Практические работы по географии 10 класс
Практические работы представляют собой усложняющуюся систему, увеличивается и уровень требований. В 10 классе ориентированы на формирование умений анализировать экономические карты, статистические материалы и составлять экономические характеристики.Форма представления результата (отчётов) практической работы:
1. Текстовые работы. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы, сообщения, рефераты.
2. Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
3. Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
4. Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
5. Мультимедийные продукты, например, компьютерные плакаты, радиовыпуски, видеоролики.
Для 10 класса представлено 32 практические работы, которые делятся на тренировочные и оценочные, отмеченные знаком (*). Система практических работ как внутри каждого курса, так и по всей вертикали от V до X класса, создают условия для их выполнения, для успешной реализации принципа практико-ориентированного обучения.
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
По кнопке ниже вы можете скачать Практические работы по географии 10 класс категории География 10 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является конспект.
Скачать материал 477.4 Kb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
easyen.ru
Практические работы по географии 10 класс
Итоговые (оценочные) практические работы по географии, 10 класс.
Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.
Практическая работа №1.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цели работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность». 2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов.
Последовательность выполнения работы
(работу можно выполнить любым из двух предложенных вариантов)
I вариант
1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его регионов.
Вид
полезных ископаемых
Весь
мир
В том числе
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Африка
Америка
Австралия и Океания
Нефть,
млрд т
166,6
3,1
117,1
10,4
26,2
0,3
Природный газ, трлн м3
139,4
6,053,4
9,6
14,0
1,1
Уголь,
млрд т
1 239
317
345
72
422
83
По табл. 4 на стр.126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.
Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результат работы оформите в виде таблицы.
Весь мир (регион)
Вид топлива
На сколько лет хватит
Весь мир
Нефть
Природный газ
Уголь
Зарубежная Европа
Нефть
Природный газ
Уголь
Зарубежная Азия
Нефть
Природный газ
Уголь
Африка
Нефть
Природный газ
Уголь
Америка
Нефть
Природный газ
Уголь
Австралия и Океания
Нефть
Природный газ
Уголь
4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».
5. Сделайте вывод об обеспеченности мира и отдельных его регионов важнейшими видами топлива.
II вариант
1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, природного газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.
Виды топлива
Страна
Запасы
Нефть, млрд т
Саудовская Аравия
43,1
Природный газ, трлн м3
Иран
20,7
Уголь, млрд т
США
397
По текстовым картам 24, 26, 27 на стр. 127-128 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) этих видов ресурсов в указанных странах.
Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Виды топлива
Страна
Запасы
Добыча
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
Нефть, млрд т
Саудовская Аравия
Природный газ, трлн м3
Иран
Уголь, млрд т
США
4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».
5. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности данных стран важнейшими видами топлива.
Практическая работа №2.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Цели работы: 1. Научиться определять демографическую ситуацию в разных странах и регионах мира. 2. Научиться характеризовать особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.
Последовательность выполнения работы
1. Используя рис. 13 на стр. 63 учебника, охарактеризуйте распространение первого и второго типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также табл. 12 и 13 в «Приложениях». Краткие выводы запишите в тетрадь.
2. Укажите особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.
3. Дополнительное задание: пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.
Практическая работа №3.
Цели работы: 1. Научиться определять основные направления международной торговли. 2. Развивать умение анализировать международную специализацию стран и регионов мира.
Последовательность выполнения работы
Дать определение понятию «Мировая торговля».
Используя рис. 42 (стр. 161), проанализировать товарную структуру мировой торговли
На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицу «Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции».
№ п/п
Страна
Промышленная продукция
Производство, млн.т.
Страна
С/Х продукция
Производство, млн.т.
1.
2.
3.
4.
5.
Нанесите эти страны на контурную карту. Стрелками покажите основные направления международной торговли.
Перечислите факторы, определяющие международную специализацию стран и регионов мира.
Практическая работа №4.
Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Цель работы: научиться определять роль России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Последовательность выполнения работы
Используя текст и «Приложения» учебника, заполнить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции».
№ п/п
Отрасли промышленности
Место в мире
Отрасли сельского хозяйства
Место в мире
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Сделайте вывод о роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
www.metod-kopilka.ru
Практическая работа №5 по географии 10 класс (ответы)
Практическая работа №5 по географии 10 класс (ответы) — Сравнительная характеристика заповедников или национальных парков Беларуси (на примере двух-трех)
1. Актуализация знаний.
Сформулируйте определения следующих терминов.
