Горинов Данилов часть 1
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.
znayka.win
- История России 10 класс Горинов Данилов часть 3
Третья часть учебника освещает ключевые вопросы истории России с учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире.
Повседневная и духовная жизнь 86 § 52. Внешняя политика России в начале XXI в 92 § 53. Россия в 2008—2014 гг 97 Темы проектов 110 Словарь персоналий 112 Словарь понятий 135 Источники по истории России XX в 153 Список литературы 155 Список интернет-ресурсов 157.
znayka.win
- Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть…
Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 2 — эту электронную книгу можно бесплатно читать онлайн, просто выбери номер страницы.
На сайте Учебник-рабочая-тетрадь.ком вы найдете электронные книги 2014, 2015, 2016, 2017 года ФГОС. Их нельзя скачать (в формате pdf), зато можно бесплатно смотреть задания (упражнения, задачи, тесты с вариантами, контрольные, лабораторные и проверочные работы) для подготовки к ВПР, КДР, экзаменам ГИА, ОГЭ, ЕГЭ — нажмите на № номер страницы.
uchebnik-rabochaya-tetrad. com
- Данилов, Горинов, Моруков: История России. 10 класс. Учебник.
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта.
Учебник соответствует Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.
www.labirint.ru
- История России 10 класс Горинов Данилов часть 3
Читать учебники онлайн, в электронном виде по классам, предметам. Школьные учебники, рабочие тетради, пособия с 1 по 11 класс. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, ВПР, контрольным работам, скачать школьные учебники.
Третья часть учебника освещает ключевые вопросы истории России с учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма.
uchebniksonline.ru
На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «История России, 10 класс, Часть 2, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016»
Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.
Нашлось 44 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).
Дата генерации страницы:
Атлас История России 10 класс Вершинин АА Данилов АА
Подбор
Автор
— Все — АлексеевАлексееваБанниковБахчиеваВедюшкинВершининВолобуевГомулинаГригорьеваГрикоДаниловДзензеряДзидзигуриДомогацкихДроновДроноваДрубачевскаяДушинаЕсиповаЗаяцИльинаКарташеваКозаренкоКолпаковКотлярКрыловаКузнецовКурбскийКурукинЛазареваЛаппоЛетягинЛобжанидзеЛукинЛяпустинМалаховскийМартыноваМатвеевМатиенкоМерзликинНикишинПетроваПриваловскийПчеловПятунинРаковскаяРумянцевРумянцеваСавельеваТаможняяТоркуновТоропФетисовХитровХолинаЧерныхЧугунова000000310:10000000310:11000000310:15000000310:167~000000311:19~000000218:475
Издательства
— Все — АСТАСТ АстрельАСТ-ПРЕССАСТ-ПРЕСС ШКОЛАБиномВентана-ГрафДрофаНовосибирская картографическая фабрикаОмская картографическая фабрикаПросвещениеРусское словоРусское слово-УчебникЭкзамен100200
Tags
— Все — ECSMOIQ игры для малышейMarvelOnline бестселлер_РазвивайкаАгата КристиАзбука науки для юных гениевАкция Гарри ПоттерАкция Книги для родителейАлександр ПушкинАнатолий НекрасовАппликацияАтлас мира для детейАтласы мира для детейБиблиотека вундеркиндаБиблия для детейБиографииБольшая иллюстрированная серияБольшая Российская энциклопедияБорис АкунинБризВеселый и полезный досугВнеклассное чтениеВолшебник Изумрудного городаВопросы и ответыВредная девочкаВселенная Метро 2033Выгодная ценаГарри ПоттерГерберт УэллсГотовимся к школеГравити ФолзДетективДетская библиотекаДетская энциклопедия РОСМЭНДетские приключенияДетский детективДетский досугДжим КейДжоан РоулингДидактический материалДидактическое пособиеДобрые истории о зверятахДоктор КомаровскийДом занимательной наукиДошкольные прописиЕГЭ 2020Екатерина ВильмонтЖизнь замечательных детейЖюль ВернЗагадкиЗарубежная классикаЗарубежное фэнтезиЗнаменитая пятеркаИграем в театрИгровой наборИгры в дорогуИллюстрированный справочникИнтеллектуальный бестселлерИрвин УэлшИстории на вечерКак объяснить ребенкуКарточкиКассандра КлэрКлассикаКнига с мобильным приложениемКниги месяца МайКнижки с пазламиКот по имени БобКулинарияЛетнее чтениеЛогопедияЛюдмила ПетрановскаяМакс ФрайМалышамМарвелМарк ТвенМатематика до школыМать и дитяМать и дитя\\Методика Шамиля АхмадуллинаМир в картинкахМир ЭквестрииМировая классикаМистикаМихаил ЛитвакМузыкальная книгаМузыкальные книгиМягкие книжкиНаклейкиНародные промыслыНика НабоковаО бабочкахО динозаврахО животныхО ЗемлеО кораблеО космосеО насекомыхО пиратахО птицахО РоссииО спортеО техникеО человекеОГЭ 2020Олимиады Орг БелицкаяОлимпиады Начальная школаОранжевый гидОрхан ПамукОт года до трехОт рождения до школыОткрытияПазлыПарциальная программаПервые шагиПерельман: занимательная наука в иллюстрацияхПланшетПланшетыПМК Мозаичный паркПодарочное изданиеПодводный мирПопулярная наукаПравильные книгиПриключенияПриключения лесных жителейПрикольный детективПрописиПрописи для дошкольниковПростая наука для детейПроф-пресс_ Хочу знатьПутеводителиПутеводительПять юных сыщиков и пес-детективРабота с пластилиномРавивайкаРазвивайкаРазвивающая игра для малышейРазививайкаРами БлектРанний возрастРаскраскаРаскраскиРассказыРелигия ИсламРисованиеРобинсРоманСамовар_ Для самых маленькихСверхъестественноеСекретная семеркаСемьеведениеСентиментальная прозаСерия Main StreetСерия PocketBookСерия Азбука-классикаСерия Айрис пресс Справочник в таблицахСерия Коты-ВоителиСерия Любимые книги детства с иллюстрациямиСерия Магия утраСерия Научпоп для всехСерия Умный тренингСерия Читаем самиСерия Чтение — лучшее учениеСерия Яркая ленточкаСидим домаСистема ЗанковаСказкиСказки АндерсенаСказки от слёзСкахкиСквозь пространство и времяСмотри и читайСовременная прозаСредиземьеСталик ХанкишиевСтивен КингСтивен ХокингСтихиСтрана приключенийСутеев В_Г_Татьяна УстиноваТерапевтические сказкиТерри ПратчеттТренажер интеллекта для детейУжасыФантастикаФранц КафкаФэнтезиХаруки МуракамиХокинг детямХрестоматияЧебурашка и крокодил ГенаЧитаем самиЧП экспо 2020Чтение по слогамШахматыШекспирШкола семи гномовЩенячий патрульЭдуард УспенскийЭкологияЭксклюзив_ Русская классикаЭксклюзивная классикаЭксклюзивная новая классикаэксмоЭльчин СафарлиЭмми и свинка-единорогЭнид БлайтонЭнциклопедии с дополненной реальностьюЭнциклопедия 100 фактовЭнциклопедия в картинкахЭнциклопедия для девочекЭнциклопедия для детейЭнциклопедия для дошкольниковЭнциклопедия для малышейЭнциклопедия для мальчиковЭнциклопедия для младшего школьного возрастаЭнциклопедия для среднего школьного возрастаЭнциклопедия для старшего школьного возрастаЭнциклопедия Елены УльевойЭнциклопедия с магнитамиЭнциклопедия с развивающими заданиямиЭрих Мария РемаркЮный экологЯков Перельман
240
Артикул:
H00000760103
Есть в наличии
267
Скидки от 10% до 25%
Цена действует только при заказе через интернет магазин!
