«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Практическая работа по географии 10 класс ответы – Учебно-методический материал по географии (10 класс) на тему: Практическая работа по теме: «География населения мира». 10класс | скачать бесплатно

Практические работы по географии 10 класс

Практические работы представляют собой усложняющуюся систему, увеличивается и уровень требований. В 10 классе ориентированы на формирование умений анализировать экономические карты, статистические материалы и составлять экономические характеристики.

Форма представления результата (отчётов) практической работы:
1. Текстовые работы. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы, сообщения, рефераты.
2. Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
3. Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
4. Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
5. Мультимедийные продукты, например, компьютерные плакаты, радиовыпуски, видеоролики.

Для 10 класса представлено 32 практические работы, которые делятся на тренировочные и оценочные, отмеченные знаком (*). Система практических работ как внутри каждого курса, так и по всей вертикали от V до X класса, создают условия для их выполнения, для успешной реализации принципа практико-ориентированного обучения.

Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике.

© Вилкова Ольга Николаевна Вилкова Ольга Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Практические работы по географии 10 класс категории География 10 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является конспект.



Скачать материал 477.4 Kb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

easyen.ru

Практические работы по географии 10 класс

Итоговые (оценочные) практические работы по географии, 10 класс.

Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.

Практическая работа №1.

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цели работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность». 2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов.

Последовательность выполнения работы

(работу можно выполнить любым из двух предложенных вариантов)

I вариант

1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его регионов.

Вид

полезных ископаемых

Весь

мир

В том числе

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть,

млрд т

166,6

3,1

117,1

10,4

26,2

0,3

Природный газ, трлн м3

139,4

6,0

53,4

9,6

14,0

1,1

Уголь,

млрд т

1 239

317

345

72

422

83

По табл. 4 на стр.126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.

Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результат работы оформите в виде таблицы.

Весь мир (регион)

Вид топлива

На сколько лет хватит

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная Азия

Нефть

Природный газ

Уголь

Африка

Нефть

Природный газ

Уголь

Америка

Нефть

Природный газ

Уголь

Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь

4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».

5. Сделайте вывод об обеспеченности мира и отдельных его регионов важнейшими видами топлива.

II вариант

1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, природного газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

Виды топлива

Страна

Запасы

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

43,1

Природный газ, трлн м3

Иран

20,7

Уголь, млрд т

США

397

По текстовым картам 24, 26, 27 на стр. 127-128 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) этих видов ресурсов в указанных странах.

Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды топлива

Страна

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

Природный газ, трлн м3

Иран

Уголь, млрд т

США

4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».

5. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности данных стран важнейшими видами топлива.

Практическая работа №2.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Цели работы: 1. Научиться определять демографическую ситуацию в разных странах и регионах мира. 2. Научиться характеризовать особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.

Последовательность выполнения работы

1. Используя рис. 13 на стр. 63 учебника, охарактеризуйте распространение первого и второго типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также табл. 12 и 13 в «Приложениях». Краткие выводы запишите в тетрадь.

2. Укажите особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.

3. Дополнительное задание: пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

Практическая работа №3.

Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Цели работы: 1. Научиться определять основные направления международной торговли. 2. Развивать умение анализировать международную специализацию стран и регионов мира.

Последовательность выполнения работы

  1. Дать определение понятию «Мировая торговля».

  2. Используя рис. 42 (стр. 161), проанализировать товарную структуру мировой торговли

  3. На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицу «Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции».

п/п

Страна

Промышленная продукция

Производство, млн.т.

Страна

С/Х продукция

Производство, млн.т.

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Нанесите эти страны на контурную карту. Стрелками покажите основные направления международной торговли.

  2. Перечислите факторы, определяющие международную специализацию стран и регионов мира.

Практическая работа №4.

Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Цель работы: научиться определять роль России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Последовательность выполнения работы

Используя текст и «Приложения» учебника, заполнить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции».

п/п

Отрасли промышленности

Место в мире

Отрасли сельского хозяйства

Место в мире

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Сделайте вывод о роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

www.metod-kopilka.ru

Практическая работа №5 по географии 10 класс (ответы)

 Практическая работа №5 по географии 10 класс  (ответы) — Сравнительная характеристика заповедников или национальных парков Беларуси (на примере двух­-трех)

 

1. Актуализация знаний.

Сформулируйте определения следующих терминов.

Заповедник — территория с самым строгим режимом охраны земли, которая исключается из хозяйственного оборота.

Заказник — территории, на которых вводится ограниченный режим природопользования с целью их сохранения.

Национальный парк — комплексные объекты охраны природы, регулируемого туризма и ограниченного ведения хозяйства.

2. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика заповедников, национальных парков Беларуси

Природоохранные территории Дата основания Площадь Цель образования Режим охраны и природопользования
Заповедники и национальные парки
Березинский биосферный заповедник 1925 г. свыше 80,9 тыс. га для охраны и разведения ценных птиц и животных заповедный
Национальный парк Беловежская пуща 1991 г. около 152,2 тыс. га сохранение уникальных природных комплексов, охрана популяции бобров, организация экологического просвещения, проведение исследований хозяйственной деятельности рекреационный
Национальный парк Браславские озёра 1995 г. 71,5 тыс. га сохранение уникальных природных комплексов Браславской озёрной грунты выделяются зоны с разной степенью охраны, основная хозяйственная деятельность — рекреационная

3. Сделайте выводы.

Какие общие черты имеют?

У всех заповедниках и национальных парков общие цели создания: сохранение отдельных видов растений и животных, уникальных природных комплексов, культурного наследия нашей Республики, для проведения научных исследований.

В чём различия природоохранных территорий Беларуси?

Различия природоохранных территорий в различном режиме охраны: в заповедниках не разрешена хозяйственная деятельность (например, посещения туристами заповедника), а в национальных парках, наоборот, разрешены некоторые виды, например выделены зоны с разной степенью охраны).

belmathematics.by

география практическая работа 10 класс

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ.Средства обучения: 1.Литература: Максаковский В.П. География 10-11 классы – М.: Просвещение.

infourok.ru > Практические работы по

ГДЗ к практическим работам по географии 10 класс Витченко…

Ответы к тетради для практических работ и индивидуальных заданий по географии Беларуси за 10 класс авторов А.Н. Витченко, Г.Г. Обух, Н.Г. Станкевич. ОТ АВТОРОВ. Дорогие учащиеся 10-ых классов! Перед вами ответы к тетради по географии за 10 класс.