Заповедник — территория с самым строгим режимом охраны земли, которая исключается из хозяйственного оборота.
Заказник — территории, на которых вводится ограниченный режим природопользования с целью их сохранения.
Национальный парк — комплексные объекты охраны природы, регулируемого туризма и ограниченного ведения хозяйства.
2. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика заповедников, национальных парков Беларуси
Природоохранные территории | Дата основания | Площадь | Цель образования | Режим охраны и природопользования |
Заповедники и национальные парки | ||||
Березинский биосферный заповедник | 1925 г. | свыше 80,9 тыс. га | для охраны и разведения ценных птиц и животных | заповедный |
Национальный парк Беловежская пуща | 1991 г. | около 152,2 тыс. га | сохранение уникальных природных комплексов, охрана популяции бобров, организация экологического просвещения, проведение исследований хозяйственной деятельности | рекреационный |
Национальный парк Браславские озёра | 1995 г. | 71,5 тыс. га | сохранение уникальных природных комплексов Браславской озёрной грунты | выделяются зоны с разной степенью охраны, основная хозяйственная деятельность — рекреационная |
3. Сделайте выводы.
Какие общие черты имеют?
У всех заповедниках и национальных парков общие цели создания: сохранение отдельных видов растений и животных, уникальных природных комплексов, культурного наследия нашей Республики, для проведения научных исследований.
В чём различия природоохранных территорий Беларуси?
Различия природоохранных территорий в различном режиме охраны: в заповедниках не разрешена хозяйственная деятельность (например, посещения туристами заповедника), а в национальных парках, наоборот, разрешены некоторые виды, например выделены зоны с разной степенью охраны).
belmathematics.by
география практическая работа 10 класс
Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ.Средства обучения: 1.Литература: Максаковский В.П. География 10-11 классы – М.: Просвещение.
infourok.ru > Практические работы по
ГДЗ к практическим работам по географии 10 класс Витченко…
Ответы к тетради для практических работ и индивидуальных заданий по географии Беларуси за 10 класс авторов А.Н. Витченко, Г.Г. Обух, Н.Г. Станкевич. ОТ АВТОРОВ. Дорогие учащиеся 10-ых классов! Перед вами ответы к тетради по географии за 10 класс.
MegaResheba.ru > ГДЗ к практическим работам
Методическая разработка по географии (10 класс) по теме…
Методические разработки для проведения практических работ по географии для 10 класса. Предложенные практические работы соответствуют примерным программам среднего (полного) общего образования по географии. Некоторые работы предлагаются в нескольких…
nsportal.ru > Методическая разработка
Практические работы по географии 10 класс
Итоговые (оценочные) практические работы к учебнику В. П. Максаковского Экономическая и социальная география мира. Практическая работа №1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Практическая работа №2…
metod-kopilka.ru > Практические работы по
Ответы к рабочей тетради по Географии — 10 класс (2015)
Рабочая тетрадь по Географии. Ответы. 10 класс. Темы.Практические.Предмет: География. Автор: Витченко А. Н., Обух Г. Г., Станкевич Н. Г. Год: 2015. Класс
superresheba.by > Ответы к рабочей тетради
ГДЗ по географии 10 класс практические работы Витченко…
10. Тема 2. Природные условия и ресурсы. 1.Тема 7. География производственной сферы. 1. 2.
gdz.fm > ГДЗ по географии 10 класс
Рабочая тетрадь по географии 10 класс Витченко, Обух
10 класс. География. практические работы Витченко.ГДЗ к рабочей тетради по географии для 10 класса автора Витченко предоставляет возможность самостоятельно подготовиться к занятиям, заполнять таблицы без помощи преподавателя, составлять графики и писать к ним…
resheba.me > Рабочая тетрадь по
Практические работы по географии 10-11 класс Все для учителя.
Практические работы. Практические работы по географии 10-11 класс.docx. Скачать Посмотреть.
pedsovet.org > Практические работы по
Решеба по Географии Витченко А.Н. за 10 класс практические…
категория: практические работы. Решеба поможет выполнить домашние задание по Географии практические работы за 10 класс, автора: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г. . С ГДЗ Вы получите отличную оценку.
resheba.org > Решеба по Географии
Практические работы по географии 10 класс — География 10…
easyen.ru > Практические работы по
Практические работы по географии 10 класс — География 10…
easyen.ru > Практические работы по
ГДЗ Витченко А.Н. 10 класс по Географии практические работы…
ГДЗ и Решебник за 10 класс по Географии практические работы поможет Вам найти верный ответ на самый сложный номер задания онлайн. Автор учебника: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г. от издательства Аверсэв 2015 .
