«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Обществознание 10 класс соболева гдз: Что такое культура. «Потребительская» культура

Что такое культура. «Потребительская» культура

Стр.121

Попробуйте дать определение понятия «культура». Какие вы знаете функции культуры?

Культура — исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование.

В социологии выделяются два вида культуры: материальная (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения, здания; техника и др.) и нематериальная (представления, ценности, знания, идеология, язык, Процесс духовного производства и др.)

Стр.124

Вопросы и задания

1.Объясните, в чём состоит трудность понимания и определения культуры.

Культура для обыденного сознания представляет прежде всего совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности.

Она сложный мир символов, знаков, использующихся для обозначения человеком окружающего мира. Поскольку за внешним обликом вещей и символов обычно не так — то легко усмотреть их духовное содержание, возникает даже опасение, что точно определить содержание культуры невозможно. Эта трудность, однако, отчасти преодолевается посредством обращения к этимологии понятия культуры.

2. Попробуйте объяснить, в чём причины любви к острой пище у южан, строительства домов с тонкими стенами в Японии, популярности собирания лесных даров в России. Какую функцию культуры иллюстрируют эти примеры?

В южных странах происходит очень быстрое развитие различных микроорганизмов и бактерий, что бы не возникло пищевого отравления, добавляют различные виды приправ, большинство из которых действует как антисептик

3. Почему Интернет называют Всемирной паутиной? Какую функцию культуры это иллюстрирует?

Следует отметить, что Всемирная паутина (WWW) — это только самый распространенный сервис Интернета, но не сам Интернет.

Другой сервис Интернета, не относящийся к Всемирной паутине — это электронная почта E — Mail. Также существуют менее известные части Интернета, которые используются только специалистами. Сама же Всемирная паутина называется так потому, что не знает границ и охватывает мгновенной связью весь мир. Сайт может физически храниться на сервере, находящемся в Америке, а просматривать его могут жители России, Японии, Бразилии и многих других стран.

4. Какую из функций культуры иначе называют «потребительская» и почему?

Потребительская (релаксационная)

Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

5. Согласны ли вы с противопоставлением «культура — антикультура»? Какое значение имеет такое противопоставление?

Думаем что антикультура — это противостояние культуре. Пример: какой либо вред культуре или не уважение культуры

6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

«14 августа 2003 г. 50 млн человек из США и Канады остались без света в результате крупнейшей аварии в сети электроснабжения. Остановились крупнейшие промышленные предприятия, были парализованы основные транспортные артерии. В Нью — Йорке отключились светофоры и образовались огромные автомобильные пробки. Прямо в тоннелях в час пик остановились поезда метро, под землёй в полной темноте оказались тысячи пассажиров. Из — за остановки системы кондиционирования в вагонах и на станциях резко поднялась температура воздуха. Железнодорожное сообщение с Нью — Йорком также прервалось — 35 электропоездов замерли на рельсах. Больницы перешли на режим резервного обеспечения электроэнергией и её строжайшей экономии. Были отключены девять ядерных реакторов в четырёх штатах. Появилась первая жертва. У пожилой жительницы Нью — Йорка случился сердечный приступ, когда она пешком спускалась с одного из небоскрёбов. Из — за автомобильных пробок её не успели доставить в больницу.

Всё это произошло вследствие аварии на одной из станций ГЭС на Ниагарском водопаде. По одной из версий, во тьму часть США и Канады отправил удар молнии… С каждым шагом по пути прогресса зависимость человека от собственных творений и от сил природы лишь возрастает».

Какую функцию культуры иллюстрирует данный текст? В чём состоят две стороны этой функции?

Энергетическая авария. Перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:

а) функция приспособления к среде,

б) познавательная,

в) информативная,

г) коммуникативная,

д) регулятивная,

е) оценочная,

ж) разграничения и интеграции человеческих групп,

з) социализации

7. По результатам опроса общественного мнения, проведённого «Левада — центром», россияне перестали относиться к телевидению как к источнику информации.

Как вы думаете, с чем это связано?

Как отмечают эксперты Левада — Центра, больше всего россияне доверяют телевидению потому, что это наиболее распространенный источник информации. Однако доверяют телевизору далеко не все, кто его смотрит (по стране это около половины населения, в Москве — 65% респондентов). Также последние три — четыре года растет доля россиян, сомневающихся в объективности новостных программ на центральных телеканалах. Однако это никак не отражается на потреблении телепрограмм: ТВ — главный источник информации и для тех, кто ему доверяет (для 92% этой группы), и для тех, кто ему не доверяет (для 88% соответственно).