MegaResheba.ru > ГДЗ к практическим работам

Методическая разработка по географии (10 класс) по теме…

Методические разработки для проведения практических работ по географии для 10 класса. Предложенные практические работы соответствуют примерным программам среднего (полного) общего образования по географии. Некоторые работы предлагаются в нескольких…

nsportal.ru > Методическая разработка

Практические работы по географии 10 класс

Итоговые (оценочные) практические работы к учебнику В. П. Максаковского Экономическая и социальная география мира. Практическая работа №1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Практическая работа №2…

metod-kopilka.ru > Практические работы по

Ответы к рабочей тетради по Географии10 класс (2015)

Рабочая тетрадь по Географии. Ответы. 10 класс. Темы.Практические.Предмет: География. Автор: Витченко А. Н., Обух Г. Г., Станкевич Н. Г. Год: 2015. Класс

superresheba.by > Ответы к рабочей тетради

ГДЗ по географии 10 класс практические работы Витченко…

10. Тема 2. Природные условия и ресурсы. 1.Тема 7. География производственной сферы. 1. 2.

gdz.fm > ГДЗ по географии 10 класс

Рабочая тетрадь по географии 10 класс Витченко, Обух

10 класс. География. практические работы Витченко.ГДЗ к рабочей тетради по географии для 10 класса автора Витченко предоставляет возможность самостоятельно подготовиться к занятиям, заполнять таблицы без помощи преподавателя, составлять графики и писать к ним…

resheba.me > Рабочая тетрадь по

Практические работы по географии 10-11 класс Все для учителя.

Практические работы. Практические работы по географии 10-11 класс.docx. Скачать Посмотреть.

pedsovet.org > Практические работы по

Решеба по Географии Витченко А.Н. за 10 класс практические

категория: практические работы. Решеба поможет выполнить домашние задание по Географии практические работы за 10 класс, автора: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г. . С ГДЗ Вы получите отличную оценку.

resheba.org > Решеба по Географии

Практические работы по географии 10 классГеография 10…

easyen.ru > Практические работы по

Практические работы по географии 10 классГеография 10…

easyen.ru > Практические работы по

ГДЗ Витченко А.Н. 10 класс по Географии практические работы

ГДЗ и Решебник за 10 класс по Географии практические работы поможет Вам найти верный ответ на самый сложный номер задания онлайн. Автор учебника: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г. от издательства Аверсэв 2015 .

megaresheba.com > ГДЗ Витченко А.Н. 10 класс по

Практические работы по географиигеография, прочее

Практические работы по географии. 10 класс. Практическая работа 1.Практическая работа 10. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

kopilkaurokov.ru > Практические работы по

Решебник практические работы (гдз) по Географии для 10

Тема 7. География производственной сферы.

reshebnik.com > Решебник практические

Практическая работа №5 по географии 10 класс (ответы)…

Belmathematics.by СтатьиГеография 11 класс (решеба, ответы) тема №10 — География отраслей мирового хозяйства. Практическая работа №5 по географии 10 класс (ответы) — Сравнительная характеристика заповедников или национальных парков Беларуси (на примере…

belmathematics.by > Практическая работа №5 по

Практическая работа по географии «Политическая карта мира…»

16. Практическая работа №2. Дисциплина «География».География.10 класс. М.: Дрофа.2016. 3.Рабочая тетрадь по дисциплине «География». 4. Справочные и статистические материалы.

uchitelya.com > Практическая работа по

Практическая работа 10Практические работы 10 класс

Главная → Практические работы по географииПрактические работы 10 классПрактическая работа 10. Нанесение на контурную карту главных районов выращиванияХод работы. 1. Актуализация знаний. Перечислите сельскохозяйственные культуры на основе…

resheba.net > Практическая работа 10 —

Практическая работа по географии для 10 класса

multiurok.ru > Практическая работа по

ГДЗ по географии для 10 класса практические работы Витченко…

Тут отличные гдз по географии практические работы для 10 класса, Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г. от Путина. Очень удобный интерфейс с решениями.

GdzPutina.ru > ГДЗ по географии для 10

Решебник практические работы по Географии за 10 класс

ГДЗ 10 класс География практические работы Витченко.Данное пособие содержит решебник (ГДЗ) практические работы по Географии за 10 класс . Автора: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г. Издательство: Аверсэв.

gitem.me > Решебник практические

География10 классПрактические работы | Сайт учителей…

Практические работы в тетрадях с печатной основой по курсу «География» 10 класс, 2015 — 2016 учебный год. 1. Составление таблицы “Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира”.

grigorenko-geo.ru > География — 10 класс —

География. Практическая работа 10 класс Тема: География

Практическая работа по географии в 10 классе по теме.Тема: География промышленности №1. Задание №1.На основании данных учебника (текста, карт и таблиц), заполните следующую сравнительную таблицу «Добыча нефти в развитых и развивающихся странах»

prodlenka.org > География. Практическая

Решебник по географии за 10 класс практические работы

ГДЗ: Онлайн готовые домашние задания практические работы по географии за 10 класс, автор Витченко А.Н., Обух Г.Г., спиши решения и ответы на ГДЗ гуру.

GDZ.guru > Решебник по географии за 10

Материал для проведения практических работ по географии

по географии в 10-11 классах.Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту(к/к) государств с монархической формой правления и федеративным устройством.

doc4web.ru > Материал для проведения

ГДЗ 10 класс по Географии практические работы Витченко…

ГДЗ содержит верные и подробные ответы с несколькими вариантами решения по Географии за 10 класс, автор издания: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г.. практические работы С нами учебный процесс станет лучше!

GDZ.im > ГДЗ 10 класс по Географии

Практические работы10 классГЕОГРАФИЯ — Персональный…

Практические работы. 01.10.2017, 16:03. Практическая работа № 1 «Составление графиков, схем, диаграмм на основе статистической информации».

fatram.ucoz.ru > Практические работы — 10

Материал для проведения практических работ по географии

по географии в 10-11 классах.Борщ Еленой Александровной. Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту(к/к) государств с монархической формой правления и федеративным устройством.

globuss24.ru > Материал для проведения

Гдз практические работы по Географии за 10 класс, авторы…

ГДЗ практические работы География 10 класс Витченко А.Н. авторы: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г..

megabotan.org > Гдз практические работы по

Практические работы по географии для 10-11 класса — К уроку…

Практические работы для 10-11 классов. Материал разработан учителем географии.Выполнение практических работ учащимися способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать…

pedsovet.su > Практические работы по

Практические работы по географии. 10 класс. — PDF

10 класс. Практическая работа 1. Анализ карт различной тематики.Практическая работа 10. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

docplayer.ru > Практические работы по

www.boomle.ru

Практические работы по географии 10 класс

10 класс

Практическая работа №1 Дата:_______

Работа по географическим и топографическим картам

Задание №1. Анализ одной из карт в атласе

  1. Определение библиографических показателей атласа ( название, авторы, год, место издания)

  2. Определение структуры атласа (группы основных карт, порядок их расположения)

  3. Характеристика содержания, методов картограф проекций

  4. Определение совокупности дополнительных материалов на карте ( дополнительный текст, рисунки, географ названия) их оценка ( достаточно, излишне или недостаточно)

  5. Выводы, сделанные при анализе.