Кол-во товара
В корзину! Перейти в корзину
Избранное Удалить
В избранное!
Сравнить Удалить
Добавить к сравнению
Система скидок при заказе с сайта | ||
Сумма заказа | Скидка | Цена товара |
до 5000 р. | 10% | 240 |
от 5000 р. | 15% | 227 |
от 10000 р. | 20% | 214 |
от 15000 р. | 25% | 200 |
- Переплет: мягкий
- Предмет: История
- Автор: Вершинин
- Класс: 10 класс
- Год выпуска: 2021
- УМК/Линия Учебников: 5 класс
- Тип литературы: Учебное пособие
- Уровень образования: Среднее полное образование 10-11 класс
- ISBN: 5-09-077492-5
- Издательство: Просвещение
- Относится к УМК: История
- В наличии: в
2 магазинах
Название магазина и адрес | Время работы магазинов | Остаток | ||
---|---|---|---|---|
Учебно-методический центр «Эдвис» г. Уфа, ул.50 лет СССР, 12 8 (347) 282-52-01 | Пн-Сб: 09:00-20:00 Вс: 09:00-19:00 | Много | ||
Склад Черниковка г. Уфа, Индустриальное шоссе, 2 | Много |
ГДЗ по истории России 10 кл. Горинов, Торкунов, Данилов, части 1-3
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄
История России 10 кл. Части 1-3Ниже расположены параграфы-ссылки, при нажатии на них откроются готовые ответы на вопросы к параграфам. Параграфы постепенно будут добавляться.
Глава I. Россия в годы «великих потрясений»
§ 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны
§ 2. Российская империя в Первой мировой войне
§ 3. Великая российская революция: Февраль 1917 г.
§ 4. Великая российская революция: Октябрь 1917 г.
§ 5. Первые революционные преобразования большевиков
§ 6. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм
§ 7. Гражданская война
• Революция и Гражданская война на национальных окраинах. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§ 8. Идеология и культура периода Гражданской войны
Глава II. Советский Союз в 1920—1930-х гг
§ 9. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу
§ 10. Экономика нэпа
§ 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг
§ 12. Политическое развитие в 1920-е гг
§ 13. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг
§ 14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
§ 15. «Великий перелом». Индустриализация
§ 16. Коллективизация сельского хозяйства
§ 17. Политическая система СССР в 1930-е гг
• Советская национальная политика в 1930-е гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§ 18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг
§ 19. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг
Глава III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
§ 20. СССР накануне Великой Отечественной войны
§ 21. Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.)
§ 22. Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома
§ 23. Человек и война: единство фронта и тыла
§ 24. Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.)
Народы СССР в борьбе с фашизмом. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§ 25. Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны
§ 25. Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (издание 2016 года)
Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг
§ 26. Место и роль СССР в послевоенном мире
§ 27. Восстановление и развитие экономики
§ 28. Изменения в политической системе в послевоенные годы
§ 29. Идеология, наука и культура в послевоенные годы
Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§ 30. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»
Послевоенная повседневность. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§ 31. Смена политического курса
§ 32. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг
§ 33. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг
§ 34. Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг
§ 35. Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг
§ 36. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг
Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§ 37. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.
§ 38. Политика разрядки международной напряжённости
Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. (продолжение)
§ 39. СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ
§ 40. Социально-экономическое развитие СССР в 1985— 1991 гг
§ 41. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки
§ 42. Реформа политической системы
§ 43. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике
§ 44. Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР
Глава V. Российская Федерация
§ 45. Российская экономика на пути к рынку
§ 46. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг
• Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
§ 47. Духовная жизнь страны в 1990-е гг
§ 48. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг
§ 49. Политическая жизнь России в начале XXI в
§ 50. Экономика России в начале XXI в
§ 51. Повседневная и духовная жизнь
§ 52. Внешняя политика России в начале XXI в
§ 53. Россия в 2008—2014 гг
ГДЗ (решебник) по истории России. Готовые ответы в сжатом, концентрированном виде к учебнику издательства “Просвещение”, авторы: Горинов, Торкунов, Данилов, 10 класс, части 1-3. Учебник находится в Федеральном перечне рекомендованных Минпросвещения РФ. Соответствует ФГОС и ИКС (историко-культурному стандарту)
Данное ГДЗ может значительно облегчить учебу и сэкономить время на подготовку домашнего задания. Оно также будет полезно и родителям для контроля знаний своих детей
Политика переписывания истории: новые учебники истории и учебные материалы в России
Адорно, Т. 1994. Гегель: Три этюда . Кембридж: MIT Press.
Google ученый
Anyo, J. 1979. Учебники по идеологии и истории США. Harvard Educational Review 49: 361-386.
Google ученый
Яблоко, М. 1979. Идеология и учебная программа . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Google ученый
Ароновиц, С. 1973. Ложные обещания: формирование сознания американского рабочего класса . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Google ученый
Benjamin, W. 1989. N. [Re Теория познания, теория прогресса]. В: Г. Смит, изд., Бенджамин: философия, история, эстетика . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google ученый
Bernstein, B. 1977. Class, Codes and Control : Vol. 3 . К теории образовательных передач. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Google ученый
Биллингтон, Дж. 1970. Икона и топор . Нью-Йорк: Винтажные книги.
Google ученый
Боголюбов Л.Э. др. (1999) Проблема гражданского образования в новой России. В: Дж. Торни-Путра, Дж. Швилле и Дж. Амадео, ред., Гражданское образование в разных странах: двадцать четыре национальных примера из проекта МЭА по гражданскому образованию. . Амстердам: IEA/Eburon Publishers.
Google ученый
Бурдье, П. и Пассерон, Дж. К. 1977. Репродукция в образовании, обществе и культуре (Р. Найс, пер.). Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Google ученый
Боулз, С. и Гинтис, Х. 1976. Школьное образование в капиталистической Америке: реформа образования и противоречия экономической жизни . Нью-Йорк: Основные книги.
Google ученый
Бронфенбреннер, У. 1971. Два мира детства: США и СССР . Лондон: Г. Аллен и Анвин.
Google ученый
Буганов В., Зырянов П. 1995. История России, конец XVII-XIX век: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . Москва: Просвещение.
Google ученый
Карр, Э. 1961. Что такое история? Нью-Йорк: Винтаж.
Google ученый
Кэри, К. 1976. Модели акцента на марксистско-ленинской идеологии: сравнительный анализ содержания советских учебников по истории, географии и общественным наукам. Сравнительный обзор образования 20(1): 11-29.
Google ученый
Connell, RW 1977. Правящий класс, правящая культура: исследования конфликтов, власти и гегемонии в австралийской жизни . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google ученый
Данилов А. , Косулина Л. 2001. История России (История России, учебник 9 класс). Москва: Просвещение.
Google ученый
Гадамар Х. 1979. Проблема исторического сознания. В: П. Рабинов и В. Салливан, ред., Интерпретативные социальные науки: читатель . Беркли: Калифорнийский университет Press.