megaresheba.com > ГДЗ Витченко А.Н. 10 класс по
Практические работы по географии — география, прочее
Практические работы по географии. 10 класс. Практическая работа 1.Практическая работа 10. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
kopilkaurokov.ru > Практические работы по
Решебник практические работы (гдз) по Географии для 10…
Тема 7. География производственной сферы.
reshebnik.com > Решебник практические
Практическая работа №5 по географии 10 класс (ответы)…
Belmathematics.by СтатьиГеография 11 класс (решеба, ответы) тема №10 — География отраслей мирового хозяйства. Практическая работа №5 по географии 10 класс (ответы) — Сравнительная характеристика заповедников или национальных парков Беларуси (на примере…
belmathematics.by > Практическая работа №5 по
Практическая работа по географии «Политическая карта мира…»
16. Практическая работа №2. Дисциплина «География».География.10 класс. М.: Дрофа.2016. 3.Рабочая тетрадь по дисциплине «География». 4. Справочные и статистические материалы.
uchitelya.com > Практическая работа по
Практическая работа 10 — Практические работы 10 класс
Главная → Практические работы по географии → Практические работы 10 класс →Практическая работа 10. Нанесение на контурную карту главных районов выращиванияХод работы. 1. Актуализация знаний. Перечислите сельскохозяйственные культуры на основе…
resheba.net > Практическая работа 10 —
Практическая работа по географии для 10 класса
multiurok.ru > Практическая работа по
ГДЗ по географии для 10 класса практические работы Витченко…
Тут отличные гдз по географии практические работы для 10 класса, Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г. от Путина. Очень удобный интерфейс с решениями.
GdzPutina.ru > ГДЗ по географии для 10
Решебник практические работы по Географии за 10 класс…
ГДЗ 10 класс География практические работы Витченко.Данное пособие содержит решебник (ГДЗ) практические работы по Географии за 10 класс . Автора: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г. Издательство: Аверсэв.
gitem.me > Решебник практические
География — 10 класс — Практические работы | Сайт учителей…
Практические работы в тетрадях с печатной основой по курсу «География» 10 класс, 2015 — 2016 учебный год. 1. Составление таблицы “Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира”.
grigorenko-geo.ru > География — 10 класс —
География. Практическая работа 10 класс Тема: География…
Практическая работа по географии в 10 классе по теме.Тема: География промышленности №1. Задание №1.На основании данных учебника (текста, карт и таблиц), заполните следующую сравнительную таблицу «Добыча нефти в развитых и развивающихся странах»
prodlenka.org > География. Практическая
Решебник по географии за 10 класс практические работы…
ГДЗ: Онлайн готовые домашние задания практические работы по географии за 10 класс, автор Витченко А.Н., Обух Г.Г., спиши решения и ответы на ГДЗ гуру.
GDZ.guru > Решебник по географии за 10
Материал для проведения практических работ по географии…
по географии в 10-11 классах.Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту(к/к) государств с монархической формой правления и федеративным устройством.
doc4web.ru > Материал для проведения
ГДЗ 10 класс по Географии практические работы Витченко…
ГДЗ содержит верные и подробные ответы с несколькими вариантами решения по Географии за 10 класс, автор издания: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г.. практические работы С нами учебный процесс станет лучше!
GDZ.im > ГДЗ 10 класс по Географии
Практические работы — 10 класс — ГЕОГРАФИЯ — Персональный…
Практические работы. 01.10.2017, 16:03. Практическая работа № 1 «Составление графиков, схем, диаграмм на основе статистической информации».
fatram.ucoz.ru > Практические работы — 10
Материал для проведения практических работ по географии…
по географии в 10-11 классах.Борщ Еленой Александровной. Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту(к/к) государств с монархической формой правления и федеративным устройством.
globuss24.ru > Материал для проведения
Гдз практические работы по Географии за 10 класс, авторы…
ГДЗ практические работы География 10 класс Витченко А.Н. авторы: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г..
megabotan.org > Гдз практические работы по
Практические работы по географии для 10-11 класса — К уроку…
Практические работы для 10-11 классов. Материал разработан учителем географии.Выполнение практических работ учащимися способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать…
pedsovet.su > Практические работы по
Практические работы по географии. 10 класс. — PDF
10 класс. Практическая работа 1. Анализ карт различной тематики.Практическая работа 10. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
docplayer.ru > Практические работы по
www.boomle.ru
Практические работы по географии 10 класс
10 класс
Практическая работа №1 Дата:_______
Работа по географическим и топографическим картам
Задание №1. Анализ одной из карт в атласе
Определение библиографических показателей атласа ( название, авторы, год, место издания)
Определение структуры атласа (группы основных карт, порядок их расположения)
Характеристика содержания, методов картограф проекций
Определение совокупности дополнительных материалов на карте ( дополнительный текст, рисунки, географ названия) их оценка ( достаточно, излишне или недостаточно)
Выводы, сделанные при анализе.