Задание №2

Ответы на вопросы:

Назовите планеты гиганты и планеты земной группы?

Как вращается Земля и что нам дают эти вращения?

Что такое сила Кориолиса?

Охарактеризуйте понятие «Часовые пояса»?

Из скольких слоев состоит материковая земная кора?

Из чего состоит ядро Земли?

Какими бывают горные породы?

Виды условных знаков?

Методы изображения территории на картах?

Вывод

Практическая работа №2 Дата:_______

Тема: Оценить геополитическое положение Казахстана

План геополитической характеристики

1. Название страны. 
2. Местоположение на материке 
3.Пограничные государства => влияние на экономику 
4. Выход в моря и океаны => влияние на экономику и внешнюю политику 
5. Наличие транспортных путей => связь с экономическими центрами мира 
6. Сделать вывод о выгодности геополитического положения в стране 

Практическая работа №3 Дата:_______

Тема:«Определение степени обеспеченности видами природных ресурсов»

Цель: Сформировать представление о размещении ресурсов по планете, ресурсной обеспеченности отдельных стран и регионов.

Выбрать регион, территорию, область, город, географический объект и охарактеризовать его обеспеченность природными ресурсами по плану.

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:

Вариант 1:

  1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны  с помощью карт атласа и материалов учебника:
    а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
    б) водными;
    в) земельными;
    г) лесными.
    2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны  с помощью карт атласа.
    3. Сравните ресурсообеспеченность страны  с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
    а) назовите более обеспеченные страны;
    б) назовите менее обеспеченные страны.
    4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
    5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны  и прогноз развития страны.

Вариант 2:

  1. Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

  2.  Занесите результаты в таблицу.

  3. Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран

  4. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных  стран.

Страна

Виды ресурсов

Минеральные

Земельные

Водные

Лесные

Казахстан

Япония

США

Практическая работа №4 Дата:_______

Тема: «Составление характеристики отрасли мирового хозяйства»

Цель работы: развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью отбора и комплексной характеристики одной из отраслей промышленности мира.

Задание: На основе текста учебника, данных, а также карты атласа дайте развернутую характеристику мировой нефтяной промышленности. Выделите «первую десятку» нефтедобывающих стран. Подумайте, о чем она свидетельствует? Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства.

План характеристики отрасли мирового хозяйства.

1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.

2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.

3. Размеры производства продукции с распределением по главным экономическим регионам.

4. Главные страны — производители.

5. Главные районы и центры производств: факторы, обусловившие размещение отрасли  именно в этих регионах.

6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.

7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важные грузопотоки.

8. Перспективы развития и размещения отрасли.

Вывод

Практическая работа №5 Дата:_______

Тема: Составление экономико-географической характеристики одного из экономических районов России.

   

Ход  работы:

Работа выполняется по типовому плану:

План экономико-географической характеристики региона.

  1. Состав территории.

  2. Размеры территории.

  3. Вид и особенности экономико-географического положения (в какой части России находится,  с чем и где граничит, какими морями и где омывается, вывод о экономико- и политико-географическом положении).

  4. Природно-ресурсный потенциал и вывод об обеспеченности природными ресурсами.

  5. Характерные черты населения ( численность, размещение, состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграции и обеспеченность трудовыми ресурсами ).

  6. Отрасли промышленной специализации и их крупнейшие центры.

  7. Важнейшие отрасли сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные регионы.

  8. Особенности развития транспортной системы, крупнейшие транспортные узлы.

  9. Особенности развития непроизводственной сферы.

  10. Внешние экономические связи, структура внешней торговли, основные вывозимые и ввозимые товары.

  11. Проблемы и перспективы развития региона.

  12. Вывод о экономическом развитии региона.

Практическая работа №6 Дата:_______

Тема: «Казахстан и четыре страны Центральной Азии. Экономические отношения, сотрудничество и перспективы интеграции»

Цель: компаративный анализ и выявление основных направлений, форм и динамики развития политического и экономического, научно-технического и культурного сотрудничества Казахстана со странами Центральной Азии в условиях обретения суверенитета и независимости.

План

1. Развитие экономического сотрудничества

2. Борьба с терроризмом

3. Импорт, экспорт

4.Транспортная, коммуникационная система

5. Перспективы сотрудничества

Вывод

infourok.ru

Практическая работа по географии для 10 класса

Ответы

Вариант 1

  1. Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния (в ‰) в 2011 г. для Перм­ско­го края. При расчётах ис­поль­зуй­те по­ка­за­тель сред­не­го­до­вой чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­ся­тых долей про­мил­ле.

 

Чис­лен­ность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Перм­ско­го края

 

По­ка­за­тель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на

1 ян­ва­ря, че­ло­век

2 641 016

2 633 550

2 631 073

Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность на­се­ле­ния,

че­ло­век

2 637 570

2 632 312

2 633 176

Есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния,

че­ло­век, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год

–3067

–1670

1478

По­яс­не­ние.

Ре­ше­ние:

–1670 : 2 632 312 × 1000 = –0,6344232750525

Ответ: –0,6‰.

  1. На чис­лен­ность на­се­ле­ния субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­мет­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ют как есте­ствен­ное дви­же­ние на­се­ле­ния, так и ми­гра­ции. Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста (убыли) на­се­ле­ния Перм­ско­го края в 2011 г. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи.

 По­яс­не­ние.

Ре­ше­ние:

1) 2 631 073 – 2 633 550 = –2477

2) –2477 – (–1670) = –807

 

ИЛИ

 

В 2011 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния Перм­ско­го края умень­ши­лась на 2477 че­ло­век. За счёт есте­ствен­ной убыли про­изо­шло со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти на 1670 че­ло­век. Ми­гра­ци­он­ный при­рост на­се­ле­ния со­ста­вил: –2477 – (–1670) =

= –807.