Google ученый
Гирц, К. 1964. Идеология как культурная система. В: Д. Аптер, изд., Идеология и недовольство . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Google ученый
Гевуркова Е., Колосков А. 1993. Учебные материалы к теме: Великая отечественная война Советского Союза (1941-1945) . Москва: Российская академия образования.
Google ученый
Гилберт, Р. 1984. Образы общества и анализ идеологий в социальных субъектах. Теория и исследования в области социального образования 12(3): 1-15.
Google ученый
Грамши, А. 1971. Выдержки из тюремных тетрадей (К. Хоар и Г. Ноуэлл-Смит, ред. и пер.). Нью-Йорк: Международные издатели.
Google ученый
Грант, Н. 1979. Советское образование . Хармондсворт, Англия: Пингвин.
Google ученый
Джонс, Г. 1976. От исторической социологии к теоретической истории. Британский социологический журнал 27: 295-305.
Google ученый
Кестле, К. 1988. Исследования в области методологии: исторические методы. В: J. Keeves, ed., Educational Research: Methodology and Measurement: An International Handbook . Оксфорд: Пергамон.
Google ученый
Кестле, К. 1992. Стандарты доказательств в исторических исследованиях. История образования Ежеквартально 32(3): 361-366.
Google ученый
Левандовский А., Щетинов Ю. 2001. Россия . М.: Просвещение.
Google ученый
Ливингстон, Д. 1976. О гегемонии в корпоративных капиталистических государствах: материальные структуры, идеологические формы, классовое сознание и акты гегемонии. Социологическое исследование 46: 235-250.
Google ученый
Маркс, К. и Энгельс, Ф. 1965. Немецкая идеология (В. Лох, К. Датт и К. П. Магилл, пер.). Лондон: Лоуренс и Уишарт.
Google ученый
Маклин, М. и Воскресенская, Н. 1992. Образовательная революция сверху: Тэтчерская Британия и Горбачевский Советский Союз. Сравнительный обзор образования 36: 71-90.
Google ученый
Мишина И. , Жарова Л. 1999. История Отечества (История Отечества. Учебник 10 класс). Москва: Русское слово.
Google ученый
Namenwirth, J. and Weber, R. 1987. Dynamics of Culture . Бостон: Аллен и Анвин.
Google ученый
Neuman, W. 2000. Методы социальных исследований , 4-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Google ученый
Островский В. 1992. История отечества 1939-1991: Учебник для 11 класса средней школы . Москва: Просвещение.
Google ученый
Овери Р. 1999. Война России . Лондон: Пингвин.
Google ученый
Парамонов Б. М. 1996. Историческая культура. В: Под ред. Д. Н. Шалина, Русская культура на распутье: парадоксы посткоммунистического сознания (11-39). Боулдер, Колорадо: Westview Press.
Google ученый
Pratte, R. 1977. Идеология и образование . Нью-Йорк: Дэвид Маккей.
Google ученый
Преображенский А., Рыбаков Б. 2001. История Отечества (История Отечества, учебник для 6/7 классов), 7-е изд., М.: Просвещение.
Google ученый
РАЭ. 1997. Концепция содержания образования в общеобразовательной школе (на русском языке). Москва: РАЭ.
Google ученый
Рыбаков Б., Преображенский А. 1993. История отечества: Учебник для 8 класса средней школы . Москва: Просвещение.
Google ученый
Сахаров А., Буганов В. 1995. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . Москва: Просвещение.
Google ученый
Симонов К. 1960. Живые и мертвые . Москва: Советский писатель.
Google ученый
Скополь, Т. 1979. Исследования и социальные революции . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google ученый
Скополь Т. 1984. Возникающие повестки дня и повторяющиеся стратегии в исторической социологии. В: Т. Скопол, изд., Видение и метод в исторической социологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google ученый
Сталин Ж. 1944. О Великой Отечественной войне Советского Союза . Москва: Изд-во иностранных языков.
Google ученый
Сазерленд, Р. 1985. Скрытые убеждения: политические идеологии в детской литературе. Детская литература в образовании 16: 143-157.
Google ученый
Suppes, P., Eisner, EW, Stanley, JC и Greene, M. 1998. «The Vision Thing»: исследования в области образования и AERA в 21 веке. Часть 5: видение исследований в области образования и AERA в 21-го века. Исследователь в области образования 27(9): 33-35.
Google ученый
Stone, L. 1987. Возвращение к прошлому и настоящему . Бостон: Рутледж и Кеган Пол.
Google ученый
Торни-Путра, Дж. Швилле и Дж. Амадео. 1999 г. (редакторы), Гражданское образование в разных странах: Двадцать четыре национальных примера из проекта МЭА по гражданскому образованию . Амстердам: IEA/Eburon Publishers.
Google ученый
Тухман, Г. 1994. Исторические социальные науки; Методологии, методы и смыслы. В: Н. Дензин и Ю. Линкольн, ред., Справочник по качественным исследованиям . Тысяча Дубов: Мудрец.
Google ученый
Томпсон, Э. 1978. Бедность теории и другие очерки . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор книг.
Google ученый
Тумаркина, д. 1983. Ленин Жив! Культ Ленина в Советской России . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Google ученый
Виноградов В. 1996. Современная и новейшая история 5 (на русском языке).
Вебер, М. 1974. Субъективность и детерминизм. В: А. Гидденс, изд., Позитивизм и социология . Лондон: Хайнеманн.
Google ученый
Верт, Н. 1992. История Советского государства: 1900-1991 . Москва: Прогресс-Академия.
Google ученый
Wiersma, W. 1999. Методы исследования в образовании , 6-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Google ученый
Уиллис, П. 1977. Обучение труду: как дети рабочего класса получают работу рабочего класса . Вестмид, Англия: Саксонский дом.
Google ученый
Забродин В. 1992. Герои и антигерои отечества: Серия . Москва: Информэкспресс.
Google ученый
Захарова Е., Старобинская Г., Фадеева Д. 1993. Планирование преподавания истории в 1993/1994 учебном году . Москва: Московский институт повышения квалификации учителей.
Google ученый
Зайда, Дж. 1988. Моральный курс в советской школе. Сравнительное образование 24: 389-404.
Google ученый
Зайда, Дж. 1994. Дискурс гласности и перестройки в России. В: А. Йогев и В. Руст, ред., Реформа образования в международной перспективе (165-203). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
Google ученый
Зайда, Дж. 1998. Реформы учебных программ и изменение образовательной политики в посткоммунистических российских школах. Учебная программа и преподавание 13: 77-92.
Google ученый
Зайда, Дж. 1999. Образование взрослых и обучение на протяжении всей жизни: новые разработки в России. Сравнительное образование 35: 151-161.
Google ученый
Зайда, Дж. 2001. Последние тенденции в практике обучения на протяжении всей жизни и образования взрослых в России. В: Д. Аспин, Дж. Чепмен и М. Хатон, ред., 9.0004 Международный справочник по обучению на протяжении всей жизни . Академическое издательство Клювер.
Зайда, Дж. 2002. Переосмысление прошлого для создания будущего: переписывание школьных учебников истории в посткоммунистической России. В: M. Schweisfurth, C. Harber and L. Davies, eds., Learning Democracy and Citizenship: International Experience . Оксфорд: Книги симпозиума.
Google ученый
Зарет, Д. 1978. Социологическая теория и историческая наука. Американский социолог 13: 114-121.