Задание №2
Ответы на вопросы:
Назовите планеты гиганты и планеты земной группы?
Как вращается Земля и что нам дают эти вращения?
Что такое сила Кориолиса?
Охарактеризуйте понятие «Часовые пояса»?
Из скольких слоев состоит материковая земная кора?
Из чего состоит ядро Земли?
Какими бывают горные породы?
Виды условных знаков?
Методы изображения территории на картах?
Вывод
Практическая работа №2 Дата:_______
Тема: Оценить геополитическое положение Казахстана
План геополитической характеристики
1. Название страны.
2. Местоположение на материке
3.Пограничные государства => влияние на экономику
4. Выход в моря и океаны => влияние на экономику и внешнюю политику
5. Наличие транспортных путей => связь с экономическими центрами мира
6. Сделать вывод о выгодности геополитического положения в стране
Практическая работа №3 Дата:_______
Тема:«Определение степени обеспеченности видами природных ресурсов»
Цель: Сформировать представление о размещении ресурсов по планете, ресурсной обеспеченности отдельных стран и регионов.
Выбрать регион, территорию, область, город, географический объект и охарактеризовать его обеспеченность природными ресурсами по плану.
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
Вариант 1:
Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.
Вариант 2:
Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Занесите результаты в таблицу.
Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Виды ресурсов
Минеральные
Земельные
Водные
Лесные
Казахстан
Япония
США
Практическая работа №4 Дата:_______
Тема: «Составление характеристики отрасли мирового хозяйства»
Цель работы: развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью отбора и комплексной характеристики одной из отраслей промышленности мира.
Задание: На основе текста учебника, данных, а также карты атласа дайте развернутую характеристику мировой нефтяной промышленности. Выделите «первую десятку» нефтедобывающих стран. Подумайте, о чем она свидетельствует? Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства.
План характеристики отрасли мирового хозяйства.
1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
3. Размеры производства продукции с распределением по главным экономическим регионам.
4. Главные страны — производители.
5. Главные районы и центры производств: факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих регионах.
6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важные грузопотоки.
8. Перспективы развития и размещения отрасли.
Вывод
Практическая работа №5 Дата:_______
Тема: Составление экономико-географической характеристики одного из экономических районов России.
Ход работы:
Работа выполняется по типовому плану:
План экономико-географической характеристики региона.
Состав территории.
Размеры территории.
Вид и особенности экономико-географического положения (в какой части России находится, с чем и где граничит, какими морями и где омывается, вывод о экономико- и политико-географическом положении).
Природно-ресурсный потенциал и вывод об обеспеченности природными ресурсами.
Характерные черты населения ( численность, размещение, состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграции и обеспеченность трудовыми ресурсами ).
Отрасли промышленной специализации и их крупнейшие центры.
Важнейшие отрасли сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные регионы.
Особенности развития транспортной системы, крупнейшие транспортные узлы.
Особенности развития непроизводственной сферы.
Внешние экономические связи, структура внешней торговли, основные вывозимые и ввозимые товары.
Проблемы и перспективы развития региона.
Вывод о экономическом развитии региона.
Практическая работа №6 Дата:_______
Тема: «Казахстан и четыре страны Центральной Азии. Экономические отношения, сотрудничество и перспективы интеграции»
Цель: компаративный анализ и выявление основных направлений, форм и динамики развития политического и экономического, научно-технического и культурного сотрудничества Казахстана со странами Центральной Азии в условиях обретения суверенитета и независимости.
План
1. Развитие экономического сотрудничества
2. Борьба с терроризмом
3. Импорт, экспорт
4.Транспортная, коммуникационная система
5. Перспективы сотрудничества
Вывод
infourok.ru
Практическая работа по географии для 10 класса
Ответы
Вариант 1
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Численность и естественный прирост населения Пермского края
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 2 641 016 | 2 633 550 | 2 631 073 |
Среднегодовая численность населения, человек | 2 637 570 | 2 632 312 | 2 633 176 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –3067 | –1670 | 1478 |
Пояснение.