  1. Эта стра­на от­но­сит­ся к числу эко­но­ми­че­ски вы­со­ко­раз­ви­тых. Ее тер­ри­то­рия пол­но­стью рас­по­ло­же­на в За­пад­ном по­лу­ша­рии и омы­ва­ет­ся во­да­ми трех оке­а­нов. Стра­на яв­ля­ет­ся пер­вой по раз­ме­рам тер­ри­то­рии и тре­тьей по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния на ма­те­ри­ке, на ко­то­ром она рас­по­ло­же­на.

По­яс­не­ние.

Ка­на­да пол­но­стью рас­по­ло­же­на в За­пад­ном по­лу­ша­рии и имеет выход к трём оке­а­нам (Се­вер­ный Ле­до­ви­тый океан, Ат­лан­ти­че­ский океан, Тихий океан). На ма­те­ри­ке Се­вер­ная Аме­ри­ка, где стра­на рас­по­ло­же­на, она яв­ля­ет­ся пер­вой по пло­ща­ди тер­ри­то­рии и тре­тьей по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния.

  1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стра­ной и сто­ли­цей. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

СТРА­НА

 

СТО­ЛИ­ЦА

A) Сер­бия

Б) Бол­га­рия

B) Сло­ва­кия

 

1) Бу­ха­рест

2) София

3) Бел­град

4) Бра­ти­сла­ва

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

По­яс­не­ние.

За­да­ние на зна­ние стран и их сто­лиц. Не­со­от­вет­ствие ко­ли­че­ства сто­лиц и стран ука­зы­ва­ет на одно «лиш­нее» на­зва­ние, ко­то­рое надо ис­клю­чить из от­ве­та. Уста­но­вим со­от­вет­ствие

 

A) Сер­бия — Бел­град;

Б) Бол­га­рия — София;

B) Сло­ва­кия — Бра­ти­сла­ва.

5. Осо­бен­но­стью ЭГП этого края яв­ля­ет­ся на­ли­чие вы­хо­да к го­су­дар­ствен­ной гра­ни­це Рос­сии. Ад­ми­ни­стра­тив­ный центр, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гах Оби, имеет чис­лен­ность на­се­ле­ния более 610 тыс. че­ло­век. При­ро­да ре­ги­о­на очень раз­но­об­раз­на, но боль­шая часть его тер­ри­то­рии на­хо­дит­ся в зоне сте­пей и ле­со­сте­пей. Бла­го­при­ят­ные аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия спо­соб­ство­ва­ли пре­вра­ще­нию ре­ги­о­на в одну из круп­ных жит­ниц стра­ны.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти ре­ги­о­на или его от­ли­чи­тель­ные черты. В дан­ном опи­са­нии от­ме­че­но, что субъ­ект имеет гра­ни­цу с Ка­зах­ста­ном, а его ад­ми­ни­стра­тив­ный центр рас­по­ло­жен на бе­ре­гу Оби. Под это опи­са­ние под­хо­дят Ал­тай­ский край (с цен­тром г. Бар­на­ул). Зона сте­пей и ле­со­сте­пей за­ни­ма­ет боль­шую часть тер­ри­то­рии в Ал­тай­ском крае.

Вариант 2

1.Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния (в ‰) в 2013 г. для Ка­луж­ской об­ла­сти. При рас­че­тах ис­поль­зуй­те по­ка­за­тель сред­не­го­до­вой чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­ся­тых долей про­мил­ле.

 

 

Чис­лен­ность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Ка­луж­ской об­ла­сти

 

По­ка­за­тель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на 1 ян­ва­ря, че­ло­век

1 008 229

1 005 801

1 004 544

Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность на­се­ле­ния,

че­ло­век

1 007 015

1 005 065

1 007 515

Есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния,

че­ло­век, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год

–3741

–3445

–3445

По­яс­не­ние.

Ре­ше­ние: -3445 : 1005065 х 1000 = -3,4276

 

Ответ: -3,4 ‰.

2.На чис­лен­ность на­се­ле­ния субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­мет­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ют как есте­ствен­ное дви­же­ние на­се­ле­ния, так и ми­гра­ции. Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста (убыли) на­се­ле­ния Ка­луж­ской об­ла­сти в 2013 г. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи.

 

 По­яс­не­ние.

Ре­ше­ние:

1) 1004544 — 1005801 = -1257

2) -1257 — (-3445) = 2188

В 2013 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния Ка­луж­ской об­ла­сти со­кра­ти­лась на 1257 че­ло­век. За счет есте­ствен­ной убыли про­изо­шло со­кра­ще­ние на 3445 че­ло­век. Ми­гра­ци­он­ный при­рост на­се­ле­ния со­ста­вил -1257- (-3445) = 2188 че­ло­век.

3.Опре­де­ли­те стра­ну по ее крат­ко­му опи­са­нию.

Тер­ри­то­рия этой аф­ри­кан­ской стра­ны рас­по­ло­же­на в пре­де­лах эк­ва­то­ри­аль­но­го и суб­эк­ва­то­ри­аль­но­го кли­ма­ти­че­ских по­я­сов. Глав­ны­ми при­род­ны­ми бо­гат­ства­ми яв­ля­ют­ся за­па­сы нефти, при­род­но­го газа, оло­вян­ных руд. По чис­лен­но­сти на­се­ле­ния стра­на вхо­дит в де­сят­ку круп­ней­ших стран мира. Стран ак­тив­но участ­ву­ет в меж­ду­на­род­ном гео­гра­фи­че­ском раз­де­ле­нии труда, яв­ля­ет­ся чле­ном ОПЕК.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти го­су­дар­ства или его от­ли­чи­тель­ные черты. В дан­ном слу­чае, это такая ха­рак­те­ри­сти­ка, как чис­лен­ность стра­ны. В Аф­ри­ке одна стра­на вхо­дит в де­сят­ку круп­ней­ших по чис­лен­но­сти — Ни­ге­рия. Вто­рой «ключ» — стра­ны ОПЕК. Из аф­ри­кан­ских стран в ОПЕК вхо­дят Алжир, Ни­ге­рия, Ливия, Ан­го­ла. В пре­де­лах эк­ва­то­ри­аль­но­го и суб­эк­ва­то­ри­аль­но­го кли­ма­та, т. е. вб­ли­зи эк­ва­то­ра, рас­по­ло­же­на толь­ко Ни­ге­рия.

