ГДЗ по географии для 10 класса практические работы Витченко А.Н.
Тема 1. Географическое положение и исследование Беларуси. Решения
1 2 3 4 5 6 7 9 10Тема 2. Природные условия и ресурсы. Решения
1 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21Тема 4. Природное районирование Беларуси. Решения
1 2 3Тема 5. Население. Решения
1 2 3 4 5 6 7 Решения»> Тема 5. Общая характеристика хозяйства. Решения 1 2 3 4 5Тема 7. География производственной сферы. Решения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 23 24Тема 9. Беларусь в мировом сообществе. Решения
1 2Тема 10. Области Беларуси. Решения
1 2 3Практические работы. Решения
1 2 3 5 6 7 8 9 10 11Готовых заданий по истории.
Гдз по истории. ГДЗ для начальной школы бесплатно без регистрацииРабочие тетради
- Рабочая тетрадь по истории 5 класс Майков Вентана-Граф
- Ванина, Данилов Вентана-Граф
- Рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс. Ч.1, 2. ФГОС Годер Просвещение
- Тетрадь по истории 5 класс Уколова Просвещение
- 3
23
- 3 Рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс. ФГОС Жукова. К учебнику Михайловского Русское слово
- Рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс. УУД Чернова Экзамен
- Рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс. Часть 1, 2 Чернова Экзамен
- Данилов Давыдова (История России) Баласс
- Рабочая тетрадь по истории 6 класс Данилов Давыдова (История Средневековья) Баласс
- Баранов Вентана-Граф
- Клоков, Симонова Вентана-Граф
- Баранов Вентана-Граф
- Баранов Вентана-Граф Рабочая тетрадь по истории Средневековья 6 класс. ФГОС Колпаков, Пономарев Дрофа
- Рабочая тетрадь по истории России 6 класс. ФГОС Артасов Просвещение
- Рабочая тетрадь по истории Средневековья 6 класс. ФГОС Крючкова Просвещение
- Тетрадь по истории Средневековья 6 класс. ФГОС Ведюшкин Просвещение
- Тетрадь-экзаменатор по истории Средневековья 6 класс Уколова Просвещение
- Рабочая тетрадь по истории России 6 класс. X русское слово
- Рабочая тетрадь по истории Средневековья 6 класс. ФГОС Петров. К учебнику Бойцова Русское слово
- Рабочая тетрадь по истории России 6 класс Симонова Экзамен
- Рабочая тетрадь по истории России 6 класс Гевуркова Экзамен
- Рабочая тетрадь по истории России 6 класс. Ч.1, 2. ФГОС Чернов. К учебнику Торкунова Экзамен
- Рабочая тетрадь по истории средневековья 6 класс. УУД Чернова Экзамен
- Малкова, Данилов (всеобщая история) Баласс
- Малкова, Данилов Баласс
- Баранов Вентана-Граф
- Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Баранов Вентана-Граф
- Рабочая тетрадь по всеобщей истории 7 класс Волкова, Пономарев Дрофа
- Клоков, Симонова Дрофа
- Рабочая тетрадь по истории Нового времени 7 класс. Часть 1, 2. ФГОС Юдовская, Ванюшкина Образование
- Рабочая тетрадь по истории России 7 класс. ФГОС Данилов, Косулина Образование
- Тетрадь-тренажер по истории Нового времени 7 класс Ведюшкин Просвещение
- Тетрадь-тренажер по истории России 7 класс Данилов, Лукутин Просвещение
- Тетрадь-экзаменатор по истории России 7 класс Артасов Просвещение
- Рабочая тетрадь по истории Нового времени 7 класс. ФГОС Стецюра. К учебнику Дмитриева Русское слово
- Рабочая тетрадь по истории России 7 класс. X Кочегаров. К учебнику Пчелов, Лукин Русское слово
- Рабочая тетрадь по истории Нового времени 7 класс Пономарев Экзамен
- Рабочая тетрадь по истории Нового времени 7 класс. Часть 1, 2. Румянцев Экзамен
- Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Гевуркова Экзамен
- Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Симонова Экзамен
- Рабочая тетрадь по истории России 7 класс. Часть 1, 2. ФГОС Чернова Экзамен
- Данилов, Давыдова Баласс
- Малкова, Данилов Баласс
- Рабочая тетрадь по истории России 8 класс Симонова, Клоков Вентана-Граф