Решение:
–1670 : 2 632 312 × 1000 = –0,6344232750525
Ответ: –0,6‰.
На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Пермского края в 2011 г. Запишите решение задачи.
Пояснение.
Решение:
1) 2 631 073 – 2 633 550 = –2477
2) –2477 – (–1670) = –807
ИЛИ
В 2011 г. численность населения Пермского края уменьшилась на 2477 человек. За счёт естественной убыли произошло сокращение численности на 1670 человек. Миграционный прирост населения составил: –2477 – (–1670) =
= –807.
Эта страна относится к числу экономически высокоразвитых. Ее территория полностью расположена в Западном полушарии и омывается водами трех океанов. Страна является первой по размерам территории и третьей по численности населения на материке, на котором она расположена.
Пояснение.
Канада полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам (Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Тихий океан). На материке Северная Америка, где страна расположена, она является первой по площади территории и третьей по численности населения.
Установите соответствие между страной и столицей. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
СТРАНА |
| СТОЛИЦА |
A) Сербия Б) Болгария B) Словакия |
| 1) Бухарест 2) София 3) Белград 4) Братислава |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Задание на знание стран и их столиц. Несоответствие количества столиц и стран указывает на одно «лишнее» название, которое надо исключить из ответа. Установим соответствие
A) Сербия — Белград;
Б) Болгария — София;
B) Словакия — Братислава.
5. Особенностью ЭГП этого края является наличие выхода к государственной границе России. Административный центр, расположенный на берегах Оби, имеет численность населения более 610 тыс. человек. Природа региона очень разнообразна, но большая часть его территории находится в зоне степей и лесостепей. Благоприятные агроклиматические условия способствовали превращению региона в одну из крупных житниц страны.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности региона или его отличительные черты. В данном описании отмечено, что субъект имеет границу с Казахстаном, а его административный центр расположен на берегу Оби. Под это описание подходят Алтайский край (с центром г. Барнаул). Зона степей и лесостепей занимает большую часть территории в Алтайском крае.
Вариант 2
1.Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Калужской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Численность и естественный прирост населения Калужской области
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 1 008 229 | 1 005 801 | 1 004 544 |
Среднегодовая численность населения, человек | 1 007 015 | 1 005 065 | 1 007 515 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –3741 | –3445 | –3445 |
Пояснение.
Решение: -3445 : 1005065 х 1000 = -3,4276
Ответ: -3,4 ‰.
2.На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Калужской области в 2013 г. Запишите решение задачи.
Пояснение.
Решение:
1) 1004544 — 1005801 = -1257
2) -1257 — (-3445) = 2188
В 2013 г. численность населения Калужской области сократилась на 1257 человек. За счет естественной убыли произошло сокращение на 3445 человек. Миграционный прирост населения составил -1257- (-3445) = 2188 человек.
3.Определите страну по ее краткому описанию.
Территория этой африканской страны расположена в пределах экваториального и субэкваториального климатических поясов. Главными природными богатствами являются запасы нефти, природного газа, оловянных руд. По численности населения страна входит в десятку крупнейших стран мира. Стран активно участвует в международном географическом разделении труда, является членом ОПЕК.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности государства или его отличительные черты. В данном случае, это такая характеристика, как численность страны. В Африке одна страна входит в десятку крупнейших по численности — Нигерия. Второй «ключ» — страны ОПЕК. Из африканских стран в ОПЕК входят Алжир, Нигерия, Ливия, Ангола. В пределах экваториального и субэкваториального климата, т. е. вблизи экватора, расположена только Нигерия.
4.Установите соответствие между республикой в составе Российской Федерации и ее столицей.
РЕСПУБЛИКА |
| СТОЛИЦА |
A) Чувашия Б) Хакасия B) Дагестан |
| 1) Абакан 2) Чебоксары 3) Махачкала 4) Йошкар-Ола |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Задание на знание субъектов федерации и их столиц. Несоответствие колонок означает, что один ответ во второй колонке лишний. Устанавливаем соответствие:
A) Чувашия — Чебоксары
Б) Хакасия — Абакан
B) Дагестан — Махачкала
5.Определите регион России по его краткому описанию.
Эта республика расположена в европейской части России и не имеет границы с зарубежными странами. Часть ее территории расположена за полярным кругом. Главными природными богатствами являются запасы леса, нефти, природного газа и каменного угля. Плотность населения ниже средней по России
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности региона или его отличительные черты. В европейской части России две республики, лежащие в пределах линии полярного круга: Карелия и Коми. Но лишь в одной из них находится Печорский бассейн Угля, нефти и газа — в республике Коми.
