«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Практикум обществознание важенин 10 класс: Обществознание, Важенин А.Г., 2008

Содержание

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Деятельность понимается как проявление активности человека в какой-либо сфере его существования. В процессе деятельности происходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от животных человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связанные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т. д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим выделяют такую разновидность деятельности, как мыслительную. Субъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми.

Так, из руды производят металл, из глины — посуду, из кирпичей — дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человеческой деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» — необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель — это мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной форме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поставить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпадать с реальными условиями окружающего мира и возможностями самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Однако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств.

Средствамимогут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкретные действия человека на пути к поставленной цели. Причем средства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого достаточно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскаватор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может выбрать два пути. Первый — купить автомобиль, второй — его украсть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет достигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме того, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут, и вы займете высокую должность, в глазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для себя.

Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и т.д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий, которые в конечном итоге приводят его к достижению поставленной цели — выполнению домашнего задания.

Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по- разному. Внешние проявления деятельности называются

поведением. В поведении отражается отношение человека к окружающим людям. Один человек уважителен с людьми, другой — надменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотивация, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причинами могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мотивом в этом случае выступают

потребностиосознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические потребности и потребности в безопасности, а к высшим (или вторичным, приобретенным) — социальные, престижные и духовные потребности.

Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением человеческой жизни) потребности возникают у человека с рождения. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизводстве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гарантий и т.д.

Социальные потребности реализуются в процессе общения людей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отвечать им тем же.

V Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, получить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль играют самооценка человека, стремление к достижению успеха, сопоставление целей и реальных возможностей их достижения. Поэтому такие потребности называют еще

эгоистическими.

Духовные потребности связаны с творческой активностью человека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духовные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения литературы и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные потребности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. История знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли на смерть ради жизни близких, свободы своего народа.

Потребность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, включить приятную музыку.

Первичные потребности присуши в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шумные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности.

Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захотим пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поручения начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению престижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поиске пиши, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди материально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же, как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справедливости (ценности межличностного общения), вопросы престижности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система ценностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасывает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в разного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этических, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности. Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельностьнаправлена на преобразование окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производственную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на общество. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осознании всех элементов окружающего мира, оценочной деятельности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.

В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную. Большинство достижений человечества есть результат его созидательной деятельности. Но многие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматривать создание новых видов военной техники. С точки зрения научно-технического развития это, несомненно, проявление созидательной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой деятельности.

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, преподавательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наиболее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творчества составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего произведения и его практическую значимость. Причем результат творческой деятельности должен быть признан обществом. На практике бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.

Не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.

Вопросы и задания

1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?

2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите их примеры из реальной жизни.

3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?

4. Что такое поведение? Каковы его критерии?

5. Какую роль в деятельности играет мотив?

6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потребностей?

7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей. Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетворенные потребности?

8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?

9. Какие ценности и идеалы существуют в современном обществе? В чем состоят ваши ценности и идеалы?

10. Какие виды деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?

11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о соотношении целей и средств деятельности? Выскажите свое мнение.

А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело — жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать».

Д. Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».

И. Гёте: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся».

Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери».

И. Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».

М. Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по меньшей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия».

Конспекты — «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураНемецкий языкОБЖОбществознаниеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классы5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники»Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л. Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.»Обществознание (базовый уровень)», Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С.»Обществознание (базовый уровень)», Воронцов А.В., Королёва Г.Э., Наумов С.А., Романов К.С. / Под ред. Бордовского Г.А.»Обществознание (базовый уровень)», Котова О.А., Лискова Т.Е.»Обществознание (базовый уровень) (в 2 частях)», Кудина М.В., Рыбакова М.В., Пушкарева Г.В. и др. Под ред. Никонова В.А.»Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.»Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.»Обществознание. Базовый уровень», Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Беличенко Д.Ю., Корпачёва Л.Н., Николаева А.А., Павлова Н.С., Сизова Е.В., Ярославцева М.Ю.»Обществознание. Профильный уровень», Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М.»Право (базовый и углублённый уровни)», Никитин А. Ф., Никитина Т.И.»Право: основы правовой культуры (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях)», Певцова Е.А.»Экономика», Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В., Пивоварова М.А., Касьянова А.К., Колодняя Г.В., Юданов А.Ю., Успенский В.А., Муравьева А.В., Тарасенко С.В., Будович Ю.И., Медведева М.Б., Кулакова Т.Ю. / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н.»Экономика», Липсиц И.В.»Экономика (базовый и углублённый уровни)», Хасбулатов Р.И.»Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.»Экономика (базовый уровень)», Киреев А.»Экономика (базовый уровень)», Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В.»Экономика. Основы экономической теории (углублённый уровень)», Под редакцией Иванова С.И., Линькова А.Я.