4.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между рес­пуб­ли­кой в со­ста­ве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ее сто­ли­цей.

 

РЕС­ПУБ­ЛИ­КА

 

СТО­ЛИ­ЦА

A) Чу­ва­шия

Б) Ха­ка­сия

B) Да­ге­стан

 

1) Аба­кан

2) Че­бок­са­ры

3) Ма­хач­ка­ла

4) Йош­кар-Ола

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

По­яс­не­ние.

За­да­ние на зна­ние субъ­ек­тов фе­де­ра­ции и их сто­лиц. Не­со­от­вет­ствие ко­ло­нок озна­ча­ет, что один ответ во вто­рой ко­лон­ке лиш­ний. Уста­нав­ли­ва­ем со­от­вет­ствие:

A) Чу­ва­шия — Че­бок­са­ры

Б) Ха­ка­сия — Аба­кан

B) Да­ге­стан — Ма­хач­ка­ла

5.Опре­де­ли­те ре­ги­он Рос­сии по его крат­ко­му опи­са­нию.

Эта рес­пуб­ли­ка рас­по­ло­же­на в ев­ро­пей­ской части Рос­сии и не имеет гра­ни­цы с за­ру­беж­ны­ми стра­на­ми. Часть ее тер­ри­то­рии рас­по­ло­же­на за по­ляр­ным кру­гом. Глав­ны­ми при­род­ны­ми бо­гат­ства­ми яв­ля­ют­ся за­па­сы леса, нефти, при­род­но­го газа и ка­мен­но­го угля. Плот­ность на­се­ле­ния ниже сред­ней по Рос­сии

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти ре­ги­о­на или его от­ли­чи­тель­ные черты. В ев­ро­пей­ской части Рос­сии две рес­пуб­ли­ки, ле­жа­щие в пре­де­лах линии по­ляр­но­го круга: Ка­ре­лия и Коми. Но лишь в одной из них на­хо­дит­ся Пе­чор­ский бас­сейн Угля, нефти и газа — в рес­пуб­ли­ке Коми.

Вариант 3

1.Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния (в ‰) в 2013 г. для Ива­нов­ской об­ла­сти. При рас­че­тах ис­поль­зуй­те по­ка­за­тель сред­не­го­до­вой чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­ся­тых долей про­мил­ле.

 

Чис­лен­ность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Ива­нов­ской об­ла­сти

 

По­ка­за­тель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на 1 ян­ва­ря, че­ло­век

1 054 040

1 049 385

1 043 130

Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность на­се­ле­ния, че­ло­век

1 051 513

1 046 046

1 040 020

Есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния, че­ло­век, зна­че­ние

по­ка­за­те­ля за год

–5495

–5306

–5467

По­яс­не­ние.

Ре­ше­ние: -5306 : 1 046 046 х 1000 = -5,072

 

Ответ: -5,1 ‰.

2.На чис­лен­ность на­се­ле­ния субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­мет­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ют как есте­ствен­ное дви­же­ние на­се­ле­ния, так и ми­гра­ции. Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста (убыли) на­се­ле­ния Ива­нов­ской об­ла­сти в 2013 г. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи.

 По­яс­не­ние.

Ре­ше­ние:

1) 1 043 130 -1 049 385 = -6 255

2) -6 255 — (-5 306) = — 949

В 2013 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния Ива­нов­ской об­ла­сти со­кра­ти­лась на 6255 че­ло­век. За счет есте­ствен­ной убыли про­изо­шло со­кра­ще­ние на 5306 че­ло­век. Ми­гра­ци­он­ный при­рост (убыль) на­се­ле­ния со­ста­вил 6255 — 5306= 949 че­ло­век.

3.Опре­де­ли­те стра­ну по ее опи­са­нию.

Эта вы­со­ко­раз­ви­тая стра­на по форме прав­ле­ния яв­ля­ет­ся кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хи­ей. По числу жи­те­лей вхо­дит в первую де­сят­ку стран мира. Од­но­на­ци­о­наль­ное по со­ста­ву на­се­ле­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой сред­ней плот­но­стью, самой вы­со­кой про­дол­жи­тель­но­стью жизни в мире. В про­мыш­лен­но­сти при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ли но­вей­шие на­у­ко­ем­кие от­рас­ли.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти го­су­дар­ства или его от­ли­чи­тель­ные черты. В дан­ном слу­чае это такая ха­рак­те­ри­сти­ка, как чис­лен­ность на­се­ле­ния стра­ны.

В «де­сят­ку» вхо­дят: Китай, Индия, США, Ин­до­не­зия, Бра­зи­лия, Па­ки­стан, Рос­сия, Ни­ге­рия, Бан­гла­деш, Япо­ния. Среди этих стран толь­ко одна мо­нар­хия — Япо­ния. Имен­но здесь одни из самых по­ка­за­те­лей про­дол­жи­тель­но­сти жизни.

4.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стра­ной и сто­ли­цей. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

 

СТРА­НА

 

СТО­ЛИ­ЦА

A) Перу

Б) Ка­на­да

B) Кир­ги­зия

 

1) Биш­кек

2) От­та­ва

3) Лима

4) Мон­ре­аль

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

По­яс­не­ние.

За­да­ние на зна­ние стран и их сто­лиц. Не­со­от­вет­ствие цифр и на­зва­ний ука­зы­ва­ет на одно «лиш­нее» на­зва­ние, ко­то­рое надо ис­клю­чить из от­ве­та. Уста­но­вим со­от­вет­ствие

А) Перу — Лима

Б) Ка­на­да — От­та­ва

В) Кир­ги­зия — Биш­кек

5.Опре­де­ли­те ре­ги­он Рос­сии по его крат­ко­му опи­са­нию.

Осо­бен­но­стью ЭГП этого края яв­ля­ет­ся на­ли­чие вы­хо­да к го­су­дар­ствен­ной гра­ни­це Рос­сии с Ка­зах­ста­ном. Ад­ми­ни­стра­тив­ный центр рас­по­ло­жен на бе­ре­гах Оби. При­ро­да ре­ги­о­на очень раз­но­об­раз­на, но боль­шая часть его тер­ри­то­рии на­хо­дит­ся в зоне сте­пей и ле­со­сте­пей. Бла­го­при­ят­ные аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия спо­соб­ство­ва­ли пре­вра­ще­нию края в один из важ­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ре­ги­о­нов стра­ны.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти ре­ги­о­на или его от­ли­чи­тель­ные черты. В дан­ном опи­са­нии от­ме­че­но, что субъ­ект имеет гра­ни­цу с Ка­зах­ста­ном, а его ад­ми­ни­стра­тив­ный центр рас­по­ло­жен на бе­ре­гу Оби. Под это опи­са­ние под­хо­дят Ал­тай­ский край (с цен­тром Бар­на­ул) и Но­во­си­бир­ская об­ласть. Из этих двух субъ­ек­тов зона сте­пей и ле­со­сте­пей за­ни­ма­ет боль­шую часть тер­ри­то­рии в Ал­тай­ском крае.