Вариант 3
1.Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Ивановской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Численность и естественный прирост населения Ивановской области
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 1 054 040 | 1 049 385 | 1 043 130 |
Среднегодовая численность населения, человек | 1 051 513 | 1 046 046 | 1 040 020 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –5495 | –5306 | –5467 |
Пояснение.
Решение: -5306 : 1 046 046 х 1000 = -5,072
Ответ: -5,1 ‰.
2.На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Ивановской области в 2013 г. Запишите решение задачи.
Пояснение.
Решение:
1) 1 043 130 -1 049 385 = -6 255
2) -6 255 — (-5 306) = — 949
В 2013 г. численность населения Ивановской области сократилась на 6255 человек. За счет естественной убыли произошло сокращение на 5306 человек. Миграционный прирост (убыль) населения составил 6255 — 5306= 949 человек.
3.Определите страну по ее описанию.
Эта высокоразвитая страна по форме правления является конституционной монархией. По числу жителей входит в первую десятку стран мира. Однонациональное по составу население характеризуется высокой средней плотностью, самой высокой продолжительностью жизни в мире. В промышленности приоритетное развитие получили новейшие наукоемкие отрасли.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности государства или его отличительные черты. В данном случае это такая характеристика, как численность населения страны.
В «десятку» входят: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Нигерия, Бангладеш, Япония. Среди этих стран только одна монархия — Япония. Именно здесь одни из самых показателей продолжительности жизни.
4.Установите соответствие между страной и столицей. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
СТРАНА |
| СТОЛИЦА |
A) Перу Б) Канада B) Киргизия |
| 1) Бишкек 2) Оттава 3) Лима 4) Монреаль |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Задание на знание стран и их столиц. Несоответствие цифр и названий указывает на одно «лишнее» название, которое надо исключить из ответа. Установим соответствие
А) Перу — Лима
Б) Канада — Оттава
В) Киргизия — Бишкек
5.Определите регион России по его краткому описанию.
Особенностью ЭГП этого края является наличие выхода к государственной границе России с Казахстаном. Административный центр расположен на берегах Оби. Природа региона очень разнообразна, но большая часть его территории находится в зоне степей и лесостепей. Благоприятные агроклиматические условия способствовали превращению края в один из важных сельскохозяйственных регионов страны.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности региона или его отличительные черты. В данном описании отмечено, что субъект имеет границу с Казахстаном, а его административный центр расположен на берегу Оби. Под это описание подходят Алтайский край (с центром Барнаул) и Новосибирская область. Из этих двух субъектов зона степей и лесостепей занимает большую часть территории в Алтайском крае.
Вариант 4
1.Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Воронежской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Численность и естественный прирост населения Воронежской области
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 2 331 506 | 2 331 091 | 2 328 959 |
Среднегодовая численность населения, человек | 2 331 298 | 2 329 668 | 2 330 053 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –11 081 | –8447 | –11 200 |
Пояснение.
-8447 : 2 329 668 х 1000 = -3,625
Ответ: -3,6 ‰.
2.На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Воронежской области в 2013 г. Запишите решение задачи.
Пояснение.
1) 2328959 — 2331091 = -2132 2) -2132 — (-8447) = 6315
В 2013 г. численность населения Воронежской области сократилась на 2132 человека. За счет естественной убыли произошло сокращение на 8447 человек. Миграционный прирос населения составил 8447 — 2132 = 6315 человек.
3.Определите страну по ее краткому описанию.
Эта страна — вторая по площади территории на материке, расположена в трех климатических поясах. Длительное время (в течение трех веков) она оставалась испанской колонией. Природные ресурсы разнообразны: имеются запасы нефти, природного газа, руд цветных металлов, плодородные степные почвы. Особенностью страны является высокий уровень ее урбанизации (83%). В столице проживает почти половина ее населения.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности государства или его отличительные черты. В данном случае отправной точкой определения можно считать площадь материка. Добавляя к этому показателю 300 лет колониального господства Испании, определяем, что этот материк — Южная Америка, где у Испании были обширные колониальные владения. Из ресурсов страны для определения наиболее важны почвы, так как степные почвы на этом материке есть только в Аргентине.