Google ученый
История Школьные учебники Эволюция в России
Реферат
Настоящая статья посвящена некоторым методическим аспектам учебников по истории, описывающих дореволюционный, советский и современный периоды истории России. Для проведения нашего исследования мы использовали исторический подход к вопросу. Изученные нами архивные материалы, анализируемые учебники и исследования, проведенные исследователями, помогли нам рассмотреть особенности эволюции учебников истории в России на протяжении нескольких исторических периодов. В статье анализируются вопросы, актуальные для отечественной школы. Вопросы связаны с ролью учебника истории в учебном процессе и поиском его идеальной модели. Мы пытаемся показать важность баланса между историческими сведениями, представленными в учебниках и в большей степени направленными на формирование национального патриотизма и самостоятельного образно-критического мышления учащихся. Авторы исследуют влияние исторических событий и смены государственной идеологии на содержание учебников истории. Они освещают достижения и проблемы процесса разработки учебников истории. Они также демонстрируют трудности, с которыми сталкиваются современные учителя истории. Эти трудности возникли с появлением после 2015 года новой линейки школьных учебников по истории России, которые разрабатывались на основе историко-культурного стандарта. методические представления западного мира, но и учитывать опыт, особенности и традиции отечественного образования.
Ключевые слова: Критическое мышление, историко-культурный стандарт, учебники истории
Введение
История как школьный предмет всегда играла ключевую роль в привитии подрастающему поколению первичных мировоззренческих ценностей. Школьные учебники, в свою очередь, являются неотъемлемой частью образовательного процесса, являясь основным источником базовых и глубоких знаний по истории. Они выступают инструментами организации учебной деятельности в классе. Книги по истории были не только средством преподавания истории, но и средством, помогающим подрастающему поколению понять свое предназначение и роль в обществе, а также осознать свою национальную идентичность.
Таким образом, актуальность данной проблемы и пристальное внимание к ней определяются, во-первых, спецификой исторического образования и его влиянием на формирование мировоззрения и компетенций, способствующих активной гражданской позиции у подрастающего поколения.
Во-вторых, вопрос разработки современного учебника по истории очень актуален в наше время, когда мы сталкиваемся с насущными проблемами и трудностями, сопровождающими процесс модернизации страны. Перед современным учителем стоит непростая задача выбора наиболее подходящего учебника истории среди большого разнообразия. Многие учителя истории считают, что большинство школьных учебников по истории довольно скучны, так как кажутся слишком заумными. В результате все больше и больше школьников предпочитают смотреть фильмы и сериалы для изучения истории вместо использования учебников. Проблема в том, что многие из этих фильмов и сериалов основаны на преднамеренно вымышленном изображении событий личным автором. Искажение исторических фактов может привести к элиминации исторического сознания.
В-третьих, данное исследование актуально в связи с принятием государством новой политики в отношении исторического образования, результатом которой стала разработка единых учебников по истории России. Наконец, очевидно, что век информационных технологий и рыночной экономики требует использования новых учебников, методик, учебных пособий для преподавания истории.
Вопрос о содержании учебников по истории России всегда привлекал внимание многих исследователей: историков, учителей, школьных консультантов и воспитателей.
В начале 20 -го -го века Н.П. Выдающийся педагог Покотило проанализировал содержание дореволюционных школьных учебников по истории России. Он выделил две основные группы учебников: первую с хронологической и биографической структурой текста и вторую с систематической структурой (цит. по: Орловский, 2002, с. 24).
Учебники первого типа (учебники Д.И. Иловайского, С.М. Соловьева, С.Е. Рождественского, К.В. Елпатевского, П.Н. Полевого и др.) описывают исторический процесс в хронологическом порядке. Уточняется, что основное внимание в таких книгах уделялось политической истории, а факты социальной, экономической и культурной жизни отодвигались на второе место (Кутыкова, 2016. С. 116).
Учебники истории, имевшие системную структуру текста, такие как учебники И.М. Катаева и М.Н. Коваленский, описал исторические события в следующем порядке: 1) политический режим; 2) социальная система; 3) культура и быт; 4) иностранные дела и территориальные изменения. В результате большое количество крупных исторических фактов описывалось отдельно, без выявления причинно-следственных связей. (Орловский, 2002).
Дореволюционные исследователи не разделяли единого видения места и роли учебника в школьном историческом образовании. Когда учащиеся должны были работать на уроке самостоятельно, изучая источники информации, основной функцией учебника было закрепление знаний и повторение материала. Стоит отметить, что учебник должен был содержать минимум фактов (Волобуев, 2014).
Н.И. Кареев придерживался того же подхода. Автор учебника по истории Средневековья исходил из того, что учебник должен содержать лишь конспект учебного материала без каких-либо конкретных фактов, подробностей и иллюстраций (цит. по: Студеникин, 2016, с. 48).
К.А. Иванов придерживался противоположного мнения. В предисловии к книге «История Древнего мира» он подчеркивал, что для удовлетворения потребностей учащихся средних школ автор учебника должен снабдить его подробным описанием основных фактов, характеристикой исторических личностей, старинными легендами, историческими анекдотами и иллюстрациями ( цитируется по Студеникин, 2016, стр. 63).
В советский период историографы разработали собственную классификацию школьных учебников, которые выпускались с конца XIX века до 1917 года. Все учебники делились на официально-консервативные, либерально-буржуазные и демократические. В последнюю группу вошли книги марксистской идеологии (Волобуев, 2014).
В советской дидактике появился традиционный взгляд на учебник истории. Здесь внимание уделяется предметному содержанию. Тексты разделов книги рассчитаны на заучивание материала наизусть и его пересказ.
С мнением Ю.Л. Троицкого, сторонника инновационных технологий, считавшего, что школьникам достаточно работать с документами, методиками и учебными пособиями и можно исключить учебник из учебного процесса (Троицкий, 1999).
Современный подход к учебнику основан на идее разнообразия учебников. Он предполагает авторскую интерпретацию исторического процесса. Однако различные методологические подходы, связанные с моноконцептуальным и поликонцептуальным повествованием об исторических фактах и событиях, не всегда позволяют определить базовый сущностный и продвинутый уровень базовых знаний учащихся.
Вяземский и Стрелова (2003), ведущие исследователи и разработчики методических рекомендаций в области истории и обществознания, считают, что школьный учебник истории сохраняет функцию основного «научно-образовательного пособия» (с. 32). Идея гуманистического учебника пользуется широкой поддержкой. Основные требования к содержанию такого учебника следующие: научность и предметность изложения материала, информативность содержания учебника с обзором описываемых событий и явлений, раскрытие прошлого, настоящего и будущего. факты.
Настоящее исследование основано на материалах архивных документов, изданных уставов и положений, учебников и учебных пособий.
Хронологические рамки статьи включают период с конца 19 до начала 21 века. Они определяются временем появления систематической структуры текстов школьных учебников по истории, а также пониманием учебника как учебного пособия.
Инновационность исследования заключается в выявлении и анализе процессов, повлиявших на эволюцию учебников истории России на достаточно длительном отрезке времени, включающем принципиально разные по своей природе дореволюционный, советский и постсоветский исторические периоды.
Постановка проблемы
В статье рассматриваются учебники истории России дореволюционного, советского и нового периодов. Мы выделили ряд учебно-методических аспектов учебников истории, которые вызывают много противоречий у воспитателей и учителей. Они стали актуальными в ходе реформирования российской системы образования в течение последних двух десятилетий. Здесь мы приведем некоторые из них.