Выберите тему: Все темыГлава 1. Человек и общество1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции1.2. Человек, индивид, личность1.3. Деятельность человека1.4. Сознание, соотношение бытия и сознания1.5. Познание1.6. Общение1.7. Понятие общества1.8. Сферы общества1. 9. Общество и природа1.10. Развитие общества1.11. Культура и цивилизация1.12. Типология обществ1.13. Глобализация человеческого обществаГлава 2. Духовная культура человека и общества2.1. Культура2.2. Наука2.3. Образование2.4. Мораль2.5. Религия2.6. ИскусствоГлава 3. Экономика3.1. Понятие экономики3.2. Рынок3.3. Роль государства в экономике3.4. Экономика потребителя3.5. Россия в мировой экономикеГлава 4. Социальные отношения4.1. Социальная стратификация4.2. Социальное поведение4.3. Молодежь4.4. Этнические общности4.5. СемьяГлава 5. Политика5.1. Государство и политическая система общества5.2. Функции государства5.3. Три составляющих формы государства Форма правления5.4. Три составляющих формы государства Форма государственного устройства и форма политического режима5.5. Гражданское общество и правовое государство5.6. Политическая идеологияГлава 6. Право6.1. Понятие права. Право в системе социальных норм6.2. Норма права. Система права6.3. Формы (источники) права6.4. Правосознание. Правоотношение6. 5. Правонарушение и юридическая ответственность6.6. Конституционное право6.7. Права и свободы человека и гражданина6.8. Гражданское право6.9. Трудовое право6.10. Административное право6.11. Уголовное правоЛитература

ВВЕДЕНИЕ

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им

и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше обще­ ство — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не

поддержал другого».

Л. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества». Э.ДюркгеЙм: «Общество — это наиболее могущественный фо­

кус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, кото­ рая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: <,В одиночестве человек — слабое существо, в едине­ нии с другими — сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд

друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают

низко насевшее над ним».

К. Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуще­ ствленный натурализм человека и осуществленный гуманизм при­ роды»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова проти­ вопоставлять «общество» как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллек­ тивного … является проявлением и утверждением общественной

жизни».

Л. Фейрбах: «Общение облагораживает и возвышает, в обще­ стве человек невольно, без всякого притворства держит себя ина­

че, чем в одиночестве».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ ских социологов — Р. миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования

этих институтов.

«Под институтом Я понимаю общественную форму определен­ ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­ вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­ бинация институциональных порядков образует социальную струк­

туру.

Общество — это конфигурация институтов, которые при сво­ ем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический — институты, организующие хозяй­ ственную деятельность; 2) политический — институты власти;

7

Важенин А.Г. Обществознание

УДК 3(075.32) ББК 60я723 В129

Р е ц е н з е н т ы :

доктор юридических наук, профессор кафедры методики преподавания истории и общественно-политических дисциплин

Московского государственного областного университета Е. А.Певцова; заведующая дневным отделением Московского

политехнического колледжа Н.Б.Ходакова

Важенин А. Г.

В129 Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. — 5-е изд., испр. — М. : Издатель-

ский центр «Академия», 2008. — 368 с. ISBN 978-5-7695- 4828-4

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; освещаются глобальные проблемы современности.

Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.

УДК 3(075.32) ББК 60я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Важенин А. Г., 2005 © Важенин А. Г., 2008, с изменениями © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4828-4 © Образовательноиздательский центр «Академия», 2008

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критичскому анализу. Почему человек не может жить вне общества? Почему с одними людьми мы поддерживаем дружеские отношения, а с другими не хотим общаться? Почему один стремится достичь в жизни большего, а другой останавливается на достигнутом? Почему в обществе есть богатые и бедные? Почему происходят войны и революции? Зачем нужно государство?

Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучен многих научных дисциплин — философии, социологии, политологии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объединены в общий комплекс обществознания.

Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юриспруденцию, — науки, которые изучают человека и общество разных сторон. Социология изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших малых групп, общества в целом. Культурология изучает мир искусства. Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства н экономику. Политология занимается вопросами политическо системы общества, власти, устройства и функций государства. Юриспруденция изучает юридические правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказания за них.

С древних времен особая роль отводилась философии— науке, которая занимается такими вопросами, как смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Древние мыслители представляли систему наук садом, в котором каждый ученый— представитель той или иной науки — «копается» в своей грядке, и только философ стоит над всеми и видит все уголки сада. Таким образом, именно философия закладывает мировоззренческие основы всех остальных наук.

В центре каждой из указанных наук стоит человек — существо общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.

Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетворять необходимые потребности и оценивать достигнутые результаты.

Но жизнь в обществе — это еще и ответственность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, — сказал один из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, традициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы должны следовать установленным государством правовым нормам. А как защитить свои права в случае их нарушения? В этих вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться.

Нередко молодые люди высказывают желание стать социологом, политологом, экономистом, юристом, не зная сути этих профессий. Для целенаправленного выбора будущей профессиональной деятельности необходимо получить базовые знания в области обществознания. Эти базовые знания содержит данная книга. В ней рассказывается, когда возникло человеческое общество, как оно развивалось и как взаимодействовало с природой; объясняется, почему одни народы развивались быстрее, а другие медленнее; что такое культура и каковы ее проявления; что такое стратификация и социальный статус и почему существует неравенство. Разъясняются основные законы экономики, сложная структура экономических отношений; описывается, какую роль в обществе играет государство, и дается представление об основных отраслях российского права.

Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи, поэтому усвоенные в детстве знания становятся основой будущей взрослой жизни.

ГЛАВА 1

ОБЩЕСТВО

1.1.ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

Сдавних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земле- дельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром,

•зервью). Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называютобщежитием. Наряду с этими понятиями существует и понятиеобщество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие«общий», т.е. объединяющий людей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотрет кино. Работники трудового коллектива объединяются для совместного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы определенных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них ид заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадется после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объединением людей или представляет собой сложную совокупность человеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появление государства вызывали необходимость обобщить представления об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая на себе его воздействие. Действительно, общество представляет собой сложную систему организации жизни людей, в которой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обществе, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобретают навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе общения с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории известны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей.

Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарвина, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашавшего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выживание. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее по отношению к некоторым видам животных применяются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие черты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль

каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, российское общество, спортивное общество и т.д. В современной научной литературе существует множество трактовок понятия«общество». Оно понимается как определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в историческом развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество) и как социальная организация какой-либо страны, имеющая определенную структуру(российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся и отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество — это объединение людей, которое обладает определенными признаками:

1)не является частью крупной системы;

2)браки заключаются между представителями данного объе динения;

3)пополняется за счет детей представителей этого объедине

ния;

4)имеет свою территорию;

5)имеет свое название и даже свою историю;

6)обладает собственной системой управления;

7)существует дольше средней продолжительности жизни ин дивида;

8)его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.), которые находят выражение в определенной культуре. ‘

Указанные Шилзом критерии можно считать универсальными, так как они подходят к совершенно разнообразным объеднениям людей, которые существовали в прошлом и существу сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, пополнение детьми представителей объединения и существование дольш средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут Для характеристики студенческих групп, трудовых коллективов,

политических партий, клубов по интересам и т. д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как страна, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, имеющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна — Россия — занимает территорию более 17 млн км2 с населением около 150 млн человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием. Различен и национальный состав населения. Тем не менее территориальное единство поддерживается государственной властью Российской Федерации. Граждане России имеют равные права, подчиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти— Президента и Государственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.).

В отличие от страныгосударство является политической организацией, осуществляющей управление населением определенной территории. Государство имеет свою систему власти(парламент, правительство), определенный тип отношений с населением (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории(унитарное или федеративное государство).

Нация — это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований. Нации могут существовать в рамках одной территории и государства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства. В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохраняет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д.

Таким образом, объединения людей на основе территориальной общности, государственности и национальной принадлежности, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредственное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рамках этих групп происходит личное общение людей на основе стремления к достижению общей цели.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В об-

ществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние группы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.

Однако неправильно было бы сводить понятие общества только к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельно-

сти. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:

-производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

-политические отношения, возникающие в процессе управле ния обществом и борьбы за власть;

-брачно-семейные отношения — личные отношения, связан ные с рождением и воспитанием детей;

-межнациональные отношения между представителями разных наций;

-социальные отношения между различными социальными груп пами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других -на ций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

1)производство материальных и духовных благ;

2)социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3)политические организации, главное место среди которых занимает государство; ‘_ 4) институты общества.

В обыденной жизни понятие«институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт понимается как совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Первичный социальный институт — институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослыми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступаетполитический институт, включающий отношения в сфере управления обществом. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами.

Кроме того, составляющими политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной организацией, реализующей управление обществом, является государство. Оно имеет монополию на руководство общественной жи-

знью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие(плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.

Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Производство возникло тогда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном этапе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств -су ществования. Использование палки-копалки позволило эффективнее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда

улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить многообразные материальные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая в широком смысле означает совокупность всех до-

Методическая разработка практикума ЕГЭ по обществознанию для 10 класса

Практикум по обществознанию. 10 класс. Раздел «Человек и общество»

1.Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

 

Объ­ек­ты деятельностире­зуль­та­ты деятельностимо­ти­вы деятельностисубъ­ек­ты деятельностиструк­ту­ра деятельности.

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

 

Знаниямировоззрениеценностиустановкиубеждения.

3.Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

 

Ощущениепредставлениесуждениевосприятиеформа познания.

4.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

 

Мотивкомпонент деятельностицельпроцессрезультатметод.

5.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

 

1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус

5) нормы 6) средства 7) результат

6.Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся характеристикой сту­пе­ней познания че­ло­ве­ком мира.

 

1) ощущение 2) восприятие 3) гипотеза 4) представление

5) практика 6) суждение 7) понятие

 

11. Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями:

 

ОПЕРАЦИИ

 

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A) от­ра­же­ние в со­зна­нии человека внеш­них свойств предмета

Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа

B) фик­са­ция существенных свойств предмета

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета

Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств

Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве имеющихся

 

1) чувственное

2) логическое

 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

7. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

8.Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям

3) проявления наследственности

4) формирование наций

5) чувственное восприятие мира

6) развитие рынка

9.Укажите в при­ве­ден­ном перечне эм­пи­ри­че­ские методы на­уч­но­го познания

1) Ученые-вулканологи на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вулкана Этна

2) Ученые-историки вы­дви­ну­ли гипотезу про­ис­хож­де­ния названия «Русь» от при­бал­тий­ско­го племени ругов.

3) Эко­но­ми­сты теоретически обос­но­ва­ли перспективы раз­ви­тия глобальной экономики.

4) Эко­ло­ги провели при по­мо­щи специального зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти генной ин­же­не­рии выявили ген, спо­соб­ству­ю­щий заболеванию раком.

10.Найдите в приведённом ниже спис­ке черты человека, обу­слов­лен­ные биологически, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) возрастные и по­ло­вые различия

2) темперамент

3) особенности нерв­ной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

Задания повышенной сложности :

12. Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

13. Раскройте на при­ме­ре изучения лю­бо­го школьного пред­ме­та три ос­нов­ные характеристики уче­ния как вида деятельности.

14.В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.