Вариант 4

1.Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния (в ‰) в 2013 г. для Во­ро­неж­ской об­ла­сти. При рас­че­тах ис­поль­зуй­те по­ка­за­тель сред­не­го­до­вой чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­ся­тых долей про­мил­ле.

 

Чис­лен­ность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Во­ро­неж­ской об­ла­сти

 

По­ка­за­тель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на 1 ян­ва­ря, че­ло­век

2 331 506

2 331 091

2 328 959

Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность на­се­ле­ния, че­ло­век

2 331 298

2 329 668

2 330 053

Есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния, че­ло­век, зна­че­ние

по­ка­за­те­ля за год

–11 081

–8447

–11 200

По­яс­не­ние.

-8447 : 2 329 668 х 1000 = -3,625

 

Ответ: -3,6 ‰.

2.На чис­лен­ность на­се­ле­ния субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­мет­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ют как есте­ствен­ное дви­же­ние на­се­ле­ния, так и ми­гра­ции. Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста (убыли) на­се­ле­ния Во­ро­неж­ской об­ла­сти в 2013 г. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи.

 

По­яс­не­ние.

1) 2328959 — 2331091 = -2132 2) -2132 — (-8447) = 6315

В 2013 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния Во­ро­неж­ской об­ла­сти со­кра­ти­лась на 2132 че­ло­ве­ка. За счет есте­ствен­ной убыли про­изо­шло со­кра­ще­ние на 8447 че­ло­век. Ми­гра­ци­он­ный при­рос на­се­ле­ния со­ста­вил 8447 — 2132 = 6315 че­ло­век.

3.Опре­де­ли­те стра­ну по ее крат­ко­му опи­са­нию.

Эта стра­на — вто­рая по пло­ща­ди тер­ри­то­рии на ма­те­ри­ке, рас­по­ло­же­на в трех кли­ма­ти­че­ских по­я­сах. Дли­тель­ное время (в те­че­ние трех веков) она оста­ва­лась ис­пан­ской ко­ло­ни­ей. При­род­ные ре­сур­сы раз­но­об­раз­ны: име­ют­ся за­па­сы нефти, при­род­но­го газа, руд цвет­ных ме­тал­лов, пло­до­род­ные степ­ные почвы. Осо­бен­но­стью стра­ны яв­ля­ет­ся вы­со­кий уро­вень ее ур­ба­ни­за­ции (83%). В сто­ли­це про­жи­ва­ет почти по­ло­ви­на ее на­се­ле­ния.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти го­су­дар­ства или его от­ли­чи­тель­ные черты. В дан­ном слу­чае от­прав­ной точ­кой опре­де­ле­ния можно счи­тать пло­щадь ма­те­ри­ка. До­бав­ляя к этому по­ка­за­те­лю 300 лет ко­ло­ни­аль­но­го гос­под­ства Ис­па­нии, опре­де­ля­ем, что этот ма­те­рик — Южная Аме­ри­ка, где у Ис­па­нии были об­шир­ные ко­ло­ни­аль­ные вла­де­ния. Из ре­сур­сов стра­ны для опре­де­ле­ния наи­бо­лее важны почвы, так как степ­ные почвы на этом ма­те­ри­ке есть толь­ко в Ар­ген­ти­не.

4.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стра­ной и сто­ли­цей. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

 

СТРА­НА

 

СТО­ЛИ­ЦА

A) Аф­га­ни­стан

Б) Пор­ту­га­лия

B) Вьет­нам

 

1) Кабул

2) Ханой

3) Лис­са­бон

4) Баг­дад

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

По­яс­не­ние.

За­да­ние на зна­ние стран и их сто­лиц. Не­со­от­вет­ствие цифр и на­зва­ний ука­зы­ва­ет на одно «лиш­нее» на­зва­ние, ко­то­рое надо ис­клю­чить из от­ве­та. Уста­но­вим со­от­вет­ствие

А) Аф­га­ни­стан — Кабул

Б) Пор­ту­га­лия — Лис­са­бон

B) Вьет­нам— Ханой Ответ: 132

5.Опре­де­ли­те ре­ги­он Рос­сии по его крат­ко­му опи­са­нию.

Волга делит тер­ри­то­рию этой об­ла­сти на две части. Хо­зяй­ствен­ный ком­плекс вы­де­ля­ет­ся элек­тро­энер­ге­ти­кой (ра­бо­та­ют круп­ные теп­ло­вые элек­тро­стан­ции, ГЭС, АЭС), ма­ши­но­стро­е­ни­ем, неф­те­хи­ми­ей, пи­ще­вой про­мыш­лен­но­стью. На чер­но­зем­ных и каш­та­но­вых поч­вах вы­ра­щи­ва­ют яро­вую пше­ни­цу, са­хар­ную свек­лу, под­сол­неч­ник. Ад­ми­ни­стра­тив­ный центр об­ла­сти яв­ля­ет­ся круп­ным транс­порт­ным узлом — это реч­ной порт, он стоит на пе­ре­се­че­нии же­лез­ных и ав-то­мо­биль­ных дорог, через него про­хо­дят га­зо­про­во­ды.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти го­су­дар­ства или его от­ли­чи­тель­ные черты.

В дан­ном слу­чае, пер­вым «клю­чом» будет упо­ми­на­ние о пе­ре­се­че­нии рай­о­на Вол­гой. То есть речь идет о По­вол­жье. Далее важ­ным мо­мен­том яв­ля­ет­ся со­че­та­ние раз­ных типов элек­тро­стан­ций и, особо, на­ли­чие АЭС. Это сразу вы­во­дит на Ба­ла­ков­скую АЭС в Са­ра­тов­ской об­ла­сти. Таким об­ра­зом, ис­ко­мый район — Са­ра­тов­ская об­ласть.