4.Установите соответствие между страной и столицей. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
СТРАНА |
| СТОЛИЦА |
A) Афганистан Б) Португалия B) Вьетнам |
| 1) Кабул 2) Ханой 3) Лиссабон 4) Багдад |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Задание на знание стран и их столиц. Несоответствие цифр и названий указывает на одно «лишнее» название, которое надо исключить из ответа. Установим соответствие
А) Афганистан — Кабул
Б) Португалия — Лиссабон
B) Вьетнам— Ханой Ответ: 132
5.Определите регион России по его краткому описанию.
Волга делит территорию этой области на две части. Хозяйственный комплекс выделяется электроэнергетикой (работают крупные тепловые электростанции, ГЭС, АЭС), машиностроением, нефтехимией, пищевой промышленностью. На черноземных и каштановых почвах выращивают яровую пшеницу, сахарную свеклу, подсолнечник. Административный центр области является крупным транспортным узлом — это речной порт, он стоит на пересечении железных и ав-томобильных дорог, через него проходят газопроводы.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности государства или его отличительные черты.
В данном случае, первым «ключом» будет упоминание о пересечении района Волгой. То есть речь идет о Поволжье. Далее важным моментом является сочетание разных типов электростанций и, особо, наличие АЭС. Это сразу выводит на Балаковскую АЭС в Саратовской области. Таким образом, искомый район — Саратовская область.
Вариант 5
1.Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Владимирской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Численность и естественный прирост населения Владимирской области
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 1 431 932 | 1 422 134 | 1 413 321 |
Среднегодовая численность населения, человек | 1 427 033 | 1 417 531 | 1 409 467 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –7332 | –4131 | 7531 |
Пояснение.
— 4131 : 1 417 531 х 1000 = -2,9142
Ответ: -2,9 ‰.
2.На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2013 г. Запишите решение задачи.
Пояснение.
1) 1 413 321 — 1 422 134 = -8813
2) — 8813 — (-4131) = — 4682
В 2013 г. численность населения Владимирской области сократилась на 8813 человек. За счет естественной убыли произошло сокращение на 4131 человека. Механическая прибыль (убыль) населения составила -8813 — (-4131) = — 4682 человек. Знак «-» указывает на убыль населения.
3.Определите страну по ее описанию.
Эта страна относится к числу экономически высокоразвитых. Ее территория расположена в Восточном полушарии и омывается водами Тихого и Индийского океанов. Значительную часть территории занимают пустыни и полупустыни. В мировом географическом разделении труда страна играет роль крупного поставщика железной руды, каменного угля и сжиженного природного газа, а также продукции животноводства.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности государства или его отличительные черты. В данном случае это положение о географическом положении. Тихим и Индийским океаном омывается единственная развитая страна – Австралия.
4.Установите соответствие между страной и столицей. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
СТРАНА |
| СТОЛИЦА |
A) Индонезия Б) Таиланд B) Египет |
| 1) Каир 2) Исламабад 3) Джакарта 4) Бангкок |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Задание на знание стран и их столиц. Несоответствие цифр и названий указывает на одно «лишнее» название, которое надо исключить из ответа. Установим соответствие:
А) Индонезия — Джакарта
Б) Таиланд — Бангкок
В) Египет — Каир
5.Определите регион России по его краткому описанию.
Эта область расположена в лесной зоне. Особенностью ее ЭГП является пограничное положение с одной из стран СНГ. По ее территории проходят важнейшие транспортные магистрали, связывающие Россию со странами Западной Европы. Никаких полезных ископаемых, кроме торфа, строительных материалов и небольших запасов бурого угля, в области нет. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность. Энергией хозяйство области обеспечивает крупная современная АЭС.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности региона или его отличительные черты.
Из областей, имеющих крупную АЭС и граничащих со странами СНГ на западе только Курская и Смоленская области. Однако, в Курской области есть крупнейшее в России месторождение железной руды. Ответ: Смоленская область.
Вариант 6
1.Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2013 г. для Курской области. При расчетах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Численность и естественный прирост населения Курской области
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 1 121 563 | 1 119 170 | 1 118 915 |
Среднегодовая численность населения, человек | 1 120 366 | 1 119 089 | 1 118 147 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | –5225 | –5021 | –5439 |
Пояснение.
-5021 : 1 119 089 х 1000 = -4,486
Ответ: -4,5‰.
2.На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Курской области в 2013 г. Запишите решение задачи.
Пояснение.
1) 1 118 915 -1 119 170 = -255
2) -255 — (-5021) = 4766
В 2013 г. численность населения Курской области сократилась на 225 человек. За счет естественной убыли произошло сокращение на 5021 человека. Миграционный прирост населения составил -255 — ( — 5021) = 4766 человек.