Какова роль учебника в учебном процессе и остается ли он основным средством обучения Истории? Какова совершенная модель учебника в соответствии с требованиями общества и времени к его содержанию и структуре? Должен ли учебник истории способствовать формированию у подрастающих поколений только положительного отношения к предшествующим периодам отечественной истории? Как патриотические идеи, передаваемые через учебники истории, могут сочетаться с самостоятельным критическим мышлением учащихся?
Исследовательские вопросы
В конце 19 и начале 20 века в нашей стране существовала государственная программа, которая включала ряд требований и рекомендаций к авторам учебников истории. Ученый комитет Минобразования России оценил качество учебников. В случае одобрения учебника Комитет указывал, будет ли он использоваться в качестве «учебного пособия», «учебного пособия» или «учебника для школьных и основных библиотек».
В конце 19 — века в школе преобладали учебники так называемого официально-консервативного направления, в которых исторические события описывались с монархической точки зрения.
В начале 20 -го -го века новый комплект учебников В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и другие видные представители российской либеральной историографии заменили эти учебные пособия (Вяземский, 2019, с. 61). С 1900 по 1917 годы либеральные авторы написали и издали более сорока учебников по истории России для учащихся средних школ.
Позднее книги, написанные московскими историками, последователями В.О. Ключевский, такие как М.М. Богословский М.М. Катаев, В.Е. Романовский В.Н. Строев и книги петербургских ученых, последователей С.Ф. Платонов, такие как К.А. Иванов, А.Е. Пресняков И.В. Скворцова (Днепрова, Егорова, Паначина, Тебиева, 1991).
В дореволюционной школе использовались и учебники, разработанные самими учителями средней школы. Среди авторов такой книги были М.Н. Ковалевский, А.Я. Ефименко, К.А. Иванов, К.И. Добрынин и др. Современный ученый Е.Е. Вяземский считает, что именно учительские учебники пользовались особой популярностью у учителей того периода времени (Вяземский, 2019)., п. 61).
Согласно архивным записям, в начале 20 века в средней школе имелись соответствующие учебные пособия по истории России для учащихся начальных классов. Согласно протоколу Совещания учителей русского языка и истории Оренбургского учебного округа, состоявшегося в июне 1906 г., учебные пособия Д.И. Тихомирова «Из истории родной земли» и П.Н. Полевого «Иллюстрированные рассказы из отечественной истории» были признаны наиболее прогрессивными и адекватными учебниками. Специальный «Комитет по вопросам учебников и учебных пособий по истории» пришел к выводу, что «обе книги достаточно лаконичны, но в то же время полны» [Фукс, 2009]. , п. 104).
Учебник М. Острогорского был признан наиболее подходящим для изучения краткого курса истории России в 3-м классе гимназий для девочек и мальчиков, а также для неклассических средних школ (цит. по Кутыковой, 2016, стр. 116).
Из учебников, разработанных для третьего класса реальных средних школ, упомянутая комиссия выбрала книгу «Элементарный курс истории древнего мира» К.А. Иванова как наиболее подходящий для таких студентов. Другими книгами, рекомендованными комитетом учителям, были учебники по истории Древнего мира профессора Р.Ю. Виппер (Кутыкова, 2016, с. 117).
На рубеже — веков в школах появились периферийные учебники истории России различных типов, которые проходили государственную экспертизу. Учителя и разработчики учебных программ подчеркивали необходимость совершенствования существующих учебников с учетом социальных задач школы, достижений исторической науки, развития дидактики и методики обучения, разработки новых программ по истории. Исследователи признали, что новые учебники должны разрабатываться преподавателями вузов и учителями гимназий и неклассических средних школ совместно.
До революции 1917 года учебник истории считался пособием для учителя, в котором излагались наиболее важные и существенные исторические факты и явления. Учебники этого периода подлежали государственной экспертизе, а с 1905 г. — санитарной экспертизе. Министерство образования строго следило за всеми академическими учебниками.
По правилам, установленным министерством в 1884 году, учитель мог выбрать любой учебник из официально утвержденных и разрешенных министерством. Однако эти правила довольно часто нарушались как учителями, так и местными школьными властями. В результате рядовые учителя часто использовали альтернативные учебники истории (Кутыкова, 2016).
Тем не менее, многие книги, не вошедшие в список официально разрешенных, имели массу преимуществ. При этом учитывались некоторые нетрадиционные для того времени методы обучения, такие как лабораторный метод, отчетная презентация, метод постановки и записи курса истории.
Нетрадиционные учебники, основанные на сравнительно-историческом подходе (например, учебник Н.А. Рожкова и М.Н. Коваленского), не были официально утверждены и разрешены к использованию в учебном процессе, но все же использовались некоторыми учителями. Такие учебники помогали учащимся самостоятельно оценивать исторические факты и более детально анализировать информацию (цит. по: Кутыкова, 2016, с. 117).
В дореволюционный период при непосредственном участии П.Н. Игнатьева, либерального министра народного просвещения. К разработке учебных программ по истории и другим предметам были привлечены лучшие разработчики учебных программ. Позднее, в 1918-1919 гг., отдельные части этих программ были использованы для разработки учебных пособий для советской школы (Днепрова, Егорова, Паначина, Тебиева, 1991, с. 71).
После большевистской революции 1917 года школьные учебники в основном основывались на марксистском понимании исторического процесса. Когда М.Н. Покровский, выдающийся русский историк, предложил объявить конкурс на разработку новых учебников по истории, радикальные реформаторы Наркомпроса сочли это весьма смешным. Они считали, что это абсурдная задача. Они думали, что история должна преподаваться трудом. Они также считали, что традиционный учебник не соответствует принципам советской трудовой школы (Данилов, 2005, с. 63).
В 1920-е годы трудовые книжки по обществознанию давали старшеклассникам элементарные знания о политическом устройстве в СССР, революционном движении в России и в западном мире, истории коммунистической партии.
Преподавать и изучать Историю российскую две части «Русской истории в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского были опубликованы в 1920 г. (Орловский, 2002, с. 128).
В середине 1920-х годов в ходе реформы образования чиновники пытались заменить традиционную классно-урочную систему обучения так называемой комплексной системой обучения. Знание истории и обществознания также было частью сложной учебной программы. Поэтому учебники истории почти не использовались. Однако книги по истории труда сохранились.
После выхода постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1919 г. 31 школы вернулись к традиционной предметной системе обучения. Ученые приступили к разработке учебников в соответствии с вновь установленными жесткими идеологическими ориентирами. Учебник «Краткий курс истории СССР» для третьего и четвертого классов начальной школы, разработанный историческим факультетом Московского педагогического университета под руководством Андрея Шестакова, одобрен строгая комиссия под председательством И.В. Сталин и А.А. Жданов. (Фукс, 2009 г.). Учебник под редакцией А.В. Прорывной для того времени книгой считается Шестаков (Орловский, 2002, с. 135). Авторам удалось дать краткий обзор всех прошедших исторических событий в нашей стране на основе принципа историзма.
Выпуск учебника под редакцией А.В. Шестаков покончил с «разнообразием взглядов» советской историографии на основные теоретические вопросы марксистской методологии.