Вариант 5

1.Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния (в ‰) в 2013 г. для Вла­ди­мир­ской об­ла­сти. При рас­че­тах ис­поль­зуй­те по­ка­за­тель сред­не­го­до­вой чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­ся­тых долей про­мил­ле.

 

Чис­лен­ность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Вла­ди­мир­ской об­ла­сти

 

По­ка­за­тель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на 1 ян­ва­ря, че­ло­век

1 431 932

1 422 134

1 413 321

Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность на­се­ле­ния, че­ло­век

1 427 033

1 417 531

1 409 467

Есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния, че­ло­век, зна­че­ние

по­ка­за­те­ля за год

–7332

–4131

7531

По­яс­не­ние.

— 4131 : 1 417 531 х 1000 = -2,9142

 

Ответ: -2,9 ‰.

2.На чис­лен­ность на­се­ле­ния субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­мет­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ют как есте­ствен­ное дви­же­ние на­се­ле­ния, так и ми­гра­ции. Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста (убыли) на­се­ле­ния Вла­ди­мир­ской об­ла­сти в 2013 г. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи.

 

По­яс­не­ние.

1) 1 413 321 — 1 422 134 = -8813

2) — 8813 — (-4131) = — 4682

В 2013 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния Вла­ди­мир­ской об­ла­сти со­кра­ти­лась на 8813 че­ло­век. За счет есте­ствен­ной убыли про­изо­шло со­кра­ще­ние на 4131 че­ло­ве­ка. Ме­ха­ни­че­ская при­быль (убыль) на­се­ле­ния со­ста­ви­ла -8813 — (-4131) = — 4682 че­ло­век. Знак «-» ука­зы­ва­ет на убыль на­се­ле­ния.

3.Опре­де­ли­те стра­ну по ее опи­са­нию.

Эта стра­на от­но­сит­ся к числу эко­но­ми­че­ски вы­со­ко­раз­ви­тых. Ее тер­ри­то­рия рас­по­ло­же­на в Во­сточ­ном по­лу­ша­рии и омы­ва­ет­ся во­да­ми Ти­хо­го и Ин­дий­ско­го оке­а­нов. Зна­чи­тель­ную часть тер­ри­то­рии за­ни­ма­ют пу­сты­ни и по­лу­пу­сты­ни. В ми­ро­вом гео­гра­фи­че­ском раз­де­ле­нии труда стра­на иг­ра­ет роль круп­но­го по­став­щи­ка же­лез­ной руды, ка­мен­но­го угля и сжи­жен­но­го при­род­но­го газа, а также про­дук­ции жи­вот­но­вод­ства.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти го­су­дар­ства или его от­ли­чи­тель­ные черты. В дан­ном слу­чае это по­ло­же­ние о гео­гра­фи­че­ском по­ло­же­нии. Тихим и Ин­дий­ским оке­а­ном омы­ва­ет­ся един­ствен­ная раз­ви­тая стра­на – Ав­стра­лия.

4.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стра­ной и сто­ли­цей. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

 

СТРА­НА

 

СТО­ЛИ­ЦА

A) Ин­до­не­зия

Б) Та­и­ланд

B) Еги­пет

 

1) Каир

2) Ис­ла­ма­бад

3) Джа­кар­та

4) Банг­кок

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

По­яс­не­ние.

За­да­ние на зна­ние стран и их сто­лиц. Не­со­от­вет­ствие цифр и на­зва­ний ука­зы­ва­ет на одно «лиш­нее» на­зва­ние, ко­то­рое надо ис­клю­чить из от­ве­та. Уста­но­вим со­от­вет­ствие:

А) Ин­до­не­зия — Джа­кар­та

Б) Та­и­ланд — Банг­кок

В) Еги­пет — Каир

5.Опре­де­ли­те ре­ги­он Рос­сии по его крат­ко­му опи­са­нию.

Эта об­ласть рас­по­ло­же­на в лес­ной зоне. Осо­бен­но­стью ее ЭГП яв­ля­ет­ся по­гра­нич­ное по­ло­же­ние с одной из стран СНГ. По ее тер­ри­то­рии про­хо­дят важ­ней­шие транс­порт­ные ма­ги­стра­ли, свя­зы­ва­ю­щие Рос­сию со стра­на­ми За­пад­ной Ев­ро­пы. Ни­ка­ких по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, кроме торфа, стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов и не­боль­ших за­па­сов бу­ро­го угля, в об­ла­сти нет. Ос­нов­ны­ми от­рас­ля­ми про­мыш­лен­но­сти яв­ля­ют­ся ма­ши­но­стро­е­ние, хи­ми­че­ская, лег­кая и пи­ще­вая про­мыш­лен­ность. Энер­ги­ей хо­зяй­ство об­ла­сти обес­пе­чи­ва­ет круп­ная со­вре­мен­ная АЭС.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти ре­ги­о­на или его от­ли­чи­тель­ные черты.

Из об­ла­стей, име­ю­щих круп­ную АЭС и гра­ни­ча­щих со стра­на­ми СНГ на за­па­де толь­ко Кур­ская и Смо­лен­ская об­ла­сти. Од­на­ко, в Кур­ской об­ла­сти есть круп­ней­шее в Рос­сии ме­сто­рож­де­ние же­лез­ной руды. Ответ: Смо­лен­ская об­ласть.

Вариант 6

1.Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те по­ка­за­тель есте­ствен­но­го при­ро­ста на­се­ле­ния (в ‰) в 2013 г. для Кур­ской об­ла­сти. При рас­че­тах ис­поль­зуй­те по­ка­за­тель сред­не­го­до­вой чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до де­ся­тых долей про­мил­ле.

 

Чис­лен­ность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Кур­ской об­ла­сти

 

По­ка­за­тель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на 1 ян­ва­ря, че­ло­век

1 121 563

1 119 170

1 118 915

Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность на­се­ле­ния, че­ло­век

1 120 366

1 119 089

1 118 147

Есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния, че­ло­век, зна­че­ние

по­ка­за­те­ля за год

–5225

–5021

–5439

По­яс­не­ние.

-5021 : 1 119 089 х 1000 = -4,486

 

Ответ: -4,5‰.

2.На чис­лен­ность на­се­ле­ния субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­мет­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ют как есте­ствен­ное дви­же­ние на­се­ле­ния, так и ми­гра­ции. Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста (убыли) на­се­ле­ния Кур­ской об­ла­сти в 2013 г. За­пи­ши­те ре­ше­ние за­да­чи.

 

По­яс­не­ние.