3.Определите страну по ее краткому описанию.
Эта страна полностью находится в Южном полушарии, она — вторая по размерам территории на материке. Столица страны, расположенная в восточной части страны на побережье Атлантического океана, является центром одной из крупнейших в мире городских агломераций, в ней проживает около 1/3 населения страны. Государственный язык — испанский. Страна является крупным экспортером продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности государства или его отличительные черты.
В данном случае отправной точкой определения можно считать площадь материка. Добавим к этому показателю испанский язык, как последствие 300 лет колониального господства Испании.
Ответ: Аргентина
4.Установите соответствие между страной и столицей. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
СТРАНА |
| СТОЛИЦА |
A) Камбоджа Б) Азербайджан B) Туркменистан |
| 1) Манила 2) Пномпень 3) Баку 4) Ашхабад |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Задание на знание стран и их столиц. Несоответствие цифр и названий указывает на одно «лишнее» название, которое надо исключить из ответа. Установим соответствие:
A) Камбоджа — Пномпень
Б) Азербайджан — Баку
B) Туркменистан — Ашхабад
5.Определите регион России по его краткому описанию.
Эта область расположена в нижнем течении одной из крупнейших рек России и граничит с одной из стран СНГ. Большую часть ее территории занимает низменность. Имеются месторождения природного газа и газового конденсата, поваренной соли. Здесь развиты газодобыча, химическая промышленность, судостроение. Существенное место в структуре хозяйства области занимает рыбная промышленность.
Пояснение.
Для выполнения заданий такого типа надо внимательно прочитать описание, выбирая «ключи», то есть уникальные особенности региона или его отличительные черты.
Положение области в нижнем течении крупнейшей реки России и граница со страной СНГ указывает на Волгу или Дон. Здесь Астраханская, Ростовская области. Месторождения соли есть в Астраханской области (оз. Баскунчак).
multiurok.ru
Практическая работа по географии 10 класса
Практическая работа по географии 10 класса
1) На контурной карте мира отметить: 10 крупнейших по площади стран мира, 5 островных, 5 полуостровных, 5 имеющих выход к морю, 5 не имеющих выхода к морю, 5 монархий, 5 республик, 5 унитарных, 5 федеративных стран. Легенду карты придумайте самостоятельно.
2) На контурной карт е Европы отметить: все государства и их столицы. Моря: Средиземное, Адриатическое, Эгейское, Лигурийское, Тирренское, Ионическое, Балтийское, Северное, Норвежское, Черное, Мраморное. Заливы: Бискайский, Ботнический, Лионский. Проливы: Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Тунисский, Босфор, Дарданеллы. Острова: Корсика, Сицилия, Сардиния, Крит, Готланд, Балеарские. Реки: Тахо, Эбро, Рона, Луара, Рейн, Эльба, Дунай, Одра.
3) Используя данные таблицы на контурной карте отметить государства входящие в различные международные организации:
Название организации | Штаб-квартира | Страны участники |
«Большая восьмерка» | США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Канада | |
Содружество Независимых государств (СНГ) | Минск | Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. |
Европейский союз (ЕС) | Брюссель | Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Португалия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция. |
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | Бангкок Джакарта | Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. |
Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА) | Вашингтон | США, Канада, Мексика. |
Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) | Брюссель | Бельгия, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Канада. Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, США, Турция, Франция, Чехия. |
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) | Вена | Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия. |
4) На контурной карте отметить страны наиболее богатые: нефтью, природным газом, железными рудами, лесными ресурсами (не менее чем по 5 стран).
5) На контурной карте мира отметить крупнейшие районы и центры цветной металлургии, черной металлургии, автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, производство минеральных удобрений (не менее 8 центров для каждой отрасли). Легенду карты придумайте самостоятельно.
6) Дать характеристику ЭГП 4-х стран (по выбору), используя следующий план: 1. Название страны и ее столицы. 2. На каком материке, в какой его части расположена. 3. Какими морями и океанами омывается. 4. С какими странами граничит. 5. Общие выводы о выгодах ЭГП. 7. Используя карты атласа охарактеризовать население 4-х стран (по выбору), используя следующий план: 1. Уровень рождаемости и смертности. 2. Естественный прирост. 3. Половой состав. 4. Национальный (семья, языковая группа, народ) и конфессиональный состав. 5. Плотность населения. 6. Уровень урбанизации.
textarchive.ru