16. Приведите три примера проявления человека как личности

15.Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

16. Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

17.Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

18. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

В ВАШЕМ СПРАВОЧНИКЕ ДЛЯ 9/10 КЛАССОВ Контакты и информация кампуса Важность терминов и определений высшего образования Скачать на ppt

Презентация на тему: «В ВАШЕМ СПРАВОЧНИКЕ 9/10 КЛАССОВ Контакты и информация кампуса …… 3-6 Важность высшего образования …….. 7-8 Термины и определения …. ………. «- стенограмма презентации:

1

2

3 В ВАШЕМ СПРАВОЧНИКЕ ЗА 9/10 КЛАСС Контакты и информация кампуса…… 3-6 Важность высшего образования …….. 7-8 Термины и определения ………….. 9-10 Навыки обучения ….. ……………. 11-13 Контрольные списки за 9-е и 10-е места . …………. 14 Требования и цели выпуска … 15-19 Кредиты колледжа в старшей школе …….. 20-24 Информация о тестировании …………… 25-29 Полезные сайты ………….. … 30-31 Клубы и спонсоры NHS ………….. 32

4 КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ДЛЯ 9-ГО КЛАССА _____ Выберите интересные классы _____ Изучите внеклассные интересы и волонтерскую работу _____ Учеба — оценки за семестр заносятся в постоянную расшифровку стенограммы _____ Создайте файл, в котором будет храниться список наград, наград и мероприятий _____ Занимайтесь чтением вне школы _____ Посещайте ярмарку в колледже

5 Go Center Видео

6 6 кредитов = второкурсник 13 кредитов = младший 19 кредитов = старший… к первому дню осеннего семестра


7 Двойной зачет (юниоры и пожилые люди) Благодаря нашему партнерству с North Central Texas College, мы предлагаем различные курсы, с помощью которых студент может одновременно заработать зачет за свою среднюю школу и курс колледжа. Например: студент, получающий двойной кредит по английскому языку, получит 4 кредита по английскому языку, а также два семестра кредита для первого курса английского языка NCTC. Требования: тест THEA или освобождение через TAKS, средний балл 3.0 и отсутствие проблем с посещаемостью / поведением !!!

Что такое социальные исследования и каково их значение в 2019 году? ▷ Legit.ng

Что такое общественные науки? Как это связано с вашей повседневной жизнью и почему каждому человеку в мире необходимо знать хотя бы основные правила или факты, которые нам сообщают социальные исследования? Узнай здесь!

Фото: asaionline.org
Источник: UGC

Определение социальных исследований

Возможно, вы слышали об этом предмете раньше, но что вы на самом деле знаете о значении социальных исследований?

Как вы могли догадаться, этот термин происходит от слова «общество» и в основном относится к людям и миру. Одно из определений социальных исследований состоит в том, что это общий термин для обозначения политики, географии, психологии и социологии.

Эти области были объединены в одно общее название «социальные исследования», поскольку все они связаны с человеческой популяцией, ситуациями, психологическим пониманием и так далее.Да, каждый из них изучается отдельно, и если вы выберете, например, общественные науки в качестве основной дисциплины в университете, это не все, что вам нужно будет делать.

В чем смысл жизни с точки зрения философов и ученых?

Объем социальных исследований

Фото: marj3.com
Источник: UGC

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Список курсов факультета искусств в Нигерии

В настоящее время мы можем увидеть, как социальные исследования влияют на наш мир, даже если мы можем не всегда понимают, что все, что происходит вокруг нас, является именно результатом этих исследований.

Все существующие страны имеют между собой тесные отношения. У нас есть взаимная торговля, политические отношения, некоторые страны находятся на одной территории и так далее. Вот почему сейчас создается множество организаций, чтобы облегчить все эти отношения, например, ВТО (Всемирная торговая организация), ЕС (Европейский союз) и многие другие.

Разделим все компоненты социальных исследований:

  • История. Слышали ли вы когда-нибудь такую ​​фразу, как «история повторяется»? Это означает, что если мы изучим все успешные и неудачные ситуации из прошлого, мы сможем ясно увидеть ситуацию, происходящую прямо сейчас, и постараемся не повторять те ошибки, которые были сделаны десятилетия или даже столетия назад.
  • Политика. Изучая политику и все ее возможные версии и системы, мы можем понимать, как делать осознанный выбор, или мы также можем знать роль политического «мира» и как он работает, почему это так.
  • Экономика. Мы все связаны с экономикой, хотим мы того или нет. Мы все платим за разные товары и услуги, все получаем зарплату, все платим налоги. Понимание того, как работают все процессы, связанные с деньгами, может действительно упростить нашу повседневную жизнь.
  • География. Изучение географии позволяет нам лучше понять наше общество в целом. Также очень интересно и полезно знать особенности разных культур и традиций. Поскольку все страны становятся доступными, ваши знания в этой сфере могут помочь вам почувствовать себя лучше и показать себя образованным человеком на случай, если вы встретите что-то вне своей «зоны».
Лучшие темы для изучения Библии, на которые стоит обратить внимание сегодня

Цели социальных исследований

Фото: amediaagency.com
Источник: UGC

  • Гражданская компетентность. Социальные науки обучают людей, давая им навыки и отношения, которые могут помочь им стать ответственными и компетентными гражданами. В результате люди становятся вдумчивыми, и им легче участвовать в жизни своего города или даже страны. Это также дает лучшее понимание того, каковы «правила» информированного гражданина и как вы можете их использовать.
  • Критическое мышление. Он показывает нам, как устойчивые идеи и события влияют на нашу жизнь.Вы можете получить четкое представление о том, какое участие вы принимаете в жизни своей страны и как вы можете заложить основу для будущего своей страны. Он дает базовые знания об исторических фактах и ​​важности голоса народа. Одним из преимуществ критического мышления является способность критически мыслить, когда дело касается социальных вопросов, и понимание социальных ценностей.
  • Социальное понимание. Это не только мировые проблемы, но и отношения между людьми.Эта цель социального исследования позволяет нам понять состояние человека, узнать о разнообразии и взаимозависимости мира и о том, как иметь дело с огромным количеством множественных культур и идеологий в этом мире.
  • Объединение идей. Это общая цель, которую вы можете получить от социальных исследований. Это показывает нам, как использовать все компоненты, например, географию и политику, в одном полном мнении.
Интересное определение экономики развития и цель исследования