- Рабочая тетрадь по истории Нового Века 8 класс. ФГОС Волкова, Пономарев. К учебнику Бурин, Митрофанов Дрофа
- Рабочая тетрадь по истории 8 класс. История России. Новая история Репина Лицей
- Рабочая тетрадь по истории Нового времени 8 класс. Часть 1, 2. ФГОС Юдовская, Ванюшкина Образование
- Рабочая тетрадь по истории России 8 класс. ФГОС Артасов, Данилов, Косулина, Соколова Образование
ГДЗ без ВИП — Это авторские решения для народа. Больше не нужно вводить номер для платной смс-подписки и тратить тысячу рублей в месяц на то, что можно получить абсолютно бесплатно. Вам не нужны деньги для входа на наш сайт и доступа к готовым домашним заданиям, экономьте вместе с нами. Не потратил — значит заработал! Можно бесконечно говорить о том, что книжки с решениями для 1-11 классов полезны. Однако даже те, кто изначально был против таких льгот, приходят к выводу, что их использование для школьников приносит много пользы. Исследования показывают, что из 100% информации, которую дети получают на уроках, запоминается только 30%. Естественно, чтобы пополнить знания, разобраться с новым материалом и правильно выполнить домашнее задание, ребенку необходима дополнительная литература. В эту категорию также входят пособия с готовыми домашними заданиями, разработанные квалифицированными педагогами и методистами!
ГДЗ для начальной школы бесплатно без регистрации
Решатели для 1-4 классов по математике, русскому языку, обществознанию и другим предметам станут настоящим подспорьем для родителей. Благодаря таким пособиям с правильными ответами на задания им будет легче объяснить своему ребенку материал, который он не понял на уроке, и даже помочь ему справиться со сложным упражнением.
На нашем сайте есть большой список сборников, которые содержат правильные ответы на все задания. Это полностью решенные примеры и задачи по математике, вставленные пропущенные буквы и знаки препинания в русском языке, а также переводы слов и текстов на иностранные языки. Практически все ГДЗ для 1-4 классов иллюстрированы яркими рисунками, а готовые задания в них сопровождаются разборчивыми схемами, таблицами и даже краткими пояснениями.
Помимо стандартных сборников с готовыми домашними заданиями из учебников, здесь вы найдете ответы к упражнениям из рабочих тетрадей, а также к контрольным и самостоятельным работам.
Решения для средней и старшей школы без подписки
С каждым годом изучение того или иного предмета, начиная с пятого класса, становится все труднее даже для отличников. Бесконечные домашние задания, не всегда понятные темы и огромное количество правил – основная причина того, что дети просто не успевают за школьной программой. Сборники ГДЗ для 5-11 классов помогут вам справиться с самыми сложными заданиями, усовершенствовать свои знания, а значит, повысить успеваемость.
Современные пособия содержат огромное количество полностью разобранных типовых заданий по разным предметам. Публикации по точной науке содержат ответы на примеры и уравнения, формулы, алгоритмы и действия для решения задач, заполненные таблицы с исходными данными, графики и построенные фигуры.
Решения для 5-11 классов по географии и биологии включают в себя заполненные схемы и контурные карты с нанесенными на них всеми объектами и другими отметками. Помимо ответов на упражнения, сборники по русскому и иностранным языкам, а также литературе содержат переводы текстов, краткие сочинения, диалоги, работу с предложениями и т. д.
Со сборниками ГДЗ для 5-11 классов можно не только быстро списать правильный ответ на задания, но и сравнить свои решения, а значит, самостоятельно проверить собственные знания. Вперед, за знания и хорошие оценки!
Антипец Е.П.
учитель истории
и обществознание
МБОУ СОШ № 42
Домашнее задание по истории: содержание и методика организации.