8. Познакомьтесь с результатами одного из опросов ВЦИОМ, касавшегося вопроса: «Чем обычно занимаются ваши дети и внуки (в возрасте от 10 до 18 лет включительно) в свободное время?»

Какая функция культуры по результатам опроса оказалась преобладающей? Почему так происходит? Хорошо ли это?

Преобладает функция — Смотрят телевизор и видеофильмы, прослушивают радиопередачи. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы) создается, как правило, специализированными телекомпаниями, сотрудничающими с телеканалами. Таким образом, телевизионные каналы охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека, заполняют информационное пространство и практически все свободное время. Но так ли все хорошо на телевидении, действительно ли телеканалы предоставляют информацию всем, кто в ней нуждается? К сожалению, российское телевидение находится в таком состоянии, когда одна из главных аудиторий остается без внимания. На главных российских телеканалах практически отсутствуют детские передачи. Идет развитие интеллекта, расширяется кругозор. Но информация должна поступать не только из телевидения и видео, нельзя забывать про книги, театры.

Адаптационные стратегии личности в изменяющемся обществе

Стр. 92

Вопросы и задания

1. Групповая работа.

А. Ознакомьтесь с ситуацией (см. с. 93) и материалами для изучения.

Б. Ответьте на вопросы и выполните задания, основываясь на ситуации, материалах Приложения, а также на знаниях истории и собственном опыте.

Какие факторы общественной жизни родителей, бабушки и дедушки Кати Смирновой помогают и препятствуют их успешной адаптации к современным условиям?

1. Ретроспекктивность взглядов препятствует принятию нового функционирования общества

2. Консерватизм может помешать принятию здравого решения, любые модернизированные тенденция кажутся иными

3. Опыт может положительно отразиться, совет человека, испытавшего многое, бесценен

Охарактеризуйте социальный ресурс родственников Кати Смирновой.

Семья — мама, папа, дочь

Критерий — профессия

Папа рабочий

Мама научный сотрудник — интеллигент

Дочь — учащаяся

Критерий — политические взгляды

Папа — коммунист

Мама — коммунист

Дочь — не определилась

Критерий — Религиозные взгляды.

Папа атеист

Мама атеист

Дочь — не определилась

Оцените их адаптационные возможности по критериям — высокий, средний, низкий. Свою позицию аргументируйте, ссылаясь на данные ситуации и материалы Приложений. Какие адаптационные стратегии они выбирают?

Стратегия социальной адаптации представляет собой индивидуальный способ адаптации личности к обществу и его требованиям, для которого определяющими являются опыт ранних детских переживаний, неосознанных решений, принятых в соответствии с субъективной схемой восприятия ситуаций и сознательный выбор поведения, сделанный в соответствии с целями, стремлениями, потребностями, системой ценностей личности.

Стратегии социальной адаптации индивидуальны и неповторимы для каждой личности, тем не менее, можно выделить некоторые черты и признаки, являющиеся общими, характерными для ряда стратегий, и выделить, таким образом, типы стратегий социальной адаптации.

Многообразие видов и способов социальной адаптации может быть рассмотрено как с точки зрения типов направленности активности в процессе адаптации (и тогда оно задается ведущими мотивами личности), так и с точки зрения конкретных видов и способов адаптации, которые задаются, с одной стороны, иерархией ценностей и целей, зависящих от общей направленности, а с другой — психологическими и психофизиологическими особенностями личности.

Какое из поколений — Катя и её ровесники, родители Кати или её бабушка и дедушка — больше приспособлено к жизни в современных высоко динамичных условиях? Почему?

Я думаю, что лучше всего к жизни в современных динамических условиях приспособлены Катя и её ровесники. Мы живём в век высоких информационных технологий. Новое поколение, едва научившись ходить, уже осваивает компьютер и интернет, я не говорю уже о прочих электронных гаджетах, в которых родители разбираются с трудом, а поколение бабушек и дедушек едва освоили сотовые телефоны. Новое поколение привыкает с детства усваивать большой поток информации, поэтому является самым приспособленным к современной жизни.

Какую адаптационную стратегию выбрала Катя? Каков её социальный ресурс? Может ли он помочь ей достичь цели?

Понятие «стратегия» в общем смысле можно определить как направляющий, организующий способ ведения действий, поведения, рассчитанных на достижение не случайных, сиюминутных, а значимых, определяющих целей.

Стратегия социальной адаптации как способ гармонизации индивида со средой, способ приведения в соответствие его потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации и требований окружения должна рассматриваться в контексте жизненных целей и жизненного пути человека. В связи с этим необходимо рассмотреть такой спектр понятий, как «образ жизни», «история жизни», «картина жизни», «жизненный план», «жизненный путь», «стратегия жизни», «стиль жизни», «жизненный сценарий».