Важность социальных исследований

Фото: radioafriquefrance.fr
Источник: UGC

Даже если вы «слишком далеки» от всех этих мировых проблем и, возможно, вас это не интересует, все же существует определенная важность социальных наук, изучение которых просто для вашего блага. Как известно, эти исследования включают психологию. И это не означает, что мы узнаем человеческий мозг или характер.

Но просто понимание собственного поведения и результатов, которые оно может дать вам или другим людям вокруг вас, уже делает эту дисциплину даже более важной, чем математика, биология, химия или любой другой предмет, который мы знаем из школы.

Социальные науки очень широки и охватывают множество различных сфер знаний. Поэтому, если вы хотите лучше понять, как устроен мир, вам обязательно стоит подумать о добавлении социальных наук в свою учебную программу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 2019: Законный опрос показывает наиболее важную проблему Нигерийцы хотят, чтобы кандидаты в президенты решали во время кампаний

10 основных функций литературы, которые вам необходимо знать

Решения NCERT для социальных наук 10 класса

Класс 10 по общественным наукам в формате PDF, который можно загрузить бесплатно, обновлен к новой академической сессии 2020-2021 гг. Студенты UP Board теперь используют книги NCERT для новой сессии. Итак, загрузите решения UP Board для 10 класса социальных наук (sst) в формате PDF. Вы также можете скачать книги NCERT и доску UP для 10-й сессии по истории, географии, гражданскому праву и экономике для сессии 2020-21. Также для сессия 2020-21.

Онлайн-исследование будет включать вопросы из документов правления в соответствии с последней и обновленной программой CBSE на 2020-2021 годы. Решения 10 по социальным наукам применимы к UP Board, Gujrat Board, Uttarakhand, Jammu и Kashmir Board of School Education (jkbose), CBSE и всем этим советам, которые следят за NCERT Books.

Решения NCERT для класса 10 по социальным наукам

4

NCERT для класса 10 по общественным наукам

Решения NCERT для класса 10 по социальным наукам представлены ниже, обновленные для новой академической сессии 2020-2021 гг. Решения UP Board для социальных наук 10 класса аналогичны NCERT Sols. Таким образом, студенты могут бесплатно скачать здесь решения UP Board Books. Загрузите книги NCERT и офлайн-приложения, основанные на последней программе CBSE Syllabus. Задайте свои сомнения и ответьте своим друзьям через дискуссионный форум. Если у вас есть сомнения относительно NIOS, вы можете поместить свою проблему в дискуссионный форум, чтобы получить правильные предложения.

Решения NCERT для социальных наук 10 класса Все предметы

Решения NCERT для социальных наук 10 класса ГЕОГРАФИЯ

ГЕОГРАФИЯ (СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ — II)

1.Ресурсы и развитие
2. Лесные ресурсы и ресурсы дикой природы
5. Минеральные и энергетические ресурсы
6. Обрабатывающая промышленность
7. Линии жизни национальной экономики

Решения NCERT для класса 10 Социальные науки ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ (ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — II)

3. Демократия и разнообразие
4. Гендер, религия и каста в политике
5. Народная борьба и движения
8.Вызовы демократии

Загрузите книги NCERT на основе последней программы CBSE и текущей учебной программы для класса 10. Задайте свои сомнения и поделитесь своими знаниями с друзьями и другими пользователями через дискуссионный форум.

Важные вопросы по социальным наукам 10 класса

Почему мы используем средние значения? Есть ли ограничения в их использовании? Проиллюстрируйте своими собственными примерами, связанными с разработкой.

Среднее — полезный инструмент для сравнения различных количеств одной и той же категории.
Например, мы используем средние значения для расчета дохода на душу населения в стране из-за различий в доходах разных людей. Однако есть ограничения на использование средних значений. Это не показывает распределение вещей между людьми. Например, предположим, что в стране годовой доход продавца фруктов составляет 50 000 фунтов стерлингов, в то время как сотрудник MNC получает годовой пакет в размере 6 000 000 фунтов стерлингов. Таким образом, средний доход в этой стране составит 3,25 000 фунтов стерлингов. У обоих людей большая разница в доходах, но средний показатель дает неверную картину.Фактический доход или статус остаются неизвестными. Можно однозначно рассматривать это как богатую страну, игнорируя разницу в доходах между двумя людьми. Средние значения полезны для сравнения; они также скрывают неравенство.

Различайте открытую безработицу и скрытую безработицу.

Когда рабочая сила страны не получает адекватных возможностей для трудоустройства, такая ситуация называется открытой безработицей. Промышленный сектор нашей страны больше всего страдает от этого вида безработицы.Это также наблюдается среди безземельных сельскохозяйственных рабочих в сельской местности. Такая безработица существует из-за нехватки ресурсов.
Когда люди явно заняты, но на самом деле не имеют полной занятости и больше людей занято работой, чем требуется, без увеличения производства, это называется скрытой занятостью. Этот тип безработицы обычно встречается в неорганизованном секторе, где либо работа не всегда доступна, либо слишком много людей занято одной и той же работой, не требующей такого количества рабочих рук.К такой ситуации приводит отсутствие альтернативных возможностей трудоустройства.