Одним из спорных вопросов современного урока является вопрос домашнего задания. Как бы увлекательно ни раскрывал учитель новый исторический материал, как бы активно ни работали учащиеся на уроке, их внимание по тем или иным причинам может быть отвлечено в ущерб восприятию содержания урока. Не всегда у учителя есть возможность раскрыть новый материал на уроке в полном объеме. По разным причинам более подробно останавливаемся только на наводящих, основных, наиболее сложных вопросах, а остальные излагаются кратко, либо студентам предлагается самостоятельно освоить материал, не требующий объяснения со стороны преподавателя. Некоторые учителя используют вредный прием – наказание домашними заданиями повышенного объема и сложности. Психологической основой этого является то, что некоторые взрослые подсознательно или сознательно убеждены в том, что школьное образование – это необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому до сих пор идут дискуссии: просить дома или нет? Каков допустимый объем и время выполнения домашнего задания? Как это влияет на производительность?
Несомненно, домашнее задание необходимо. Что предназначено для того, чтобы дать домашнее задание и не может дать урок? Умение работать спокойно, не спеша, не дожидаясь оценок учителя и товарищей; работать не с максимальным, а с оптимальным для конкретного ученика напряжением; самостоятельно планировать последовательность действий, ход проводимой работы; привлекать дополнительную литературу по желанию; ввести все знания в систему.
В процессе выполнения домашнего задания решаются следующие дидактические задачи:
вторичное повторение учебного материала темы урока;
повторение и осмысление учебного материала на уровне учебной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены обучающимися в результате изучения темы урока;
дальнейшее осмысление новой информации, полученной в результате изучения темы урока;
содействие развитию у студентов навыков самостоятельной работы.
Объем домашнего задания должен соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательной организации СанПиН 2.4.2.1178-02. Согласно этим требованиям время на выполнение домашних заданий по всем предметам распределяется следующим образом:
в 5-6 классе — до 2,5 часов;
в 7-8 классах — до 3 часов;
в 9-11 классах — до 4 часов.
Таким образом, объем домашнего задания по истории должен укладываться в установленные рамки. Во избежание перегрузки учащихся преподаватель обеспечивает правильную дозировку заданий по объему и сложности. Он должен соответствовать учебному материалу, изучаемому на уроке. Допускаются домашние задания продвинутого характера.
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашнее задание в понедельник. Домашнее задание можно давать в начале урока и уточнять в его конце с учетом того, что удалось узнать учителю по результатам изучения нового материала. Его также можно дать в конце урока. Учитель должен задать домашнее задание до звонка, дав необходимые пояснения по его выполнению.
В домашнем задании особое внимание следует уделять самому важному (базовые знания, предметы сильного усвоения) и тому, что усвоилось слабее или вообще не рассматривалось на уроке.
Существуют следующие виды домашних заданий:
Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:
заучивание материала учебника и его пересказ;
группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению;
осознание последовательности отдельных фактов и положений;
ответов на специально заданные вопросы преподавателя;
подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
выделение основного и второстепенного материала в тексте,
практическая работа: анализ исторических источников;
проблемно-познавательное задание, связанное с материалом предыдущего занятия;
письменных ответов на вопросы;
систематизация знаний и их обобщение (схемы, таблицы, справочники).
Направлены на развитие творческих способностей, исследовательских способностей и с учетом индивидуальных познавательных способностей и потребностей обучающихся, а также их возрастных возможностей:
сообщение или отчет о предложенной проблеме; состав
;
реферат;
эссе;
рисунки и т.д.
Эти виды домашних заданий могут быть предназначены для:
для закрепления покрытого материала;
для подготовки к изучению нового материала.
Нелегко подготовить для учащихся хорошую домашнюю работу, отвечающую всем дидактическим требованиям. Именно поэтому при подготовке к будущим занятиям учитель должен уделять этому вопросу не меньше внимания, чем изложению нового материала. Не раз приходилось убеждаться, что некоторые ученики не делают домашнее задание не потому, что ленятся, а потому, что не умеют к нему приступать, или не знают того теоретического материала, который нужен. В этом случае мы сами создаем склонность к формированию безответственности, непорядочности и других негативных качеств.