2. Индивидуальная работа.

А. Сформулируйте вашу основную цель на перспективу трёх — пяти лет.

Пройти курс по смежной специальности.

1. Изучить варианты роста в карьере.

2. Прочитать 12 книг

3. Перейти на менеджмент с помощью коучинга.

4. Получить повышение по работе.

5. Договориться с руководством о дополнительной зоне ответственности.

6. Выполнять более сложные задачи по работе.

7. Сменить работу.

8. Определить круг профессий для новой карьеры.

9. Организовать своё предприятие, или выбрать направление для поиска свободных ниш.

Б. Проведите анализ своего социального ресурса (ваши сильные и слабые стороны), выявляя препятствия и преимущества (возможности) в достижении поставленной вами цели.

Что я хорошо умею делать?

Мои сильные качества личности?

Какие у меня творческие достижения?

Как помогает мое образование?

Какие знания, умения и навыки я использую каждый день?

В чем проявляется моя уверенность?

На что я могу опираться в любой сложной ситуации?

Что мне дается трудно?

Что я не люблю делать?

В чем я недостаточно хорошо разбираюсь?

Что я постоянно избегаю из чувства страха?

Что вызывает у меня дискомфорт?

Что меня в себе не устраивает?

Какие качества необходимо поменять? (по мнению других людей).

Что влияет на мое поведение, легко ли я воспринимаю советы и критику?

В. Сделайте вывод о том, насколько вы подготовлены к достижению поставленной цели. Какую адаптационную стратегию выберете вы? Какие вы видите пути по преодолению угроз и усилению ваших возможностей для достижения цели?

Определение целей требует учета ряда факторов: цели должны быть оптимальными, не нужно завышать или занижать их; должно быть возможным объективное измерение целей с получением конкретных числовых значений; необходимо четко определять сроки достижения целей; в достижении целей должна быть необходимость, они обязаны быть полезными.

Г. Назовите особенности современного этапа развития российского общества (экономические, политические, духовные, образовательные, демографические), которые, по вашему мнению, могут способствовать (сильные стороны) или мешать (слабые стороны) достижению вашей цели.

Ситуация

Катя Смирнова учится в 10 классе и в будущем хочет стать социологом.

В курсе обществознания темы последних уроков касались изменений, происходящих в обществе. Катя задумалась: «Я взрослею. В моей жизни происходит так много событий. Но на них влияю не только и не столько я, сколько окружающие меня люди, организации, учреждения, общество в целом! Наша жизнь стремительно меняется. Только и успевай узнавать, осмысливать, принимать и применять всё новое. Что и как в таких условиях может помочь и помешать мне стать личностью и профессионалом?

Мама говорит, что состояться в жизни поможет высшее образование. Она учительница. Десять лет проработала в школе, а потом стала домохозяйкой, чтобы больше внимания уделять семье. Сейчас подумывает, а не вернуться ли ей в школу? Но прошло столько времени! Она сомневается, сможет ли снова работать учителем. У отца высшее техническое образование, однако в 1990 — е годы инженеры получали мало: люди с высшим образованием вообще и инженеры в частности были не слишком нужны. Надо признаться, что отец очень не хотел уходить с любимой работы, где его уважали как профессионала, где был дружный коллектив. Сначала он попытался организовать свой бизнес, но маленькая компания скоро обанкротилась. Необходимость кормить семью вынудила его пойти работать на стройку. Мои бабушка и дедушка на пенсии. Они не завершили своё образование, так как ударно трудились, восстанавливая страну после войны. Бабушка с дедушкой вспоминают, что во времена Советского Союза они получали небольшую, но такую же, как и у всех, постоянную заработную плату. В магазинах не было разнообразия товаров, которое можно видеть сейчас, а колбаса и фрукты были настоящей роскошью. Однако то время бабушка с дедушкой считают лучшим, нежели нынешнюю неопределённость.

Сейчас, кажется, жизнь постепенно начала налаживаться, особенно по сравнению с бурными 90 — ми. Отцу за пятьдесят, работа физически тяжёлая, но возвращаться к своей основной профессии он уже не будет. Считает, что утратил квалификацию. Да и вообще ничего не хочет менять.

Что касается меня, я стремлюсь закончить школу, поступить в вуз, получить хорошую профессию, устроиться на высокооплачиваемую работу по специальности, иметь возможность помогать своим родителям, выйти замуж.

Добавить комментарий