Проанализировать роль кредита для развития.

Кредит под разумную процентную ставку играет решающую роль в развитии страны. Потребность в ссудах существует в огромном количестве для различных видов экономической деятельности. Кредит способствует развитию бизнеса и помогает людям покрывать регулярные производственные расходы. Это открывает возможности на рынке для людей, желающих создать малый бизнес.Кредит помогает в расширении своего бизнеса, фермеры могут выращивать различные культуры, приобретать оборудование для сельского хозяйства, отправлять своих детей на высшее образование и т. Д. Студенты получают ссуду без залога для получения высшего образования, что снова ведет к развитию нации. Таким образом, кредит играет жизненно важную роль в развитии страны.

Почему развитые страны хотят, чтобы развивающиеся страны либерализовали свою торговлю и инвестиции? Как вы думаете, что должны требовать развивающиеся страны взамен?

Развитые страны хотят, чтобы развивающиеся страны либерализовали свою торговлю, а также инвестиции, потому что тогда многонациональные корпорации развитых стран могут открывать свои фабрики в менее дорогих развивающихся странах, а затем увеличивать свою прибыль, снижая производственные затраты и сохраняя ту же цену продажи. .Если правительство Индии введет налог на импортные товары, то цена на товары будет выше для потребителя. В результате потребитель выберет покупку товаров, произведенных на местном рынке. Впоследствии не будет спроса на товары, которые ввозятся, и развитые страны не смогут продавать свои товары в развивающихся странах.
В обмен на либерализацию торговых законов производители развивающихся стран требуют «справедливой торговли». Развивающиеся страны должны требовать некоторой защиты отечественных производителей от конкуренции, создаваемой импортными товарами.Более того, должны взиматься сборы с ТНК, стремящихся создать базу в развивающихся странах. Создание баз ТНК в развивающихся странах также следует заставить работать на развитие страны.

Объясните необходимость потребительского сознания на двух примерах.

Потребительское сознание — это осознание своего права как потребителя при покупке любых товаров или услуг. Потребители имеют право на защиту от сбыта товаров и оказания услуг, опасных для жизни и имущества.
Пример: логотипы ISI и Agmark являются подтверждением сертификации качества для определенных классов продуктов. Потребитель должен искать такие сертификаты при покупке товаров, требующих этих знаков.

Кем были Марианна и Германия? Какое значение имело то, как они были изображены?

Марианна и Германия были женскими аллегориями французской и немецкой наций. Они стояли как олицетворения таких идеалов, как «свобода» и «республика». Важность того, как они были изображены, заключалась в том, что публика могла идентифицировать себя с их символическим значением, и это внушало бы им чувство национального единства.

Обсудите Соляной марш, чтобы понять, почему он был эффективным символом сопротивления колониализму.

Соляной марш был эффективным символом сопротивления колониализму, потому что он проводился в знак восстания против товара — соли, которую использовали как богатые, так и бедные. Налог на соль и государственная монополия на ее производство были жесткими административными мерами. Соляной марш оказался эффективным еще и потому, что во время марша Ганди Джи встретил большое количество простолюдинов и научил их истинному значению свараджа и ненасилия.Мирно игнорируя закон и противодействуя правительственным распоряжениям, Ганди джи показал всей нации пример того, как можно противостоять угнетателю ненасильственным путем. Это также привело к движению гражданского неповиновения в 1930 году.

Объясните три типа движений или потоков в рамках международного экономического обмена. Найдите по одному примеру каждого типа потока, в котором участвовали Индия и индийцы, и напишите его краткое описание.

Три типа движений или потоков в рамках международного экономического обмена — это торговые потоки, потоки человеческого капитала и потоки капитала или инвестиций.Их можно объяснить как торговлю сельскохозяйственной продукцией, миграцию рабочей силы и финансовые займы в другие страны и из них.
Индия была центром торговли в досовременном мире, и она экспортировала ткани и специи в обмен на золото и серебро из Европы. Многие различные продукты, такие как картофель, соя, арахис, кукуруза, помидоры, перец чили и сладкий картофель, попали в Индию из Америки после того, как Колумб открыл это.
В сфере труда в XIX веке наемный труд предоставлялся на заграничных шахтах, плантациях и фабриках в огромных количествах.Это был инструмент колониального господства англичан.
Наконец, Британия взяла у США щедрые ссуды на финансирование мировой войны. Поскольку Индия была английской колонией, влияние этих ссуд ощущалось и в Индии. Британское правительство увеличило налоги, процентные ставки и снизило цены на продукты, покупаемые в колонии. Косвенно, но сильно это повлияло на индийскую экономику и людей.

Ганди сказал, что борьба за Сварадж — это борьба за свободу слова, свободу печати и свободу ассоциаций.Почему? Дайте повод?

Ганди сказал, что борьба за Сварадж — это борьба за свободу слова, свободу печати и свободу ассоциаций, поскольку он считал это мощными способами выражения и культивирования общественного мнения. Отрицание этих свобод несовместимо с идеей самоуправления и независимости. Следовательно, борьба за эти свободы, по его словам, по сути была борьбой за Сварадж или самоуправление.

Объясните структуру землепользования в Индии и почему площадь под лесом не сильно увеличилась с 1960-61 годов?