Поэтому требуются подробные, но краткие инструкции по выполнению домашнего задания. В инструкции должна быть указана последовательность работы (с чего начать, куда идти, как закончить), как работать (в одиночку или с другом, просто читать и пересказывать, читать частями и пересказывать, читать и одновременно рассматривать карта, схема, рисунок и т. д.). При этом следует проверить, насколько учащиеся поняли содержание работы и как ее выполнять. В этом могут помочь заметки. Большинство раздаточных материалов следует раздать учащимся 5-го класса. С появлением новых видов работ добавляются памятки, вклеиваемые в тетрадь.
Особого внимания заслуживает такой аспект организации домашней работы, как мотивация (пробуждение любознательности, совершенствование навыков, обращение к оценке своей работы с учетом индивидуальных склонностей учащихся).
Желательно, чтобы домашнее задание охватывало все стороны учебного процесса: усвоение содержания, навыки обучения и формирование мировоззренческих и нравственных убеждений. Целесообразно предлагать учащимся задания различного уровня познавательной самостоятельности (от репродуктивного до творческого).
Домашнее задание по истории необходимо строить на основе пройденного на уроке материала, который органически связан с ним и непосредственно вытекает из него. Поэтому в большинстве случаев домашнее задание дается в конце урока. Однако, когда учащиеся выполняют домашнее задание, иногда их просят повторить ранее изученный материал, тесно связанный с содержанием следующего урока. Так, например, учащиеся 6 класса более содержательно изучают вопрос о свержении татаро-монгольского ига при условии, что на предыдущем уроке им предлагается повторить дома материал о борьбе народов нашей страны с монголо- нашествие татар.
При этом при объявлении домашнего задания учащимся учитель должен учитывать реальные результаты закрепления. И в соответствии с ними корректировать объем и содержание предлагаемых заданий.
Домашнее задание учащихся по истории должно строиться не только на основе программы, но и на дополнительном материале, раскрывающем ее, например, историческом документе.
Домашнее задание строится в порядке постепенного усложнения. Например, после того как учащиеся овладели навыками и умениями составления хронологических таблиц (дата – событие; дата – событие – итоги, значение; дата – событие – содержание – значение), можно переходить к составлению более сложных видов таблиц: синхронных ( например, «Россия и ее соседи в 13 веке»: год — западные страны — русские земли — Монголия) и генеалогические (например, «Правление династии Рюриковичей». Аналогично организуется работа с другими учебными пособиями: картами, схемы, графическая визуализация и т. д.
Задания, которые ученик получает дома, не должны быть обременительными, а, наоборот, вызывать радость и удовлетворение от сделанного, сделанного. Поэтому оно должно быть необычным (элементом интереса), осуществимым и обязательно оцененным. В связи с этим необходимо выделить некоторые приемы организации домашнего задания по истории.
Сегодня многие учителя практикуют упреждающую домашнюю работу. Предварительное чтение параграфов учебника или других материалов является наиболее распространенным типом упреждающего задания. Предварительное чтение будет более эффективным, если использовать приемы т. н. «активное чтение»: вставка (выделение текста с помощью символов), ведение различных записей.
Безусловно, в современных условиях домашние задания должны способствовать подготовке к ЕГЭ. Составление плана ответа по теме (задание 35 ОГЭ). Целесообразно учить сообщение об исторической личности (такое мы часто ставим как творческое индивидуальное задание) строить по плану, который подразумевает задание 40. Самое сложное задание 39 (34 в ОГЭ), на мой взгляд, будет быть более осознанно выполнены выпускниками, если дать задание определить плюсы и минусы того или иного события, положительные и отрицательные результаты деятельности того или иного правителя.
Основная задача учителя при планировании урока – сделать так, чтобы не только материал на уроке был интересен и понятен ученику, но и чтобы домашнее задание стало увлекательным открытием.