Учебник использовался в школах до 19 лет.56. Она переиздавалась 12 раз и была переведена на многие языки народов СССР, а также на английский, немецкий и французский языки. Общий тираж книги оценивается в 30 млн экземпляров (Фукс, 2009, с. 105).
К 1940 году группа учителей и историков разработала учебники истории для средних школ. С его помощью студенты могли получить полное представление о процессе развития человеческого общества. Курсы были организованы по академическим уровням по линейному принципу, что способствовало экономии учебного времени и поддерживало интерес студентов к истории за счет новизны содержания обучения. Одной из особенностей книги было то, что события русской истории сопоставлялись с важнейшими событиями всемирной истории.
Учебники А.В. Шестакова и А.М. Панкратова обеспечила тотальный партийно-государственный контроль над историческим образованием и стала основой преподавания истории в школе в течение следующих нескольких десятилетий (Фукс, 2009, с. 106). В их заключительные главы были внесены лишь незначительные изменения.
Первые стабильные советские учебники по истории Древнего мира под редакцией профессора А. В. Мишулина в «Истории средневековья» под редакцией профессора Е.А. Косминского в «Новой истории» под редакцией А.В. Ефимов выпущен в 1940 также приводят учащихся к материалистическому пониманию мира (Фукс, 2009, с. 107). У книг был ряд недостатков: они содержали слишком много информации и были не совсем понятны ученикам. Однако они были написаны научным языком, имели качественные иллюстрации, текстовые и цветные карты.
В 1960-1980-е годы ключевыми методическими вопросами школьной истории занималась группа видных разработчиков учебных программ советского периода в лице Е.В. Агибалова, Н.В. Андреевская, П.В. Гора, Н.Г. Даири, Г.М. Донской, Н.И. Запорожец, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернер, Ф.П. Коровкина и др. (Студеникин, 2016, с. 85).
Очевидно, что советские учебники по истории, как и все остальные учебники того периода, имели идеологическую направленность. Они придерживались формационного подхода и были направлены на формирование у учащихся коммунистического мировоззрения. Отсутствие источников информации, сугубо академическая форма повествования были отличительной чертой вузовских учебников. Объясняется это тем, что большая часть таких учебников была разработана учеными, не имевшими никакого отношения к школе.
В период с 1990-х до начала 21 века началась эпоха историко-методологического разнообразия. В этот период разрабатывались принципиально новые формы учебников истории. Они были разработаны в рамках таких проектов, как «Уроки Клио» («Уроки CLIO») и «Мозаика культур» («Мозаика культур») при содействии Европейской ассоциации преподавателей истории «EUROCLIO». Эти новые учебные пособия не пользовались большой популярностью в масштабах страны и использовались только преданными своему делу и высокомотивированными учителями в ряде регионов (Борзых, 2014).
Переход к концентрической структуре исторического образования в 1990-х гг. связан с большим разнообразием учебников и издательств, которые их выпускали. В основе книг лежали разные методологические (цивилизационный, модернизационный, позитивистский, тоталитарный и др. ) и методические (образовательная система «Школа 2100» и др.) подходы.
Одной из первых попыток отхода от формационного подхода к историко-информационному повествованию стал учебник для старшеклассников, разработанный Л.Н. Жарова и И.А. Мишиной и под названием «История отечества. 1900-1940» (Студеникин, 2016, с. 106).
Другой книгой того периода было учебное пособие для учащихся 11 -го класса, которое называлось «История отечества». 1939-1991», вышедшей в том же году и разработанной авторами под руководством В.П. Островский. Эти учебники разрабатывались на основе популярного в то время цивилизационного подхода. Л.Н. Жарова и И.А. Взгляд Мишиной на исторический процесс в 20 веке основывался на их представлении о том, что после революции 1917 благодаря утопической программе, разработанной большевиками, Россия надолго отстранилась от основного пути развития мировой цивилизации (цит. по: Вяземский, 2019, с. 61).
Отдельно стоит упомянуть учебники, основанные на концепциях тоталитаризма. Одной из таких книг, которая больше других подвергалась критике, был учебник «Новейшая история зарубежных стран» Кредера (1998). В целом это неплохой учебник по истории Нового времени, который, однако, существенно приуменьшил роль советского народа в Великой Отечественной войне. Вот почему многие считали, что это был идеологический заказ фондов «Открытое общество», основанных Джорджем Соросом. Известный писатель Юрий Поляков публично осудил Кредера за пропаганду антипатриотических, «предательских идеологий» (Поляков, 1997, с. 29).
Разнообразие учебников и учебных пособий противоречило отсутствию в школе учебно-методических пособий. Модель российского общества, сложившаяся в первом десятилетии XXI века, имела такие специфические черты, как неотрадиционализм и десоветизация (уход от советской системы). Это оказало определенное влияние на состояние школьных учебников. Советская политика была обоснована в учебнике для учителей под редакцией Филиппова (2007а,б), в основе которого лежала теория мобилизационного развития страны. Сама книга, а затем «Филиппов, 2007а» и его учебник «Филиппов, 2007б» также подверглись неоднозначным отзывам. В своих книгах автор пытался прямо реабилитировать Сталина и его режим.
Среди наиболее выдающихся учебников истории того периода книги, разработанные в рамках образовательной системы, известной как «Школа 2100» (Данилов, Лисейцев, Клоков, Кузнецов, 2014, с. 42). В ее основе лежит один из принципов развивающего обучения, который разработал академик А.А. Леонтьева и известен как принцип минимакса (Вяземский, 2019, с. 61).
Новый историко-культурологический стандарт разработки новых учебников по истории России в 2015 году не предполагал, что должна быть одна универсальная книга для одного определенного курса. Учебники нового поколения должны отражать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, которые прописаны федеральным стандартом. В настоящее время учебники истории издаются следующими крупными издательствами: «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа», «Мнемозина», «Баласс», «Вентана-Граф», «Академия», «Клио Софт».
Живя в информационно ориентированном обществе и испытывая давление цифровых СМИ, осознавая их влияние на сознание молодежи, очень важно достичь надлежащего баланса между информационным и образовательным компонентами школьных учебников.
Цель исследования
Авторы статьи поставили перед собой цель проанализировать исторические традиции, современные тенденции и перспективы развития учебников истории России. Данное исследование имеет теоретическое и практическое значение, поскольку историческое образование России находится на очередном этапе трансформации учебников.
Методы исследования
В основу исследования положены структурный, структурно-функциональный, концептуальный, методологический подходы, которые используются при изучении вопросов истории образования. Для целенаправленного отбора фактов, анализа событий и их последствий авторы применяли следующие основные исторические принципы (методы): проблемно-хронологический, ретроспективный, методы объективности и историзма.
Находки
Дореволюционная школа имела разнообразные учебники и учебные пособия, такие как хрестоматия с подборкой документов; учебные пособия, сочетающие в себе черты учебника и хрестоматии; чтение книг. Во все учебники была включена информация, которая была обязательной для учащихся и должна была быть ими тщательно изучена. Учебники различной направленности, проходившие государственную комиссию, были направлены на религиозно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи.
В советских школьных учебниках не было иллюстраций из дореволюционных книг. Таких картинок в современных учебниках истории России немало. Например, это картины на тему религии.
Теория и практика разработки учебников истории претерпели существенные изменения после русской революции 1917 г. В 1920 г. советская школа в основном опиралась на зарубежный опыт преподавания в форме исследовательских методов обучения. Это приводит к отказу от учебников истории и недооценке систематических знаний, а на первый план выходит самостоятельная работа студентов.