Около 45% земли используется как чистая посевная площадь, т.е.е. для сельского хозяйства. Около 22% земли находится под лесом, а остальная часть земли используется для различных целей; например, жилье, отдых и промышленная деятельность. Рост населения и последующий рост спроса на ресурсы является основной причиной того, что за этот период площадь лесных угодий не увеличилась.

Что такое биоразнообразие? Почему биоразнообразие важно для жизни людей?

Разнообразие флоры и фауны в данной географической области называется биоразнообразием этой области.Каждый вид на этой Земле живет в системе взаимозависимостей от различных биотических и абиотических факторов. Человеческие существа также зависят от нескольких биотических и абиотических факторов для своего выживания. Мы можем напрямую брать некоторые ресурсы у определенных видов, но косвенно зависим от многих других видов. Следовательно, биоразнообразие важно для жизни людей.

Как работает Панчаяти Радж (сельское самоуправление)?

Группа каждого села имеет панчаят.
Президент или Сарпанч.
Непосредственно избирается народом.
Работает под руководством грамасабхи (всех избирателей деревни).
Собирается дважды или трижды в год для утверждения бюджета Грама Панчаят.

Почему желательно разделение власти? Объясните на примере три формы разделения полномочий в современных демократиях.

Для уменьшения возможности конфликтов между различными социальными группами и обеспечения политической стабильности желательно разделение власти. Ниже описаны различные формы разделения власти.
Горизонтальное распределение власти распределяется между различными органами власти, такими как исполнительная, законодательная и судебная.Вертикальное распределение мощности. Власть может быть разделена между правительствами на разных уровнях, такими как центральное правительство; государство Govt. и местное правительство. Власть также может распределяться между разными социальными группами. Ex. Религиозные и языковые группы, общественное управление в Бельгии и т. Д. Механизмы разделения власти также можно увидеть в том, как политические партии, группы давления и движения контролируют или влияют на власть имущих.

Когда социальное различие становится социальным разделением?

Когда различные социальные различия накладываются друг на друга, одно конкретное социальное различие становится все более заметным. Это ведет к социальному разделению и напряжению. Например, в Северной Ирландии социальные различия классов и религий накладываются друг на друга. Католики обычно бедны, а протестанты состоятельны. Это совпадение усиливает религиозные различия. В результате возникают конфликты между двумя религиозными группами.

Каков статус представленности женщин в законодательных органах Индии?

Когда дело доходит до представительства женщин в законодательных органах, Индия входит в нижнюю группу стран мира.Представительство женщин всегда составляло менее 10% в Лок Сабха и 5% в собраниях штатов.
С другой стороны, в случае органов местного самоуправления ситуация иная. Поскольку одна треть мест в органах местного самоуправления (панчаятах и ​​муниципалитетах) зарезервирована за женщинами, в сельских и городских органах местного самоуправления насчитывается более 10 миллионов избранных женщин.

Что такое группа давления? Приведи несколько примеров.

Группа давления — это организация, которая пытается повлиять на политику правительства посредством протестов и демонстраций. Группы давления образуются, когда люди с одинаковыми взглядами собираются вместе для достижения одинаковых целей. Примеры групп давления: FEDECOR и BAMCEF.

Предложите какие-нибудь реформы для усиления партий, чтобы они хорошо выполняли свои функции?

Вот некоторые реформы, которые могли бы укрепить политические партии:
Необходимо принять закон, регулирующий внутренние дела партий, тем самым сделав их более прозрачными.
Женщинам нужно выдать не менее одной трети билетов.
Государство должно финансировать избирательные кампании, тем самым устраняя лоббистские группы и недобросовестную конкуренцию.

Демократия не может уменьшить неравенство доходов между разными гражданами. Обоснуйте.

Демократия не может уменьшить неравенство доходов между разными гражданами. Это утверждение неверно. Закон о минимальной заработной плате, принятый правительством, и другие политические меры, регулирующие базовую цену, по которой сельскохозяйственные производители и мелкие предприятия продают свои товары, помогли увеличить доход на душу населения в стране, тем самым сделав ее граждан более зажиточными.

Что такое нехватка воды и каковы ее основные причины?

Нехватка воды или дефицит воды возникает, когда доступность воды недостаточна для удовлетворения спроса на воду.Это вызвано ростом населения, растущим спросом на воду и неравным доступом к ней.

Назовите одну из основных сельскохозяйственных культур Индии и регионы, где она производится.

Рис — основная продовольственная культура Индии. Произрастает на равнинах северной и северо-восточной Индии, в прибрежных районах и в дельтовых районах.

Что такое минерал?

Минерал — это однородное, встречающееся в природе вещество с определенной внутренней структурой. Минералы состоят из комбинации элементов, и добыча некоторых полезных ископаемых очень прибыльна.

Назовите любые три человеческих фактора, определяющих местонахождение отрасли.

Человеческими факторами, важными при выборе местоположения отрасли, являются: наличие дешевой рабочей силы, доступность таких услуг, как консультанты и финансовые консультации, а также ресурсы для поддержания рабочей силы.

Что подразумевается под торговлей? В чем разница между международной и местной торговлей?

Деловая активность между двумя или более сторонами называется торговлей. Торговля внутри страны называется местной или внутренней торговлей.Торговля между двумя странами называется международной торговлей.