Контурная карта для. Контурная карта
Марков В.Л., Жукова С.В., Седелкин М.А.,
методисты Городского методического центра
Знание карты и умение с ней работать в современном мире одинаково важно
, чем знание грамматики и математики.
1. Контурные карты называются контурными, потому что они показывают только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практической работы по географии. Контурная карта обычно не заполняется сразу.
2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочитайте задание учителя. Что именно нужно отметить? Повторите легенду по теме задания.
3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.
4. Для начала подготовьте остро заточенные карандаши и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
5. Любая карточка должна иметь заголовок, подписанный вверху карточки. Оно должно быть четким и лаконичным, а также иметь отношение к изучаемой теме. Не путайте имя вашей карты с названием шаблона карты.
6. Сравните контур области, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.
7. Подумайте, в каком порядке следует делать обозначение предметов, чтобы они не перекрывали и не мешали друг другу.
8. Определите символы, которые будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.
9. Все объекты, изображенные на карте, должны быть отражены в легенде (условными обозначениями), включая заливку (цвета), штриховку, пиктограммы, сноски и т.д. Легенда карты должна содержать расшифровку любого цветового обозначения.
10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут обозначаться зашкаливающими знаками (цифрами, буквами), а их названия подписываются условными знаками.
11. Тексты и названия географических объектов должны быть разборчивыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, блочным шрифтом.
12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносят черным цветом, гидрографию (водоемы) — синим цветом.
13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте размещения «дополнительной информации» на контурной карте. Оценка за правильно выполненную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если к работе добавлена дополнительная информация.
14. В зависимости от задачи объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, что и на печатных картах (см. карты в атласе).
15. Закрашивание предметов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Ни в коем случае не используйте фломастеры и маркеры!
16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую схему, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.
17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует руководствоваться градусной сеткой: название географических объектов необходимо писать по линиям градусной сетки, что поможет заполнить задание точнее.
18. Названия мелких объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно располагать справа от самого объекта, по параллели.
19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, следует располагать такой длины, чтобы их можно было прочитать, не переворачивая карточку.
20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключение составляют мелкие предметы. При этом надпись может располагаться рядом с этим объектом или дается ссылка в виде числа, которое расшифровывается в легенде карты (например, на карте: на объекте стоит цифра 1; дается легенда, расшифровка: 1 — озеро Ильмень).
21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов линиями не очерчиваются. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.
22. Должна быть система условных знаков. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.
23. Контурная карта сдается учителю географии своевременно в указанное время.
Примечание
Не используйте краску для заливки контурной карты. Обычно контурные карты делают на бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на цветных картах исправить сложнее.
При оценке качества предлагаемых заданий преподаватель учитывает не только правильность и точность выполнения заданий, но и точность их выполнения. Неаккуратно выполненное задание может привести к снижению оценки вашей работы.
На заметку учителю
На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся в целях закрепления знаний по географии и истории в рамках программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия в соответствии со стандартами Федеральная служба геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г. ).
Технические требования к контурным картам
1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и издаваться в трех формах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитой в учебные атласы.
2. Карты контурные печатаются в одну краску на бумаге писчей № 1 (ГОСТ 18510-73), офсетной бумаге (ГОСТ 9094-83), импортной писчей или картографической бумаге плотностью 70–100 г/м2.
3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, следует использовать картографическую бумагу (ГОСТ 1339-79) или мелованную бумагу (ГОСТ 21444-75 плотностью 80-100 г/м 2 ). Допускается использование для обложек других видов бумаги, в том числе писчей.
4. Все элементы должны быть напечатаны на контурных картах; на картографическом изображении не должно быть рваных или смятых мест.
5. Краска по всему картографическому изображению должна быть нанесена ровным плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.
6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с четкими, неразмытыми краями, не сминающимися при печати.
7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным нормам и правилам (СанПиН 2.4.7.702-98).
8. На контурных картах не должно быть механических повреждений, складок, масляных пятен и пятен площадью более 0,5 мм 2.