В период с 1930 по 1950-е годы историческое образование находилось под тотальным партийно-государственным контролем. Начался процесс восстановления исторического образования. Перед авторами учебника стоит задача разработать учебники, способные обеспечить высокий идейный и научный уровень преподавания основ марксистско-ленинской исторической науки в школе. Основное внимание в учебниках уделялось научному взгляду на исторический процесс.
Недостатки данных учебников заключались в следующем: они давали слишком много информации; тексты иногда были непонятны учащимся; отсутствие документов и методик, мотивирующих познавательную деятельность учащихся; им не хватало вопросов и заданий к разделам учебника.
В период с 1960 по 1980-е годы преподавание истории по-прежнему в основном базировалось на марксистско-ленинской теории. Содержание учебников ограничивается формационным подходом. Однако некоторые преподаватели начинают уделять больше внимания познавательной деятельности учащихся. В них применяются такие методы, как исследовательское обучение, изучение исторических документов, самостоятельная работа учащихся. Именно в этот период учителя, разработчики учебных программ и другие лица приступили к разработке нового учебника истории, как это было в дореволюционное время. Учебники Ф.П. Коровкина под названием «История древнего мира» («Древняя история»), а Е.В. Агибалова и Г.М. Донского «История средних веков» удостоены Государственной премии СССР (Витевицкий, 2016, с. 9).4).
Тем временем самые видные разработчики учебных программ страны приступили к разработке структуры школьного учебника в целом, в том числе и учебника по истории. Учебники истории должны были состоять из таких компонентов, как собственно текст (основной, дополнительный и пояснительный), внетекстовая часть (вопросы и задания к текстам) и иллюстрации. Этот новый подход почти не применялся к школьным учебникам истории.
В конце 20 века формируется новая модель российского общества, в основе которой лежат преимущественно принципы и ценности модернизации, гуманизации и либерализации общества. Россия принимает участие в семинарах-мозговых штурмах по вопросам исторического образования в рамках сотрудничества с экспертами Совета Европы. На основе этого опыта меняется содержание учебников истории и применяются новые методологические подходы. Так называемые развивающие учебники (например, образовательная система «Школа 2100») занимают лидирующие позиции среди множества других учебников.
В течение первого десятилетия 21 ст века содержание исторического образования пересматривается. Теперь учебники ориентированы не только на военные и политические вопросы, но и на личности, культуру, быт людей. О. Ю. Стрелова и Е.Е. Вяземский, ведущие разработчики учебных программ страны, предпринимают попытку разработать современные требования к учебнику истории (Стрелова, Вяземский, 2006, с. 135). Вопросу «школьного учебника нового поколения» посвящено много дискуссий и исследований. Ученые ожидают внедрения в систему образования различных типов цифровых учебников. Бумажные книги будут оцифрованы, появятся новые «робоучебники».
Существуют два основных документа, регламентирующих развитие школьного исторического образования во втором десятилетии XXI века. Это общеобразовательный федеральный образовательный стандарт 2 -го поколения и историко-культурный стандарт.
Историко-культурологический стандарт — это научно-исторический документ с элементами идеологии, разработанный в первую очередь для авторов учебника. Несмотря на то, что это достаточно значимый документ, он имеет массу недостатков и противоречит общеобразовательному федеральному образовательному стандарту, а также Закону об образовании. Одним из ее существенных недостатков является то, что она перегружена учебными единицами и не учитывает возрастные особенности и познавательные способности школьников. В действующих образовательных документах имеются разногласия образовательных моделей.
Заключение
Россия имеет большой опыт разработки школьных учебников истории как средства обучения и воспитания подрастающего поколения. С конца 19 до начала 21 века ученые, педагоги и разработчики учебных программ искали новую методологическую основу учебных пособий и учебников.
В советское время главным источником знаний считался школьный учебник истории. В тот период главной задачей авторов учебника было формирование у учащихся коммунистического мировоззрения. Учебники для учащихся восьмых, девятых и десятых классов писали ученые, не имевшие никакого отношения к школе. Подлежали экспериментальной проверке советские учебники истории, особенно для учащихся четвертых, пятых и шестых классов.
Несмотря на отсутствие доказательной базы советских книг, они все же помогали развивать умение работать с историческими иллюстрациями. Ученые и педагоги советской эпохи оставили будущим поколениям важное и богатое педагогическое наследие. Следует отметить, что развитие передовых методов и идей обучения опережало содержание обучения.
Стоит отметить, что советские книги содержали много исторических знаний. Процесс преподавания истории был направлен на воспитание государственного патриотизма как важнейшего компонента обучения и воспитания советского школьника.
Разнообразие различных типов школьных учебников и издательств в 1990-е годы вызывало множество трудностей в понимании некоторых исторических событий и явлений. Попытка создать «единый учебник» во втором десятилетии 21 – века не удалась, так как не было единства среди ученых, исследователей, учителей и родителей по этому вопросу. На наш взгляд, учебник истории в современном обществе не может быть основным источником исторической информации для школьников.
Содержание новых учебников по истории России, разработанных в соответствии с Историко-культурологическим стандартом после 2015 года, не соответствует тем знаниям, умениям, опыту и ценностям, которыми должны овладеть учащиеся к концу курса. При обучении современной истории учитель сталкивается с рядом проблем. Эксперты считают, что учителя ограничены в выборе лучшего учебника для своей школы. В книгах отсутствуют вопросы и задания к разделам. Учебники не прошли надлежащую оценку.
Учебники по истории Нового временидолжны соответствовать вызовам времени, достижениям западной педагогической практики, а также учитывать опыт, особенности и традиции российского образования. При разработке учебников нового поколения очень важно сохранить ценностный компонент, направленный на формирование у учащихся патриотизма, научить их критически оценивать историческую информацию и формировать собственное отношение к ней.
Благодарности
Исследовательский грант РГНФ «Урал: история, экономика, культура» 2010 г. (Урал: история, экономика, культура», 2010 г.) – Республика Башкортостан. На тему «История школьного образования на Южном Урале в советский период». Региональный проект №10-01-84115а/У. Руководитель проекта: Алмаев Р.З. Срок исполнения: 2010-2011 годы (Алмаев, 2014).
Исследовательский грант РГНФ «Урал: история, экономика, культура» 2012 (Урал: история, экономика, культура» 2012) – Республика Башкортостан. На тему «История учителя на Урале в первой трети XX века». Региональный проект №12-11-02009. Руководитель проекта: Баишев И.Н. Срок выполнения: 2012-2013 гг.
Исследовательский грант РГНФ «Урал: история, экономика, культура» 2014 (Урал: история, экономика, культура» 2014) – Республика Башкортостан. На тему «Советское учительство на Южном Урале в 1941–1991 годах». Региональный проект №14-11-02012а/У. Руководитель проекта: Алмаев Р.З. Срок выполнения: 2014-2015 гг.
Ссылки
- Алмаев Р. З. (2014). Школьные учебники истории в условиях информационного общества: опыт, проблемы, тенденции. Школьные учебники истории в информационном обществе: опыт, проблемы, тенденции. Преподавание отечественной истории: исторические факты и их интерпретация. Москва: РУДН, 8.
- Борзых, Н. Э. (2014). Источниковая основа изучения дореволюционного школьного учебника отечественной истории. Источниковедческая основа изучения дореволюционного школьного учебника истории России. Вестник Самарского государственного университета, 9, 80.
- Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А., Кузнецов А.В. (2014). История России 20-начало 21 века. Учебник для 9 класса. [История России 20-начала 21 века. Учебник для 9 класса. Москва: «Баласс».
- Данилов В. Н. (2005). Власть и формирование исторического сознания советского общества: Курс лекций. Власть и формирование исторического сознания советского общества: Курс лекций. Саратов: «Научная книга».
- Днепрова Е.Д., Егорова С.Ф., Паначина Ф.Г., Тебиева Б.К. (1991). Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало ХХ в. [Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало ХХ века. Москва: «Педагогика».
- Филиппов А.В. (2007а). Новейшая история России. 1945-2006 гг. Книга для учителя. [Новейшая история России. 1945-2006 гг. Книга учителя]. Москва: «Просвещение».
- Филиппов А.В. (2007b). Новейшая история России. 1945-2006 гг. Учебник для 11 класса. [Новейшая история России. 1945-2006 гг. Учебник для 11 класса. Москва: «Просвещение».
- Фукс, А. Н. (2009). Формирование советской моноконцепции Отечественной истории и ее отражение в школьном учебнике А.В. Шестакова. Формирование советской моноконцепции отечественной истории и ее отражение в школьном учебнике А.В. Шестаков]. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 2, 104-113.
- Кредер, А.А. (1998). Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997 гг. Учебник для 9 класса основной школы. [Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997 гг. Учебник для 9 класса начальной школы. Москва: Центр гуманитарного образования.
- Кутыкова И.В. (2016). Трансформация отечественного исторического образования: уроки истории. Трансформация российского исторического образования: уроки истории. Идеи в идеале, 3, 116-117.
- Орловский А.Я. (2002). Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX – начале ХХ вв. (опыт создания и методического построения). Москва, Московский педагогический государственный университет.
- Поляков Ю.В. М. (1997). Уроки истории. Читательское письмо Юрия Полякова.. Уроки истории. Читательское письмо Юрия Полякова. Российская газета. 12 ноября.
- Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. (2006). Школьный учебник истории: старт в новый век. Школьный учебник истории: старт в новом веке. Москва: «Просвещение».
- Студеникин, М. Т. (2016). Методика преподавания истории в русской школе XIX – начала ХХ в. Москва: «Прометей».
- Троицкий Ю.В. Л. (1999). Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования). Историю пишут дети (инновационная технология исторического образования). Преподавание истории в школе, 1, 24-25.
- Витевицкий В.П. (2016). История как предмет в школе России. Эволюция школьных учебников истории в постсоветской России. «История как предмет в школе России. Эволюция школьных учебников истории в постсоветской России. Обозреватель, 9, 94.
- Волобуев О. В. (2014). Школьные учебники начала ХХ века по русской истории: функциональность и типология. Школьные учебники начала ХХ века по истории России: функциональность и типология. Российская история, 1, 106-107.
- Вяземский Э. Э. (2019). Учебник истории в современной истории: традиции и перспективные развития жанра в социокультурном контексте. Учебник истории в новейшей истории: традиции и перспективы развития жанра в социокультурном контексте. Преподавание истории и общества в школе, д. 2, стр. 61.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. (2003). Теория и методика преподавания истории. [Теория и методика преподавания истории]. Москва: «ВЛАДОС».
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Русский класс финнов скорбит по Валентину Данилову
- Детали
- Рубрика: Новости
17 октября на 79-м году жизни ушел из жизни наш старейший финский моряк Валентин Данилов.
Василий Кравченко пишет из Москвы:
17 октября на 79-м году жизни ушел из жизни наш старейший финский моряк Валентин Данилов.
Валентин Данилов родился 1 сентября 1936 года и всю жизнь прожил в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный технический университет им. Баумана (МГТУ им. Баумана) и по обращению ЦК ВЛКСМ (обычно назывался ВЛКСМ) в 1957 и 1958 гг. в составе студенческого отряда, принимал участие в лесозаготовках на целине г. Костанай (Казахстан, ранее г. Кустанай (СССР). За хорошую работу награжден медалью Верховного Совета «За освоение целины»). СССР, грамотой «За освоение целины» от ВЛКСМ и благодарственной грамотой руководства колхоза «Ершовский».0006
В студенческие годы Валентин Данилов играл на трубе в студенческом джаз-банде. После окончания в 1961 году МГТУ им. Баумана проработал на одном предприятии 31 год. В 1962 году поступил в Московский государственный инженерно-физический институт (МИФИ), чтобы получить еще одно образование. Он учился по вечерам, и его специальность была Атомные электростанции. Но он ушел из института через три года обучения, так как по выходным начались лабораторные исследования и ему пришлось выбирать между учебой и спортом.
Начал работать инженером, затем стал заместителем начальника научно-исследовательского отдела надежности и комплексных исследований параметров изделий и агрегатов космических ядерных энергетических установок. Валентин Данилов лично принимал участие в методическом обеспечении, подготовке и проведении испытаний, а также в оформлении отчетной документации. Валентин Данилов был автором и соавтором более 60 научных публикаций, имеет 21 авторское свидетельство на изобретение, 10 из которых используются в оборонной промышленности. Награжден знаком отличия «Изобретатель СССР».
В 1986 году за хорошую работу был также награжден медалью «Ветеран труда». Многократно его заслуги были отмечены компанией.
Под его руководством выросли и стали мастерами спорта два московских финских моряка Алексей Боровяк и Виктор Максимов. (Это спортивное звание, установленное в СССР и присуждаемое пожизненно спортсменам, выполнившим на официальных соревнованиях нормы и требования, предъявляемые к званию). Его дочь Елена стала Чемпионом России в классе Луч-мини и многократным призером России в классе Европа.
Валентин Данилов начал плавать в ЦСК ВМФ в 1952 году (лодочником). В 1953 году пришел в М-класс лодочником. И впервые он стал медалистом в 1953 году. В 1954-1955 годах он перешел в класс Р-3. В 1956 году он пришел в класс финнов, а в 1957 году получил свой первый приз в классе финнов и выполнил нормы и требования для первого спортивного разряда. В 1966 году он стал мастером спорта. Неоднократно побеждал на различных соревнованиях в классе финнов.
С 1952 года Валентин Данилов выступал за команду ЦСК ВМФ и не пропускал ни одного сезона.
В 2005 году он принял участие в Золотом кубке Финна в Москве, где соревновался со своим ровесником Августом Миллером.
Валентин много сделал для поддержания и развития класса Финн в Москве. Был одним из основателей Ассоциации финнов России. На протяжении многих лет он был самым близким другом и всегда поддерживал нашего двукратного призера Олимпийских игр Андрея Балашова. Благодаря Валентину Данилову в класс финнов вернулись наши знаменитые ветераны Виктор Потапов, Виктор Козлов, Андрей Балашов и Юрий Половинкин.
Валентин Данилов также был хранителем истории класса Финн в Москве (Россия), любил класс и отдавал ему все силы. Своими хорошими шутками и историями он был душой компании. До последних своих дней активно участвовал в жизни класса и, несмотря на возраст и состояние здоровья, принимал участие в мероприятиях в физически сложном классе Финн. Он всегда был организован, тактичен, слыл дисциплинированным и подавал пример всем остальным.
В этом году в сентябре, когда Валентин принимал участие в регате Open Russian, он заболел и вскоре скончался от неизлечимой болезни.