От детского сада до 12-го класса

K-12 школ в США

В Соединенных Штатах учащиеся начинают формальное образование в возрасте пяти или шести лет. Как правило, от детского сада до 12-го класса (K-12) начальных и средних школ требуется, после чего ученик может выбрать колледж или университет. В США существует два типа детских садов до 12 классов (K-12): государственные и частные.Законы, касающиеся обязательного образования, различаются в зависимости от штата. Они касаются начального и конечного возраста, а также уровня участия. Эти законы применяются как к государственным, так и к частным школам K-12. Чтобы лучше понять эти требования, посетите нашу страницу «От детского сада до 12 классов» и поговорите с должностными лицами школы в штате, где ученик планирует жить.

SEVP может сертифицировать частную школу для зачисления учащихся F-1 или M-1 на любую или все программы K-12. SEVP может сертифицировать государственную школу для зачисления учащихся классов F-1 или M-1 в классы 9–12, который ограничен максимум 12 месяцами.

Финансовая информация

Потенциальные иностранные студенты, которые хотят учиться в Соединенных Штатах, должны иметь возможность доказать свою способность оплачивать свою образовательную программу, место для проживания и другие применимые расходы на проживание во время пребывания в Соединенных Штатах. Определение суммы расходов на проживание является решением учреждения, и школы должны получить финансовое свидетельство учащегося и сообщить об имуществе учащегося до выдачи формы I-20 «Свидетельство о праве на получение статуса неиммиграционного учащегося».«

Хотя учащиеся F-1 и M-1 не имеют права на финансовую помощь, финансируемую правительством США, частные школы могут принять решение о предоставлении финансовой помощи или стипендий для учащихся. Возможность предоставления финансовой помощи зависит от политики школы в области финансовой помощи и регулирующих правил. Потенциальные иностранные студенты могут использовать правительственные инструменты и информацию, такие как инструмент EducationUSA Find Financial Aid, для доступа к ресурсам финансовой помощи, разработанным специально для иностранных студентов.

Посещение государственных средних школ

Местные, государственные и федеральные налоговые поступления финансируют государственные школы. Учащийся F-1 или M-1 может посещать государственную среднюю школу, сертифицированную программой Student and Exchange Visitor Program (SEVP) (т. Е. Среднюю школу; 9-12 классы), с некоторыми ограничениями:

  • На максимальный период в 12 месяцев — этот срок распространяется на все государственные школы, которые посещает учащийся. Учащийся F-1 или M-1 не может провести год в одной государственной средней школе, а затем перейти в другую государственную среднюю школу; однако вы можете перейти в сертифицированную SEVP частную школу, чтобы продолжить получение диплома.
  • Должен оплачивать полную несубсидируемую стоимость посещения школьного округа на душу населения. Оплата этого сбора должна произойти до того, как студент подаст заявку на визу F-1 или M-1. Вы должны иметь возможность предъявить подтверждение этого платежа на собеседовании для получения визы и в пункте въезда при подаче заявления на въезд в Соединенные Штаты.

Для получения дополнительной информации свяжитесь с уполномоченным школьным должностным лицом (DSO).

Учащийся F-1 или M-1 не может посещать государственную школу от детского сада до восьмого уровня, поскольку эти школы не могут быть сертифицированы SEVP.

Для получения дополнительной информации о правилах и положениях SEVP для государственных средних школ посетите нашу страницу государственных школ с 9 по 12 классы.

Посещение частных школ K-12

В отличие от государственных школ, которые в основном финансируются за счет налоговых поступлений от местных, государственных и федеральных налогов, обучение финансируется за счет частных школ. Иностранные студенты могут подать заявление на получение статуса F-1 или M-1 для посещения частной, сертифицированной SEVP школы для классов K-12. В отличие от государственных школ, правила не устанавливают ограничений на время, в течение которого студент F-1 может посещать частную, сертифицированную SEVP школу.

Для получения дополнительной информации о правилах и положениях SEVP для частных школ K-12, пожалуйста, посетите нашу страницу от детского сада до 12 класса частных школ.

После 12 класса

Выпускник средней школы F-1 государственной или частной школы, который хотел бы продолжить обучение в США, может подать заявление в колледж или университет, сертифицированный SEVP. Как и в случае с выпускниками отечественной средней школы, в ваших интересах подать заявку и одобрить поступление в колледж в Соединенных Штатах задолго до окончания средней школы.

Данные SEVIS о студентах F-1 необходимо передать в принимающий колледж или университет. Для получения информации о переводе, пожалуйста, посетите страницу «Перевод для студентов F-1» на ICE. gov/SEVP. Если вы являетесь иждивенцем F-2 или M-2 и хотите продолжить учебу в Соединенных Штатах, вы можете узнать больше на странице «Изменение статуса».

Особые примечания для несовершеннолетних детей учащихся классов F-1 и M-1
  • Несовершеннолетний F-2 или M-2 иждивенец F-1 или M-1 может посещать государственную школу K-12 на соответствующем уровне обучения без какого-либо дополнительного разрешения или документации от SEVP.
  • Законы штата об образовании могут требовать, чтобы учащиеся F-2 и M-2 посещали соответствующий класс до определенного возраста.
  • Начальная или средняя школа, которую посещает учащийся F-2 или M-2, не требует сертификации SEVP.
  • Для перевода несовершеннолетнего иждивенца F-2 или M-2 из государственной школы в частную, учащийся F-1 или M-1 и / или супруга F-2, если применимо, должны поговорить с DSO школы.
  • Если вы являетесь иждивенцем F-2 или M-2 и хотите продолжить обучение в Соединенных Штатах, вы можете узнать больше на странице «Изменение статуса».

    Добавить комментарий

    ©2024 «Детская школа искусств» Мошенского муниципального района
Класс: 10
Тема: Социальные науки
Содержание: NCERT 9 9012 Совет по решениям