9. Контурные карты, выдаваемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.
10. Качество обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяют визуально.
Подробнее о стандарте можно узнать на портале нормативных документов ().
Контурная карта — особый вид бланковых географических карт, содержащих элементы географической основы и координатной сетки, предназначенные для выполнения учащимися учебных заданий по географии, истории и астрономии; на такие карты наносятся лишь контуры стран, основные объекты, процессы или явления. Они позволяют выполнять задания, применяя символы.
Энциклопедический YouTube
1 / 5
Контурные карты предназначены для использования с учебным атласом (обычно он издается в комплекте с контурными картами) и школьным учебником. Работа по контурным картам дает возможность лучше запоминать информацию, развивать внимание и логику. Способствовать запоминанию картографического содержания. Составление контурной карты требует аккуратности и аккуратности, соблюдения ряда правил. Разработана методика работы учащихся с контурными картами.
Контурные карты также используются в работе со студентами, однако он проходит через карты, предназначенные для старшей школы или созданные преподавателями вузов для проведения занятий со своими студентами. Крупные издательства не выпускают контурные карты для высших учебных заведений.
Контурные карты России
В 20-х годах XIX века в отечественной учебной картографии впервые появились прообразы современных контурных карт. Их называли «немыми картами» (лат. carta geografica muta), это были учебные географические карты без обозначения названий, которые требовалось надписывать от руки.
Первым таким сборником был «Учебный атлас», состоящий из немых географических карт (издан в Петербурге в 1829 г.). В конце предисловия к атласу было указано: «Эти листы составлены научным сотрудником П. Максимовичем, находящимся в Главной инженерной школе…». Максимович Павел Петрович был участковым инспектором Санкт-Петербургского учебного округа, членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. В «Географических ведомостях» к этому атласу было тщательно указано, что Максимович ставил «только те предметы, которые показались Управлению школы приличными при преподавании географии». В 2013 году эта коллекция стала одним из главных экспонатов выставки «Из истории отечественной учебной картографии» (Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, читальный зал Отдела картографических изданий).
Учебная картография сложилась в начале 20 века, когда наряду с широким распространением настенных карт были изданы «тетради-атласы», включавшие немые карты. Несмотря на это, в начале 20 века, особенно в провинции, контурные карты еще воспринимались учащимися с недоверием. Об этом идет речь в романе Якуба Коласа «На Ростани», действие которого происходит накануне Первой русской революции. В глухую деревню приезжает молодой учитель Андрей Лобанович, только что окончивший учительскую семинарию. Лобанович старается не ограничиваться школьной программой. Он хочет заставить своих учеников думать, надеясь, что это изменит их жизнь. Здесь он сталкивается с серьезными трудностями, в том числе с резко негативным восприятием контурных карт учащимися:
«Учеников верханской школы напугала немая географическая карта — такого у них никогда не было. Миних выступил от имени своих товарищей, заявив, что немая карта им незнакома и может навредить им на экзамене по географии. Учителя других школ одобрили поступок Лобановича, и на этом дело с немой картой закончилось».
Якуб Колас. О наростах. С. 95. РуЛит.
Контурные карты широко использовались в советский период, особенно после Великой Отечественной войны. Большую роль в их популяризации сыграла статья А. И. Стражева «Локальность в изучении истории. Историческое картографирование в классе и дома, опубликованное в журнале «Преподавание истории в школах».
Проблема использования контурных карт в обучении истории и методики работы с ней впоследствии поднималась в научных трудах Г. И. Годера, М. В. Ворожейкиной, М. Т. Студеникина, А. А. Вагина, в обучении географии — в статьях Коваленко Т. В. . Цикл статей по этому вопросу был опубликован А. А. Богдановой. Жучкевич В. А.проблеме использования контурной карты в процессе обучения географии посвятил монографию. Разработана методика работы с контурной картой для слепых и в коррекционной школе.