1) 1 118 915 -1 119 170 = -255

2) -255 — (-5021) = 4766

В 2013 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния Кур­ской об­ла­сти со­кра­ти­лась на 225 че­ло­век. За счет есте­ствен­ной убыли про­изо­шло со­кра­ще­ние на 5021 че­ло­ве­ка. Ми­гра­ци­он­ный при­рост на­се­ле­ния со­ста­вил -255 — ( — 5021) = 4766 че­ло­век.

3.Опре­де­ли­те стра­ну по ее крат­ко­му опи­са­нию.

Эта стра­на пол­но­стью на­хо­дит­ся в Южном по­лу­ша­рии, она — вто­рая по раз­ме­рам тер­ри­то­рии на ма­те­ри­ке. Сто­ли­ца стра­ны, рас­по­ло­жен­ная в во­сточ­ной части стра­ны на по­бе­ре­жье Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на, яв­ля­ет­ся цен­тром одной из круп­ней­ших в мире го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций, в ней про­жи­ва­ет около 1/3 на­се­ле­ния стра­ны. Го­су­дар­ствен­ный язык — ис­пан­ский. Стра­на яв­ля­ет­ся круп­ным экс­пор­те­ром про­дук­ции сель­ско­го хо­зяй­ства и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти го­су­дар­ства или его от­ли­чи­тель­ные черты.

В дан­ном слу­чае от­прав­ной точ­кой опре­де­ле­ния можно счи­тать пло­щадь ма­те­ри­ка. До­ба­вим к этому по­ка­за­те­лю ис­пан­ский язык, как по­след­ствие 300 лет ко­ло­ни­аль­но­го гос­под­ства Ис­па­нии.

Ответ: Ар­ген­ти­на

4.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стра­ной и сто­ли­цей. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

 

СТРА­НА

 

СТО­ЛИ­ЦА

A) Кам­бод­жа

Б) Азер­бай­джан

B) Турк­ме­ни­стан

 

1) Ма­ни­ла

2) Пном­пень

3) Баку

4) Аш­ха­бад

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

По­яс­не­ние.

За­да­ние на зна­ние стран и их сто­лиц. Не­со­от­вет­ствие цифр и на­зва­ний ука­зы­ва­ет на одно «лиш­нее» на­зва­ние, ко­то­рое надо ис­клю­чить из от­ве­та. Уста­но­вим со­от­вет­ствие:

A) Кам­бод­жа — Пном­пень

Б) Азер­бай­джан — Баку

B) Турк­ме­ни­стан — Аш­ха­бад

5.Опре­де­ли­те ре­ги­он Рос­сии по его крат­ко­му опи­са­нию.

Эта об­ласть рас­по­ло­же­на в ниж­нем те­че­нии одной из круп­ней­ших рек Рос­сии и гра­ни­чит с одной из стран СНГ. Боль­шую часть ее тер­ри­то­рии за­ни­ма­ет низ­мен­ность. Име­ют­ся ме­сто­рож­де­ния при­род­но­го газа и га­зо­во­го кон­ден­са­та, по­ва­рен­ной соли. Здесь раз­ви­ты га­зо­до­бы­ча, хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, су­до­стро­е­ние. Су­ще­ствен­ное место в струк­ту­ре хо­зяй­ства об­ла­сти за­ни­ма­ет рыб­ная про­мыш­лен­ность.

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ний та­ко­го типа надо вни­ма­тель­но про­чи­тать опи­са­ние, вы­би­рая «ключи», то есть уни­каль­ные осо­бен­но­сти ре­ги­о­на или его от­ли­чи­тель­ные черты.

По­ло­же­ние об­ла­сти в ниж­нем те­че­нии круп­ней­шей реки Рос­сии и гра­ни­ца со стра­ной СНГ ука­зы­ва­ет на Волгу или Дон. Здесь Аст­ра­хан­ская, Ро­стов­ская об­ла­сти. Ме­сто­рож­де­ния соли есть в Аст­ра­хан­ской об­ла­сти (оз. Бас­кун­чак).

multiurok.ru

Практическая работа по географии 10 класса

Практическая работа по географии 10 класса

1) На контурной карте мира отметить: 10 крупнейших по площади стран мира, 5 островных, 5 полуостровных, 5 имеющих выход к морю, 5 не имеющих выхода к морю, 5 монархий, 5 республик, 5 унитарных, 5 федеративных стран. Легенду карты придумайте самостоятельно.

2) На контурной карт е Европы отметить: все государства и их столицы. Моря: Средиземное, Адриатическое, Эгейское, Лигурийское, Тирренское, Ионическое, Балтийское, Северное, Норвежское, Черное, Мраморное. Заливы: Бискайский, Ботнический, Лионский. Проливы: Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Тунисский, Босфор, Дарданеллы. Острова: Корсика, Сицилия, Сардиния, Крит, Готланд, Балеарские. Реки: Тахо, Эбро, Рона, Луара, Рейн, Эльба, Дунай, Одра.

3) Используя данные таблицы на контурной карте отметить государства входящие в различные международные организации:

Название организации

Штаб-квартира

Страны участники

«Большая восьмерка»

США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Канада

Содружество Независимых государств (СНГ)

Минск

Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Европейский союз (ЕС)

Брюссель

Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Португалия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Бангкок

Джакарта

Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА)

Вашингтон

США, Канада, Мексика.

Организация Северо-Атлантического договора (НАТО)

Брюссель

Бельгия, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Канада. Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, США, Турция, Франция, Чехия.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Вена

Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия.

4) На контурной карте отметить страны наиболее богатые: нефтью, природным газом, железными рудами, лесными ресурсами (не менее чем по 5 стран).

5) На контурной карте мира отметить крупнейшие районы и центры цветной металлургии, черной металлургии, автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, производство минеральных удобрений (не менее 8 центров для каждой отрасли). Легенду карты придумайте самостоятельно.

6) Дать характеристику ЭГП 4-х стран (по выбору), используя следующий план: 1. Название страны и ее столицы. 2. На каком материке, в какой его части расположена. 3. Какими морями и океанами омывается. 4. С какими странами граничит. 5. Общие выводы о выгодах ЭГП. 7. Используя карты атласа охарактеризовать население 4-х стран (по выбору), используя следующий план: 1. Уровень рождаемости и смертности. 2. Естественный прирост. 3. Половой состав. 4. Национальный (семья, языковая группа, народ) и конфессиональный состав. 5. Плотность населения. 6. Уровень урбанизации.

textarchive.ru

Добавить комментарий