К началу 1990-х контурные карты в сознании обывателя стали отождествляться с работой учителя истории и географии. Об этом времени, когда он совмещал работу учителя и журналиста, рассказывает главный редактор радиостанции «Эхо Москва» Алексей Венедиктов:
«Я помню такую блестящую историю. Меня с другими корреспондентами позвали к Ельцину, мы пришли к нему, а его нет, он опоздал. Сидим и ждем… А у меня пятый класс, греческие войны, контурные карты, надо проверить — завтра тема закрыта. Я достаю эти карточки из портфеля и начинаю проверять их красным карандашом. Народ в бешенстве! А журналисты, которые тоже приезжали к Ельцину, заскучали и сказали: давайте, мы тоже проверим! Я тебе не дам, ты ни черта не знаешь, но это все метки. А вы нам пятерку, и мы на выкройке. Верно! Раздал карточки… А тут Борис Николаевич зашел, посмотрел, а люди сидят и поправляют карточки красными карандашами. Он спрашивает: «Это шо?» Сейчас Борис Николаевич, 9 лет.куски остались.
В настоящее время существуют осторожные, а иногда и стойкие сомнения в полезности традиционного подхода к созданию контурных карт:
«…польза рутинных упражнений по нанесению контуров («найти…», «подписать…», «применить…») спорна. Они тренируют только наблюдательность и зрительную память (да и то не тренируют, а проверяют, контролируют) и в этом смысле не больше способствуют развитию молодого человека, чем выявление пойманного на ощупь партнера при игре вслепую. и слепой. Контурная карта — это инструмент для обработки и контроля точности реальной карты. Работа с контурной картой мало способствует развитию собственно географического кругозора, пространственного мышления, понимания карты и реальной территории.
Рогачев С. В. Пространство России: Урок понимания карты. География. № 1. 1999. С. 1, 7-10.
Появились электронные бланки карт и атласы, сочетающие в себе свойства контурной карты, анимационных и мультимедийных средств, которые еще не получили широкого распространения в средней школе. Исследования в области мультимедийной бланковой картографии проводят: Лисицкий Д.В., Комиссарова Е.В., Вилков А.Ю., Кацко С.Ю.
Примечания
- По книге: География. Современная иллюстрированная энциклопедия. Москва: Росман. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.
- Справочник технического переводчика. Намерение. 2009-2013: контурная карта — учебная пустая тихая карта.
- Ахиев С. Н., Савинов А. А., Чурекова Н. Б. Методические указания по работе с контурными картами по истории Древнего Рима. Саратов. 2013.
- Симакова О. А. Работа с условно-графическими материалами как форма самостоятельной работы студентов-историков. Материалы международной научно-практической конф. Минск, 16-17 ноября 2006 Мн.: БГУ. 2006. С. 55-60.
- Кощеева Г.С. Картография с основами топографии. Учебно-методический комплекс. Тюменский государственный университет. 2014.
- Молокина Т. С. Развивающая обучающая многофункциональная карта. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Новосибирск. 2015.
- Кузьмина М. А. русская и итальянская прилагательная метафоризация в сопоставительном аспекте. Электронная библиотека диссертаций.
- Максимович, Павел Петрович (1796-1888). Географические листы, служащие пояснением к Учебному атласу, состоящему из немых карт, были составлены в Главном инженерном училище. Санкт-Петербург: в типографии Н. Греча, 1829 г. . 127 с.; 8° (23 см).
Карта мира 1
Карта мира 2
Зарубежная Европа
Великобритания
Франция
Италия
Германия
Зарубежная Азия
Индия
Япония
Китай
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Австралия
Гдз по географии 10 класс Контурные карты Дрофа Дик 2014География довольно увлекательный предмет. Интересно и взрослым и детям. Для усвоения материала достаточно внимательно слушать учителя на уроке и немного поработать дома (для закрепления). В десятом классе для изучения предлагается достаточно большое количество тем. А без учебника невозможно подготовиться к уроку самостоятельно. Современный учебник по географии для десятого класса написан очень хорошо: материал изложен ясно и доступно. В учебнике много иллюстраций, что облегчает его запоминание. Основные термины выделены другим шрифтом, что упрощает их запоминание.